Научная статья на тему 'Паритет покупательной способности'

Паритет покупательной способности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
585
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Паритет покупательной способности»

ПАРИТЕТ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ

Камалова Е., Ванюшина Н., студенты 4 курса Института экономики и бизнеса, Ульяновский государственный университет, Ульяновск Научный руководитель к.э.н., доцент А.П. Шмелев

Существует мнение, что уровень инфляции в нашей стране несколько искажен. Напомню, что Росстат при расчете инфляции учитывает цены на четыре сотни разных товаров (см. Приложение 1). При этом в графу «Еда» попадают не только хлеб, молоко и картошка, но и куча других продуктов. Колбасы, в том числе и сырокопченые. Рыба речная и морская. Морепродукты. Сыры. Масла. За строкой «Непродовольственные товары» не только шапка, пальто, валенки с галошами и кухонный табурет. Там же -стиральные машины, компьютеры, ткани и т.п.

Фокус в том, что нормальный человек не пользуется всеми перечисленными товарами сразу. А малообеспеченные семьи и сервелат не едят, или едят, но очень редко. Их траты уходят в основном на простую пищу, такую же одежду, оплату услуг ЖКХ и транспорт.

Росстат оперирует потребностями усредненного гражданина. А это примерно как средняя температура по больнице. Средний человек расходует на еду 40 процентов всех денег, охотно покупает бытовую технику, мебель и автомобили. И не забывает развлекаться. Услуги ЖКХ забирают у счастливца всего 10 процентов заработка. Вот этот гражданин и обеспечивает нужную цифру инфляции.

Большинство населения России со «средним человеком» Росстата общего имеет мало. По расчетам аналитика Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) бедные люди тратят на еду почти 60 процентов своих денег. а в семейном бюджете богатых вес расходов на питание почти в два раза меньше — 37%. Расходы эти различаются не только по количеству, но и по качеству — бедные половину своих денег тратят только на хлеб и картошку. Но Росстат это не учитывает, берётся усреднённая величина (рисунокі) .

Рисунок 1. Структура стоимости минимального набора продуктов питания (в процентах; в расчете на одного человека в месяц)

На рис. 1 четко показано изменение структуры потребления продуктов питания населения в следствии повышения цен на них.

Если сравнить затраты на непродовольственные товары, то выходит, что обеспеченные граждане отпускают на это 45% своих заработков, а бедные — в лучшем случае 18%. Да и расходы эти тоже разные. Богатые покупают машины, мебель, бытовую технику, товары для отдыха и т. д. А малообеспеченные отдают все деньги за товары первой необходимости — одежду и лекарства. Но в официальном индексе инфляции и эти различия «смазаны»: расходы и на товары первой необходимости, и на предметы роскоши учитываются одинаково для всех. При этом ткани, одежда и моющие средства дорожают несильно. А всякого рода техника, по данным того же Росстата, с начала года даже подешевела.

Единственное, что у бедных и богатых примерно совпадает, — это расходы на услуги. И у тех, и у других они составляют пятую часть семейного бюджета — 25% и 28% соответственно. Правда, для бедных все «услуги» практически сводятся к коммуналке. Заметим, что коммунальные услуги, по данным Росстата, подорожали с декабря 2006 года по декабрь 2007 года на 14,2 процента, транспорт - на 13. Для богатых расходы на ЖКХ и транспорт - сущие копейки. У малоимущих на это уходят почти все деньги, оставшиеся после покупки продуктов. И не платить невозможно. Из квартиры выселят, из автобуса высадят.

В то же время, в расходах богатых коммунальные платежи занимает всего четверть. Таким образом, на инфляцию для богатых постоянно дорожающее ЖКХ влияет вдвое слабее, чем на инфляцию для бедных.

Отдельная история - с ценами на недвижимость. Цены на недвижимость растут бешенными темпами. Однако статистика цены на жилье при подсчетах инфляции вообще не учитывает, потому что недвижимость - не предмет потребления, а инвестиция. Для богатых, пожалуй, так и есть. Малоимущая семья в крышу над головой не свободные капиталы вкладывает. Когда люди впятером решают переселиться из крошечной «однушки» в такую же «двушку», то продают старую квартиру, берут в долг у знакомых, банковские кредиты, устраиваются на вторую работу, экономят на всем, чтобы долг отдать. То есть для них растущая стоимость жилья - осязаемая величина.

Так что, когда цены в очередной раз растут, по тощему кошельку это бьет гораздо больнее, чем по распухшему портмоне.

Таким образом, получается, что инфляция для бедных была гораздо выше, чем для обеспеченных слоев населения. Это подтверждается и темпами роста минимального прожиточного уровня, которые за последние три года были в среднем на 4 процентных пункта выше индекса потребительских цен. Рассмотрим выявленную закономерность на примере Ульяновской области. Мы рассчитали индивидуальные веса на основе данных выборочных обследований домашних хозяйств, проводимых Росстатом, путем группирования удельных весов потребительских расходов по разным доходным группам в новые весовые коэффициенты в соответствии со структурой индекса потребительских цен (таблица 1).

Таблица 1 . Структура расходов населения Ульяновской области.

Наименование товарных групп Структура расходов для "бедных" Доход 1000-3000 руб. Структура расходов для "богатых" Доход 10000-30000 руб. ИПЦ декабрь 2007 г к декабрю 2006г

Все товары и платные услуги 100,00 100,00 113,80

Продовольственные товары (включая алкогольные напитки) 57,65 35,50 117,20

Мясопродукты 18,40 9,70 108,40

Рыбопродукты 7,70 3,70 109,00

Масло и жиры 4,45 1,20 140,30

Молоко и молочная продукция 5,25 3,70 130,40

Сахар и кондитерские изделия 2,40 1,70 95,70

Хлеб и хлебобулочные изделия 7,35 2,95 122,40

Макаронные и крупяные изделия 2,35 1,50 123,60

Плодоовощная продукция, включая картофель 7,85 3,15 122,20

Алкогольные напитки 1,45 2,10 110,10

Общественное питание 0,45 5,80 114,10

Непродовольственные товары 16,00 36,45 109,20

Одежда и белье 2,65 4,20 108,00

Трикотажные изделия 2,10 1,40 108,30

Обувь кожаная, текстильная и комбинированная 1,80 3,30 107,80

Табачные изделия 0,70 0,50 107,70

Мебель 1,40 4,70 104,60

Электротовары и другие бытовые приборы, 2,00 5,10 103,00

Строительные материалы 1,10 9,30 116,20

Легковые автомобили 1,10 2,30 109,70

Бензин автомобильный 1,90 3,15 108,50

Медицинские товары 1,25 2,50 105,50

Платные услуги 26,35 28,05 113,70

Бытовые услуги 1,40 3,40 114,40

Наименование товарных групп Структура расходов для "бедных" Доход 1000-3000 руб. Структура расходов для "богатых" Доход 10000-30000 руб. ИПЦ декабрь 2007 г к декабрю 2006г

Услуги пассажирского транспорта 3,35 0,90 113,60

Услуги связи 3,60 2,80 110,80

Жилищно-коммунальные услуги 14,20 2,35 114,00

Услуги образования 1,40 3,10 115,40

Медецинские услуги 1,20 2,60 113,90

Организация культуры 0,80 9,25 114,50

Санаторно-оздоровительные 0,20 0,45 115,60

Зарубежный туризм 0,00 2,40 106,20

Страхование 0,20 0,80 106,80

Мы можем сделать вывод , что"индивидуальная инфляция" зависит не только от роста цен товаров и услуг, но и от их "веса" в потребительской корзине. Например, в Ульяновской области на продовольственные товары наименее обеспеченные российские граждане тратят до 58 процентов своих доходов, при этом удельный вес аналогичных расходов у богатых почти в два раза меньше - 35,5 процентов. К тому же обеспеченные граждане существенную часть денег расходуют на питание вне дома, а малообеспеченные половину всех своих расходов - на хлеб и картошку. Однако вес этих "социально значимых" продуктов в рассчитываемом Росстатом индексе инфляции меньше почти в 4 раза.

Теперь сравним непродовольственные товары, на которые обеспеченные тратят 36,45 процентов своих доходов, у бедных эта расходная часть существенно скромнее -всего 16. При этом подавляющая часть "непродуктовых" затрат малообеспеченных связана с товарами первой необходимости - одеждой и медицинскими товарами. Богатые же в основном тратятся на роскошь - машины, мебель и домашнее оборудование, товары для отдыха и увлечений (рис 2).

70.00 п

60.00 --------------——-----------------------------------------------------------

50.00 ------ -------------------------------------------------------------

40.00 ------ ------------------------------------------------------------

30.00 ------ ----------------- ------------------

20.00 ------- -------------------------------- ----------------- -

10,00-------- ------------------------ ------------------------- -

0,00 1--------------------------,--------------------------,---------------------

Продовольственные Непродовольственные Платные услуги товары товары

□ бедные

□ богатые

Рисунок 2. Изменение структуры потребления в зависимости от доходной группы в

Ульяновской области в 2007 году.

По расходам на услуги, на первый взгляд, наблюдается паритет - и у бедных, и у богатых они составляют примерно пятую часть всех расходов - 26 и 28 процентов соответственно. Нюанс, по мнению эксперта, заключается в том, что на коммунальные платежи более состоятельные граждане распределяют всего четверть от всех своих расходов на услуги, тогда как у малообеспеченных граждан на эти самые быстрорастущие платежи уходит две трети. Вместе с тем доля их расходов на услуги ЖКХ в структуре индекса потребительских цен в два раза меньше, чем в индексе инфляции для бедных.

Итак, сильнее всех инфляционное давление ощущают на себе малообеспеченные граждане (таблица 2).

Таблица 2. Уровень инфляции В Ульяновской области в 2007 году для различных доходных групп

Инфляция для бедных Инфляция для богатых Общая инфляция

Продовольственные товары 27,90 10,50 17,2

Непродовольственные товары 14,72 5,52 9,2

Платные услуги 21,92 8,22 13,7

ИТОГО 21,51 8,08 13,7

Расчеты показали, что в 2007 г. потребительская инфляция для наименее обеспеченных жителей Ульяновской области всего 8,1 % для малообеспеченных-21,51 % При этом официальный ИПЦ Ульяновской области составил 13,7 %. (рис 3.)___________

Платные услуги

Непродовольственн ые товары

Продовольственные

товары

А

21,92 8,22 13,7 \

14,72 5,52 9,2 ]

27,90 10,5С ) 17,2 \

□ Инфляция для бедных

□ Инфляция для богатых

□ Общая инфляция

Рисунок 3.Структура инфляции в Ульяновской области в 2007 году

А теперь возникает естественный вопрос: какое значение имеет уровень

«настоящей» инфляции в целом по России? Попробуем определить его с помощью следующего метода.

Для этого обратим внимание на Закон N 73-ФЗ от 10. 05. 95 г. "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ", где приведена грамотная, непредвзятая методика подсчета покупательной способности национальной валюты (рубля). Хотя методика была придумана для оценки долга по сбережениям, она вполне пригодна для индексации доходов граждан. Из реального бюджета семьи (выше или ниже ПМ) всегда можно условно выделить так называемый необходимый социальный набор (СН) в качестве

универсального товара (см. Таблицу 3), изменение стоимости которого отражает общее по стране или регионам изменение покупательной способности денег, в отличие от официальной инфляции назовем ее "СН-инфляция".

Именно СН-инфляция должна использоваться для подсчета реальных доходов основной массы россиян. Следить за изменением стоимости СН и публиковать данные предписано законом N 87-ФЗ от 06. 07. 96 г. правительству и Госкомстату (Статья 4. За базовую стоимость необходимого социального набора принимается его стоимостная оценка (в валюте СССР), определенная исходя из цен (в государственной и кооперативной розничной торговле) и тарифов 1990 года в целом по РСФСР. Базовая стоимость необходимого социального набора устанавливается федеральным законом.

Таблица 3. Социальный набо

р товаров и услуг

Конец 2006 г. Конец 2007 г.

№ Товары Кол-во в год Ед. изм. Цена, руб- Сумма, руб- Цена, руб- Сумма, руб-

1 Хлеб ржанопшеничный 68,7 кг 24,92 1712,004 30,68 2107,716

2 Хлеб пшеничный 62,9 кг 18,24 1147,296 22,45 1412,105

3 Мука пшеничная 19,5 кг 12,83 250,185 17,35 338,325

4 Рис 3,7 кг 23,45 86,765 31,54 116,698

5 Пшено 9,8 кг 13,95 136,71 20,13 197,274

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Вермишель 5,2 кг 26,95 140,14 33,48 174,096

7 Картофель 124,2 кг 10,94 1358,748 14,3 1776,06

8 Капуста свежая белокачанная 28,1 кг 9,48 266,388 16,32 458,592

9 Морковь 37,5 кг 14,46 542,25 18,16 681

10 Лук репчатый 28,4 кг 16,13 458,092 17,88 507,792

11 Яблоки 19,4 кг 44,09 855,346 48,62 943,228

12 Сахар 20,7 кг 22,71 470,097 21,63 447,741

13 Мясо (говядина, куры) 26,6 кг 104,99 2792,734 227,69 6056,554

14 Рыба мороженная (за искл. деликатесной) 11,7 кг 58,69 686,673 62,82 734,994

15 Молоко 123,1 л 15,95 1963,445 21,19 2608,489

16 Сметана 1,6 кг 67,78 108,448 87,91 140,656

17 Маслр сливочное 2,5 кг 109,71 274,275 155,1 387,75

18 Творог 9,9 кг 81,8 809,82 111,74 1106,226

19 Сыр 2,3 кг 144,26 331,798 233,93 538,039

20 Яйца 151,4 шт 27,06 4096,884 34,89 5282,346

21 Маргарин 3,9 кг 44,78 174,642 54,64 213,096

22 Масло растительное 6,4 кг 39,41 252,224 60,26 385,664

23 Мыло хозяйственное 1,2 кг 34,1 40,92 40,05 48,06

24 Стиральный порошок 2,4 кг 58,81 141,144 63,67 152,808

25 Мыло туалетное 1,2 кг 100,2 120,24 112,3 134,76

Услуги

26 Электроэнергия 600 кВт.ч 1,126 675,6 1,255 753

27 Кварплата 216 м2 8,87 1915,92 10,06 2172,96

28 Отопление 216 м2 11,39 2460,24 13,03 2814,48

29 Холодное водоснабжение и канализация 12 Плате жей 112,29 1347,48 130,01 1560,12

30 Горячее водоснабжение 12 Плате жей 129,37 1552,44 149,91 1798,92

Общественный транспорт

31 Автобус 156 Поез док 7,65 1193,4 8,65 1349,4

32 Троллейбус 41 Поез док 7,24 296,84 8,23 337,43

33 Трамвай 41 Поез док 7,54 309,14 8,48 347,68

34 Метро 25 Поез док 11,57 289,25 13,05 326,25

ИТОГО 29257,578 38410,309

Контрольная стоимость СН у нас получилась. 29257,578 руб. и 38410,309 руб. на конец 2006 г. и на конец 2007 г. соответственно. (см. Таблица 3) При этом цена берется средняя для данного товара, как это было сделано для СН-1990 г. Его базовая стоимость 464 руб. в год подсчитана заранее и зафиксирована в законе N 21-ФЗ от 04. 02. 99 г. Разделим полученные значения на 464. Результаты отобразим в таблице 4.

Таблица 4. Расчет «ку рса рубля»

Бзовая стоимость,руб Стоимость СН конец 2006 г., руб Стоимость СН конец 2007 г., руб

464 29257,58 38410,31

"курс рубля” 63,06 82,78

Обесценивание рубля (курс) - очень важный показатель. По покупательной

способности 1 рубль СССР соответствует сегодняшним 63,06/ 82,78 рублям.

Минимальная зарплата тогда была 50 рублей. Средняя пенсия и средняя зарплата были 100 и 200 рублей. А что мы имели, например, в 2006 году? Обратимся к таблице 5.

Таблица 5. Сравнение показателей

Значения (применительно к 2006 г) МРОТ, руб. Средняя пенсия, руб. Средняя з/ п, руб.

Соответствующие курсу 1990 г. 50*63,06=3153 100*63,06=6306 200*63,06=12612

Реальные 1100 3682,3 10633,9

Таким образом мы видим насколько отличается уровень сегодняшних показателей от того, который соответствовал бы «курсу рубля» 1990 г.

Теперь оценим прожиточный минимум, к которому так "стремится" наш МРОТ. Проанализируем на примере 2007 г. Стоимость СН составила за этот год 38410,309. Не трудно посчитать стоимость СН за месяц. Для этого разделим годовую стоимость СН на 12 месяцев: 38410,31:12=3200,86 /мес.

При этом прожиточный минимум для разных категорий граждан имеет следующие значения (таблица 6).

Таблица 6. Значение прожиточного минимума

Пенсионеры Дети Трудоспособное население

3085 руб. 3704 руб. 4197 руб.

Отметим, что Трудовой кодекс РФ (статья 133) провозгласил, что "минимальный размер оплаты труда... не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека". Обратим внимание на таблицу 6. Уровень ПМ для трудоспособного населения составляет 4197 руб. (на III квартал 2007 г.). МРОТ на 01.09.2007 г. составил 2300 руб. Очевидна разница между этими значениями. Более того, величина МРОТ ниже ежемесячной стоимости СН.

Важно не забыть о том, что социальный набор включает минимальный набор материальных благ, необходимых для физиологического выживания социума в целом. Он не рассчитан на индивидуальное потребление, он является условной единицей, инструментам для подсчета реальной СН-инфляции. Другое дело - прожиточный минимум. Он фактически включает в свой набор полностью СН (таблица 3) плюс еще одежду, медикаменты, дополнительные услуги и др. Значит, стоимость ПМ гораздо больше стоимости СН. Но возникает естественный вопрос: почему значения СН и ПМ практически не отличаются друг от друга? Неужели на эту ничтожную сумму можно купить все то, что есть в МИНИМАЛЬНОЙ потребительской корзине (не считая СН)?! Что касается пенсионеров, то здесь значение ПМ вообще ниже стоимости СН! Это противоречит здравому смыслу.

Обратим внимание на тот факт, что минимального набор продуктов питания разработан Институтом питания РАМН с учетом рекомендаций ВОЗ и включает в себя хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты и рыбопродукты, молокопродукты, яйца, масло растительное и маргарин, соль, чай, специи.

Минимальный набор непродовольственных товаров включает в себя как товары индивидуального пользования (одежду, обувь, белье и прочее), так и предметы общесемейного пользования (постельное белье, мебель, культурно-бытовые и хозяйственные товары). Сюда же включены расходы на предметы первой необходимости, санитарии и лекарства.

Минимальный набор услуг включает в себя обслуживание жилья, санитарное содержание придомовой территории, очистку мусоропровода, уборку лестниц, вывоз мусора, отопление и водоснабжение, газ, электричество, телефон и транспорт.

Величина прожиточного минимума определяется согласно официальным статистическим данным по ценам. Причем все ежемесячные изменения цен обязательно учитываются при ежеквартальном расчете прожиточного минимума.

Пенсионерам в возрасте 60 лет и старше, а также инвалидам, имеющим ограничение к трудовой деятельности 3 -й степени, получающим пенсию ниже прожиточного минимума делаются доплаты - до величины минимума. Размер доплаты определяется как разница между величиной прожиточного минимума для пенсионеров за предшествующий квартал и размером пенсии за текущий месяц. Но не будем забывать, что по нашим расчетам ПМ ниже стоимости СН. Вот и получается, что эти доплаты- капли в море бедности, нищеты.

Кроме того, от величины прожиточного минимума зависит право граждан на ежемесячные пособия на детей, услуги по бесплатному протезированию и некоторые другие виды социальной помощи (в том числе единовременная компенсация на погребение).

Чтобы определить соответствующий уровень ПМ необходимо определенный Госкомстатом РСФСР прожиточный минимум 1990 года 72 руб. надо умножить на 82,78 (см. Таблица 4). В результате получаем сумму, равную 5960,16 руб./ мес. Поэтому бедных у нас более 40 %. МРОТ если и догонит реальный ПМ, то только если произойдут радикальные изменения в сложившейся ситуации.

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ сообщает, что за январь-сентябрь 2007г. инфляция на потребительском рынке составила 7,5% против 7,2% год назад. В сентябре темпы повысились до 0,8%. Таким образом, с начала года по 15 октября инфляция достигла 8,5% (год назад - 7,3%). В конце декабря 13 %. В документе отмечается, что ускорение темпов инфляции, наблюдаемое с апреля 2007г., в основном связано с опережающим ростом цен на продовольственные товары. В конце сентября -начале октября произошел резкий скачок цен в 1,2-1,4 раза на ряд основных продуктов питания, в частности, на молоко и молочную продукцию, масло сливочное, сыры, подсолнечное масло, яйца. В итоге за январь-сентябрь 2007г. цены на продовольственные товары выросли на 8,1%, что в 1,2 раза выше, чем год назад (6,7%), тогда как в I квартале отставание составляло 2,4 раза.

Среди основных факторов, обуславливающих ускорение инфляции, ведомство называет образование дефицита отдельных продовольственных товаров (молоко и молочной продукции, сливочного масла, сыра) вследствие резкого сокращения импорта и увеличения экспорта (например, подсолнечного масла), влияние роста мировых цен на зерно и продовольствие на цены внутреннего рынка (молоко и молочная продукция, пшеница и ячмень, подсолнечное масло) и ослабление конкуренции со стороны импорта.

Также существенными инфляционными факторами являются быстрый рост денежных доходов населения и особенно зарплаты в номинальном выражении (за январь-сентябрь 2007г. на 21,7% и 25,7% соответственно к соответствующему периоду 2006г.), а также низкая склонность населения к сбережениям вследствие отрицательной доходности наиболее популярных сберегательных институтов (депозиты, валюта) и недоступности вложений в недвижимость для основной части населения из-за невысокого уровня доходов (среднемесячная заработная плата эквивалентна 3,5 прожиточным минимумам, а 70% населения имеют среднедушевые доходы на уровне среднемесячной зарплаты, составляющей менее 14 тыс. руб.). Кроме того, отмечается высокий рост денежной массы.

Однако, если посмотреть на Таблицу 3 , то можно сделать несколько другие выводы. Если в 2006 г. мы тратили на покупку СН 29257,578, то уже ровно через год на покупку этих же товаров нам понадобиться 38410,309. Таким образом, инфляция составит 31, 3 %, а не какие ни 13 %!

Вот Вам и ответ на вопрос: почему прожиточный минимум имеет такое малое значение? ПМ был урезан на заре "реформ" и, кроме того, все прошедшие годы индексировался по ложной инфляции.

Прожиточный минимум- это важнейший показатель, применяемый для определения уровня бедности (нищеты). Важность его заключается в том, что он указывается не в описательных, а конкретных количественных показателях (рублях, долларах, евро и т.д.).

Международные критерии исходят из того, что нищетой считается доход менее 2 долларов в сутки на человека (менее 60 долларов в месяц). Но применяются эти критерии только для стран с теплым климатом.

Всеобщая декларация прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право на такой уровень жизни, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Интересен пример социального минимума так называемый “бюджет Геллера” используемый в США. Статистический прожиточный минимум в США исчисляется исходя из понятия “среднестатистическая семья”: муж, жена и двое детей. При таком подходе глава семьи может содержать всех четверых. Другой взрослый член семьи ( как правило женщина ) при таком подходе работает по желанию, а не экономической необходимости.

Сравним структуру потребительской корзины России, США и Великобритании.

В 2013 г. потребительская корзина среднего россиянина будет почти такой же, как у американца и британца, прогнозируют экономисты инвестбанка ING. Не по набору товаров, конечно, а по структуре расходов: еда в корзине ужмется до четверти, а услуги займут почти половину места.

Из таблицы видно, как сильно изменилась структура потребления в России (см. таблицу): доля продовольственных товаров сократилась, а непродовольственных и услуг — выросла. Есть мнение, что и это не предел. До сих пор 10%-ный рост зарплат вел к снижению “веса” еды в потребительской корзине на 2% процентных пункта, хлеба — на 0,4 п. п., а алкоголя — на 0,07 п. п.

По прогнозам структура корзины россиянина и приблизится к западным стандартам. Доля еды упадет до 15% корзины, а услуг — вырастет до 45,5%. Похожие показатели скорее всего будут достигнуты не более чем за 10 лет. Правда, если российские граждане будут все больше тратить на жилье, то этот процесс замедлится. А вот доля услуг в корзине может расти еще быстрее, если цены на них продолжат ускоренно повышаться.

А на одежду, бытовую технику и авто у россиян придется заметно большая доля расходов, чем у британцев и американцев. Этот перекос объясняется тем, что спрос на эти товары крайне далек от насыщения.

Но не следует забывать, что расчеты производят при использовании официальной инфляции и для среднестатистического человека. Поэтому уверенно сказать, что подобный прогноз сбудется очень сложно, по крайней мере в 2013 году.

В итоге, хотелось бы заметить еще один факт. Официально нам сообщают, что уровень бедности в России неуклонно снижается. К примеру, в 2003 году бедными было 20,3% населения, в 2004 году — уже 17,8%.

Таблица 7. Сравнительная таблица

Россия (1999) Россия (2005) Россия (2013)* США (2005) Великобритания (2005)

Потребление всего, в % 100

Продовольствие 55 33,2 15,3 13,6 12,9

Хлебобулочные изделия 8,6 5,6 1,5 0,6 1,4

Мясные продукты 13,6 10,1 4,5 1,3 1,9

Непродовольственные товары 30,8 38,6 43 30 37,7

Одежда и обувь 13,5 10,5 6,2 4,8 6,4

Видео- и аудиоаппаратура 2,6 5,2 6,5 3,1 3

Услуги 13 23,5 45,5 56,6 49,4

Жилищно-коммунальные 4,7 8,3 17,5 5,3 5,5

Общественный транспорт 2,4 2,9 3,5 3,6 3,8

* - прогноз

Но международные методики показывают совершенно иную картину.

В ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) бедным считают человека, чей доход меньше 60% медианного дохода по стране (медианным называют уровень доходов, ниже и выше которого располагается по 50% населения). Европейское статистическое агентство относит к категории бедных людей с доходами менее 50% среднедушевого дохода. В США малоимущим считается тот, чьи доходы ниже стоимостной оценки минимальной потребительской корзины, при условии, что продукты питания занимают в ней не более трети. Полученный с помощью зарубежных методик показатель российской бедности оказался в полтора раза выше, чем у Росстата. А

субъективный уровень бедности — то, как россияне сами оценивают свое материальное положение, — превышает данные официальной статистики вдвое.

В России, как и в США, бедными называют людей, чьи доходы ниже величины прожиточного минимума. Но если бедные американцы должны, по мнению своего правительства, тратить на еду не больше трети прожиточного минимума, то бедным россиянам предлагается покупать одни хлопчатобумажные трусы в год, а продукты питания занимают больше половины минимальной потребительской корзины.

В установленном нашим государством минимальном наборе продуктов сплошь картофель, хлеб, макароны, а объемы потребления мяса, рыбы и фруктов в разы отстают от норм, принятых в США и даже в бывшем СССР. В 1988 году Госкомтруда оценивал минимальные потребности россиянина в мясе в 57,6 кг в год, в 2007-м — в 34,5 кг.

От норм, которые используются для расчета прожиточного минимума, зависит число человек, находящихся ниже критической черты. Если нормы занижены, бедных получается меньше.

Таким образом, если оценивать по европейской методике, число бедных в России начало расти с 2002 года. Исследователи отмечают, что в этот период стал резко увеличиваться разрыв между средним доходом и прожиточным минимумом и расти имущественное расслоение. В 1990 году разница в доходах 10% самых бедных и 10% самых богатых россиян составляла 4,4 раза, в 2002 году этот показатель был 14,3 раза, в 2004-м — уже 14,8. Получается, что богатеют только богатые. А бедные, несмотря на социальную ориентированность государственных бюджетов, становятся беднее.

По данным Росстата, четверть бедняков — молодежь 16—30 лет. Доля молодого населения постоянно увеличивается, при том, что безработица в этой возрастной группе сокращается. Конечно, молодые в большей степени скрывают свои доходы от государства, чем пенсионеры. Но это вряд ли может полностью оправдать тот факт, что все большая часть трудоспособного населения живет на доходы ниже прожиточного минимума. Получается, что бедность воспроизводит сама себя. Про эту проблему много говорил Всемирный банк — главный мировой эксперт по бедности. Дети бедных родителей с большей долей вероятности тоже будут бедными, потому что они лишены хорошего медицинского обслуживания, доступа к образованию и другим общественным благам. Они ждут этих благ от государства, потому что, за последние десять лет перехода к рынку относительная материальная независимость российского населения от государства сократилась.

Приведенные данные находятся в разительном контрасте с официальной статистикой. Меж тем, на собственном опыте мы можем убедиться, что ничего, кроме еды, изредка, одежды, мы себе позволить не можем. А тот рост благосостояния, о котором официально сообщается, касается только узкого круга избранных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.