Научная статья на тему 'Комплексный проект "сибиряки Вольные и невольные" и его перспективы'

Комплексный проект "сибиряки Вольные и невольные" и его перспективы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ АУДИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ширко К.Н., Перехожев С.В.

Описывается практический опыт создания музейного экспозиционного пространства, нацеленного на активное участие аудитории музейной выставки в ее функционировании и развитии, рассказывается о «виртуальном» сегменте этого пространства (интернет-портал «Сибиряки вольные и невольные»), «реальном» его сегменте (одноименная выставка в Томском областном краеведческом музее), анализируются мультипликативные эффекты и перспективы данного проекта. Делается вывод об анализе предпочтений аудитории и формировании условий для реализации этих предпочтений как о перспективной платформе развития си-стемы коммуникаций отечественного регионального музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED PROJECT “VOLUNTARY AND INVOLUNTARY SIBERIANS” AND ITS PERSPECTIVES

The article describes the practical experience of creating a museum exhibition space aimed at the active participation of the museum exhibition audience in its (Internet portal “Sibiryaki free and neolian”), its “real” segment (functioning and development, the “virtual” segment of this is analyzed in multiplicative effects and prospects of this project. The conclusion is made about the analysis of the preferences of the audiences and the formation of conditions for the realization of these preferences, as the space of the same exhibition in Tomsk oblast museum), a promising platform for the develop-ment of the communications system of the local regional museum.

Текст научной работы на тему «Комплексный проект "сибиряки Вольные и невольные" и его перспективы»

Гуманитарная информатика. 2017. № 13. С. 21-29

УДК 612.7, 612.8

DOI: 10.17223/23046082/13/3

КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ «СИБИРЯКИ ВОЛЬНЫЕ И НЕВОЛЬНЫЕ» И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ

К.Н. Ширко, С.В. Перехожее

Томский областной краеведческий музей имени М.В. Шатилова, Томск, Россия e-mail: shyrko@yandex.ru; perehogev@mail.ru

Описывается практический опыт создания музейного экспозиционного пространства, нацеленного на активное участие аудитории музейной выставки в ее функционировании и развитии, рассказывается о «виртуальном» сегменте этого пространства (интернет-портал «Сибиряки вольные и невольные»), «реальном» его сегменте (одноименная выставка в Томском областном краеведческом музее), анализируются мультипликативные эффекты и перспективы данного проекта. Делается вывод об анализе предпочтений аудитории и формировании условий для реализации этих предпочтений как о перспективной платформе развития системы коммуникаций отечественного регионального музея.

Ключевые слова: экспозиционное пространство, выставочная деятельность, музейные коммуникации, предпочтения музейных аудиторий.

INTEGRATED PROJECT "VOLUNTARY AND INVOLUNTARY SIBERIANS" AND ITS PERSPECTIVES

Konstantin N. Shirko, Svyatoslav V. Perekhozhev

Tomsk Regional Museum of Local Lore named after M.B. Shatilov, Tomsk, Russia e-mail: shyrko@yandex.ru; perehogev@mail.ru

The article describes the practical experience of creating a museum exhibition space aimed at the active participation of the museum exhibition audience in its (Internet portal "Sibiryaki free and neolian"), its "real" segment (functioning and development, the "virtual" segment of this is analyzed in multiplicative effects and prospects of this project. The conclusion is made about the analysis of the preferences of the audiences and the formation of conditions for the realization of these preferences, as the space of

the same exhibition in Tomsk oblast museum), a promising platform for the development of the communications system of the local regional museum.

Key words: exhibition space, exhibition activities, museum communication, museum audiences preferences.

Современные исторические и краеведческие музеи (а также музеи других профилей) чаще всего идентифицируются как институты информационного и культурного транзита, т.е. они считают себя не только хранилищами культурных ценностей, представленных в качестве предметов движимого культурного наследия, но и составителями этих ценностей, занимающими особое место в системе их социального обращения.

Особое место, упомянутое выше, практически определяется их функцией посредника. Принимая некую идеальную модель, музеи считаются коммуникаторами между производителями информации, тем или иным образом представляющими культурные ценности, и конечными пользователями. В зависимости от приоритетной направленности музея можно рассматривать художников и искусствоведов, писателей и литературоведов, естествоиспытателей и популяризаторов научных и технических наук как производителей информации. Производителями информации исторических и краеведческих музеев являются ученые-историки и историки-краеведы. В любом случае конечные пользователи могут быть представлены другой аудиторией, не состоящей из профессиональных производителей и составителей такой информации.

Производители и потребители культурно значимой информации редко общаются напрямую. Чаще им нужны институты, обеспечивающие обмен информацией; и именно музеи традиционно выполняют роль таких институтов. Вместе с тем ситуация меняется, в первую очередь благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий, что создает множество новых возможностей для установления прямых связей между представителями двух групп культурного производства. Это серьезно обесценивает позицию третьего представителя - специализированного компилятора, представленного в том числе профессиональными культурными учреждениями, в частности библиотеками и музеями.

Все это происходит в довольно важном внешнем контексте, который можно коротко охарактеризовать как совпадение нескольких тенденций в области культурного обмена информацией. Эти тенденции способствуют реальному, а также прогнозируемому росту общего интереса к данной информации со стороны всех представителей ее системы социального взаимодействия. Тенденции таковы:

- рост интереса к институтам гражданского общества со стороны многочисленных социальных сил, в том числе тех, которые могут быть

ключевыми держателями ценных ресурсов культурного сектора, - заинтересованные стороны [1];

- в этом отношении - рост внимания к опыту гражданского публичного строительства и, следовательно, к базовой платформе этого опыта, т.е. к местной истории;

- проникновение местных и даже отдельных вопросов в исследовательский дискурс исторических исследований; ссылка на эти вопросы направлена на формирование и укрепление коллективной (корпоративной, профессиональной) идентичности на микроуровне, вплоть до отдельных организаций и учреждений [2], рассмотрение этих вопросов из детальной микроисторической, местной истории, этнических и других аспектов [3];

- отмеченный запрос о состоянии культурной политики и учебной практики, который отсутствовал в течение длительного времени даже на уровне основной законодательной базы в области национальной культуры [2];

- не совсем ясные, но вполне видимые перспективы культурных преобразований, связанные с откликами на очевидный кризис «глобальных» проектов развития [3].

Поэтому рост культурной информации, вызванный кумулятивным эффектом этих тенденций, можно рассматривать как фактор формирования «дополнительного спроса» на данную информацию. Это дает профессиональным составителям возможность вернуться и укрепить свои позиции в системе культурного и информационного обмена, изменившейся в связи с современными технологическими проблемами. Однако успешное использование этой возможности зависит от того, могут ли составители (в частности, музеи) создавать на своей базе новые возможности как для производителей культурной информации, так и для пользователей. Мы считаем, что упомянутый «дополнительный спрос» во всех его проявлениях является основной предпосылкой, необходимой культурной капитализации, связанной с исследовательскими организациями сектора культуры [4].

Это наблюдение легло в основу данного проекта; опыт реализации проекта рассматривается авторами как сравнительно успешная местная попытка реализовать указанную возможность силами регионального музея, в том числе с определенной перспективой распространения полученного опыта.

В 2013 г. Томский областной краеведческий музей (далее Музей) выиграл грант «Меняющийся музей в меняющемся мире», финансируемый Фондом Владимира Потанина, в рамках проекта «Вольные и невольные сибиряки» (номинация «Технологии музейной экспозиции»).

Первоначальной целью проекта было представление в Музее важной, разноплановой и многоплановой исторической проблемы - миграции

в Сибирь в XVII - первой половине XX в., добровольные и принудительные миграции в Сибирь.

Проект представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление семейных историй людей из сибирских регионов (в первую очередь Томской области) с их дальнейшей концентрацией, систематизацией и включением в различные форматы музейной коммуникации в экспозиционном пространстве Томского областного краеведческого музея. Проект направлен на создание пространства для представления истории миграции в Сибирь с участием сибирских семей, которые сейчас живут здесь. Пространство создается средствами и ресурсами Музея с расширением и развитием музейной аудитории путем привлечения владельцев личной и семейной информации и установления внешних связей Музея посредством проектов, созданных в объеме. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

- разработка тематического интернет-портала «Вольные и невольные сибиряки» (www.сибиряки.онлайн), предоставляющего возможность каждому пользователю разместить свою семейную историю с обязательной предварительной модерацией научным сотрудником Музея. Этот портал является «виртуальным» сектором вышеупомянутого пространства и позволяет создавать удаленное взаимодействие Томского областного краеведческого музея с аудиторией - владельцами семейной памяти;

- организация экспозиции, позволяющей подключить «вне музея», онлайн-сегмент к музейной презентации миграции в Сибирь с традиционными экспозиционными залами; сопоставление маршрута в музей для нескольких издателей семейных историй и, наоборот, для посетителей экспозиции - в общество этих издателей на интернет-портале.

Структура интернет-портала состоит из двух основных разделов. Раздел «Библиотека» дает возможность публиковать материалы, отражающие различные ситуации темы миграции в Сибирь. Этот раздел содержит шесть заголовков. В заголовке «FAQ» содержатся вспомогательные материалы (исторические и биографические справки, глоссарии, анкеты), которые могут помочь посетителям сайта найти то, что им нужно, опубликовать и представить свою собственную историю. В рубрике «Исследования» представлены монографии, статьи, материалы этнографических экспедиций, посвященные социальным, экономическим, политическим, этнографическим и другим аспектам миграции в Сибирь, история отдельных поселений. На момент написания данной статьи (январь 2017 г.) в заголовок был включен 61 исследовательский документ. В рубрике «Документы» представлены письменные, фотографические источники и артефакты, такие как фотографии из фондов Музея и архива Томского

областного краеведческого музея, семейные архивы и коллекции древностей. На январь 2017 г. заголовок включал 64 материала, включая списки имен мигрантов из разных поселений, документы о размещении земли, предоставлении льгот для мигрантов, разделении на усадьбы и земельные участки в соответствии со Столыпинской земельной реформой, сельскохозяйственные петиции и другие документы. В заголовке «Журналистика» содержатся пресс-релизы о событиях, связанных с реализацией проекта «Вольные и невольные сибиряки», материалы из средств массовой информации, подпадающие под данную тему. В заголовке «Популярная научная информация» размещены популярные материалы из истории мигрирующих деревень, повседневной жизни мигрантов, их личные биографии, произведения учеников и студентов Томской области в краеведческой истории, связанные с историями их семей и поселений. В заголовке «Художественная литература» содержатся работы Г.М. Маркова, В.И. Белова, В.А. Колыхалова, Н.Д. Телешова, посвященные обсуждаемым в проекте вопросам, а также аудиовизуальные материалы проекта «Голоса сибиряков», представляющие индивидуальные и семейные истории сибиряков-предков мигрантов, в виде видеоклипов, созданных с участием государственного телевидения и радиокомпании «Томск».

Раздел «Истории» позволяет интернет-пользователям публиковать онлайн тематические данные по проекту «Вольные и невольные сибиряки»; пользователи определяют, какие данные они считают важными (с предварительной модерацией помощниками музея). На момент написания данной статьи заголовок «История» содержал 438 материалов, в том числе:

- истории отдельных семей, написанные членами этих семей, близкими людьми или интервьюерами - музейными работниками. Их авторы пытаются записывать генеалогические деревья этих семейств, места проживания до миграции в Сибирь, обстоятельства их появления в регионе, рассказывать о занятиях, повседневной жизни предков, важных семейных событиях. Эти истории часто содержат элементы семейной легенды, иногда авторы не ссылаются на семейные архивы, но обращаются к устным рассказам своих родителей, старших родственников и знакомых им людей. Среди рассказчиков есть люди разного возраста, пола, профессий, этнической принадлежности, конфессий и социальных классов. Этническую принадлежность представляют русские, поляки, литовцы, белорусы, латыши, эстонцы, украинцы, евреи, удмурты, немцы и татары. В материалах, представленных на интернет-портале, рассказывается о семьях крестьян, казаков, торговцев и даже о семьях знатного рода;

- истории поселений - деревень, сельских районов и т.д., существующих и вымерших, тех, с которыми связаны судьба рассказчиков. Неко-

торые люди, рассказывающие эти истории, являются жителями данных поселений, другие - иммигранты или их потомки. Есть истории о добровольных мигрантах и ссыльных. Истории описывают природу вокруг поселений, вид занятий и работу людей, общение с внешним миром, быт, образ жизни, досуга, еду, значительные события в жизни поселений, семей и некоторых людей, живущих там. Можно также найти данные о людях, которые по определенным причинам покинули эти поселения.

- рассказы об отдельных людях (родственниках, друзьях, знакомых). Некоторые из таких рассказов повествуются от первого лица, в формате интервью с музейными работниками. Это люди из разных поселений, разных возрастов, этнической принадлежности, вероисповедания, с разными биографиями. В рассказах описываются факты их биографии, воспоминания о семье, работе, труде, важных датах и некоторых других событиях, которые, по мнению рассказчиков, заслуживают внимания.

- повествования о событиях, процессах, влияющих на судьбу рассказчиков и / или их родственников и близких людей. Благодаря этому существуют материалы о «памятных» событиях, значимых для всего общества: Первой мировой войне, Великой Отечественной войне, раскулачивании, депортации, существуют также рассказы о событиях местного, «индивидуального» масштаба, например, одна история посвящена школе, в которой учился рассказчик.

- история предприятий представлена в небольшом количестве (до настоящего времени). Так, есть материал, посвященный эвакуации Радиотехнического завода Томске в годы Великой Отечественной войны.

Истории публикуются на портале в виде текстовых материалов и видеоклипов. Существует возможность поиска и классификации историй по фамилиям, периодам миграции, географическим объектам и ключевым словам. Авторы рассказов имеют возможность добавлять и обновлять свои материалы, а посетители сайта могут их комментировать.

Хронология историй охватывает период с XVII по первую половину XX в. География историй включает четыре региона Российской Федерации: Томскую область (в том числе города Томск, Северск, Асиновский район, Верхнекетский, Кожевниковский, Молчановский районы, Томскую, Парабельскую, Цейнскую области, Шегарский район), Алтайский край, Кемеровскую область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югру.

Экспозиция «Вольные и невольные сибиряки» - настоящий «автономный» сектор спроектированного пространства, представляющий тему миграции в Сибирь. Этот выставочный зал может работать как в стационарном режиме (выставочный зал Томского областного краеведческого музея), так и онлайн. Экспозиция была разработана как «связанная с

окружающими условиями» - ее авторы хотели не просто продемонстрировать предметы, связанные с миграцией, но и показать самодостаточную «воплощенную» ценность, воссоздать атмосферу миграции в Сибирь и предоставить посетителю возможность заглянуть в мир, в котором, возможно, жили и члены их семьи. Таким образом, среди материалов экспозиции можно найти достаточно большое количество переделанных и копируемых материалов. Центр экспозиции представлен собранной и трансформируемой копией каретки «Столыпина» с установленным аудиовизуальным оборудованием и технологией, позволяющей ощутить эффект движения и атмосферу вокруг ее пассажиров. Также показаны аутентичные предметы из фондов Музея, такие как утварь, посуда, одежда, обувь, значки и т.д. Экспозиция призвана мотивировать посетителей восстанавливать свои индивидуальные и семейные воспоминания, привлекать семейные архивы и реликвии, присоединяться к обществу издателей семейных историй на интернет-портале «Вольные и невольные сибиряки». С другой стороны, экспозиция функционирует как центр привлечения издателей семейных историй, которые раньше не посещали Музей.

Постоянными партнерами проекта являются Ассоциация менеджеров в области культуры России, Музей истории города Северска, государственная телерадиокомпания «Томск», Северское военное училище, Союз писателей России, Управление по делам культуры, туризма и спорта Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Список партнеров проекта демонстрирует тенденцию к увеличению общего периода его реализации. Проект позволил в значительной мере расширить взаимодействие музея со средствами массовой информации, и это сотрудничество также помогает привлекать новых людей к проекту и расширять аудиторию.

Проект «Вольные и невольные сибиряки» рассматривается музеем как один из приоритетных инструментов для повышения собственного общественного влияния, под которым подразумевается отмеченная К. Худсо-ном устойчивость, означающая стабильность экономической и политической ситуации в собственной стране, соответствие реальным, а не мнимым ожиданиям собственной аудитории, а также научная основа популяризации продукта [4].

Подход, лежащий в основе музейной и коммуникационной инфраструктуры в рамках проекта «Вольные и невольные сибиряки», позволяет:

- для исследователей (представителей официального научного, университетского и культурного общества) - свободно публиковать свои материалы, предлагать и реализовывать представленные результаты, включая использование справочных и иллюстративных возможностей

музейных предметов и коллекций, а также привлекать внимание непосредственной аудитории проекта.

- для пользователей - получать информацию о предмете проекта прямо из источника и публиковать собственную семейную информацию (в виде семейных историй в текстовом формате и видеороликов с интервью, хотя все это еще не развито нужно образом, но уже пользуется большой популярностью); таким образом, они действуют не только как пассивные потребители культурной информации, но и как ее производители с систематической и профессиональной поддержкой модераторов из команды проекта;

- для музея - осуществлять в полном объеме роль посредника между этими двумя агентами культурного процесса, реализовать потенциал своих компетенций в данном посредничестве, получить социальное признание вследствие «расширения проекта» (проект «Вольные и невольные сибиряки» служил фундаментом для трех новых проектов, число которых увеличивается), а также привлечь новую аудиторию, новых партнеров, внимание СМИ и получить растущее общественное признание.

Мы считаем, что опыт данного проекта, подход к построению музейных коммуникаций, которые востребованы сейчас, можно применить для других важных тем и других музеев. В настоящее время мы ставим перед собой цель «технологизации» упомянутого подхода, который подразумевает анализ, определенное описание и развитие механизмов адаптации нашего опыта к коммуникативной практике наших коллег в других музеях. Для них мы пытаемся разработать и предложить нечто вроде музейной франшизы, позволяющей создавать такие открытые коммуникативные пространства на их основе (с нашей консультативной и технологической поддержкой) или по крайней мере показывать свои архивные фонды и информационные ресурсы в нашем пространстве. В настоящее время мы готовы предложить:

- консультации (в форме семинаров, тренингов, дистанционного обучения) по подготовке и публикации семейных историй в виде текстов и интервью. Такой опыт был реализован в музеях Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, где Томский областной краеведческий музей провел несколько мероприятий в 2015-2016 гг. по приглашению Управления по делам культуры, туризма и спорта Администрации Сургутского района и при поддержке местных музеев. Другое событие такого рода было проведено в конце 2016 г. для музеев всего автономного округа в Ханты-Мансийске, в Музее геологии, нефти и газа;

- публикации тематических материалов на базе нашего портала. Такой опыт был проверен с привлечением пользователей из Алтайского

края, Кемеровской области; в 2016 г. к нам присоединился Ситоминский школьный краеведческий музей Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- выставки и презентации важных, но не выставленных в музее материалов фонда - персональных предметов и коллекций, памятных вещей и коллекций семейных реликвий. Этот формат рассматривается как перспективная практика обновления музейного фонда в качестве ресурса для определения основного формата стратегического развития музея.

Перспективной целью являются разработка и предложение технологического пакета, позволяющего запускать процессы для создания открытых музейных и коммуникативных пространств в любом музее с учетом его собственного профиля, целей и планов, актуальной темы общения и точного кадрового и финансового потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Freeman E. Strategic Management: a Stakeholder Approach. Cambridge : Cambridge University Press, 2010.

2. Grosheva G.V. The belarusians in higher education teaching personnel of Tomsk state pedagogical Institute in 1930-50-ies (data of TSPU archives) // TSPU Bulletin. 2013. № 2 (130). P. 133-141.

3. Galkina T.V. The poles in the history of Tomsk state pedagogical Institute (1930s and 1940s) // History and methods of teaching Slavic languages and literatures as a foreign technology of the dialogue of cultures. Tomsk : TGPU Publ., 2005. Р. 37-45.

4. Shirko K.N., Zagoskin D.V. Cultural capital as a condition and factor of innovative development of regions of Russia: theoretical and methodological model of study // Vestnik Tomsk State University. Cultural studies and studies of art. 2011 № 2 (2). Р. 45-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.