Обращаясь
к источникам
П. Ф. Каптерев
Средняя школа, ея новъйшая исторш*
Самое новое реформаторское течете по постановка средней школы начинается съ самаго конца прошлаго стол"™, съ изв"стнаго циркуляра министра народнаго просвЪщешя Богол"пова отъ 8 iюля 1899 года.
Какъ известно, классицизмъ былъ введенъ у насъ въ семиде-сятыхъ годахъ, вопреки голосу общества и даже большинству членовъ Государственнаго Совета. Понятно, что онъ не вызывалъ къ себ" симпатiй ни въ родителяхъ, ни въ учащихся, т"мъ бол"е, что классическая система образовашя проводилась очень крутыми мерами и на практик" оказалась очень формальной и въ пе-дагогическомъ отношенш малоплодной, превратившись въ рядъ грамматическихъ упражненш (грамматическiй классицизмъ, какъ называли его н"мцы).
Попытка министра Делянова несколько смягчить эту суровую систему, освободить ее отъ ея мертвящихъ свойствъ, была ничтожна. Какъ только обществу открылась возможность говорить, оно опять (въ девяностыхъ годахъ прошлаго стол"™) страстно напало на классицизмъ. Министерство народнаго просвЪщешя и само понимало, что въ средней школ" не все обстоитъ благополучно, что и выражено въ изв"стномъ циркуляр" министра Богол"пова, возв"щавшемъ следующее: «среди педагоговъ и родителей учащихся въ гимназiяхъ и реальныхъ училищахъ давно слышатся жалобы на разные недостатки этихъ учебныхъ за-веденш. Указывается, наприм"ръ, на отчужденность отъ семьи и бюрократической характеръ средней школы, вносящш сухой формализмъ и мертвенность въ живое педагогическое д"ло и ставящш въ ложныя взаимныя отношенiя преподавателей и уче-
* Каптерев" П. Ф Средняя школа, ея нов"йшая истор1я // Каптерев" П. Ф., Музыченко А. Ф. Современныя педагогическ1я течен1я. М. : Книгоиздательство «Польза». В. Антик" и К°, 1913. С. 58 - 80.
никовъ; на невнимаше къ личнымъ особенностямъ учащихся и пренебрежете воспиташемъ нравственнымъ и физическимъ; на нежелательную спещализацт школы съ самыхъ младшихъ классовъ, обрекающую детей на известный родъ занятiй, прежде чЪмъ выяснятся ихъ природныя способности и склонности, на чрезмерность ежедневной умственной работы, возлагаемой на учениковъ, особенно въ низшихъ классахъ; на несогласованность программъ между собою и съ учебнымъ временемъ и на значительное наполнеше ихъ требовашями второстепенными или даже излишними; на недостаточное преподаваше русскаго языка, русской исторш и русское литературы и слабое ознакомлеше съ окружающей природой, что, взятое вместе, лишаетъ школу жизненнаго и нацюнальнаго характера; на излишнее преобла-даше древнихъ языковъ и неправильную постановку ихъ препо-даванiя, благодаря которой не достигается цель классическаго образованiя, несмотря на отводимое этимъ языкамъ значительное количество часовъ; на недостаточную умственную зрелость окончившихъ курсъ гимназш, что препятствуетъ успешному ходу ихъ университетскихъ занятш; на неудовлетворительную подготовку прошедшихъ курсъ реальныхъ училищъ для обученiя въ высшихъ спещальныхъ учебныхъ заведенiяхъ и вообще на слабую постановку преподавашя предметовъ въ техъ училищахъ».
Вотъ какой длинный списокъ жалобъ на школы и жалобъ весьма серьезныхъ. А это - не полный списокъ: онъ не исчерпываетъ всехъ недостатковъ школы. Самъ министръ въ своемъ циркуляре прибавляетъ, что «указываютъ и на мнопя другiя слабыя стороны средней школы, но перечислять ихъ было бы излишне». Совершенно справедливо, что излишне, потому что и перечисленныхъ за глаза довольно, чтобы признать школу находящейся въ крити-ческомъ положенш, если только жалобы справедливы. Призналъ ли министръ приведенныя жалобы справедливыми? На этотъ счетъ онъ выразился такъ: «хотя въ жалобахъ на наши средшя учебныя заведешя многое преувеличивается, ... я тЬмъ не менее не могу не признать въ этихъ жалобахъ известной доли справедливости». Министру трудно было сказать больше, но и сказаннаго весьма достаточно, чтобы видеть признаше министромъ положешя среднихъ школъ воистину плачевнымъ. Жалобъ очень много, и оне очень серьезны, а въ этихъ жалобахъ допускается известная доля справедливости. Известная доля справедливости въ весьма многихъ жалобахъ на недостатки школъ есть, несомненно, при-
знаше серьезнаго разстройства школы.
Если бы нашелся скептикъ, которому приведенный министерски циркуляръ показался бы недостаточно убедительнымъ свидетельствомъ разстройства школы, то онъ могъ бы окончательно прогнать и устранить всяюя свои сомнешя следующими тремя офищальнымъ заявлешями: 1) тотъ же самый министръ Боголеповъ въ другомъ своемъ циркуляре (отъ 1 августа 1900 года) разсуждаетъ о необходимости оживить деятельность кол-лепальныхъ учрежденш школъ - педагогическихъ советовъ и хозяйственныхъ комитетовъ, - исполняющихъ свои обязанности не въ полномъ объеме, или относящихся къ нимъ формально, или существующихъ только номинально. Между темъ педаго-гичесюе советы, принявъ на себя главное руководство воспи-тательнымъ деломъ, могли бы внести въ него жизнь и оградить учебныя заведешя отъ сухого формализма. Значить, школами во всехъ отношенiяхъ управляли въ сущности единолично директора, а какъ они управляли, это видно изъ второго офищаль-наго свидетельства. 2) Попечитель СПБ. учебнаго округа, по поводу приведеннаго циркуляра министра, счелъ нужнымъ (отъ 10 августа 1900 г.) внушить директорамъ гимназш и реальныхъ училищъ, чтобы они «наилучшимъ образомъ ознакомились съ содержашемъ Высочайше утвержденныхъ уставовъ вверенныхъ ихъ управлешю учебныхъ заведенш» и не входили бы къ нему за разрешешемъ такихъ вопросовъ, окончательное разрешеше которыхъ предоставлено педагогическимъ советамъ или хо-зяйственнымъ комитетамъ. Попечитель наставляетъ директо-ровъ, чтобы они, когда бываютъ въ учебные часы въ школахъ, не заседали бы въ канцелярiяхъ, покидая ихъ иногда для прiема родителей и оставляя преподаваше почти совсемъ безъ надзора, а посвящали бы незанятые ихъ собственнымъ преподавашемъ учебные часы главнымъ образомъ посещенiю уроковъ преподавателей. 3) Въ Высочайшемъ рескрипте отъ 25 марта 1901 года на имя назначеннаго министромъ народнаго просвещешя гене-ралъ-адъютанта Ванновскаго сказано: «опытъ последнихъ летъ указалъ на столь существенные недостатки нашего учебнаго строя, что я признаю благовременнымъ безотлагательно приступить къ коренному его пересмотру и исправлешю». Въ рескрипте высказывалась надежда, что новый министръ внесетъ «въ дело воспиташя русскаго юношества, умудренный опытомъ разумъ
и сердечное о немъ попечете», а въ своемъ приказ" министръ Ванновскш также подчеркнулъ необходимость разумнаго и сер-дечнаго попечешя объ учащихся.
Что же было предпринято для устранешя школьнаго развала, «въ д"л"», какъ сказано въ упомянутомъ Высочайшемъ рескрипт", «обновлешя и устроительства русской школы»? Подверглась неоднократному пересмотру учебная часть школы. Ее весьма подробно и обстоятельно обсуждали на разные лады разныя ко-миссш и подкомиссш устроеннаго министромъ Богол"повымъ совЪщашя по школьному вопросу; ту же работу заново сд"лала комисая по образован^ средней школы при министр" Ван-новскомъ. Эта комисая была наиболее см"лая и решительная. СовЪщаше Богол"пова составило ц"лый рядъ. теоретическихъ предположен^ о лучшемъ устройств" средней школы, совс"мъ не перешедшихъ въ жизнь1); комиссiя Ванновскаго прямо и решительно заявила, что правительственная общеобразовательная средняя школа должна быть единою, общаго типа для вс"хъ учебныхъ заведенiй сего рода, семиклассная, съ годовымъ курсо-мъ въ каждомъ класс"; первые три класса средней школы должны быть общими и обязательными для вс"хъ учениковъ, а, начиная съ IV класса, ученики д"лятся на дв" группы: одни изучаютъ дополнительный курсъ естествовЪдЪшя и графичесюя искусства, друпе, зам"нъ этихъ предметовъ, въ т" же часы изучаютъ ла-тинскiй языкъ, при общности остальныхъ предметовъ. Греческiй языкъ становился предметомъ необязательнымъ и преподавался для желающихъ на одинаковыхъ основанiяхъ съ англшскимъ языкомъ, но во вс"хъ университетскихъ городахъ, а также въ Вильн", въ одной изъ имеющихся въ нихъ среднихъ школъ должны были обязательно преподаваться греческш и латинскш языки. Аттестаты зр"лости отменялись и заменялись свидетельствами объ окончанш средняго учебнаго заведенiя. Ученики, прошед-шiе курсъ низшихъ школъ, приближающихся по своей программ" къ курсу первыхъ трехъ классовъ средней школы, могутъ поступать въ IV классъ съ пов"рочнымъ испыташемъ по предметамъ, не вошедшимъ въ программы этихъ школъ, а равно и по главнымъ предметамъ.
Изъ программы комиссш былъ осуществленъ лишь одинъ пун-ктъ - о прекращенш обязательнаго изученiя греческаго языка и превращен^ его въ необязательный. Нын" почти вс" гимназiи су-ществуютъ съ однимъ латинскимъ языкомъ. Эта реформа въ учеб-
номъ деле весьма важна, такъ какъ она сразу придала гимназiямъ, какъ учебнымъ заведешямъ, другой видъ. Все же остальные пункты программы комиссш Ванновскаго остались втуне. «Коренной пересмотръ и исправлеше» школьнаго строя, внесете «въ дело воспиташя русскаго юношества умудреннаго опытомъ разума и сердечнаго о немъ попечешя» - все это прозвучало, не оставивъ после себя заметныхъ следовъ. Правда, преемникъ Ванновскаго, г. Зенгеръ, выработалъ свой собственный «Уставъ гимназш, про-гимназш и приготовительныхъ школъ», но этотъ уставъ изъ рукъ творцовъ его прямо поступилъ на полки министерская архива, где благополучно и покоится. И вотъ, прежде чемъ что-либо существенное (помимо уничтожешя обязательности преподавашя греческаго языка въ гимназiяхъ) «въ деле обновлешя и устройства русской школы» было сделано, насталъ для нашихъ школъ бурный 1905-6 учебный годъ, выдвинувшш въ организацш школы новыя стороны, на которыя до сихъ поръ реформаторы не обращали внимашя, какъ-будто бы даже и совсемъ не замечали ихъ. На исторш этого учебнаго года нужно остановиться, такъ какъ въ жизни нашей средней школы онъ имеетъ весьма важное значеше.
Смутное время въ школе началось много ранее сильныхъ вол-ненш 1905-6 учебнаго года. Классическая система вызывала всеобщее недовольство, которое нельзя было задушить суровыми мерами, а потому, рано или поздно, недовольство школь-никовъ и общества должно было выразиться совершенно явно и открыто. Въ школахъ съ последнихъ годовъ прошлаго столе™ начали образовываться союзы школьниковъ, преследовавшiе сложныя задачи, отчасти академичесюя, а отчасти политичес-юя. Собственно, подобные кружки существовали и ранее, еще въ восьмидесятыхъ и даже семидесятыхъ годахъ, но они были подавляемы, особенно кружки съ преобладающимъ полити-ческимъ характеромъ; академичесюе же кружки едва влачили свое существоваше въ виде разрозненныхъ мелкихъ группъ. Съ конца девяностыхъ годовъ прошлаго столе™ они ожили, при-нявъ опять двойной характеръ: преимущественно политичес-кихъ кружковъ и кружковъ академическихъ. Въ южныхъ кружкахъ политическая окраска была гораздо ярче, чемъ въ северныхъ. Напримеръ, северный союзъ, сформировавшая въ Петербургъ въ 1903-4 учебномъ году изъ петербургской организацш среднихъ учебныхъ заведенш, существовавшей до того летъ пять, такъ
опред"лялъ свои задачи: «подъемъ умственнаго и нравственнаго уровня учащихся и пробуждеше въ широкихъ ихъ массахъ живого и глубокаго интереса къ окружающей насъ сощально-по-литической действительности». Союзъ хот"лъ помочь учащимся «выработать законченное, научнообоснованное , прогрессивное, сощально-политическое мiросозерцанiе... развить въ ученикахъ чувство общественности, ораторсюя способности и политически тактъ», подготовить «сознательныхъ, стойкихъ борцовъ за свободу и лучшее будущее и будущихъ уб"жденныхъ прогрессив-ныхъ деятелей свободной Россш»; но, съ другой стороны, союзъ объявлялъ себя безпартшнымъ и решительно высказался за воз-держанiе «отъ всякаго активнаго вмешательства въ сощально-политическую жизнь страны». Въ академической борьб" союзъ охотно принималъ учас^е, желая придать ей бол"е правильный и культурный характеръ. «Мы признаемъ, что академическая борьба им"етъ большое общественно-воспитательное значеше и что духъ протеста въ учащихся является лучшимъ противод"йств!емъ рабской покорности школьной дисциплин", сохраняющимъ отъ ея растл"вающаго влiянiя».
Въ 1903 году возникла среднешкольная организащя на юг" Россш (третья по счету) подъ именемъ «Союза молодежи». Ея учредительный комитетъ въ март" 1903 г. опубликовалъ таюя ре-золюцш: «образовать среди воспитанниковъ среднихъ учебныхъ заведенш особую организацт, которая занялась бы подготовкой этой молодежи къ предстоящей ей борьб" за свои права; такъ какъ сов"щаше представителей пе считаетъ возможнымъ для учащейся молодежи добиться при современномъ казармен-но-полицейскомъ устройств" Россш какихъ-нибудь крупныхъ уступокъ своими собственными силами, то поэтому постановило: оказывать д"йствующимъ въ Россш революцюннымъ пар^ямъ посильную помощь, какъ деньгами, такъ и подготовкой учащейся молодежи къ революцюнной д"ятельности, а потому сов"щаше поручило учредительному комитету завязать сношешя съ рево-люцюнными партiями въ Россiи».
Подобныя же постановлешя выносили сов"щанiя и другихъ организацш южно-русскихъ учебныхъ заведенiй.
Въ 1905-6 учебномъ году и академическая и, политическая борьба школьниковъ противъ существующихъ порядковъ въ государств" и школ" обострилась до крайности, приняла массовый характеръ и широкой волной разлилась по всей Россш. Пов-
сюду, и въ большихъ и въ малыхъ городахъ, учащаяся молодежь заволновалась и запротестовала. Учащимися стали выноситься самыя резюя политичесюя резолюцiи: манифестъ 17 октября признавался жалкой подачкой, данной для обмана возставшаго народа, провозглашалась демократическая республика, основой которой является учредительное собрате, а последнее въ свою очередь опирается на всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право. Было много и комическаго въ этомъ по-литическомъ движенш школьниковъ. Такъ, ученики средней и низшей школъ въ Екатеринославе приняли и опубликовали такую резолюцт: «затхлая атмосфера всероссшской тюрьмы заставила и насъ, воспитанниковъ среднихъ и низшихъ учебныхъ заведенш г. Екатеринослава, громко заявить о своихъ нуждахъ... На нашемъ знамени не будетъ больше академическихъ требо-ванш: только политичесюе лозунги будутъ руководить нашимъ движешемъ. Академичесюя же наши нужды мы будемъ, по мере возможности, удовлетворять революцюннымъ путемъ. Въ виду всего этого мы постановляемъ: 1) прекратить забастовку съ 2 5 ноября 1905 года; 2) объявить единственнымъ нашимъ требо-вашемъ созывъ учредительнаго собрашя на основахъ всеобщаго, равнаго, прямого и тайнаго голосовашя; 3) необходимыя наши нужды удовлетворять, по мере возможности, революцюннымъ путемъ; 4) координировать наши выступлешя на арену борьбы съ выступлешями другихъ революцюнныхъ группъ». Богатая тема для водевиля и всякаго рода каррикатуръ, особенно при сопос-тавленш сообщешя (изъ того же времени) объ одной мужской гимназш: «партш, несомненно, образовались. Каждый разъ, какъ оне доходили до крупныхъ столкновенш, гимназш распускали изъ опасешя общей драки»2).
Въ движенш школьниковъ 1905-6 учебнаго года есть не только политическая сторона, возбуждающая и смехъ и слезы, но и другая, собственно педагогическая. Заслуживаетъ самаго серь-езнаго внимашя борьба среди самихъ школьниковъ по вопросу о томъ, следуетъ или нетъ принять имъ учас^е въ современномъ политическомъ движенш.
Еще задолго до 1905-6 учебнаго года возникъ этотъ вопросъ. И на севере, и на юге представители союзовъ среднихъ учебныхъ заведенш спорили между собою, нужно ли вовлекать гим-назистовъ въ политику или нетъ. Невское центральное отделеше объединенныхъ организацш и кружковъ признавало главною и
ближайшею задачею каждаго кружка учащихся саморазви^е, лишенное какого бы то ни было политическаго отт"нка, потому что навязывать неподготовленному челов"ку политичесюя идеи, особенно идеи какой-либо д"йствующей партш - значить догматически направлять его разви^е въ изв"стную сторону, суживать его умственный кругозоръ, чего не им"етъ права д"лать никакая руководящая группа, какъ бы ни была сознана ею необходимость трактуемыхъ идей. Желательно, конечно, чтобы наряду съ осв"щешемъ всевозможныхъ вопросовъ давалось правильное осв"щеше и современныхъ революцюнныхъ течешй, но таковое осв"щеше отнюдь не должно быть преднам"ренно тенденцiознымъ. А южно-русская группа держалась какъ-разъ противоположныхъ взглядовъ, утверждая, что нужно давать возможно полное и законченное политическое воспиташе учащейся молодежи, снабжать ее оружiемъ революцюннаго мiровоззр"нiя и революцiонной программы.
На с"вер", въ петербургскихъ кружкахъ, повторилось то же явлеше. «С"верный союзъ» полагалъ, что одностороннее увле-чеше политикой, при отсутствiи критической способности и на-учнаго фундамента, повело бы только къ политическому дил-лентантизму, усвоешю верховъ и одной формы. Безпорядочное чтеше нелегальной литературы породило среди учащихся уродливый типъ узкаго, убогаго, но высоком"рнаго политическаго фанатика. Это обыкновенно люди безъ критики, воспринявшiе одну только форму политическаго учешя. Задача среднешколь-наго движешя бороться съ такимъ явлешемъ, помогать учащимся сознательно вырабатывать свои уб"ждешя, а не принимать ихъ безъ критики на в"ру. Революцюнные недоросли - явлеше печальное. «На знамени среднешкольнаго движешя всегда будетъ написано: научное знаше и сознательная выработка уб"ждешй».
Наконецъ, нелегальный студенческш органъ «Студентъ», из-дававшiйся заграницей въ 1903 году, разсматривалъ активное учас^е учениковъ средней школы въ революцюнной борьб", какъ одно изъ самыхъ грустныхъ явлешй современности, и р"зко осуждалъ партшность некоторыхъ среднешкольныхъ организа-цiй (въ № 3 журнала). «Мы относимся отрицательно къ т"мъ то-варищамъ, которые, - говорилось въ этомъ журнал", - пренебрегая серьезными знашями, сп"шатъ вылить свое революцюнное настроеше въ жизнь, примыкая къ д"йствующимъ партiямъ, какъ ихъ активные члены. Партшныя разногласiя проникаютъ отчас-
ти уже въ организацш среднеучебныхъ заведенш и, несомненно, способствуютъ не уяснешю истины, а затемнешю ея, давая тен-денцiозное направленiе молодымъ умамъ»3).
Указываемое явленiе чрезвычайно важно. Если бы борьба шла не тайно, а явно, не въ заграничныхъ нелегальныхъ органахъ, а въ законныхъ русскихъ, то, несомненно, русское общество своимъ нравственнымъ авторитетомъ поддержало бы ту часть юношества, которая была противъ слепого, на веру, усвоешя революцюнныхъ взглядовъ и активнаго выступлешя въ политической борьбе, а вместе съ этимъ сколько молодыхъ силъ было бы спасено для производительной работы на пользу отечества, какъ умягчена, ослаблена была бы буря въ среднихъ школахъ въ 1905-6 учеб-номъ году! Но, - увы! мятущiеся школьники были предоставлены самимъ себе, а они такъ нуждались въ помощи, такъ просили ея. «Работать однимъ надъ образовашемъ и выработкою убежденш,
- взывали они, - не всегда бываетъ легко. Часто мы нуждаемся въ указашяхъ и советахъ. Сколько помощи въ этомъ отношенш могла бы оказать интеллигенщя! Молодые профессора, литераторы, адвокаты, педагоги работою въ кружкахъ самообразовашя, со-ставлешемъ программъ могли бы устранить мнопя трудности съ нашего пути и дать намъ то положительное знаше, въ которомъ отказала намъ школа»4).
Когда начался бурный 1905-6 учебный годъ, и тогда первыя выступлешя молодежи были академичны, скромны (сравнительно), сопровождались оговорками, что «наши отцы и матери пой-мутъ и поддержатъ насъ», что учащiеся пойдутъ на забастовку только тогда, когда это окажется действительно необходимымъ. «Мы все хорошо сознаемъ», - говорилось въ заявленш учащихся петербургскихе среднихъ учебныхъ заведенш, - что существо-ваше среднешкольнаго режима тесно связано со всемъ полити-ческимъ режимомъ страны. Но мы также хорошо сознаемъ, что не намъ - младшему ея поколешю - вести съ нимъ борьбу: это
- дело и право нашихъ старшихъ братьевъ и родителей. Это не значитъ, однако, что та борьба, которую мы ведемъ, безплодна и безсмысленна. Она не направлена противъ коренныхъ причинъ, она не можетъ осушить болота, но она спасаетъ сотни погибаю-щихъ въ немъ... Только близоруюе люди или люди, сознательно лгущiе, могутъ назвать эту нашу борьбу «игрою.въ политику». Мы не играемъ, когда боремся съ высасывашемъ изъ насъ души живой, а нередко и жизни. И если подчасъ наша борьба принимаетъ
ненормальныя формы, то не наша въ этомъ вина. Тяжела, трудна и ненормальна наша борьба. Когда же наступитъ, наконецъ, то желанное время, когда намъ не нужно будетъ вести ее?»5).
0, если бы въ это время было обращено серьезное и благожелательное внимаше на заявлешя учащихся! Но никто не внималъ ихъ голосу, молодежь была предоставлена самой себ".
Чего же добивались школьники въ бурный 1905-6 учебный годъ?
Приведемъ дословно, какъ типичную, резолюцт (отъ 23 сентября 1905 г.) собрашя гимназистовъ г. Тулы, а потомъ пополнимъ эту резолющю н"которыми новыми черточками, разс"янными въ другихъ резолющяхъ. Нужно зам"тить, что гимназичесюя резо-люцш весьма сходны между собою и повторяютъ одни и т" же требовашя, часто т"ми же даже словами.
1. Принимая во внимаше: 1) факты массоваго протеста и воз-буждешя учащихся, им"вшiе м"сто за посл"днее время и въ тульской гимназш (при крайне нежелательной форм" ихъ выражешя), 2) причины подобнаго настроешя, лежащiя въ основ" нашего школьнаго режима, собраше считаетъ неотложной необходимостью коренную реформу средней школы на началахъ автономности, демократизма и доступности школы, при контрол" общества, широкой гласности и свобод" школьнаго д"ла, присоединяясь такимъ образомъ къ программ" всероссшскаго учительскаго союза. II. Въ виду невозможности проведешя коренной реформы среднихъ школъ въ настоящш моментъ, до общей реорганизацш государственнаго строя Россш, мы, въ ц"ляхъ н"котораго ос-лаблешя недостатковъ сред ней школы, требуемъ немедленнаго проведешя сл"дующихъ м"ръ: 1) отм"ны вн"класснаго надзора со стороны педагогическаго персонала, 2) уничтожешя ин-спекцiи въ старшихъ классахъ и воспитательнаго надзора надъ пансюнерами старшаго отд"лешя, 3) в"жливаго обращешя съ учащимися, 4) предоставленiя учащимся права и возможности устраивать кружки самообразовашя, библютеки, кассы взаимопомощи, товарищескш судъ и т. п., 5) предоставлешя учащимся права и возможности совм"стнаго обсужденiя вопросовъ школьной жизни, 6) отм"ны всякихъ ограничешй въ прав" пос"щенiя театровъ, научных" зас"дашй, библiотекъ и другихъ обществен-ныхъ учрежденiй, 7) предоставлешя родителямъ права свобод-наго избрашя квартиръ для учащихся, 8) обязательнаго вызова учащагося и его родителей въ педагогическш сов"тъ для объ-
яснешя во всЪхъ случаяхъ, грозящихъ ученику исключешемъ,
9) отмены всевозможныхъ преследован^ со стороны школьнаго начальства за убеждешя какъ ихъ самихъ, такъ и ихъ родителей,
10) отмены надзора за исполнешемъ религiозныхъ обязанностей какъ для приходящихъ, такъ и для пансюнеровъ въ особенности, 11) полной отмены всехъ наказанш, унизительныхъ для учащихся или вредныхъ для ихъ здоровья, 12) предоставлешя пансiонерамъ права безпрепятственно пользоваться отпускомъ въ будни, 13) отмены ограниченш въ праве пользоваться отпускомъ, какъ меры наказанiя, допущенiя въ пансюнЪ всехъ изданiй легальныхъ. III. Осуществлеше этихе требованiй является единс-твеннымъ средствомъ успокоенiя гимназiи6).
Дополнительныя требованiя изъ постановленiй на сходкахъ учащихся въ другихъ среднихъ школахъ: 1) сокращеше до минимума преподавашя древне-русской словесности и введете изу-ченiя новыхъ авторовъ; 2) расширеше ученической библiотеки и допущеше въ нее. всехъ цензурныхъ изданш, при чемъ въ комис-аю по выписке книгъ и перюдическихъ издaнiй должны входить три ученика старшаго класса; 3) пользовaнiе фундаментальною библютекой; 4) уничтоженiе карцера, арестовъ и кондуитовъ (полтавсюе реалисты 10 октября 1905 г.); 5) чтобы представители церкви не произносили речей, носящихъ враждебный харак-теръ по отношешю къ иноверцамъ (20 октября 1905 г. ученики и ученицы среднеучебныхъ заведенш г. Азова); 6) запретить учи-телямъ сеять рознь между учащимися путемъ натравливашя одной нацюнальности на другую; 7) не вносить въ среду учащихся разврата шпюнства (либавсюе учaщiеся отъ 25 октября 1905 г.); 8) свобода преподавашя: преподаватель можетъ или сокращать, или дополнять программу, по желашю ученицъ или по собственному усмотрешю; 9) неприкосновенность корреспонденцш (ученицы оренбургской женской гимназш).
Сводка требованш учащихся г. Полтавы, сделанная родитель-ско-педагогическимъ кружкомъ: I. Школьная жизнь: 1) реформа учебнаго дела: а) неразрывная связь средней школы съ высшей, достигаемая изменешемъ программъ и дающая доступъ въ вы-сшiя учебныя заведешя всемъ воспитанникамъ и воспитанница-мъ, окончившимъ среднюю школу; б) уничтожеше процентной нормы при прiеме евреевъ въ среднiя учебныя заведешя; с) расширеше ученическихъ библютекъ всеми книгами, не запрещенными общей цензурой, и безпрепятственное пользоваше кни-
гами фундаментальной библютеки. 2) Реформа воспитательной части: а) в"жливое обращеше, б) уничтожеше карцеровъ, обыска и кондуита, с) безнаказанность за политичесюя и релипозныя уб"жденiя. II. Вн"школьная жизнь: 1) дефекты школы: а) уничтожеше вн"школьнаго надзора, свободный выборъ квартиръ и друпя требованiя, составляющiя повторенiе вышеизложен-ныхъ7).
Въ этихъ заявленiяхъ стоило серьезно разобраться. Нельзя не зам"тить, что т" требованiя, которыя наибол"е т"сно связаны съ уваженiемъ личности учащихся, повторяются очень часто, почти каждой школой. Таково требоваше в"жливаго обращешя со стороны педагоговъ, въ частности директора. Хотя сов"ты часто отв"чали, что это требованiе всегда предполагается сов"томъ и не нарушается или р"дко нарушается, но его постоянное пов-торенiе вс"ми школами, и мужскими, и женскими, а нер"дко и подчеркиваше этого требовашя, свид"тельствуютъ, что въ ука-занномъ отношеши д"ло обстояло не совс"мъ благополучно. Гимназисты г. Новочеркасска прямо заявляли сл"дующее: «какъ на одну изъ самыхъ ненормальныхъ сторонъ нашей школы въ частности мы обращаемъ внимаше на грубое и нев"жливое обращеше педагогическаго персонала съ учениками и требуемъ къ себ" гуманнаго и вполн" в"жливаго обращешя»; А новочеркас-сюя гимназистки, предъявивъ ц"лый рядъ требовашй, прибавили: «мы не забываемъ важн"йшаго пункта - признашя за ученицами личности». Ученицы оренбургской женской гимназш требовали уничтожешя шпiонства во всякомъ его проявлешй и неприкосновенности личности, - чтобы ни одинъ изъ педагоговъ не до-пускалъ насм"шекъ надъ ученицами. Первая мужская гимназiя въ Казани указывала на неоднократные случаи грубаго обращешя учителей съ учениками, несправедливыхъ и бездоказательныхъ обвинешй и проявлешя оскорбительнаго недов^я.
Зат"мъ, учащiеся много хлопотали о кружкахъ для самообра-зовашя, объ устраненiи вн"школьнаго надзора, о получеши права избирать своихъ представителей-старостъ, объ опредЪлеши ихъ правъ и обязанностей, о прав" и компетенцш товарищес-кихъ судовъ, и вм"ст", по неразрывной связи, о прав" сходокъ по классамъ и общешкольныхъ. Мнопя школы пытались создать по этимъ предметамъ правильное и точное законодательство, нер"дко включая въ него и положеше объ организацш союза среднеучебныхъ заведенiй города или района или вс"хъ сред-
нихъ школъ, при чемъ такому союзу придавалось или преимущественно академическое значеше, хотя бы и съ правомъ входить съ заявлешями въ правительственные и общественныя учреждешя по вопросамъ о средней школе (проектъ академическаго союза средне-учебныхъ заведенш г. Петербурга), или указывалась ему довольно видная политическая деятельность - борьба за улуч-шеше государственнаго строя, устройство митинговъ, забасто-вокъ, бойкота отдельныхъ учителей и т. п. Тамъ, где учащiеся стояли на чисто академической почве, тамъ имъ иногда удавалось достигнуть одобрешя своихъ стремленш местною учебною властью и даже относительно старостъ и сходокъ, имъ удалось одинъ разъ получить соглаае совета и попечителя, именно уче-никамъ петербургской введенской гимназш было разрешено советомъ и попечителемъ: въ классахъ V-VШ выбирать старостъ и ихъ помощниковъ, въ свободное отъ занятш время устроять въ помещенш гимназш чтешя и рефераты, собираться (старшимъ классамъ) на сходки, съ предварительнаго соглаая начальства гимназш, устроить въ гимназш читальню и выбирать книги для ученической библютеки подъ руководствомъ преподавателя8).
Въ то время, когда учащiеся критиковали современный школьный строй и высказывали, какъ, по ихъ мнешю, съ ихъ точки зрешя, нужно организовать школу, подобную же работу вела и некоторая часть преподавателей съ своей точки зрешя; она также критиковала современный строй и высказывала свои взгляды и пожелашя. Замечательно, что эти две отдельныя работы, ис-полненныя разными лицами, въ сущности сошлись не только въ своей отрицательно-критической части, - что неудивительно, -но и въ положительной. Мы имеемъ въ виду две работы учитель-скаго персонала: тифлисскихъ педагоговъ, петербургскихъ и московскихъ. Первая работа, въ известномъ смысле, представляется особенно знаменательной, такъ какъ она имеетъ некоторый офищальный характеръ.
(Продолжение следует)