Научная статья на тему 'ПОСТДИПЛОМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОСТДИПЛОМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / ЛИЦО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ / ПОСТДИПЛОМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьякова Мария Анатольевна, Чернова Ольга Анатольевна

В работе рассмотрены актуальные вопросы трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на открытом рынке труда. Авторами проведен комплексный анализ существующих подходов к содействию трудоустройству выпускников, имеющих инвалидность в системе высшего образования, норм действующего федерального законодательства. Это позволило предложить собственный подход к содержанию и соотношению понятий «сопровождение выпускников образовательных организаций высшего образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ», «постдипломное сопровождение выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов», выявить проблемы правового регулирования в сфере постдипломного сопровождения, разработать предложения в целях их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьякова Мария Анатольевна, Чернова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OSTGRADUATE SUPPORT OF GRADUATES WITH DISABILITIES AND LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES: CURRENT PROBLEMS OF NORMATIVE AND LEGAL REGULATION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The paper deals with topical issues of employment of graduates of educational institutions of higher education from among the disabled and persons with disabilities in the open labor market. The authors carried out a comprehensive analysis of existing approaches to promoting the employment of graduates with disabilities in the higher education system, the norms of the current federal legislation. This made it possible to propose our own approach to the content and correlation of the concepts of «support for graduates of educational institutions of higher education from among the disabled and persons with disabilities», «postgraduate support for graduates from among persons with disabilities and persons with disabilities», to identify problems of legal regulation in the field of postgraduate support, to develop proposals in order to solve them.

Текст научной работы на тему «ПОСТДИПЛОМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 342.7:331.53

DOI 10.23672/f7153-4464-2999-s

Дьякова Мария Анатольевна

кандидат социологических наук, начальник Центра профессионального развития и сопровождения карьеры, Тихоокеанский

государственный университет [email protected]

Чернова Ольга Анатольевна

кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, Тихоокеанский

государственный университет [email protected]

Постдипломное сопровождение выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: актуальные проблемы нормативно-правового регулирования в системе высшего образования

Maria A. Dyakova

Candidate of Sociological Sciences, Head of the Center for Professional Development and Career Support, Pacific State University [email protected]

Olga A. Chernova

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Head of the Department of State and Legal Disciplines, Pacific State University [email protected]

Ostgraduate support

of graduates with disabilities and limited health opportunities: current problems of normative and legal regulation in the system of higher education

Аннотация. В работе рассмотрены актуальные вопросы трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на открытом рынке труда. Авторами проведен комплексный анализ существующих подходов к содействию трудоустройству выпускников, имеющих инвалидность в системе высшего образования, норм действующего федерального законодательства. Это позволило предложить собственный подход к содержанию и соотношению понятий «сопровождение выпускников образовательных организаций высшего образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ», «постдипломное сопровождение выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов», выявить проблемы правового регулирования в сфере постдипломного сопровождения, разработать предложения в целях их решения.

Ключевые слова: инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья, содействие трудоустройству, постдипломное сопровождение, законодательство в сфере занятости инвалидов.

Annotation. The paper deals with topical issues of employment of graduates of educational institutions of higher education from among the disabled and persons with disabilities in the open labor market. The authors carried out a comprehensive analysis of existing approaches to promoting the employment of graduates with disabilities in the higher education system, the norms of the current federal legislation. This made it possible to propose our own approach to the content and correlation of the concepts of «support for graduates of educational institutions of higher education from among the disabled and persons with disabilities», «postgraduate support for graduates from among persons with disabilities and persons with disabilities», to identify problems of legal regulation in the field of postgraduate support, to develop proposals in order to solve them.

Keywords: disabled person, person with disabilities, employment assistance, postgraduate support, legislation in the field of employment of disabled people.

Вопросам эффективного трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования из числа инвалидов и лиц с

ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ) на открытом рынке труда в последние годы уделяется все больше внимания, поскольку

право на труд и самореализацию в профессии -это одно из важнейших прав человека и гражданина [1].

В соответствии с нормами международного права и современного российского законодательства, инвалиды наравне со здоровыми гражданами имеют право на профессиональную подготовку, помощь, консультации и услуги по трудоустройству, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности, а также ускорят процесс их социальной интеграции в общество [2, 3]. Однако в силу ряда обстоятельств, прежде всего, связанных с состоянием здоровья (определенными физическими ограничениями), выпускники с инвалидностью и ОВЗ оказываются менее конкурентоспособными на рынке труда, а, следовательно, требуют дополнительного внимания со стороны государства и его отдельных институтов.

С целью расширения возможностей для обеспечения эффективного доступа инвалидов из числа обучающихся и выпускников системы высшего образования к службам трудоустройства, услугам по содействию занятости и успешной адаптации на открытом рынке труда, с 2014 года в системе высшего образования начата работа по профессиональной ориентации и содействию трудоустройству данной категории лиц. В то же время, недостаточное развитие нормативно-правовой базы, отсутствие единообразного подхода к определению и содержанию понятийного аппарата тормозят разработку и реализацию программных и локальных документов в системе высшего образования. Анализ научных подходов, методических рекомендаций и нормативно-правовых документов Минобразования РФ и Минтруда РФ позволил авторам данной публикации определить собственный подход к содержанию и соотношению понятий «сопровождение выпускников образовательных организаций высшего образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ», «постдипломное сопровождение выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов».

Процесс сопровождения обучающегося с инвалидностью в системе высшего образования - это система профессиональной, согласованной деятельности сотрудников образовательной организации, направленная на создание необходимых условий для успешной профориентации, образования, трудоустройства инвалидов, их интеграции в социум в соответствии с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями. Постдипломное сопровождение как завершающий этап сопровождения выпускников с инвалидностью и ОВЗ в образовательном пространстве инклюзивного высшего образования необходимо рассматривать как совокупность комплексных мероприятий, проводимых образовательными организациями высшего образования совместно со специалистами служб занятости населения и представителями работодателей, с целью оказания помощи выпускникам, имеющим инвалидность, в преодолении трудностей, возникших в процессе поиска работы, обеспечения их успешного вхождения в профессию и

адаптации к профессиональной среде, эффективной реализации трудового потенциала, обеспечения профессионального роста и карьерного развития [4; 5].

В то же время, эффективность деятельности образовательных организаций по постдипломному сопровождению рассматриваемой категории лиц во многом зависит от учета приоритетных программных мероприятий, реализуемых органами государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположена образовательная организация высшего образования, а также ориентиров государственной политики по содействию занятости инвалидов на конкретный период. С целью решения выше обозначенных проблем нормативно-правового регулирования считаем необходимым закрепить правовой статус и полномочия образовательных организаций высшего образования, как одного из основных субъектов, участвующих в реализации государственной политики содействия занятости населения в федеральном законодательстве. В статьях 28 и 34 федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативно закрепить понятия «содействие трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» и «постдипломное сопровождение выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов», в статье 13.1. Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» - понятие «сопровождение при содействии занятости инвалидов». Это обеспечит не только однозначное толкование содержания данного направления работы в системе высшего образования, но и позволит выстроить системную работу, обеспечить тесное взаимодействие образовательных организаций высшего образования со специалистами служб занятости населения, уполномоченными осуществлять организацию сопровождения при содействии занятости инвалидов в Российской Федерации.

Основные виды деятельности образовательных организаций высшего образования по направлению «Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» в рамках разрабатываемых ими программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения данной категории выпускников, должны основываться на типовой программе, утвержденной приказом Минобрнауки РФ, с учетом плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов, утверждаемого Правительством РФ на конкретный период времени, и приоритетных направлений деятельности по содействию занятости инвалидов молодого возраста, реализуемых на территории субъекта РФ, где расположена образовательная организация высшего образования.

Постдипломное сопровождение выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья должно рассматривать как одно из направлений деятельности образовательных организаций высшего образования по содействию трудоустройству данной категории выпускников,

реализуемое совместно с представителями работодателей посредством двойного наставничества и в рамках региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

При разработке программ содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и ОВЗ мы предлагаем рекомендовать образовательным организациям высшего образования включать в структуру внутривузовских программ следующие разделы:

1) общая характеристика проблемы и сфера реализации программы;

Литература:

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. URL : http://www.consul tant.ru/document

2. Конвенция о правах инвалидов: заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006. URL : http://www.consul tant.ru/document/

3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

4. Денисова О.А. Сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного высшего образования / О.А. Денисова, О.Л. Леханова. URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/soprovozhdenie-studentov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-inklyuzivnogo-vysshego-obrazovaniya

5. Романенкова Д.Ф. Комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования / Д.Ф. Романенкова, Н.А. Романович. URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-soprovozhde-nie-obrazovatelnogo-protsessa-invalidov-i-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah

2) наименование программы;

3) ответственный исполнитель и соисполнители программы (при наличии);

4) участники программы (при наличии);

5) цели, задачи и целевые показатели программы;

6) срок и основные этапы реализации программы;

7) ожидаемые конечные результаты реализации программы.

Literature:

1. Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12/12/1993 with changes approved during the nationwide vote on 07/01/2020. URL : http://www.consultant.ru/document

2. Convention on the Rights of Persons with Disabilities: concluded in New-York on December 13, 2006. URL : http://www.consultant.ru/document

3. Federal Law № 181-FZ of November 24, 1995 (as amended on June 28, 2021) «On the Social Protection of the Disabled in the Russian Federation».

4. Denisova O.A. Support of students with health limitations in conditions of inclusive higher education / O.A. Denisova, O.L. Lekhanova. URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/soprovozhdenie-studentov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-inklyuzivnogo-vysshego-obrazovaniya

5. Romanenkova D.F. Comprehensive support of the educational process of disabled people and persons with limited health opportunities in the conditions of vocational education / D.F. Romanenkova, N.A. Romanovich. URL : https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/kompleksnoe-soprovozhdenie-obrazovate-lnogo-protsessa-invalidov-i-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.