• недостаточный уровень компетентности преподавателей и сотрудников в проектировании и совместной реализации научных проектов с международными партнерами;
• низкий уровень знаний иностранных языков, которым обладают преподаватели и студенты Герценовского университета, недостаточный для полноценной реализации академической мобильности, международных научных, образовательных программ и проектов;
• небольшое количество публикаций преподавателей и специалистов университета в зарубежных журналах.
В деле решения этих проблем особая роль принадлежит институту международных связей, который в мае этого года был передан под мое руководство. Деятельность института отличается от деятельности управления международного сотрудничества и отражает, пожалуй, другую сторону организации международной деятельности. Нынешнее прямое подчинение института международных связей проректору по международному сотрудничеству делает более эффективной работу по целому ря-
ду направлений — от коммуникационной и информационной деятельности до более сложных — образовательной, мониторинговой и экспертно-аналитической.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что международный компонент в деятельности Герценовского университета будет возрастать и все больше влиять на качество и эффективность его научно-образовательной деятельности. Но произойдет это только в случае, если преподаватели и сотрудники глубже будут осознавать, что успешная международная деятельность — это результат совместной деятельности преподавателей и сотрудников университета, повседневная и кропотливая работа на факультетах и в институтах по инициализации, организации и координации международных проектов. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена только тогда может ответить на вызовы времени, когда станет «интернационализованным» вузом, международным научно-образовательным комплексом, а повседневная деятельность его структурных подразделений приобретет международное измерение.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 30 июня 2011 года
«МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА»
Заслушав и обсудив доклад проректора по международному сотрудничеству С. М. Шилова, Ученый совет отмечает, что роль международной деятельности в повышении качества и эффективности научно-образовательной деятельности университета с целью упрочнения его позиций в мировом научном и образовательном пространстве становится все более значимой в современных условиях.
В настоящее время университет реализует целый ряд крупных проектов с участием авторитетных международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Европейская комиссия, а также рядом научно-образовательных учреждений Европы, Азии и США, входящих в список престижных университетов мира. Международные конференции, семинары, летние школы, видеоконференции, двойное руководство диссертационными и магистерскими работами, совместные учебные пособия и образовательные программы, обмен электронными образовательными материалами, преподавательские и студенческие обмены, зарубежные практики и стажировки, работа иностранных специалистов стали неотъемлемой частью образовательной и научной деятельности университета.
Расширение и совершенствование международных связей РГПУ идет по направлениям, определяемым основными функциями высшей школы: по пути интернационализации учебного процесса и интернационализации научно-исследовательской деятельности. Ученый совет подчеркивает, что международный компонент в деятельности Герценовского университета возрастает и все более влияет на качество его образовательных услуг и научной деятельности, а также на место университета в системе рейтинговых оценок.
Эффективность международной деятельности зависит как от ее современного менеджмента, так и активности преподавателей и сотрудников университета, их образовательного и научного российского и международного авторитета, должной компетентности в сфере международной коммуникации.
Условием результативности международной деятельности университета, использования международного опыта и повышении его качества выступает сотрудничество с правительственными и неправительственными организациями, с образовательными, научными и культурными учреждениями разных стран, нацеленное на обмен интеллектуальными ресурсами (идеями, новыми разработками, учебно-методическими материалами, технологиями), развитие академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей, реализацию совместных проектов, финансируемых из различных фондов.
Достижение высоких показателей эффективности международной деятельности является одним из ключевых факторов упрочения позиций университета в мировых и отечественных рейтингах образовательных учреждений. В этом контексте членство и участие в деятельности наиболее престижных международных объединений в области научных исследований и образования имеет особое значение. Данное направление будет способствовать развитию профессиональных контактов самого высокого уровня, ознакомлению с новейшими педагогическими и научными достижениями, которые необходимо последовательно внедрять в учебный процесс.
Ученый совет обращает внимание на необходимость более эффективного использования уже заключенных международных договоров, которые обладают большим потенциалом реализации различных направлений международной деятельности вуза.
Ученый совет подчеркивает, что вопросы эффективности международного сотрудничества, связанные с обеспечением международного качества образования, образовательной среды и инфраструктуры университета, дальнейшим повышением уровня международного признания и репутации университета среди его партнеров в международном образовательном и научном пространстве, с развитием кадрового потенциала университета и овладением компетентностями, необходимыми для реализации международных образовательных программ, проектов и мероприятий различного уровня, с совершенствованием механизмов образовательного и культурного обмена, обмена актуальными и инновационными научными знаниями, требуют существенных изменений в организации, подходах и применении принципов международного менеджмента, в организации мониторинга международной деятельности университета.
Ученый совет отмечает, что к наиболее существенным рискам и проблемам, оказывающим влияние на успех реализации стратегического направления, связанного с развитием международной деятельности и сотрудничества, а также решением поставленных задач, относятся:
• отсутствие системы современного информационного сопровождения и рекламы международной деятельности университета;
• недостаточный уровень применения принципов современного менеджмента в организации международной деятельности университета;
• слабая инициатива преподавателей и сотрудников в разработке образовательных программ для зарубежных потребителей образовательных услуг;
• недостаточный уровень компетентности преподавателей и сотрудников в проектировании и совместной реализации научных проектов с международными партнерами;
• низкий уровень знаний иностранных языков, которым обладают преподаватели и студенты Герценовского университета, недостаточный для полноценной реализации академической мобильности, международных научных, образовательных программ и проектов;
• небольшое количество публикаций преподавателей и специалистов университета в зарубежных журналах.
Ученый совет постановляет:
1. Признать международную деятельность важным фактором в повышении качества и эффективности научно-образовательной деятельности Герценовского университета, упрочения его позиций в российском мировом научном и образовательном пространстве.
2. Расширить масштабы и виды академической мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава университета на конкурсной основе как необходимого условия для развития кадрового потенциала университета и повышения качества подготовки специалистов.
Ответственные: проректор по международному сотрудничеству, проректоры по учебной работе, проректор по воспитательной работе, деканы факультетов, директора институтов и филиалов.
Срок: в течение 2011/12 учебного года.
3. Активизировать работу по реализации имеющихся международных договоров и сетевым проектам, а также работу по вступлению в ведущие международные ассоциации по науке и образованию, по развитию сотрудничества с различными правительственными, межправительственными и неправительственными международными организациями.
Ответственные: проректор по международному сотрудничеству, проректоры по учебной работе, проректор по научной работе, проректор по воспитательной работе, директор института международных связей, кураторы международных договоров.
Срок: в течение 2011/12 учебного года.
4. Способствовать увеличению доли научных публикаций преподавателей и специалистов университета в зарубежных научных и образовательных изданиях, имеющих высокий импакт-фактор.
Ответственные: проректор по научной работе, проректоры по учебной работе, деканы факультетов, директора институтов и филиалов.
Срок: в течение 2011/12 учебного года.
5. В целях повышения эффективности международной деятельности университета организовать целевое повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по иностранным языкам.
Ответственные: проректор по международному сотрудничеству, проректоры по учебной работе, директор института постдипломного образования, директор лингвистического центра.
Срок: в течение 2011/12 учебного года.
6. Увеличить число образовательных программ для иностранных граждан, в том числе граждан из стран ближнего зарубежья и СНГ, предусмотрев различные формы их обучения.
Ответственные: проректор по международному сотрудничеству, проректоры по учебной работе, директор института международных связей, деканы факультетов, директора институтов и филиалов, начальник учебно-методического управления.
Срок: в течение в 2011/12 учебного года.
7. Соотносить результаты деятельности университета с показателями региональных и международных рейтингов интернационализации в целях совершенствования образовательной и научной деятельности университета и его позиционирования в международном образовательном пространстве.
Ответственные: проректор по международному сотрудничеству, директор института международных связей, руководители международных проектов, деканы факультетов, заведующие кафедрами.
Срок: в течение 2011/12 учебного года.
8. Разработать информационно-рекламную продукцию по направлениям международной деятельности и обеспечить актуальное наполнение и функционирование раздела сайта университета на английском языке.
Ответственные: проректор по международному сотрудничеству, проректоры по учебной работе, проректор по научной работе, проректор по информатизации, директор института международных связей, деканы факультетов, директора институтов и филиалов, руководители научных проектов.
Срок: в течение 2011/2 учебного года.
9. Координацию работы по выполнению настоящего постановления поручить проректору по международному сотрудничеству.