Научная статья на тему 'Комплексный проект «Сибиряки вольные и невольные». Опыт создания открытого музейно-выставочного пространства'

Комплексный проект «Сибиряки вольные и невольные». Опыт создания открытого музейно-выставочного пространства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
429
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ АУДИТОРИЙ / EXHIBITION SPACE / EXHIBITION ACTIVITIES / MUSEUM COMMUNICATION AND MUSEUM AUDIENCES PREFERENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перехожев Святослав Валерьевич, Ширко Константин Николаевич

В статье описывается практический опыт создания музейного экспозиционного пространства, нацеленного на активное участие аудиторий музейной выставки в её функционировании и развитии, рассказывается о «виртуальном» сегменте этого пространства (интернет-портал «Сибиряки вольные и неольные), «реальном» её сегменте (одноимённая выставка в Томском областном краеведческом музее), анализируются мультипликативные эффекты и перспективы этого проекта. Делается вывод об анализе предпочтений аудиторий и формировании условий для реализации этих предпочтений как о перспективной платформе развития системы коммуникаций отечестеенногорегионального музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integrated project "Siberians voluntary and involuntary." The experience of creating an open museum and exhibition space

The article describes the experience of creating a museum exhibition space aimed at the active participation of audiences museum exhibition in its functioning and development, tells about the "virtual" segment of this space (internet portal "Siberians are voluntary and neolnye), the" real "its segment (eponymous exhibition Tomsk regional museum), analyzes the multiplicative effects and the prospects of this project. The conclusion of the analysis of audience preferences and shaping the conditions for the implementation of these preferences as a promising communication system development platform domestic regional museum. In 2013-2016 Tomsk Regional Museum is implementing the project "Siberians voluntary and involuntary", supported by Potanin. The article deals with the experience of the implementation of one of these projects "Siberians voluntary and involuntary" in the Regional Museum of Tomsk in 2012 2015 gg project is dedicated to the history of migration to Siberia (the voluntary resettlement in the early XX century, forced relocation first half -. The middle of the XX century) as well as a reflection of these migrations in the family of historical memory of modern Siberians.. In structural terms, the project is to create a mobile exhibition complex which includes: 1) national team and convertible copy of "Stolypin wagon", 2) the original and the number of copies of museum objects, 3) multimedia equipment, which allows us not only to demonstrate the variety of visual materials but also enhance the attractiveness of the exhibition effect (to create the illusion of motion, play in the "landscape" of the car window), and 4) related to the theme of the exhibition site of the museum. Authors of the project almost immediately abandoned the idea of a thematic site as a version of "web presence" off-line exhibition. Their goal does not include any electronic "abstract" real exhibition project, visible in remote access, but in principle the expansion of the exhibition area, which says that space a new quality the ability for visitors (real and "online"), expanding its exposition series by submitting your family history related to the topic of Siberian migrations. To date, the project includes more than three hundred family histories, its geography has moved beyond the Tomsk region, to participate in the project joined neighboring regions.

Текст научной работы на тему «Комплексный проект «Сибиряки вольные и невольные». Опыт создания открытого музейно-выставочного пространства»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2016. № 2 (22)

УДК. 069.01

DOI: 10.17223/22220836/22/18

C.B. Перехожев, К.Н. Ширко

КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ «СИБИРЯКИ ВОЛЬНЫЕ И НЕВОЛЬНЫЕ». ОПЫТ СОЗДАНИЯ ОТКРЫТОГО МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье описывается практический опыт создания музейного экспозиционного пространства, нацеленного на активное участие аудиторий музейной выставки в её функционировании и развитии, рассказывается о «виртуальном» сегменте этого пространства (интернет-портал «Сибиряки вольные и неольные), «реальном» её сегменте (одноимённая выставка в Томском областном краеведческом музее), анализируются мультипликативные эффекты и перспективы этого проекта. Делается вывод об анализе предпочтений аудиторий и формировании условий для реализации этих предпочтений как о перспективной платформе развития системы коммуникаций отечестеенногорегионального музея.

Ключевые слова: экспозиционное пространство, выставочная деятельность, музейные коммуникации, предпочтения музейных аудиторий.

Вопрос о взаимодействии музея с его аудиториями является самоочевидно важным для любого публичного музейного учреждения. При всей многогранности этого вопроса можно утверждать, что в основе этого взаимодействия лежит презентация музейного предмета, которая, в упрощённом виде, сводится к формуле «музей показывает - посетитель смотрит». Однако не менее очевидно, что показывать и смотреть можно по-разному, и от выбора способа представления музейного предмета зависит успех выставки, а в конечном счёте - деловая судьба данного музея, его роль и место в обществе. Критично важным является то, как принимается решение о проведении той или иной выставки.

Из практики можно назвать несколько способов принятия такого решения:

- по принципу «от фондов». Музей показывает то, «что у него есть». Фактор принятия решения - наличие предмета, который, так или иначе, надо публиковать;

- по принципу «от внешнего заказа». Музей показывает то, что хочет увидеть учредитель или внешний партнёр. Фактор принятия решения - административное воздействие или встречные блага для музея;

- по принципу «от мнения сотрудников». Музей показывает то, что считают нужным его работники. Факторы принятия решения здесь могут быть разными, но часто это простое отсутствие альтернатив на свободную площадь.

Все эти принципы имеют право на существование. Проблема, однако, в том, что при любом из них наблюдается некое противоречие: решение о проведении выставки определяют одни субъекты, а посещать и смотреть её предлагается совсем другим. Ни хранители коллекций, ни научные сотрудники музея посетителями выставок не являются. Внешние заказчики обыкновенно приходят на выставку о дин-два раза (на открытие и закрытие). Все прочие посетители, которые, как предполагается, и должны составить ауди-

торию выставки, оказываются для неё практически случайными людьми. В итоге музей сталкивается:

- с хронически низкой посещаемостью, которую не удаётся увеличить даже активной рекламой;

- невозможностью удерживать и наращивать посетительскую аудиторию, поскольку у посетителей часто возникает разочарование и ослабевает мотивация к повторному посещению музея;

- неустойчивостью результатов выставочной политики. Выставка отрабатывает свой календарный срок и остаётся в памяти разве что её авторов, не оставляя в сознании аудиторий никаких следов. Исключения из этого правила есть, но они чрезвычайно редки;

- ослаблением своего влияния на общество и перспективой прозябания на задворках актуальных повесток общественного сознания.

Может ли быть по-другому? Возможно ли создать пространство презентации музейного предмета, в котором позиция аудиторий если и не играет главную роль в выставочной политике музея, то существенно учитывается в ней, а тем самым обеспечивает и рост численности аудиторий, и устойчивость результатов выставочной деятельности, и возрастающую социальную капитализацию музея? Мировой опыт музейного развития может дать основания для положительного ответа на эти вопросы. Об этом, в частности, свидетельствует движение «экому-зеев» в Северной Америке и Западной Европе [1. С. 13-14]. Однако этот опыт по целому ряду причин не может быть образцом для копирования в региональных музейных сетях России. Возможно ли вышеуказанное пространство презентации в региональном российском музее?

Опыт комплексного выставочного проекта, реализуемого в Томском областном краеведческом музее имени М.Б. Шатилова (далее ТОКМ), позволяет предположить, что это возможно.

В 2013 г. ТОКМ стал победителем грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», финансируемого Благотворительным фондом В. Потанина, с проектом «Сибиряки вольные и невольные» (номинация «Технологии музейной экспозиции»).

Исходный замысел проекта заключался в идее представления в экспозиционном пространстве ТОКМ важной, разнообразной и многомерной исторической темы - переселений в Сибирь в XVII - первой половине XX в., добровольного переселенческого движения и практик принудительного перемещения людей в Сибирь.

В этой идее трудно увидеть что-либо оригинальное. Тема заселения Сибири актуальна в нашем регионе по определению. Значительная часть его жителей является прямыми потомками людей, оказавшихся в Сибири по добровольному или принудительному «сценариям», часто с сочетанием в семейной истории того и другого. Многие жители нашего региона являются носителями соответствующей семейной памяти, владельцами семейных реликвий, отражающих историю заселения Сибири и представляющих музейную ценность. При этом саморегулирующихся механизмов воспроизводства и сохранения этой памяти, по-видимому, не существует, - она стремительно утрачивается, каждое последующее поколение помнит всё меньше и меньше,

семейные реликвии становятся объектом музейного комплектования в сравнительно редких случаях.

В условиях современного образа жизни с его возрастающими информационными перегрузками это естественно и неустранимо в принципе. Между уровнем информационной нагрузки на сознание людей в настоящем времени и «долготой» памяти о прошлом существует обратная зависимость - чем больше информации приходится усваивать в настоящем, тем короче память о прошлом [2. С. 95]. Поэтому существует объективная потребность в целенаправленной инициативе по сохранению и трансляции этой памяти со стороны общественных и государственных институтов.

Музей является одним из таковых. Сохранение и распространение памяти о прошлом - его исконная социальная функция, которая, однако, не является беспроблемной. По замечанию Л.И. Скрипкиной, распространённые форматы музейной коммуникации (в частности, экспозиции и выставки) предусматривают подход к музейному предмету как к знаку или воплощению того или иного общественного процесса. Посетителю музея предлагается иллюстрация представления о прошлом, принадлежащего авторам данной выставки, или же музейный предмет, как воплощённая самоценность (при коллекционном показе) [3. С. 18-19]. Собственные представления посетителя о представляемой тематике существенной роли не играют, более того, предполагается, что этих представлений в «полноценном» виде изначально нет, а посетитель как раз приходит в музей, чтобы сформировать их в дополнение к уже имеющемуся у него знанию, полученному в системе образования и из чтения книг.

Следуя этому подходу, ТОКМ мог бы принять решение о презентации переселений в Сибирь, например, путём организации серии тематических временных выставок из собственных фондов, тем более что музейное собрание ТОКМ позволяет это сделать. Однако авторам проекта и руководству музея было понятно, что такой выбор означает пустую трату сил и средств, на выходе с высокой степенью вероятности получатся пустые залы и разочарование немногочисленных посетителей. Множество выставочных проектов музея прошло именно с таким результатом, что само по себе стало поводом для осмысления его причин. По итогам этого осмысления были сформулированы следующие предположения:

- современный посетитель ТОКМ, по-видимому, не испытывает потребности в «дополнительном историческом знании», получаемом путём «восприятия» музейных предметов как иллюстраций к представлениям авторов выставки по её теме. Он не испытывает информационно-зрелищных дефицитов, характерных для системы потребностей советских музейных посетителей и гарантировавших успех почти любому музейному зрелищу. Наоборот, современная музейная аудитория сталкивается с «перепроизводством» предлагаемой ему информации [4. С. 396]. Соответственно, посетитель музея пропускает мимо своего сознания всё, что он не идентифицирует, как актуальное лично для себя. В результате музейные модели исторических явлений, предлагаемые ему в музейных коммуникациях, функционируют как «мёртвая память», репрезентирующая неактуа-лизируемые когнитивные практики» [5. С. 8]. Исключения в виде заинтересованных посетителей встречаются на выставках, но они немногочисленны, во многом потому, что случайны. Сам же музей строит

свою выставочную политику как бы в расчёте на эту случайность, не формируя целенаправленно коммуникации с аудиториями и не управляя этими коммуникациями;

- музею следует задуматься о таких технологиях и организации выставок, которые позволяли бы учитывать личные интересы их потенциальных посетителей и вовлекали бы их во взаимодействие, адекватное этим интересам;

- очевидно, что музею необходимо такое коммуникативное пространство, в котором, по словам известного нидерландского музеолога и практика музейного дела Питера Потта, станет возможной «гибкая форма показа, стимулирующая личную увлечённость посетителя тем, что он видит перед собой» [6. С. 154]. Этот подход сотрудникам ТОКМ предстояло разработать и реализовать в рамках проекта «Сибиряки вольные и невольные».

Проект представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление семейных историй жителей регионов Сибири (прежде всего, Томской области), с их последующей концентрацией, систематизацией и включением в различные форматы музейных коммуникаций в экспозиционном пространстве ТОКМ.

Цель проекта состоит в создании пространства для презентации истории переселений в Сибирь с привлечением данных семейной памяти ныне живущих сибиряков, организованного музейными силами, средствами и ресурсами, с расширением и развитием аудиторий ТОКМ за счёт привлечения владельцев личной и семейной информации и развитием внешних связей ТОКМ за счёт проектных решений, генерируемых в этом пространстве. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

- создание тематического интернет-портала «Сибиряки вольные и невольные», открывающего любому пользователю возможность размещать свою семейную историю с обязательной премодерацией со стороны научного сотрудника ТОКМ. Этот портал представляет собой «виртуальный» сектор вышеуказанного пространства и позволяет создавать удалённые коммуникации ТОКМ с аудиториями - владельцами семейной памяти;

- создание одноимённой выставки, позволившей связать «внемузейный», онлайновый сегмент музейной презентации темы переселения в Сибирь с традиционным местом этой презентации - выставочными залами, проложить в музей маршрут для многочисленных публикаторов семейных историй, и наоборот, для посетителей выставки - в сообщество этих публикаторов на интернет-портале.

Структура портала предусматривает два больших раздела. В разделе «Библиотека» имеется возможность публиковать разнообразные материалы, отражающие различные контексты темы переселения в Сибирь. Раздел состоит из шести рубрик. В рубрике «Ликбез» представлены вспомогательные материалы (исторические и биографические справки, словари, опросники), которые могут помочь посетителям сайта сориентироваться в тематике, выстроить, написать и представить свою историю [7]. В рубрике «Исследования» представлены монографии, статьи, материалы этнографических экспедиций, посвящённые социальным, экономическим, политическим, этнографическим, источниковедческим аспектам переселения в Сибирь, истории отдельных поселений [7]. На момент написания этой статьи (май 2016 г.) в руб-

рике было размещено 49 исследовательских материалов. Рубрика «Документы» представляет письменные, фотографические, а также вещественные источники в виде фотографий из музейных фондов и архива ТОКМ, семейных архивов и собраний реликвий. Ко времени написания этой статьи в рубрике размещено 56 материалов, в том числе поимённые списки переселенцев различных поселений, документы поземельного устройства, документы по выдаче пособий переселенцам, акты выделений на хутора и отруба по Столыпинской аграрной реформе, крестьянские ходатайства и прошения и многое другое [7]. Рубрика «Публицистика» содержит пресс-релизы о событиях, связанных с реализацией проекта «Сибиряки вольные и невольные», материалы из средств массовой информации, профильные тематике проекта. Популярные материалы по истории переселенческих деревень, быту переселенцев, их персональным биографиям, краеведческие работы учащихся школ и вузов Томской области на темы, связанные с историей их семей и поселений, размещены в рубрике «Научно-популярная информация». В рубрике «Художественная литература» доступны отражающие тематику проекта произведения Г.М. Маркова, В.И. Белова, В.А. Колыхалова, Н.Д. Телешова, а также аудиовизуальные материалы проекта «Голоса сибиряков», представляющие собой личные и семейные истории сибиряков - потомков переселенцев в формате видеороликов, созданных с участием Государственной телерадиокомпании «Томск» [7].

Раздел портала «Истории» позволяет интернет-пользователям размещать в публичном доступе сведения по тематике проекта «Сибиряки вольные и невольные», которые сами эти пользователи считают важными (с предварительной модерацией научными сотрудниками ТОКМ). На время написания настоящей статьи в разделе «История» было размещено 376 материалов. В их числе можно выделить следующие:

- истории определённых семей, написанные членами этих семей, людьми, близкими к этим семьям, либо интервьюерами - сотрудниками ТОКМ. Их авторы пытаются проследить родословные этих семей, места проживания до миграции в Сибирь, обстоятельства появления их в регионе, рассказывают о занятиях, образе жизни предков, важных семейных событиях. В этих историях часто присутствуют элементы семейной легенды, иногда авторы не ссылаются на семейные архивы, но апеллируют к устным рассказам родителей, старших родственников, знакомых. Среди рассказчиков есть люди разных возрастов, полов, занятий, этнической, конфессиональной принадлежности, сословного происхождения. С точки зрения этнической принадлежности в этих историях представлены русские, поляки, литовцы, белорусы, латыши, эстонцы, украинцы, евреи, удмурты, немцы, татары. Представленные на интернет-портале материалы сообщают о семьях, утверждающих о своём крестьянском, казачьем, купеческом, даже дворянском происхождении;

- истории поселений - сёл, деревень, посёлков, существующих и исчезнувших, с которыми связаны судьбы рассказчиков и их семей. Некоторые рассказчики являются жителями этих поселений, другие - выходцами из них либо потомками выходцев. Имеются рассказы как добровольных переселенцев, так и ссыльных. В рассказах описываются природа вокруг этих поселений, занятия и заработки населения, коммуникации с внешним миром, хозяйство, образ жизни, досуг, питание их жителей, значимые события в жизни

поселений, семьи и отдельные персоналии, в них проживающие. Присутствуют сведения о судьбах земляков, покинувших по разным причинам эти поселения;

- истории о персоналиях - отдельных людях (родственники, соседи, знакомые). Некоторые такие истории рассказываются от первого лица, в формате интервью с сотрудниками ТОКМ. Это люди из разных поселений, различных возрастов, этнической принадлежности, вероисповеданий, с разными биографиями. В историях сообщаются факты их биографии, приводятся воспоминания о семье, работе, житейских делах, значимых для их судеб событиях, жизненные эпизоды, которые представляются рассказчику или интервьюируемому заслуживающими упоминания;

- истории о событиях, процессах, явлениях, оказавших влияние на судьбы рассказчиков и/или их родных и близких. Так, есть материалы о явлениях «коммеморативных», повествующие о событиях, значимых для всего общества, - о Первой мировой войне, Великой Отечественной войне, раскулачивании, депортациях, есть и рассказы о явлениях локального «личного» масштаба, так, одна из историй посвящена школе, в которой училась рассказчица;

- в небольшом (к настоящему времени) количестве представлена история предприятий - например, имеется материал, посвященный эвакуации радиотехнического завода в г. Томск во время Великой Отечественной войны.

Истории размещены на портале в текстовом виде и в формате видеороликов. Имеется возможность поиска и классификации историй по фамилиям, по периодам переселений, по географическим объектам, по ключевым словам их тематики. Авторы историй имеют возможность дополнять и обновлять свои материалы, посетители портала могут их комментировать.

Хронология историй охватывает XVII - первую половину XX в. География историй - четыре региона Российской Федерации: Томская область (в том числе город Томск, город Северск, Асиновский район, Верхнекетский район, Кожев-никовский район, Молчановский район, Парабельский район, Томский район, Чаинский район, Шегарский район), Алтайский край, Кемеровская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югру.

Выставка «Сибиряки вольные и невольные» представляет собой реальный, «оффлайновый» сектор спроектированного пространства презентации темы переселений в Сибирь. Этот выставочный комплекс может работать как в стационарном (в экспозиционном зале ТОКМ), так и в мобильном режиме. Экспозиция выставки создавалась, как «средовая», - её авторы стремились не столько показать предметы, связанные с переселением, как самодостаточную «воплощённую» ценность, сколько смоделировать атмосферу переселений в Сибирь и предоставить посетителю возможность заглянуть в мир, в котором, возможно, довелось пребывать персонажам его семейной истории. Поэтому в экспозиционном ряду выставки достаточно много копийных материалов и новоделов. В центре выставки - сборная и трансформируемая копия «столыпинского» вагона с инсталлированной в него аудиовизуальным оборудованием и технологией, позволяющей ощутить эффект движения и атмосферу микросреды его пассажиров. Представлены и подлинные предметы из фондов ТОКМ (утварь, посуда, одежда, обувь, иконы и т.д.). Выставка призвана мотивировать её посетителей к актуализации своей личной и семейной памяти, обращению к своим семейным архивам

и реликвиям, присоединению к сообществу публикаторов семейных историй на интернет-портале «Сибиряки вольные и невольные». С другой стороны, она функционирует как центр притяжения публикаторов семейных историй, ранее не посещавших мероприятия ТОКМ, увеличивая его посетительскую аудиторию.

Постоянными партнёрами проекта являются Асоциация менеджеров культуры России, Музей истории города Северска, Государственная телерадиокомпания «Томск», Северский кадетский корпус, Союз писателей России, Управление культуры, туризма и спорта Сургутского района ХМАО-Югры. Перечень партнёров проекта демонстрирует тенденцию к расширению в течение всего периода его реализации. Проект позволил существенно активизировать взаимодействие музея со средствами массовой информации, что позволяет привлекать к сотрудничеству новых людей и расширять аудиторию.

Музей рассматривает проект «Сибиряки вольные и невольные» как один из приоритетных инструментов увеличения собственного общественного влияния, в том смысле, в каком интерпретировал это влияние К. Хадсон: жизнеспособность, понимаемая как адекватность экономическому и политическому положению своей страны, соответствие реальным, а не воображаемым ожиданиям своих аудиторий, наличие научной основы для популяризации своего продукта [6. С. 169]. С этой точки зрения можно отметить некоторые результаты проекта, определившиеся за три года его реализации.

1. Привлечение первоначальных грантовых средств в проект и его реализация сформировали определённые финансовые и социальные мультипликативные эффекты. На перспективное развитие проекта были получены гранто-вые средства:

- от фонда Елены и Геннадия Тимченко (Всероссийский конкурс «Культурная мозаика» - на создание аудиовизуального ресурса «Голоса сибиряков», размещенного в структуре интернет-портала «Сибиряки вольные и невольные»);

- от благотворительного фонда В. Потанина на создание и постановку документального музейного спектакля «Чаинское восстание» (совместно со студией «TeaTp.doc»), который использует выставочное пространство «Сибиряки вольные и невольные» в залах ТОКМ, а также материалы историй, сгенерированные на одноимённом портале.

Это означает не только получение дополнительных средств, но и, что не менее важно, налаживание устойчивых связей с серьёзными агентами социокультурного пространства современной России, сотрудничество с которыми может породить новые проектные мультипликативные линии.

2. Музею удалось серьёзно заинтересовать проектом важных игроков культурного рынка из соседних регионов, пожелавших изучить, адаптировать и использовать его опыт для решения собственных проблем актуализации культурных ресурсов. Речь идёт об Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, приглашавшей руководителей и специалистов, работающих с проектом, на свою территорию для организации рекламно-просветительных мероприятий по проекту, адресованных музеям Сургутского района, и в особенности малым музейным структурам при школах и культурных центрах. Эти структуры хранят большое количество переданных им семейных реликвий и находятся на связи с широкой аудито-

рией в поселениях Сургутского района, активно интересующейся возможностями презентации семейной памяти. ТОКМ был готов предоставить этой аудитории вполне доступные технологии и организационный опыт, необходимые для этой презентации. В настоящее время в стадии оформления находится ряд совместных проектов, посвященных презентации семейных реликвий и историй Сургутской земли, которые, в случае их успешной реализации, также позволят монетизировать проект «Сибиряки вольные и невольные», расширить и укрепить с его помощью межрегиональные связи ТОКМ. Здесь же следует упомянуть, что в 2014 г. проект «Сибиряки вольные и невольные» стал призером межрегионального конкурса «Менеджер года 2014», проведённого в Красноярске Ассоциацией выпускников Программы Президента Российской Федерации по подготовке управленческих кадров для народного хозяйства [8]. Это стало свидетельством серьёзного общественного признания не только для проекта, но и для ТОКМ в целом.

3. В лице активных пользователей портала «Сибиряки вольные и невольные» ТОКМ получил новую, постоянно расширяющуюся пользовательскую аудиторию. Особенно важно то, что эта аудитория находится в обратной связи с музеем, между публикаторами историй и проектной командой существует регулярный контакт, обмен информацией по которому позволяет не просто видеть реальные нужды аудитории, но настраивать содержание и развитие проекта по этим нуждам в режиме реального времени. Так, проектная команда отследила потребность аудитории в рубрике портала, посвящённой поиску информации о родных и близких, связь с которыми была утрачена в прошлом, такая рубрика с соответствующим администрированием сегодня создаётся. Формирование и использование живой связи с аудиторией проекта также формирует возможности по планированию и корректировкам в сфере выставочной, культурно-образовательной работы, комплектования и многого другого.

4. Благодаря проекту ТОКМ приступил к созданию концентрированного и общедоступного информационного ресурса по тематике переселения в Сибирь. Появилась возможность собирать и обнародовать соответствующую информацию «в одном окне» из различных её хранилищ, в том числе из фондов ТОКМ, из фондов других музеев, из научного архива ТОКМ, из личных архивов и собраний семейных реликвий граждан, из библиотек, научных изданий, средств массовой информации. ТОКМ не рассматривает себя, как «владельца истории», т.е. инстанции, которая, по выражению А. Мегилла «имеет право контролировать то, что «мы» помним о прошлом и чьи «политические, культурные и социальные императивы будут доминировать в репрезентации прошлого в любой данный момент» [9]. ТОКМ скорее стремится к привлечению к своим ресурсам всех структур, почему-либо заинтересованных в изучении, интерпретации и репрезентации исторических данных. Это позволит не только существенно расширить внешние связи музея, но поспособствует развитию научных основ для презентации его фондового собрания

Можно утверждать, что в рамках комплексного проекта «Сибиряки вольные и невольные» Томскому областному краеведческому музею им. М.Б. Шатилова удалось спроектировать и создать выставочное пространство, которое позволяет:

- организовать обратную связь с заинтересованной пользовательской аудиторией, учитывать интересы этой аудитории в развитии выставочного проекта, увеличивать её;

- обеспечить устойчивое развитие выставочного проекта путём разработки и реализации «производных» проектов, поддерживаемых различными агентами сферы культуры;

- расширить круг социальных связей музея, привлечь новых партнёров, получить дополнительные доходы;

- выявить, сконцентрировать и передать в общий доступ ранее разрозненные материалы по истории переселений в Сибирь.

В целом реализация проекта «Сибиряки вольные и невольные» открыла музею большие перспективы в развитии системы его коммуникаций. Будущее покажет, насколько вышеописанный опыт создания и функционирования современного выставочного пространства может быть масштабирован и тиражирован в рамках выставочной политики музея. В любом случае, Томский областной краеведческий музей видит перспективы развития своих коммуникаций в реализации подходов своей основной деятельности, базирующихся на анализе предпочтений аудиторий и соответствующих коррекциях своих собственных представлений о внешней среде своей деятельности.

Литература

1. Сотникова С.И. Музеология как междисциплинарное знание // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Томск, 1820 марта 2002 г. Томск, 2002. С. 5-17.

2. Грусман В.М. Музей как институт формирования исторической памяти // Изв. Рос. гос. пед.ун-та им. А.И. Герцена. 2007. № 35, т. 8. С. 92-99.

3. Скрипкина Л.И. Историко-краеведческий музей как коммуникационная система XXI в. // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., Томск, 18-20 марта 2002 г., Томск, 2002. С. 18-27.

4. Загоскин Д.В., Пономарёв A.A. Информационные технологии как способ расширения музейной аудитории // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., Томск, 18-20 марта 2002 г. Томск, 2002. С. 396-398.

5. Смирнов Д. Музеефикация памяти и иммунодефицит сознания // Проект «Манчестер» : музеефицкация индустриального наследия: материалы Междунар. науч. конф., Иваново, 8-10 октября 2015 г. М., 2015. С. 32-33.

6. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск : Сибирский хронограф, 2001. 194 с.

7. Интернет-портал «Сибиряки вольные и невольные» [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90anbaj9ad0j.xn--80asehdb/documents/?library_section_id[]=6&material_type[]=document (датаобращения: 15.05.2016).

8. Конкурс «Менеджер года-2014» в Красноярске» // Официальный сайт Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова [Электронный ресурс]. URL: http://tomskmuseum.ru/ru/news/686/ (дата обращения: 20.05.2016).

9. Мегилл А. Историческая эпистемология. М. : Канон, 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/megill/megill11.htm (дата обращения: 20.05.2016).

Perehogev Svjatoslav V., Shirko Konstantin N. Tomsk Regional Musem (Tomsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected], [email protected]

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2016, (2) 22, p.172-181. DOI: 10.17223/22220836/22/18

THE INTEGRATED PROJECT «SIBERIANS VOLUNTARY AND INVOLUNTARY». THE EXPERIENCE OF CREATING AN OPEN MUSEUM AND EXHIBITION SPACE

Key words: exhibition space, exhibition activities, museum communication and museum audiences preferences.

The article describes the experience of creating a museum exhibition space aimed at the active participation of audiences museum exhibition in its functioning and development, tells about the "virtual" segment of this space (internet portal "Siberians are voluntary and neolnye), the" real "its segment (eponymous exhibition Tomsk regional museum), analyzes the multiplicative effects and the prospects of this project. The conclusion of the analysis of audience preferences and shaping the conditions for the implementation of these preferences as a promising communication system development platform domestic regional museum.

In 2013-2016 Tomsk Regional Museum is implementing the project "Siberians voluntary and involuntary", supported by Potanin.

The article deals with the experience of the implementation of one of these projects - "Siberians voluntary and involuntary" - in the Regional Museum of Tomsk in 2012 - 2015 gg project is dedicated to the history of migration to Siberia (the voluntary resettlement in the early XX century, forced relocation first half -. The middle of the XX century) as well as a reflection of these migrations in the family of historical memory of modern Siberians ..

In structural terms, the project is to create a mobile exhibition complex, which includes: 1) national team and convertible copy of "Stolypin wagon", 2) the original and the number of copies of museum objects, 3) multimedia equipment, which allows us not only to demonstrate the variety of visual materials but also enhance the attractiveness of the exhibition effect (to create the illusion of motion, play in the "landscape" of the car window), and 4) related to the theme of the exhibition site of the museum. Authors of the project almost immediately abandoned the idea of a thematic site as a version of "web presence" off-line exhibition. Their goal does not include any electronic "abstract" real exhibition project, visible in remote access, but in principle the expansion of the exhibition area, which says that space a new quality - the ability for visitors (real and "online"), expanding its exposition series by submitting your family history related to the topic of Siberian migrations.

To date, the project includes more than three hundred family histories, its geography has moved beyond the Tomsk region, to participate in the project joined neighboring regions.

References

1. Sotnikova, S.I. (2002) [Museology as an interdisciplinary knowledge]. Muzeynye fondy i ekspozitsii v nauchno-obrazovatel'nom protsesse [Museum funds and exposures in the research and educational process]. Proc of the All-Russian Research Conference. Tomsk. March 18-20, 2002. Tomsk: Tomsk State University. pp. 5-17. (In Russian).

2. Grusman, V.M. (2007) Muzey kak institut formirovaniya istoricheskoy pamyati [The museum as an institution forming historical memory]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta im A.I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal ofHumanities & Science. 35(8). pp. 92-99.

3. Skripkina, L.I. (2002) [The historical museum as a communication system of the 21st century]. Muzeynye fondy i ekspozitsii v nauchno-obrazovatel'nom protsesse [Museum funds and exposures in the research and educational process]. Proc of the All-Russian Research Conference. Tomsk. March 18-20, 2002. Tomsk: Tomsk State University. pp. 18-27. (In Russian).

4. Zagoskin, D.V. & Ponomarev, A.A. (2002) [Information technology as a way to expand the museum's audience]. Muzeynye fondy i ekspozitsii v nauchno-obrazovatel'nom protsesse [Museum funds and exposures in the research and educational process]. Proc of the All-Russian Research Conference. Tomsk. March 18-20, 2002. Tomsk: Tomsk State University. pp. 396-398. (In Russian).

5. Smirnov, D. (2015) [Museumification of memory and immunodeficiency of consciousness]. Proekt "Manchester": muzeefitskatsiya industrial'nogo naslediya [The "Manchester" Project: Museumification of the industrial heritage]. Proc. of the International Research Conference. Ivanovo. October 8-10, 2015. Moscow: Pero. pp. 32-33. (In Russian).

6. Hudson, K. (2001) Vliyatel'nye muzei [Museums of influence]. Translated from English by L. Motylev. Novosibirsk: Sibirskiy khronograf.

7. Tomsk Regional Museum. (n.d.) Internet-portal "Sibiryaki vol'nye i nevol'nye" [Internet-portal "Volunatiry and Involuntary Siberians"]. [Online] Available from: http://xn--90anbaj9ad0j.xn--80asehdb/documents/?library_section_id[]=6&material_type[]=document. (Accessed: 15th zMay 2016).

8. Tomsk Regional Museum Official Website. (2014) Konkurs "Menedzher goda-2014" v Kras-noyarske [The contest "Manager of the Year 2014" in Krasnoyarsk]. [Online] Available from: http://tomskmuseum.ru/ru/news/686/. (Accessed: 20th May 2016).

9. Megill, A. (2007) Istoricheskaya epistemologiya [Historical Epistemology]. Moscow: Kanon. [Online] Available from: http://abuss.narod.ru/Biblio/megill/megill11.htm. (Accessed: 20th May 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.