МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
3. Целями применения проблемных методов являются: повышение уровня самооценки, саморегуляции, самостоятельности, снижение уровня инфантилизма и успешная интеграция лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общество.
4.Основными функциями применения проблемных методов обучения являются: обучающая, развивающая и воспитательная.
Список использованной литературы:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под. ред. Т. А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. -368 с.
2. Зиатдинова Г.Р. Социализация детей-инвалидов средствами социально-культурной деятельности/ Г.Р. Зиатдинова//Вестник казанского государственного университета культуры и искусств. -2011.- №1.- С 106107.
3. Куличенко Р.М., Романина Л.А. Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в общество/Р.М. Куличенко, Л.А. Романина //Вестник Тамбовского университета.-2011.-№12- С 641-645.
4. Маллер А.Р. Проблема интеграции детей с выраженными нарушениями развития/А.Р. Маллер//Специальное образование.- 2015.-№ XI. - С190-193.
5. Можан Н.И. К проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями/Н.И. Можан//Омский научный вестник.-2007.-№6.- С 137-139.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
7. Фетисова А.В. Взаимодействие молодых людей с ограниченными возможностями с обществом в условиях социальной идентификации /А.В. Фетисова// Science Time.-2015. -№1.- С 465-468.
© О.И. Мирзоян, 2016
УДК 574:159.923:378.4
О.А. Мищенко
К.т.н., доцент В.П. Тищенко
К.т.н., доцент ЭРБЖД, ТОГУ г. Хабаровск, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПРОФИЛЯ «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ» ТИХООКЕАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
В статье рассматривается экологическое образование, как важнейший этап формирования у будущих специалистов современного экологического мировоззрения, развивающего способность осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с возможностями природы.
Ключевые слова
Экологическое образование, природа, когнитивный аспект, экосфера, компетентность, эколого-
ориентированная личность
Сегодня все большую актуальность приобретает вопрос экологизации всех сфер общественной жизни. И прежде всего, должен быть экологизирован сам человек во всех сферах его деятельности: в бытовой и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
производственной сфере, в воспитательном процессе, в обучении, так как экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Основное внимание при этом должно отдаваться экологическому образованию подрастающего поколения и становлению непрерывного экологического образования в вузах в рамках междисциплинарной направленности, в системе дополнительного образования, в сфере подготовки научных кадров и управленческого аппарата. В современных условиях образование обучающихся сопровождается быстрым ростом объема изучаемого материала и его постоянным обновлением, поэтому повышается в первую очередь значимость информационного коридора. Использование современных информационных технологий повышает эффективность процесса обучения вообще и экологического образования в частности, усиливает познавательную активность и мотивацию к обучению, приводит к индивидуализации образования и его личностной ориентации.
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» экологическое образование приобрело статус приоритетного направления в деятельности образовательных учреждений РФ. Одним из таких вузов является Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ) в г. Хабаровске. Формирование экологического мышления в системе профессионального образования определяется динамичными процессами экологизации науки и культуры, экономики и политики, что делает подготовку бакалавров и магистров по профилю «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» в настоящее время престижной и востребованной.
Приоритетность экологического образования и признание его комплексным, всеобщим и непрерывным обусловило необходимость:
- с одной стороны, «экологизации» образования, т. е. проникновения экологических понятий и принципов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля, поскольку экологические проблемы носят сегодня глобальный, междисциплинарный характер [1, с. 210-211];
- с другой стороны, организацию специального эколого-профессионального образования (например, в ТОГУ с 2000 г. кафедра экологии, ресурсопользования и безопасности жизнедеятельности осуществляла подготовку инженеров-экологов по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» (ООС). Квалификация - инженер-эколог. Обучение велось по трем формам: дневная - 5 лет; заочная - 5 лет, заочная ускоренная - 3,5 года. С 2011 г. ведется подготовка бакалавров и магистров по направлению «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», профиль «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». На кафедре аккредитованы бакалавриат, магистратура и аспирантура. Кафедра имеет лаборатории, оснащенные современными учебными стендами, ежегодно покупается новое современное оборудование. В учебном процессе частично используется лабораторная база института водных экологических проблем Дальневосточного федерального округа Российской академии наук (ИВЭП ДВО РАН). Часть занятий проводится в компьютерных классах, широко используются прикладные сертифицированные программные комплексы при обучении студентов в курсовом и дипломном проектировании. Учебный процесс ориентирован, прежде всего, на первостепенные направления природоохранной деятельности. Большое внимание уделяется управлению в области охраны окружающей среды, промышленной экологии, оценке воздействия на среду и технике защиты окружающей среды, экологическому праву, экологическому менеджменту и аудиту, экологическому мониторингу, что позволяет на высоком уровне решать ряд проблемных задач природопользования и природоохраны. С 2008 г. при кафедре функционирует Центр безопасности образовательных учреждений, в рамках которого было организовано повышение квалификации и профессиональной переподготовка по 5 образовательным программам).
В современной производственной деятельности все еще сильны экологически несостоятельные стереотипы мышления. До сих пор в задачах оптимизации преобладают прагматические тенденции, когда в качестве приоритетов выдвигаются потребительские интересы. У нас до сих пор еще экономические и экологические потребности и возможности производственников не нашли единства и гармонии. И как следствие преобладают в большинстве своем экономические интересы в ущерб экологическим.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Из средств массовой информации, мы знаем, что живем в условиях глобального эколого-экономического кризиса, что, несомненно, приводит к кризису мировоззрения.
Для того чтобы преодолеть данное состояние необходимо повысить уровень экологической культуры. Под экологической культурой понимаются достижения общества, человека во всех сферах жизнедеятельности, которые направлены на сохранение и повышение качества окружающей среды, совокупность ценностных экологических ориентаций [2, с. 69].
Выпускники вуза должны осознавать себя субъектом и носителем общей и экологической культуры.
Теоретический анализ проблемы эколого-ориентированных ценностей показывает, что экологические ценностные ориентации должны рассматриваться в следующих аспектах [3-8]:
- аксиологическом - как высшие духовные ценности[3, с. 200, 4. с. 113];
- духовном - как компонент духовной жизни человека [5, с. 166];
- процессуальном - вырабатываются в процессе жизнедеятельности, в результате разрешения внутренних и внешних противоречий, проявляющихся в сфере экологического сознания, соответствующих поступков и личностных свойств [6, с. 166];
- когнитивном - через призму которых человек познает самого себя, свои возможности, наиболее глубокие идеи и стремления [5, с. 170, 6. с. 5];
- результативном - как механизм становления структуры человеческого «Я» [7, с. 4];
- ориентационном - как определение ядра экологической ориентации человека, его отношение к миру природы, обществу, другим людям, самому себе [8, с. 77-78].
Экологическое образование призвано формировать адекватное мировосприятие современного человека, способствовать продуктивному переосмыслению его места в природе, воспитывать чувство ответственности за свои поступки и действия, в том числе в сфере профессионального труда. Другими словами важное место в образовательной среде сегодня должно быть направлено на воспитание и образование эколого-ориентированной личности.
Каждая личность, как правило, является продуктом и субъектом определенной культуры. Соответственно, эколого-ориентированная личность является субъектом экологической культуры, проявляющейся в теоретической, практической и психологической готовности человека ответственно относиться к окружающей природной среде.
Мировоззренческая составляющая гармонизированной эколого-ориентированной личность как субъекта экологической культуры основывается на представлениях о том, что:
- человек не изолирован от природы, а включен в нее в качестве одного из элементов системы сложных экологических взаимосвязей, любое действие человека может привести к изменениям баланса в экосистеме;
- законы взаимодействия экосистем относятся к человеку так же, как и к другим природным объектам;
- промышленные и бытовые отходы, попадая в окружающую природную среду и нарушая ее экологическое равновесие, возвращаются, так или иначе, назад, оказывая разрушающее воздействие на организм человека, на среду его жизнедеятельности;
- окружающий природный мир это не только источник энерго- и материальных ресурсов, но и фактор духовного развития человека, детерминирующего систему высших ценностей его жизнедеятельности;
- не только человеческое общество оказывает влияние на природу, но и природа, пусть опосредованно, через свои компоненты влияет на человека.
Эколого-ориентированная личность стремится к непрагматическому взаимодействию с окружающим природным миром, которое проявляется в четырех основных сферах: эстетическое освоение природных объектов и их комплексов; познавательная деятельность, обусловленная интересом к жизни природы; непрагматическое практическое взаимодействие с природой; участие в природоохранной и природоохранительной деятельности, продиктованное потребностью заботиться о природе ради нее самой [9, с. 5].
Для личности с высоким уровнем сформированности экологической культуры характерны, прежде всего, наличие [10, с. 145-146]:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
- системы экологических знаний, включающей многообразие сведений о биосфере, экосфере, ноосфере, человеке как их части, о единстве их существования и развития, о правилах и нормах их взаимодействия, о возникающих экологических проблемах, возможных путях и способах их разрешения;
- экологических умений и навыков, проявляющихся в разумной природопользовательной, природоохранительной, бытовой, учебной, досуговой и других видах деятельности, повседневном экологонравственном поведении, экологическом просвещении и пр.;
- готовности и способности к осуществлению деятельности, направленной на улучшение и сохранение естественных условий жизни людей, преодоление экологических проблем в рамках достигнутой компетентности и возрастных возможностей.
Профессиональная подготовка специалистов различных направлений невозможна без комплексного экологического образования, которое должно включать несколько основных направлений: эколого-теоретическое, натуралистическое (практическое), гуманитарное и методическое.
На сегодняшний день формирование экологической компетентности студентов ТОГУ обучающихся по профилю «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» является целостным процессом поэтапного включения их в экологическую деятельность на основе применения технологий активного и интерактивного обучения, способствующих приобретению совокупности знаний о природной среде как важнейшей ценности, о характере воздействия человеческой деятельности на окружающую среду, о нормах взаимодействия людей с опасными и вредными факторами окружающей среды. Кроме этого большое внимание уделяется умению творчески решать учебные экологические задачи. В результате участия в социальных экологических программах краевого и городского масштаба студенты приобретают опыт решения практических задач по сохранению и улучшению состояния окружающей среды в своем регионе и опыт развития экологически значимых личностных качеств (гуманность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности). Следует отметить, что с 2003г. студенты кафедры ЭРБЖД ТОГУ принимают участие в выполнении хозрасчетных НИР по разработке природоохранной документации предприятий Хабаровского края.
Эколого-ориентированная личность должна обладать экологическим сознанием экоцентрического типа, способностью к экологической эмпатии (единению с природой, переживаниям, связанным с отсутствием гармонии, загрязнением, истреблением ее красот и наоборот); эколого-ориентированным мышлением, способностью устанавливать анализировать, оценивать, причинно-следственные связи между процессами, происходящими в природе, человеке, обществе, делать адекватные умозаключения и выводы, видеть не только ближайшие, но и отдаленные результаты и последствия деятельности человека по преобразованию природной среды, принимать эколого-ориентированные решения, владея соответствующими технологиями.
Экологическое образование в связи с этим в современных условиях необходимо рассматривать как психолого-педагогический процесс, нацеленный на формирование экологического сознания. Реализация цели экологического образования воплощается, прежде всего, через систему эколого-ориентированных ценностей личности, которая служит внутренним, эмоционально-освоенным учащимися ориентиром, личностным смыслом их деятельности, направленной на природу [11, с. 67]. Освоение обучающимися эколого-ориентированных ценностей, обеспечивает устойчивое развитие человека и природы, выступает ведущим фактором эффективности формирования экологического сознания в процессе экологического образования.
Список использованной литературы:
1. Мамедов Н. М. Основы общей экологии / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, С. Н. Глазачев. - М. : РЭФИА. - 1998. - 318 с.
2. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование / Н. М. Мамедов. - М. : РЭФИА, 1996. - 151 с.
3. Титаренко А. И. Структура нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования / А. И. Титоренко. - М. : Мысль, 1974. - 278 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
4. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. - М. : Мысль, 1988. - 253 с.
5. Бодалев А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. - М. : МГУ, 1988. - 188 с.
6. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-н/Д : Феникс, 1996. - 480 с.
7. Ясвин В. А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / В. А. Ясвин. - М., 1998. - 44 с.
8. Эколого-ориентированное мировоззрение личности : монография / А. В. Иващенко, В. И. Панов, А. В. Гагарин. - М : Изд-во РУДН, 2008. - 226 с.
9. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 4-17.
10. Медведев В. И. Экологическое сознание : учеб. пособие / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. - М. : Логос, 2001. - 384 с.
11. Гагарин А. В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания : монография / А. В. Гагарин. - Изд. 2-е. - М : Изд-во РУДН, 2005. - 196 с.
© О.А. Мищенко, В.П. Тищенко, 2016
УДК 338.27
А.Н.Морошкина
магистрант кафедры охраны окружающей среды, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
г. Пермь, Российская Федерация
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аннотация
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как: что такое образовательная среда и какие характеристики у нее выделяют, а так же представлено личное понимание термина - образовательная среда.
Ключевые слова
Образовательная среда, догматическая, безмятежная, карьерная, творческая
Образовательная среда возникает тогда, когда есть контакт учителя и ученика, в результате которой, они начинают проектировать и строить эту среду как предмет и как ресурс совместной деятельности.
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как: что такое образовательная среда и какие характеристики у нее выделяют, а так же представлено личное понимание термина - образовательная среда. Далее рассмотрены те образовательные среды, в которых непосредственно принимал участие.
Итак, под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [1]. Образовательная среда по Ясвину может быть отнесена к одному из четырех им выделенных типов: