Научная статья на тему 'Постановка и решение научно-технических проблем в нетехническом вузе'

Постановка и решение научно-технических проблем в нетехническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка и решение научно-технических проблем в нетехническом вузе»

^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В

НЕТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Наука бесконечна, в ней являются с каждым днем новы е и новые задачи, и университетское образование должно стараться возбудить желание внести свою лепту в сокровищницу науки1

Основная цель научно-исследовательской деятельности вузов состоит в развитии и поддержке научных исследований как основы фундаментализации образования, как базы подготовки работников квалифицированного труда в соответствии с потребностями государства и общества. При этом любая кафедра, выпускающая специалистов с ВПО, ставит перед собой задачу развития до уровня ведущих кафедр в России в области соответствующих наук. Как правило, любое высшее профессиональное образовательного учреждение включает эту задачу составляющей в комплекс стратегических задач своего развития, среди которых:

- развитие науки и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся;

- становление и развитие научных школ и ведущих научно-педагогических коллективов на важнейших направлениях науки, обновление (омоложение) научно-преподавательского состава и создание условий для продуктивной образовательной, научной и инновационной деятельности;

- обеспечение подготовки в вузах квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научнотехнического прогресса, достижение мировой репутации в области подготовки кадров, формирование коллектива исследователей и преподавателей мирового уровня;

- создание высококачественных условий и эффективной среды для привлечения в вузовский сектор науки дополнительных бюджетных и внебюджетных финансовых средств, стимулирование преподавателей, сотрудников и подразделений за повышение научных показателей;

- создание и внедрение результатов интеллектуальной деятельности в научный и образовательный процесс университета;

-эффективное использование научнотехнического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления экономики и проведения социально-экономических преобразований;

-расширение международного научного сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки наукоемкой продукции и

др.

Все основополагающие документы, принятые Минобрнауки РФ, трактуют преподавателя вуза как научного работника, инвестирующего свое научное творчество в человеческий и социальный капитал путем своей педагогической деятельности. Поэтому важность и значимость научно-исследовательской работы в вузе обязывает администрацию направить свою основную политику на ее организацию, т.е. на создание условий для ведения научноисследовательской деятельности преподавателю (сотруднику, аспиранту, студенту), на создание созидательной атмосферы в вузе, на стимулирование преподавательской научной творческой деятельности и обеспечение защиты и охраны авторских и других прав на результаты его интеллектуальной деятельности.

Современный этап развития высшего профессионального образования в РФ связан с глубокими реформами проводимыми Правительством РФ и руководством Минобрнауки РФ, в частности. В первую очередь они касаются определения системы приоритетов научных направлений путем введения перечня приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ [1]. Введение данного перечня стимулирует научные коллективы в определении направлений своей научной деятельности на достаточно длительный период, определяемый сроками соответствующих целевых программ, принятых Правительством РФ, например, стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года [2]. Большинство из этих направлений носит научно-технический характер и определяет деятельность научных подразделений, в том числе и кафедр вузов, занимающихся решением научно-технических задач в приоритетных направлениях |"3].

В настоящее время, руководствуясь правительственными документами в сфере об-

1 Д.И. Менделеев

разования [4], Рособрнадзор продолжает проводить мониторинг российских вузов, результатом которого уже явилось объединение ряда вузов, имеющих признаки "неэффективых" или "непрофильных". При этом, так называемая, "непрофильность" ни в коей мере не может быть отнесена непосредственно к направлению выпускающих кафедр. На них сосредоточен основной потенциал научной деятельности, как правило, узконаправленной, т.е. ориентированной на профильную группу предприятий реальной экономики, с которыми кафедра имеет многолетний опыт совместной научной и педагогической деятельности.

Попадая в нетехнические вузы техническая кафедра, которая традиционно готовила специалистов по приоритетным направлениям науки и техники, становится непрофильной для вуза, стратегические задачи которого не связаны напрямую с развитием научно-технических направлений реорганизованного вуза. Ее деятельность в решении научных и особенно технических задач становится малозначимой для решения стратегических задач данного вуза. Кафедра становится непрофильной в профильной деятельности вуза. Ей предстоит переосмыслить проводимую научно-техническую политику, определить инновационную направленность и эффективность выполняемых научных разработок, сосредоточить свои научные силы на выполнении определённых вузом приоритетных направлений развития.

Возникающее при подобной реорганизации противоречия усиливаются тем, что в связи с имеющимися финансовыми затруднениями вузов, находящихся в процессе реорганизации, их руководители научную деятельность кафедр оценивают только по объёму выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выигранным грантам или заключенными ими хозяйственными договорами с промышленностью (бизнесом).

В настоящее время становление и развитие научных исследований проходит под тезисом, что наука должна быть самоокупаемой. Однако произошедшие в последние годы в стране изменения, ослабление внимания государства и производственного сектора экономики к насущным проблемам высшего образования, привели к хроническому недофинансированию вузовской науки и существенно повлияли на состояние научной деятельности в высшей школе. Произошло значительное сокращение научно-педагогических коллективов вузов. Значительная часть экспериментального оборудования устарела. Отдельные лаборатории, оснащенные современнейшим научным оборудованием за счет выигранных в последние годы конкурсов, работают неритмично, так как практически некому его квалифицированно обслуживать, да и спрос на проведение научных ис-

следований низкий вследствие нестабильности развития реального сектора экономики. Следствием этого является увеличение отрыва преподавателей от современного уровня научных исследований.

Т.о., в создавшихся в нетехнических вузах экономических и политических условиях техническим кафедрам, традиционно ориентированным на развитие техники и технологии в приоритетных направлениях, определенных Правительством РФ [1], отводится второстепенная роль осуществления подготовки кадров по экономическим и гуманитарным направлениям, а это, в конечном итоге, приведет к полной деградации научных коллективов и ухода их с ранее занятых передовых позиций науки и техники.

В последние годы за счет бюджетных средств, выделенных государством на реализацию стратегических программ развития, ряд университетов и их кафедр совершили рывок в модернизации научного оборудования, вдохнули новую жизнь во многие научные направления, в целом нарастили научный потенциал для выполнения намеченных исследований в заявленных Правительством перспективных направлениях [1]. Ряд университетов получили статус «национального исследовательского университета» (НИУ) и вместе с этим, значительные бюджетные средства для реализации программ своего развития.

Проводимая Минобрнауки реорганизация с целью повышения эффективности и последующее слияние вузов может ставить перед вузами единственную цель - занятие передовых позиций в научно-образовательном процессе, в том числе путем получения статуса НИУ и, вместе с этим, дополнительных бюджетных средств на ведение основной деятельности в науке и образовании. При этом первоочередной задачей администрации любого вуза должна ставиться задача сохранения и развития научно-педагогического потенциала по всем направлениям, напрямую связанным с перспективными направлениями развития техники и технологии в РФ [1]. Сохранить получится лишь путем выделения научных исследований по непрофильным для вуза направлениям в отдельную структуру, путем включения их в стратегические задачи развития вуза, путем создания механизмов привлечения кафедрам дополнительных материальных и финансовых ресурсов для проведения научноисследовательских работ, что в конечном итоге будет способствовать дальнейшему повышению имиджа вуза в целом.

Научные исследования, проводимые в вузах имеют ряд преимуществ, по сравнению с проводимыми в отрасли. Они экономически выгодны, поскольку проводятся с использованием оборудования и коммуникационных воз-

4

СПбГЭУ

можностей вуза, причем с привлечением аспирантов, а иногда и студентов. Причем благодаря наличию в вузах ученых различных специализаций и направлений здесь можно проводить комплексные исследования, которые зачастую не под силу отраслевым научным коллективам.

Использовать эти преимущества можно, опять же, лишь при наличии централизованной системы управления специализированными научными коллективами. В недалеком прошлом эту проблему решали специально создаваемые и успешно функционирующие в вузах проблемные и отраслевые лаборатории. Эти научные структуры были созданы отраслевыми министерствами для решения научнопроизводственных проблем отрасли, именно потому, что выгода от их функционирования по сравнению со своими действующими НИИ и КБ была очевидной.

Сегодня существует пусть и спорное мнение о том, что "наука должна быть сосредоточена в университетах, как на Западе", а отраслевая наука якобы не нужна. По-видимому это утверждение напрямую связано с экономическим состоянием большинства из отраслей экономики, которые идут по пути снижения затрат на научные исследования, понимая при этом бесперспективность отказа от них вовсе. Воспользоваться этой ситуацией вузам, обладающим современной научной базой и рассматривающим перспективу своего развития, крайне необходимо именно сейчас. Для этого следует основные финансовые, кадровые, информационные и технические ресурсы сосредоточить на тех проектах, которые в рамках приоритетных направлений могут дать действительно новые результаты. Необходимо также синхронизировать процессы приобретения оборудования, подготовки помещений и специалистов для его эксплуатации.

Очевидным становится тот факт, что технические науки должны иметь свою систему управления научно-исследовательской работой в нетехническом вузе, выделенную в отдельную хозрасчетную структуру возможно на основе административного, а возможно и на основе проектного управления. Здесь необходимо аккумулировать интеллектуальные и материальные ресурсы технических кафедр университета. Здесь становится возможным проводить комплексные исследования, которые будут носить междисциплинарный, а, следовательно, и межфакультетский характер. Деятельность этой структуры должна быть отражена на сайте университета и быть доступной для возможных инвесторов.

Основной целью подобной выделенной в рамках университета структуры будет являться повышение эффективности научноисследовательской работы коллективов техни-

ческих кафедр по приоритетным научным направлениям. Первоочередными задачами будут являться отбор перспективных идей учёных и поиск инвесторов, готовых вложить деньги в эти исследования. Введение хозрасчетной системы при пользовании инфраструктурой университета будет способствовать не только установлению нормальных взаимоотношений между отдельными структурными подразделениями, но и позволит выявить ключевые точки затрат и прибыли, определить вклады каждого подразделения в общий финансовый результат. Поддерживая научно-техническое предпринимательство сотрудников технических кафедр, стимулируя их инновационную деятельность, можно существенно изменить мотивацию их труда. Целесообразно было бы пойти на создание университетского целевого бюджетного венчурного фонда (установить какой-то % отчислений от объемов, выполняемых хоздоговорных работ), определить критерии эффективности его использования, предусмотреть меры, позволяющие снизить коммерческий риск от их вложения. Тем более, что научная деятельность в вузе не ограничивается только выполнением НИОКР. Как принято считать она включает также подготовку и разработку новых учебных курсов и соответствующих учебно-методических материалов, подготовку научно-педагогических кадров и их аттестацию, внедрение результатов НИОКР в учебный процесс и

др.

Литература

1. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" [Интернет ресурс] иКЬ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/335057/ (Дата обращения 05. 02. 2014).

2. Стратегия инновационного развития Российской

Федерации на период до 2020 года./ " [Интернет ресурс] иКЬ: http://old.mon.gov.ru/dok/ akt/9130/

(Дата обращения 05. 02. 2014).

3. Лепеш Г.В. Технико-технологические проблемы сервиса в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в российской федерации.// Технико-технологические проблемы сервиса.

- 2013. № 4 (26) - с . 3 - 5.

4."Об утверждении плана мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научнообразовательных центров"./ Постановление Правительства РФ от 29 октября 2012 г. № 2006-р [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29 .10 2012 г. -иКЬ: http://www.referent.rU/1/207765, (дата обращения 01.08.2013).

5. Лепеш Г.В. Сервис машин и оборудования бытового и жилищно-коммунального назначения.// Технико-технологические проблемы сервиса. -2013. № 1 (23) - с . 3 - 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.