ляют в той или иной мере увеличить габариты судового хода и в то же время активно воздействуют на русловые процессы.
Другим эффективным приемом коренного преобразования габаритов судового ходя является землечерпание.
Список литературы:
[1] Бучин Е.Д., Пуртов Р.П. Обоснование оптимальных размеров поперечных сечений подходных каналов. - Горький, ГИИВТ, 1970, - 49 с.
[2] Угинчус А.А. Каналы и сооружения на них. -М. Строиздат, 1953, - 491 с.
[3] Малышкин А.Г. Организация и планирование работы речного флота, - М. Транспорт, 1988.
[4] Ваганов Г.И. Определение минимума объема выемки грунта при расширении криволинейного судового хода, - М. Высшая школа, 1968, - 137 с.
[5] Ваганов Г.И Секционные составы, - М. Транспорт, 1966, - 286 с.
[6] Маккавеев Н.И. Проектирование судовых ходов на свободных реках, Тр. ЦНИИЭВТ, вып. 36, - М. Транспорт, 1964, - 264 с.
ESTABLISH THE RELATIONSHIP DIMENSIONS OF THE FAIRWAY AND THE PARAMETERS CALCULATED COURTS WHEN CHOOSING A METHOD OF IMPROVEMENT OF NAVIGATION CONDITIONS
N. V. Zheleznova
Keywords: the width of the channel, the depth of the fairway, guaranteed depth of the channel, the radius of curvature of the fairway, the parameters of the courts
The article is devoted to the problem of determining the size of the channel, depending on the size of design vessels, as well as the possibility of increasing the size of the channel and the choice of method to improve navigation conditions.
УДК656.624.3.003
B.И. Кожухарь, д.т.н., профессор ФГБОУВО «ВГАВТ» Т.С. Сергеева, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а
C.Н. Сергеев, руководитель ФБУ «Администрация Камводпути» 614000, г. Пермь, ул. Советская, 20а
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СООТВЕТСТВИЯ ПРОПУСКНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ПУТИ, НЕОБХОДИМОЙ ПРОВОЗНОЙ СПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА
Ключевые слова: пропускная способность, исследование систем, провозная способность транспортного флота, обоснование методов решения.
Изложены технологии обоснования эксплуатационно-технических и экономических параметров;. транспортно-технологических систем (ТТС) инфраструктура ТТС; параметры, обосновывающие пропускную способность исследования систем и методы решения таких задач.
В.И. Кожухарь, С.Н. Сергеев, Т.С. Сергеева
Постановка проблемы соответствия пропускных способностей гидротехнических ...
Известно, что при обосновании эксплуатационно-технических и эксплуатационно-экономических параметров: транспортного флота; портов грузовых; пассажирских; гидротехнических сооружений (шлюзов, каналов) и естественных лимитирующих участков пути используются основные производственные технологические процессы транспортного флота - круговой рейс и оборот. При этом определяющая роль принадлежит грузовой базе и путевым условиям.
Грузовая база - это география перевозок и корреспонденция грузопотоков прямого и обратного направлений, дальность, объемы, неравномерность по направлениям и по времени. Характеристика грузов во всем ее многообразии: массовые, сухогрузные, наливные, генеральные грузы, контейнеры. Их грузовые и коммерческие параметры, их физико-химические свойства и т.д.
Путевые условия - это эксплуатационные габариты пути: глубина и ширина судового ходя, радиусы закруглений, гидрометеорологические условия бассейнов рек.
Проектирование и строительство технических средств транспорта как активных, так и пассивных, использующих за базу расчета технологический процесс - круговой рейс, предполагает ориентацию на линейное судоходство. Линейное судоходство -это жестко выраженная тенденция к специализации флота по параметрам груз и путевые условия. В этом случае все технические и технологические операции от погрузки до погрузки в одном и том же порту должны иметь минимум дисперсии, в значит среднеквадратического отклонения от математического ожидания. Другими словами, длительность кругового рейса на конкретной линии - транспортно-технологической системе (ТТС) должна быть максимально стабильна.
Совершенно иная тенденция суда - балкеры. Они ориентированы на максимально широкую специализацию флота по параметрам груз - путь и имеют базовым технологический процесс - оборот, т.е. все технические и технологические операции между двумя последовательными подачами флота под погрузку. Это трамповое судоходство (бродячее), это и завоз груза на малые реки, в Арктику, экспедиционное судоходство. Следует заметить, что в обоих технологических процессах присутствуют все возможные операции: грузовые; ходовые; путевые, но в разных соотношениях. В частном случае, круговой рейс равен обороту (вертушки). Это самый классический случай линейного судоходства, иное - трамповое судоходство. И то и другое (линейное и трамповое судоходство) кардинально различны как по технико-экономическим обоснованиям и эксплуатационным характеристикам технических средств транспорта, так и по организации их работы. Хотя естественно и то что жесткого разделения как по технике, так и по эксплуатации этой техники нет и быть не может. Это и есть диалектическое единство и борьба противоположностей. И еще одно общее: все технические средства транспорта; грузовая база; путевые условия взаимосвязаны и взаимозависимы.
А с точки зрения экономики известен постулат: любая экономия в процессе производства материальных благ сводится к экономии времени на их производство. В материальном производстве это опосредовано влияет на конечную продукцию, а на транспорте - на прямую, поскольку, продается на рынке транспортных услуг сам процесс доставки товаров от производителя к потребителю и качество этой доставки (скорость - время; сохранность - безопасность).
Если выразить конечные формулы расчета потребности во флоте на ходовые, путевые, грузовые операции с учетом коэффициента резерва, через эксплуатационно -технические и эксплуатационно-экономические параметры технических средств, участвующих в транспортном процессе, получим сложные, нелинейные. Многопараметрические аналитические выражения имеющие экстремум по критерию оптимизации (максиму производительности - прибыли, или минимум издержек транспортного процесса, или приведенных затрат). Известны зависимости: чем меньше время доставки грузов, тем меньше потребность во флоте и тем дороже технические средства (флот). Физические зависимости грузоподъемности от скорости движения флота и мощности (пропульсивные характеристики судна). Однако, необходимо учесть, ска-
занное в полной мере соответствует только ходовым операциям, т.е. через них, в основном, обосновываются эксплуатационно-технические характеристики транспортного флота [1, 2]. Естественно, что путевые и грузовые операции непосредственно влияют на параметры транспортного флота. Их обоснование требует иного подхода, поскольку - это инфраструктура бассейна реки или бассейнов рек, где сходятся на обслуживание множество судопотоков, работающих как по линейной, так и по трамповой системе судоходства.
С точки зрения, как практики так и теории это системы массового обслуживания, а поэтому и методология их обоснования должна быть построена на теории вероятностей и теории очередей [3, 4].
Это значит необходимо обосновывать как эксплуатационно-технические параметры шлюзованных систем и пунктов грузовой обработки транспортного флота, где сходится множество судопотоков разнотипного транспортного флота. Каждый из этих судопотоков имеет свои интервалы обработки и интенсивности движения, подчиняющиеся различным законам распределения случайных величин. Шлюзы, каналы, порты имеют свои технико-эксплуатационные и эксплуатационно-экономические характеристики. Это во-первых. Во-вторых, в таких случаях неизбежно возникают ожидания основной рабочей операции, которые в свою очередь зависят от тех же параметров, что и рабочая операция.
Таким образом, общая длительность путевых операций имеют общесистемный характер, а потому особо актуальны проблемы их оптимизации с точки зрения развития инфраструктуры транспорта. Именно поэтому и требуют государственного контроля и регулирования, а так же прямой или косвенной экономической поддержки. В трудах [5] представлен один из возможных вариантов обоснования оптимального соотношения пропускной способности портов и провозной способности флота. Необходимо выполнить разработку ЭММ соответствия пропускной способности шлюзов, шлюзованных систем, лимитирующих участков пути и провозной способности транспортного флота.
Список литературы:
[1] Кожухарь В.И., Сергеева Т.С. О математическом моделировании функционирования транс-портно-технологических систем (ТТС) Изд-во г.Н.Новгород «Великие реки 2014».
[2] Кожухарь В.И., Сергеева Т.С. Ретроспективы и прогноз математического моделирования транспортного процесса. Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ «Вестник ВГАВТ» № 40. 2014.
[3] Савин В.И. Математическое планирование работы флота и портов. М: Транспорт, 1969, 169 с.
[4] Пьяных С.М. Экономико-математические методы оптимального планирования работы речного транспорта. М: Транспорт. 1988, 153 с.
[5] Кожухарь В.И., Варчак П.В., Варчак А.В. Исследование зависимости соотношения пропускной способности портов и провозной способности флота от эксплуатационно-экономических параметров системы. Ж-л Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. № 1, 2012.
THE PROBLEM OF MATCHING CAPACITIES WATERWORKS ROAD, THE NECESSARY CAPACITY OF THE TRANSPORT FLEET
V.I. Kogukhar, S.N. Sergeev, T.S. Sergeeva
Keywords: Bandwidth. Research systems. The carrying capacity of the transport fleet. Justification of methods of solution.
The article describes the technology feasibility of operational, technical and economic parameters;. transportation systems (TTC) the TTC infrastructure; parameters justifying throughput studies of systems and methods for solving such problems.