УДК 792.073
ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ УСЛУГ ТЕАТРОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
В. С. Мучкина Научный руководитель - М. В. Кравченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-таИ:кгаптаппа@уапёех.ги
Представлена проблема востребованности театров и анализ маркетинговой деятельно-стиотносительно развития лояльности клиентов к развлекательным и дополнительным услугам театров
Ключевые слова: театр, лояльность клиентов, востребованность, культурно-досуговые объединения, культурные акции.
EVALUATION OF DEMAND FOR SERVICES, THEATRES ON THE EXAMPLE
OF THE CITY OF KRASNOYARSK
V. S.Muchkina Scientific Supervisor - M. V. Kravchenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
This article presents the problem of demand for theatres, and analysis of marketing activities regarding the development of customer loyalty to entertainment and additional services theatres
Keywords: theater, customer loyalty, demand, cultural and recreational associations cultural events
Объектом исследования являются услуги театров, сегмент рынка развлекательных услуг. Оценка востребованности театров позволяет моделировать комплекс маркетинговых усилий для поддержания лояльности В современных условиях организации социально-культурной сферы, независимо от воли и желания их руководителей, оказываются в определенной маркетинговой среде.Как совершенно справедливо отмечает В. Элбинг, «внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций - деловых, образовательных, государственных - под влиянием событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организаций» [1]. Внешняя среда организации - это ее ближайшее и отдаленное окружение, это совокупность факторов прямого и косвенного воздействия, влияющих на протекающие в ней внутренние процессы, а в конечном счете на качество выполнения организацией своих целей и задач, своей миссии. В классической теории маркетинга принято различать микросреду и макросреду. Так, микросреда, по мнению Ф. Котле-ра, может быть представлена силами, имеющими отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию: собственно клиентами, посредниками, поставщиками и контактными аудиториями. В условиях развития рыночных отношений сотрудничество различных культурных организаций обретает качественно иной уровень, иное содержание. Ведь в целом ряде случаев учреждениям культуры приходится буквально приспосабливаться к окружающей среде с тем, чтобы
Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса»
выдержать «испытание рынком».[2] Клиенты в социально-культурной сфере - это посетители и участники массовых культурных акций, члены культурно-досуговых объединений, пользователи в библиотеках, экскурсанты в музеях, туристы в кемпингах и гостиницах, слушатели всевозможных курсов, наконец, просто зрители на концертах, спектаклях и киносеансах.[3] Но это еще и покупатели книг, сувениров, изопродукции, а также арендаторы помещений, заказчики сценариев, профессиональные артисты, нуждающиеся в посредничестве культурно-досуговых учреждений. При оценке востребованности услуг театров были выявлены результаты, которые представленные ниже. На вопрос о том, какой театр посещается чаще 33% респондентов выделили Красноярский театр оперы и балета, 25% респондентов отметили Театр музыкальной комедии, 13% респондентов отметили драматический театр им. А. С. Пушкина, 8% отметили Дом актера и 8% отметили, что им нравится посещать кукольный театр, рисунок 1.
4 Красноярский государственный театр оперы и балета
■ Красноярский театр юного зрителя
■ Дом Актера
■ Красноярский муэыкальныйтеатр
Красноярский драматический театр им. A.C. Пушкина Красноярскийтеатр кукол
Рис. 1. Оценка посещаемости театров
На вопрос о том, какой источник для узнавания информации о репертуаре театра наиболее удобен зрителям, были получены данные о том, что 27% получают информацию на официальном сайте театра, это означает, что аудитория зрителей театра современные люди, которые пользуются современными технологиями.
■ Официальный саЙ1 геатра
■ Группы в социальных сетях
■ У администратора
■ 01 знакомых
■ 01 распространителей билетов Афиши
Рис. 2. Источник получения информации о репертуаре
Этот же вывод можно сделать, глядя на 19% зрителей, которые пользуются информацией в социальных сетях., кроме того, им нравится объединяться в группы, обсуждать новости театра, это очень думающая аудитория, имеющая свои пристрастия и готовые потратить время на то, чтобы использовать информацию в дискуссиях, можно сказать, что это подлинно лояльные клиенты театра. Следующая группа клиентов, которая приглашается своими знакомыми или идет по рекомендациям, таких 17%, можно сказать, что это раннее большинство зрителей, которые ожидают оценки продукта от окружающих и только потом принимают решение о походе в театр. У администратора узнают репертуар 17 % респондентов, им нравится официально купить билет в
кассе, чаще всего заранее, потому что этому каналу информации они доверяют больше всего. Ещё 11% респондентов отмечают такой канал информации, как распространители билетов и 9% обращают внимание на афиши. Одновременно с пониманием восприятия источников информации, можно отметить, что среди респондентов, лояльно относящихся к услугам театра, очень серьёзно упала популярность афиши. Вероятно, что клиенты театров мало ходят пешком, допоздна засиживаются на работе.
Для выяснения портрета зрителя был задан вопрос о том, к какой профессиональной или группе относят себя респонденты. Из полученных результатов выяснилось, что 46% театралов -студенты, 21 % - гости города, 13% предпринимателей, по 8% у пенсионеров и студентов и 4% отнесли себя к рабочим. Таким образом, подтверждается ранее сделанный вывод относительно того, что большая часть аудитории театров думающая, прогрессивная, современная часть аудитории, лояльно воспринимающие новые технологии и доверяющие процессам, происходящим в интернет-среде.
■ Служащий Предприниматель
■ Рабочий
■ Студент Пенсионер Гость города
Рис. 3. Оценка соответствия респондентов определенным группам
Итак, сделаем вывод относительно востребованности услуг театра среди зрителей города Красноярска. Услуги театров востребованы, примерно четверть аудитории ходят в театр, будучи в командировке.
Библиографические ссылки
1. АртоАнтонен. Театр и его двойник / АнтоненАрто. — М.: Мартис, 2013.
2. Бегунов В. Кабаре-мистерия, или Новые сладостные заморочки // Современная драматургия. 2015. № 3.
3. Лэндри Ч. Креативный город / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика XXI», 2015
© Мучкина В. С., 2017