на основании чего был вынесен вердикт, что Лондон не имеет прав претендовать на названный транзитный коридор.
Подводя итоги, следует заметить, что амбиции Китая в случае их практической реализации несут серьезные угрозы для российской экономической безопасности. В скором времени Китай может стать конкурентом России, как и в области ледоколостроения, так и в области распределения природных ресурсов Севера. Интерес к российским месторождениям у Пекина обусловлен близостью их расположения к китайским границам. Учитывая то обстоятельство, что наибольшее количество полезных ископаемых в мире располагается в Арктике и российский арктический сектор наиболее крупный, Китай будет стремиться уменьшить влияние России в регионе и ограничить российский суверенитет над местной сырьевой базой.
Литература:
1. В будущие пять лет Китай планирует провести 5 антарктических и 3 арктических исследований // По материалам Агенства Синьхуа. М., 2011. [Электронный ресурс] URL: http:// russian.china.org.cn/news/txt/2011-09/28/content_23509893.htm (дата обращения: 16.01.2012)
2. Гамилльшег Х. Северный морской путь: новая арктическая стратегия // Официальный сервер Die Presse. М., 2010. [Электронный ресурс] URL: http://diepresse.com/home/politik/aussenpolitik/ 5 43 493/Nordpassage_Chinas-neue-ArktisStrategie?from =suche.intern.portal (дата обращения 16.01.2012)
3. Китай хочет самостоятельно построить полярный ледокол // Русская служба Агенства Синьхуа, Russian.news.cn. М., 2011. [Электронный ресурс] URL: http://russian.news.cn/science/2011-10/07/ c_131178101.htm (дата обращения: 16.01.2012)
4. Самсонов А. Китай готовится к «битве за Арктику». М, 2011. [Электронный ресурс] URL: http://istoriya-ru.ucoz.ru/blog/ kitaj_gotovitsja_k_quot_bitve_za_arktiku_quot/2011-10-04-187 (дата обращения 16.01.2012)
5. Сибли Р. Китай вступает в арктическое уравнение // Официальный сервер издания The Vancouver Sun. М., 2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.vancouversun.com/news/ China+enters+Arctic+equation/5625478/story.html (дата обращения: 16.01.2012)
6. Эксперт: Арктические стратегии северных стран имеют много общего. Сравнительный анализ // Официальный сервер ИА «Regnum». М., 2011. [Электронный ресурс] URL: www.regnum.ru/ news/polit/1405473.html (дата обращения: 16.01.2012).
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ
Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, ГБОУ «ИннАрт» Ломакин О.Е., д.э.н., ГБОУ «ИннАрт»
Показаны институциональные изменения в системе управления научно-техническим творчеством. Предложена модель управления инновационным развитием системы научно-технического творчества, адекватная динамике развития научно-технического прогресса. Описаны перспективы использования предложенной модели.
Ключевые слова:модель управления, инновационное развитие, научно-техническое творчество.
MODEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL
CREATIVITY OF YOUTH
Tebekin A., Doctor of Techniques, Doctor of Economics, professor, GBOU «InnArt» Lomakin O., Doctor of Economics, GBOU «InnArt»
Shows the institutional changes in the system of management of scientific and technical creativity. The suggested model, the management of innovation development of scientific and technical creativity, adequate dynamics of development of scientific and technical progress.Describes the prospects of the use of the proposed model.
Keywords: model of management, the development of innovative, scientific and technical creativity.
Процессы ускорения научно-технического прогресса неизменно смещают вектор развития общества в сферу экономики знаний и высоких технологий.
Ставка на эту сферу очень высока. Так согласно планам долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предполагается, что к 2020 году экономика знаний и высоких технологий станет одним из ведущих секторов национальной экономики, и, сравнявшись по вкладу в ВВП с вкладами нефтегазового и сырьевого секторов отечественной экономики, достигнет уровня 17-20% ВВП, и станет основой создания новой экономики1.
'Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
Процессы развития экономики знаний и высоких технологий направлены на повышение качества жизни, и базируются на производстве знаний, высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.
При всем многообразии инфраструктурных составляющих, определяющих процессы развития экономики знаний и высоких технологий (табл.1), в качестве базы развития этой сферы рассматривается, в первую очередь, развитие сферы профессионального образования (рис.1).
Говоря о развитии профессионального образования как одной из основных составляющих новой экономики, необходимо отметить, что система этих знаний должна быть адекватна содержанию
доминирующего пятого и нарождающегося шестого технологических укладов, основные характеристики которых приведены в табл.2.
Рассматривая представленные в табл.2 технологии как базу пятого и шестого технологического уклада, необходимо отметить, что они имеют научно-техническую основу. Это, с одной стороны.
С другой стороны, нельзя не сказать о том, в развитии нашего общества эпицентр научно-технической деятельности вообще и научно-технического творчества, в частности, постепенно смещается в сферу образования.
Если на рубеже веков (2000-й год) образовательные учреждения составляли всего 9% от числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки в стране, то по итогам 2012 года доля образовательных учреждений в этой сфере деятельности составляла уже 16%.
А это почти шестая часть всех организаций, начиная от НИИ и КБ, и заканчивая проектными организациями и опытными заводами.
В перспективе ожидается дальнейший рост доли образовательных учреждений в развитии научно-технической деятельности, что по новому ставит задачи развития научно-технического творчества детей и молодежи в системе образования.
Таким образом, дальнейшее сближение и взаимопроникновение образования и научно-технической деятельности требует адекватной трансформации системы образования, в первую очередь в части научно-технического творчества детейи молодежи
Поддержка научно-технического творчества молодежи в системе
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №1 2014 j 101
Таблица 1. Характеристики инфраструктурных составляющих, определяющих процессы развития экономики знаний и высоких технологий
№ Составляющая инфраструктуры Характеристика составляющей
1 Государственные институты, реализующие обеспечение высокого качества жизни Степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени, качество здоровья, продолжительность жизни, качество окружающей среды, качество питания, уровень бытового комфорта, социальное окружение, степень удовлетворённости культурных и духовных потребностей, психологический комфорт
2 Высококачественное образование Целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся конституцией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), обусловленных требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также характером общественных отношений.
3 Эффективная фундаментальная наука Область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений и поиск закономерностей, определяющих содержание, форму, структуру строения и свойства протекающих процессов, служащая расширению теоретических, концептуальных представлений об исследуемых объектах и их преобразованиях во всех проявлениях, охватывающих интеллектуальные, социальные и духовные сферы.
4 Эффективный научно-технический венчурный бизнес Рисковый научно-технический или технологический бизнес, являющийся производным от фундаментальной и прикладной науки, проявление которогообусловлено требованиями экономического развития в качестве недостающего звена между наукой и производством.
5 Высококачественный человеческий капитал Пересчитанная в денежный эквивалент совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
6 Производственный комплекс создания знаний и высоких технологий Совокупность взаимосвязанных производств наиболее новых и прогрессивных технологий и соответствующей им техники как важнейшего звена научно-технического прогресса, включая технологии наукоёмких отраслей промышленности и социальные технологии, в том числе технологии распространения информации, технологии совместной работы, обучения и т.д.
7 Составляющие информационного общества Совокупность условий для развития общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, включая ее высшую форму — знания, обеспечивающих: - увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в социально-экономическом развитии общества; - рост числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их вклада в валовый внутренний продукт; - рост информатизации общества с использованием телекоммуникационных систем, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; - развитие глобального информационного пространства, характеризующегося обеспечением;эффективного информационного взаимодействия людей; доступа все болыиегочисла людей к мировым информационным ресурсам; удовлетворение потребностей человека в информационных продуктах и услугах; - развитие информационной экономики и электронной социальной среды
Рис.1. Основные составляющие создания и развития экономики знаний и высоких технологий.
образования осуществляется посредством перехода от схемы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимой для создания инновационной социально ориентированной экономики схемы непрерывного индивидуализированного образования.
Развитие научно-технического творчества молодежи в рамках системы образованиянеразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой и ориентировано на формирование творческой социально ответственной личности в рамках систем специализированного дополнительного образования.
Пример дорожной картыразвития научно-технического творчества молодежи (НТТМ), реализуемой в рамках программы «Столичное образование» Московским центром инноваций и научно-технического творчества (ГБОУ «ИннАрт») приведен на рис.1.
Многоуровневая модель продвижения развития НТТМ в системе специализированного дополнительного образования, реализуемая в рамках проектного подхода предполагает осуществление многозвенных процессов развития научно-технического творчества в цепочке «идея - модель - проект - малое инновационное предприятие» (рис.2).
Каждый из представленных на рис.2 этапов развития НТТМ сопровождается созданием в рамках системы поддержки научно-технического творчества молодежи баз данных результатов научно-технического творчества. Это дает возможность внешним пользователям получить полезную информацию для развития научно-технической деятельности.
Начальные звенья цепочки продвижения проектов детей и молодежи в научно-технической сфере в системе специализированного дополнительного образования (рис.2) связаны с выходом на масштабные проекты, например, проект «Национальная технологическая платформа «Инфраструктура детства».
102 ТЯАШРОЯТ БШШБББ Ш ЯШ81А | №1 2014
Таблица 2. Основные характеристики пятого и нарождающегося шестого технологических укладов
№ Уклад Пятый Шестой
1 Название Эпоха компьютеров и телекоммуникаций Эпоха нанотехнологий
2 Период доминирования2 1970-2020-е годы 2020-2070-е годы
3 Основополагающие научные достижения Достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. п. Нано- и биотехнологии, наноэнергетика, молекулярная, клеточная и ядерная технологии, нанобиотехнологии, биомиметика, нанобионика, нанотроника и другие наноразмерные производства; новые медицина, бытовая техника, виды транспорта и коммуникаций, использование стволовых клеток, инженерия живых тканей и органов, восстановительная хирургия и медицина.
4 Ядро технологического уклада электронная промышленность, вычислительная техника, оптиковолоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные технологии Наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, нанобиотехнология, наносистемная техника.
5 Основные энергетические технологии Технологии атомной энергетики Технологии на базе наноэнергетики
6 Ключевой фактор Микроэлектронные компоненты Нанотехнологии, клеточные технологии
7 Организационно- экономические изменения Переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций Масштабная организационно-экономическая трансформация, характеризующая последствия третьей профессиональной революции: переворот пирамиды, с традиционными организациями массовых профессий «внизу» и инновационными организациями незначительного числа свободных профессионалов «вверху» на 180 градусов.
8 Преимущества Повышение гибкости производства, адекватное росту индивидуализации производства и потребления Качественное снижение энергоёмкости и материалоёмкости производства, конструирование материалов и организмов с заранее заданными свойствами
Заключительные звенья цепочки продвижения проектов детей и молодежи в научно-технической сфере в системе специализированного дополнительного образования (рис.2) связаны с выходом на реестр инновационной продукции, созданной учащимися системы столичного образования.
Организационно-информационное сопровождение процессов развития столичной системы поддержки НТТМ в рамках программы «Столичное образование» (рис.3) предусматривает реализацию частно-государственного партнерства с участием педагогов-инно-ваторов, бизнес-структур и структур власти при инфраструктурной поддержке организаций Департамента образования г. Москвы.
Главный ресурс развития научно-технического творчества детей и молодежи - это инновационный уклад образовательного учреждения, который формирует инновационные качества учащихся, воспитывает у них созидательное отношение, желание и умение вносить свой вклад в конкурентоспособность своего района, города, страны.
Преимущества предлагаемого подхода к развитию системы поддержки НТТМ в рамках систем специализированного дополнительного образования заключаются в следующем:
- преемственность этапов развития научно-технического творчества детей и молодежи;
- ориентированность системы поддержки НТТМ на реальный сектор экономики;
- сфокусированность преподавателей и педагогов системы дополнительного образования на развитие научно-технического творчества;
- максимизация соотношения качества и цены педагогических кадров, специализирующихся на развитии научно-технического творчества в системе дополнительного образования;
- формирование банка данных результатов научно-технического творчества как элемента экономики знаний и высоких технологий.
Эффективность функционирования предлагаемой модели специализированного дополнительного непрерывного образования в сфере научно-технического творчества молодежи, при безусловном обновлении технологий ее реализации, в наибольшей степени будет способствовать осуществлению третьей профессиональной революции. Эта революция, направленная на переворот привычной
Московский городской конкурс учащихся - «Я изобретатель»
ч>
Международная олимпиада старшеклассников по интеллектуальной собственности
'о
Всероссийский конкурс НТТМ
Федеральная Программа У.М.Н.И.К. - «Участник молодежного научно-инновационного конкурса»
Рис.1. Пример дорожной картыразвития научно-технического творчества молодежи.
ТЯАШРОЯТ ВиБШБББ Ш ЯиББТА | №1 2014 | 103
Рис.2. Многоуровневая модель продвижения развития НТТМ в системе специализированного дополнительного образования,
реализуемая в рамках проектного подхода.
Педагоги-инноваторы
Активность лидеров образовательных
учреждении в сфере НТТМ
Опыт действующих
компании и
предприятии в сфере
Образования и НТТМ
Политика города и
РФ в научно
технической сфере
Проекты НТТМ в
системе столичного доп. образования
ГОРОДСКОЙ РЕСУРСНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР (ГРИЦ)
В СТРУКТУРЕ ГБОУ «ИннАрт»
1. Заказ и ресурсы на разработку инновационных проектов: - перечень перспективной инновационной продукции;
- реализация ФИП «Современная школа», МОСТ, СТАРТ,
техплатформа «Инфраструкту ра детства» и
ДР-
2.Комплекс мер по организационной, информационной и др. поддержке проектов.
1. Формирование функц. требований по гос. закупкам иннопродукции
в сфере доп. образования.
2. Тиражирование иннопродукции
в сфере доп. Образования в Москве и регионах РФ
Городская целевая программа «Столичное образование 2012-2016 гг.» Концепция научно-исследовательской деятельности в сфере образования 2012-2016,
внебюджетные источники
Рис.3. Схема организационно-информационного сопровождения процессов развития столичной системы поддержки НТТМ в рамках
программы «Столичное образование».
104 ТЯАШРОЯТ БиЗШЕББ Ш ЯШБТА | №1 2014 |
пирамиды хозяйствующих субъектов, с многочисленными традиционными организациями массовых профессий «внизу» и незначительным числом инновационных организаций свободных профессионалов «вверху», на 180 градусов, в конечном итоге и должна привести кдостижению доминанты экономики знаний и высоких технологий.
Литература:
1. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014.
2. Новиков Д. А., Иващенко А. А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. - М.:
ЛЕНАНД, 2006.
3. Жиркова З. Стратегия управления развитием региональной системы образования методом инновационного проектирования. -М.: ACADEMIA, 2011.
4. Жихарев К.Л. Проектное управление развитием региональной инновационной системы. - М.: Оникс, 2009.
5. Зинов В.Г., Лебедева Т.Я., Цыганов С.А. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами. - М.: АНХ, 2009.
Рис.3. Схема организационно-информационного сопровождения процессов развития столичной системы поддержки НТТМ в рамках программы «Столичное образование»
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИИ ПРОГРЕСС КАК ОБЪЕКТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И
ПЛАНИРОВАНИЯ
Дахкильгов И.Б., бакалавр факультета «Государственное и муниципальное управление», ФГОБУВПО «Финансовый университет
при Правительстве РФ», e-mail: [email protected] Кодолов И.В., бакалавр факультета «Государственное и муниципальное управление», ФГОБУВПО «Финансовый университет при
Правительстве РФ», e-mail: [email protected] ЩукинИ.А., студент факультета «Государственное и муниципальное управление», ФГОБУВПО «Финансовый университет при
Правительстве РФ», e-mail: [email protected]
Охарактеризованы основные предпосылки и факторы превращения науки в производительную силу Рассмотрены способы и методы прогнозирования и планирования на каждой стадии инновационного цикла.
Определены наиболее распространённые и оптимальные методы прогнозирования и планирования научно-технического прогресса.
Ключевые слова: научно-технический прогресс, научно-техническая революция, инновации, прогнозирование, планирование.
SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS AS THE OBJECT OF FORECASTING AND PLANNING
Dakhkilgov I., bachelor of Public and municipal administration faculty, Financial University under the Government of the Russian
Federation, e-mail: [email protected] Kodolov I., bachelor of Public and municipal administration faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation,
e-mail: [email protected] Shukin I., student of Public and municipal administration faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation,
e-mail: [email protected]
Describes the main assumptions and factors that science becomes a productive force.The ways and methods offorecasting and planning at every stage of the innovation cycle.
Identified the most common and the best methods of forecasting and planning of scientific and technical progress.
Keywords: scientific and technical progress, scientific and technological revolution, innovation, forecasting, planning.
Цивилизация XXI в. основана на знаниях - это положение ста- ции и управления производством. новится общепризнанным. Это означает, что базой любого вида В области прогнозирования и планирования научно-техничес-
деятельности становятся научно технические достижения — резуль- кого прогресса весьма значителен опыт таких стран, как Соединён-
таты фундаментальных и прикладных исследований, изобретатель- ные Штаты Америки и Япония.
ской деятельности, опытно-конструкторских работ. Но прираще- Под научно-техническим прогрессом следует понимать непрение само по себе знания не принесёт экономического или иного рывный процесс количественного роста и качественного совершен-эффекта, если оно не будет воплощено — с помощью инноваций и ствования всех элементов общественного производства — как ве-инвестиций — в принципиально новые или усовершенствованные щественно-материальных, объективных (средств труда и предме-системы машин, технологические процессы, новые источники энер- тов труда), так и субъективных (работников производства), а также гии и т.д. Поэтому прогнозирование, стратегическое планирование совершенствование методов их соединения в процессе производи программирование должны охватывать всю цепочку от возник- ства на базе новейших достижений науки и техники.2 новения новой научной идеи, её оформления в изобретение до воп- Этот процесс находит свое выражение в создании новой и со-лощения в новых моделях техники и модификациях технологии, вершенствовании действующей техники и технологии; росте меха-более эффективных поколениях техники и технологий, опираясь низации и автоматизации производства; создании и использовании на познание и умелое использование закономерностей научно-тех- новых видов сырья, топлива, энергии и материалов; освоении но-нического и инновационного развития. вой и совершенствовании ранее выпускаемой продукции, повыше-
Поступательное развитие национальной экономики любой стра- нии ее качества; научной организации труда и управления произ-ны мира, рост её эффективности и благосостояния населения в зна- водством; росте квалификационного и образовательного уровня чительной степени предопределяются во всех сферах жизнедеятель- занятых в народном хозяйстве, изменении квалификационной и ности общества достижения научно-технического прогресса.'На- отраслевой структуры производства и занятости и т. д. учно-технический прогресс (далее НТП)—это непрерывный и слож- Основу НТП составляют научные знания — фундаментальные ный процесс открытия и использования новых знаний и достиже- и прикладные исследования и разработки, направленные на познаний в хозяйственной жизни. В результате НТП происходит разви- ние законов природы и общества и лежащие в основе создания но-тие и совершенствование всех элементов производительных сил: вой и совершенствования уже применяемой техники.3 Нынешний средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организа- этап НТП получил название научно-технической революции (НТР).
1 Бутова Т.В., Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе. Москва, 2007, с. 3-17
2 Прогнозирование и планирование в условиях рынка. // под ред. Морозовой Т.Г., Пикулькина А.В. 2009
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2014 | 105