жизни.
Key words: Human nutrition, human health, longevity. УДК 631.1:637.112
Летунов С.Б., Тулин Е,В., Ковальчук Ю.К.
ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМЫ МВФ ОПЛАТЫ ТРУДА В РФ8
Научно-исследовательский институт экономики и организации с.х. СЗ, Агрофизический научно-исследовательский институт, СПб, Россия
По решению «семерки» (Хьюстон,90) разработан Доклад 4-х (МВФ, МБРР, ЕБРР, ОЭСР): «Экономика СССР. Выводы и рекомендации» [Вопросы экономики, №3, 1991]. Предусматривает с.6: «...помощь Запада в переводе экономики на рыночные основы» по «...установленным критериям» МВФ. Главное содержание «...помощи Запада», оказавшее катастрофическое влияние на демографию, с.66, «...переход к квартирной плате, основанной полностью на экономических принципах, надо скоординировать с реформой зарплаты».
Для исполнения Доклада 4-х подготовлена рамочная исполнительская программа: США «Переход к рынку», [Концепция и Программа, ч.1, 224с; Законопроекты, ч.2, 400с], Гарвардский проект, исполнительный директор Джефри Сакс, утвержденный советником Б.Ельцина.
Для их исполнения Правительство Ельцина-Гайдара, вступив в 1992г в МВФ, подписало с фондом «Письмо о намерениях», взяв на себя обязательства исполнять программы «переходного периода» США, ЕС, законы, кодексы, конституцию, разработанные только экспертами фонда. В свою очередь МВФ обязался обеспечить: их разработку и передачу Правительству РФ; выделение кредитов для их разработки экспертами МВФ! и практической реализации чиновниками РФ; осуществить контроль их исполнения органами власти РФ.
Для «...реформы зарплаты» разработана МВФ в 18-ти разрядная Единая тарифная сетка, ЕТС. В ее основу введены следующие понятия:
-потребительская корзина, ПК - набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
8 Letunov SB, Thulin E, B., Kovalchuk JK Consequences of the reform of the IMF pay in the Russian Federation Research Institute of Economics and SH NW Russia, Agrophysical Research Institute, St. Petersburg, Russia
-прожиточный минимум, ПМ - стоимостная оценка ПК, минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, устанавливаемая законодательством страны, необходимого для жизнедеятельности различных категорий населения.
-минимальный размер оплаты труда, МРОТ - размер оплаты труда, устанавливаемый законодательством страны, на основе стоимостной оценки «потребительской корзины». Используется для расчета оплаты труда, определения величины пособий по временной нетрудоспособности, размера налогов, сборов, штрафов и других платежей.
Правительством Ельцина-Гайдара 15.04.1992 г. приняты по рекомендации МВФ «Временные методические рекомендации по расчетам прожиточного (физиологического) минимума по регионам РФ». Но они были пересмотрены и 10.10.1992г утверждены постоянные «Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам РФ». Различия между ними и ранее действующими медицинскими нормами приведены в табл. 1.
Нормы потребления основных продуктов питания, кг. на чел. в год, табл.1
Продукты Медицинска я норма Методически е рекомендации Ельцина-Гайдара от 15.04.1992 г. Методически е рекомендации МВФ от 10.11.1992 г. Норма МВФ к медицинско й норме, %
Мясопродукты 82 50 26,6 32,5
Молокопродукт ы 405 324 212,4 52.5
Яйца, шт. 292 246 151,4 52
Сахар 40 28 19,7 49
Хлебопродукты 115 102 130,8 113
Картофель 110 105 124,2 112
Т.е., в РФ Методическими рекомендациями МВФ предусмотрено рассчитывать уровень оплаты труда не для обеспечения населению потребления основных продуктов по медицинским нормам, как это было в дореформенный период, а по «потребительской корзине» прожиточного
(физиологического) минимума.
Хотя в ПК на 50-70% сокращены нормы потребления высокобелковых продуктов, но стоимость продуктов в ПК фактически составила 63% при пороговой норме ООН 50%. Так как в ПК РФ вошло только 156 наименований товаров и услуг, против 250 во Франции, 300 в США, 350 в Англии, 475 в Германии. На основе урезанной ПК рассчитывается минимальный размер оплаты труда, МРОТ, который определяет уровень оплаты во всех разрядах ЕТС. Т.е., МРОТ, порог бедности, от которого официальная статистика ведет отсчет качества жизни населения, занижен по требованию МВФ втрое, фактически является порогом нищеты, порогом выживания и не обеспечивает сохранение здоровья и жизни, воспроизводство населения.
Официальная статистика подтверждает, табл.2, что населению с оплатой труда по низшим разрядам ЕТС действительно не гарантировано сохранение здоровья и жизни.
Минимальный размер оплаты труда, МРОТ, прожиточный минимум, ПМ и демография, табл.2э.
Зарплата, МРОТ, ПМ, МРОТ Зарплата Потребл. Прирост населения,
Потребл. мяса, кг/год
Года руб/мес.; тыс.руб.* руб; тыс. руб.* Руб; т. руб* /ПМ /ПМ молока, кг/год млн. чел.
1987 216,1 80 47,5 1,68 4,55 363 71 1
1990 240,4408** 80 61 1,31 4 368 75 0,36
1991 548 93 154 0,6 3,56 347 63 0,1
1992 6,0* 667 2,1* 0,31 2,86 281 55 -0,22
1993 58,7* 6,1* 23,1* 0,26 2,54 294 52 -0,75
1994 220,4* 17,6* 97,4* 0,18 2,26 278 47 -0,89
1995 472,4* 50,0* 297,2* 0,15 1,59 253 46 -0,84
1996 790,2* 72,7* 415,6* 0,17 1,9 232 50 -0,77
1997 950,2* 83,5* 462,4* 0,18 2,05 229 50 -0,75
1998 1,0* 43,5 554,7 0,15 1,8 221 45 -0,7
1999 1,5* 132 1,0* 0,12 1,5 215 41 -0,83
2000 2,2* 185 1,3* 0,14 1,69 216 43 -0,87
2001 3300 300 1719 0,17 1,92 219 47 -0,94
2002 4612 450 2047 0,22 2,25 227 50 -0,93
2003 5600 600 2293 0,26 2,44 231 52 -0,89
2004 6740 720 2910 0,25 2,32 233 53 -0,79
2005 8530 800 3374 0,24 2,53 235 55 -0,85
2006 10900 1100 3696 0,3 2,95 239 58 -0,69
2007 14406 1400 4402 0,32 3,27 242 61 -0,47
2008 16253 2300 5083 0,45 3,2 266 74 -0,36
2009 17188 4330 5195 0,83 3,3 267 73 -0,18
2010 18684 4330 5626 0,77 3,32 269 72 -0,33
2011 22277 4611 5626 0,77 3,96 270 75 -0,23
2012 24220 4611 5775 0,79 4,19 273 79 -0,22
Анализ перечисленных программ и полученных статданных от их исполнения показывает, что наибольшее влияние на демографию оказывает не уровень зарплаты, она увеличивалась в десятки, сотни, тысячи раз, табл.2, а больший уровень роста расходов, ростом цен и тарифов на жизнеобеспечение.
При снижении МРОТ меньше ПМ, когда соотношение МРОТ / ПМ меньше единицы, резко нарастают людские потери, рис.1.
Рис.1 Влияние МРОТ/ПМ на демографию в РФ.
Т.е., демография определяется соотношением минимального размера оплаты труда, МРОТ и прожиточного минимума, ПМ, соотношением МРОТ/ ПМ. При этом, главным фактором, оказавшим влияние на демографию, табл.
1,2, явилось резкое сокращение потребления населением высокобелковых и дорогих продуктов, невозможности их приобрести из-за сокращения доходов, МРОТ, на основе урезанной МВФ втрое «потребительской корзины».
Официальная статистика подтверждает, табл.2, что ввод МВФ 18-ти разрядной ЕТС, только за год, с 1992г по 1993г, увеличил темпы вымирания населения в РФ с 220 до 750 тыс. чел., в С-Петербурге - с 29,4 до 53,3 тыс. чел. У 40% населения доход стал ниже ПМ (МРОТ/ПМ меньше единицы). В результате резко сократилось потребление основных продуктов, ниже физиологически допустимого уровня. Это привело к росту болезней, смертности и снижению рождаемости, депопуляции (вымиранию) населения.
Эти официальные статданные огромных людских потерь позволяли сделать руководителям США, ЕС, МВФ однозначный вывод о необходимости прекращения реализации программ по «реформе зарплаты». Однако снижение оплаты труда и повышение цен и тарифов на жизнеобеспечение продолжено, что привело к росту людских потерь до миллиона человек ежегодно. Это дало основание Президиуму Петровской академии оценить программы США,ЕС (Доклад 4-х, «Переход к рынку») как программы геноцида и сделать заключение, что «...переход к квартирной плате, основанной полностью на экономических принципах, надо скоординировать с реформой зарплаты», реализуется специально для ликвидации титульного населения России.
Снижение уровня жизни происходит не только за счет урезанной втрое ПК, а также при не своевременной индексации МРОТ в соответствие с доводимым МВФ Правительству и ФС РФ процентом инфляции, для программирования роста цен и тарифов на жизнеобеспечение населения, рис.2.
35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
Порядковый рост цен, 2001 гг.
1 991-
□ Оплата труда
□ Продовольствие
□ Промтовары!
□ Электроэнергия
□ Нефть_
Рис.2. Динамика роста цен на доходы и ресурсы для жизнеобеспечения.
По официальным статданным, в результате введенного МВФ свободного
ценообразования, цены возросли за 1991-2001 года у нефтяных компаний в 33737 раз, электроэнергетике в 23867 раз, на продовольствие в 7861 раз. А оплата труда населению из-за несвоевременной индексации возросла только в 3820 раз. Недоплата достигла астрономической величины. Незаконно изъято у населения около 3 трлн. долл. доходов. Т.е., закладываемый в бюджет Правительством РФ и утверждаемый ГосДумой МРОТ, ПМ, не индексируется в соответствии с доводимым МВФ Правительству РФ процентом инфляции для роста цен и тарифов. Поэтому величина МРОТ/ПМ снижена до 0,12-0,15. Жизненный уровень населения снижен на порядок. Это привело к снижению потребления продуктов ниже физиологически допустимого уровня, росту болезней, резкому (ударному) увеличению темпов депопуляции, табл.2.
Из доклада санврача Онищенко в 2007 году: «У детей сложился «бедный» тип питания, дети испытывают белково-калорийную недостаточность, что выражается в снижении массы тела и низком росте. Последствия хронического недоедания - это плохое питание беременных женщин и анемия у рожениц. В 80-е годы она наблюдалась у 4-5% рожениц, в 2000 г - у 43,9% рожениц, в 2006 году у 41,6% рожениц. За последние пять лет общая заболеваемость детей возросла на 16%. Более 32% шести и семилетних детей не готовы к систематическому обучению в школе».
Учитывая массовые протесты населения, ГосДумой приняты Федеральные законы №44-ФЗ от 31.03.06 «О потребительской корзине в целом по РФ», N 134-Ф3 от 24.10.1997 года «О прожиточном минимуме в РФ» и др., предусматривающие повышение оплаты труда, пенсионного обеспечения, увеличение норм потребления отдельных продуктов питания, санитарии, лекарств, товаров первой необходимости. Они привели к росту соотношения МРОТ/ПМ, увеличению потребления высокобелковых продуктов и соответственно к улучшению демографии, рис.1. Однако по оценке рабочей академии для нормального воспроизводства работников среднемесячная зарплата должна составлять в 2011г 143 тысячи 347 рублей при фактической зарплате 22тысячи 277 рублей или 15% от нормы.
Хотя ст.133 Трудового кодекса РФ: «...минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека», величина МРОТ по-прежнему меньше ПМ. При ПМ, равном в 2014г 8579 руб. МРОТ утвержден с 01.01.2014г в размере 5554 руб. И его повышение в соответствии с ФЗ РФ не планируется. Т.е., осуществленная
МВФ по программам США, ЕС «реформа зарплаты» и ЖКХ, стали реальным инструментом организации массового голода, сокращения численности титульного населения России.
Анализ показывает, что у России есть только один вариант улучшения ситуации: расторгнуть договор с МВФ для прекращения реализации его программ, потребовать возмещение нанесенного им ущерба. Для этого необходимо официально подвести итоги 20-летней деятельности МВФ в России, подготовить официальные экспертные заключения по фактам ущерба, массовой ликвидации населения экономическими инструментами МВФ.
Литература:
1. С. Ситорян. Советская экономика глазами международных экспертов. Вопросы экономики, 1991, № 3, -С3-48.
2. Попов М.В. Стоимость рабочей силы - необходимый уровень заработной платы. Экономика и управление социально-экономическими процессами. Материалы 9-го съезда ПАНИ. СПб.: «Северная звезда», 2014 -С30-36.
3. Тулин Е.В., Ковальчук Ю.К. Главные причины продолжающейся дискриминации в вопросах оплаты труда. Труды 8-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, СПбГПУ, 2013. - С897-905.
Ключевые слова: реформы МВФ, оплата труда, здоровье населения. Key words: IMF reform, wages, health.