МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
УДК 378.1:001.895
Виноградов Г.П., д.т.н., доцент Кирсанова Н.В.
Кошкина Г.В.
ФГБОУ ВО ТвГТУ г. Тверь, Российская Федерация
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
Аннотация
В данной статье делается попытка выработать некоторые основные черты методологической базы, позволяющей рассматривать процесс подготовки кадров под углом зрения развития созидательных способностей человека. Этот подход позволяет более адекватно формулировать цели и оценивать результаты системы образования, а также удобен для разработки формальных моделей. Модель системы образования должна учитывать два типа развития способностей населения, так как только в этом случае возможно адекватное отражение изменения характера спроса на способности, формируемые системой образования.
Ключевые слова
Модель, образование, структура системы, развитие способностей, образование
Исследование проблем высшего образования и получение практических рекомендаций по его совершенствованию должно опираться на строгую методологическую концепцию. Эта концепция должна обеспечивать также подход к разработке математических моделей для оценки и выработки стратегий управления.
Гипотеза, выдвинутая в [1], предполагает, что в процессе «производства» новых знаний, а также при поиске решений в производственных ситуациях человек использует индивидуальную, присущую только ему общую способность решать проблемы, использовать знания, полученные от системы образования и самостоятельно, в процессе трудовой деятельности.
Таким образом, структура созидательных способностей человека развивается при взаимодействии двух программ. Первая программа генетическая, содержащая информацию о признаках человека как вида. Развертывание этой программы во времени образует живую человеческую систему с ее подсистемами: нервной (центральной и периферической), сердечно-сосудистой, кроветворной, скелетной, мышечной и т.п. Эта программа определяет физические и интеллектуальные потенциалы человека и служит основой для развития и накопления всех других качеств и свойств. Вторая программа - программа социального развития. Она включает в себя все те знания, которые накоплены человечеством об окружающем мире. В отличие от генетической программы она не наследуется, а приобретается каждым отдельным человеком путем затраты им определенного количества живого труда.
Следовательно, структура созидательных способностей человека по источнику их приобретения может быть разделена на два больших класса: унаследованные генетическим путем и приобретенные в процессе жизненного цикла индивидуально. Естественно, что такое разделение условно, т.к. сама структура способностей составляет целое, полученное на основе взаимодействия этих двух программ. В подгруппе живых производительных способностей человека можно выделить общие физические и нервнопсихичекие способности. Сами эти способности развиваются из определенных потенций как взаимодействие генотипа и фенотипа. Влияние среды достаточно велико: она может препятствовать, оставаться нейтральной либо благоприятствовать развитию способностей. Целенаправленное воздействие на развитие способностей человека требует определенных усилий как самого человека, так и общества в целом, причем первоосновой является живой труд самого обладателя.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
Социальное формирование нервной системы человека заключается в основном в синтезе различных социальных программ поведения, критериев оценок ситуаций, возникающих во внешней среде, т.е. системы ценностей и норм, стратегий выбора и другой необходимого информационного материала в соответствующих структурах коры и подкорки головного мозга человека. Этот информационный материал образует фонд статистического учебного материала о внутренней организации, функциях и внешней среде социальной системы. Образующиеся в процессе реализации этих программ структуры нервной системы позволяют индивидууму осуществлять прием, хранение, передачу и трансформацию информации. В широком смысле структура системы социального наследования образует множество различных универсальных и специализированных компонентов, связанных в систему (рис. 1).
Рисунок 1 - Структуры социальной системы Общую сумму приобретенных способностей можно разложить по источникам их приобретения. Это будут способности, сформированные путем формального и неформального обучения. Последние, в свою очередь, складываются из знаний и умений, полученных за счет включения человека как «общественного животного» в общий социокультурный цикл производства товаров и услуг. Очевидно, формируемые способности за счет различных источников могут относиться к одним и тем же областям, поэтому более адекватным будет выделение элементов структуры способностей человека через соответствие их функциональной структуре социальной системы. Укрупнено общую функциональную структуру социальной системы можно представить схемой рис. 2.
Рисунок 2 - Функциональная структура социальной системы
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
Структуру созидательных способностей определяют:
1) способностью индивидуума к обучению;
2) системой мотивации, зависящей от социально-культурных и социально-политических установок, а также будущими материальными и духовными перспективами, открывающимися перед обладателями более развитых способностей;
3) качеством и доступностью системы входов от других подсистем.
Первые два момента определяют величину и качество труда, которые индивид способен и желает использовать как вложение в приобретаемые способности. Третий представляет собой вложения общества в разные структуры производительных способностей человека.
Как показано на рис. 3, входами в систему формирования созидательных способностей человека являются входы от подсистем создания социально-культурных ценностей, науки, производства материальных благ и услуг, специальные подсистемы, распространения знаний, политической и экономической подсистем, подсистемы выработки образовательных услуг. Таким образом, всю совокупность созидательных качеств и свойств человека, приобретенных посредством усвоения социальной программы наследования, можно условно разделить на следующие элементы:
1. Физические и нервно-психологические потенции и возможности человека к производству духовных и материальных благ, включая состояние его здоровья.
2. Личностные качества человека, его мотивация установки и предпочтения.
3. Общекультурные знания и умения.
4. Общеобразовательные знания и умения.
5. Общие специальные и профессиональные знания и мастерство.
6. Опыт и трудовые навыки, полученные в процессе участия в научных исследованиях и производстве материальных благ и услуг.
7. Знания и умения, необходимые человеку для совершенствования своих производительных способностей.
8. Знания и умения рациональной организации процесса потребления благ и услуг.
Система культуры
I
Сопиатьно-экономическ а система
Политически система
Наука
Экономическая система
Система образования
IZI
Система распределения
Система производства материальных благ и услуг
ZU
Структура созидательных способностей человека
5Z
ш
Система медицинского обслуживания
Система физического сов ершенств овзн
Природно-лемогрэфическая среда 1
±
Человек как биологическая система
S = i Ё. 'i
Модель развития социально-культурной системы
Модель социально-экономической системы
Модель развития политической системы
Модель развития экономической системы
Модель системы наук
Модель системы образования
iz:
Модель системы распространения
Модель системы пр-ва материальных
благ и услуг
Модель структуры созидательных способностей человека
Модель системы медицинского обслуживания
Модель системы Модель природно-
физического демографической
совершенствов. среды
±
Модель человека как бнологич. системы
Рисунок 3 - Укрупненная структура функциональных моделей системы развития
способностей и умений человека
Дальнейшее усложнение классификации должно идти по линии разукрупнения структуры социальной системы.
Функциональная структура созидательных способностей человека составляют некоторую часть общей социальной программы. При этом можно рассмотреть урони способностей человека, которые определяются характером производимого индивидуумом труда.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
Общим для всех элементов способностей человека является то, что они производятся путем соединения живого труда владельца этих способностей и услуг, предоставляемых ему той или иной функциональной подсистемой. Творческие качества человека могут быть созданы в процессе и в результате специфического производства: «Для того, чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной области труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование и воспитание, которое, в свою очередь, стоит большей или меньшей суммы товарных эквивалентов. Эти издержки на образование различны в зависимости от квалификации» [3]. И далее: «Кроме рабочего времени, овеществленного в жизнедеятельности рабочего, т.е. рабочего времени, которое потребовалось для оплаты продуктов, необходимых для сохранения жизнедеятельности рабочего, - в его непосредственном бытии овеществлен еще и дальнейший труд, а именно те стоимости, которые рабочий потребил, чтобы достичь определенной способности к труду, особого мастерства, - а стоимость этой способности ... измеряется тем, с какими издержками может быть создано подобное мастерство втруде». Этот вид производства называют «второй вид производства». Причем следует отметить, что это производство гораздо шире собственно вещного производства. Сам процесс производства проходит в условиях, которые являются специфичными для каждого отдельного индивидуума, и зависит, прежде всего, от индивидуальных способностей человека к обучению. Следовательно, учитывая, что человеку от природы даются лишь потенции к развитию, а действительные его способности формируются в процессе определенных видов деятельности, можно различить два вида вложений в развитие производительных качеств человека.
Первый относится к величине живого труда, которую индивид согласен затрачивать на рост своих способностей. Его стоимость определяется стоимостью простого необученного труда, а также добавленной стоимостью от предыдущих периодов вложений. Таким образом, с экономической точки зрения, общая структура способностей распадается на три большие части:
1) способности, участвующие в производстве новых способностей;
2) способности, используемые как вложения в производство материальных благ и услуг;
3) способности, используемые человеком как элемент потребления.
Вторая форма вложений в развитие производительных способностей человека - образовательные услуги, оплачиваемые обществом. Они могут вырабатываться специально организованными для этой цели учреждениями, такими, как школа. Процесс производства этих услуг предполагает участие живого труда (преподаватели) и материальных ресурсов (здания, сооружения, материально-техническая база и т.д.).
Ясно, что любой вид деятельности, который приводит к изменению в структуре созидательных способностей человека, представляется в форме инвестиций. Например, для выработки и накопления профессионального опыта и навыков необходимо выполнить определенную работу в определенных условиях. Условия - это машины, предметы труда, результаты труда, время для осмысления трудового процесса.
Укрупнение и развитие физического и нервно-психологического здоровья требует от общества инвестиций в форме услуг, предоставляемых специализированными учреждениями: медицинскими, физического воспитания, активного отдыха, образовательными и т. д. Однако в целом это, конечно, не означает, что определенные способности человека приобретаются там-то и в таких-то условиях. Эти процессы тесно взаимосвязаны между собой, и поэтому можно говорить об условном выделении отдельных сфер при формировании производительных способностей человека.
Согласно сказанному выше, в общем производстве человеческих способностей следует выделить два как бы подпроизводства. Первое характеризуется собственно выходом величины производственных способностей и включает специфические процессы, происходящие в мозгу человека при наличии образовательных услуг и труда самого производителя как входов.
На схеме (рис. 1) этот вид производства назван системой формирования созидательных способностей человека.
Второе производство характеризуется величиной затрат живого труда и материальных ресурсов со стороны общества для получения образовательных услуг. Оно характеризует макровзаимодействия
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
функциональных подсистем социальной системы по спросу на способности человека и названо системой формирования образовательных услуг. Эта система может быть обособлена от прочих подсистем или существовать совместно с основным производством, как в случае накопления производственного опыта и навыков. Объединение системы формирования созидательных способностей и системы выработки образовательных услуг составляет систему образования. Ниже будет сделана попытка формального описания такой системы.
Подход, изложенный выше, основан на том, чтобы увеличивать производительные способности у населения можно, если оно согласно инвестировать в самих себя и если общество производит инвестирование в определенные учреждения, которые вырабатывают услуги для процесса формирования способностей. При этом предполагается, что генетическая программа лишь потенции человека, развитие которых происходит под действием выше описанных инвестиций. Величина этих инвестиций имеет тенденцию к резкому возрастанию. Аналогичным темпом возрастает и значение подсистем, осуществляющих такое инвестирование: это образовательные учреждения (детские сады, ясли, школы, высшие учебные заведения и т.п.); медицинские учреждения, производственное обучение и т.д. Исходя из этого, при решении задачи управления процессом развития структуры производительных способностей человека необходимо учитывать всю полноту прямых, обратных, горизонтальных и вертикальных связей, возникающих в ходе их производства (рис. 2).Общая модель развития производительных способностей человека должна, таким образом, рассматриваться в рамках суперсистемы моделей, включающих в себя модели развития социокультурной системы, социально-экономической системы, науки, системы производства материальных благ, медицины, природно-демографической системы, системы физического совершенствования, т.е. разрабатываемая модель должна учитывать изменения экзогенных параметров, определяемых характером функционирования соответствующих подсистем.
Развитие такой системы требует определения совокупности целей, реализация которых будет позволять обеспечивать стабильное значение разности вход-выход по всей цепочке причинно-следственных связей системы и систем внешней среды, а также расширение доминирования данной системы.
Если рассматривать в качестве основной цели всестороннее развитие способностей личности, то реализация этой цели требует моделирования компромисса между следующими основными подцелями:
1) развитием производительных знаний и умений, которые связаны с темпами развития (или усвоения извне) способов производства, экономического роста, т.е. с долей ресурсов, выделяемых обществом на обеспечение темпов развития науки и системы производства материальных благ и услуг;
2) уровнем физического развития и здоровья человека, что обеспечивает более производительное и длительное использование созидательных способностей человека;
3) уровнем общекультурного развития человека;
4) уровнем и темпом изменения способностей, связанных с планируемым изменением жизненных стандартов населения в области потребления;
5) поддержанием и развитием ценностей и норм социалистического общества (идеология, история социалистического государства, политическая экономия, научный коммунизм, правовые нормы и т.д.);
6) уровнем способностей населения к развитию собственных созидательных способностей;
7) уровнем и темпом развития стандартов способностей человека, соответствующих иерархии технико-экономических потребностей и социально-экономическому развитию, что выражается в распределении уровня знаний и умений между различными группами населения, путем компромисса между спросом населения, социально-экономической системы и объективно ограниченными ресурсами.
Компромисс должен быть найден не только между противоречивыми целями, но и между системой целей и реально действующим механизмом формирования способностей населения. Механизм функционирования системы представляет собой понятие «технологии» в широком смысле (как это описано у Э. Янча [2]), которая в общем случае представляет собой систему правил, определяющих потенциальные возможности системы по достижению выработанных целей с удовлетворительной эффективностью. Компромисс ищется между ресурсными ограничениями, степенью важности целей, ранжированных в порядке их убывания, и достигается сочетанием целей центральной программы развития способностей,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
центральной программой развития способов «производства» способностей и целей организационных, которые подвергаются действию стимулирующих и административных механизмов. Механизм, который определяет совершенствование «генотипа» системы, её воспроизводства, будем называть социально-экономическим генотипом системы производства человеческих способностей, развитие которого определяется глубинными процессами совершенствования потенциально способности данной системы удовлетворять спрос со стороны внешней среды (рис.2).
Реализация программы формирования способностей населения, например, в области производительных способностей, должна приводить к сокращению длительности лагов по этапам реализации результатов научно-технического прогресса, а также накоплению образовательного потенциала в направления будущего прорыва. Следовательно, общую программу развития производительных способностей можно разделить на две части:
1) первая характеризуется тем, что знания и умения, которыми должен обладать будущий специалист, наперед известны, т.е. в явной форме известны цели и реально существующие ограничения;
2) вторая часть характеризуется тем, что пределы развития не выступают как заданные, а формируются в ходе самого развития, складывающегося под влиянием вероятностного развития науки. Отсюда и процесс развития фонда человеческих способностей также характеризуется этими двумя моментами.
По существу, первый тип развития представляет собой тип нестационарного равновесного развития, когда плавный переход с одной равновесной траектории на другую осуществляется под действием отрицательных обратных связей. Объем и структура капитальных вложений, способ производства способностей будут определяться долгосрочными целями и ограничениями на их реализацию, максимальным использованием мощностей; преподавательский состав формируется внутри относительно автономной системы подготовки кадров.
Второй тип развития созидательных способностей человека представляется как тип неравновесного нестационарного развития. Поскольку вследствие динамизма научно-технического прогресса невозможно четко определить цели развития способностей населения, особенно на перспективу, его развитие будет определяться выбранной стратегией. Она, в свою очередь, будет определяться долгосрочными решениями о развитии новых способностей и умений тех, кто обучается, и решениями об объеме и структуре капиталовложений в образовательные учреждения. Такие решения принимаются на основе изменяющейся шкалы приоритетов развития социально-экономической системы за счет перспектив, открываемых научными исследованиями. Несбалансированность развития способностей населения будет определяться несбалансированностью спроса со стороны внешней среды.
Если в первом случае совокупность оценок выхода системы будет представлять устойчивую, пропорциональную систему, то во втором случае она будет диспропорциональной как на выходе, так и на входе. Оценки будут характеризовать предпочтения общества на развитие различных способностей населения. Тогда первый тип развития будет означать приспособление системы формирования способностей к частично неуправляемому научно-техническому прогрессу, и будет характеризоваться развитием тех способностей, которые будут приносить экономический доход. Специалисты будут усваивать только ту информацию, которая имеет экономическую значимость от её применения. Таким образом, наука производит новую информацию, которая переходит в экономическую информацию, если реализация патента, изобретения более выгодна, чем использование существующих способов производства. Решение о целесообразности внедрения новой информации через систему перевооружения промышленности становится решением для подготовки специалистов. Распределение ресурсов и доходов должно быть сбалансированным, «расшивка узких мест» производства должна осуществляться равномерно согласно сбалансированному росту.
Однако, наука производит не только экономическую информацию, но и возможности для получения нового знания, использование которого в будущем приведет к значительному возрастанию производственно-финансового потенциала страны. Концепция усилий общества на этих направлениях, в текущем плановом периоде не приносящих дохода, приводит к определенной несбалансированности экономического развития.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
Объем и структура капиталовложений определяются в соответствии с будущими возможностями, ранжированными в порядке возрастания их значимости. Тем самым создается кумулятивный механизм экономического развития, что позволяет в кратчайший срок использовать выгоды научно-технического прогресса. Понятно, что подготавливаемые специалисты должны обучаться не только экономически целесообразным знаниям, но и знаниям, которые необходимы для усвоения будущей перспективной информации. Такого специалиста можно подготовить только тогда, когда планирование развития научно-технического прогресса и способностей населения будут осуществляться одновременно на основе крупных капиталовложений. Далее, сам процесс несбалансированного развития способностей населения будет стимулировать процесс научно-технического и экономического развития за счет интенсификации «производства» новой информации, вызывая появление новых открытий, процессов, продуктов и сокращения лага их продвижения по цепочке научно-технического прогресса.
Модель системы образования должна учитывать оба типа развития способностей населения, так как только в этом случае возможно адекватное отражение изменения характера спроса на способности, формируемые системой образования. Как показано в [4], описание такого класса систем целесообразно проводить с использованием концепции открытых систем. Список используованной литературы:
1. Виноградов, Г.П., Самоорганизующиеся сетевые экспертные среды в системах с эндогенным принципом целеуказания / Г.П. Виноградов, Н.Г. Виноградова // Онтология проектирования. - 2016. - Т. 6, №1(19). - с. 36-54. - DOI: 10.18287/2223-9537-2016-6-1-39-54
2. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М. «Прогресс», 1970
3. Маркс Карл. Капитал в 3-х томах. М. Государственное издательство политической литературы 1951г. 932с.
4. Михалевский Б.Н. Экономические модели механико-органического типа и модели открытой многоуровневой динамической системы (критический анализ предпосылок). «Экономика и математические методы», 1971, УП, вып.1
© Виноградов Г.П., Кирсанова Н.В., Кошкина Г.В., 2016
УДК 37.012.7
Л.Р. Вотякова, к.п.н.
Нижнекамский химико-технологический институт ФГБОУ ВО «КНИТУ»
г. Нижнекамск, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА
ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА
Аннотация
В статье раскрывается одно из педагогических условий развития профессионально-информационной компетентности студентов. По мнению автора, оно заключается в моделировании и реализации учебно-информационной деятельности студентов с учетом принципов системности, вариативности, диалогичности на основе информационного подхода.
Ключевые слова
Профессионально-информационная компетентность, информационный подход
В процессе реализации модернизации системы образования в условиях информатизации необходимо новое переосмысление профессиональной подготовки студентов. Теоретический анализ показал, что современному информационному обществу требуются специалисты, обладающие профессионально-