ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 22 февраля 2007 г.
«Инновационные образовательные программы и современные технологии обучения в контексте задач программы развития университета»
Заслушав и обсудив доклад председателя комиссии — декана факультета коррекционной педагогики В. З. Кантора, Ученый совет констатирует, что инновационная образовательная деятельность РГПУ им. А. И. Герцена определяется целевыми установками программы на инновационное развитие университета и воплощается в виде ряда инновационных образовательных программ, реализуемых как в рамках подготовки бакалавров и магистров, так и в системе дополнительного образования и довузовской подготовки.
Ключевые аспекты инновационной образовательной деятельности РГПУ им. А. И. Герцена постоянно находятся в поле внимания органов управления университетом.
Инновационные образовательные программы реализуются на подавляющем большинстве факультетов и учебных институтов университета. Многие из этих программ могут рассматриваться как инновационные в масштабах отрасли, региона, страны.
К числу таких программ относятся, в частности, программы подготовки бакалавров и магистерские программы, осуществляемые на факультетах управления, социальных наук, информационных технологий, коррекционной педагогики, музыки, философии человека, психолого-педагогическом, в институте детства и др.
Инновационными являются также и реализуемые в университете программы дополнительного образования различного уровня и формата — от программы повышения квалификации преподавателей учреждений среднего и высшего профессионального образования, ведущих обучение инвалидов с нарушением слуха и с нарушением опорно-двигательного аппарата, до программ целевой ускоренной профессиональной подготовки учителей истории и специалистов в области физической культуры, а также программы дополнительного образования «Управление фармацевтическими и биотехнологическими предприятиями». Свою эффективность доказали инновационные программы повышения квалификации «Дидактика высшей школы» и «Педагогические технологии», реализуемые специалистами психологопедагогического факультета.
В области довузовской подготовки получили развитие инновационные образовательные инициативы, связанные, в частности, с реализацией на базе института довузовской подготовки авторских образовательных программ по подготовке к ЕГЭ, а также образовательных программ, осуществляемых по линии «малых факультетов» — физического, математики, химического.
Инновационная образовательная деятельность сочетается с созданием ее инфраструктурно-технологического обеспечения. Важное значение приобретает деятельность ме-диазала фундаментальной библиотеки, реализация факультетом иностранных языков интерактивных учебных мультимедийных курсов и образовательных телемостов, внедрение факультетом экономики модульной системы организации образовательного процесса и др.
Ряд инновационных образовательных программ осуществляется на основе международного сотрудничества — в рамках российско-британских проектов Bridge (факультет управления), российско-шведской программы «Международный маркетинг» (факультет философии человека), европейских проектов Темпус (факультет иностранных языков, факультет коррекционной педагогики, факультет экономики) и др.
Инновационная образовательная деятельность сопровождается соответствующей грантовой активностью подразделений университета. В 2006 г. коллективами факультетов философии человека, биологии, математики, физики, психолого-педагогического, физической культуры, коррекционной педагогики реализован ряд практикоориенированных проектов, связанных с разработкой и внедрением инновационных образовательных программ.
Вместе с тем, констатируя достижения подразделений университета в сфере инновационной образовательной деятельности, а также отмечая наличие необходимого мотивационно-психологического ресурса для ее реализации, Ученый совет обращает внимание на существование определенных проблем.
Недостаточно включенными в инновационный процесс остаются образовательные программы, реализуемые для студентов, обучающихся по заочной форме.
Материалы заседания Ученого совета 22 февраля 2007 г.
Имеет место разобщенность деятельности факультетов в сфере реализации инновационных образовательных программ, что указывает на необходимость большей интеграции инновационного образовательного потенциала университета.
Требует повышения эффективность информационного обеспечения инновационной образовательной деятельности в университете, причем активизация соответствующей работы необходима как по отношению к профессорско-преподавательскому составу, так и по отношению к студенческому сообществу.
Не носит в должной степени систематического и планового характера работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава с установкой на подготовку, в том числе методико-технологическую, к реализации задач, определяемых потребностями инновационного развития университета как образовательного центра.
Недостаточными с учетом социальной значимости проблемы и гуманитарной миссии университета являются масштабы реализации программ и технологий поддержки профессионально-образовательной деятельности студентов-инвалидов.
В этом контексте Ученый совет придает ключевое значение продвижению и реализации инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы» как фактора актуализации, мобилизации и обогащения интегративного инновационного потенциала университета. Мультидисциплинарное и синтетическое содержание программы, ее опережающие целевые установки в сочетании с инновационной перестройкой образовательного пространства университета обеспечат его подлинную безбарьерность, в том числе для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрев состояние и перспективы инновационной образовательной деятельности в университете, отметив проблемы, имеющиеся в области реализации инновационных образовательных программ, Ученый совет постановляет:
1. Разработать план инновационной образовательной деятельности в сфере заочного обучения.
Ответственные — начальник учебно-методического управления, деканы факультетов.
Срок: сентябрь 2007 г.
2. Разработать программу информационной поддержки инновационной образовательной деятельности в университете.
Ответственные — начальник управления информатизации, редакционный совет «Вестника Герценовского университета», редакция газеты «Педагогические вести».
Срок: апрель 2007 г.
3. Разработать план работы по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава в области применения инновационных образовательных технологий.
Ответственные — директор института дополнительного образования, директор института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Срок: август 2007 г.
4. Разработать программу межфакультетского обмена опытом инновационной деятельности.
Ответственные — начальник учебно-методического управления, деканы факультетов.
Срок: сентябрь 2007 г.
5. Разработать программу поддержки образовательной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Ответственные — начальник учебно-методического управления, декан факультета коррекционной педагогики, руководители учебных подразделений.
Срок: октябрь 2007 г.
6. Провести расширенное совещание деканов по обмену опытом инновационной образовательной деятельности.
Ответственный — начальник учебно-методического управления.
Срок: декабрь 2007 г.