МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
Это способствует формированию новой банковской культуры, неотъемлемым элементом которой является инновативность.
Таким образом, в настоящее время в развитии финансовых инноваций можно выделить следующие тенденции: технологизация финансовых инноваций (все большее количество финансовых инноваций создаются с использованием новейших разработок в области техники); виртуализация финансовых инноваций (наиболее активно внедряются финансовые инновации, которые позволяют коммерческим банкам предоставлять услуги дистанционно); финансовые инновации становятся важнейшим средством дифференциации продукта; активное внедрение финансовых инноваций ведет к повышению интенсивности и изменению характера конкуренции на банковском рынке; инновативность становится элементом новой банковской культуры, изменяет классическое представление о кредитных организациях. Список использованной литературы
1. Инфоматы телеприсутствия BigPad
URL: http://www.banki.ru/blog/yantipov/2941.php (дата обращения 29.02.2016)
2. Рейтинг эффективности мобильных банков
URL: http://markswebb.ru/e-finance/mobile-banking-rank-2015/ (дата обращения 29.02.2016)
3. Яруллин Р.Р. Банковская система РФ в условиях экономических санкций//Финансово-кредитная система РФ в условиях экономических санкций: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции (авт.ред Р.Р. Яруллин-Уфа:Аэтерна, 2015.-С.38-40.
© Лугаманова И.Ф., Яруллин Р.Р. 2016
УДК 338
С.А. Мазурова
Магистрант 1-го курса кафедры «Прикладной менеджмент», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет
К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Аннотация
Проведен анализ особенностей бюджетно-страховой системы финансирования учреждений здравоохранения на современном этапе развития социально-экономической сферы и предложены рекомендации по выбору оптимальной модели финансирования здравоохранения.
Ключевые слова финансы, планирование, система здравоохранения, сфера услуг
Медицинская помощь - социально-обусловленный комплекс организационных, диагностических, лечебных, реабилитационных медицинских услуг, обеспечивающий в оптимально короткие сроки возвращение индивида из состояния болезни в состояние физического благополучия, в связи с этим особую актуальность приобретает система финансирования учреждений здравоохранения, сбалансированность которой непосредственно влияет на качество оказываемых медицинских услуг. [13]
Процесс, в результате которого разрабатывается и обосновывается определенное пропорциональное соотношение потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с объективными возможностями их удовлетворения, называется планированием здравоохранения. Общая схема этого процесса может быть представлена в следующем виде: 1. Определение основных целей и функций медицинского учреждения (стационарная или амбулаторная помощь; консультативная или лечебная).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
2. Определение видов и объемов медицинской помощи (методы лечения, виды диагностики).
3. Формирование структуры лечебно-профилактического учреждения (состав подразделений, система управления).
4. Определение потребности в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения объемов лечения.
5. Расчет предполагаемых поступлений средств.
6. Корректировка плановых показателей.
7. Сопоставление фактически полученных показателей с плановыми значениями, выявление и устранение расхождений. [17]
Основными задачами при разработке планов являются: обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи; повышение качества и эффективности медицинского обслуживания; рациональное использование имеющихся в распоряжении ресурсов; оптимизация бюджетных расходов. Однако для достижения этих задач необходим высокий уровень организации управления учреждениями здравоохранения, укрепление их материально-технической базы, улучшение финансирования. Поэтому в настоящее время приоритетными направлениями внутренней политики государства являются аккумулирование и распределение значительных финансовых, кадровых и материальных ресурсов для удовлетворения потребности населения в высококачественной медицинской помощи и оптимизации состояния здоровья населения. [1]
Необходимо отметить, что самой большой проблемой здравоохранения в современных условиях является процесс его финансирования. Причем основной сложностью является не расчет потребности в финансировании, а нахождение средств на существование и умение просуществовать на выделенные средства. [4] В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств, средств работодателей и средств населения. Доля каждого из этих источников в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования этой отрасли. [12]
В настоящее время существует три модели финансирования системы здравоохранения:
1. Бюджетная модель - медицинские учреждения существуют за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.).
2. Страховая (предпринимательская) модель - финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).
3. Бюджетно-страховая модель - здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.). [5]
До 2011 года для российской экономической модели хозяйствования в условиях, когда расходные обязательства между бюджетами и системой ОМС были разграничены по видам медицинской помощи; видам лечебно-профилактических учреждений; категориям получателей помощи; статьям бюджетной классификации, имелась объективная необходимость развития именно бюджетно-страховой модели финансирования. [3] Она обладала следующими преимуществами:
1. Высокая надежность, поскольку бюджетный источник получения денежных средств ассоциирован со всей системой государственных финансов.
2. Возможность привлечения дополнительных средств в здравоохранение, благодаря системе обязательного медицинского страхования.
3. Повышение качества медицинской помощи и обеспечение защиты прав потребителя за счет включения в систему независимого посредника в лице страховых медицинских организаций.
Однако бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения не была лишена и недостатков:
1. Раздельное финансирование ограничивало возможности стратегического и текущего планирования финансовых ресурсов, поскольку средства из двух источников поступали в различные периоды времени, невозможно было четко установить, когда произойдет очередное поступление денежных средств.
2. Неэффективным являлось разделение финансовых потоков по различным статьям бюджетной классификации.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
3. Система порождала дополнительный документооборот. [14]
Учитывая все вышеизложенные недостатки, вполне объяснимым становится полный переход России в 2015 году от двухканальной бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения к одноканальной страховой модели на основе системы обязательного медицинского страхования. Достоинства этой модели следующие:
1. Однонаправленность мотивации населения и системы здравоохранения;
2. Сбалансированность территориальной программы оказания населению бесплатной медицинской помощи по стоимости и расходным обязательствам;
3. Персонифицированный учет населения в соответствии с базой данных застрахованных;
4. Автономизация амбулаторно-поликлинического звена (разделение поликлиник и стационаров на разные юридические лица). [2]
Таким образом, по оценкам экспертов [6-11, 14-16], именно одноканальная страховая модель финансирования здравоохранения на основе системы обязательного медицинского страхования позволит достичь высоких показателей здоровья населения путем оказания качественного медицинского обслуживания.
Список использованной литературы
1. Александрова, О. Ю. Проблемы реализации права гражданина на выбор медицинской организации и врача для получения первичной медико-санитарной помощи / О. Ю. Александрова, О. А. Нагибин, М. Б. Горелов // Здравоохранение. - 2013. - № 5. - С. 80- 88.
2. Альтман Н.Н. «Финансирование здравоохранения в свете государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью». «Здравоохранение». - 2012. - №2. - С. 34-41.
3. Ашмарина С.И., Кандрашина Е.А., Шведова И.А. Территориальное распределение бизнес-процессов как фактор повышения эффективности предпринимательских рисков // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. -№ 5 (127) . - С. 77-83.
4. Большакова Т.С. Совершенствование системы финансирования здравоохранения федерального подчинения в связи с проблемой повышения эффективности планирования и использования ресурсов // Экономика здравоохранения. - 2013. - № 1 (51). - С.14-16.
5. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении // Экономика здравоохранения. - 2012. -№ 1 (51). - С.5-11.
6. Грабоздин, Ю.П. Количественная оценка консультационных услуг // Вестник Самарского муниципального института управления, 2013. -№ 1 (24). - С. 41-46.
7. Грабоздин, Ю.П. Сущность и специфика консультационных услуг // Вестник Самарского муниципального института управления, 2014. -№ 2 (29). - С. 74-80.
8. Грабоздин, Ю.П. Методика мониторинга ценностного восприятия клиентами консультационных услуг // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2014. - № 9 (120). -С. 98-101.
9. Грабоздин, Ю.П. Методические основы оценки качества консультационных услуг // Интеллект. Инновации. Инвестиции, 2014. - № 3. - С. 45-48.
10. Грабоздин, Ю.П. Система взаимосвязанных показателей управления качеством консультационных услуг // Вестник Алтайской академии экономики и права, 2014. - № 5. - С. 50-54.
11. Грабоздин, Ю.П. Организация информационного сопровождения в деятельности консультационных компаний // Экономические науки: теоретический и практический взгляд : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф., 8 авг. 2014 г. - Уфа, 2014. - С. 11-14.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
12. Давидьянц А., Латышева О. Финансовые источники медицинской помощи // Экономика и жизнь. - 2012. - №10. - С 23-28.
13. Дьяченко, В. Г. Управление качеством медицинской помощи: учебник / В.Г. Дьяченко, Л. В. Солохина, С. В. Дьяченко. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2013. - 696 с.
14. Кандрашина Е.А., Смолина Е.С. Оценка эффекта финансового рычага в решении задачи оптимизации структуры капитала предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 10 (132). С. 61-64.
15. Карсунцева О.В. Процесс воспроизводства производственного потенциала промышленного предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. - 2013. - № 1(17). - С. 34-40.
16. Карсунцева О.В. Стратегические проблемы и задачи управления производственным потенциалом предприятий машиностроения // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 1(24). С. 104-114.
17. Кучеренко В.З. «Особенности финансового планирования в учреждениях здравоохранения: практика сегодняшнего дня и поиск внутренних резервов». Здравоохранение. - 2012. - №12. - С. 45-53.
© Мазурова С.А., 2016
УДК 338.439.6
Е.В.Милоенко
старший преподаватель
ФГБОУ «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»,
г. Тюмень
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье представлены основные показатели состояния и развития агропромышленного производства в Тюменской области (социально-экономическое развитие, производство сельскохозяйственной продукции).
Ключевые слова
агропромышленное производство, устойчивое развитие, социально-экономическое развитие,
экономический потенциал.
Тюменская область занимает большую часть Западно-Сибирской равнины, располагается в центре Евразии, на западе азиатской части России. Территория Тюменской области составляет на начало 2015 года -1464,2, тыс. кв. км, что составляет 8,56 % территории России (общая площадь 17098,2 тыс. кв. км). В состав Тюменской области входят два равноправных субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийский (Югра) и Ямало-Ненецкий автономные округа. Среди городских населенных пунктов в 2014 году преобладают малые с численностью населения до 50 тыс. человек (64,3%), в сельских населенных пунктах -большая часть (62,9%) приходится на деревни с населением от 50 до 1000 человек [4].
Анализ и обобщение экономического потенциала Тюменской области подтверждают высокий вклад региона в формирование валового внутреннего продукта РФ. По объему валового регионального продукта в расчете на душу населения исследуемый объект РФ имеет лидирующие позиции в России. Для сопоставимости цифровых данных представим анализ индикаторов по социально-экономическому развитию областей УрФО в сравнении с российскими показателями в таблице 1.