точником информации для принятия управленческих решений (управленческой информации).
За рубежом обычно для удовлетворения различных информационных потребностей создают управленческую информационную систему (managment information system — MIS). Эта система состоит из взаимосвязанных подсистем, которые выдают информацию, необходимую для управления компанией. При этом подсистема управленческого учета [3] является наиболее важной, т. к. она играет ведущую роль в управлении потоком экономических данных и направлении их во все подразделения фирмы(центры ответственности).
Таким образом, систему управления предприятием можно представить как синтез информационной системы, выполняющей функции сбора, обработки и представления информации о внутренней (рис. 2) и внешней (рис. 1) средах и организационной структуры. Совмещение этих двух систем порождает функциональную систему управления предприятием. Система управления, синтезированная на базе информационной, достаточно легко формализуется, поддается математической оптимизации и является хорошей базой автоматизации процессов планирования, контроля и учета хозяйственной деятельности — залога эффективности принятия управленческих решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сьюзен Линц, В. Ланкин. Стратегия предприятий России — лето 1995 года. // Известия ТРТУ № 2. Таганрог.: 1996.
2. Борман Д., Воротина Л., Федерман Р. Менеджмент: Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: Steuer und Wirtschaftsverlag, 1992.
3. Друри К.. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.
4. Корсаков М.Н. Современные системы учета. Известия ТРТУ № 1. Таганрог: 1995.
ББК 65. 050. 9(2Р) 2 Я 73
Е.Г. Непомнящий
ПОСТАНОВКА КУРСА “ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ”
ДЛЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРОВ)
Кафедрой экономики ТРТУ разработана и успешно внедряется концепция экономического образования студентов инженерных специальностей.
В основу этой концепции положены следующие посылки:
— использование и творческое развитие сложившейся системы экономического образования студентов инженерных специальностей;
— учет новых рыночных реалий в экономике России;
— опыт зарубежных ВУЗов по экономическому обеспечению инженерной подготовки;
— диалектическое единство технической и экономической сторон НИОКР, организации производства и эксплуатации технических устройств;
— необходимость уже на начальных стадиях НИОКР обеспечить маркетинговый подход к разработке и технологическое обоснование стратегии конкурентного успеха фирмы.
В соответствии с разработанной концепцией общая структура технико-экономической подготовки инженеров состоит из трех уровней:
— базовое экономическое образование;
— курс “Экономика и управление предприятием”;
— технико-экономическое проектирование.
Содержание курсов Базовое экономическое образование
Основные принципы экономики. Теория спроса и предложения. Определение и измерение национального дохода, занятости и цен. Денежная и налоговая политики. Рыночная инфраструктура. Курсы валют и торговые балансы. Основные национальные счета. Межотраслевой баланс.
Курс “Экономика и управление предприятием” будет более подробно рассмотрен ниже.
Технико-экономическое проектирование
Основные принципы проектирования.
Оценка эффективности вариантов проекта.
Информационное обеспечение проектирования.
Инженерная экономика и анализ издержек в течение жизненного цикла изделия.
Экономическая оценка проблем качества, безопасности, технологичности, унификации.
Маркетинговые аспекты проектирования.
Техника моделирования, принятия решений и их оптимизации.
Отчетная и техническая документация.
Курс “Экономика и управление предприятием”
До 1996 г. для студентов инженерных специальностей курсы экономического блока дисциплин (“Экономика предприятия”, “Менеджмент” и “Маркетинг”) читались раздельно в указанной последовательности, при этом курс “Менеджмент” состоял из двух частей — теории управления и организации производства. Указанные выше курсы взаимозависимы, дополняют и поясняют друг друга. Последнее привело к решению кафедры экономики ТРТУ о целесообразности разработки и внедрения в учебный процесс интегрального курса “Экономика и управление предприятием” (в рамках концепции экономического образования инженеров), предусматривающего изучение четырех дисциплин в их гармонической диалектической связи: экономика предприятия, основы маркетинга, управление и организация производства.
Целесообразность этого решения подтверждается, в частности, и требованиями образовательных стандартов для инженерных специальностей, где предусматривается изучение такого курса.
Модель (содержание) курса представлены на рис. 1, где на фоне графиков экономической жизни инвестиций и жизненного цикла товара (изделия) показаны последовательность изучения тем курса, как этапов деятельности фирмы от возникновения идеи нового изделия (в результа-
Рис. 1. Содержание курса "Экономика и управление предприятием'
Сбыт и прибыль
(руб-)
Тема1. Предмет и задачи курса
Тема 2. Место и роль предпиятия в обществе
Тема 3. Сущность
цели и задачи
менеджмента.
Основные функции и
организационнные
структуры
управления
Тема 4. Роль издержек в бизнесе
Тема 5.
Маркетинговый подход к
предприниматель-ской деятельности
Разработка товара
Тома 6. Научно-техническая и органзаионная подготовка производства
Сбыт (темы 9. 10, 11,12)
Распределение и стимулирование
__________продаж. Сервис___________
Этапы
Цена
Упадок
Максимальный денежный отток
Экономический срок жизни инвестиций-инвестиций——*|
Производство
Освоение производ- Тема 7. Производственный процесс, типы прроизводства, производственная структура предприятия Тема 8. Организация технического, материального и трудового обеспечения призводства
Издержки
Входная Производство Вспомогательные и общие функции
Полная цепь издержек
Анализ и управление
Сравнение с целями и ресурсами в конкретных рыночных условиях. Координация. Регулирование
Курс
"Экономика
и
управление
предприятием"
(фирмой)
Для инженерных специальностей Часов-106
в том числе
лекции-72
пракгика-36
Время
Тема 13. Основные методы управления Тема 14. Организация управления предприятием Тема 15. Система прогнозирования и планирования деятельности предприятия
Тема 16. Методы управления предприятием в условиях рынка
Тема 17. Обеспечение качества продукции
Тема 12.
Процесс управления
И Н 2 Ф
о
ш В ч о
§ 3
ас Я ы 3
ы
ф
ъ
8
к
8
я
ъ
о
03
и
о
й
о
н
и
РЭ
к о о -3
(V
3 й о
о к а
-3
а
П5
4 о
В о
° а
Е о X3 Е Рэ И ■ и о
о
н
и
РЭ
и
а
а
СО
и
го
о
ч
а
Й
н
ч
н
н
го
й
Р
ч
а
л
о
о
я
а
Зс
и
СҐ
3
V:
о
я
В курсе осуществлен системный подход к разработке и реализации любых управленческих решений с учетом внешней среды предприятия (маркетинг), основных сфер управления его внутренней среды (НИОКР, производство, общее и финансовое управление).
Каждая тема курса, кроме сущности и содержания рассматриваются в следующих аспектах:
— цели и задачи предприятия в зависимости от рыночной конъюнктуры;
— управление процессом;
— оценка издержек, прибыли.
Содержание курса "Экономика и управление предприятием"
Курс состоит из пяти разделов.
Раздел I — Подготовительный
Темы:
1. Предмет и задачи курса, модель курса.
2. Место и роль предприятия в обществе.
2.1. Роль фирмы в современном обществе.
2.2. Производственный процесс — основа деятельности фирмы.
2.3. Внутренняя и внешняя среда предприятия и их взаимосвязь. Мировой рынок и его развитие.
2.4. Организационно-правовые формы организаций в России. Характеристика коммерческих организаций по основным признакам.
3. Сущность, цели и задачи менеджмента.
Основные функции и организационные структуры управления.
3.1. Менеджмент как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления.
3.2. Понятие и классификация функций управления.
3.3. Организационные структуры управления.
4. Роль издержек в деятельности фирмы.
4.1. Структура бизнеса как системы.
4.2. Прибыль.
4.3. Издержки производства и сбыта продукции (полная себестоимость).
4.4. Хозяйственные средства (имущество предприятия, экономическое содержание и структура).
4.5. Основные средства предприятия.
4.6. Оборотные средства предприятия.
4.7. Источники формирования хозяйственных средств.
4.8. Основные экономические показатели деятельности предприятия.
5. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности.
5.1. Определение маркетинга.
5.2. Процесс управления маркетингом.
5.3. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации.
5.4. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей.
5.5. Рынок предприятий и поведение покупателей от имени предприятий.
5.6. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара.
5.7. Товары. Товарные марки. Упаковка. Услуги.
5.8. Стратегия разработки новых товаров.
Раздел II. Разработка товара. Подготовка производства
Темы:
6. Научно-техническая и организационная подготовка производства.
6.1. Структура цикла создания и освоения нового товара. Жизненный цикл товара (изделия) и место в нем научно-технической подготовки производства.
6.2. Сокращение сроков создания и освоения новых товаров. Задачи и методы.
6.3. Планирование создания и освоения новых товаров. Сетевое планирование и управление.
6.4. Научная подготовка производства (НИР и ОКР).
6.5. Оценка эффективности НИР и ОКР.
6.6. Рыночные испытания товаров (пробный маркетинг).
6.7. Техническая подготовка производства.
Конструкторская подготовка серийного производства. Технологическая подготовка производства. Организационная подготовка производства. Примерное распределение работ по КПП, ТПП и ОПП на различных этапах ОКР.
6.8. Функционально-стоимостной анализ при технико-экономической отработке конструкторских и технологических решений.
6.9. Характер применения технико-экономических показателей новых изделий на стадии освоения.
Раздел III. Производство
Темы:
7. Производственный процесс и типы производства.
7.1. Производственный процесс и принципы его организации.
7.2. Типы производства и их технико-экономическая характеристика.
7.3. Производственная структура предприятия.
7.4. Производственный цикл и его структура.
7.5. Методы расчета производственного цикла.
7.6. Организация поточного производства.
7.7. Организация автоматизированного производства.
7.8. Гибкое интегрированное производство.
8. Организация технического, материального и трудового обеспечения производства.
8.1. Организация инструментального хозяйства. Задачи, структура и функции инструментального хозяйства предприятия. Планирование инструмента и обслуживание производства.
8.2. Организация ремонтной службы предприятия. Задачи, структура и функции ремонтной службы предприятия. Система планово-предупредительного ремонта (ППР).
8.3. Организация энергетического хозяйства предприятия. Задачи, структура и функции энергетической службы. Энергетический баланс предприятия.
8.4. Организация транспортного хозяйства предприятия. Задачи, структура и функции транспортной службы предприятия. Классификация транспортных средств. Планирование потребности в транспортных средствах.
8.5. Организация складского хозяйства предприятия. Задачи, структура и функции складского хозяйства.
8.6. Организация материально-технического снабжения (МТС) предприятия. Задачи, структура и функции ОМТС и ОКК.
8.7. Нормирование труда и определение потребностей в рабочих и специалистах на предприятии.
8.8. Заработная плата и основы ее организации. Формы и системы заработной платы. Планирование заработной платы на предприятии.
Раздел IV. Сбыт продукции
Темы:
9. Установление цен на товары.
9.1. Учет типа рынка при установлении цены.
9.2. Методика установления цен.
9.3. Подходы к проблемам ценообразования.
10. Методы распределения товаров.
Решения по распределению. Критерии решения по распределению. Методы распределения.
11. Методы стимулирования.
11.1. Этапы разработки эффективного стимулирования.
11.2. Факторы, определяющие структуру комплекса стимулирования.
11.3. Разработка комплексного бюджета стимулирования.
11.4. Реклама.
Раздел V. Управление деятельностью предприятия
Темы:
12. Процесс управления.
12.1. Содержание процесса управления.
12.2. Решение в процессе управления.
12.3. Структура и процесс принятия решения.
12.4. Распределение полномочий на принятие решения.
12.5. Риск при принятии решений.
13. Основные методы управления. Управление персоналом. Стили руководства.
13.1. Экономические методы управления.
13.2. Организационно-распорядительные и правовые методы управления.
13.3. Социально-психологические методы управления.
13.4. Мотивация труда.
13.6. Содержание работы руководителя.
13.7. Стиль управления.
13.8. Эффективность стиля управления.
13.9. Основные заповеди делового человека.
13.10. Управление конфликтами.
13.11. Понятие и виды контроля.
13.12. Процесс контроля и выбор варианта форм контроля.
13.13. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле.
14. Организация управления предприятием (фирмой).
14.1. Типовые организационные структуры управления предприятием (фирмой).
14.2. Положение о подразделениях предприятия и должностные инструкции.
14.3. Совет фирмы, его функции и практическая деятельность.
14.4. Реакция фирмы на изменчивость внешней среды и предпочтительная структура управления.
14.5. Основные виды и области применения АСУ на предприятии.
15. Система прогнозирования и планирования деятельности предприятия (фирмой).
15.1. Место планирования и прогнозирования в менеджменте.
15.2. Обзор техники и видов планирования.
15.3. Система прогнозов и планов фирмы.
15.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы).
15.5. Экстраполяционное прогнозирование.
15.6. Роль нормативов в планировании.
15.7. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия.
15.8. Оперативное производственное планирование (ОПП).
16. Методы управления фирмой в условиях нестабильного рынка.
16.1. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка.
16.2. Выбор и оценка стратегической позиции фирмы на рынке.
16.3. Управление портфелем стратегических зон хозяйствования фирмы.
17. Обеспечение качества продукции.
17.1. Понятие качества изделия, основные показатели качества.
17.2. Обеспечение качества изделий на различных стадиях их жизненного цикла.
17.3. Организация службы контроля качества на предприятии.
17.4. Статистические методы управления качеством.
Практическая реализация.
Курс лекций “Экономика и управление предприятием” (ЭУП), объемом более 20 печатных листов подготовлен к изданию в июне 1996г. Задержка издания создает известные трудности и для студентов и для преподавателей.
В соответствии с учебными планами курс разделен на две дисциплины:
— “Экономика, управление и маркетинг на предприятии” (темы 1+6, 9, 10, 11);
— “Организация и менеджмент производства в отрасли” (темы 7, 8, 12+17).
Такое разделение нарушает принятую в курсе ЭУП последовательность изучения тем, но (с некоторой натяжкой) с этим можно согласиться, т. к. дисциплина “Организация и менеджмент производства в отрасли“ является логическим продолжением дисциплины “Экономика, управление
и маркетинг на предприятии” в рамках единого курса ЭУП. (см. модель курса, рис. 1).
Однако в соответствии с теми же учебными планами, первая дисциплина является обязательной, а вторая по выбору, с чем согласиться весьма трудно.
Эффективную экономическую подготовку студенты инженерных специальностей могут получить только изучив обе дисциплины в рамках единого курса ЭУП.
УДК 658.012.011.56
М.В. Новиков
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА АНАЛИЗА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1. Актуальной задачей экономической системы является управление по следующим основным ее параметрам:
— объем реализации;
— объем выпускаемой продукции;
— издержки производства;
— величина прибыли.
Реальное производство и сбыт продукции изобилуют множеством факторов, влияющих на процесс управления. Представляется необходимым выделить основные параметры, определяющие эффективное решение этой задачи.
Рассмотрим влияние основных производственных фондов (ОПФ) на этот процесс и возможность управления ОПФ как ресурсом. На рис. 1 представлены схема динамики изменения ОПФ и источники финансирования ввода ОПФ.
Рис. 1.
Последующий анализ строится на известных соотношениях, отражающих экономику использования ОПФ в целях достижения наилучшего результата функционирования предприятия. Введем следующие обозначения основных параметров функционирования предприятия:
Ун — объем производства в натуральном измерении;
— объем производства в стоимостном измерении;
Sп — полная себестоимость единицы выпускаемой продукции;