Научная статья на тему 'Постановка задачи реформирования институциональной структуры Российской Федерации для повышения региональной конкурентоспособности'

Постановка задачи реформирования институциональной структуры Российской Федерации для повышения региональной конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / REGIONAL COMPETITIVENESS INCREASE / REFORM OF INSTITUTIONAL COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худеева В. В.

В статье рассмотрена взаимосвязь между конкурентоспособностью бизнеса и конкурентоспособностью страны и региона. Автором предложены условия повышения региональной конкурентоспособности. Обоснована необходимость проведения институциональных реформ в РФ в целях повышения региональной конкурентоспособности. Обозначена роль регионов в развитии национальных экономик, особенно с точки зрения использования передовых технологий и уровня развития предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Setting of a task to reform institutional structure of the Russian Federation in order to increase regional competitiveness

The article investigates interrelationship of business competitiveness and competitiveness of a country and region. The author offers conditions of regional competitiveness increase. Necessity to carry out institutional reforms in the Russian Federation in order to increase regional competitiveness is proved. The role of regions in development of national economies, especially using high technologies and a level of business development is shown.

Текст научной работы на тему «Постановка задачи реформирования институциональной структуры Российской Федерации для повышения региональной конкурентоспособности»

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В.В. Худеева

В статье рассмотрена взаимосвязь между конкурентоспособностью бизнеса и конкурентоспособностью страны и региона. Автором предложены условия повышения региональной конкурентоспособности. Обоснована необходимость проведения институциональных реформ в РФ в целях повышения региональной конкурентоспособности. Обозначена роль регионов в развитии национальных экономик, особенно с точки зрения использования передовых технологий и уровня развития предпринимательства.

Ключевые слова: повышение региональной конкурентоспособности, реформирование институциональной конкурентоспособности.

В течение двух последних десятилетий минувшего века лишь немногие регионы в мире оказались не затронутыми колоссальным влиянием проявлявшихся в том или ином виде новых тенденций, которые сопровождались изменениями в глобальном распределении товаров, сырья, услуг, финансов, производства и рынков сбыта.

Расширение границ рынка и снижение торговых барьеров послужили импульсом для новых возможностей развития отраслей в регионах, но при этом поставили их в зависимость от все более возрастающей рыночной конкуренции. Другими словами, роль регионов в рамках национальных экономик значительно повысилась, особенно с точки зрения использования передовых технологий или уровня развития предпринимательства [1-5].

В начале 90-х гг. прошлого века М.Е. Портер убедительно показал в своих работах, что упор на региональное развитие, безусловно, важен для оценки конкурентоспособности стран в эпоху глобализации, а также для понимания происходящих структурных изменений и развития технологий. В современном мире «конкурентоспособность» считается важнейшим фактором, определяющим показатели развития национальных и региональных экономических систем. Поэтому, согласно М.Е. Портеру, «конкурентоспособность стала одной из главнейших забот правительства и производства в любой стране мира».

Портер был первым, кто начал исследовать связь между конкурентоспособностью бизнеса и конкурентоспособностью страны

(региона) в целом через взаимодействие различных факторов, включая отраслевые кластеры.

Деловыми кругами во всем мире признана важность конкурентоспособности, причем задолго до того, как политики и специалисты в сфере стратегического развития стали обращать внимание на ее важность при принятии решений. Потрачены большие усилия на изучение и анализ факторов, обеспечивающих конкурентоспособность. К таким факторам относятся преимущества, связанные с ключевыми знаниями и навыками, развитием предпринимательства, менеджментом, внедрением технических новшеств и технологий, организацией и структурой управления, рациональным использованием природных ресурсов и эффективным анализом рыночной конъюнктуры. Кроме того, региональную конкурентоспособность обеспечивают те фирмы и организации, которые прогнозируют свою деятельность с целью заблаговременного выявления угроз, рисков и возможностей в присущих им областях деятельности. К тому же (что особенно важно для политики регионального развития) они выявляют и развивают новые потенциальные рынки, которые могут быть созданы благодаря факторам, формирующим конкурентные преимущества регионов.

В результате конкурентоспособность регионов в последние годы, хотя и с некоторым опозданием, признается ключевым элементом их экономического развития, приобретая центральное место в стратегиях и планах регионального развития.

Вместе с тем в региональном развитии недопустимо делать ставку исключительно на конкурентоспособность факторов, определяющих себестоимость продукции, а также максимальный рост прибыли с целью роста инвестиции или выхода на новые рынки. Такой подход приводит к формированию неустойчивого экономического роста, сопровождающегося нежелательными социальными, экологическими и экономическими последствиями.

Именно в силу указанных выше обстоятельств в современной практике планирования развития регионов было пересмотрено соотношение конкурентоспособности и устойчивого экономического развития, что привело к совершенствованию методологии планирования регионального развития.

Сегодня с полной уверенностью можно констатировать, что конкурентоспособность в условиях глобальной экономики начинает приобретать новый смысл, по мере того как компании, регионы и целые государства реализуют добавленную стоимость в конкурентной борьбе через сотрудничество, создание стратегических альянсов, партнерство и обмен ресурсами (т. е. конкурентные преимущества), приобретая тем самым новые грани конкурентоспособности, продиктованные стремлением к устойчивому экономическому росту.

Новые методики и аналитический инструментарий потребовались для реформирования местных, региональных и федеральных властных структур в направлении улучшения экономических показателей, в т. ч. за счет создания концепции и стратегических планов, нацеленных на повышение способности регионов к позиционированию себя в конкурентной среде, формированию и поддержанию своих конкурентных преимуществ. Кроме того, как уже было сказано выше, за последнее десятилетие региональное (экономическое) развитие все в большей степени определяется устойчивостью изменений и инновационными требованиями, предъявляемыми ориентированным на новые технологии современным информационным обществом.

В этих условиях регионы и государства, определяющие задачи и меры по реализации стратегических целей, все больше сталкиваются с необходимостью кардинальных

структурных, институциональных и методологических реформ.

Новой формой взаимоотношений и связи между субъектами регионального развития в условиях инновационно ориентированной экономики становится существенное повышение их автономии или, иными словами, способности региональных систем к развитию за счет самоопределения. Причем этот фактор все в большей мере становится детерминирующим для будущего социально-экономического развития и, как следствие, конкурентоспособности государства в целом.

Более того, наиболее эффективная взаимосвязь в рамках институциональной системы среди ее субъектов на одном уровне и между уровнями властной вертикали (федеральными, региональными и местными) благоприятно влияет на функционирование системы в целом, благодаря чему повышается «операционный запас» всей системы, позволяющий ей эффективно реагировать на новые вызовы. Важно помнить, что нехватка ресурсов с точки зрения возможности решения кадровых, материальных и структурных вопросов в значительной мере определяет степень гибкости и восприимчивости организаций (политической и административной систем), которые необходимы для эффективного реагирования на меняющиеся экономические, социальные, технологические и глобальные структурные изменения, происходящие в мире.

Другой гранью системных реформ является потребность в усилении потенциала реформирования в части совершенствования механизма принятия и реализации управленческих решений. Политические и административные системы зачастую изолированы, а их функции парализуются неэффективной организацией связей и взаимодействия. Поэтому в целях повышения эффективности их функционирования таким системам необходимо быть гибкими, прозрачными, контактными, а также трансформироваться в новое качество путем корректировки стратегии и упрощения. Характерной особенностью многих современных политических систем является их зарегулированность, тормозящая инновационные процессы и объективно требующая рационализации и упрощения административных процедур. Непосредственно связанной со способностью системы к

трансформации является ее способность менять политические цели и задачи в соответствии с изменившейся обстановкой. Это подразумевает наличие потенциала для масштабной перестройки как самих целей, так и осуществляющих их реализацию структур и, кроме того, разработку принципиально новых решений, требующих применения последовательных подходов к проведению стратегической линии на всех уровнях, при сохранении значительной децентрализации и автономии, о чем говорилось выше.

Исходя из указанных допущений одним из непременных предварительных условий устойчивого развития на местах, в регионах, а значит и в Российской Федерации в целом, является комплексная региональная политика на федеральном уровне, которая бы четко определяла основные приоритеты региональной политики государства, очерчивала рамки самостоятельности органов местного самоуправления и региональных администраций в принятии решений, определяла меж-институциональные связи в рамках региональной политики, предусматривала финансирование реформ в необходимых объемах, а также содержала необходимые методологии и регламенты в отношении критериев планирования, мониторинга, а также процедур их реализации и управления. Система должна быть структурирована таким образом, чтобы быть способной формулировать, усиливать и реализовывать на практике четкие политические и административные директивы, оставаясь при этом открытой для новаторских идей на этапе адаптации и практической реализации таких решений на более низких уровнях властной структуры.

Обобщая изложенное, можно четко определить, что в ближайшие годы необходимость проведения последовательных институциональных, административных и политических реформ в Российской Федерации потребует решения целого ряда важных вопросов, включая следующее.

1. Реформирование институциональных структур, которые бы, с одной стороны, упростили горизонтальные внутри- и межведомственные связи по линии федерального правительства, а с другой стороны, позволили бы оптимизировать связи между федеральными, региональными и местными орга-

нами управления в рамках властной вертикали (т. е. межинституциональные связи).

2. Совершенствование механизмов, обеспечивающих последовательность при осуществлении стратегической линии при разработке задач и структуры политики регионального развития, сформулированной федеральным правительством в отношении отраслевых министерств и ведомств, включая порядок реализации поставленных задач в регионах и отдельных секторах экономики.

3. Законодательное закрепление порядка и методологии разработки и реализации стратегий регионального развития, учитывающих местные инициативы и не противоречащих директивам и установкам, сформулированным федеральным правительством.

4. Оптимизация системы межбюджетных отношений с учетом требований децентрализации структуры директивных органов в регионах России, а также необходимости и достаточности средств для обеспечения их полномочий в целях регионального развития.

5. Выработка рекомендаций, касающихся механизма принятия решений, от которого в значительной степени зависит конкурентоспособность и показатели социально-экономического развития регионов (и муниципалитетов) в части экономического роста и уровня жизни, а также оказания базовых услуг населению.

Сложившаяся в настоящее время в России ситуация характеризуется достаточной неопределенностью межинституциональных связей и неадекватным распределением средств между субъектами Российской Федерации. Недостаточно комплексно в рамках единой системной политики решаются основные задачи и вопросы регионального развития при преобладании т. н. отраслевого подхода и соответствующих способах финансирования («дотации» и денежные потоки, направляемые из федерального бюджета в регионы по бюджетной вертикали).

Учитывая все вышесказанное, следует признать, что назрела серьезная необходимость определить новые подходы к реформированию функциональной и (меж-) институциональной системы в Российской Федерации, основанные на целеполагании достижения региональной конкурентоспособности, учитывающих следующих важные предварительные условия:

- акцент на экономическое развитие и внедрение механизмов стратегического планирования;

- учет существующей административно-правовой системы в Российской Федерации при осуществлении системного реформирования государственных управленческих структур в соответствии с государственной политикой, нацеленной на повышение конкурентоспособности государства и регионов;

- сочетание восходящего и нисходящего принципов управления при реализации государственной политики;

- отстаивание принципа субсидиарности, что в данном случае означает, что ни один из уровней администрирования и/или принятия властных решений не должен в итоге потерять свои важнейшие функции;

- совершенствование отношений партнерства и взаимодействия в рамках сложившейся системы и между всеми ее уровнями (вертикальные и горизонтальные межинсти-туциональные связи), включая негосударственные организации с учетом их влияния на экономическое развитие в регионах;

- создание структуры для комплексного подхода к формированию и реализации политического курса и для разработки наиболее рациональных вариантов такой политики на базе методик эффективного управления;

- использование международного опыта применения методик реформирования процессов, структур и институтов регионального развития, в т. ч. в странах Евросоюза.

1. Азоев Л.А., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М., 2000.

2. Березовская М. В. Проблема конкуренции в экономической теории // Эволюционная экономика. М., 2000.

3. Бурганов Р. Формирование конкурентной среды в регионах // Экономист. 2001. № 7. С. 30-33.

4. Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.Н. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3.

С. 67-77.

5. Гринчелъ Б.М., Костылева Н.Е., Смирнова ЕА. Повышение конкурентоспособности территорий как обобщающая задача стратегического развития // Разработка концепции стратегического развития муниципальных образований: материалы проекта Tacis Bistro «Стратегическое планирование в муниципалитетах Ленинградской области». СПб., 2001.

Поступила в редакцию 16.07.2008 г.

Khudeeva V.V. Setting of a task to reform institutional structure of the Russian Federation in order to increase regional competitiveness. The article investigates interrelationship of business competitiveness and competitiveness of a country and region. The author offers conditions of regional competitiveness increase. Necessity to carry out institutional reforms in the Russian Federation in order to increase regional competitiveness is proved. The role of regions in development of national economies, especially using high technologies and a level of business development is shown.

Key worlds: regional competitiveness increase,

reform of institutional competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.