Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 22 мая 2008 г. "Стратегическое планирование развития уровневого образования в РГПУ им.А.И.Герцена: 2008-1015 гг."'

Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 22 мая 2008 г. "Стратегическое планирование развития уровневого образования в РГПУ им.А.И.Герцена: 2008-1015 гг." Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА / РАЗВИТИЕ УРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 22 мая 2008 г. "Стратегическое планирование развития уровневого образования в РГПУ им.А.И.Герцена: 2008-1015 гг."»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 22 мая 2008 г.

«Стратегическое планирование развития уровневого образования в РГПУ им. А. И. Герцена: 2008-2015 гг.»

Заслушав и обсудив доклад декана филологического факультета Н. Л. Шубиной, Ученый совет констатирует, что развитие уровневого образования является одним из важных направлений деятельности университета, который позиционирует себя как инновационный университет.

Университет имеет мощный научный и образовательный потенциал, основанный на многолетнем опыте реализации уровневого образования, экспериментальной работы по внедрению рекомендаций европейского образовательного сообщества в рамках Болонского процесса, научно-методического обобщения основных концепций уровневого образования и его результатов. Накоплен теоретический материал, отражающий понимание уровневого образования и специфику его реализации в Европе и России; обобщены результаты внедрения двухуровневого образования (бакалавриат—магистратура) по направлениям науки и образования; разработаны механизмы измерения качества реализации образовательных программ подготовки бакалавра и магистра.

На базе университета были разработаны государственные образовательные стандарты подготовки бакалавров и магистров образования, как первого, так и второго поколения. Опыт реализации этих стандартов показал, что в целом правильно были определены общие подходы и принципы в подготовке кадров по направлениям педагогического образования. Ведется активная работа над ГОС третьего поколения, в которой участвуют совместно с университетом работодатели, руководители образовательных учреждений, эксперты.

В рамках реализации инновационной образовательной программы, направленной на подготовку специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере, успешно формируется опыт создания инновационных структур, инновационных программ подготовки специалистов, что стало основой для кардинальной перестройки

учебного процесса в целом, для нового понимания принципов формирования образовательных программ на модульной основе.

К эксплицитным результатам эксперимента по внедрению индивидуально-ориентированного учебного процесса, начатого четыре года тому назад, следует отнести внедрение на ряде факультетов балльно-рейтинговой системы оценки знаний студента, нелинейной организации учебного процесса, нового инструментария для оценки качества знаний студентов, новых диагностических технологий и др. В 2006 г. началась выдача выпускникам магистратуры европейских приложений к диплому (Diploma Supplement).

Решение задач повышения качества образования и конкурентоспособности Гер-ценовского университета проводится с учетом тех изменений, которые обусловлены развитием европейской интеграции с целью установления европейской зоны высшего образования. До 2007 г. главными приоритетами стран, участвующих в «болонских соглашениях», являлись: разработка системы степеней; обеспечение качества и признание дипломов и периодов обучения; внедрение стандартов и принципов обеспечения качества, а также национальных систем квалификаций; присуждение и признание двойных дипломов, в том числе докторских степеней; создание в системе высшего образования возможностей реализации гибких траекторий обучения, включая процедуры признания ранее полученного обучения. В настоящее время Болонский процесс стал рассматриваться в «содержательной системе координат».

Впервые в России университетам было предложено самостоятельно выбрать свою позицию и выработать свою стратегию в отношении уровневого образования. Деятельность вуза по переходу на уровневое образование стала рассматриваться как показатель степени инновационного потенциала и академической автономности вуза, его способности реагировать на современную ситуацию, его конкурентоспособности.

Университет может сохранить свои передовые позиции при сохранении инновационного режима деятельности в условиях развития уровневого образования, которое предполагает:

• усиление наукоемкости образовательной деятельности;

• развитие академической мобильности студентов и преподавателей;

• технологизацию образовательного процесса;

• внедрение технологий модульного планирования;

• использование кредитной системы;

• переход на нелинейную организацию учебного процесса;

• реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе;

• переход на трехуровневую модель высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Чтобы обеспечить устойчивость в период полного перехода всех структурных подразделений университета на уровневое образование, требуются серьезные изменения в управлении вузом и подходах к оценке результативности деятельности каждого структурного подразделения.

Следует признать, что пока нельзя говорить о целостности и системности в процессе перехода на уровневую систему образования в университете.

Современная ситуация определила, с одной стороны, многообразие, а с другой -противоречивость требований, предъявляемых к образовательной среде, в рамках которой возможна эффективная реализация уровневого образования.

Все 20 факультетов и 3 института реализуют как моноуровневую, так и многоуровневую подготовку специалиста. В университете ведется подготовка бакалавров и магистров по 24 направлениям (из них 7 направлений по педагогическому образованию). Из общего количества студентов, обучающихся в вузе, 46% (6869 студентов) осваивают образовательные программы подготовки бакалавра (60 профессионально-образовательных профилей) и магистра (85 магистерских программ). 74% студентов бакалавриата и 66% студентов магистратуры обучаются по направлениям педагогического образования. В 2007 г. началась подготовка магистров по заочной форме обучения (учителя школ гимназий Санкт-Петербурга).

В университете реализуются различные модели уровневого образования (профиль соотносится со специальностью, магистратура на базе специалитета, профиль как прообраз новой специальности и др.). Факультеты выбрали свой путь и свое стратегическое решение задач по организации образовательного процесса. Вместе с тем

УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

возникла острая необходимость выработки единого стратегического плана по развитию уровневого образования, который бы определил логику формирования новой образовательной среды с учетом формирующихся тенденций в российском высшем образовании.

При разработке данного плана, рассчитанного на 7 лет, необходимо предусмотреть следующие приоритетные задачи.

Во-первых, успех реализации плана зависит от целенаправленного накопления «кадрового капитала». Речь идет о формировании новых требований к преподавательским компетенциям, адекватным задачам уровневого образования новой модели. Преподаватель должен участвовать в создании инновационной образовательной среды, что предполагает развитие способности креативного представления и интерпретации учебной информации, имеющей междисциплинарный характер, навыков активного использования современных образовательных технологий, готовность к повышению квалификации и др.

В связи с изменением требований к условиям реализации образовательного процесса оперативного решения требуют следующие задачи:

• обновление нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность преподавателя и ее объективную оценку для формирования новых условий договора между преподавателем и университетом;

• разработка системы оценки качества преподавательской деятельности;

• разработка методической и информационной поддержки преподавателей и сотрудников в условиях перехода на уровневое образование;

• стимулирование активности, самостоятельности и креативности преподавателей в решении задач по изменению образовательного процесса;

• разработка мобильных и гибких дополнительных (модульных) образовательных программ для преподавателей по использованию ресурсных средств и образовательных технологий.

Во-вторых, решение задач по развитию уровневого образования требует разработки согласованной и целостной программы по совершенствованию структуры управления как по горизонтали, так и по вертикали. Среди наиболее актуальных задач следует признать:

• проведение аттестации управленческих структур для определения креативного потенциала;

• определение новых функций управленческих структур разного уровня;

• разработка требований к уровню профессиональных компетенций сотрудников управлений.

В-третьих, реализация уровневой подготовки потребует не просто внесений корректив в содержание образовательных программ, а создание качественно иной образовательной среды, что предполагает кардинальное изменение образовательного процесса. Формирование новой образовательной среды потребует разработку и внедрение:

• единого инструментария для измерения качества образовательных программ и их овладения;

• новых интерактивных образовательных технологий;

• нового методического и информационного обеспечения образовательных программ и модулей;

• новых принципов организации образовательного процесса;

• эффективных критериев оценки уровня результативности материально-технического и программного оснащения образовательных программ.

В-четвертых, необходимо переходить на проектирование современных образовательных программ, которые должны быть адаптивными, то есть приспосабливаться к особенностям обучаемого, а также креативными, то есть оставлять простор для активных самостоятельных действий студента по выбору способов и форм обучения, источников учебной информации, оптимальных сроков обучения и др.

С этой целью необходимо:

• проектировать с вузами-партнерами совместные образовательные программы, основанные на синергии уникального опыта каждой стороны, направленные

на формирование у студентов в каждом из университетов-партнеров каких-либо отдельных групп компетенций, которые взаимно дополняют друг друга;

• стимулировать деятельность преподавателя по разработке таких образовательных технологий и такого учебно-методического обеспечения образовательных программ, которые бы оптимизировали учебный процесс;

• организовать обучающие семинары и мастер-классы, ориентированные на обучение преподавателей проектировать модульные образовательные программы второго (магистратура) и третьего (аспирантура) уровней.

В-пятых, особенность современного этапа развития университетского образования заключается в том, что успешность реализации образовательных программ зависит от плодотворности открытого партнерства между теми, кто обучает, теми, кто обучается, и теми, кто будет оценивать результат обучения (работодатели). Моделирование инновационной образовательной среды должно быть ориентировано на достижение конкретных результатов обучения, в итоге которого выпускник будет востребован со стороны работодателей и общества, конкурентоспособен, успешен в профессиональном отношении. Ключевым показателем эффективности деятельности университета становится степень ориентированности образовательных программ на рынок труда. Необходимо адекватно реагировать на возможные изменения структуры образовательного рынка и установить систематическое и целевое взаимодействие с потенциальными работодателями, которые становятся ответственными за качество подготовки специалистов для своей сферы.

В-шестых, представляется очевидным, что для эффективной и оптимальной реализации задач плана развития уровневого образования необходимо создание открытого информационного образовательного пространства университета. В настоящее время наибольшую остроту приобретает создание единой ресурсной базы университета, уровень наполнения которой и степень новизны учебного материала станут основным показателем инновационного потенциала университета.

Разработка результативного и четкого плана действий, его эффективное и своевременное выполнение позволит РГПУ им. А. И. Герцена закрепить свои позиции лидирующего университета России.

Определив основные направления стратегического планирования развития уровневого образования в университете, Ученый совет постановляет:

1. Разработать стратегический план развития уровневого образования в РГПУ им. А. И. Герцена до 2015 г.

Срок, декабрь 2008 г.

Ответственные: заведующие кафедрами, деканы, проректоры.

2. Сформировать рабочие группы по разработке плана развития уровневого образования.

Срок: июнь 2008 г.

Ответственные: проректоры по соответствующим направлениям деятельности.

3. Создать специальную целевую программу по управлению процессом перехода на уровневое образование.

Срок: декабрь 2008 г.

Ответственный: ректорат.

4. Внести изменения и дополнения в «Программу развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.».

Срок: декабрь 2008 г.

Ответственные: президиум совета Программы развития университета.

5. Организацию работы по выполнению настоящего постановления возложить на проректоров по соответствующим направлениям деятельности.

6. Контроль за исполнением постановления поручить первому проректору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.