Научная статья на тему 'Анализ маркетинговой деятельности Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова'

Анализ маркетинговой деятельности Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
235
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ МУЗЕЯ / МАРКЕТИНГ / МУЗЕЙ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецова Галина Сергеевна, Маланина Дарья Владимировна,

В исследовании проведен анализ маркетинговой деятельности социально-культурного учреждения музейного типа. Выделены сильные и слабые стороны организации, а также рекомендации по устранению имеющихся недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ маркетинговой деятельности Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова»

Анализ маркетинговой деятельности Красноярского художественного музея имени В.

И. Сурикова

Analysis of marketing activities of the Krasnoyarsk art Museum named after V. I. Surikov

Кузнецова Галина Сергеевна

Студент 3 курса Факультет Сибирский Федеральный Университет Гуманитарный институт Свободный проспект, 82А, Красноярск e-mail: redssscorpion@mail.ru

Kuznetsova Galina Sergeevna

Student 3 term Faculty of Siberian Federal University Humanitarian Institute Free Avenue, 82A, Krasnoyarsk e-mail: redssscorpion@mail.ru

Маланина Дарья Владимировна

Студент 3 курса Факультет Сибирский Федеральный Университет Гуманитарный институт Свободный проспект, 82А, Красноярск e-mail: micheletto. korella@yandex. ru

Malanina Daria Vladimirovna

Student 3 term Faculty of Siberian Federal University Humanitarian Institute Free Avenue, 82A, Krasnoyarsk e-mail: micheletto. korella@yandex. ru

Научный руководитель Костылев Сергей Валерьевич

Гуманитарный институт пр. Свободный, 82А, корпус № 24 (А), ауд. А-452 e-mail: profikost@mail.ru

Scientific adviser Kostylev Sergey V.

Humanitarian Institute PR. Free, 82A, building № 24 (a), AUD. A-452.

e-mail: profikost@mail.ru

Аннотация.

В исследовании проведен анализ маркетинговой деятельности социально-культурного учреждения музейного типа. Выделены сильные и слабые стороны организации, а также рекомендации по устранению имеющихся недостатков.

Annotation.

The study analyzes the marketing activities of socio-cultural institutions of Museum type. Identified strengths and weaknesses of the organization, as well as recommendations to address existing shortcomings.

Ключевые слова: Маркетинг социально культурной деятельности, маркетинговый анализ музея, маркетинг, музей, исследование.

Key words: Social cultural activity marketing, Museum marketing analysis, marketing, Museum, research.

Суриков Василий Иванович (12 (24) января 1848, Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова — одно из самых значительных собраний предметов изобразительного искусства за Уралом. В фондах музея насчитывается около шестнадцати тысяч единиц хранения.

Отдел искусства XX — XXI веков

Первый этаж жилого кирпичного дома, построенного в 1982 году У проспект Мира, 12

В настоящее время в здании находятся экспозиционные залы, фондохранение и служебные помещения

Рисунок 1. Изображение одного из помещений музея

В настоящее время музей не только достойно выполняет функции собирания, хранения, экспонирования и изучения предметов искусства, но и одновременно стремится быть центром просвещения, разрабатывающим всевозможные образовательные программы, уникальные мероприятия культурного досуга: лекции, музейные уроки, музыкально-художественные вечера, презентации, конкурсы, мастер-классы, викторины и многое другое.

Сотрудничая с крупнейшими музеями - организаторами художественных выставок, такими как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Красноярский художественный музей имени В.И.Сурикова открывает нескольким поколениям красноярских зрителей великие достижения мировой художественной культуры в ее лучших образцах.

Коллекции музея распределены по разделам, что является непременным достоинством в организации зонирования и так же удобно для просмотра посетителям музея. Также достоинством можно выделить то, что фонд музея достаточно разнообразен и постоянно пополняется.

Виды платных услуг согласно уставу учреждения.

1. Услуги по созданию экспозиций по договорам с физическими и юридическими лицами;

2. Предоставление музейных предметов и музейных коллекций для организации экспозиций и выставок вне Музея;

3. Проведение лекториев, тематических лекций, семинаров, творческих вечеров, мастер-классов, иных культурно-массовых мероприятий;

4. Фото-, видеосъемка, копирование музейных предметов;

5. Услуги по проведению экспертизы музейных предметов и коллекций, по вопросам атрибуции произведений искусства, определения их культурного и художественного значения:

6. Предоставление научных, архивных, библиографических материалов;

7. Предоставление услуг с использованием копировально-множительной техники и автоматизированного оборудования Музея;

8. Прокат кинофильмов;

9. Аренда помещений Музея в установленном порядке.

Ценовая политика учреждения имеет достаточно гибкий характер. Стоимость льготного билета 80 рублей, обычного 150. Посещение лекций варьируется от 150-350. Цены непременно являются достоинством данного музея, так они достаточно приемлемы как для льготных категорий граждан, так и для людей с более высоким достатком.

Одной из задач музея является построение отношений со своим посетителем, создание комфортной атмосферы для получения знаний и впечатлений, которые станут еще одним шагом в эстетическом и духовном развитии.

Девиз музея: «Раскрой сердце красоте!».

Миссия музея - быть образцом вкуса и качества в художественной среде, являться источником вдохновения, образования для всех категорий населения.

Рисунок 2. Время работы художественного музея

Работает обратная связь (посетитель в форме анкетирования может выразить свое мнение по работе учреждения, независимая оценка качества).

В среднем по всем критериям по данным анкетирования за 2016 год работу музеев оценили: «отлично» - 53% опрошенных; «хорошо» - 35%; «удовлетворительно» -7%; «неудовлетворительно» - 1%; затруднились ответить - 4%.

Итого: 95% респондентов удовлетворены качеством оказания услуг музеями.

На сайте так же имеется версия для слабовидящих, виртуальная экскурсия и англоязычная версия, что значительно упрощает пользование сайтом.

Замечание по виртуальной экскурсии: информация прогружается достаточно долгое время, пользоваться экскурсией несколько неудобно из-за отсутствия переключателей и указателей на картинке. Например, ты видишь зал и хочешь в него попасть, была бы кнопка, нажала бы и сразу перешла, а так тебе приходится перемешаться в другой раздел виртуальной экскурсии чтобы попасть в нужный зал, а если ты захочешь вернуться на прежнее место, то необходимо проделать аналогичный ряд манипуляций. Это несколько усложняет условия по пользованию виртуальным туром и является скорее отталкивающим моментом, нежели притягательным сегментом музея.

Рисунок 3. Схема помещения в виртуальной экскурсии музея

Отсутствие табличек компенсируется схемой помещения, где ты можешь выбрать нужный зал. Но как ты определишь нужный зал, если ты там еще не была и лишь название зала тебе ни о чем не говорит? Увидев картины и указатели рядом, ты смогла бы сориентироваться более точно, интересно тебе это или нет.

Еще одним недостатком виртуальной экскурсии по музею является отсутствие увеличительных кнопок (масштабирование), т. е. ничего нельзя увеличить, все изображения и атмосфера доступны лишь в одном масштабе, что тоже непродуманно. Потому что вдруг посетитель сайта захочет разглядеть более тщательно детали окружения и погрузится в атмосферу картины, для этого важны мелочи и детали, которые здесь просто отсутствуют, ведь не у всех категорий граждан есть возможность посетить музей, как быть с ними?

Информация на сайте постоянно обновляется, анонсы ближайших мероприятий подробно описаны, все условия для удобной коммуникации налажены и работают.

В 2018 году активно работала маркетинговая компания учреждения по продвижению собственного продукта и представляет собой список следующих действий:

1. Празднование 60 -лития музея;

2. Презентация музейного центра для детей с различными социальными и физическими возможностями;

3. Размещение рекламы на Тв и радио, а так в интернет источниках;

4. Организация пресс- конференции и интервью на радио;

5. Разработка и проведение маркетинговых исследований на выставках и мероприятиях;

6. Мониторинг востребованности музейных предложений

7. Анализ потребностей посетителей;

8. Мониторинг деятельности «конкурентов»;

9. Рекламно-полиграфическое сопровождение выставок;

10. Печать и рассылка пригласительных на мероприятия;

11. Изготовление роликов о музейных выставках и проектах.

Транспортная логистика обеспечена хорошо. Преимуществом является одноименная остановка, формирующая на подсознательном уровне о знании месторасположения музея. Потенциальный посетитель мог не ходить в музей, но если он проезжал одноименную остановку, то точно знает, что рядом расположен музей. И при появлении необходимости по выбору учреждения культуры музейного типа у человека автоматически в памяти всплывет данный музей.

Краткая характеристика фондов музеев.

Число предметов основного фонда на конец года в 2016 году составляло 10442 единиц, в 2017 году составило 10513 (возросло на 71).

Число предметов фонда, которые экспонировались в течении отчетного периода на 2016 год составляли - 1862 единиц, в 2017 году составили 1875 (увеличилось на 13 единиц).

Число предметов фонда, требующих реставрации в 2016 году составляло 400, в 2017 году составило 610 (увеличилось на 210, в течении года не ремонтировалось).

Отреставрировано в отчетном периоде за 2016 год - 34 единицы (требуется 400), за 2017 - 47 единиц (нужно 610). Это говорит о том, что нет ресурсов для реставрации и привлечение средств на данном этапе осуществлялось в недостаточном (для реставрации всех предметов) количестве.

Число музейных предметов, внесенных в электронный каталог в 2016 году составило - 7695, в 2017 году возросло на тысячу и составило 8695.

Из них, доступных в интернете в 2016 году - 2424, в 2017 - 2511 (незначительное возрастание на 87

единиц).

Число посещений в 2016 году 29.9 тыс. в 2017 году - 31.9 (возросло на 2 тыс.).

Число индивидуальных выставок и экспозиций всего в 2016 году составило 25.3, в 2017 году - 26 (незначительное увеличение, практически остались на том же уровне), из них посетители льготных категорий в 2016 - 9.3 тыс. чел., в 2017 наблюдается значительный прирост и составляет уже 19.1 тыс. чел. Из чего следует вывод, что в течении рабочего года велась активная работа по привлечению посетителей льготных категорий.

Число экскурсий с 2016 года на 2017 сократилось на 4, было 417, стало 413 (сокращение кадров).

Если в 2016 году численность персонала насчитывала 102 единицы, то в 2017 - 93 (9 человек убыло; возможно, это продиктовано автоматизацией процессов).

Таким образом, в заключении можно подвести итог с помощью вычленения положительных и отрицательных сторон музея, рекомендаций по усовершенствованию и устранению недостатков.

Плюсы:

• Богатая коллекция произведений искусства, включающая в себя произведения классиков русской живописи;

• Предоставление разнообразных платных услуг;

• Демократичная ценовая политика;

• Подробный и хорошо оформленный сайт, музей максимально открыт потребителю, предоставляет подробный отчёт о своей деятельности и предоставляемых услугах, мероприятиях, сайт своевременно обновляется и красиво оформлен, активно ведёт страницы в социальных сетях, сайт предоставляет возможность перейти в режим для слабовидящих или для англоговорящих, музей предоставляет возможности для коммуникации;

• Музей удобно расположен, до него легко добраться на транспорте, остановка названа в его честь;

• В здании по адресу: пр. Мира, 12 установлена современная система освещения, косметический ремонт, модернизация системы отопления;

• В здании приятно находиться;

• Музей широко известен в Красноярске благодаря известности Сурикова (нейминг), взаимодействию музея со школами, наименованию остановки в честь музея;

• Инклюзивность: пандус для колясок, специализированный туалет;

Минусы:

• Время работы не позволяет посетить музей людям, которые работают по стандартному графику с девяти до шести. Такая возможность предоставляется только в среду и четверг.

• Качественное взаимодействие между молодыми сотрудниками, генерирующими и разрабатывающими новые идеи, и музейными старожилами, обладающими уникальным знанием музейных экспонатов. В целом это сказывается на глубине и качестве проводимых мероприятий;

• Проблемы с виртуальной экскурсией;

•Условия фондохранения и реставрационной мастерской частично соответствуют современному уровню: требуется ремонт помещений, значительное увеличение площадей, оснащение современным оборудованием;

• Специальной выставочной площади для постоянных экспозиций музей не имеет, как и современной системы подвеса;

• Уровень информатизации Музея можно определить, как низкий, позволяющий только на 50 % обеспечивать работу сотрудников (имеющаяся техника работает на пределе своих сроков службы);

• Инклюзия распространяется только на инвалидов-колясочников, когда как, например, на выставке для слепых сотрудники музея не объясняли, как взаимодействовать с оборудованием;

• Представления сотрудников музея об его аудитории не соответствуют действительности (проблема, характерная вообще для музейного маркетинга в принципе): они думают, что их аудитория однородна и в музей приходит за искусством, активно им интересуется, когда как на деле мотивация может быть разной: привести детей или друзей, провести время с друзьями, потому что нравится атмосфера, отдохнуть в тишине, посетители-туристы.

Рекомендации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Изменить график работы музея на более лояльный, рассчитанный на широкую аудиторию, в том числе рабочих категорий граждан;

• Наладить виртуальную экскурсию на сайте;

• Проследить за улучшением взаимодействия между сотрудниками и посетителями, так как в ряде случаев на посетителей не уделяется вообще никакого внимания (кроме формальных норм приличия);

• Провести ремонт помещений, увеличить площади, оснастить современным оборудованием для выставок, обновить компьютерную технику;

• Более активно работать с попечительским советом музея, привлечь его для решения вышеописанных проблем;

• Ввести другие инклюзивные технологии, например, для слабослышащих (индукционная петля) или слабовидящих.

Список используемой литературы:

1. Акт государственной историко-культурной экспертизы от 19.11.2011

2. Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пособие / Под ред. Н.К. Моисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 304 с.

3. Музыкант В. Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями. - М.: Эксмо, 2008. - 832 с.

4. Отчет о работе КГБУК «Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова» за 2017 год

5. План мероприятий по повышению качества оказания услуг Красноярским художественным музеем имени В.И. Сурикова на 2017 год

6. План работы КГБУК «Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова» на 2018 год

7. Приказ службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края № 10 от 19.01.2016

8. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. - М.: Эксмо, 2006. - 432 с.

9. Русское искусство XVIII — нач. XX в.: Путеводитель по залам Красноярской художественной галереи / Сост. Т. М. Ломанова, Н. В. Симкина. Красноярск, 1982.

10. Суриков В. И. Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева. М.: 1960

11. Устав Краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.