Общество должно сказать свое слово при опре- граммой общественной и личной жизни, предпола-делении целей образования, путей и способов их гает наличие механизмов, позволяющих каждому достижения. Образование для всех, являясь про- участвовать в его оценке и контроле.
Литература
1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.
2. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб., 2004.
3. Согомонов А.Ю. Меняющаяся прагматика знания и университетская идентичность в обществе «высокой» современности // http://www.strana-oz.ru/?numid=3&article=173
4. Ю. Хабермас. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.
5. Lenski G., Nolan P., Lenski J. Human Societies. An Introduction to Macrosociology. N.Y., 1995. P. 3.
А.В. Дугин
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ПРИРОДЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
Отечественная система образования переживает период реформ, одной из причин которых является переход к рыночной экономике. Социально-политические перемены, происходящие в нашей стране, способствуют формированию нового социального заказа на образовательную деятельность. Достаточно динамично развивается рынок образовательных услуг. Заказчиками образовательных услуг наряду с государством становятся родители, студенты вузов, предприятия и различные коммерческие структуры, общественные организации и др. Возникает необходимость учета требований, предъявляемых к специалистам на предприятиях и в бизнес-структурах, что наиболее актуально для технических вузов.
В свою очередь, требования, предъявляемые к специалистам на промышленных предприятиях, претерпевают изменения. В качестве примера можно привести результаты интеграции промышленных предприятий в международное социально-экономическое пространство, что обострило проблему соответствия продукции, технологических процессов и персонала международным стандартам. Одной из групп международных стандартов, которые постоянно ужесточаются, являются экологические. Усилия, предпринимаемые развитыми странами для предотвращения глобального экологического кризиса, привели к внедрению системы контроля за состоянием окружающей природной среды, важным элементом которой является экологический менеджмент. Внедрение системы экологического менеджмента является обязательным условием для экспортоориентированных промышленных пред-
приятий, что, в свою очередь, обостряет проблему повышения уровня экологического образования и сознания персонала.
Опыт, накопленный в системе повышения квалификации и переподготовки кадров промышленных предприятий, позволяет сделать вывод, что огромное значение, с точки зрения повышения компетентности руководителей различного уровня и инженерно-технических работников, имеет уровень развития экологического сознания. Низкий уровень развития экологического сознания слушателей курсов повышения квалификации обуславливает психологические препятствия в освоении материала, а в дальнейшем - в использовании полученных знаний, умений и навыков на производстве. Таким образом, актуальным является повышение уровня экологического сознания руководителей различного уровня и инженерно-технических работников промышленных предприятий. Одним из направлений решения этой проблемы является оптимизация системы экологического образования в высшей школе.
Под индивидуальным экологическим сознанием мы понимаем совокупность представлений личности о взаимосвязях в природных и социальных системах, ценностей, перцептивно-аффективных реакций, оценок, приоритетных стратегий и технологий взаимодействия с окружающей средой, сложившуюся в ходе восприятия элементов общественного экологического сознания и приобретения индивидуального опыта. Одной из структур экологического сознания является отношение к
природе. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, являющиеся основоположниками экологической психопедагогики, полагают, что отношение к природе включает следующие компоненты: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступоч-ный. Данная структура соотносится со структурой так называемой «социальной установки», в которой практический и поступочный компоненты объединены в конативный. Другими словами, отношение личности к природе можно рассматривать как социальную установку.
А.А. Ильина отмечает, что на формирование социальной установки оказывают влияние родители, авторитетные личности, а также средства массовой информации [3, с. 584]. При этом автор указывает, что успешное изменение установок возможно путем систематического внушения и под гипнозом. По мнению В.А. Ясвина, существует возможность психокоррекции отдельных подструктур экологического сознания путем комплексного психологопедагогического воздействия [3, с. 162]. На наш взгляд, рациональным является разработка и внедрение в практику образования комплекса организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию социальных установок экологической направленности.
Традиционно, проблемы формирования установок в педагогике относятся к сфере воспитания, по нашему мнению, структура социальной установки определяет ее как образовательную. Когнитивный компонент установки может быть сформирован в процессе усвоения знаний, а также при условии обеспечения высокой познавательной активности студентов. Практический компонент может быть сформирован путем развития относящихся к данной установке умений и навыков. Перцептивно-аффективный и поступочный компоненты могут быть сформированы при организации специфической деятельности в контексте ее содержания и структуры. Обобщение этих положений позволяет определить содержание образования, направленного на формирование социальной установки, а также категории педагогики, которые могут быть использованы при обосновании организационно-педагогических условий формирования отдельных структурных компонентов социальной установки: когнитивного компонента социальной установки - «обучение»; практического - «развитие», перцептивно-аффективного и поступочного - «воспитание». Как следствие, в качестве показателей эффективности образовательного процесса при формировании этих компонентов могут использоваться: когнитивного - уровень приобретенных знаний; практического - освоения навыков и умений; перцептивно-аффективного и пос-тупочного - те или иные характеристики личности и особенности экологической культуры человека.
Таким образом, существует возможность разработки педагогических технологий, направленных на формирование той или иной установки.
На наш взгляд, одной из наиболее значимых структур экологического сознания является отношение к природе. Наиболее разработанной методологически является концепция субъективного отношения к природе, предложенная С.Д. Дерябо и
В. А. Ясвиным [2]. Поскольку данный термин не получил широкого распространения в педагогической науке, а также имеет некоторую негативную семантическую окрашенность, мы используем в качестве синонима термин “положительное отношение к природе”. С. Д. Дерябо и В.А. Ясвин отмечают, что выраженное отрицательное отношение к природе на практике встречается крайне редко и обычно связано с психическим нездоровьем индивида, когда же речь идет о низком уровне развития субъект-субъектного отношения к природе, рассматривается низкий уровень его «положительности».
В ходе философско-исторического анализа процесса развития установки на отношение к природе мы выделили следующие этапы: доцивилизацион-ный, рабовладельческого строя, феодально-теистический, индустриальный, формирования постиндустриального общества. Анализ этапов развития отношения к природе позволил осуществить педагогическую интерпретацию и уточнение структуры данной социальной установки при разработке организационно-педагогических условий ее формирования. В связи с этим мы прилагаем внести следующие уточнения в понимании структуры социальной установки на положительное отношение к природе. На наш взгляд, в когнитивном компоненте следует выделять элементы, относящиеся к концептуальному ядру, а также совокупность знаний природоведческого и экологического характера. Практический компонент можно разделить на технологии жизнеобеспечения, социокультурные и профессиональные технологии взаимодействия с природой. При подобном уточнении структуры положительного отношения к природе появляется возможность более рационального определения содержания образования в рамках разработки организационно-педагогических условий формирования установки на положительное отношение студентов к природе.
Наибольший интерес с точки зрения формирования положительного отношения к природе представляют студенты в возрасте 17-22 лет, поскольку, по мнению Ж. Годфруа, в этот период установки у них «кристаллизуются» и меняются потом с большим трудом. В ходе анализа практики экологического образования мы рассматривали как организационные формы, так и содержание экологического образования. Следует учитывать, что молодость -время овладения профессией, приобретения эконо-
мической ответственности, полное включение во все виды социальной и общественной жизни страны [1, с. 586]. Работа или вступление в профессию занимают первое место в жизни молодого человека. Для студенческой молодежи зависимое положение фазы юности продлевается более длительными сроками обучения, в связи с чем студенты могут отличаться от сверстников по уровню психологического, а также социокультурного развития. У них может долгое время сохраняться так называемый «мораторий» на построение жизненных и профессиональных планов. Наряду с этим, в 17-19 лет саморегуляция поведения сформирована еще не в полной мере, а в 19-20 наступает возраст бескорыстных жертв и самоотдачи, но и нередких отрицательных самопроявлений [7, с. 641].
Таким образом, при формировании социальной установки на положительное отношение к природе у студентов 1-2 курса необходимо проводить тренинги личностного роста, способствующие социальному развитию и саморазвитию личности. Еще одной особенностью является формирование специфических навыков, которые при реализации в повседневной жизни могут способствовать улучшению состояния окружающей природной среды. Суженный социальный опыт студентов младших курсов, на наш взгляд, необходимо расширять при помощи специальных эколого-ориентированных программ. Другими словами, эти программы должны способствовать формированию как практического, так и поступочного компонентов положительного отношения личности к природе.
Можно согласиться с мнением Р.А. Махабадаро-вой, что в целом содержание экологического образования (обучения) представляется как система научных знаний о единстве человека и природы, практических умений и технологий экологической деятельности и мировоззренческих, нравственноэтических идей, способствующих развитию положительного отношения к природе [4, с. 10]. Именно в этом контексте, на наш взгляд, должна осуществляться экологизация содержания образования на всех его ступенях, что является условием формирования положительного отношения обучаемых к природе.
Содержание экологического образования основано на изучении общих закономерностей, при этом фактический материал нередко подбирается без учета особенностей экорегиона, на территории которого проживают обучаемые. В результате, студенты и школьники больше знают об экологии сумчатых и природоохранных проблемах Австралии, чем о биоте и экологических особенностях своей местности. Обучаемые в этой ситуации не способны применить большую часть имеющихся знаний в повседневной жизни. Как мы отмечали ранее, ис-
пользование такой информации при формировании социальной установки может приводить к достаточно негативным последствиям.
На сегодняшний день основу экологического образования составляют федеральные и региональные программы по предмету «экология». За редким исключением отсутствуют общепризнанные учебные пособия по этому предмету для отдельных возрастных групп учащихся. Тем не менее существует большое разнообразие учебных пособий, которые с той или иной степенью эффективности позволяют простраивать учебные курсы в рамках системы непрерывного экологического образования. Доминирование традиционных методов преподавания экологии, на наш взгляд, может привести к появлению ряда негативных моментов. В частности, экология и экологическая информация начинают восприниматься как нечто навязанное извне.
Если коснуться сферы экологического образования, соответствующей формированию практического компонента положительного отношения к природе, на наш взгляд, интересным представляется подход Л.П. Симонова, который выделяет последовательное развитие следующих умений: соблюдение культуры поведения в природе; изучение и оценка изменений окружающей природной среды; практическая деятельность по ее улучшению; выполнение посильных трудовых операций по защите и улучшению природной среды. Эффективное формирование этих навыков невозможно без положительного отношения обучаемых к природе [6, с. 135].
В 70-80-е годы ХХ в. начинается внедрение в образовательную систему идей охраны природы. Наиболее активно этот процесс развернулся в вузах. Нельзя не отметить своеобразие «экологизации» высшего образования того периода, которое основывалось на антропоцентрическом подходе. В системе экологического образования высшей школы выделялись два направления: экологическое образование (аудиторные занятия) и экологическое воспитание (внеаудиторная работа). Другими словами, под экологическим образованием подразумевалось природоохранное обучение [5, с. 13]. В ряде вузов данная тенденция сохраняется до сих пор.
Волну экологизации образования, которая охватила нашу страну в 90-е годы, можно охарактеризовать как неоднозначное явление, как этап трансформации прежде всего общественного экологического сознания. Элементы кампанейщины и даже политической конъюнктуры были перемешаны с широким педагогическим поиском. Рациональное зерно в виде использования зарубежного опыта в ряде случаев подавлялось некритическим его насаждением, без тщательной работы по адаптации к отечественным условиям.
Как было отмечено ранее, в высшей школе традиционно принято разделять экологическое воспитание и образование. Н.С. Назарова отмечает, что если экологическое образование главным образом связанно с учебным процессом и воздействием на сферу рационального мышления студентов, что является основой формирования мировоззренческих взглядов, принципов, позиций, то экологическое воспитание, осуществляемое главным образом в разнообразных формах внеаудиторной работы, обращено преимущественно к эмоционально-чувственному миру личности и способствует формированию гуманистического мироощущения. Воздействие социальной информации, воспитательных усилий идет одновременно по двум каналам, на двух уровнях - рациональном и эмоциональном [5, с. 5]. Мы не можем согласиться с подходом данного автора, поскольку, на наш взгляд, экологическое образование включает экологическое воспитание как равноценную наряду с обучением и развитием задачу, а выбор используемых форм и методов остается за преподавателем.
На рубеже веков появляются новые программы по экологии для высшей школы. Одним из примеров является программа С.С. Тимофеевой и Ю.В. Шешу-ковой [8], которая, несмотря на некоторые недостатки, связанные с заимствованием материала из различных учебных пособий, представляет возможность подготовленному преподавателю читать курс, снабжает его диагностическим аппаратом и всем необходимым для разработки дидактических материалов. Основным недостатком подобных программ является чрезмерная, на наш взгляд, теоретизация и в то же время фрагментарность представленного материала.
Повышение уровня сформированности положительного отношения студентов к природе может
быть достигнуто через внедрение карьерно-деятельностной модели эколого-образовательного пространства, интеграцию институциональной и неинституциональной экологообразовательной практики, взаимодействие вуза и общественной организации. Формирование эколого-образователь-ного пространства позволяет не только осуществлять координацию реализуемых в его рамках программ и проектов, но и учитывать потребности обучаемых, а также предоставлять им свободу самоопределения при выборе степени интеграции в систему непрерывного экологического образования и просвещения, основывающемся на включенности в разнообразную учебную, профессиональную и социально-значимую деятельность.
Формирование положительного отношения студентов к природе осуществляется более эффективно при расширении в содержании эколого-об-разовательных программ регионального компонента, использовании практико-ориентированных методов обучения при их реализации, включении в комплекс программ массовых мотивационноконтрольных мероприятий. Моделирование образовательного пространства позволяет более целенаправленно и научно-обоснованно осуществлять проектирование и организацию образовательного процесса, направленного на формирование положительного отношения студентов к природе. Представление результатов прохождения студентами типовых образовательных практик с использованием методики «Многовекторная модель выпускника» позволяет оценить их эффективность и проектировать образовательный процесс с учетом востребованности специалистов с тем или иным уровнем сформированности положительного отношения к природе.
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1997.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996.
3. Ильина А.А. Психология. М., 1998.
4. Махабадарова Р.А. Педагогические основы реализации содержания экологического образования (на примере школы Агинского Бурятского автономного округа): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Уде, 2001.
5. Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов: Учеб.-метод. пособие. М., 1989.
6. Симонов Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заве-
дений. М., 2000.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д, 2001.
8. Тимофеева С.С., Шешукова Ю.В. Экология: Учебное пособие. Иркутск, 2001.