Научная статья на тему 'Коммуникативное пространство музеев Сибири: история и современность'

Коммуникативное пространство музеев Сибири: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
570
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА / МУЗЕЙ / МУЗЕЕВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ МУЗЕЙНАЯ / ПОСЕ-ТИТЕЛЬ / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / ФОРМЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИИ / ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ / МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / HISTORY OF MUSEUM BUSINESS / MUSEUM / MUSEOLOGICAL RESEARCH / COMMUNICATIONS MUSEUM / THE VISITOR / A MUSEUM SUBJECT / THE INFORMATION / FORMS OF MUSEUM ACTIVITY / AN INNOVATION / A MASS MEDIUM / MUSEUM SPACE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Труевцева О. Н.

В статье представлен анализ многолетнего опыта работы с посетителями в музеях Сибири (второй половины XX нач. XXI вв.). Материалы статьи основаны на документах и архивных источниках государственных архивов Российской Федерации, Алтайского и Красноярского краёв, Тюменской, Томской, Омской, Кемеровской областей и краеведческой литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative space of museums of Siberia: history and present

The article deals with the analysis of a long-term operational experience with visitors in museums of Siberia (the second half of the XXth century. Materials of the article are based on documents and archival sources of the state archives of the Russian Federation, Altay and Krasnoyarsk territories, the Tyumen, Tomsk, Omsk, Kemerovo regions and the study of local lore literature.

Текст научной работы на тему «Коммуникативное пространство музеев Сибири: история и современность»

УДК 9

О.Н. Труевцева

КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО МУЗЕЕВ СИБИРИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье представлен анализ многолетнего опыта работы с посетителями в музеях Сибири (второй половины XX - нач. XXI вв.). Материалы статьи основаны на документах и архивных источниках государственных архивов Российской Федерации, Алтайского и Красноярского краёв, Тюменской, Томской, Омской, Кемеровской областей и краеведческой литературы.

Ключевые слова: история музейного дела, музей, музееведческое исследование, коммуникация музейная, посе-титель, музейный предмет, информация, формы музейной деятельности, инновации, формы коммуникации, музейное пространство.

O. N. Truevtseva communicative space of museums of Siberia: history and present

The article deals with the analysis of a long-term operational experience with visitors in museums of Siberia (the second half of the XXth century. Materials of the article are based on documents and archival sources of the state archives of the Russian Federation, Altay and Krasnoyarsk territories, the Tyumen, Tomsk, Omsk, Kemerovo regions and the study of local lore literature.

Keywords: history of museum business, museum, museological research, communications museum, the visitor, a museum subject, the information, forms of museum activity, an innovation, a mass medium, museum space.

Туристы, побывавшие в Китае, не перестают удивляться обилию и многообразию музеев. Наряду с крупнейшими национальными, здесь успешно сосуществуют огромное количество малых музеев, которые есть практически в каждом населённом пункте.

Но главное, чем могут гордиться музеи — их посещаемостью. Основное внимание в работе музеев сконцентрировано на посетителе, его нуждах и потребностях. Это не только проявление национальной гордости своим историко-культурным и природным наследием, стремление к сохранению социальной па-мяти, забота о возрождении культурных традиций, обычаев своего народа, но и, в первую очередь, необ-ходимость привлечения туристов в страну и, тем самым, участие музеев в решении сложных экономических и социальных проблем государства.

Казалось бы для сибирских музеев высокая посещаемость — не бог весть какое откровение. Музеи Сибири имеют богатые традиции и уникальный опыт работы с посетителями, позволивший в трудные военные и послевоенные годы, в период перестройки и реформ 90-х гг. XX в. не только сохранить и приум-ножить национальное богатство, но и сделать его доступным для миллионов посетителей. Этот опыт уникален и требует научного изучения и распространения.

Первое десятилетие XXI века отмечено интенсивным уровнем развития туризма в регионах Сибири, что делает необходимым повышение привлекательности музеев и включение их в туристический бизнес. Эта проблема напрямую связана с развитием коммуникативной деятельности музеев и поиском форм и методов работы по повышению их посещаемости.

Великая Отечественная война привела к разрушительным последствиям. Из 47 музеев Сибири к концу войны только 20 краеведческих и 8 мемориальных смогли открыть свои экспозиционные залы для посетителей.

Послевоенная реэкспозиция музеев Сибири требовала значительных финансовых вложений: предстояло полностью восстановить экспозиционные площади многих музеев. Хотя в Сибири не проходили военные действия, но это был надёжный тыл, и здесь тоже «ковалась» победа. Многие музеи предоставили свои залы под госпитали, предприятия, для армейских подразделений. «Старой заброшенной баней», по горькому выражению директора Красноярского краевого краеведческого музея З.К.Глусской, выглядели экспозиционные залы после выселения квартировавших там в годы войны организаций «Главсевморпути» [3]. Енисейский районный краеведческий музей вынужден был в сентябре 1945 г. прекратить работу из-за обвалившегося потолка. Лишившись в годы войны помещений, Ачинский и Хакасский (Абаканский) краеведческие музеи до 1948 г. кочевали из одного помещения в другое в поисках площадей, необходимых для развёртывания постоянной экспозиции [8].

До 1943 г. залы Тюменского областного краеведческого музея занимал военный госпиталь. К 1945 г. удалось отремонтировать лишь 245 кв. м. экспозиционной площади, на которой разместились выставочные проекты всех отделов. Капитальный ремонт помещений проводили Ямало-Ненецкий окружной и Ишимский краеведческий музеи. Лишь Тобольский краеведческий музей, отметивший в 1945 г. своё 75-летие, обладал полной стационарной экспозицией, расположенной в 23 залах. Полная

экспозиция действовала и в Ялуторовском музее «Памяти декабристов», однако работать с ней было некому, так как единственным со-трудником, выполнявшим обязанности директора, заведующего хозяйством, печника и охранника, был 86-летний пенсионер.

Из четырёх музеев Томской области только Колпашевский музей располагал полной экспозицией. Ме-мориальные музеи И.В.Сталина и Я.М.Свердлова были закрыты на реэкспозицию, часть помещений кра-евого музея ремонтировалась, и поэтому все музеи области в 1945 г. смогли принять только 26 тыс. посетителей. Посещаемость Ойротского областного краеведческого музея в 1945 г. составила 100 чел.

[7].

Омский областной краеведческий музей, лишившись в годы войны значительной части экспозиционных площадей, к её окончанию смог занять экспозицией 580 кв. м. [9]. Читинский областной и Нерчинский рай-онный краеведческие музеи после войны основную экспозиционную работу построили на создании выставок, популярность которых, однако, среди населения была крайне низкой. На 6 организованных Нерчинским музеем выставках было представлено 680 экспонатов и проведено в течение 292 рабочих дней только 6 экскурсий. Такова общая панорама послевоенного состояния экспозиции сибирского музея.

В первые послевоенные годы работа с посетителями (просветительская) была наиболее активным видом музейной деятельности. Однако стремление музеев как можно полнее соответствовать «генеральной линии партии» приводило к тому, что музеи утрачивали неповторимость, превращаясь в агитпроповский придаток. Под неусыпным идеологическим контролем правящей партии в первые послевоенные годы находились все направления деятельности сибирского музея и в первую очередь содержание экспозиции.

В годы первой послевоенной пятилетки, наиболее востребованной и актуальной темой практически для всех музеев Сибири была тема, посвященная Великой Отечественной войне.

К годовщине со Дня Победы в Красноярском краевом краеведческом музее было решено открыть выставку «Край в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.». Для коллектива это было серьёзным испытанием, т.к. штаты музея были сокращены на 53 %. Из 66 сотрудников, работавших до войны, осталось 35, из них 19 - обслуживающий персонал. Только у 45% работников музея было высшее образование [14]. Однако после шестилетнего перерыва к руководству музеем вернулась

З.К.Глусская - высококвалифицированный, опытный, преданный музею работник. Она смогла сформировать дееспособный коллектив, привлечь к работе музея общественности, руководителей предприятий города и совместными усилиями в короткий срок удалось не только собрать сотни военных реликвий, но и привлечь в залы музея посетителей.

Экспозиционную работу музеев Сибири в годы послевоенной пятилетки составляла организация ста-ционарных и передвижных выставок. О сибиряках — участниках Великой Отечественной войны подго-товили выставки Новосибирский областной музей, Омский, Томский областные краеведческие музеи. Выставку Омского музея только в 1946 г. посетило 67 тыс. человек.

Послевоенные годы характеризуются более активным использованием музеев в качестве инструмента агитационно-пропагандистской деятельности партийных органов. Показательно в этом отношении участие музеев в избирательной кампании по выборам в Верховный Совет СССР. Подготовка к ней началась задолго до начала выборов. Например, в Красноярском крае 30 марта 1946 г. было объявлено социалистическое соревнование культпросветучреждений [5]. Сотрудники музеев на период выборов превратились в агитато-ров: читали лекции, проводили экскурсии, художественно оформляли избирательные участки. Но самая важная пропагандистская работа велась при подготовке выставок. Научные сотрудники музеев вели диалог с избирателями, пришедшими в музей для знакомства с выставками, по соответствующим содержанию выставок темам: «Права и обязанности граждан СССР», «Жизнь и революционная деятельность И.В. Сталина», «СССР на стройке после Великой Отечественной войны», «По ленинскому пути».

Республиканский краеведческий музей г. Улан-Уде за период предвыборной кампании организовал 8 выставок по теме: «Сталинская конституция — самая демократичная в мире» [11].

Музеи Иркутской области, подготовили стационарные и передвижные выставки: «Сталинская кон-ституция — знамя наших побед», «Сталин — творец Конституции».

Директор Новоудинского музея им. И.В.Сталина организовал выставку литературы в помощь агита-торам и проводил консультации и занятия по теме «Как проводить беседу с населением».

Первые послевоенные годы отмечены активным участием музеев в политической и хозяйственной жизни страны, поэтому принятие Верховным Советом СССР «Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950-е годы» означало, что для музеев начинался новый этап развёртывания экспозиционной и выставочной работы. Работа научных сотрудников музеев по созданию

экспозиций и выставок строго регламентировалась (выбор темы, разработка структуры и подбор экспонатов), перед сотрудниками экспозиционных отделов четко ставились идеологические задачи, определялись хронологические рамки каждого исторического периода, предоставлялись уже готовые ведущие тексты и аннотации [13].

Для корректировки идеологической направленности основных форм коммуникативной деятельности музеев в регионах Сибири были организованы зональные семинары-совещания музейных работников. Про-фессионализму и компетентности персонала отводилась значительную роль в успешной работе с посетите-лями. В годы войны и по окончании её штаты музеев были значительно сокращены. Уровень образования и квалификация музейных работников оставались крайне низкими. Лишь незначительная часть научных сотрудников имела высшее образование. Поэтому послевоенная пятилетка в развитии форм музейной ком-муникации не отличалась новаторскими поисками и предложениями и характеризовалась восстановлением экспозиций, разработкой экскурсий и лекций, отработкой уже известных форм привлечения в музеи посетителей. Отсутствие сотрудников, в свою очередь, привело к свёртыванию экспозиции в Алтайском краевом музее. В Бийском и Каменском музеях научные сотрудники вовсе в штатах не числились, создавал экспо-зицию и организовывал выставки директор.

Процесс демократизации общества, ослабление цензуры и контроля, характерные для второй половины 50-х годов XX в., привели к усилению издательской деятельности сибирских музеев, многие из которых воз-рождали старые краеведческие издания или создавали новые («Краеведческие записки», «Ежегодники», «Труды»). Устраивались выставки печатной продукции, на которых специалисты и любители краеведения об-менивались изданной литературой и информацией. Научные статьи сотрудников сибирских музеев стали появляться на страницах центральных журналов «Огонёк», «Советская женщина», «Вокруг света».

Развиваются и такие новые формы работы с посетителями, как организация вечеров, корпоративных встреч, встреч однополчан. Интересной формой работы музеев стала организация встреч трёх поколений: участников Великой Отечественной войны, военнослужащих и допризывников. В эти годы важную роль в установлении диалога музеев с населением играет телевидение. Восстанавливаются связи музеев со шко-лами. Школьники становятся участниками кружков по различным направлениям истории и краеведения: «Юный краевед», «Уголок природы», «Кружок юннатов», «Друзья музея» [12].

Существенные изменения коммуникативная деятельность музеев претерпела в 60-е годы. В этот период просветительская деятельность музеев была признана приоритетной. Ею стали заниматься не только сотрудники специально созданных для этой цели отделов массовой научно-просветительской работы, но и все без исключения научные сотрудники.

Улучшение благосостояния народа, увеличение свободного времени, развитие туризма, идеологичес-кие установки новой Программы КПСС, утверждённой XXII съездом партии, способствовали росту коли-чественных показателей работы музеев, диверсификации форм и методов с посетителями.

В 70-80 - е годы XX в., особенно щедрые на всевозможные юбилеи, использовались комплексные формы культурно-просветительной работы, например: «Эстафеты поколений», «Дни сельского труженика» с посещением сибирского ботанического сада (Томский областной краеведческий музей), чествования победителей трудовых вахт в честь революционных праздников, фотографирование у музейных реликвий.

Комплексность этих мероприятий заключалась в использовании разных форм работы (экскурсии, лекции, беседы, встречи, награждения, вручения комсомольских билетов и паспортов, приём в пионеры и т.п). Всё это проводилось в рамках празднования какого-либо юбилея и в целях эмоционального фактора подкреплялось экспозиционным показом реликвий.

Важной формой работы музеев в сельской местности были передвижные выставки, для которых использовались автобусы и другие виды транспорта. Железнодорожные поезда, теплоходы, самолеты и вертолёты, доставляли, например, выставки Томского краеведческого музея во все районы области. Только в 1972 году было сделано 73 таких выезда. Для обслуживания новостроек Красноярского края мемориальный музей-заповедник Шушенское использовал агитпоезда ЦК ВЛКСМ [2]. Тюменский областной краеведчес-кий музей арендовал самолёт для работы с жителями отдалённых районов области. Передвижные выставки Читинского областного краеведческого музея размещались в «вагоне-клубе» [6].

В 80-е годы доля выставок краеведческого характера заметно увеличилась и постепенно этот вид деятельности занял доминирующее положение в работе большинства музеев Сибири.

В эти годы развивалась и такая форма рекламы, как обмен выставками между музеями разных городов. Разнообразие коллекций привлекало посетителей, повышало популярность музея, способствовало укре-плению его финансового положения.

Последнее десятилетие XX в. внесло значительное оживление в музейную коммуникацию. Экономии-ческий кризис, финансирование по «остаточному принципу», переход на самоокупаемость и самофинансирование, отсутствие политического руководства не испугало, а наоборот, явилось мощным импульсом, толчком к началу модернизации. Музеи Сибири не торопились с введением новых форм хозяйствования. Далеко не сразу ими овладела и «гласность». Темы сталинских репрессий, религиозной, дореволюционной тематики, «белых и темных пятен в истории» постепенно были приняты к комплектованию и экспони-рованию. Отсутствие идеологических директив и установок приводило администрацию и сотруд-ников музеев к необходимости использовать выставки как наиболее эффективную, не трубующую больших затрат форму работы с населением.

Постепенно творческий поиск многих музеев Сибири, выбор тематики и экспонатуры выставок получил всенародное признание и одобрение. В музеи впервые шли не по принуждению, а по личной потре-бности получить необходимую и интересную информации и новые знания. Стремление населения к сохра-нению культурного наследия вызвало бурный рост провинциальных музеев, привело к модернизации ос-новных направлений их деятельности, поиску новых форм работы с населением.

В конце XX в. многие музеи Сибири получили международное признание и поддержку. Красноярские музейные биеннале стали уникальным явлением в Сибири. Международная ассоциация «Открытый музей» также нашла сторонников во многих музеях Сибири. Архитектурноэтнографические музеи Иркутской области - «Ангарская деревня», «Тальцы», историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» создавались на основе изучения опыта европейских музеев. Инновационная деятельность Детского музея г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, перепрофилизация мемориальных музеев В.И.Ленина и И.В.Сталина в регионах Сибири (Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», Культурноисторический Центр г. Красноярска, Мемориальный музей И.В.Ста-лина в с. Курейка Красноярского края и др.) свидетельствовали о проникновении идей новой музеологии в далёкую Сибирь [1].

Инновационные находки музеев Сибири последнего десятилетия XX в. значительно расширили диапазон форм и методов коммуникативной деятельности.

Музейная коммуникация нового тысячелетия отражает влияние глобализации и особенно наглядно про-является в развитии международных связей. Показателем международного сотрудничества, интеграции форм и методов работы музеев являются музейные ночи, шествующие последнее десятилетие по музеям всех кон-тинентов. Важно, что в этот процесс всё активнее вовлекаются малые музеи. В 2011 году к акции «Музейная ночь» присоединились свыше 100 музеев различных регионов Сибири. За четыре года проведения акции количество участников алтайской «Музейной ночи» возросло до 43 краевых, городских, ведомственных, частных музеев, галерей и выставочных залов, причем 13 их них - в различных посёлках и районных центрах края.

Музеи Сибири представляют свои выставочные проекты в разных странах мира: Национальный музей Республики Алтай — во Франции, Музей природы и Человека ХМАО - в провинции Хунань (КНР). Сегодня уже никого не удивляет участие сотрудников музеев в международных научных конференциях, симпозиумах.

Характерной особенностью трансляции информации в современных условиях является интерактив-ность. Интерактивность становится обязательным условием при создании новых, т.н. дидактических музейных экспозиций и выставок, предлагающих обязательную активизацию посетителей, включение их в производство, реконструкции, театрализованные представления, игры, путешествия. Полное погружение в экспозицию достигается разнообразными способами: использованием мультимедиа, робототехники, спецэф-фектов, виртуальной реальности. Интерактивность рассматривается как способ глубокого эмоционального воздействия. Ярким примером тому может служить работа с посетителями в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» - уникальном собрании памятников истории и архитектуры народов Восточной Сибири XVII - XX вв. Музей входит в пятерку крупнейших музеев под открытым небом России. Здесь ежегодно проходят театрализованные действа - народные гуляния, празднования Масленицы, Пасхи, Троицы, Спаса. Выступления профессиональных фольклорных ансамблей и коллективов помогают посетителям музея погрузиться в атмосферу праздника. Этнографический музей народов Забайкалья, например, представляет специальную программу для новобрачных «Свадьба в музее». Молодая пара попадает в мир бурятской, русской, казачьей, эвенкийской деревни, где с соблюдением красивых, запоминающихся древних традиций, празднуется брако-сочетание точно так же, как это делали наши славные предки.

Двадцать первый век отмечен ростом профессионального мастерства сотрудников музеев. По мере расширения доступности компьютерной техники и технологии сотрудники достаточно активно осваивают новое для них информационное пространство Интернет, что позволяет говорить о серьёзном интеллекту-альном потенциале научных работников. В настоящее время созданы сайты всех республиканских, област-ных, краевых музеев Сибири. Нельзя не отметить, что значительную финансовую поддержку музеям Сибири в 90-х годах прошлого века оказал институт «Открытое общество» Фонд Сороса. Именно при поддержке этого фонда музеи Сибири в середине 90-х годов начали активно осваивать международную компьютерную сеть. В 1996 году, при поддержке Фонда, в Новосибирском областном краеведческом музее состоялось открытие узла сети Интернет, оснащенного современным телекоммуникационным оборудованием. В 1997 году Алтайский государственный краеведческий музей реализовал проект создания серии виртуальных выставок по коллекциям музеев. Первой в этой серии стала выставка «Акинфий Демидов и Алтай». Аналогичная работа была осуществлена в Новосибирском, Тюменском, Омском областных музеях.

Омским государственным историко-краеведческим музеем (ОГИКМ) реализовано несколько Интер-нет-проектов: сервер «Музеи Омского Прииртышья», «Каталог редких и ценных музейных предметов районных музеев Омской области»; «Музеи Сибири», «История и культура немцев Сибири: по материалам архивных и музейных коллекций», «Нумизматическая коллекция ОГИКМ», «Русские укреплённые линии и сибирское казачество ХУП-нач. ХХ вв. (по материалам ОГИКМ) ».

Важно, что сотрудники музеев Сибири продолжают поиск презентации Сибирских музеев в Интернет.

В настоящее время, в связи с включением в туристическую сферу деятельности, музеи Сибири активно развивают новое направление коммуникативной деятельности - специальные музейнотуристические про-граммы. Это одна из форм комплексной презентации коллекций музея, включающая эстетический, ком-муникативный и фандрайзинговый аспекты.

Сотрудничество музеев с туристическими фирмами, которые могут вкладывать средства в организацию музейных мероприятий (детских праздников, выпуск совместных буклетов, музейнотуристских выставок), уже не первый год используется музеями обширного региона. В основе совместных проектов - общность интере-сов. Такие программы разработаны музеями Тюменской, Кемеровской, Омской, Томской областей, Крас-ноярского, Алтайского краёв, Республик Бурятия и Алтай. Эти программы имеют эксклюзивный характер, не бывают массовыми, корректируются для каждой конкретной группы туристов (посетителей музея). Основное направление - приведение экспозиционноэкскурсионной работы в соответствие с запросами туристов и отработка форм и методов взаимодействия с посетителями, развитие сотрудничества с турбизнесом.

Подводя итог изучению развития коммуникативной деятельности музеев, необходимо отметить, что музеи Сибири адекватно реагируют на вызовы времени. Оценивая в целом коммуникативную деятельность сибирских музеев за более, чем полувековой период, можно с уверенностью сказать, что музеям удалось восстановить и укрепить свой институциональный статус, показать уникальные адаптивные возможности к выживанию в сложных экономических и социально-политических условиях и также стать заметным яв-лением в мировой музейной практике.

Литература

1. Вестник ассоциации «Открытый музей». - 1997№1-2. - С.37-39.

2. ГААК.Ф.Р-2084.- Оп.1.- Д.562. -Л.84-86.

3. ГАКК (Государственный архив Красноярского края). Ф. Р-795.- Оп.1.- Д.44. -Л.77.

4. ГАРФ.А-534.- Оп.1.- Д.250. -Л.3-7.

5. ГАРФ.Ф 7901.- Оп.1.- Д.586. -Л.156-163.

6. ГАРФ.Ф.10010.- Оп.1. -Д.895. -Л.94.

7. ГАРФ.Ф.10010.- Оп.4.- Д.231. -Л.1-20; Ф.А-534.- Оп.1. -Д.250. -Л.3-20.

8. ГАРФ.Ф.10010.- Оп.4. -Д.319. -Л.13; Музейные ведомости: газета Хакасского республиканского краеведческого музея. - 1993. -.№ 3. 9 мая.

9. ГАРФ.Ф-А-534. -Оп.1. -Д.250. -Л.3-7.

10. Детский музей г. Ноябрьска: Концепция развития. - Ноябрьск; Москва, 1992. - 97 с.

11. Культурное строительство в Бурятской АССР 1917-1981 гг: документы и материалы.- Улан-Уде: Бурят, кн. изд-во, 1983. - С. 255.

12. НА НИИК.Ф.181.Оп.6.Д.180.Л.89, 90, 91,142; Иркутский областной краеведческий музей: к 175-летию со дня основания //Записки Иркутского областного краеведческого музея. - Иркутск, 1958. - С. 14-15.

13. О краеведческих музеях. Основные положения. - М.: Госкультпросветиздат, 1949. - С.24.

14. Патрушев В.Ф. Навечно в памяти народной // Век подвижничества. - Красноярск: Кн. Изд-во, 1989. - С.

105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.