Вернисаж
VERNISSAGE
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.019
УДК 75.058: 738.8+747.023.7
«ЛЕНАТАВР» В МУЗЕЕ
Абальмасова Оксана Александровна Заведующая отделом декоративно-прикладного искусства КГБУК «Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова». Россия, г. Красноярск. [email protected]
В статье представлен обзор выставки современного декоративно-прикладного искусства «Ленатавр», проходившей в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова. Описание совместного творческого проекта музея и художников — керамиста Елены Красновой и живописца Елены Лихацкой наглядно иллюстрирует технические трудности и творческие процессы, возникающие в совместной работе авторов произведений и куратора выставки. Автором с позиции куратора рассматривается подготовка выставки как творческий процесс и экспозиция выставки как самостоятельный художественный объект, при создании которого необходимо учесть множество взаимодополняющих факторов, соблюсти определенные условия экспонирования на музейной площади, совместить творчество разных художников, избежав диссонанса. Главная задача куратора состоит в том, чтобы представить произведения художников с такой позиции, при которой у посетителей возникает необходимость изучения творчества представленных авторов, которая вызывает побуждение к размышлению, привлекает внимание к животрепещущим вопросам современного общества, рассматриваемым в работах Елены Красновой.
Ключевые слова: музей, Елена Краснова, Елена Лихацкая, Ленатавр, экспозиция, выставка, ДПИ, декоративно-прикладное искусство, керамика.
Библиографическое описание для цитирования:
Абальмасова О.А. «Ленатавр» в музее // Искусство Евразии. — 2019. — № 2 (13). — С. 211-216. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.019. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1431023/30/
Аннотация
Многолетний удачный опыт сотрудничества актуального декоративного искусства и художественного музея в очередной раз представил совместный проект с двумя современными художниками Красноярска — Еленой Красновой и Еленой Лихацкой — «Ленатавр». Симбиоз декоративной живописи и декоративно-прикладного искусства в лице пластики художественной керамики преподнес уникальный результат — выставку, которая подняла актуальные вопросы, затронула темы, нашедшие отклик в умах и душах посетителей, с первых своих шагов подготовила к сопереживанию и сопричастности окружающего действия.
Эпигонские, в чем-то тавтологичные экспозиции в музее постепенно сменяются либо перемежаются такими явлениями, в хорошем смысле этого слова, как сдвоенные авторские выставки. Вернее, сдвоенные с музеем авторские выставки, совместные, взаимодополняющие и обогащающие, с претензией на высоту и с перспективой на будущность.
Представлять новое искусство в институции с художественным музеем со сложившимися традициями экспонирования — новый, достаточно сложный опыт взаимодействия художника-автора и выставочного пространства, художника-экспозиционера и кураторской идеи, когда авторская подача подчиняется требованиям строгого музейного пространства и одновременно выставочные залы музея сближаются с позицией художника, выступая площадкой, транслятором его идей. Куратору выставки необходимо консолидировать совместные усилия рабочей группы и автора произведений для создания выставки, которая сама рассматривается как самостоятельное произведение, позволяющее полномасштабно и наиболее удачно раскрыть творческий блеск художников, показать развитие/срез творческого процесса, представить произведения, с которыми зрителю предстоит соприкоснуться, погрузиться в нарастающие размышления.
Экспозиция выставки работ Елены Лихацкой разделена на условные группы: «Портреты, натюрморты», «Путешествия», «Графика». Открывает экспозицию галерея ярких портретов, выполненных Лихацкой в период 2009-2018 гг.: «Марьяна» (2018), «Надя» (2017), «Женя» из серии «Друзья» (2009), «Ирина» (2018). Живопись и графика Елены Лихацкой в экспозиции выступают скорее как прекрасная панорама полученных в путешествиях впечатлений: серия «Франция», серия «Рим», серия «Виды Вашингтона». Автор проводит экскурс по городам Золотого кольца России: «Ростов Великий», «Суздаль. Входоиерусалимская церковь», «Вид со стороны озера Неро», «Ростовский Кремль», «Церкви на Михалях» — серия «Золотое кольцо России» (2018). Приглашает познакомиться с памятными художнику местами: «Пушкинский театр», «Часовня», «Коммунальный мост» — серия «Мой Красноярск» (2011). Аутентичная живопись Елены Лихацкой наполнена искренним светом, цветом в его многообразии, выступает в экспозиции дуэтом, не подавляя, не заглушая, но усиливая впечатление от композиций декоративно-прикладного искусства Елены Красновой.
Многие работы Красновой демонстрируют острое чувство сопереживания, способность автора видеть, анализировать проблемы и особенности настоящего времени, выделяют образы-символы, которые выражают глубинный смысл произведения, позволяют раскрыть авторский замысел. На выставке представлены работы, выполненные в период 2011—2018 гг.
Произведения Елены Красновой удалось очень условно разделить на группы. Выставочное пространство художественного музея открыто для творческих экспериментов, позволяет осуществить практически любую кураторскую идею, однако в совместной выставке всегда существует сложность в разделении экспозиционного пространства и наполнении этого пространства консолидирующими произведениями. В творчестве Красновой отсыл к теме архаичной Сибири, дохристианской Руси звучит в работах «Тотем «Лев», «Тотем «Медведь», «Духи Ольхона», «Неолитические чайники» (2018), «Ольхонская икебана» (2015), «Таежная сказка» (2017), «Сагаалган. Праздник белого месяца» (2017), «Таежные светила» (2012). Добрые, душевные, шамотные композиции-зарисовки цитируют мгновения жизни: «Чай на бегу» (2012), «Дегустаторы омуля» (2013) (рис. 1). Иллюстрация простых, непритязательных и одновременно самостийных моментов, сложившихся в маленькие традиции-обряды, из которых соткана жизнь.
Рис. 1. Краснова Е.А. Дегустаторы омуля. 2013 г. Шамот, глазурь, эмаль, редукция.
42 х 24 х 18 см. Фото КХМ имени В.И. Сурикова.
Шамот как материал обладает собственной, диктующей автору условия, силой: обволакивающий, избегающий дробности, компонующий самое важное в произведении и выводящий на передний план основное, что необходимо сказать автору. Минуя суетность, придавая шамотной композиции монументальность, свойственную уличному скульптурному портрету, Елена Краснова создает «знаковые» работы на близкую каждому из нас, актуальную тему празднования Дня Победы: «9 мая. Фото на память» (2015), «Майское солнце. Фото на память» — трогательные портреты ветеранов Великой Отечественной войны, спокойно и задумчиво смотрящих на нас и одновременно погруженных в воспоминания. Композиция «9 мая. Фото на память» (рис. 2) уже поступила в собрание Красноярского художественного музея.
Рис. 2. Краснова Е.А. 9 мая. Фото на память. 2015 г. Шамот, оксид железа. 33 х 15 х 16 см.
Фото КХМ имени В.И. Сурикова.
Рис. 3. Краснова Е.А. Гаджеты. 2015 г. Шамот, флюсные ангобы, глазурь. 35 х 32,5 х 15 см. Фото КХМ имени В.И. Сурикова.
Наблюдательность, впечатления от путешествий, легкая добрая ирония автора прослеживаются во многих ее работах: «Борода» (2016), «Модный чел.» (2017), «Спасибо по-тайски» (2014), «Тайские стражи» (2017), «Туристы» (2018), «Рыбалка» (2017). Смешанные чувства вызывают амбивалентные композиции «Гаджеты» (2015) (рис. 3), «Гаджеты -2».
Особым клином в разнофактурной пластике произведений выступает тонкая надглазурная живопись Елены Красновой. Экспонируемые отдельно, привлекают жадное внимание, помогая увидеть каждому что-то знакомое, вспомнить порой щемящий в глубине души образ: диптих «Листопад», «Утренняя гимнастика», объединенный общим названием «Городские зарисовки» (2011), диптих «Превратности любви» (2016) (рис. 4), триптих «Западня», «Желтый пес», «Голубок» из серии «Городские истории» (2018), «Сохраните нас» из цикла «Агитфарфор XXI века» (2017).
Рис. 4. Краснова Е.А. Диптих «Превратности любви». 2016 г. Фарфор, надглазурнаяроспись, золото, платина. D 27. Фото КХМ имени В.И. Сурикова.
Выставка «Ленатавр» раскрывает Елену Краснову как доброго, наблюдательного, ироничного художника, умеющего использовать художественный образ для раскрытия ценности человеческой жизни, привлечения внимания к проблемам общества, к усиливающемуся отчуждению и асоциализации поколений. Настоящее творчество всегда обращено к универсальным категориям искусства, художественный образ, считываемый в произведениях художниц, возвышает и озадачивает одновременно, одни произведения приглашают к диалогу, другие погружают в молчаливую задумчивость. Вызывая легкую улыбку или отрицание, не оставляют равнодушным.
Многочисленные восторженные отзывы посетителей выставки «Ленатавр» подчеркивают необходимость проведения подобных полномасштабных проектов, актуальность затрагиваемых тем в современном декоративном искусстве, важность погружения в атмосферу выставочного пространства и включения зрителя в диалог с художником, создавая ощущение соучастия. Развернутые выставочные площади художественного музея максимально способствуют поиску новых экспозиционных решений, создают уникальные возможности для реализации авторских проектов художников-прикладников. Одновременно поиск и подача лучших новаторских решений экспозиции является одной из прерогативных задач музея при привлечении массового посетителя в свои залы. Совместная выставка классического художественного музея и художников современного декоративного искусства — особый опыт общения, позволяющий музею «держать руку на пульсе», улавливая тончайшие нюансы развития творчества художников, новый опыт экспонирования, поиск конструктивного диалога между участниками — художниками, чье творчество достигло достойного уровня, позволяющего быть представленным на выставочных площадях художественного музея.
Статья поступила в редакцию 30.05.2019 г.
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.019
«LENATAUR» IN THE MUSEUM
Abalmasova Oksana Aleksandrovna
Head of Decorative and Applied Arts
Department, Krasnoyarsk Art Museum named
after V.I. Surikov.
Russia, Krasnoyarsk.
The article presents an overview of the «Lenataur» exhibition of contemporary arts and crafts, which took place in the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov. A description of the joint creative project of the museum and artists (ceramist Elena Krasnova and painter Elena Lihacka) vividly illustrates the technical difficulties and creative processes that arise in the joint work of the authors of the works and the curator of the exhibition. From the position of the curator, the author considers the preparation of the exhibition as a creative process and the exhibition as an independent artistic object, the creation of which requires taking into account many complementary factors, meeting certain conditions of display on the museum square, combining the work of various artists, avoiding dissonance. The main task of the curator is to present works of artists from such a position, in which the visitors need to study the works of the submitted authors, which causes an incentive to reflect, draws attention to the burning issues of modern society, considered in the works of Elena Krasnova.
Keywords: museum, Elena Krasnova, Elena Likhatskaya, Lenataur, exposition, exhibition, decorative and applied arts, ceramics.
Bibliographic description for citation:
Abalmasova O.A. ««Lenataur» in the museum. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, No. 2 (13), pp. 211-216. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.019. Available at: https://readymag.com/u50070366/1431023/30/ (In Russian)
Received: May 30, 2019.
Abstract