DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10831 ПИЛЬНИКОВА Ирина Федоровна,
ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета,
г. Екатеринбург, е-mail: pilnikovai@mail.ru
ГОРБУНОВА Олеся Сергеевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета,
е-mail: os-bakunova@mail.ru
КРОХАЛЕВ Александр Анатольевич,
ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета,
г. Екатеринбург, e-mail: krohalev_aleksandr1989@inbox.ru
ПИЛЬНИКОВ Леонид Николаевич, ст. преподаватель кафедры сервиса транспортных и технологических машин и оборудования АПК Уральского государственного аграрного университета,
e-mail: pilnikov960@mail.ru
ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНОВИРУСА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
Аннотация. Пандемия короновируса в 2020 году заставила всю мировую экономику пошатнуться и резко измениться. Вследствие чего российская экономика столкнулась с трудностями. Во-первых, произошло резкое обесценивание нефти, которое появилось в связи сокращением использования углеводородов, после чего хранилища были переполнены. Во-вторых, резко снизился спрос на многие товары, которые ранее экспортировались. К таким товаром относятся нефть, нефтепродукты, газ и другие товары.[3] В-третьих, из-за ввода ограничений и новых требований правительством России и многих других стран, произошло мгновенная остановка работы большинства малого и среднего бизнеса. Часть бизнеса, из-за резкого приостановления деятельности прекратили свою работу, а многие оказались на грани разорения.
Ключевые слова. Экономический кризис, пандемия, мировая экономика, рынок нефти, государственная поддержка, международные отношения.
PILNIKOVA Irina Fedorovna,
Art. Lecturer, Department of Accounting and Auditing, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg
GORBUNOVA Olesya Sergeevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Auditing, Ural State Agrarian University
KROKHALEV Alexander Anatolyevich,
Art. Lecturer at the Department of Accounting and Auditing Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
PILNIKOV Leonid Nikolaevich,
Senior Lecturer, Department of Service for Transport and Technological Machines and Equipment of Agroindustrial Complex, Ural State Agrarian University
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
IMPACT OF THE CORONOVIRUS PANDEMIC ON THE COUNTRY ECONOMY
Annotation. The coronavirus pandemic in 2020 has caused the entire global economy to wobble and change dramatically. As a result, the Russian economy faced difficulties. First, there was a sharp depreciation of oil, which appeared due to a reduction in the use of hydrocarbons, after which the storage facilities were overflowed. Secondly, the demand for many goods that were previously exported dropped sharply. These goods include oil, oil products, gas and other goods. [3] Thirdly, due to the introduction of restrictions and new requirements by the government of Russia and many other countries, the work of most small and medium-sized businesses was instantly stopped. Part of the business, due to a sharp suspension of activities, stopped their work, and many were on the verge of ruin.
Key words. Economic crisis, pandemic, world economy, oil market, government support, international relations.
Целью исследования является изучение последствий пандемии короновируса на экономику страны и рассмотрение перспектив деятельности организаций.
Задачи исследования:
- изучить и оценить состояние экономики в условиях пандемии короновируса;
- определить меры государственной антикризисной поддержки;
- сделать выводы.
Основная часть:
Россия — одна из главных экспортеров газа, нефти и нефтепродуктов. Доходы бюджета страны напрямую зависят от того, какая цена будет на нефть и нефтепродукты, а их цена зависит от динамики мировых цен. При падении стоимости нефти уменьшается валовой внутренний доход (ВВД). Напомним, валовой внутренний продукт показывает выпуск отечественной экономики в ценах мира и покупательной способности произведенного дохода. Так вот, даже при низких ценах и при сохранении объема экспорта, может произойти следующая ситуация: агенту купят меньший объем товаров, получая меньше ресурсов на использование. Если подобная ситуация произойдёт, ВВД снизиться, из-за чего национальная валюта ослабится, увеличатся цены на потребительские товары, снизятся доходы и уменьшится спрос на товары. Однако, здесь есть и плюсы. Увеличится потребление отечественных товаров, а потребление импортных товаров снизиться.
С «учетом больших запасов уже добытой нефти вряд ли цена на нее быстро восстановится до докризисного уровня даже при скорой отмене карантинных мер»[1]. По оценке экспертов снижение цен на нефть летом 2020 года (в диапазоне 30 — 45 долл./барр.) ведет к уменьшению потребления домохозяйств на 3 — 6%, инвестиций в основной капитал — на 5 — 10%, реального ВВП — на 2 — 4% в 2020 г.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
Помимо нефти, из-за пандемии снизился спрос на газ и нефтепродукты. Данное снижение произошло из-за того, что многие предприятия приостановили свою работу. Вышеуказанные ситуации негативно влияют на состояние ВВП. Это произойдёт из-за снижения доходов от экспорта товаров.[2]
Оценивать сокращение экспорта товаров сложно. Поэтому для прогноза для пример были взяты результаты кризиса 2008-2009 года. Примерная оценка по снижению среднегодового экспорта в России на конец 2020 года составляет 10-15%. Данная ситуация приведет к падению ВВП за год на 3-5%. Однако, данная оценка ориентирована на кризис 2008-2009 годы. В реальной ситуации ухудшения могут быть более жесткими из-за ухудшения ситуации в мировой экономике.
После ввода ограничений на работу многих организаций произошла ситуация, где многие товары и услуги нельзя было производить и нельзя было употреблять, так как доступ к ним был закрыт из-за ограничений. Нарушилась деятельность многих сфер, таких как туризм, развлекательный бизнес, гостиничный бизнес, перевозки (авио, морские, автомобильные), сфера услуг.[5] Организации, которые работают в данной сфере, полностью или в большей мере прекратили свою деятельностью, из-за чего государство также пострадало от того, что поступление налогов сильно сократились. Выпуск товаров и услуг в данных сферах сильно снизился, отчего ухудшилось финансовое положение предпринимателей. В результате многие предприниматели закрыли свои организации, так как не смогли платить аренду, зарплату, обязательные издержки производства и т.д. К сожалению, помощь от государства (снижение налоговых ставок, помощь в выплате минимальной оплаты труда сотрудникам, отсрочка по сдаче отчётов, вследствие чего организация получает отсрочку по уплате налогов), помогло не всем. Многим организациям, чтобы
хоть как-то остаться на плаву, пришлось уволить многих сотрудников. Вследствие чего появляется рост безработицы. Сотрудникам, которые всё же остаются на работе, приходится мириться со снижением оплаты труда.
Оценить, насколько пострадал малый и средний бизнес сложно. Однако, эксперты предполагают, что примерно 20% производства приостановили свою деятельность примерно на 2-5 месяцев. Данная приостановка снижает ВВП в 2020 году на 3-8%.[7]
Государство, как основа нашего общества, в такой ситуации должно что-то предпринять, чтобы малый и средний бизнес не закрылся, чтобы люди продолжили жить в более или менее обычном формате. Государство должно обеспечить денежную и налоговую поддержку населению и бизнесу. Рассмотрим меры поддержки ближе.
Снижение ключевой ставки центрального банка до 5,5% годовых стала важной частью денежно-кредитной политики. Так как благодаря снижению ставки многим компаниям стало легче продолжать свою деятельность. Данное смягчение Банку России стало возможно, так как уровень инфляции ниже целевого уровня (3,1% по итогам апреля 2020 г.), а риски, из-за такого быстрого уменьшения спроса, эксперты считают невысокими. Данная ситуация позволила Банку России продолжить снижение ключевой ставки. Однако, по большей степени, малому и среднему бизнесу от банкротства помогло бы больше бюджетирование в рамках мер бюджетной политики.
К сожалению, оценки экспертов показывают, что с учётом принятых мер поддержки, государству очень тяжело, так как в мае ВВП достигает критического уровня - 4%, когда нефть заметно подешевела с 43,5 долл./барр. до 32 долл./барр. В сентябре 2020 года цены на нефть находятся на уровне 42 долл./барр.. В данном случае, главная задача государства в данном вопросе заключается в выполнении государственной поддержки для предпринимателей на уровне 4% ВВП в полном объеме.[10]
«По мнению экспертов, при нехватке федерального бюджета на уровне 3,8% ВВП дефицит бюджета правительства достигнет 6,5% ВВП. Тогда последний будет покрываться за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в объеме не более 0,2% ВВП, а весь объем дефицита бюджета должен быть покрыт за счет перечисляемой в доходы федерального бюджета прибыли ЦБ РФ от продажи пакета акций Сбербанка (1% ВВП) и заимствований на рынке государственного долга РФ (5,3% ВВП). В этом случае объем ликвидной части ФНБ по итогам 2020 г. сохранится в размере 6,5% ВВП.»[1]
Если сохранить довольно высокую стоимость нефть в 2021 г. на уровне около 45 долл./ барр., данная ситуация позволит неплохо простимулировать экономику на выходе из кризиса и реализовать национальные проекты.
Плюсом для восстановления экономического роста является снижение налогов для предпринимателей на страховые взносы, медицину. Данное решение позволит легализировать найм сотрудников, частично избавиться от "серой" и "черной" заработной платы, позволит расширить найм персонала, откуда увеличивается инвестиционная ценность и увеличение конкурентоспособности производства. По оценке экспертов, данное уменьшение ставки страховых взносов и МСБ с 30 до 15% повлечет за собой потери внебюджетных фондов в 2021 году примерно 600— 700 млрд руб. Данная мера в какой-то степени сможет компенсировать повышение налога на добавленную стоимость с 18 до 20% в 2019 году. Помимо потерь от коммерческих организаций, получится сэкономить на выплате страховых взносов бюджетным сотрудникам. Примерная экономия составляет примерно на уровне 400 млрд руб. (0,4% ВВП).
В результате за год при таком сценарии нехватка федерального бюджета составит примерно 3,9% ВВП, а бюджета правительства — 4,2% ВВП, который может профинансировать за счет прибыли ЦБ РФ в размере 0,5% ВВП и государственных заимствований на уровне 3,8% ВВП.
В случае, если среднегодовые цены на нефть в 2021 г. будут не больше 35 долл./ барр., то нехватка федерального бюджета может достичь 5% ВВП, а бюджета правительства — 6% ВВП, что не позволит снизить налоги. В данной ситуации нехватку может профинансировать ЦБ РФ за счёт прибыли (0,5% ВВП), ФНБ (2% ВВП) и государственных заимствований (3,5% ВВП). При сохранении невысокой стоимости на нефть нужно готовиться к секвестру бюджетных расходов в 2022 г. в размере до 1,5% ВВП. Объем ФНБ в этих сценариях снизится к концу 2021 г. до 2,4 — 4,9% ВВП.
Объем кредита от государства для того, чтобы покрыть издержки, вызванные ограничениями из-за пандемии, в 2020 году по оценке экспертов составляет 2,0 — 2,7 трлн руб., что считается вполне реалистичным. Из этого следует следующая проблема: дефицит средств почувствуют субфедеральные бюджеты, так как собственные резервные фонды есть лишь у малого количества регионов. Нехватка бюджета расширенного правительства сильно больше чем нехватка федерального бюджета, из-за чего могут потребоваться дополнительная сумма кредита на региональном и муниципальном уровнях в 2020 г. могут понадобиться в объеме от 2,7 до 4,2% ВВП. Получается,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
в худшем случае объем кредита оценивается примерно в 7% ВВП.
Бюджетная политика в 2020 году должна исполнить все действующие социальные обязательства, обеспечить функционирование к бюджетному сектору экономики, обратив особое внимание на здравоохранение, обеспечить всеми ресурсами для поддержки антикризисных мер. Все остальные обязательства, некоторые из которых числились в рамках национальных проектов, можно перенести на последующие годы. А чтобы отложенные обязательства можно было реализовать важно на 2021 год сохранить объемы федерального бюджета, как до этого было сказано в законе о бюджете на 2020-2022 годы.
Меры антикризисной государственной поддержки можно было разделить на несколько этапов. Первый этап - это поддержка населения, когда вирус бушует во всём мире. В данном этапе нужно выполнить следующие задачи.
Во-первых, нужно увеличить гибкость рынка труда. В данное понятие можно вложить введение понятия «временная безработица», когда сотрудника увольняют с последующим принятием на работу обратно либо дать возможность работодателю отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск до 3-х месяцев.
Во-вторых, нужно на регулярной основе предоставлять наборы продовольственных товаров пенсионерам и лицам с хроническими заболеваниями, обязанным соблюдать режим самоизоляции по состоянию здоровья в регионах, в которых эпидемиологическая ситуация требует сохранять жесткий режим карантина. Также, я считаем, что жизненно необходимо поставлять наборы с продовольственными товарами в малоимущие семьи.
В-третьих, нужно снизить риск социальной исключенности. В данной задаче нужно создать координационные пункты на базе центров социального обслуживания, где будут оказывать поддержку лицам из групп риска (одиноким пожилым людям, семьям с инвалидами, лицам с хроническими заболеваниями), привлекать к работе дополнительных работников, так как те могли потерять работу в условиях пандемии и просто волонтеров. В центрах можно организовать телефонные и видео консультации, прием обращений, помогать в доставке товаров и получении услуг.[8] Также нужно обратить внимание на увеличение работы с бездомными, соблюдая необходимые меры защиты: питания, организация эпидемиологического контроля и пр., а также оказать государственную поддержку НКО в сфере предоставления социальных услуг для сохранения и расширения охвата их работы.
В-четвертых, нужно подумать о мерах по увеличению качества высшего образования,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
путем увеличения количества бюджетных мест, предоставления льгот на питание и проживание, льготное кредитование. К перспективным направлениям относятся трудоустройство студентов в различные структуры вузов, таких как функциональные подразделения, колл-центры, приемная комиссия, научные подразделения. «Также можно облегчить поиск работы и стажировку студентам путём компенсаций и налоговых льгот работодателям, соглашения между вузами и работодателями об оплачиваемых стажировках для студентов, общероссийский портал вакансий.»[1] Также можно напрямую поддержать студентов, выплачивая им повышенную стипендию, предоставлять пособие по безработице.
Второй этап антикризисной политики начался после пика пандемии. На этом этапе нужно поддержать восстановление экономики, а также решить вопрос с накопленной задолженностью экономических агентов, деятельность которых была приостановлена в период пандемии.
Из-за резкой приостановки деятельности организаций многие компании не способны финансово содержать своих сотрудников. Здесь банковская система пошла на встречу и создала целевые беспроцентные кредиты на выдачу заработной платы. По «оценкам экспертов, для поддержания достаточного уровня капитала банковской системы во втором полугодии 2020 г. может понадобиться поддержка со стороны ЦБ РФ или таких институтов, как АСВ или ФКБС, в размере от 0,5 трлн до 1,9 трлн руб.» Если придерживаться данного сценария, оправданно регулировать комиссионные доходы банков при предоставлении кредитов, а также процентные ставки, повышая коэффициенты риска (выше ключевой ставки — 100%).[1]
На этом этапе антикризисной политики необходимо проанализировать меры поддержки компаний и населения, и, при необходимости, откорректировать их и/или отменить. Дополнительно отметим, что в некоторых случаях нельзя исключить национализацию попавшего в тяжелое положение крупного бизнеса при невозможности продолжать деятельность без большой государственной поддержки.
В результате уменьшения номинального объема ВВП в условиях текущего кризиса из-за пандемии плановый уровень расходов бюджета расширенного правительства составит 37,5 — 38,5% в 2021 г. Это, по мнению экспертов, выше длительного устойчивого уровня расходов для России, который может быть обеспечен доходной частью бюджета расширенного правительства при существующих параметрах налоговой системы РФ. [4]
Третий этап очень важен, так как на нём нужно принять меры по повышению долгосрочных структурных темпов экономического роста. Иначе говоря, в данной ситуации будут важны структурные реформы. На данном этапе срочность мер будет меньше, чем у антикризисных. А начинать эти меры, нужно чем раньше, тем лучше. К актуальным реформам можно отнести следующие.
Россия не лидер по показателям технического развития среди других стран. Однако стремление есть и прогресс виден, возможно не такой, какой хотелось бы. Для того, чтобы сильно приблизиться к прогрессу лидирующих стран нужно трансформировать в цифровой вид все сферы экономики и государственного управления. Данные изменения позволят улучшить показатели производительности труда. Первым этапом цифровой трансформации можно назвать внедрение цифрового документооборота как в коммерческих организациях, так и в взаимодействии с государством.
России для более скорого развития нужны помимо внутренних финансовых ресурсов, внешние. Для этого нужно устранить препятствия для российского экспорта и включать российские организации в международные производственные цепочки. Здесь нужно помочь российским предприятиям выйти за пределы внутреннего рынка, преодолеть барьеры, связанные с таможенным регулированием и валютным контролем, и приспособиться к внешней среде.
В данном случае нужно формировать добрососедские отношения с внешним миром и тем более партнёрами. Нужно остановить деградацию межгосударственных отношений как на постсоветском пространстве, так и с другими странами.
Чтобы развивать предпринимательскую деятельность государству нужно принять меры для снижения предпринимательских рисков и издержек. Это позволит создать партнерские отношения между государством и бизнесом. Для этого нужно избавиться от устаревших, невыполнимых или противоречащих друг другу правил, построить комфортное взаимодействие бизнеса и граждан с государством. Чтобы развить предпринимательскую инициативность нужно обновить повестку антимонопольного и тарифного регулирования, ограничить разрастание государственного сектора в экономике.
В особом внимании нуждается человеческий капитал, так как инвестировав в него можно получить наибольшую и эффективную отдачу. Именно человеческий капитал является главным фактором экономического роста и технологического развития.
Коронавирус и всемирная пандемия всем дали понять приоритетность системы здравоохранения как отрасль экономики. Для повышения адаптивных возможностей здравоохранения к новым вызовам нужно сформировать высокотехнологичный сектор охраны и укрепления здоровья. Для этого можно развивать медицину предупреждения и ранней диагностики, укреплять систему лекарственного обеспечения, систему дистанционного мониторинга и консультирования.
Пандемия коснулась всех сфер деятельности, в том числе сферу образования. В данной системе как никогда стало важно умение адаптироваться к получению информации в дистанционном формате посредством цифровых технологий. Однако из-за того, что всё это произошло так быстро, система образования плохо восприняла удар удаленного образования. В итоге не все преподаватели и не все студенты готовы заниматься обучением дистанционно. Для решения данной проблемы нужно всем сторонам дать современную компьютерную грамотность, обеспечить с технической точки зрения всем необходимым. создать стандарт электронного обучения, когда преподаватели могут преподавать по видеосвязи, важно активно использовать современные технологии, переносить часть образовательного контента в онлайн-режим, снять избыточную административную нагрузку на учебные заведения.
Также часть нагрузки федерального регулирования можно делегировать на регионы, тем самым у федерального регулирования усилится внимание по другим вопросам, а также даст больше возможностей контролировать результаты. Для этого нужно повысить доходы и снизить расходы регионов в системе межбюджетных отношений. Проведение каждой из реформ будет сопровождаться трудностями и издержками. Однако их реализация нужна для более быстрого восстановления экономики после кризиса из-за короновируса.
Список литературы:
[1] Баландина Г., Пономарев Ю., Синельни-ков-Мурылев С. (2020). Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры Экономическая политика. Т. 15, № 1. С. 108 — 135.
[2] Горбунова О.С., Шарапова В.М. Меры стимулирования малого бизнеса на территории Свердловской области / Аграрное образование и наука // 2018. - № 3. - С. 7.
[3] Дробышевский С. М., Идрисов Г. И., Кау-кин А. С., Павлов П. Н., Синельников-Мурылев С. Г. (2018). Декомпозиция темпов роста российской экономики в 2007—2017 гг. и прогноз на 2018— 2020 гг. Вопросы экономики. № 9. С. 5 — 31.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
[4] Дробышевский С., Полбин А. (2016). О роли плавающего курса рубля в стабилизации деловой активности при внешнеэкономических шоках Проблемы теории и практики управления. № 6. С. 66—71.
[5] Дубовский Д. Л., Кофанов Д. А., Сосунов К. А. (2015). Датировка российского бизнес-цикла Экономический журнал ВШЭ. Т. 19, № 4. С. 554 — 575.
[6] Идрисов Г., Пономарев Ю., Синельников-Мурылев С. (2015). Условия торговли и экономическое развитие современной России Экономическая политика. Т. 10, № 3. С. 7—37.
[7] Левашенко А., Коваль А., Синельников-Мурылев С., Трунин П. (2019). Валютный контроль в РФ: архаизм или необходимость. Российский внешнеэкономический вестник. № 5. С. 7—15.
[8] Набоков В.И., Некрасов К.В., Зуева О.Н., Донскова Л.А. Отраслевые особенности как фактор формирования и развития логистических систем в АПК. Аграрный вестник Урала. 2016.№12(154).-С.102-104.
[9] Орлова Н., Егиев С. (2015). Структурные факторы замедления роста российской экономики. Вопросы экономики. № 12. С. 69 — 84.
[10] Полбин А. (2017). Оценка влияния шоков нефтяных цен на российскую экономику в векторной модели коррекции ошибок. Вопросы экономики. № 10. С. 27—49.
[11] Пустуев А.Л., Горбунова О.С., Петрякова С.В., Калицкая В.В., Перминова И.М. Формирование агроэкономической системы региона // Аграрный вестник Урала. - 2017. - № 5 (159). - С. 16.
[12] ЦСР (2017). Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России: Экспертно-аналитический доклад. М.: Центр стратегических разработок.
[13] ЦСР, НИУ ВШЭ (2018). Двенадцать решений для нового образования. М.: Центр стратегических разработок.
Spisok literatury:
[1] Balandina G., Ропота^ YU., Sinel'nikov-Мигу^ S. (2020). Tamozhennoe administrirovanie V Rossii: ка^тл dolzhny Ьу1' sovremennye procedury Ekonomicheskaya ро!Шка. Т. 15, № 1. S. 108 — 135.
[2] Gorbunova O.S., SHarapova V.M. Mery stimulirovaniya malogo biznesa na territorii Sverd-lovskoj oblasti / Agrarnoe obrazovanie i nauka // 2018. - № 3. - S. 7.
[3] Drobyshevskij S. M., Idrisov G. I., Kaukin A. S., Pavlov P. N., Sinel'nikov-Murylev S. G. (2018). Dekompoziciya tempov rosta rossijskoj ekonomiki v 2007—2017 gg. i prognoz na 2018—2020 gg. Voprosy ekonomiki. № 9. S. 5 — 31.
[4] Drobyshevskij S., Polbin A. (2016). O roli plavayushchego kursa rublya v stabilizacii delovoj aktivnosti pri vneshneekonomicheskih shokah Prob-lemy teorii i praktiki upravleniya. № 6. S. 66—71.
[5] Dubovskij D. L., Kofanov D. A., Sosunov K. A. (2015). Datirovka rossijskogo biznes-cikla Eko-nomicheskij zhurnal VSHE. T. 19, № 4. S. 554 — 575.
[6] Idrisov G., Ponomarev YU., Sinel'nikov-Murylev S. (2015). Usloviya torgovli i ekonomich-eskoe razvitie sovremennoj Rossii Ekonomicheskaya politika. T. 10, № 3. S. 7—37.
[7] Levashenko A., Koval' A., Sinel'nikov-Murylev S., Trunin P. (2019). Valyutnyj kontrol' v RF: arhaizm ili neobhodimost'. Rossijskij vneshneeko-nomicheskij vestnik. № 5. S. 7—15.
[8] Nabokov V.I., Nekrasov K.V., Zueva O.N., Donskova L.A. Otraslevye osobennosti kak faktor formirovaniya i razvitiya logisticheskih sistem v APK. Agrarnyj vestnik Urala. 2016.№12(154).-S.102-104.
[9] Orlova H., Egiev C. (2015). Strukturnye fak-tory zamedleniya rosta rossijskoj ekonomiki. Voprosy ekonomiki. № 12. S. 69 — 84.
[10] Polbin A. (2017). Ocenka vliyaniya shokov neftyanyh cen na rossijskuyu ekonomiku v vektornoj modeli korrekcii oshibok. Voprosy ekonomiki. № 10. S. 27—49.
[11] Pustuev A.L., Gorbunova O.S., Petryakova S.V., Kalickaya V.V., Perminova I.M. Formirovanie agroekonomicheskoj sistemy regiona // Agrarnyj vestnik Urala. - 2017. - № 5 (159). - S. 16.
[12] CSR (2017). Novaya tekhnologicheskaya revolyuciya: vyzovy i vozmozhnosti dlya Rossii: Ekspertno-analiticheskij doklad. M.: Centr strategich-eskih razrabotok.
[13] CSR, NIU VSHE (2018). Dvenadcat' resh-enij dlya novogo obrazovaniya. M.: Centr strategich-eskih razrabotok.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020