Научная статья на тему 'УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГАБАРИТОВ СУДОВОГО ХОДА И ПАРАМЕТРОВ РАСЧЕТНЫХ СУДОВ ПРИ ВЫБОРЕ МЕТОДА УЛУЧШЕНИЯ СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЙ'

УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГАБАРИТОВ СУДОВОГО ХОДА И ПАРАМЕТРОВ РАСЧЕТНЫХ СУДОВ ПРИ ВЫБОРЕ МЕТОДА УЛУЧШЕНИЯ СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЙ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИРИНА СУДОВОГО ХОДА / ГЛУБИНА СУДОВОГО ХОДА / ГАРАНТИРОВАННАЯ ГЛУБИНА СУДОВОГО ХОДА / РАДИУС ЗАКРУГЛЕНИЯ СУДОВОГО ХОДА / ПАРАМЕТРЫ СУДОВ / THE WIDTH OF THE CHANNEL / THE DEPTH OF THE FAIRWAY / GUARANTEED DEPTH OF THE CHANNEL / THE RADIUS OF CURVATURE OF THE FAIRWAY / THE PARAMETERS OF THE COURTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Железнова Н.В.

Статья посвящена проблеме определения габаритов судового хода в зависимости от размеров расчетных судов, а также возможности увеличения габаритов судового хода и выбора метода улучшения условий судоходства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISH THE RELATIONSHIP DIMENSIONS OF THE FAIRWAY AND THE PARAMETERS CALCULATED COURTS WHEN CHOOSING A METHOD OF IMPROVEMENT OF NAVIGATION CONDITIONS

The article is devoted to the problem of determining the size of the channel, depending on the size of design vessels, as well as the possibility of increasing the size of the channel and the choice of method to improve navigation conditions.

Текст научной работы на тему «УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГАБАРИТОВ СУДОВОГО ХОДА И ПАРАМЕТРОВ РАСЧЕТНЫХ СУДОВ ПРИ ВЫБОРЕ МЕТОДА УЛУЧШЕНИЯ СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЙ»

Д.Е. Гусев, В.В. Горохова

Постановка задачи рационального размещения газозаправочных станций для обеспечения

STATEMENT OF THE PROBLEM OF RATIONAL ALLOCATION OF GAS STATIONS FOR SUPPLY VESSELS OPERATING ON GAS FUEL

D.E. Gusev, V.V. Gorokhova

Keywords: fuel gas, gas stations, fast fleet, hovercraft, rational distribution

In this article, the formulation of the problem of rational allocation of gas stations in the coastal area of settlements.

УДК 627.09

Н.В. Железнова, к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГАБАРИТОВ СУДОВОГО ХОДА И ПАРАМЕТРОВ РАСЧЕТНЫХ СУДОВ ПРИ ВЫБОРЕ МЕТОДА УЛУЧШЕНИЯ СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЙ

Ключевые слова: Ширина судового хода, глубина судового хода, гарантированная глубина судового хода, радиус закругления судового хода, параметры судов.

Статья посвящена проблеме определения габаритов судового хода в зависимости от размеров расчетных судов, а также возможности увеличения габаритов судового хода и выбора метода улучшения условий судоходства.

При установлении гарантированных габаритов судового хода необходимо учитывать размеры судов и составов, эксплуатирующийся на внутренних водных путях (ВВП).

При установлении размеров расчетных судов необходимые глубина, ширина и радиус закругления судового хода определяются по известным методам, приведенным в учебной и специальной литературе [1, 2, 3, 4, 5].

Минимальная гарантированная глубина судового хода (к™) определяется по

выражению:

Н2" = Т + АН , (1)

где Тэ - осадка судна, м;

Ак - запас воды под днищем, м.

Размер запаса воды под днищем зависит от ряда факторов, основными из которых являются: просадка, запас на волнение, навигационный запас глубины и ряд других.

Явление просадки зависит от скорости движения судна (состава), его осадки, глубины судового хода и начинает сказываться при глубинах

V2

Н < 4 • Т + 3 • , (2)

э ё

где V - скорость движения судна (состава) относительно воды, м/с; g - ускорение свободного падения, м/с .

Средняя просадка самоходного судна может быть определена по эмпирической формуле Полунина А.М.

АТ^ 0,08+ 0,34-, м. (3)

Средняя просадка состава определяется по эмпирической формуле Ваганова Г.И.

Т *

, , , см. (4)

п

ATnp = 0,52-v3

Поскольку суда грузятся как правило с дифферентом на корму, то при движении их по течению размер максимальной просадки определяется по выражению

Мша = а-М , (5)

пр пр ' ^ '

здесь а - коэффициент, численное значение которого зависит от соотношения параметров судна (длины и ширины).

Для определения минимальной ширины судового хода (Bcx) можно применять универсальную методику, изложенную в [6] для двустороннего движения

Bде = B. + Б, + 2 - S + S = B + B (6)

сх 12 12 схн схе 4 '

где B и B2 - соответственно ширина расчетных судов (составов), двигающихся в

верховом и низовом направлении, м; Sx - нормируемое расстояние между судами (составами), двигающимися во встречных направлениях, м;

- нормируемое расстояние между судном (составом) и кромкой судового хода, связанное с рыскливостью и дрейфом их под воздействием ветра и течения, м; Ван и BCX(5 - ширина полосы судового хода, предназначенная для движения соответственно в нижнем и верхнем направлениях, м.

Для определения угла дрейфа Р используется выражение

v

sin р = -т - sin а . (7)

v

с

в котором а - угол между осью судового хода и направлением течения, град.; V - скорость течения реки, м/с.

Зная угол дрейфа можно определить необходимую ширину полосы судового хода Бд:н(е) = L - sin р + Bv2) - cosp + 2 - «V (8)

здесь L - полная длина расчетного судна (состава), м.

Н.В. Железнова

Установление взаимосвязи габаритов судового хода и параметров расчетных судов

Выражение (6) используется для нормирования ширины судового хода при двустороннем движении и, следовательно, может быть рекомендовано при большой густоте перевозок. Если интенсивность движения судов незначительная, что равносильно одностороннему движению судов, тогда полная ширина судового хода на прямолинейном участке определяется по выражению (8).

Выражения (6) и (8) справедливы для прямолинейных участков водных путей.

При наличии изгибов к Ва, определенным по (6) и (8) необходимо добавить размер

уширения судового хода АВ, величина которого зависит от длины и ширины расчетного судна (состава), а также относительно радиуса кривизны судового хода Я0 в м.

(\ V ь

АВ = + ^ - В-(1 - со*ф), (9)

и

Я0 =-^, (10)

1

w- v

с

ф=ky l- , (11)

где ф - угол дрейфа при установившейся циркуляции, град; Rcx - радиус кривизны судового хода, м; б - потери (приращения) скорости движения судна, м/с;

W - коэффициент уменьшения скорости движения судна (состава) на криволинейном

участке водного пути (принимается по [6]); к - коэффициент управляемости, размер которого (40 ^ 60) зависит от типа судна (состава);

D - диаметр циркуляции судна (состава), устанавливается на базе натурных испытаний, м;

к - коэффициент, равный отношению расстояния от центра тяжести судна до центра поворота к L (устанавливается на базе натурных испытаний).

Выражение (9) справедливо при к < ^^ . В противном случае

L

AB = к— - B -(i - cosф). (12)

R0

Значение указанных выше параметров судового хода позволяет выбирать тот или иной тип инженерного сооружения для установления необходимых значений этих параметров с учетом вида русла водного пути.

Практика использования внутренних водных путей выработала довольно значительное количество методов и способов обеспечения необходимых габаритов судоходных путей, в частности, необходимых глубин. Приемы воздействия на водный поток с целью улучшения условий эксплуатации флота весьма разнообразны. В этих целях можно воздействовать непосредственно на режим потока, на режим наносов и на форму русла.

Для улучшения условий судоходства на ВВП широко используются методы выправления - русловыправительные сооружения и дамбы. Данные сооружения позво-

ляют в той или иной мере увеличить габариты судового хода и в то же время активно воздействуют на русловые процессы.

Другим эффективным приемом коренного преобразования габаритов судового ходя является землечерпание.

Список литературы:

[1] Бучин Е.Д., Пуртов Р.П. Обоснование оптимальных размеров поперечных сечений подходных каналов. - Горький, ГИИВТ, 1970, - 49 с.

[2] Угинчус А.А. Каналы и сооружения на них. -М. Строиздат, 1953, - 491 с.

[3] Малышкин А.Г. Организация и планирование работы речного флота, - М. Транспорт, 1988.

[4] Ваганов Г.И. Определение минимума объема выемки грунта при расширении криволинейного судового хода, - М. Высшая школа, 1968, - 137 с.

[5] Ваганов Г.И Секционные составы, - М. Транспорт, 1966, - 286 с.

[6] Маккавеев Н.И. Проектирование судовых ходов на свободных реках, Тр. ЦНИИЭВТ, вып. 36, - М. Транспорт, 1964, - 264 с.

ESTABLISH THE RELATIONSHIP DIMENSIONS OF THE FAIRWAY AND THE PARAMETERS CALCULATED COURTS WHEN CHOOSING A METHOD OF IMPROVEMENT OF NAVIGATION CONDITIONS

N. V. Zheleznova

Keywords: the width of the channel, the depth of the fairway, guaranteed depth of the channel, the radius of curvature of the fairway, the parameters of the courts

The article is devoted to the problem of determining the size of the channel, depending on the size of design vessels, as well as the possibility of increasing the size of the channel and the choice of method to improve navigation conditions.

УДК656.624.3.003

B.И. Кожухарь, д.т.н., профессор ФГБОУВО «ВГАВТ» Т.С. Сергеева, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

C.Н. Сергеев, руководитель ФБУ «Администрация Камводпути» 614000, г. Пермь, ул. Советская, 20а

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СООТВЕТСТВИЯ ПРОПУСКНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ПУТИ, НЕОБХОДИМОЙ ПРОВОЗНОЙ СПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ФЛОТА

Ключевые слова: пропускная способность, исследование систем, провозная способность транспортного флота, обоснование методов решения.

Изложены технологии обоснования эксплуатационно-технических и экономических параметров;. транспортно-технологических систем (ТТС) инфраструктура ТТС; параметры, обосновывающие пропускную способность исследования систем и методы решения таких задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.