СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА И ОРГАНИЗАЦИЯ .ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 614.2
ПОСТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1 2 И.А. Гехт , Г.Б. Артемьева
Самарский государственный медицинский университет, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Рязанской области
При проведении модернизации здравоохранения в России следует учитывать продолжающееся постарение населения, в связи с чем становятся актуальными следующие направления деятельности:
1) социально-экономическое (совершенствование пенсионного обеспечения,стабилизация
1 Гехт Игорь Абрамович, заведующий кафедрой медицинского страхования Самарского государственного медицинского университета, д-р мед. наук, профессор. Тел.: 8-917-259-30-36. E-mail: [email protected].
2 Артемьева Галина Борисовна, канд. мед. наук, исполнительный директор Рязанского обл. фонда обязательного мед. страхования. Тел.: 8-903-641-78-44.
цен на основные продукты и квартплату, организация досуга, прирост социальных учреждений, расширение социальной помощи на дому, привлечение к трудовой деятельности, стабилизация нагрузки на трудовой возраст (сохранение трудовых ресурсов));
2) медико-экономическое (необходимость учета при всех видах планирования в здравоохранении увеличения потребности в медицинской помощи, особенно в специализированной, объективная необходимость в планировании увеличения ресурсного обеспечения здравоохранения, гериатрическая направленность в деятельности поликлиник и стационаров, создание амбулаторных гериатрических центров, расширение
КЛИНИЧЕСКАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ, 11-12, 2011
системы стационарной медико-социальной помощи, совершенствование системы лекарственного обеспечения лиц старших возрастов: внедрение страхового принципа для льготного лекарственного обеспечения всех пенсионеров, открытие гериатрических аптек (отделов при аптеках) с консультативной службой, введение курса гериатрической фармакологии в высших медицинских учреждениях, обучение по вопросам гериатрии и геронтологии на всех кафедрах институтов последипломного образования, реструктуризация сети сельских лечебно-профилактических учреждений с созданием межрайонных лечебно-диагностических центров и больниц для долечивания, реабилитации, медико-социальной помощи и хосписов, дальнейшее развитие сети врачей общей практики с одновременным улучшением доступности для пожилых консультативной помощи врачей-специалистов, обучение пожилых людей в лечебных учреждениях само- и взаимопомощи, издание разнообразной справочной литературы по медицинским и социальным вопросам).
Перечисленные мероприятия ведут к более рациональному и эффективному расходованию средств, выделяемых на здравоохранение.
Вместе с тем в связи с увеличением потребности в специализированной помощи лиц старших возрастов представляют интерес обеспечение врачами-специалистами и больничными койками по профилям. Здесь складывается сложная ситуация, особенно в сельской местности. Следует заметить, что рост численности врачей общей практики не может восполнить нехватку врачей-специалистов. Скорее наоборот, чем больше врачей общей практики, тем чаще им требуются консультации врачей узких специальностей.
Дефицит кадров приводит к тому, что больные не всегда получают качественную медицинскую помощь на своем уровне в муниципальных учреждениях здравоохранения, возрастает ко-
личество внешних медицинских услуг, т. е. услуг, оказываемых не по месту жительства, при этом увеличивается их стоимость, так как отсутствие должного ухода заставляет выписывать их при восстановлении способности к самообслуживанию, что удлиняет пребывание в стационаре. В больницах клинического уровня растет удельный вес пациентов второго и третьего уровня, то есть с более дешевой патологией, увеличивается число госпитализаций по экстренным показаниям. Проблема для сельской местности осложнилась еще и тем, что в последние годы стала затруднительной подготовка специалистов из врачей, желающих овладеть смежными специальностями. Если раньше такая первичная подготовка проходила на базах медицинского университета в течение 4 мес, то в настоящее время требуется для этого годичная интернатура, что создает определенные трудности, в том числе и в материальном плане, а в дальнейшем подготовка специалистов еще больше усложнится.
Таким образом, само по себе предусматриваемое программой модернизации увеличение оплаты труда врачей-специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений может не принести ожидаемого результата, если не будут приняты меры к обеспечению врачебными кадрами медицинских организаций села. В какой-то мере проблему поможет решить создание на базе хорошо оснащенных и укомплектованных кадрами больниц межмуниципальных учреждений и подразделений с обеспечением высокой доступности помощи в них для пожилых людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галанова Г.И. // Менеджер здравоохранения. 2011. № 3. С. 32-42.
2. Султанаева З.М. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010. № 5. С. 3-6.
Поступила 14.01.2011