Научная статья на тему 'Постановка нашего государственного контроля. Часть 3. «Проектъ реформы государственнаго контроля»'

Постановка нашего государственного контроля. Часть 3. «Проектъ реформы государственнаго контроля» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка нашего государственного контроля. Часть 3. «Проектъ реформы государственнаго контроля»»

АНТОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

И.Х. Озеров1

ПОСТАНОВКА НАШЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. ЧАСТЬ 3. «ПРОЕКТЪ РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНТРОЛЯ»

(отрывок из книги «Какъ расходуются въ Россш народныя деньги?

Критика русскаго бюджета и государственный контроль», 1907 г.)

Громадныя средства собирались у насъ съ населешя, но средства эти не воспроизводились въ полезной творческой работЬ, а значительная часть ихъ бросалась въ бездну безцЬльныхъ расходованш.

Наша финансовая организащя была направлена къ обогащешю круп-наго капитала: нефтяныя земли сдавались большими участками, и съемка ихъ въ аренду была доступна только крупному капиталу; поставки на казен-ныхъ желЬзныхъ дорогахъ также дЬлались въ крупныхъ размЬрахъ, и опять мелкш капиталъ былъ устраненъ: этимъ вскармливалась у насъ группа крупныхъ подрядчиковъ такъ же, какъ таможенный тарифъ создавалъ крупную промышленность.

Нашъ доходный бюджетъ исчислялся преуменьшенно, отчего въ концЬ года получались обыкновенно избытки, такъ называемая свободная наличность государственнаго казначейства, и раходоваше ея совершалось почти внЬ контроля Государственнаго СовЬта.

Исполнительная власть стремилась узурпировать у насъ законодатель-ныя функцш, хотя бы въ области установлешя цЬнъ на спиртъ, гдЬ назначались минимумы и максимумы этихъ цЬнъ, а установлеше конкретной цЬны въ данныхъ предЬлахъ уже представлялось министру финансовъ. Это опять было крайне ненормально, но государственный контроль, какъ онъ былъ по-ставленъ у насъ, ничего не могъ сдЬлать: онъ оставался пассивнымъ зрите-

1 Озеров Иван Христофорович (1869-1942) - русский финансист, экономист, профессор Московского и Петербургского университетов, член Государственного совета от университетов и Академии наук, автор многочисленных книг по государственному управлению и планированию.

лемъ всЬхъ этихъ крупныхъ хищенш въ легализированные и не легализированные формахъ.

Наша финансовая политика углубляла ровъ между отдельными классами, поощряла обогащеше отдЪльныхъ группъ за счетъ всего населешя.

Крупный капиталъ оказывалъ сильное вл1янше на нашу финансовую политику: въ интересахъ его - и высокш таможенный тарифъ, и наша вывозная железнодорожная политика, и сахарная нормировка, и такая ор-ганизащя внутреннихъ акцизовъ, которая дЬлаетъ невозможнымъ сущест-воваше у насъ мелкой промышленности въ нЪкоторыхъ отрасляхъ и т.д.

Обложеше спирта было такъ организавано, что поощряло развит1е крупнаго винокурешя; то же самое имело место и при обложенш спичекъ, табаку, и опять обогащались крупные капиталисты...

Сборы съ крестьянъ, съ выколачивашемъ недоимокъ, заставляли выбрасывать на рынокъ хлЬбъ по низкимъ цЬнамъ, и опять обогащались хлебные торговцы за счетъ народной нужды.

Правительственная политика искусственно ослабляла экономически крестьянскую массу, уменьшала въ ней силу сопротивлешя, и капиталъ легче и интенсивнее ее эксплоатировалъ.

Государственныя земли долго сдавались въ вренду большими участками крупнымъ арендаторамъ, которые уже отъ себя передавали ихъ за двойную и тройную плату крестьянамъ и опять сильно наживались; и здесь сельское насеше вслЬдсте этой политики правительства искусственно разслаи-валось.

Промысловое обложеше, какъ известно, у насъ болЬе тяжело облагаетъ мелюя предпр1ят1я сравнительно съ крупными и этимъ опять поощряетъ развит1е последнихъ въ ущербъ первымъ.

Финансы волости и сельскаго общества были опять-таки организованы такъ, что состоятельнымъ группамъ населешя - частнымъ землевладель-цамъ - предоставлялась возможность жить за счетъ крестьянъ. Последше платили налоги, а первые нЬтъ, а между тЬмъ пользовались услугами властей, содержимыхъ за счетъ крестьянской массы.

Политика стараго режима искусственно разъединяла рабочихъ, и тЬмъ опять повышала способность капитала эксплоатировать рабочую силу.

То же самое имело место и въ области сельскаго хозяйства. Сельскохозяйственные рабоч1е были поставлены въ особыя услов1я, и это опять давало возможность более сильнаго обогащешя землевладельцамъ за счетъ трудящейся массы.

Однимъ словомъ, наша экономическая и финансовая политика углубляла и развивала въ более сильныхъ группахъ способность обогащаться за счетъ более слабыхъ группъ.

Нашъ старый режимъ пытался возможно прочнее застраховать свою устойчивость; онъ стремился сделать вл1ятельныя группы лойальными себе, и ихъ экономическое положеше связать съ самимъ собою.

Трудящ1еся не играли тогда активной роли. Правда, тамъ въ подпольЬ, они перегрызали уже корни этого строя, и вотъ старый режимъ пытался опе-ретьмя на землевладЬльчесюя и промышленныя группы, притомъ за эту лойальность онъ щедро ихъ вознаграждалъ.

По этимъ соображешямъ отчасти была создана сложная финансовая и экономическая организащя, которая давала возможность закрЬпостить вл1ятельныя общественныя группы и держать ихъ въ повиновешя, вознаграждая за лойальность и угрожая карой за оппозищонное настроеше.

Правда, это закрЬпощеше сильныхъ вл1ятельныхъ группъ не носило правового характера, а было чисто экономическимъ.

Такъ, были выкуплены желЬзныя дороги въ казну. ЗемледЬльчесюе интересы стояли за переходъ в казну путей сообщешя: они надЬялись такимъ путемъ вл1ять на государственную власть въ смыслЬ понижешя тарифовъ на грузы. И, дЬйствительно, власть прюбрЬла здЬсь сильное вл1яше. Если прежде землевладЬльцы и промышленники должны были сговариваться съ частными желЬзнодорожными компашями по установлешю тарифовъ, то теперь они потянулись къ казнЬ и должны были постоянно торчать въ мини-стерскихъ пр1емныхъ, такъ какъ отъ размЬра желЬзнодорожныхъ ставокъ зависЬло благосостояше этихъ группъ, и, слЬдовательно, представители ихъ должны были дЬлать себя пр1ятными высшей бюрократш, олицетворяющей въ себЬ старый режимъ.

ВЬдь кто не знаетъ, какое у насъ значеше имЬли личное вл1яше, связи, умЬнье угодить высокимъ лицамъ и такъ далЬе. Такимъ порядкомъ Росс1я развращалась, вездЬ проникалъ духъ угодничества, и элементы, восприняв-ш1е въ себя этотъ духъ, особенно выдвигались, играли крупную роль, ихъ благосостояше росло, и, слЬдовательно, было изъ-за чего постараться сдЬ-латься угодными.

Въ самомъ дЬлЬ, желЬзнодорожные тарифы стали играть весьма важную роль въ рукахъ правительственной власти: пониженные тарифы давали возможность въ большихъ количествахъ вывозить мнопе продукты за границу, а повышеше ихъ могло сократить или даже остановить этотъ вызовъ. И, сдЬдовательно, судьбы экспортеровх очутились опять въ рукахъ центральной власти.

ЦЬлые громадные земледЬльчесюе районы очутились въ полной власти бюрократш. Введете или, наоборотъ, отмЬна диференщальнаго тарифа могли перекроить экономическую карту Россш.

Нефтепромышленники постоянно посылали свои слезницы въ Петер-бургъ, прося о пониженш тарифа по Закавказской желЬзной дорогЬ въ цЬляхъ усилешя экспорта, и всЬ эти элементы - сахарные экспортеры, нефтепромышленники, землевладЬльцы, - должны были просить и просить, а къ просьбамъ, даже справедливымъ, но безъ угодничества, старый режимъ былъ глухъ.

Этими же стемлешями прюбрести на свою сторону некоторыя сильныя группы объясняется стремлеше къ другимъ регулировкамъ, какъ-то: сахарной нормировке, винной монополш и т.д.

Сахарная нормировка даетъ крупные дивиденды сахарозаводчикамъ, и они прекрасно знали, что это ихъ благополуч1е связано съ существующимъ строемъ (см. мою «Экономическую Росс1ю и ея финансовую политику»).

Конечно, внутреннш рынокъ могъ бы быть расширенъ путемъ понижешя акцизныхъ ставокъ на сахаръ, но это - путь сложный, доступный для законодательнаго творчества только при полномъ обновленш государст-веннаго строя Россш. Зачемъ же ловить журавля въ небе, если есть синица въ рукахъ? Лучше постараться ее покрепче держать.

И вотъ старый режимъ крепкими нитями привязалъ къ себе интересы сахарозаводчиковъ и этимъ хотелъ, чтобы они были лойальными ему; въ противномъ случае надъ сахарозаводчиками висЬлъ дамокловъ мечъ, что сахарная нормировка будетъ отменена, и ихъ экономичесюе интересы сильно пострадаютъ.

ВЬдь сахарная нормировка создала больш1я вывозныя премш въ пользу сахарозаводчиковъ, этотъ же вывозъ поощрялся и пониженными железнодорожными тарифами въ вывозномъ направленш, и все это делалось за счетъ русскаго потребителя, русскаго обывателя, который, не будучи орга-низованъ, не могъ протестовать.

А винная монопол1я? Она поставила громадную спиртовую промышленность въ полную зависимость отъ бюрократш, такъ какъ спиртъ въ казну -сначала въ львиной доле, а въ настоящее время все то количество, которое нужно для казны, - поставляется по разверстке, цена определяется бюрократ1ей; цены эти, какъ известно, выше нормальныхъ, и, следовательно, все сельсюе хозяева, имеющ1е винокуренные заводы, попали въ крепостную зависимость отъ бюрократш, и опять взоры сельскихъ хозяевъ должны были обращаться въ центръ, къ Петербургу, чтобы эти цЬны удержать на желательномъ уровне или даже ихъ поднять, а для этого опять нужно было заручаться вл1яшемъ въ высшихъ сферахъ, следовательно, нужно угождать, быть пр1ятнымъ, прюбрести заслуги предъ старымъ режимомъ.

Прежде частныя питейныя заведешя представляли изъ себя родъ народных клубовъ, правда, очень дурныхъ, но все-таки въ нихъ сидели независи-мыя частныя лица, не подчиненныя правительству. Съ введешемъ же казен-ныхъ винныхъ лавокъ на ихъ место посадили лицъ, зависящихъ отъ бюрократической администрацш, и, конечно, таюя лица, просто изъ боязни потерять мЬсто, должны держаться въ стороне отъ пробуждающейся политической жизни. Это, если хотите, опять лишало наслеше такого клуба, где можно было сходиться, а съ другой стороны, выбивало изъ колеи обширную группу лицъ, независимыхъ по своему положешю и вл1ятельныхъ въ местной жизни, можетъ, вл1ятельныхъ даже въ дурномъ смысле, но, во вся-комъ случае, незаивисмыхъ отъ бюрократш. И на место ихъ въ местную

жизнь была вдвинута цЬлая арм1я мелкихъ правительственныхъ чиновни-ковъ. Это опять стремлеше къ закрЬпощешю населешя, закрЬпощешю новому, болЬе тонкому...

Возьмите нашъ таможенный тарифъ; нашъ прежнш режимъ не созда-валъ благопр1ятныхъ условш для естественнаго развит1я промышленности. Она, правда, развивалась, но крупную роль здЬсь играли разныя искусствен-ныя мЬры, и промышленность при этихъ услов1яхъ въ атмосферЬ прежняго режима обречена была надолго держаться на костыляхъ. Старый режимъ этимъ пользовался и создавалъ для нея искусственную атмосферу въ формЬ высокихъ таможенныхъ ставокъ, и опять благосостояше целыхъ отраслей зависЬло отъ этихъ послЬднихъ.

Можно было на завтрашнш день однимъ почеркомъ пера снести цЬлыя громадныя фабрики, остановить въ нихъ паровыя машины, потушить котлы, - стоило только понизить таможенный тарифъ; и, что интересно, вмЬстЬ съ этимъ, не принималось никакихъ мЬръ для того, чтобы промышленность сдЬлать самостоятельной, поставить на собственныя ноги: я имЬю въ виду широкое развит1е народнаго образовашя, развит1е техники, поднят1е эконо-мическаго положешя трудящихся массъ и т.д.

Можетъ-быть, старый режимъ даже боялся самостоятельнаго промыш-леннаго класса. Но промышленность ему была нужна просто по бюджет-нымъ соображешямъ, такъ какъ промышленность все больше и больше пи-таетъ въ настоящее время государственные бюджеты, и здЬсь онъ создалъ промышленность, лойальную себЬ, исключительно зависящую отъ бюрократической воли.

При такомъ порядкЬ вещей, безъ просвЬта въ будущемъ, глаза промыш-ленныхъ сферъ должны были обращаться опять къ центру, къ Петербургу, съ мольбой о продленш этого тарифа или о повышенш ставокъ его, если конкуренщя обострилась.

НЬкоторые представители промышленности прекрасно понимали беспомощность положешя послЬдней, плакались и негодовали, но они безсиль-ны были перевернуть режимъ и должны были присасываться къ нему, прилаживаться и опять топтаться въ министрескихъ пр1емныхъ, такъ какъ это былъ единственный способъ охранять и развивать свое благосостояше, иначе оно могло быть уничножено въ нЬсколько дней.

Итакъ, вслЬдсгае этой политики весьма обширныя и состоятельныя группы должны были жить въ вЬчномъ страхЬ за свое будущее, трепеща за слЬдующш день и вымаливая себЬ милости у всесильной бюрократш.

Той же политики держался старый режимъ и въ рабочемъ вопросЬ: онъ пугалъ промышленныя сферы призракомъ выступающей сплоченной арм1я русскаго пролетар1ата и подчеркивал свою политику, что онъ де охраняетъ тЬмъ, что стремится разъединить трудящ1еся массы, не даетъ имъ сплотиться, слЬдить за ихъ настроешемъ и тотчасъ же удаляетъ опасные элементы.

Въ такой отравленной и удушливой атмосферЬ стачки рабочихъ прюбрЬтали особенно грозный характеръ, съ сильными эксцессами; бюрокра^я этого не могла не знать, - вЬдь для этого есть опытъ Запада. Только при такой атмосферЬ безправiя и репрессш экономическая борьба рабочаго класса за улучшеше своего положешя принимаетъ такой острый характеръ. Но, быть-можетъ, и здЬсь представители стараго режима хотЬли запугать промышленныя сферы призракомъ этой змЬи, которая де уже рас-правляетъ свои члены въ нЬдрахъ русскаго народнаго хазяйства, и съ которой промышленныя сферы сами не будутъ въ состоянш справиться, и только старый режимъ, опираясь на солдатъ и казаковъ, можетъ держать эту змЬю въ извЬстномъ повиновенш и подчиненш.

ВЬдь будь значительно ранЬе дано право коалицш русскому рабочему, эта борьба, несомненно, вылилась бы въ болЬе мягкiя формы, особенно если бы одновременно были приняты мЬры къ распространен^ народнаго образованiя. Но старый режимъ какъ бы искусственно вызывалъ, выращи-валъ нЬкоторыя болЬзни; правда, онъ былъ слишкомъ самонадЬянъ, он ду-малъ, что всегда можетъ эту болЬзнь локализовать, а призракомъ ея онъ хотЬлъ пугать промышленныя сферы, что сдЬлать ихъ болЬе сговорчивыми и лойальными себЬ.

Этимъ опять хотЬли больше закрЬпощать себЬ промышленныя сферы и какъ бы говорили: «Посмотрите, тамъ мечется чудовище, пробуждающшся пролетарiатъ. Мы, только мы одни, можемъ справиться съ нимъ, и мы васъ охраняемъ отъ него».

И напуганныя этимъ призракомъ промышленныя сферы нерЬдко, при каждой вспышкЬ рабочихъ, обращались въ Петербургъ съ просьбой и принятш мЬръ противъ этого чудовища. Тамъ на ихъ просьбы снисходили, давали казаковъ, сажали полицейскихъ по фабрикамъ, вводили уголовные законы, карающiе рабочихъ, и этимъ устанавливалось entente cordiale между этими промышелнными сферами и высшей бюрократией.

Так въ нашей удушливой атмосферЬ, при возможности безграничной эксплоатацш сельскохозяйственные рабочихъ, отношешя обострялись между землевладельцами и рабочими, и это было на руку старому режиму. Онъ любовно раскрывалъ свои объятся землевладельцам, и последше чувствовали себя въ этихъ объятсях и спокойно и хорошо.

ВнЬ условш, благопр1ятных для правильнаго развипя, промышленность хирела, и опять взоры ея тянулись къ Петербургу съ просьбой о помощи, и мы видимъ всевозможные роды субсидш, въ формЬ внЬуставныхъ ссудъ изъ государственнаго банка; ссуды эти давались направо и налево, и этиъ опять связывались интересы промышленныхъ группъ съ интересами стараго режима.

Промышленники прекрасно понимали, что таюя внЬуставныя ссуды возможны только при системЬ безконтрольнаго хозяйничанья, и разъ насту-питъ правовой строй, то онЬ должны будутъ прекратиться.

А казенные заказы металлургическимъ заводамъ по высокимъ цЬнамъ? Этотъ вопросъ уже достаточно извЬстенъ, и я не буду на немъ останавливаться.

Весьма сложная и хитроумная система казенныхъ подрядовъ и поста-вокъ для разныхъ вЬдомствъ давала сильно обогащаться цЬлой армш под-рядчиковъ и поставщиковъ, и опять эта арм1я должна была быть лойальной старому режиму.

И многое можество можно было бы привести примЬровъ такого, если можно выразиться, подкупа вл1ятельныхъ группъ въ интересахъ поддержашя стараго режима; я не коснулся здЬсь еще крупныхъ землевладЬльцевъ, что въ этихъ целяхъ дЬлалось для нихъ (объ этомъ въ слЬдующий разъ), но замЬчу сейчасъ, что эта политика не новая: у насъ прибЬгли къ ней, и даже удачно, относительно Царства Польскаго; тамъ, какъ извЬстно, въ 50-хъ годахъ прошлаго столЬт1я сняли таможенную черту, отдЬляющую Царство Польское отъ Россш, и этимъ имЬли въ виду склонить польскую буржуаз1ю на сторону русской бюрократш, такъ какъ польской промышленности открылся тогда обширный рынокъ.

Такую же политику хотЬли у насъ примЬнить и относительно Финляндш, но судьба рЬшила здЬсь иначе.

Такъ, прежде всего, онъ стремился облегчить для нихъ налоговое бремя, и ради этого государственный поземельный налогъ держался на очень низ-комъ уровнЬ, а въ 1896 году онъ былъ пониженъ по коронащонному манифесту вдвое, и поступлешя отъ него не превышали по всей Россш 9-10 миллюновъ рублей.

Между тЬмъ такая легкость податного бремени имЬла больш1я послЬдсгая для реформы нашей финансовой систмы; мы видимъ, что въ Западной ЕвропЬ землевладЬльцы выступаютъ бойцами за подоходное обложеше, надЬясь этимъ понизить ставки поземельнаго налога, не допус-кающаго вычета долговъ; у насъ, вслЬдсгае незначительнаго поземельнаго обложешя, землевладЬльцы не были заинтересованы въ этой реформЬ...

Въ цЬляхъ же облегчешя налогового бремени для землевладЬльцевъ, недвижимыя имущества, переходящ1я въ уЬздахъ отъ одного супруга къ другому, между родственниками прямой восходящей или низходящей лиши и тому подобное, были освобождены отъ налога.

Но частновладЬльческая земля облагалась еще земскими сборами, и здЬсь законъ о предЬльности земскаго обложешя поставилъ границу этому обложешю. Какъ извЬстно, по этому закону нарасташе земскихъ бюджетовъ было поставлено въ стропя рамки.

Но земля отъ дворянъ все утекала и утекала, ее приходилось продавать за долги, и въ этихъ цЬляхъ было предпринято уменьшеше размЬровъ крЬпостныхъ пошлинъ, чтобы, какъ мотивировалось, лица, оказавш1еся несостоятельными въ качествЬ сельскихъ хозяевъ, имЬли возможность выйти на наиболЬе выгодныхъ услов1яхъ изъ землевладЬльческаго класса и прило-

жить свои знашя, способности и остатки матер1альныхъ средствъ къ дру-гимъ отраслямъ труда, и съ этой целью пошлина стала взиматься при продаже недвижимыхъ имуществъ только съ цЬны имЬшя, за вычетомъ долга кредитному установлешю.

Вследстае такой политики, обложеше поземельной собственности ча-стныхъ владельцевъ у насъ было ничтожно.

Если въ некоторыхъ местностяхъ Россш обложеше крестьянскихъ надельныхъ земель, принимая во внимаше выкупные платежи и м1рсюе сборы, достигало 60% и больше съ дохода, то обложеше частновладельческой -4-6%, въ среднемъ по Россш - 5%, а крестьянской - 35%. Уже здесь видна политика стараго режима относительно землевладельцевъ.

Сверхъ того, оценочная операщя находилась въ рукахъ земствъ, а земства представляли интересы землевладельцевъ, и это сказывалось опять-таки на разнице расценокъ земли, принадлежащей землевладельцамъ и кре-стьянамъ.

Въ тЬхъ уездахъ, где почему-либо въ данный моментъ переселеше получало большой толчокъ, и, следовательно, количество рабочихъ рукъ уменьшалось, заработная плата поднималась, тамъ же, где было большое предложеше труда, рабоч1е сами сбивали цену на свой труд.

Уголовные законы, карающ1е расторжеше договора найма сельскохозяйственными рабочими, воспитывали рабочихъ въ духе покорности и страха передъ землевладельцами; правда, въ конце-концовъ, эта атмосфера воспитала столько желчи среди сельскохозяйственныхъ рабочихъ, что землевладельцы должны были бежать изъ своихъ имЬнш.

Но если землевладелецъ почему-либо не могъ самъ вести свое хозяйство, онъ сдавалъ землю въ аренду, и здесь опять благодетельная рука стараго режима стремилась поддержать эту плату на высокомъ уровне, задерживая переселеше крестьянъ. Эта политика обезпечивала постоянный спросъ на землю, и арендная плата держалась на большой высоте (такъ называемая голодная арендная плата), и опять тамъ, где почему-либо переселеше получало сильный толчокъ, спросъ на землю сокращался, вследстае разрежешя населешя, а арендная плата понижалась.

Задержкой переселенческой волны и уголовными карами землевладельцу обезпечивалась дешевая рабочая сила и высокая арендная плата.

Вверху на переселеше крестьянъ въ Сибирь склонны были смотреть, какъ на бегство отъ культуры и, задерживая переселеше, делали видъ, какъ будто этимъ хотятъ привить сельскохозяйственную культуру въ Россш.

Старый режимъ стремился оказать вл1яше и на друпе факторы сельско-хозяйственнаго производства; по закону 1895 г., земству были предоставлены довольно значительныя средства на проведеше шоссейныхъ дорогъ, этимъ хотели удешевить доставку сельскохозяйственных продуктов къ железнодорожнымъ станщямъ и тЬмъ самымъ увеличить доходность сель-скаго хозяйства.

Съ 1890 года стали оказывать покровительство сельскохозяйственному винокурешю, опять въ интересахъ сельскаго хозяйства.

ЦЬны на сельскохозяйственные продукты сильно стали падать подъ вл1яшемъ заатлантической конкуренцш, и сбывать хлЬбъ въ зернЬ становилось все невыгоднЬе и невыгоднЬе, и нужно было дать возможность сель-скимъ хозяевамъ превращать зерновый хлЬбъ въ болЬе цЬнный продуктъ -спиртъ. Отсюда - такъ называемое безакцизное отчислеше въ пользу сель-скохозяйтсвеннаго винокурешя.

Такой же покровительственный характеръ сельскому хозяйтсву въ извЬстной мЬрЬ имЬла и сахарная нормировка, а также и послЬдшя измЬнешя въ области табачнаго обложешя.

Какъ извЬстно, старая форма табачнаго обложешя вела у насъ къ усиленной концентрацш табачныхъ фабрикъ, и эти послеЬдшя входили между собой въ соглашеше и роняли цЬну на табакъ. Сельсюе хозяева и табаководы давно уже жаловались на это, и опять, чтобы повысить доходность та-бачныхъ плантацш, обложеше было такъ реформировано, чтобы задержать эту концентращю, а именно: дополнительное обложеше табачныхъ фабрикъ было сдЬлано прогрессивнымъ, возрастающимъ по мЬрЬ увеличешя выдЬл-ки табачныхъ издЬлш.

Табаководы добивались даже того, чтобы правительство само устроило въ нЬсколькихъ пунктахъ казенныя табачныя фабрики, куда они могли бы сбывать по опредЬленной цЬнЬ сырой табакъ.

Одно время правительство подумывало даже о монополизацш хлЬбной торговли въ интересахъ поддержашя хлЬбныхъ цЬнъ на извЬстномъ уровнЬ, къ этому было даже приступлено, и на счетъ государственнаго банка числилась извЬстная сумма, затраченная на эту операщю.

Стоитъ вспомнить и тЬ манипуляцш съ нашимъ кредитнымъ рублемъ, которыя продЬлывались въ интересахъ болЬе выгоднаго для сельскихъ хозя-евъ экспорта хлЬба заграницу; вЬдь для этой цЬли мы иногда искусственно сами роняли курсъ нашего рубля, такъ какъ тогда сельсюе хозяева за вывозъ своего хлЬба за границу получали больше кредитныхъ рублей.

ЖелЬзнодорожные тарифы на перевозку хлЬбныхъ грузовъ также приносили много благодЬянш сельскимъ хозяевамъ. Правда, здЬсь нельзя не отмЬтить вообще необорудованности нашей желЬзнодорожной сЬти, недостаточности вагоновъ, что постоянно вызывало больш1я залежи грузовъ на желЬзныхъ дорогахъ.

Итакъ, вездЬ была видна благожелательная рука правительственной опеки.

Интересы промышленнаго развит1я Россш давно требовали у насъ горной свободы, т.-е. права всякому искать и добывать ископаемыя на чужой землЬ. ИзвЬстно, каюя блапя послЬдсгая установлеше горной свободы имЬло въ ЦарствЬ Польскомъ, у насъ же въ Россш она существуетъ только на казенныхъ земляхъ.

Само собой разумеется, установлеше такой свободы - не въ интересахъ сельскихъ хозяйевъ, такъ какъ при существующемъ порядке всякое лицо, нашедшее ископаемыя на чужой земле, должно вступить въ соглашеше съ собственникомъ поверхности, чтобы иметь право заняться разработками недръ, и это даетъ иногда крупныя состояшя землевладельцами

Растущая же промышленность въ Россш предъявляетъ требоваше на установлеше горной свободы, но и здесь старый режимъ не решался посягнуть на права землевладельцевъ.

Но если все это не помогало делу, и землевладелецъ не могъ сводить концы съ концами или вынуждался ликвидировать свое хозяйство, то и тогда благожелательная рука правительства не покидала его и стремилась помочь ему развязаться съ имешемъ съ наибольшей для него выгодой. Я имЬю въ виду организащю дворянскаго банка, где можно было брать деньги изъ пониженнаго процента, и организащю крестьянскаго банка, куда въ концЬ-концовъ, имеше сбывалось.

Крестьянскш банкъ оказывалъ сильное вл1яше на подъемъ цЬнъ въ Россш: цены у насъ сильно росли, и это давало возможность запутавшимся землевладельцамъ сбывать свои имЬшя съ выгодой для себя.

Сверхъ того, на крестьянскш банкъ оказывалось вл1яше и извне, и для отдельныхъ лицъ услов1я прюбретешя ихъ имЬнш делались еще более благопр1ятными.

Дворянскш банкъ поддерживалъ тающее дворянское землевладеше, и для этой операцш деньги были получены путемъ выпуска выигрышнаго займа, не то, что для крестьянскаго банка, куда, какъ позднее было установлено, отчислялся известный процентъ отъ выкупныхъ платежей, т.-е. изъ тЪхъ суммъ, которыя уплачивали сами же крестьяне, средства же дворянскаго банка были получены не изъ кармановъ дворянъ-землевладельцевъ, а изъ кармановъ всего населешя.

Достаточно уже делалось сравненш, какъ велись операцш дворянскимъ банкомъ, и какъ онЬ велись крестьянскимъ; классовая политика здесь бьетъ въ глаза.

Итакъ, если правительственная опека, которая во-время не оставляла у насъ землевладельца, тЬмъ не менее не помогала, и имеше уходило изъ рукъ, то давалась возможность сбыть его по выгодной цЬнЬ, притомъ такъ, чтобы у него осталось возможно больше средствъ за уплатой крепостныхъ налоговъ, которые, какъ я уже упоминалъ, принимались здесь въ понижен-номъ размере, т.-е. изъ цЬны имЬшя вычитались долги кредитнымъ учреждешямъ.

Но если все-таки, въ конце-концовъ, имеше уплывало и деньги, полу-ченныя за него, скоро расходовались, то и тогда благожелательная рука не оставляла дворянина-землевладельца: у насъ оставались сословныя привилегш по замещешю некоторыхъ должностей, преимущественно дво-

рянами, на народныя средства содержались привилегированныя ученыя заведешя, гдЬ дЬти землевладЬльцевъ могли обучаться даромъ...

Итакъ, старый режимъ много нитей хозяйственнаго благосостояшя взялъ въ свои руки и крЬпко держалъ эти нити.

ЗемлевладЬльцы должны были прекрасно понимать, что при такомъ прорядкЬ вещей ихъ благосостояше тЬсно связано со старымъ режимомъ: стоитъ ему только пошатнуться, и эти нити, на которыхъ держитя ихъ благосостояше, немедленно начнутъ обрываться, и опять старый режимъ вЬчной угрозой землевладЬльцамъ держалъ ихъ у себя въ повиновенш.

Такимъ путемъ стремились обуздывать оппозицюнныя силы страны, стремились превращать самостоятельныя и вл1ятельныя группы въ крЬпостныя, воспитывать въ нихъ не самостоятельность, энерпю и инищативу, а рабскш страхъ за свое будущее и покорность той власти, которая держала въ своихъ рукахъ эту благожелательную опеку.

Этимъ систематически развращалась у насъ общественная атмосфера, все никло къ землЬ, все падало передъ властью, и тЬ, которые могли бы возвысить свой голосъ при другихъ услов1ях, у насъ должны были говорить угодливыя и льстивыя рЬчи, такъ какъ иначе эта рука - всевластная и всепроникающая - могла больно ударить строптивую голову.

Правда, старому режиму приходилось угождать какъ промышленнымъ интересамъ, такъ и крупнымъ сельскохозяйственнымъ, и эти интересы иногда становились между собой въ конфликтъ, напр., при таможенной защитЬ сельскохозяйственные интересы страдали, и не всегда можно было безобидно разграничить эти интересы, но старый режимъ въ такихъ случаяхъ такъ или иначе вытался компенсировать обиженную сторону, если ей приходилось каюя-либо жертвы, ради защиты интересовъ другой стороны, хотя въ общемъ все-таки, несмотря на нЬкоторый антагонизмъ интересовъ, что иногда и прорывалось, между этими двумя крупными группами господствовало извЬстное соглаае, и онЬ поддерживали старый строй.

И только когда эти классы увидали, что старый режимъ далъ имъ все, что могъ дать, и что взять съ него больше нечего, представители ихъ стали перебЬгать въ другой лагерь, на сторону оппозицш. И въ самомъ дЬлЬ, промышленники увидали, что безъ внутренняго рынка нельзя создать промышленности, и, наживъ себЬ крупныя состояшя, они считали унизительнымъ толкаться въ мипнистерскихъ пр1емныхъ и просить себЬ льготъ; они захотЬли непосредственно оказывать вл1яше на государственную волю. Они увидали, что нужно создавать внутреннш рынокъ путемъ поднят1я народна-го благосостояшя и развит1емъ народнаго образовашя, что было невозможно въ рамкахъ стараго строя.

ОтмЬченная политика относительно крестьянскихъ массъ создала въ деревнЬ вулканъ, на которомъ очутились помЬщики, и они тогда также вооч1ю увидали, что дальше такъ жить нельзя, что эти подачки и субсидш были хороши только тогда, когда самосознаше народныхъ массъ спало, а

когда оно пробудилось, нужно отказаться отъ этого и искать своего благополуч1я въ проведенш другихъ основъ государственной и общественной жизни.

Въ такой атмосфере господства крупнаго капитала контроль въ известной степени могъ бы выполнить свои функцш, если бы онъ былъ вполне независимъ, но этой независимостью онъ у насъ не обладалъ, вотъ почему онъ боялся даже соваться въ так1я дела, где пахнуло крупными суммами, и долженъ былъ ограничивать свою роль ловлей мелкой рыбешки, т.е. контролемъ мелкихъ и ничтожныхъ суммъ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контроль не былъ у насъ снабженъ достаточными средствами для выполнешя своихъ задачъ, у него были связаны руки, и процедура его дЬйствш была обставлена страшной волокитой.

Въ настоящее время мы вступаемъ въ другой строй жизни: надъ расходовашемъ народныхъ средствъ долженъ быть установленъ контроль, не бумажный только, а действительный, и этотъ контроль долженъ у насъ принять стропя формы, такъ какъ казнокрадство въелось въ плоть и кровь.

Надо заметить, что деятельность государственнаго контроля до сихъ поръ ограничивалась у насъ изследовашемъ частныхъ случаевъ неправильностей, обнаруживаемые, при ревизш, общ1я же заключешя по составлешю государственной росписи и финансовыхъ сметь онъ не давалъ, - у насъ, од-нимъ словомъ, бюджетнаго контроля не существовало, и даже во всеподданнейшемъ отчете государственный контролеръ обращалъ внимаше Государя лишь на более или менее важныя отдельныя дела, но почти не касался общаго направлешя деятельности отдельныхъ распорядителей.

Кроме того, громадныя обороты, производимые Министерствомъ Фи-нансовъ съ заграничными банкирами, биржевыя операцш и тому подобное, а также расходы изъ секретныхъ суммъ на известное Его Императорскому Величеству употреблеше у насъ изъяты изъ вЬдЬшя государственнаго контроля.

Необходимо реформировать государственный контроль. Въ настоящее время самимъ государственнымъ контролемъ выработанъ проектъ этой реформы, и здесь проводится полная самостоятельность государственнаго контроля, независимость его отъ правительства и парламентскихъ партш; государственный контролеръ выводится теперь изъ Совета Министровъ: онъ не можетъ входить въ него и участвовать въ немъ, за исключешемъ та-кихъ разсматриваемыхъ учрежденш. «Государственный контролеръ, - чита-емъ мы въ статье 9, - назначается Высочайшею властью и не можетъ быть сменяемъ иначе, какъ по суду или по требовашю Государственной Думы и Государственнаго Совета. Товарищъ государственнаго контролера назначается и увольняется тЪмъ же порядкомъ, какъ и государственный контролеръ».

Это, конечно, создастънеобходимую независимость контролю, и государственный контролеръ не будетъ бояться, выполняя свои функцш,

отдЬльныхъ властныхъ министровъ; не будетъ прятать документовъ, ком-прометирубщихъ то или другое ведомство только изъ опасешя того, что это можетъ повести къ конфликту съ властнымъ и вл1ятельнымъ министромъ...

Государственный контроль, по основнымъ положешямъ проекта реформы, не долженъ принимать никакого учаспя въ управленш вообще и, въ частности, въ распоряженш доходами и расходами, кромЬ суммъ, ассигнованных на его содержаше;на семъ основанш государственный контроль не долженъ давать никакихъ предварительные заключенш распорядитель-нымъ учреждешямъ или участвовать въ нихъ черезъ своихъ представителей.

Что учаспе представителей государственнаго контроля въ разныхъ учреждешяхъ должно быть устранено, - это не подлежитъ сомнЬнш. Такое учаспе дЬлаетъ контроль заинтересованнымъ, но такъ категорически отрицательно относиться къ дачЬ представителями контроля предварительные заключенш, ничЬмъ не связующихъ распорядителей кредитами, по нашему мнЬшю, едва ли можно.

Остановлюсь несколько на участш представителя контроля въ нЬкоторыхъ учреждешяхъ.

Распорядительныя учреждешя за последнее время стремились сделать представителей государственнаго контроля участниками въ своихъ распорядительные дЬйстаяхъ и тЬмъ, такъ сказать, снять съ себя ответственность или по крайней мЬрЬ ослабить ее. Такъ, мы видимъ, представители отъ государственнаго контроля включены въ совЬтъ государственнаго банка, въ совЬтъ крестьянскаго и дворянскаго банковъ, въ желЬзнодородные мЬстные совЬты и т.д.

Министерство Путей Сообщешя стремится къ тому, чтобы разноглася въ мЬстныхъ учреждешяхъ съ государственнымъ контролемъ разрЬшались въ центральныхъ коллегиальные учреждешяхъ Министрества Путей Сообщешя, при участш, конечно, представителей отъ контроля, по всЬмъ текущимъ платежамъ, по окончательнымъ расчетамъ съ подрядчиками, по освидЬтельствовашю матер1аловъ (деп. ЖелЬзнодорожной отчетности, отдЬлъ I, № 101, объ усиленш провозоспособности Сибирской жел. дор.).

Но государственный контроль въ настоящее время спохватился и не хо-четъ связывать себя слишкомъ тЬсно съ распорядителями кредитовъ и правильно говоритъ - вЬдь окончательныя рЬшешя по ревизюннымъ дЬламъ могутъ быть разрЬшены или совЬтомъ государственнаго контроля или Пра-вительствующимъ Сенатомъ, но отнюдь не самими подотчетными учреждешями, а если осуществится то, что предлагаетъ Министрество Путей Сообщешя, то эти дЬла будутъ окончательно рЬшаться въ комитетахъ или совЬтахъ при распорядителяхъ кредитовъ, хотя бы и при участш госу-дарственнаго контроля.

Въ наказъ начальнику работъ Сибирской жел. дороги въ § 16 говорится, что при достиженш соглаая съ мЬстнымъ контролемъ вопросъ представляется въ управлеше Сибирской жел. дороги, которая разрЬшаетъ его по

соглашешю съ деп. Железнодорожной отчетности, но по деламъ объ окон-чательномъ расчете съ подрядчиками въ случае несоглаая начальника ра-ботъ съ заключешемъ контроля дЬло решается въ ревизюнномъ порядке (примечаше къ § 26 или 28).

А по временнымъ правиламъ 1898 года по постройке Сибирской жел. дороги, «если местный контроль не изменить своего заключешя вторично (отрицательнаго, конечно, на что дается 3 дня), то строительное управлеше или производитъ уплату подъ своей ответственностью или представляетъ въ управлеше по сооружешю жел. дороги, где вопросъ и решается въ присутствш представителя государственнаго контроля».

При бывшемъ временномъ управленш казенныхъ жел. дорогъ, въ слечае разноглася съ контролемъ, уплаты производились подъ ответственностью начальника работъ, иэто не вело къ недоразумешямъ, но за последнее время начальники работъ после вторичнаго отказа контроля на производство того или другого платежа не производятъ последняго полъ своей ответственностью (они видятъ въ этомъ лишь свое право, а не обязанность), а отсылаютъ таюя дела въ центральныя учреждешя. Въ эту сторону направилась практика, но это ведетъ къ задержкамъ въ платежахъ, на что справедливо далуются подрядчики и поставщики, и управлеше по сооружешю жел. дорогъ признаетъ необходимымъ въ такихъ случаяхъ освободить начальника отъ обязательства производить платежи подъ своей ответственностью, а государственный контроль не хочетъ принимать на себя упрековъ въ замедленш платежей, такъ какъ подрядчики, конечно, это будутъ учитывать и поднимутъ цену на поставки. Контроль настаиваетъ на томъ, чтобы начальникъ был обязанъ произвести платежъ, если онъ не со-гласенъ съ замечашемъ контроля, и онъ, т.-е. начальникъ работъ, имеетъ право не производить уплаты лишь тогда, когда онъ согласенъ с замечешями государственнаго контроля; въ противномъ случае, какъ бы вЬски ни были соображешя контроля, онъ долженъ произвести уплату, а дЬло въ дальнейшемъ направляется въ ревизюнномъ порядке; следовательно, государственный контроль въ настоящее время желаетъ, чтобы при разноглааяхъ въ местныхъ советахъ с государственнымъ контролемъ дела не восходили бы на разрешеше комитета управлешя, а пусть начальники работъ тогда производятъ оспариваемыя действ1я подъ собственной ответственностью. Этимъ контроль хочетъ развязать себе руки для ревизюнной деятельности: въ самомъ дЬлЬ, у контроля въ данное время, быть-можетъ, нЬтъ всЬхъ нужныхъ свЬдЬнш для того, чтобы окончательно высказаться по тому или другому спорному вопросу, и онъ справедливо хо-четъ оставить за собой право въ будущемъ окончательно и съ авторитетомъ высказать свое суждеше.

О своихъ замечашяхъ, поведшихъ къ разноглааю, местный контроль долженъ сообщать въ департаментъ железнодорожной отчетности, чтобы

послЬднш обратилъ внимаше управлешя по сооружешю дорогъ на дЬятельность того или другого начальника работъ.

Итакъ, всЬ боятся отвЬтственности: желЬзнодорожная администращя желаетъ въ случаяхъ разноглася передавать дЬла въ центральныя учреждешя, чтобы сложить съ себя отвЬтственность, государственный контроль не хочетъ брать на себя отвЬтственности за затяжку платежей и говорить: «Я буду дЬлать замЬчашя на проектируемые платежи и друпя дЬйсгая, подлежащ1я моему контролю, но въ слечаЬ несоглаСя распорядителей съ моими замЬчашями распорядитель обязанъ произвести уплату или совершить дЬйсгая, на которыя было сдЬлано мною замЬчаше, а я оставляю за собою право въ будущемъ окончательно, если удостовЬрюсь въ неправильности этихъ дЬйсгай, привлекать распорядителя къ отвЬтственности въ ревизюнномъ порядкЬ, и распорядитель только тогда въ правЬ отказаться отъ производства уплаты или других дЬйсгай, если онъ съ моими заключешями т.-е. заключешями контроля, согласенъ».

Вернусь снова къ проекту реформы государственнаго контроля.

Ревизш въ настоящее время у насъ затягиваются налодго и происходятъ иногда черезъ нЬсколько лЬтъ послЬ того, какъ извЬстное дЬйсгае имЬло мЬсто, и тогда возстановить по слЬдамъ картину прошлаго иногда очень трудно; нужно производить ревиз1ю въ возможно краткш срокъ; для этого въ проектЬ устанавляется: требоваше контрольныхъ учрежденш о доставленш подлинныхъ дЬлъ и всякаго рода свЬдЬнш и документовъ, въ которыхъ встрЬчается надобность по ревизш, подлежитъ исполнешю въ двухнедЬльный срокъ со дня получешя требованш въ отчетномъ мЬстЬ.

Въ настоящее время отчетныя мЬста затягиваютъ присылку документовъ, повторныя требовашя нерЬдко ни къ чему не ведутъ, и виновныя лица зачастую никакимъ взыскашямъ за это промедлеше въ доставленш документовъ не подвергаются; настоятельная потребность здЬсь - расширить полномоч1я контроля по вытребовашю такихъ документовъ, и, пожалуй, нужно было бы серьезно обсудить вопросъ, не предоставить ли самому государственному контролю право налагать взыскашя за несвоевременное доставлеше отчетности, если, конечно, виновное лицо извЬстно. По проекту же эти взыскашя налагаются по-прежнему начальствомъ лицъ, виновныхъ въ недоставленш нужныхъ документовъ и отчетности, но можно опасаться что это опять будетъ въ сильной степени тормозить ревизюную дЬятельность контроля.

По проету реформы государственнаго контроля совершенно подлежитъ уничтожешю предварительный контроль, такъ какъ будто бы «предварительная ревиз1я не дала такихъ результатовъ, которые позволяли бы настаивать на сохраненш ея». Но прежде чЬмъ такъ категорически высказываться по этому пункту, слЬдовало бы подвергнуть всестороннему обсуждешю, почему она не дала результатовъ, каюе были въ ней дефекты; а дефекты эти были крпные: она имЬла дЬло у насъ не только съ законностью

распоряжешя кредитами, но и хозяйственностью, что явно невыполнимо, и проектъ, составленный 2 года тому назадъ, суживая сферу применешя пред-варительнаго контроля и ограничивая его надзоръ лишь законностью, сто-ялъ, на нашъ взглядъ, на более правильной почвЬ; вследстае такой неправильной постановки предварительнаго контроля иногда число условныхъ утвержденш и ассигновоеъ доходило до 75% общаго числа ихъ, представ-ленныхъ на ревиз1ю.

«Предварительная ревиз1я, - читаемъ мы въ объяснительной записке, -производится наскоро, притомъ почти исключительно младшими ревизюнными чинами, которые не имЬютъ времени не только докладывать возникающ1я у нихъ сомнЬшя начальнику учреждешя, но часто даже не мо-гутъ пользоваться указашемъ самостоятельныхъ старшихъ ревизоровъ». Но можно было бы выделить ассигновки свыше известной суммы и передать ихъ визировать въ контроле более опытнымъ лицамъ, тогда стали бы невозможны незаконныя выдачи авансовъ въ миллюны рублей безъ представлешя обезпечешя, указаннаго въ законахъ.

За государственнымъ контролемъ удерживается дача заключенш по смЬтнымъ предложешямъ министровъ, а равно по ходатайствамъ последнихъ о дополнительные ассигновашяхъ и объ изданш новыхъ зако-новъ, связанныхъ съ увеличешемъ расходовъ казны.

Намъ думается, что при томъ особомъ отношенш, которое старый режимъ выработалъ у насъ въ порядке расходовашя народныхъ средствъ, у насъ необходимы даже более стропя формы контроля, хотя бы на первое время. Вотъ почему предварительный контроль у насъ долженъ быть не только оставленъ, но даже расширенъ, а въ будущемъ, когда воспитается другое поколеше, создадутся друпе навыки и хорош1я традицш, тогда, мо-жетъ-быть, можно будетъ и ослабить этотъ контроль.

Конечно, предварительный контроль стеснителенъ, но что же делать? Намъ приходится считаться съ тяжелымъ наслед1емъ прошлаго.

Проектъ реформы высказываетъ свою точку зрешя на отношеше контроля къ технической поверке, производимой чинами отчетныхъ управленш. Мы читаемъ следующее въ объяснительной записке: «въ техни-ческихъ вопросахъ государственный контроль долженъ быть признанъ совершенно некомпетентнымъ, и вся роль его здесь должна ограничиться сличешемъ проверенной уже подлежащимъ начальствомъ технической отчетности съ денежной для убеждешя, что по сей последней не выписано въ расходъ более того, во что обошлись сооружешя и работы по техническимъ даннымъ».

При пр1еме и освидетельствовали различныхъ предметовъ, матер1аловъ и работъ чины государственнаго контроля въ отношенш качества ихъ удостоверяются актами, составляемыми отчетными управлешями.

Только въ случае явной неудовлетворительности качества матер1аловъ и предметовъ и совершеннаго несоответсгая съ услов1ями заготовлешя, чи-

ны контроля должны доводить до свЬдЬшя подлежащаго начальства, для принят1я мЬръ къ устранешю замЬченныхъ неправильностей.

Этимъ контроль въ значительной степени ослабляется, и съ такой постановкой нельзя согласиться: нужно снабдить чиновъ контроля необходимыми свЬдЬшями, а не уничтожать фактическш контроль.

По проекту, «фактической ревизш подчинаяются тЬ операцш, а равно обороты отчетныхъ, денежныхъ и матер1альныхъ капиталовъ, на которые распространена эта ревиз1я законами и особыми соглашешями министровъ и главноуправляющихъ съ государственнымъ контролеромъ».

Намъ думается, что нужно фактическую ревиз1ю распространить на всЬ вЬдомства, на всЬ денежные и матер1альные капиталы, а не предоставлять это соглашешю министровъ съ государственнымъ контролеромъ, и если уже по какимъ-либо соображешямъ дЬлать изъят1я, то эти изъят1я должны быть оговорены особо, иначе дЬло можетъ свестись къ той постановкЬ,которая въ настоящее время имЬетъ мЬсто въ интендантскомъ вЬдомствЬ, и слЬдовательно ревиз1я можетх свестись къ нулю.

Что фактическш контроль въ техническихъ вопросахъ оказался неком-петентнымъ - это вЬрно, но опять слЬдовало бы болЬе глубоко посмотрЬть, отчего это зависЬло: вЬдь нерЬдко фактическш конроль производили лица, никакого отношешя никогда не имЬвш1я къ техникЬ. Само собой разумЬется, что контроль со стороны такихъ лицъ могъ только дискредитировать себя, но все-таки здЬсь контроль много сдЬлалъ весьма полезнаго; хотя бы уже то надо поставить ему въ плюсъ, что онъ вскрылъ намъ, какъ составляются кондицш, когда предъявляются поставщикамъ таюя требовашя, которыя фактически не могутъ быть выполнены, и это даетъ возможность сдавать подряды и поставки только своимъ близкимъ людямъ, а между тЬмъ казна переплачивала здЬсь очень крупныя суммы, и въ настоящее время по настояшю государственнаго контроля эти кондицш на подряды и поставки пересматриваются.

И здЬсь, прежде чЬмъ вычеркивать техническш контроль, нужно произвести анкету черезъ контрольныя палаты, затЬмъ устроить съЬздъ представителей контроля, вЬдающихъ эти функцш на мЬстахъ, и тогда выяснится вопросъ, можно ли уничтожать этотъ контроль; думаю, что нЬтъ: хотя онъ и дурно былъ поставленъ, хотя лица, вЬдающ1я его, обычно на первыхъ по-рахъ нЬсколько лЬтъ учились, занимая уже отвЬтственныя должности, но тЬмъ не менЬе этотъ контроль имЬетъ немоснЬнныя заслуги передъ народ-нымъ хозяйствомъ Россш: по моему мнЬшю, его нужно опять-таки улучшить и углубить, нужно обставить особенными услов1ями замЬщеше этихъ должностей, нужно требовать спещальныхъ познанш въэтой области, лучше поставить лицъ, вЬдающихъ его, устраивать перюдичесюе съЬезды контро-леровъ, и на этихъ съЬездахъ они будутъ обмЬниваться взимнымъ опытомъ и наблюден1ями.

Покушешя на казенныя средства именно здесь-то и выработали много способовъ, какъ незаконно наживаться, и совсЪмъ отказаться отъ такой проверки - невозможно: хищничество именно здесь-то и свило себе прочное гнездо, создало, повидимому, даже легальныя формы, и вскрыть эту легальную оболочку другимъ путемъ, помимо критическаго отношешя къ технической поверке, едва ли есть возможность.

Можно переносить съ Запада лишь то, что пригодно, что соответствуетъ нашей действительности, между тЬъ здЬсь казна особенно много терпитъ убытковъ. Вотъ почему опять я думаю, что наслед1е прошла-го обязываетъ насъ къ особой осторожности въ реформе контроля.

Повторяю, стропя формы, даже более стропя, чЬмъ въ Западной Европе, намъ придется удержать, пока не создадутся друпя традицш, пока гласность не провентилируетъ тЬ слои, где совершается расходоваше на-родныхъ средствъ, но, по крайне мере, временно эту узду нужно сохранить.

Что касается организацш местныхъ контрольныхъ учрежденш, то предполагается по проекту изъ 59 ныне существующихъ контрольныхъ палатъ оставить только 26, но зато съ более обширными ревизюнными районами, такъ какъ будто бы вследстае раздробленности между отдельными самостоятельными въ ревизюнномъ отношенш органами поверяемаго отчетнаго матер1ала явялется весьма заметное разнообраз1е, какъ въ пршемахъ производства самой поверки, такъ равно въ ревизюнныхъ выводахъ и заключешяхъ...

Но ревиз1я для того, чтобы быть действительной, должна быть по возможности близкой къ ревизуемому месту или лицу, создаше же такихъ большихъ районовъ, можно опасаться, отдалить эту ревиз1ю, сделать ее еще более бумажной, чемъ она есть въ настоящее время.

Что пр1емы производства самой поверки разнообразны отъ одной контрольной палаты къ другой - это верно; но необходимаго единообраз1я можно достичь другими путями, - именно организащей съездовъ, о кото-рыхъ я уже говорилъ, иначе все равно пр1емы будутъ разнообразны и въ этихъ 26 контрольныхъ учреждешяхъ.

При новомъ строе, при желанш лучше поставить контроль, нельзя бу-детъ обойтись без съездовъ представителей контроля; эти съеезды внесутъ много новаго и здороваго въ контрольную деятельность, оживятъ ее.

Итакъ, необходимъ независимый контроль, нужно снабдить его достаточными полномоч1ями для выполнешя его великой задачи, нужно поставить его въ таюя услов1я, чтобы деятельность его была результативна, иначе у него опять опустятся руки, какъ это имеетъ место въ настоящее время; нужно дать право контролю всякое лицо, допустившее неправильность въ расходованш народнызх средствъ, привлекать къ ответственности, къ суду, не испрашивая на то разрешешя начальства.

Впрочемъ, надо надеяться, контроль при новыхъ услов1яхъ найдетъ опору въ Государственной Думе, и Дума тамъ, где контроль по старой

привычкЬ будетъ встрЬчать терши, своей авторитетной поддержкой облегчить для контроля выполнеше его новыхъ задачъ. Дума будетъ для контроля той живой водой, которая вольетъ въ него новую жизнь, бодрость и смЬлость, и онъ сластно сумЬетъ тогда поднимать голосъ при всякомъ покушенш на народныя средства, не боясь сильныхъ министровъ, и не будетъ уже болЬе прятать документы, раскрывающ1е тЬ или друпя язвы.

Но надо снабдить его достаточными полномоч1ями.

Государственная Дума, конечно, будеъ имЬть свои комиссш для провЬрки отчетовъ по исполнешю государственной росписи, и здЬсь государственный конролеръ дастъ имъ строго провЬренный матер1алъ и обратить внимаше Государственной Думы на правонарушешя или нехозяйт-свенность, имЬвш1я мЬсто въ текущемъ году.

Предполагается, по проекту, упразднить департмаентъ кредитной отчетности, такъ какъ за госдарственнымъ контролемъ не признается права ревизш отчетности государственнаго банка по его операщямъ. «Сущест-воваше департамента кредитной отчетности, - читаемъ мы въ объяснительной запискЬ, - могло бы имЬть достаточное свое основаше, если бы на государственный контроль была возложена повЬрка по документамъ всЬхъ операцш Министерства Финансовъ по кредитной части, производимые за счетъ государственнаго казначейства, какъ черезъ заграничныхъ банкировъ, такъ и по покупкЬ и продажЬ принадлежащихъ государству процентныхъ бумагъ, но въ настоящее время вредитныя операцш государственнымъ контролемъ документально не провЬряются на основанш свЬдЬнш, доставляе-мыхъ министромъ финансовъ, и вся повЬрка отчетности государственнаго банка въ настоящее время ограничивается повЬркой административныхъ расходовъ».

Но въ такомъ случаЬ необходимо распространить дЬятельность госу-дарственнаго контроля на операцш государственнаго банка, производимыя за счетъ казны. ВЬдь здЬсь идетъ вопросъ о громадныхъ суммахъ, особенно по выдачЬ ссудъ, и каюе убытки потерпЬла казна отъ выдачи внЬуставныхъ ссудъ... Однимъ словомъ, контроль долженъ быть распространенъ на вс вЬдомства, гдЬ только идетъ рЬчь о расходовали казенныхъ средствъ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.