Научная статья на тему 'Постколониальный нарратив в историческом пространстве современной Украины'

Постколониальный нарратив в историческом пространстве современной Украины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / POSTCOLONIAL NARRATIVE / РЕЦЕПТИВНЫЙ ПОСТКОЛОНИАЛИЗМ / RECEPTIVE POSTCOLONIALISM / АНТИКОЛОНИАЛИЗМ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ИСТОРИЯ / THE INCLUSIVE HISTORY / ANTI-COLONIALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Остапенко Анна Владимировна

Цель исследования изучение того, что занимает неоднозначное положение в исторической памяти современной Украины постколониального нарратива. В докладе рассмотрены позиции современных украинских историков и философов, которые относятся к украинскому прошлому как постколониальному. Одной из характерных черт этих позиций является их маргинальность между двумя полисами антиколониализмом и рецептивным постколониализмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTCOLONIAL NARRATIVE IN THE SPACE OF CONTEMPORARY UKRAINE''S HISTORICAL MEMORY

The author of the article aims to study the fact that occupies an uncertain position in the space of contemporary Ukraine's historical memory the postcolonial narrative. The report considers the positions of contemporary Ukrainian historians and philosophers who refer to the Ukrainian past as a post-colonial one. One of the characteristic features of these positions is their marginality between the two polices anticolonialism and receptive postcolonialism.

Текст научной работы на тему «Постколониальный нарратив в историческом пространстве современной Украины»

приведены, будет во многом зависеть формирование патриотической идеологии в России - ибо мы являемся творцами жизни нашей страны - Российской Федерации.

«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать», - Д. Лихачев.

Список литературы

1. Дмитрий Медведев о национальной идее (2012). URL: http://kbrrf.ru (дата обращения: 01.05.2017).

2. Подберезкин А. Русский путь. М., 1999. 592 с.

3. Президент России. 18 декабря // Официальный интернет-портал Большая пресс-конференция Владимира Путина (2014). URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 01.05.2017).

УДК 93/94

Остапенко Анна Владимировна

студентка I курса направления «История» социально-гуманитарного факультета

Пермский филиал «НИУ ВШЭ», Пермь, Россия, e-mail: info@hse.ru

ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ

Anna V. Ostapenko

A first-year student of the programme History of the Faculty of Social Sciences and

Humanities

Perm Campus of National Research University Higher School of Economics, Perm,

Russia, e-mail: info@hse.ru

POSTCOLONIAL NARRATIVE IN THE SPACE OF CONTEMPORARY UKRAINE'S HISTORICAL MEMORY

Аннотация. Цель исследования - изучение того, что занимает неоднозначное положение в исторической памяти современной Украины - постколониального нарратива. В докладе рассмотрены позиции современных украинских историков и философов, которые относятся к украинскому прошлому как постколониальному. Одной из характерных черт этих позиций является их маргинальность между двумя полисами - антиколониализмом и рецептивным постколониализмом.

Ключевые слова: постколониальный нарратив, рецептивный постколониализм, антиколониализм, инклюзивная история.

© Остапенко А.В., 2017

Abstract. The author of the article aims to study the fact that occupies an uncertain position in the space of contemporary Ukraine's historical memory - the postcolonial narrative. The report considers the positions of contemporary Ukrainian historians and philosophers who refer to the Ukrainian past as a post-colonial one. One of the characteristic features of these positions is their marginality between the two polices - anticolonialism and receptive postcolonialism.

Keywords: postcolonial narrative, receptive postcolonialism, anti-colonialism, the inclusive history.

Интеллектуальное пространство современной Украины видится нам не единым, а полифоническим звучанием голосов его представителей, выражающих отношение к прошлому и будущему государства. Сегодня одну из значимых позиций в этом пространстве занимает постколониальный нарратив. Основной целью статьи мы видим попытку дать характеристику постколониального нарратива на Украине с опорой на работы российских, украинских и англоязычных авторов, среди которых есть как сторонники, так и критики данного дискурса.

Постколониальный нарратив представляет совокупность идей, мыслей, течений и взглядов, в соответствии с которыми прошлое мыслится как колониальное. Представитель данного нарратива говорит о своих предках как угнетенных (субалтернах), чье молчание порождалось зависимостью судьбы от воли метрополии [16, c. 234].

Вопрос о том, применимы ли концепции, разработанные для постколониального мира стран Азии и Африки, к постсоветскому и посткоммунистическому пространству, до недавнего времени даже не обсуждался [16, с. 381]. Одним из препятствий переноса методологической оптики была разница в отношениях «колония-метрополия»: население некоторых колоний Российской империи не отличалось по расовому принципу от населения метрополии. Однако, как и другие колониальные империи, Россия формировала и переделывала воображаемые тела общин, создавала этнические, сословные, конфессиональные и территориальные классификации для работы с подданными [16, с. 230].

Инклюз. история

Рецеп.пост-колониализм Антиколониализм

Посткол. нарратив

Рис. Понятие «постколониализм»

Принимая теорию А. Эткинда о внутренней колонизации Российской империи, которая продолжилась коллективизацией в СССР, мы можем говорить об обоснованности разработки постколониального нарратива среди других дискурсов, характерных для политически обособившегося общества (их мы упомянем позже), которое на пути к самоидентификации выбирает язык для описания прошлого. Если речь идет о рефлексии по поводу отношений между колонией и метрополией, то для исследователя становится важным вектор такого дискурса. Выделение различий внутри постколониального нарратива мы наблюдаем в статье украинского историка В. Чернецкого [19, с. 32-62]. Новаторство его работы заключается в широком обозрении взглядов

представителей постколониального нарратива (от Л. Гандги до М. Павлишина), то есть в историографическом описании дискурса. Отдельного внимания заслуживает его обращение к работам М. Павлишина для определения значений терминов «антиколониальный» и «постколониальный». Согласно концепции Павлишина, антиколониальный дискурс подразумевает противопоставленное колониализму, политизированное и идеологизированное повествование, в соответствии с которым общество должно критически отвергнуть все то, что дало ему колониальное прошлое. Таким образом, антиколониализм близок к понятию этноцентрического нарратива мононационального государства. И здесь будет уместно изложить доводы Ионова [4, ^ 35], который, анализируя формы антиколониального политического дискурса XX в. (борьбу советских ученых против «буржуазной идеологии», идеи М. Цзэдуна), говорит: «Антиколониализм рождает авторитарное или тоталитарное государство». Таким образом, обвинение своего бывшего угнетателя в империализме дает повод атаковать в ответ. Постколониальный же дискурс, менее реакционный и более оригинальный и креативный, не вступает в противоречие с наследием прошлого, поэтому стоит «над» этим прошлым. Постколониализм способен принять его и творчески использовать этот опыт [19, с. 40-41].

На данном этапе исследования мы видим необходимым разграничить термин «постколониализм», который, в понятии Павлишина и Чернецкого не тождественен понятию постколониального нарратива (который может выражаться и в антиколониальном ключе), а является его частью. В нашем исследовании мы будем называть его рецептивным постколониализмом, то есть принимающим колониальное наследство. В качестве красноречивой иллюстрации мы предлагаем обратиться к кругам Эйлера (рисунок). Взаимосвязь рецептивного постколониализма с инклюзивной историей нам предстоит прояснить впоследствии.

Украина с 1991 г. стала на пути формирования дискурса, который смог бы описать прошлое тех людей, которые населяли территории, полученные

Украиной в наследство от УССР. Выработка традиционного этноцентрического нарратива, как отмечает О. Довгополова [11], не могла быть осуществлена ввиду осознания трагичного опыта других стран (и прежде всего - межвоенной Польши). Между тем перспективы постколониального нарратива для полиэтничной, многоконфессиональной Украины были более заманчивы, более продуктивны.

Постколониальный нарратив предполагает работу с исторической памятью, которая на Украине не может прийти к консенсусу в силу нескольких преград. Во-первых, Украина была колонией трех империй [2], однако в настоящее время объектом негативного дискурса является преимущественно советское прошлое. При этом ничто так не напоминает Советский Союз, как звание «Героя Украины» с наградой в виде пятиконечной звезды и празднование юбилеев. Эти традиции, характерные для советского периода, настолько укоренились в сознании общества, что попытки власти предать прошлое забвению или радикальной переоценке выглядят в глазах некоторых интеллектуалов как своего рода маневры, отвлекающие от реальных проблем в стране [3]. Во-вторых, необходимо помнить о существовании определенных мифов, затрудняющих понимание действительности. Это, в первую очередь, стереотип о «подаренном» суверенитете, который способствует распространению идеи о том, что Украина еще не отстояла свою независимость [10, ^ 95], а также существование популярной модели «Двух Украин», что вводит в заблуждение не только сторонних наблюдателей, но и самих украинцев [5]. В-третьих, феномен объединения украинского общества вокруг негативных ценностей, среди которых нынешний президент РФ и голодомор [11].

В плюралистическом пространстве украинское прошлое выводит на повестку сегодняшнего дня несколько проблемных вопросов. Это, прежде всего, концептуализация действий и целей украинского народа во Второй мировой войне, которая на протяжении нескольких десятилетий была объединяющим мифом в общей советской идеологической системе [5]. На сегодняшний день этот вопрос сложен для украинского общества не только

в артикуляции участия украинцев в Холокосте и признания депортации крымских татар, но и в более широком рассмотрении деятельности ОУН и УПА. Актуализации проблемы препятствует одновременно и склонность к конкуренции жертв репрессий различными конфессиональными и этническими группами, и «оппозиционность памятников» [12], особенно тех, что локализованы в одном городском пространстве (в Харькове это, например, сосуществование памятников борцам Октябрьской революции и УПА). Тенденция к подобному памятованию свидетельствует о возможном переходе к консолидации общества на качественно новой, неэтнической, рецептивной постколониальной модели, поскольку отдельные группы населения сегодня являются потомками некогда конфликтующих сторон. Так, О. Довгополова говорит о необходимости дистанцироваться от героического нарратива и сосредоточиться на самых болезненных темах: участие в Холокосте и Волынской резне 1943 г.

Стоит отметить, что попытки решить вышеизложенные проблемы предпринимались неоднократно. Однако, по мнению украинского историка

A. Портнова, эти инициативы были противоречивы и ситуационны. Ярким примером является создание Института национальной памяти при президенте

B. Ющенко, который, в отличие от аналогов в других странах, не получил возможность проводить какие-либо серьезные исследования [12].

При обращении нашего внимания на умонастроения украинских интеллектуалов мы можем заметить несколько тенденций по их осмыслению прошлого Украины. И антиколониальный дискурс будет среди них выражаться, например, киевским философом В. Кебуладзе. В прошлогоднем интервью он одобряет действие закона декоммунизации «в искусстве», говоря о нахождении памятников Ленину и Сталину на Украине как о таком же недоразумении, как если бы в Германии на постаменте увековечили фюрера [1]. Уместно подчеркнуть, что критическое отношение Кебуладзе распространяет и на современную российскую политику и культуру, в частности, он называет русские сериалы «ментовско-военной пропагандой».

Обращаясь к другому интервью с ученым [13], можно увидеть сосредоточенность дискурса именно на отмежевании от советского прошлого, восприятие той эпохи как тюрьмы и пр. Поскольку Кебуладзе имеет смешанное происхождение, на его примере можно проследить некую разницу между традиционным национальным и антиколониальным дискурсом: последний необязательно завязан на этническом аспекте нации, скорее, на его политическом корреляте.

Ряд ярких украинских историков в нашем понимании являются сторонниками рецептивного постколониализма. Так, С. Екельчик отличается критическим отношением к антиколониальным настроениям, поскольку видит за дискурсом о постколониальном положении страны попытку украинского общества снять с себя ответственность за вклад в создание как российской, так и советской империй [18]. В таком случае оценивание прошлого носит характер виктимности, т.е. самопрезентации себя как жертвы, пострадавшей от колониального гнета империи, что регулярно проскальзывает в памятовании преступлений советской власти.

Между тем за такую форму избавления от практики виктимности ратуют Довгополова, Екельчик, Грицак и другие, предлагая проведение общественных дискуссий, подразумевающих продуктивную работу с памятью. И примерами организации такой работы им служит отработанная практика дискутирования немецкого общества по вопросам нацистского прошлого [11], обсуждения в Польше о роли поляков в Шоа и операции «Висла», признание режима Виши во Франции [17, с. 226, 245], а также прошлогодняя публикация литовской писательницы Р. Ванагайте книги «Наши» об участии литовцев в Холокосте [15]. Сегодня коммеморативными практиками занимаются и в Одессе, и в Киеве, и во Львове [6]. Так, некоторые представители украинской интеллигенции ставят задачу преодоления мемориальных конфликтов в системе образования, где ключевым моментом является полемика вокруг учебника истории. Разработкой качественно нового учебника, в котором была бы отражена концепция инклюзивной истории в 2007-2010 гг. занималась

комиссия историков под руководством профессора Н. Яковенко. О. Шевель, украинский ученый-политолог, высоко оценивает проект как желанный для Украины: полярные идентичности порой не могут быть удовлетворены монологическим героическим дискурсом [14], что господствует сейчас в школьном образовании. Инклюзивный исторический нарратив предполагает модель, приемлемую для гражданского объединения разных групп, разделенных этнически, конфессионально и т.д., поскольку говорит о личностях, населяющих территории современного государства независимо от его принадлежности к какой-либо общности. Фокус внимания такой истории смещен на презентацию жизненных установок и мотивов этих личностей, разносторонних толкований исторических явлений, при обсуждении которых идентичность каждого присутствующего в классе не была бы каким-либо образом стигматизирована. Таким образом, зарождающийся на основе европейского прецедента инклюзивный исторический нарратив является неотъемлемым спутником рецептивного постколониализма на Украине.

Список литературы

1. Бадаева Т. Интервью с В. Кебуладзе «Россия не мировое зло, а тень цивилизации, несчастная и опасная» // ФОКУС. URL: https://focus.ua/society/346419/ (дата обращения: 12.12.2016).

2. Володарский Ю. Интервью с Г. Касьяновым «О Бандере, русском языке и щелчках истории» // ФОКУС. URL: https://focus.ua/society/366016/ (дата обращения:11.02.2017).

3. Грицак Я. Револющя скшчилася. Готуймося до новоi // Обозреватель. URL: http://www.obozrevatel.com/blogs/03528-revolyutsiya-skinchilasya--gotujmosya-do-novoi.htm (дата обращения: 14.03.2017).

4. Ионов И. Новая глобальная история и постколониальный дискурс // История и современность. 2009. № 2. С. 33-60.

5. Кравинская Ю.О. дискурсивных связях постколониального нарратива с постмодернизмом // Филология и культура. 2015. № 4. С. 232-237.

6. Миллер А., Касьянов Г. Россия-Украина: как пишется история // ПОЛИТ.РУ. URL: http://www.polit.ru/article/2009/04/02/historia/?_utl_t=fb (дата обращения: 06.04.2017).

7. Митрохин Н. Интервью с О. Довгополовой. «Гражданская память»: историк перед лицом новых задач» // ГЕФТЕР. URL: http://gefter.ru/archive/21448 (дата обращения: 19.03.2017).

8. Павперов А. Интервью с А. Эткиндом «О том, как память о репрессиях влияет на нас сегодня» // The Village. URL: http://www.the-village.ru/village/city/city-interview/231735-repressii (дата обращения: 08.03.2017).

9. Портнов А. Майдан и после Майдана // Ab Imperio. 2014. №3. С. 209-217.

10. Портнов А. Упражнения с историей по-украински // Ab Imperio. 2007. №3. С. 93-138.

11. Проект: «Преодоление» - из конфликта к диалогу и преодолению травмы. URL: https://www.youtube.com/watch?v=evTT5_y3hoU&feature=youtu.be (дата обращения: 13.03. 2017).

12. Публикация расшифровки публичного обсуждения с участием А. Портнова «Упражнения с историей по-украински: итоги и перспективы» // ПОЛИТ.РУ. URL: http://polit.ru/article/2010/08/26/history/ (дата обращения: 15.03.2017).

13. Трусова Д. Интервью с В. Кебуладзе // РБК. УКРА1НА. URL: https://styler.rbc.ua/rus/intervyu/vahtang-kebuladze-nasha-zadacha-segodnya-1441008502.html (дата обращения: 07.04.2017).

14. Шевель О. Чи е вихщ? В1йни пам'ял у посградянськш Укрш'и в пор1вняльнш перспектив1 перевод с англ. Госовска М. // Украша Модерна. URL: http://uamoderna.com/demontazh-pamyati/shevel-memory-wars (дата обращения: 05.04.2017).

15. Шрайбман А. Интервью с Р. Ванагайте. «Детей хоронили заживо или били головой о дерево». Как я потеряла друзей за книгу о Холокосте // TUT.BY. URL: https://news.tut.by/economics/533852.html (дата обращения: 09.03.2017).

16. Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. М.: Новое литературное обозрение. 2016. 448 с.

17. Эткинд А. Кривое горе. М.: Новое литературное обозрение. 2016. 448 с.

18. Яковленко Е. Интервью с С. Екельчиком «Якщо «колошальний», значить, ми не були вщповщальш за минуле» // KORYDOR. URL: http://www.korydor.in.ua/ua/stories/sergij -yekelchyk-pamjat-reprezentacija-kultura.html (дата обращения: 05.03.2017).

19. Chernetsky V. Postcolonialism, Russia and Ukraine // Ulbandus Review, Vol. 7, Empire, Union, Center, Satellite: The Place of Post-ColonialTheory in Slavic / Central and Eastern European / (Post-)Soviet Studies (2003). Р. 32-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.