Научная статья на тему 'ПРОГРАММНЫЙ МЕТОД СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПРОГРАММНЫЙ МЕТОД СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
100
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ИНВАЛИДНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ВЫПУСКНИК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дьякова Мария Анатольевна, Чернова Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации мер социальной защиты выпускников, имеющих инвалидность, и лиц с ограниченными возможностями здоровья на открытом рынке труда. Важность рассматриваемых в статье вопросов по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению указанной категории лиц предопределяется стратегическими ориентирами государственной социальной политики, ростом количества выпускников с инвалидностью, необходимостью выполнения образовательными организациями нормативных предписаний актов Президента и Правительства Российской Федерации, профильных федеральных министерств. Содействие лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в последующем трудоустройстве достигается посредством применения программного метода государственного управления - разработки и реализации программных мероприятий в рамках региональных и вузовских программ. Авторами освещены основные направления работы образовательных организаций высшего образования по содействию трудоустройству выпускников, отмечена проблематика их деятельности, разработаны предложения по совершенствованию правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дьякова Мария Анатольевна, Чернова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM METHOD FOR PROMOTING EMPLOYMENT OF GRADUATES WITH DISABILITIES AND LIMITED HEALTH POSSIBILITIES: CURRENT STATUS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF LEGAL REGULATION

The article deals with topical issues of implementing social protection measures for graduates with disabilities and persons with disabilities in the open labor market. The importance of the issues discussed in the article to promote employment and postgraduate support for this category of persons is predetermined by the strategic guidelines of state social policy, the increase in the number of graduates with disabilities, the need for educational organizations to comply with the regulatory requirements of acts of the President and the Government of the Russian Federation, relevant federal ministries. Assistance to persons with disabilities and disabilities in subsequent employment is achieved through the application of the program method of public administration - the development and implementation of program activities within the framework of regional and university programs. The authors highlight the main areas of work of educational institutions of higher education to promote the employment of graduates, noted the problems of their activities, developed proposals for improving legal regulation.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММНЫЙ МЕТОД СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

Программный метод содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: современное состояние, проблемы и перспективы правового регулирования

Дьякова Мария Анатольевна,

кандидат социологических наук, начальник Центра профессионального развития и сопровождения карьеры, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: 003787@pnu.edu.ru

Чернова Ольга Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: 003987@pnu.edu.ru

В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации мер социальной защиты выпускников, имеющих инвалидность, и лиц с ограниченными возможностями здоровья на открытом рынке труда. Важность рассматриваемых в статье вопросов по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению указанной категории лиц предопределяется стратегическими ориентирами государственной социальной политики, ростом количества выпускников с инвалидностью, необходимостью выполнения образовательными организациями нормативных предписаний актов Президента и Правительства Российской Федерации, профильных федеральных министерств. Содействие лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в последующем трудоустройстве достигается посредством применения программного метода государственного управления - разработки и реализации программных мероприятий в рамках региональных и вузовских программ. Авторами освещены основные направления работы образовательных организаций высшего образования по содействию трудоустройству выпускников, отмечена проблематика их деятельности, разработаны предложения по совершенствованию правового регулирования.

Ключевые слова: занятость, трудоустройство, инвалидность, ограниченные возможности здоровья, обучающийся, выпускник, государственная программа, высшее образование, образовательная организация.

S2

см см о см I—

Содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников образовательных организаций высшего образования из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), являясь частью мер государственной системы социальной защиты инвалидов на открытом рынке труда, интегрировано в процесс сопровождения обучающихся с инвалидностью в системе высшего образования [1, 2].

В соответствии с основными ориентирами государственной социальной политики в отношении инвалидов, эффективным инструментом содействия трудоустройству данной категории лиц может стать персональное сопровождаемое трудоустройство. Повышенное внимание к этому вопросу, как со стороны органов государственного управления в сфере образования и занятости населения, так и самих образовательных организаций высшего образования обусловлено рядом причин:

во-первых, увеличением числа обучающихся и выпускников образовательных организаций высшего образования, умеющих статус инвалида (за период с 2016 по 2020 год прием обучающихся, имеющих инвалидность, в вузы России составил 36991 человек, а общее количество выпускников-инвалидов с 2017 по 2021 год - 17 697 человек, таким образом, ежегодно на открытый российский рынок труда выходит, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, порядка 3500 выпускников, имеющих инвалидность) [3], сведения представлены в таблице.

во-вторых, необходимостью выполнения нормативных предписаний Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Распоряжения Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1921 -р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы», Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1];

в-третьих, необходимостью разработки и реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста, в том числе из числа выпускников образовательных организаций высшего образования, при трудоустройстве, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 16.07.2016 № 1507-р;

в-четвертых, наличием рекомендательных писем Минобрнауки России, в соответствии с которыми образовательные организации высшего образования должны не только проводить системную работу по подготовке к выходу на рынок труда и содействовать трудоустройству выпускникам-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, но и обеспечивать постдипломное сопровождение данной категории выпускников.

Таблица. Сведения об инвалидах - студентах, обучающихся по образовательным программам высшего образования (на начало учебного года, человек)

2016/ 2017 2017/ 2018 2018/ 2019 2019/ 2020 2020/ 2021

принято 6087 6881 7487 7773 8763

выпуск 3139 3214 3525 3853 3966

Обновлено 01.08.2022

Эффективное решение выше обозначенных задач, на наш взгляд, невозможно:

1) без разработки соответствующих нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений социальной политики государства в отношении лиц, имеющих инвалидность, изложенных, в том числе, в документах стратегического планирования (государственных программах), принятых на федеральном и региональном уровне;

2) тесного взаимодействия образовательных организаций высшего образования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области образования и содействия занятости населения, территориальными органами службы занятости населения, являющимися основным субъектом, реализующим государственную политику в области занятости населения, включая лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Поскольку организация сопровождения при содействии занятости инвалидов, в том числе инвалидов - выпускников высшего образования, отнесена федеральным законодательством исключительно к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.

В субъектах Дальневосточного федерального округа, к примеру, приняты программные документы, определяющие комплекс мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования, прохождении профессионального обучения и содействию в последующем трудоустройстве. Соответствующие региональные программы действуют на территории Республики Саха (Якутия), Забайкальского и Хабаровского краев, Амурской, Сахалинской и Еврейской автономной областей. Перечисленные программы учитывают специфику субъекта РФ, актуальные проблемы, существующие в регионе при трудоустройстве молодых людей, имеющих инвалидность. Основным разработ-

чиком и исполнителем региональных программ выступают уполномоченные органы исполнительной власти субъектов.

Отметим, что особая роль в процессе оказания содействия лицам с инвалидностью и ОВЗ в последующем трудоустройстве отводится именно образовательным организациям высшего образования, задача которых заключается не только в обеспечении доступности высшего образования для инвалидов, но и в реализации дальнейшего содействия трудоустройству по полученной специальности.

Несмотря на то, что образовательные организации высшего образования с 2014 года вовлечены в мероприятия по реализации основных направлений государственной социальной политики в сфере занятости инвалидов молодого возраста, на сегодняшний день отсутствуют правовые нормы, закрепляющие:

- статус образовательной организации высшего образования, как участника общественных отношений, возникающих в связи с реализацией мероприятий по содействию занятости и постдипломному сопровождению выпускников из числа данной категории лиц,

- обязательность разработки внутривузовской программы содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и ОВЗ, и регламент разработки,

- единый понятийно-категориальный аппарат, используемый в действующем законодательстве (отсутствуют правовые дефиниции «содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ» и постдипломное сопровождение выпускников с инвалидностью и ОВЗ»). Все это приводит к разноплановости реализуемых ВУЗами мероприятий по содействию трудоустройству выпускников данной категории и их несогласованности с действующими в субъектах РФ региональными программами сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, а также приоритетными направлениями социальной политики государства по содействию занятости инвалидов.

На наш взгляд, внутривузовские программы содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ должны включать перечень мероприятий в соответствии с типовой программой сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве, утвержденной совместным приказом Министерства труда и социальной защиты населения РФ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 14.12.2018 г. № 804н/299/1154, и согласно методическим рекомендациям, изложенным в пись- р ме Министерства труда и социальной защиты Рос- Д сийской Федерации от 15.12.2015 г., № 16-2/10/ Ч

__т

П-7704. А

Основными направлениями работы образова- ё

тельной организации высшего образования с об- у

учающимися инвалидами и лицами с ОВЗ в части А

системного выстраивания индивидуальной траектории карьеры и содействия трудоустройству в системе высшего образования являются:

- профессиональная информация и профессиональная ориентация;

- профессиональное консультирование, профессиональный подбор и профессиональный отбор;

- профессиональная, производственная и социальная адаптация;

- системная работа в части выстраивания индивидуальной карьеры и содействия трудоустройству;

- организация и проведение психологического и профессионального тестирования;

- проведение тренингов, деловых профориен-тационных игр, ярмарок вакансий, справочно-информационных бесед, профессиональных экскурсий, конкурсов и т.п.

Причем перечень данных мероприятий может расширяться, исходя из анализа трудоустройства данной категории выпускников и складывающейся ситуации на региональных рынках труда.

Анализ реализуемых образовательными организациями высшего образования программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников, имеющих инвалидность, позволяет констатировать, что реализация основных прав выпускников данной категории в сфере труда и занятости достигается не только посредством исполнения федерального, регионального законодательства и рекомендаций международного права, но и дополнительных программных мероприятий, реализуемых самими образовательными организациями. В большинстве своем вышеперечисленные программные мероприятия направлены на создание условий, при которых обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ получают возможность войти в профессиональную среду еще во время обучения, что способствует их трудоустройству в соответствии с направлением подготовки/специальностью. Результатом осуществления такого подхода к реализации программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ является значительное снижение уровня безработицы среди данной категории молодых специалистов.

Для решения обозначенных проблем, на наш взгляд, необходимо:

1. На законодательном уровне закрепить правовой статус и полномочия образовательной организации высшего образования как одного из участников общественных отношений в сфере реализации государственной политики содействия занятости выпускников из числа инвалидов молодого возраста. Считаем необходимым внести соответствующие дополнения в отдельные статьи феде-„ рального закона «Об образовании в Российской 2 Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3: й 1.1) статью 28 «Компетенция, права, обязан-еЗ ности и ответственность образовательной орга-ав низации» дополнить пунктом 10.2 следующего

содержания: «осуществление содействия трудоустройству обучающихся и постдипломного сопровождения выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, с целью оказания помощи в преодолении трудностей, возникших в процессе поиска работы, обеспечения успешного вхождения в профессию и адаптации к профессиональной среде, эффективной реализации трудового потенциала, обеспечения профессионального роста и карьерного развития»;

1.2) часть 1 статьи 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» дополнить пунктом 28.1 следующего содержания: «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; получение содействия в трудоустройстве и постдипломном сопровождении»;

1.3) часть 2 статьи 34 дополнить пунктом 6.1 следующего содержания: «содействие в трудоустройстве и постдипломном сопровождении с целью оказания помощи в преодолении трудностей, возникших в процессе поиска работы, обеспечения успешного вхождения в профессию и адаптации к профессиональной среде, эффективной реализации трудового потенциала, обеспечения профессионального роста и карьерного развития».

2. В статье 13.1. Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 08.12.2020) «О занятости населения в Российской Федерации» (Сопровождение при содействии занятости инвалидов) закрепить понятия «содействие трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» и «постдипломное сопровождение выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов».

3. Образовательным организациям высшего образования при разработке внутривузовских программ обязательно учитывать рекомендации Ми-нобрнауки России и Минтруда РФ, положения типовой региональной программы сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, действующих на территории субъекта РФ программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, приоритетные направления государственной политики по содействию занятости инвалидов на соответствующий период (до 2025 года).

В качестве обязательных форм содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья во вну-тривузовских программах определять направления деятельности, соответствующие общим направлениям содействия занятости инвалидов молодого возраста: консультирование и информирование по вопросам трудоустройства, содействие в поиске подходящей работы, непосредственное трудоустройство на открытом рынке труда.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consult-ant.ru/document

2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consult-ant.ru/document

3. Сведения об инвалидах - студентах, обучающихся по профессиональным образовательным программам (на начало учебного года, человек) [Электронный ресурс]. URL: https://ross-tat.gov.ru/storage/mediabank/ZFrZb999/5-1.doc

PROGRAM METHOD FOR PROMOTING EMPLOYMENT OF GRADUATES WITH DISABILITIES AND LIMITED HEALTH POSSIBILITIES: CURRENT STATUS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF LEGAL REGULATION

Dyakova M.A., Chernova O.A.

Pacific State University

The article deals with topical issues of implementing social protection measures for graduates with disabilities and persons with disabilities in the open labor market. The importance of the issues

discussed in the article to promote employment and postgraduate support for this category of persons is predetermined by the strategic guidelines of state social policy, the increase in the number of graduates with disabilities, the need for educational organizations to comply with the regulatory requirements of acts of the President and the Government of the Russian Federation, relevant federal ministries.

Assistance to persons with disabilities and disabilities in subsequent employment is achieved through the application of the program method of public administration - the development and implementation of program activities within the framework of regional and university programs. The authors highlight the main areas of work of educational institutions of higher education to promote the employment of graduates, noted the problems of their activities, developed proposals for improving legal regulation.

Keywords: employment, disability, disabilities, student, graduate, state program, higher education, educational organization.

References

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document

2. Law of the Russian Federation "On employment in the Russian Federation" dated April 19, 1991 No. 1032-1 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document

3. Information about disabled students - students enrolled in professional educational programs ((at the beginning of the academic year, people) [Electronic resource]. URL: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/ZFrZb999/5-1.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.