210
Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 2, с. 210-213
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА: ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
© 2008 г. В.Б. Романовская, Е.С. Красильникова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 13.03.2008
Анализируются такие свойства постановлений Европейского суда, как декаларативность, открытый, прецедентный характер. Авторы поднимают некоторые дискуссионные вопросы: прямое действие актов Европейского суда в национальной правовой системе; пересмотр решений судов РФ в связи с констатацией Европейским судом нарушения Европейской конвенции о правах человека; применение актов Европейского суда по правам человека contra legem.
Ключевые слова: Европейский суд, права человека, пересмотр судебных решений.
Конституция Российской Федерации в п. 4 ст. 15 указывает, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы; если международным договором России предусмотрены иные правила, чем федеральным законом, то применяется международный договор [1].
Во исполнение этого положения Конституции в Федеральном законе «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» [2] указывается, что Россия признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека в вопросах применения и толкования Конвенции. Таким образом, Российская Федерация признала для себя обязательным то толкование Конвенции, которое дает Европейский суд, что необходимо для единообразного подхода к применению Конвенции.
На основании норм указанного закона некоторые ученые стали делать вывод о возможности непосредственного применения постановлений Европейского суда по правам человека в правоприменительной практике. Свое развитие данное мнение получило в постановлениях Пленума Верховного суда РФ [3] и Конституционного суда РФ. Таким образом, доктрина российского права и судебная практика вводят в российскую правовую систему в качестве нормы международного права постановления международного суда.
Как следствие, в настоящее время большое значение приобретает выявление основных свойств постановлений Европейского суда по правам человека и определение их места в российской правовой системе.
Европейский суд по правам человека, рассмотрев жалобу на нарушение прав и свобод,
гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, выносит постановления.
Необходимо отметить, что Конвенция предусматривает ряд условий, которым постановления должны соответствовать:
- они должны быть мотивированными, то есть содержать обоснование данного решения;
- постановления принимаются большинством голосов судей, однако судья, не согласный с позицией большинства, вправе изложить свое особое мнение.
Таким образом, ст. 44 Конвенции определяет содержание решения и способ его принятия. Это означает, что постановление, принятое с нарушением данных требований, не может считаться вынесенным законно, и заявитель должен иметь возможность обжаловать такое постановление в Большую палату, которая выполняет функции апелляционного органа Европейского суда. Однако ни Конвенция, ни регламент суда не предусматривают такого основания обжалования постановлений Европейского суда.
Постановления Суда обладают следующими свойствами:
- имеют открытый характер;
- официально публикуются, любое интересующееся лицо может с ними ознакомиться;
- имеют окончательный характер.
Окончательный характер означает, что вступившее в законную силу постановление не может быть пересмотрено, оно подлежит безусловному исполнению. Признание постановлений окончательными влечет важные юридические последствия: такое постановление должно быть
опубликовано (ст. 44 Конвенции), а также оно передается Комитету Министров (ст. 46 Конвенции), который следит за его исполнением;
- имеют прецедентный характер.
Необходимо отметить, что прецеденты Европейского суда по правам человека обладают рядом особенностей по сравнению с «классическим» прецедентом. Так, например, Суд не связан доктриной прецедента, то есть он не обязан следовать своим же решениям, однако пересмотр сложившейся практики, ее кардинальное изменение лежат не в сфере компетенции палат Суда, а в сфере компетенции Большой палаты, то есть это является исключительным обстоятельством.
Важно отметить и то, что Суд не связан субъектным составом или фактическими обстоятельствами при применении прецедента. Он не нуждается в обосновании применения прецедента, поскольку применяет не норму права, а правовой стандарт, который обособлен от конкретных жизненных ситуаций и формируется не с учетом обстановки происшедшего события, хотя и она учитывается Судом, а с учетом «духа» Конвенции;
- имеют декларативный характер.
Суд лишь объявляет нарушение Конвенции, но не уточняет, какие именно меры индивидуального или общего характера (кроме справедливой компенсации) необходимо предпринять государству для устранения данного, а также всех возможных подобных нарушений Конвенции [4].
Это объясняется тем, что Европейский суд действует на основе принципа субсидиарности (то есть он является «дополнением» к национальному правосудию), его деятельность ограничивается лишь вопросами применения и толкования Конвенции. Кроме того, Суд большое внимание уделяет доктрине «свободного усмотрения» (the margin of appreciation), в соответствии с которой государства - члены Совета Европы обладают большой свободой усмотрения в отношении мер, необходимых для исполнения своих обязательств по Конвенции.
Постановления Европейского суда по правам человека обладают и таким свойством, как прямое действие в национальных правовых системах многих государств - участников Конвенции.
Данное утверждение представляется спорным. В соответствии с Конституцией РФ только международные договоры являются частью российской правовой системы. ФЗ «О международных договорах РФ» в п. 3 ст. 5 предусматривает возможность непосредственного примене-
ния международных договоров при наличии определенных условий:
- договор должен быть официально опубликован;
- договор не требует издания внутригосударственных актов для применения.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции, в Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Стоит отметить, что к таким актам относятся постановления Европейского суда по правам человека.
Суд в своих постановлениях определяет содержание, объем прав и свобод физических и юридических лиц, а также дает заключение о правомерности или неправомерности тех или иных действий государства в сфере прав человека. Однако данные акты не подлежат официальному опубликованию, они даже не подлежат переводу на русский язык. Поэтому складывается ситуация, когда акт, не получивший всенародного ознакомления, вводится в правовую систему России и действует непосредственно. В связи с этим, не отрицая значения постановлений Европейского суда по правам человека, представляется необходимым закрепить механизм имплементации постановлений Суда в российскую правовую систему.
С другой стороны, учитывая сложившуюся практику судов Российской Федерации, значение постановлений Европейского суда в толковании Конвенции, расширение объема гарантируемых прав, распространение действия Конвенции на некоторые права (например, экологические), которые не содержатся в тексте Конвенции, а также практику государств по исполнению решений, вынесенных против иных государств, можно сделать вывод о возможности применения постановлений Европейского суда в практике российских судов, поскольку это обеспечит верное понимание и применение текста самой Конвенции.
Особое внимание следует уделить такой форме применения постановлений Европейского суда по правам человека, как пересмотр внутренних судебных решений. Стоит отметить, что такое возможно только в случае, если в процессуальное законодательство стран вне-
сти соответствующие изменения. В данном аспекте прямое действие постановлений Европейского суда весьма ограниченно и зависит от воли государства. В Российской Федерации подобные изменения были внесены в действовавшее уголовно-процессуальное и арбитражнопроцессуальное законодательство.
Так, ст. 413 УПК определяет возможность возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, одним из которых является установление Европейским судом нарушения Конвенции о защите прав и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела. Причем пересмотр уголовного дела по данному основанию осуществляется Президиумом Верховного суда РФ, а его полномочия исчерпываются изменением или отменой приговора. Таким образом, оставить приговор без изменения, если установлено нарушение Конвенции, то есть вынесено постановление Европейского суда, Верховный суд России не может. Аналогичное основание для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам содержит ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса России. Однако гражданское процессуальное законодательство не предусматривает возможности пересмотра судебных актов ввиду объявления нарушения положений Конвенции при отправлении правосудия по гражданским судам.
Важное значение имеет возможность применения постановлений Европейского суда contra legem, то есть вопреки действующему внутреннему законодательству. Это наталкивается на ряд трудностей. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ если международным договором предусмотрены иные правила, чем действующим национальным законодательством, то приоритет имеют нормы международного договора.
Необходимо отметить, что по смыслу ФЗ «О международных договорах РФ» [5] только сама Конвенция является международным договором. Поэтому, исходя из буквального смысла Конституции, постановления Европейского суда не обладают приоритетом по сравнению с национальным правом. Это подтверждается также теорией международного права, которая, основываясь на ст. 34 Статута Международного суда, относит решения международных судебных органов не к основным источникам права, а только к вспомогательным, которые помогают установить смысл нормы международного права.
С другой стороны, правовые позиции Европейского суда по правам человека, изложенные в его постановлениях, являются неотъемлемой
частью Конвенции о защите прав человека. Это подтверждается как практикой самого Суда, Постановлением Верховного суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права», так и правоведами в области прав человека.
В частности, Постановление Пленума Верховного суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в пункте 10 указывает: «применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод». Стоит указать также на Постановление Конституционного суда РФ № 2-П, в котором указывается на необходимость обеспечить прямое действие постановлениям Европейского суда [6]. В частности, п. 2.1. Постановления определяет следующее: «как и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, решения Европейского суда по правам человека - в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, включая право на доступ к суду и справедливое правосудие, - являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений и правоприменительными органами при применении соответствующих норм права».
Таким образом, постановление Европейского суда по правам человека представляет собой декларацию (объявление) о наличии или отсутствии нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательную для исполнения государством, в отношении которого она вынесена, и имеющую прямое действие в национальных правовых системах государств -участников Конвенции, а в некоторых случаях влекущую пересмотр судебных актов, вынесенных национальными судами по предмету жалобы в отношении заявителя.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета, 25.12.1993. № 237.
2. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» / Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 14. Ст. 1514.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 12.
4. Колобов М. Решения Европейского Суда по правам человека: правовые последствия для государств-членов Совета Европы // Стандарты Совета Европы и Конституция Российской Федерации. М., 2006. С. 19.
5. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 г. // Российская газета. 21.07.1995. № 140.
6. Постановление Конституционного Суда от 5.02.2007 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 ГПК РФ в связи с запросом Кабинета министров Республики Татарстан, жалобами ОАО «Нижнекамскнефтехим» и «Хакас-энерго», а также жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 932.
RULINGS OF THE EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS: JURIDICAL CHARACTERISTICS
V.B. Romanovskaya, E.S. Krasilnikova
In this article, the author analyses such characteristics of the rulings of the European Court of Human Rights as their declarative and public nature and their reliance on case law. The author raises some questions open to debate like: direct action of the decisions of the European Court of Human Rights in the Russian legal system, reconsideration of a judgment because of European Court’s declaration of a violation of the European Human Rights Convention; application contra legem of the rulings of the European Court of Human Rights.