УДК 33:009.02
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ КАК ОСНОВА РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
© Вероника Васильевна Худеева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат экономических наук, докторант кафедры экономической теории и национальной экономики, первый заместитель начальника управления экономической политики администрации Тамбовской области, e-mail: [email protected]
В современных условиях основной движущей силой повышения конкурентоспособности государства является повышение конкурентоспособности региональных социально-экономических систем. В статье предложена классификация региональных конкурентных преимуществ. Выявлены и исследованы региональные конкурентные преимущества, связанные с совершенствованием государственной региональной политики.
Ключевые слова: региональные конкурентные преимущества; конкурентоспособность; государственная политика.
Ключевыми факторами, влияющими на процессы развития регионов, являются глобализация экономик разных стран, усиление роли человеческого капитала, возрастание роли информационного общества, инноваций, освоение новых продуктов, изменяющих положение территориальных экономических систем на различных уровнях экономического пространства, и вовлечение их, наряду с государствами, в конкуренцию как между собой, так и на международном уровне. В этой связи влияние регионов на развитие национальных экономик значительно повысилось.
Расширение границ региональных рынков и ослабление торговых барьеров можно рассматривать как новую возможность для развития отраслей экономики в регионах. Вместе с тем это ставит их в зависимость от возрастающей рыночной конкуренции, заставляет регионы активизировать усилия по привлечению конкурентоспособного бизнеса, трудовых и финансовых ресурсов.
Новой качественной характеристикой, определяющей экономические взаимоотношения и связи на современном этапе, является усиление влияния регионов на состояние их технологических, социальных, институциональных, инфраструктурных активов. Оно выражается в существенном повышении способности региональных систем к развитию за счет имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ. В этой связи в современных условиях основной движущей силой повышения конкурентоспособности
государства является повышение конкурентоспособности региональных социальноэкономических систем. Общее повышение конкурентоспособности задает вектор всей совокупности целей регионального развития.
Конкурентоспособность региона - это качественная определенность социальноэкономической региональной системы, проявляющаяся в ее способности конкурировать с однородными системами и характеризующаяся совокупностью региональных конкурентных преимуществ.
Управление конкурентоспособностью региона - сложный, многоаспектный процесс, в котором определяющую роль играют государственные органы власти, в т. ч. регионального уровня. В этой связи нами введено в научный оборот понятие «императивы управления конкурентоспособностью региона», которые в авторском понимании представляют собой обязательные условия государственной региональной политики: унифицированные методики управления, законодательное регулирование управления, требования к характеру и содержанию управления, институциональному обеспечению.
Исследователи выделяют различные виды региональных конкурентных преимуществ: абсолютные, относительные, сравнительные, естественные, социогенные, объективные и субъективные.
На наш взгляд, наиболее близкой для достижения цели повышения эффективности управления конкурентоспособностью терри-
торий является классификация видов региональных конкурентных преимуществ Нобелевского лауреата по экономике 2008 г. Пола Кругмана. Согласно его подходу, исследуемые преимущества делятся на две группы: (1) существующие независимо от деятельности человека и обеспечивающие устойчивость экономики в ее краткосрочном развитии, и (2) формируемые человеком и обеспечивающие устойчивость экономики в долгосрочной перспективе. На наш взгляд, подобная классификация не в полной мере отражает региональные конкурентные преимущества, формируемые человеком и обеспечивающие устойчивость экономики в краткосрочной перспективе. Развивая дефиниции конкурентных преимуществ, следует отметить положения, содержащиеся в «Отчете о конкурентоспособности регионов Европы» Европейской комиссии за 1999 г.: «Сама идея региональной конкурентоспособности должна учитывать тот факт, что, несмотря на наличие в каждом регионе компаний как с высокой, так и с низкой конкурентоспособностью, у каждого региона есть некоторые черты, влияющие на конкурентоспособность всех находящихся в нем компаний и предприятий». На основе систематизации взглядов на природу региональных конкурентных
преимуществ нами была предложена следующая их классификация:
1) «первой природы» - существующие независимо от деятельности человека (географическое положение, природные ресурсы и т. д.);
2) «второй природы» - поддающиеся прямому воздействию со стороны государственных органов власти и формируемые ими в интересах бизнеса (инфраструктура, качество трудовых ресурсов и т. д.);
3) «третьей природы» - формируемые бизнесом и не поддающиеся прямому воздействию со стороны государственных органов власти (конкурентоспособность отдельных видов продукции, услуг).
Наибольший интерес представляют конкурентные преимущества, связанные с совершенствованием государственной региональной политики. В связи с чем нами были выявлены и исследованы региональные конкурентные преимущества «второй природы», основные из которых представлены в табл. 1.
Выявлено, что общими особенностями конкурентных преимуществ «второй природы» являются следующие их характеристики: 1) они благоприятны для бизнеса; 2) они не принадлежат частному капиталу; 3) на них не влияет географическое перемещение бизнеса под воздействием прочих ценовых факторов.
Таблица 1
Характеристика региональных конкурентных преимуществ «второй природы»
№ п/п Перечень конкурентных преимуществ «второй природы» Характеристика конкурентных преимуществ
1. развитая система институтов региональной власти наличие эффективных методов принятия и реализации управленческих решений по развитию и поддержки бизнеса; соответствие институтов власти характеру решаемых задач
2. действенная система поддержки предпринимательства помощь в создании новых компаний, формальных и неформальных сетей партнерства предприятий; стимулирование создания цепочки добавленной стоимости; поддержка прямых иностранных инвестиций; оптимизация рынка капитала и доступность венчурного капитала
3. эффективная региональная система производства и трансферта инноваций наличие и умение поддерживать в регионе некую «критическую массу» инноваций в соответствии с целевыми потребностями бизнеса; развитие фундаментальных и прикладных исследований; доступность инноваций в целях повышения конкурентоспособности бизнеса
4. развитые связи, коммуникации и инфраструктура, способствующие быстрому перемещению людей, товаров, услуг и капитала развитие инфраструктуры (дорожной, коммунальной, социальной и т. п.), а также коммуникативных сетей; развитие коммуникаций по качественному взаимодействию бизнеса с международными рынками, их участниками, инвесторами и научным сообществом
5. качество трудовых ресурсов способность трудовых ресурсов отвечать на вызовы, создаваемые технологической революцией и ускорением технологических циклов; новые стандарты профессиональной квалификации, включая пожизненное обучение и приведение образовательной системы в соответствие с потребностями экономики
Таким образом, благоприятные условия регионального развития через формирование конкурентных преимуществ могут и должны создаваться, в т. ч., со стороны государственных органов власти, а не восприниматься как заданные и неизменные.
В процессе исследования региональных конкурентных преимуществ «второй природы» было выявлено, что их реализация в значительной мере базируется на организационно-управленческих и институциональных формах, что обусловливает возможность разработки унифицированных (стандартизированных) методик управления конкурентоспособностью регионов, носящих характер императива.
Формирование рациональной системы управления региональной конкурентоспособностью должно быть основано на систем-
ном подходе, для чего необходима целостная теоретико-методологическая база (табл. 2).
На основе исследования теоретико-методологического аппарата управления конкурентоспособностью региона и выявленных новых условий функционирования регионов РФ было обосновано, что на современном этапе развития реализация государственного регионального управления может быть осуществлена на основе комплексного применения теории стратегического планирования и менеджериального подхода. При этом необходимо добиваться того, чтобы разработка стратегии повышения конкурентоспособности региона являлась функцией государственного управления, а реализация стратегии осуществлялась региональными органами власти с передачей на условиях аутсорсинга части функций в компетенцию специализированных институтов: агентств регионального развития.
Таблица 2
Теоретико-методологическая база управления конкурентоспособностью региона
№ Этап управления конкурентоспособностью региона Используемый теоретический аппарат Методологический аппарат
1 исследование существующего уровня конкурентоспособности региона на основе идентификации конкурентных преимуществ системный подход; теория конкурентных преимуществ; маркетинг региона; теория регионального развития мониторинг социально-экономического развития региона; факторный анализ конкурентных преимуществ; использование методологии маркетинга с целью выявления конкурентной позиции региона; определение показателей и индикаторов оценки конкурентоспособности региона
2 формирование системы целей повышения конкурентоспособности региона стратегический менеджмент; маркетинг региона; менеджериальный подход; концепция устойчивого развития стратегическое планирование; анализ конкурентных преимуществ и рынков; анализ стейкхолдеров; 8ШОТ-анализ конкурентоспособности региона
3 определение императивов управления конкурентоспособностью региона теория государственного управления; стратегический менеджмент выработка принципов управления; формирование политики управления конкурентоспособностью; разработка инструментария управления конкурентоспособности региона
4 разработка стратегии управления конкурентоспособностью региона теория государственного управления; стратегический менеджмент; менеджериальный подход стратегическое планирование; использование инструментария государственного регулирования экономики; программирование; использование технологии индикативного планирования
5 реализация управленческого воздействия теория государственного управления; менеджериальный подход использование методов современного менеджмента: государственный, финансовый, инвестиционный и т. д.
6 идентификация состояния конкурентоспособности региона на предмет достижения целевых показателей (индикаторов) региональная экономика; менеджериальный подход фактическая оценка по завершении процесса управленческого воздействия; сравнение целевых показателей (индикаторов) с реально достигнутыми
7 корректировка целей, политики управления, управленческих воздействий системный подход; теория государственного управления; менеджериальный подход логический анализ; реализация принципа обратной связи
Этим обусловливается необходимость осуществить совершенствование государственной региональной политики, ориентированной на конкурентоспособность.
Государственная региональная политика -это целенаправленная, институционально и законодательно оформленная деятельность органов государственной власти, направленная на достижение позитивных сдвигов или на предотвращение ухудшения ситуации в социально-экономическом развитии регионов, осуществляемая присущими ей методами. Она имеет свои особые цели, предмет, формы и методы.
Реализация государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности регионов, - сложный многоаспектный процесс, на протекание которого оказывает влияние множество факторов.
Все возрастающий объем функций органов региональной власти, новый уровень их влияния на развитие экономики региона, претерпевшие существенные изменения форматы взаимодействия «Регион - Федеральный центр» и «Регион - Международное сообщество» предопределили необходимость более детальной дифференциации и систематизации видов региональных конкурентных преимуществ «второй природы»: конкурентные преимущества нано-, микро-, мезо-, мак-ро- и мегауровней. Для целей определения перспективных направлений повышения региональной конкурентоспособности для выделенных уровней были выявлены конкретные объекты управленческого воздействия, функции государственных органов регионального управления (табл. 3).
Таблица 3
Функции государственных органов регионального управления на различных уровнях управленческого воздействия на объекты управления
Уровень управлен- ческого воздействия Объекты управленческого воздействия Перспективные направления повышения региональной конкурентоспособности Функции государственных органов регионального управления
НАНО- домашние хозяйства; индивидуальные предприниматели и т. д. образование и повышение квалификации; развитие народных промыслов и самобытности; создание рабочих мест; развитие самозанятости развитие системы образования; развитие рынка труда; развитие местной самобытности и инициатив населения
МИКРО- малый и средний бизнес; крупный бизнес поддержка малого и среднего бизнеса; привлечение и поддержка крупного конкурентоспособного бизнеса; развитие предпринимательского менталитета бизнесинкубирование; Ъштезз-рготойоп; развитие услуг для бизнеса (включая консалтинг); интеграция малого и крупного бизнеса
МЕЗО- инфраструктура; сети партнерства предприятий; региональные инновационные системы; отрасли и сектора экономики; экология развитие инфраструктуры для бизнеса; развитие инфраструктуры для социума; развитие региональных инновационных систем; построение цепочек обеспечения высокой добавленной стоимости модернизация инженерной, энергетической, транспортной, социальной инфраструктуры; стимулирование создания кластеров; создание технологических парков
МАКРО- регионы - потенциальные партнеры; государство создание стратегических альянсов регионов для завоевания рынков; развитие частно-государственного партнерства; получение господдержки на развитие полюсов и точек роста в регионах маркетинг региона; кооперация с регионами-партнерами для завоевания страновых рынков; активное использование конкурентных преимуществ региона; получение господдержки
МЕГА- потенциальные иностранные партнеры интернационализация хозяйственных связей; привлечение прямых иностранных инвестиций; развитие глобальных информационных технологических сетей; обмен инновациями расширение географии хозяйственных связей; повышение инвестиционной привлекательности регионов; стимулирование и обмен инновациями; внедрение передовых 1Т-технологий
Исследование условий государственной региональной политики позволило выявить императивы управления конкурентоспособностью регионов:
- признание главной целью региональной политики повышение конкурентоспособности;
- построение эффективной системы государственного стратегического планирования;
- построение эффективной системы государственного управления для реализации региональной политики;
- разработка новых инструментов и технологий регламентирующего характера для управления конкурентоспособностью регионов, адекватных целям региональной политики.
Региональная экономическая система, рассматриваемая в качестве объекта управления, требует наличия адекватного ее качеству, структуре и целям воздействия со стороны субъекта управления. В этой связи требуются адаптированные к новым условиям механизмы принятия и реализации управленческих решений, что выдвигает в число первостепенных задачу реформирования органов государственного управления на принципах прозрачности, гибкости, адаптивности и восприимчивости.
Это диктует необходимость реформирования государственных управленческих структур Российской Федерации и ее регионов. Выявлено, что в основе эффективного государственного управления лежат следующие задачи: упрощение внутри- и межведомственных связей федерального правительства; оптимизация межинституциональ-ных связей в рамках властной вертикали «федерация - регион»; повышение автономии регионов за счет создания условий для саморазвития; совершенствование механизмов и регламентов согласительных процедур между субъектами властной вертикали; противодействие коррупции.
Решение этих задач достигается, в т. ч., и на основе модели институционального устройства органов управления на федеральном и региональном уровнях (рис. 1), которая позволяет решить вопросы коммуникации и взаимодействия между органами власти на общегосударственном уровне и приводит к исключению фрагментарной политики на уровне регионов, что существенно повышает эффективность государственной региональной политики. Именно поэтому необходимо выделить ключевое министерство, которое координирует относящиеся к регионам функции и политику с федеральным правительством.
Правительство РФ
Министерство 1
Стратегия социально-экономического развития РФ
Министерство
регионального
развития
Цели Финансовые ресурсы Принципы и
региональной для регионов методология регион.
политики политики стратегии политики
Процедуры
реализации
стратегий
Инструментарий государственной региональной политики
Стратегия регионального развитая |
Федеральное
агентство
регионального
развития
Агентство
регионального
развития
Администрация региона Орган для реализации стратегии
Стратегии (п муниципал
Агентство
муниципального
развития
м о Муниципаль ное Муниципальное
образование 2 образование 3 \ х образование N
Рис. 1. Модель институционального устройства органов государственного управления, реализующих государственную региональную политику
Таким образом, государственная региональная политика должна быть направлена на формирование оптимальных условий для уже существующего и вновь создаваемого бизнеса, оставляя значительную часть функций по регулированию экономики рыночным механизмам (конкурентной среде). При этом прямое государственное регулирование сводится к минимуму, а выдаваемые прямые бюджетные инвестиции не направлены на создание конкурентных преимуществ отдельных хозяйствующих субъектов.
Эффективность мер по повышению региональной конкурентоспособности должна оцениваться через систему количественных и качественных показателей. Разработана классификация данных показателей, которые нами разделены по признаку соответствия детерминантам конкурентоспособности региона. Фрагмент системы показателей представлен в табл. 4. Общее количество показателей, необходимых для оценки эффективности мер по повышению региональной конкурентоспособности, - 116.
При расчете обобщающих показателей нами предлагается применять метод сумм рангов частных показателей с учетом их весовых коэффициентов. Региону с наихудшим показателем присваивается ранг - 0, с наилучшим - ранг 1.
Весовые коэффициенты частных показателей должны быть определены в процессе анкетирования экспертов, представляющих различные регионы РФ (представители региональных органов управления, крупные предприниматели, ученые и т. п.). Нами было осуществлено исследование возможных источников получения информации для расчета выявленных частных показателей. Было выяснено, что информационная база для расчета ряда предложенных показателей отсутствует. Например, на основании имеющейся в РФ статистической базы невозможно выявить оборот венчурных фондов, наличие Агентства регионального развития, Агентств муниципального развития в регионах, определить количество формальных сетей партнерств предприятий, объем реализации предприятий формальных сетей партнерств и т. п. Таким образом, предложено расширить состав статистических показателей для более качественного осуществления оценки уровня региональной конкурентоспособности.
Значение каждого обобщающего показателя конкурентоспособности должно оцениваться по формуле:
0^ = 2”^*^,
где ОП] - значение /-го обобщающего показателя (/ = 1-7), ту - количество частных показателей для /-го обобщающего показателя; - весовой коэффициент /-го частного
показателя; - ранг /-го частного показателя (К; = 0-1). ,
Интегральный показатель конкурентоспособности должен рассчитываться по формуле:
ип = е}=1 1] * оп ,
где - весовой коэффициент /-го обобщающего показателя.
Весовые коэффициенты частных показателей должны быть определены в процессе анкетирования экспертов, представляющих различные регионы РФ. Полученная группировка регионов по уровню их конкурентоспособности может быть использована как информационная база для руководителей данных субъектов РФ, а также для программ сглаживания асимметрии в развитии территорий.
Для быстрого получения объективной информации об уровне региональной конкурентоспособности предложена экспресс-методика оценки. Она основана на исследовании ключевых показателей конкурентоспособности. В выявлении этих показателей принимали участие руководители управлений, отделов администраций Тамбовской и других областей, руководители предпринимательских структур, общественных объединений. Каждый эксперт выбирал 14 наиболее важных показателей для оценки конкурентоспособности региона. Для исследования использовались только показатели, по которым имеются статистические данные. К ключевым показателям конкурентоспособности были отнесены:
1) число патентов на изобретение, свидетельств на полезную модель, патентов на промышленный образец в расчете на душу населения;
Таблица 4
Классификация частных и обобщающих показателей по признаку соответствия детерминантам конкурентоспособности региона
Детерминанта Обобщающие показатели Частные показатели
1. Человеческий капитал уровень развития человеческого капитала уровень и структура безработицы; число патентов на изобретение, свидетельств на полезную модель, патентов на промышленный образец в расчете на душу населения; объем платных образовательных услуг на душу населения; количество присужденных именных стипендий на душу населения; показатели занятых в экономической области в разрезе специальностей; миграционный прирост и т. п.
2. Географическое положение и природные ресурсы природноресурсный потенциал отношение объема разведанных природных ресурсов к ВРП; доля поступлений в бюджет рентных и арендных платежей от использования земли, недр и природных ресурсов области в ВРП; доля продукции, выпускаемой добывающими предприятиями, в ВРП региона; расстояние до крупного энергетического центра, крупной транспортной магистрали, железнодорожного узла, аэропорта, морского порта и т. п.
3. Состояние бизнеса и отраслевая структура региона уровень развития бизнеса ВРП на душу населения; структура ВРП (по видам экономической деятельности); удельный вес товаров местных товаропроизводителей на российском рынке; отношение количества инвестиционных проектов малого бизнеса, получивших господдержку из бюджетов всех уровней, к числу малых предпринимателей; отношение количество личных подсобных хозяйств к численности сельского населения; доля предприятий, внедривших международных стандартов качества 1БО и т. п.
4. Сети партнерства предприятий доля объема реализации предприятий формальных сетей партнерств (холдинги, ассоциации и т. д.) в ВРП; доля объема реализации предприятий неформальных сетей партнерств в ВРП; отношение количества семинаров, круглых столов, посвященных проблемам взаимодействия предприятий региона к общему количеству предприятий, и т. п.
5. Региональные инновационные системы, включая инновационные кластеры доля оборота венчурных фондов в ВРП; количество особых экономических зон и технопарков федерального и регионального уровней; число совместных проектов хозяйствующих субъектов и высших учебных заведений области; удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпускаемой продукции инновационно-активными организациями области и т. п.
6. Интернационализация региона и характер прямых иностранных инвестиций (ПИИ) уровень международной интеграции региона объем экспорта из региона; доля совместных предприятий в общем количестве предприятий региона; доля объема производства совместных предприятий в ВРП; доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций; количество международных конференций, симпозиумов, проведенных в регионе; доля населения; количество человек, являющихся членами международных ассоциаций, на 50 тыс. населения; наличие Центра поддержки экспортно-ориентированных предприятий; доля предприятий-участников международных выставок в общем количестве предприятий; объем прямых иностранных инвестиций на душу населения, накопленных на конец года в долларах США и т. п.
7. Инфраструктура уровень развития инфраструктуры региона число созданных индустриальных и особых экономических зон, оснащенных инженерными коммуникациями; коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля); наличие Агентства регионального развития; отношение количества Агентств муниципального развития к количеству муниципальных образований; отношение количества организаций, оказывающих инфраструктурные услуги бизнесу (рекламные, аудиторские, агентства недвижимости, биржи, консалтинговые и маркетинговые центры, инвестиционные и брокерские компании и т. п.) к общему числу предприятий; доля обращений граждан через Интернет в региональные органы власти от общего количества обращений; максимальная скорость Интернета и т. п.
8. Инвестиционная привлекательность региона уровень инвестиционной привлекательности региона место в рейтинге инвестиционной привлекательности региона. Инвестиции в основной капитал на душу населения; наличие каталога инвестиционных проектов; отношение количества структур по оценке и экспертизе инвестиционных проектов к общему количеству предприятий в регионе и т. п.
9. Общественнополитическая среда уровень благоприятности общественно-политического климата динамика изменения отношения населения к проводимой органами государственной власти политике, к деятельности региональных отделений политических партий; контент-анализ оценок СМИ деятельности региональных отделений политических партий, проводимой органами государственной власти политики; соотношение количества региональных отделений политических партий с распределением реальных депутатских мандатов и т. п.
Таблица 5
Весовые коэффициенты ключевых показателей конкурентоспособности
Весовой коэффициент к, ^2 кз fc4 ^5 К к7 кд ^10 fen ^12 ^13 fcl4
Значение весового коэффициента 0,73 0,61 0,84 0,58 0,87 0,61 0,91 0,79 0,89 0,81 0,76 0,94 0,68 0,61
2) объем платных образовательных услуг на душу населения;
3) количество присужденных именных стипендий на душу населения;
4) отношение объема разведанных природных ресурсов к ВРП;
5) доля поступлений в бюджет рентных и арендных платежей от использования земли, недр и природных ресурсов области в ВРП;
6) удельный вес товаров местных товаропроизводителей на российском рынке;
7) доля объема реализации предприятий формальных сетей партнерств (холдинги, ассоциации и т. д.) в ВРП;
8) количество особых экономических зон и технопарков федерального и регионального уровней;
9) число совместных проектов хозяйствующих субъектов и высших учебных заведений области;
10) отношение количества организаций, оказывающих инфраструктурные услуги бизнесу (рекламные, аудиторские, агентства недвижимости, биржи, консалтинговые и маркетинговые центры, инвестиционные и брокерские компании и т. п.) к общему числу предприятий;
11) доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций;
12) место в рейтинге инвестиционной привлекательности региона;
13) инвестиции в основной капитал на душу населения;
14) динамика изменения отношения населения к проводимой органами государственной власти политике, к деятельности региональных отделений политических партий.
Из состава представленных показателей, необходимых для экспресс-методики оценки, видно, что они характеризуют все выявленные детерминанты конкурентоспособности. Это особенно важно в условиях необходимости комплексной оценки конкурентоспособности.
Ввиду того, что ряд показателей не представлен в статистических сборниках, в на-
стоящее время расчет по данной экспресс-методике не возможен. В связи с этим вновь подтверждается необходимость расширения перечня показателей статистической отчетности. В случае включения указанных показателей в перечень статистической отчетности расчет интегрального показателя по экспресс-методике необходимо производить по формуле:
ИП ,
где - весовой коэффициент /-го показателя; К; - ранг /-го показателя (Я^ = 0-1).
Ранг каждого показателя для отдельно взятого региона определяется по вышеприведенной методике.
Весовые коэффициенты, представляющие собой усредненные оценки экспертов, представлены в табл. 5.
Следует отметить, что интегральные оценки конкурентоспособности регионов должны занять достойное место в системе показателей, отражающих уровень социально-экономического развития и потенциал регионов. Они будут выполнять три важные функции. Во-первых, давать дополнительную информацию потенциальным инвесторам о благоприятности условий для бизнеса в регионе. Во-вторых, информировать государственные органы власти, заинтересованные министерства об уровне конкурентоспособности отдельных регионов, динамике его изменения. В-третьих, «побуждать» представителей региональных органов власти повышать частные показатели, характеризующие уровень конкурентоспособности, т. е. развивать инфраструктуру бизнеса, человеческий капитал, укреплять международные связи и т. п.
В конечном итоге, необходимо учитывать то, что инвестиционная привлекательность региона, с точки зрения самих инвесторов, наряду с экономическими показателями оценивается ими и по ряду внеэкономических характеристик и, в первую очередь, по политической и социально-психо-
логической обстановке, что лежит в сфере
деятельности других научных исследований. Поступила в редакцию 21.07.2010 г.
UDC 33:009.02
IMPROVEMENT OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO RISING THE COMPETITIVENESS OF TERRITORIES AS A BASIS FOR REFORMING STATE REGIONAL POLICY
Veronika Vasilyevna Hudeyeva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Economics, Candidate for Doctoral Degree of Economical Theory and National Economics Department, First Deputy of Head of economic policy management of Tambov region’s administration, e-mail: [email protected]
In modern conditions the main driving force for improving the competitiveness of the state is the rise of the competitiveness of regional social and economic systems. The paper proposed a classification of regional competitive advantages. Regional competitive advantages related to improving the state of regional politics are identified and studied.
Key words: regional competitive advantages; competitiveness; state policy.
УДК 330.342:001.895
ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
© Евгения Андреевна Влазнева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры мировой и национальной экономики, е-тай:1:гоуео@тай.га
Статья является предложением по внедрению инновационных процессов в сферу промышленного производства региона, рассматривает основные направления, условия внедрения инноваций и создание новых внедренческих структур. Отражены возможности отраслевого сектора научно-технического комплекса региона по разработке и реализации инновационных проектов. Данное исследование предполагает значительное продвижение региона на внешний промышленный рынок.
Ключевые слова: инновационное развитие; промышленное производство; управленческая деятельность; стратегическое развитие.
Мировая экономика в условиях глобализации должна развиваться на основе модернизации управленческой деятельности, ее основополагающим критерием должна являться конкурентоспособность, которая, в свою очередь, является производной от внедрения в производство инновационных технологий. По мнению Е.В. Иоды, динамичное развитие региона возможно сегодня исключительно при ориентации на инновационный вектор, на создание региональной инновационной системы и ее элементов [1].
Мнение Е.В. Иоды наводит нас на мысль о том, что развитие инновационного типа промышленности региона должно сопровождаться возрастанием масштабов участия в данных проектах крупного, среднего и малого бизнеса. Как нам представляется, особенностью инновационного предпринимательства, наряду с управленческими структурами органами власти, является взаимосвязь его
двух разновидностей: предметно практической и творческой. В первом случае речь идет об инновационной подготовке промышленного производства, а именно о создании научно-технических, производственных и организационных мощностей. Во втором случае речь идет о концентрации новых идей в промышленном производстве и их комплексном развитии.
Региональные возможности создания благоприятной инновационной среды, как нам представляется, зависят от уровня внедрения в производство и поэтапной реализации новейших инновационных проектов.
На сегодняшний момент на практике реализуется одно из направлений промышленной политики - установка на энергосырьевую специализацию страны. Однако оно не может претендовать на роль приоритетного, несмотря на очевидные его выгоды. Ориентация на сырьевой комплекс в долгосрочной