Научная статья на тему 'Концепция инновационного развития непрерывного образования'

Концепция инновационного развития непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONCEPT / INNOVATIVE DEVELOPMENT / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тебекин А.В., Ломакин О.Е.

Рассмотрены вызовы и актуальные проблемы развития дополнительного образования в современном обществе. Описаны миссия, цели и задачи развития непрерывного дополнительного образования, положенные в основу Концепции инновационного развития непрерывного дополнительного образования Московского центра инноваций и научно-технического творчества (ГБОУ ИннАрт).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тебекин А.В., Ломакин О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CONTINUING EDUCATION

The challenges and actual problems of development of supplementary education in the modern society. Describes the mission, goals and objectives of the continuous development of additional education, underlying the Concept of innovative development of the continuous further education of the Moscow centre of innovations and scientific-technical creativity.

Текст научной работы на тему «Концепция инновационного развития непрерывного образования»

КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, ГБОУ «ИннАрт» Ломакин О.Е., д.э.н., ГБОУ «ИннАрт»

Рассмотрены вызовы и актуальные проблемы развития дополнительного образования в современном обществе. Описаны миссия, цели и задачи развития непрерывного дополнительного образования, положенные в основу Концепции инновационного развития непрерывного дополнительного образования Московского центра инноваций и научно-технического творчества (ГБОУ ИннАрт).

Ключевые слова: Концепция, инновационное развитие, непрерывное образование.

THE CONCEPT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CONTINUING EDUCATION

Tebekin A., Doctor of Techniques, Doctor of Economics, InnArt, FSOU Lomakin O., Doctor of Economics, InnArt, FSOU

The challenges and actual problems of development of supplementary education in the modern society. Describes the mission, goals and objectives of the continuous development of additional education, underlying the Concept of innovative development of the continuous further education of the Moscow centre of innovations and scientific-technical creativity.

Keywords: Concept, innovative development, continuous education.

При переходе России от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу нарастают потребности в дополнительном непрерывном образования человека, его социализации и саморазвитии через расширение возможностей дополнительного образования подрастающих поколений.

Все более остро в условиях информатизации и социализации общества осознается необходимость развития дополнительного образования, как формы, наиболее полно обеспечивающей право человека на всестороннее развитие и свободный выбор интересующих видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

В эпоху информатизации появляется не только потребность, но и реальная возможность повышения ценностного статуса дополнительного непрерывного образования как уникальной и конкурентоспособной отечественной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности, а через него роста инновационного потенциала государства и общества.

Ключевая социокультурная роль непрерывного дополнительного образования заключается в том, что оно превращает творчество и самотворчество детской и подростковой субкультуры в ключевое звено эффективного развития всего общества, а не отдельных обособленных организационно-управленческих институций: дошкольного образования, общего образования, начального и среднего профессионального образования, высшего и непрерывного профессионального образования.

Дополнительное образование по своей сути представляет особое движение личности «поверх барьеров», которые человек выбирает сам, чтобы делать самого себя, заниматься постоянным совершенствованием.

Особая миссия дополнительного образования и возможности изменения ценностного статуса дополнительного образования позволяют на современном этапе осуществлять реализацию по отношению к дополнительному образованию государственной политики, заложенной в Указах Президента Российской Федерации, Распоряжениях Правительства и Государственных программах развития образования, отвечая вызовы развития современного общества.

На воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду, превращение дополнительного образования личности в системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства, и направлен предлагаемый проект Концепции развития непрерывного дополнительного образования детей, подростков и молодежи ГБОУ «ИннАрт».

Сфера дополнительного образования в России по-своему уникальна. С одной стороны, практически нигде в мире нет аналогичных по масштабу систем государственного финансирования дополнительного образования. С другой стороны, в отличие от дошкольного и общего образования в законодательстве не закре-

плены государственные гарантии общедоступности и бесплатности дополнительного образования. В этих условиях образовательные учреждения дополнительного образования стоят перед дилеммой выбора состава и рационального сочетания бесплатных и платных услуг дополнительного образования. Решение этой задачи связано с вопросами доступности услуг дополнительного образования, качества используемой ресурсной базы учреждений ДО, уровня оплаты труда преподавателей ДОД.

Проблемы эффективного развития дополнительного образования осложняются отсутствием согласованной образовательной политики в этой сфере, что снижает эффективность использования ресурсов сферы дополнительного образования и бюджетных инвестиций в нее.

Существующая схема статистического учета детей, подростков и молодежи, занятых в системе дополнительного образования также не обеспечивает объективной информации о составе программ ДО и охвате ими учащихся. Это в свою очередь ограничивает возможности рационального бюджетного планирования и проектирования сети развития дополнительного образования.

Медленными темпами протекают процессы развития и обновления содержания программ дополнительного образования. При этом в программах ДО в недостаточной степени учитываются изменения потребностей и интересов общества, вызовов обновления технологических укладов, процессов трансформации детства.

Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов жесткой регламентации и контроля объемов, содержания и качества предоставляемых образовательных услуг, аналогичных действующим в общем образовании, с одной стороны, обеспечивает гибкость, вариативность и возможность внедрения инноваций в этой сфере. С другой стороны, по этом же причинам неизбежно возникают риски предоставления услуг низкого качества, неэффективного расходования бюджетных ассигнований, недостаточной активности процессов развития передового опыта ДО. Все это требует экспериментальной апробации программ ДО.

Формирование государственных заданий на услуги дополнительного образования осуществляется в значительной степени произвольно без учета приоритетов развития страны, изучения социального заказа и удовлетворенности потребителей. Отсутствие механизмов мотивации процессов развития дополнительного образования не стимулирует обновление линейки образовательных программ и повышение качества услуг.

Следствием перечисленных факторов является усиление разрыва между содержанием дополнительного образования, с одной стороны, и интересами детей, государства, современными технологиями, с другой стороны.

Накопленный отечественными учреждениями ДО потенциал дополнительного образования детей, подростков и молодежи, недостаточно используется в работе по профессиональному самоопределению и профессиональной подготовке перечисленных категорий учащихся.

Здания учреждений дополнительного образования нуждаются в ремонте. Система дополнительного образования испытывает острый дефицит в современном оборудовании (особенно учреждения ДО научно-технического творчества детей и молодежи) и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной современной связью. Наличие этого дефицита препятствует реализации современных программ дополнительного образования, требующих развитого материально-технического обеспечения (конструирование, моделирование, робототехника и др.).

Относительно низкий уровень заработной платы стал причиной не только оттока квалифицированных кадров и демотивации педагогов ДО, но и преградой для притока в сектор ДОД молодых талантливых специалистов.

Расширение рынка платных услуг дополнительного образования и развитие негосударственного сектора, с одной стороны отвечают интересам граждан и способствуют привлечению в эту сферу дополнительных инвестиций. Однако, с другой стороны, они не только создают риски усиления образовательного неравенства между группами с различным уровнем дохода, но и снижают общий уровень качества услуг. Не секрет, что в интересах роста коммерческой эффективности деятельности, учреждения дополнительного образования негосударственного сектора экономят на выполнении требований к условиям реализации программ ДО (к помещениям, кадрам и т.д.) в результате чего значительная часть этих организаций не получает лицензию и действует в «теневом» секторе.

Следует признать, что созданная в советский период система дополнительного образования в XX века была достаточно эффективной и была направлена на формирование личностных качеств и картины мира, освоение сфер деятельности, соответствующих актуальным задачам промышленного и социокультурного развития страны.

В современном постиндустриальном обществе актуальные тенденции развития профессий и рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости обновления и расширения спектра программ дополнительного образования. Однако исследования в этой сфере, сопоставимые по своему уровню с исследованиями направлений развития ДО советского периода, в настоящее время не ведутся.

Исходя из вызовов и актуальных проблем развития дополнительного образования в современном обществе и требований стратегических документов развития дополнительного образования в Российской Федерации и городе Москве, миссия ГБОУ ИннАрт в повышении ценностного статуса дополнительного образования определяется исходя из необходимости укрепления относительно слабых звеньев в системе воспроизводства знаний в сфере дополнительного образования.

Миссия ГБОУ ИннАрт в повышении ценностного статуса дополнительного образования включает:

■ интеграцию науки, образования и бизнеса для создания среды дополнительного образования, обеспечивающей приоритетные для модернизации экономики страны отрасли новым поколением высококвалифицированных специалистов, способных к активной инновационной деятельности1 с использованием современных технологий и оборудования;

■ создание системы профессионального отбора и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи по направлениям дополнительного образования. Увеличение количества детских и молодежных научно-технических, инженерных, творческих проектов, конкурентоспособных на российском и международном уровнях;

■ популяризацию в молодежной среде достижений современной науки и наукоемких технологий, пропаганда инновационной, научной и инженерно-технической и иной творческой деятельности через систему дополнительного образования. Создание интегрированного пространства дополнительного образования детей, подростков и молодежи (включая инженерное образования, научно-техническое творчество и т.д.).

Составляющие миссии ГБОУ ИннАрт в повышении ценностного статуса дополнительного образования по этапам цепочки воспроизводства знаний представлены в табл.1.

Следуя целям предоставления условий и обеспечения возможностей для развития и реализации потенциала дополнительного образования, повышения технологической грамотности обучающихся, а также повышения компетентности педагогов системы столичного образования в сфере науки, техники и технологий, и исходя из задач и приоритетов Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие столичного образования» («Столичное образование») и других программных документов развития дополнительного образования, ГБОУ ИннАрт в качестве основных целей рассматривает:

предоставление услуг дополнительного образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий) в сфере научно-технического творчества на основе модель управления инновационным развитием системы научно-технического творчества2;

■ апробацию и отработку перспективных направлений, форм и способов (технологий) развития ДО в рамках «испытательного полигона» перспективных образовательных программ ГБОУ ИннАрт в интересах их последующего внедрения в практику деятельности образовательных учреждений г. Москвы;

■ организацию и проведения в рамках мероприятий «испытательного полигона» перспективных образовательных программ городских массовых мероприятий различной направленности (в т.ч. официальных городских соревнований, фестивалей, конкурсов, выездных мероприятий различной направленности (тематические творческие смены, экскурсии, выездные семинары и т.д.) в соот-

Таблица 1. Составляющие миссии ГБОУ ИннАрт в повышении ценностного статуса дополнительного образования по этапам цепочки воспроизводства знаний

№ Этап воспроизводства знаний Миссия ГБОУ «ИннАрт»

1 Идея развития ДО Маркетинг процессов реализации программ дополнительного образования в образовательных учреждениях г. Москвы, субъектов Российской Федерации, зарубежных стран, и изучение передового опыта развития ДО

2 Научные исследования направлений, форм и способов (технологий) развития ДО Разработка рекомендаций по развитию перспективных направлений, форм и способов (технологий) развития ДО на основе изучения передового опыта развития ДО в образовательных учреждениях в отечественной и мировой практике

3 Апробация перспективных направлений, форм и способов (технологий) развития ДО Выполнение функции «испытательного полигона» для апробации и отработки перспективных направлений, форм и способов (технологий) развития ДО в интересах их последующего внедрения в практику деятельности образовательных учреждений г. Москвы

4 Нормативное закрепление требований к новым направлениям, формам и способам (технологиям) ДО Выработка рекомендаций по нормативному закреплению требований к новым, перспективным направлениям, формам и способам (технологиям) ДО исходя из опыта функционирования «испытательного полигона» программ дополнительного образования ГБОУ «ИннАрт»

5 Тиражирование новых направлений, форм и способов (технологий) ДО Передача передового опыта и консалтинг развития перспективных направлений, форм и способов (технологий) ДО, полученного на «испытательном полигоне» ГБОУ «ИннАрт» при их тиражировании в образовательных учреждениях г. Москвы

6 Оценка качества внедрения новых направлений, форм и способов (технологий) ДО Разработка рекомендаций по учету особенностей новых направлений, форм и способов (технологий) ДО при оценке качества их внедрения в образовательных учреждениях г. Москвы и последующем управлении качеством ДО

1 Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014.

2 Тебекин А.В., Ломакин О.Е. Модель управления инновационным развитием системы научно-технического творчества.// Транспортное дело России, №1, 2014.

ветствии с утвержденным планом мероприятий дополнительного образования;

■ организационно-информационное обеспечение процессов развития инновационной деятельности в образовательных учреждениях г. Москвы, включая организационно-информационную поддержку деятельности инновационной инфраструктуры системы ДОгМ и Совета по развитию инновационной деятельности в системе образования города Москвы, поддержку инновационных проектов педагогов, детей, подростков и молодежи системы образования г. Москвы;

■ реализация мероприятий, отвечающих миссии проекта WorldSkills Kids, включая: создание эффективной профориента-ционной модели для школьников и их родителей; популяризацию среди школьников и их родителей востребованных специальностей; создание международной системы стандартов и мотивации для школьников средних и старших классов.

Исходя из указанных целей предоставления услуг дополнительного образования, ГБОУ Московский центр инноваций и научно-технического творчества реализует образовательные программы дополнительного образования в интересах творческого развития детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет путем решения следующих задач:

- развитие у обучающихся мышления, творческих способностей, познания мира техники, знакомства с художественной обработкой материалов;

- обеспечение опережающего развития компетенций на основе обучения детей, подростков и молодежи знаниям и практическим навыкам их применения, компетенциям - востребованным в горизонте три/пять/семь лет в соответствии с атласом новых профессий;

- обеспечение усвоения детьми системы общетехнических понятий, овладения навыками работы с инструментами ручного труда, обучения правилам техники безопасности;

- обеспечение усвоения детьми перспективных IT-компетенций: робототехника, мехатроника, программирование, нано-технологии, системы протетиприрования, формирование у обучаемых информационной культуры;

- развитие у детей на основе самостоятельной работе способности к творчеству, самостоятельного поиска оригинальных решений поставленных задач на основе выполнения творческих заданий с изменяющимся уровнем сложности на каждом этапе обучения;

- раскрытие у детей потенциала развития личностного творческого роста, обучение художественному видению окружающего нас мира и передачи его в своих художественных произведениях.

Задачи апробации и отработки перспективных направлений, форм и способов (технологий) развития ДО в рамках «испытательного полигона» перспективных образовательных программ

Для достижения цели апробации и отработки перспективных направлений, форм и способов (технологий) развития ДО в рамках объединенного «испытательного полигона» перспективных образовательных программ ДО (ОИППДО) ГБОУ ИннАрт решаются задачи практического применения концепции непрерывного развития перспективных направлений, форм и способов (технологий) дополнительного образования. При реализации этой концепции в обучение и практику оказываются вовлеченными возрастные группы с различным уровнем подготовки: школьники средних и старших классов, студенты колледжей, а также студенты и аспиранты московских вузов.

Занятия в рамках объединенного «испытательного полигона» дают новый взгляд на целый спектр направлений, форм и способов (технологий) дополнительного образования, не только обучающимся, но и педагогам, позволяя на практике выделить наиболее перспективные и эффективные из них.

Важной особенностью функционирования ОИППДО является тот факт, что используемые в ходе занятий технологии и изучаемые дисциплины являются взаимосвязанными. Так, например, построение работающей модели робота непременно включает в себя на разных этапах, как изготовление сложных электронных плат, так и компьютерное моделирование элементов сложного мехатронного устройства с последующим воспроизведением части из них на 3D-принтере или при помощи станка лазерной резки.

В лабораториях объединенного «испытательного полигона» обучающиеся в ходе реализации творческих проектов проходят всю цепочку от концептуальной идеи до ее практического воплощения. Научно-практическое обучение в экспериментальных лабораториях ГБОУ ИннАрт позволяет решить целый ряд задач. Такими задачами

являются привлечение и стимулирование участников проекта к творческой деятельности в сфере науки, техники, технологий, творчества и непосредственное применение на практике теоретических знаний по многим областям науки и техники, охватывающим целый спектр разделов механики, электроники, схемо- и робототехники (в том числе мобильной робототехники), автоматики, мехатроники, прототипирования и т.д. Использование этих знаний и участие в различных форматах соревнований дает детям, подросткам и молодежи города бесценный опыт планирования своей научно-технической и творческой деятельности при решении конкретных практических научно-технических и творческих задач.

На базе объединенного «испытательного полигона» ГБОУ Ин-нАрт реализуется подготовка к участию обучающихся города и их команд в соревнованиях по направлениям научно-технического творчества городского, всероссийского и международного уровня. Специалисты ГБОУ ИннАрт реализуют комплексное организационно-методическое и информационное сопровождение образовательной деятельности по направлению научно-технического творчества образовательных учреждений города Москвы.

Развитие на базе объединенного «испытательного полигона» системы непрерывного дополнительного образования позволит сформировать критическую массу молодых людей, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы, воспитать новое поколение исследователей, разработчиков и рабочих для высокотехнологических отраслей, а также привлечь молодёжь города в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повысить престиж научно-технических и творческих профессий - от рабочих до инженеров и от изобретателей до инноваторов.

Задачами данного направления деятельности Центра «ИннАрт» являются:

■ разработка, апробация и внедрение в столичном образовании моделей и методик комплексной технологической поддержки естественнонаучного, инженерно-технологического и гуманитарного образования.

■ разработка, апробация и внедрение программ популяризации в молодежной среде достижений современной науки и наукоемких технологий, пропаганда инновационной, научной и инженерно-технической деятельности.

■ координация и развитие сетевого взаимодействия создаваемых в административных округах центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) и центров технической поддержки образования (ЦТПО) между субъектами малого предпринимательства, ВУЗами и образовательными организациями системы столичного образования;

■ развитие частно-государственного партнерства и межведомственного взаимодействия для реализации программ поддержки инновационного творчества и предпринимательских инициатив детей и молодежи.

■ создание и поддержка в городе Москве интегрированного пространства инженерного образования, научно-технического и гуманитарного творчества молодежи.

Задачи, направленные на организацию и проведение в рамках мероприятий «испытательного полигона» перспективных образовательных программ городских массовых мероприятий различной направленности

Среди задач ГБОУ ИннАрт по организации и проведению городских массовых мероприятий различной направленности (в т.ч. официальных городских соревнований, фестивалей, конкурсов, выездных мероприятий различной направленности (тематические творческие смены, экскурсии, выездные семинары и т.д.) в соответствии с утвержденным планом мероприятий дополнительного образования выделяются:

- проведение городских конкурсов по судомоделированию и авиамоделированию;

- проведение городских соревнований по робототехнике в направлении Международных состязаний роботов;

- проведение городских соревнований по робототехнике в направлении Всемирной робототехнической олимпиады;

- организация и проведение тематических мероприятий, посвященных государственным праздникам;

- проведение городских конкурсов инженерно-технических проектов детей и молодежи до 18 лет "Я - изобретатель";

- проведение городских конкурсов команд по предпринимательству и изобретательству "От идеи к проекту";

- организация и проведение профориентационных экскурсий в учебные и промышленные лаборатории по направлениям современных технологий;

- организация и проведение городского конкурса по интеллектуальной собственности для детей и молодежи до 18 лет;

- организация и проведение выездных тематических летних смен по направлениям научно-технического творчества.

Задачи по организационно-информационному обеспечению процессов развития инновационной деятельности в образовательных учреждениях г. Москвы

Задачи ГБОУ ИннАрт по организационно-информационному обеспечению процессов развития инновационной деятельности в образовательных учреждениях г. Москвы включают:

■ организацию информационной, консультационной и консалтинговой поддержки инновационных площадок системы образования г. Москвы;

■ организацию и проведение мероприятий по формированию единой информационной среды по обмену ресурсами инновационной деятельности, реализуемой городскими ресурсным инновационным центром по схеме открытого инновационного пространства, обеспечивающего кумулятивное наращивание инновационного потенциала учреждений ДОгМ;

■ формирование и реализация эффективных моделей экспертно-консалтингового сопровождения детских, подростковых и молодежных инновационных проектов по направлениям дополнительного образования.

Содержание принципов непрерывного дополнительного образования, реализуемых ГБОУ ИннАрт, определяется приоритетными направлениями развития сферы дополнительного образования детей, подростков и молодежи в качестве которых выступают:

■ Партнёрство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей; межведомственная и межуровневая кооперация, консолидация и интеграция ресурсов.

■ Развитие сферы дополнительного образования как основной системы профессиональной ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства.

■ Развитие у детей, подростков и молодежи проектного мышления как способности к генерации идеи, трансляции ее в общество, формирования команды проекта, реализации проекта в материале, тиражирования идеи;

■ Развитие сферы дополнительного образования подростков и молодежи как составляющей национальной системы подготовки к службе в рядах вооруженных сил.

Реализация Концепции развития дополнительного образования ГБОУ ИннАрт обеспечит:

Для обучающихся и их родителей:

• расширение спектра направлений развития системы ДО в столичном образовании, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики города и страны;

• создание условий для развития форм востребованного интеллектуального и практико-ориентированного досуга детей и молодежи;

• реализация образовательными учреждениями системы ДО современных программ, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для жизни и работы в инновационной экономике;

• обеспечение информационной прозрачности системы ДО в столичном образовании и широкая доступность всех образовательных программ ДО;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• территориальная доступность ДО во всех округах и районах города.

Для системы столичного образования:

• формирование многоуровневой системы ДО в столичном образовании, обеспечивающей удовлетворение разнообразных и высоких требований к образовательным услугам дополнительного образования;

• увеличение доли обучающихся образовательных учреждений города Москвы, которые принимают участие в образовательных программах ДО;

• формирование позитивного отношения общества к системе ДО в столичном образовании, и, как следствие, повышена мотивация детей и молодежи на занятия в системе ДО;

• создание возможностей для публичного обсуждения акту-

альных проблем и эффективных путей развития системы ДО в столичном образовании;

• формирование системы выявления, поддержки и развития детской одаренности в сфере научно-технического творчества, основанная на взаимодействии учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, организаций науки с использовании современных интернет-технологий;

• интеграция системы ДО столицы в российское и международное пространство ДО;

• формирование кадрового резерва преподавателей системы ДО и руководителей - лидеров инновационных площадок ДО;

• формирование сообщества людей, заинтересованных в развитии ДО в городе: увеличено количество наставников, экспертов, помогающих в разработке и реализации молодежных проектов; привлечены к активному сотрудничеству родители детей.

Для экономики города:

• увеличение количества научных, педагогических, инженерно-технологических, управленческих кадров, необходимых для реализации стратегии инновационного развития города, и повышение их профессиональной и личностной компетентности;

• формирование молодежного кадрового резерва в образовательной, научной, предпринимательской и управленческой сфере деятельности города;

повышение общего уровня научной и технологической грамотности молодежи Москвы.

Литература

1. Жиркова З.С. Стратегия управления развитием региональной системы образования методом инновационного проектирования. -М.: ACADEMIA, 2011.

2. Жихарев К.Л. Проектное управление развитием региональной инновационной системы. - М.: Оникс, 2009.

3. Новиков Д.А., Иващенко А.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. - М.: ЛЕНАНД, 2006.

4. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Концепция развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе.//Современные проблемы науки и образования. №1, 2014.

5. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014.

6. Тебекин А.В., Ломакин О.Е. Модель управления инновационным развитием системы научно-технического творчества.// Транспортное дело России, №1, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.