Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И СМЯГЧЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ БИЗНЕСА И НАСЕЛЕНИЯ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И СМЯГЧЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ БИЗНЕСА И НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
626
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМОХОЗЯЙСТВА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / РЕГИОНЫ / РЕКОМЕНДАЦИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / HOUSEHOLDS / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / THE CORONAVIRUS PANDEMIC / GOVERNMENT SUPPORT MEASURES / REGIONS / RECOMMENDATIONS / COOPERATION / ECONOMIC SITUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашов Алексей Михайлович

11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила, что распространение коронавируса достигло стадии пандемии, так как затрагивает большинство стран и все континенты. В марте 2020 г. падение спроса и потребления в ведущих странах мира стали перерастать в острый системный сбой, что крайне негативно повлияло на экономики большинства стран и мировую экономику в целом. На экономику нашей страны подействовали одновременно два сильных негативных фактора - это резкое падение мировых цен на нефть и длительные каникулы и запреты на работу многих компаний, объявленные вначале федеральными властями, а затем, властями большинства регионов сроком до 30 апреля, а затем продленные до 31 мая 2020 года в связи с мерами борьбы с распространением инфекции короновируса. Особенно страдает в этой ситуации малый и средний бизнес, а также резко снижаются доходы домохозяйств, и соответственно, уменьшается потребление и совокупный спрос на продукцию и услуги. В этой ситуации российскими властями приняты и реализуются ряд государственным мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, отдельных категорий граждан и экономики в целом. Но меры госполитики в период пандемии короновируса должны быть гораздо более объемны, чем это делается в настоящее время в РФ и не должны ограничиваться только финансовыми инструментами. Автор данной статьи рассматривает и анализирует предлагаемые меры поддержки, дает свои рекомендации по стимулированию экономической активности и смягчению негативных последствий для бизнеса и населения. Данные рекомендации и предложения призваны сохранить потенциал малого и среднего бизнеса, обеспечить предпринимателям не только сиюминутную поддержку, но и условия для успешного возобновления деятельности в долгосрочной перспективе. Все это поможет сгладить последствия кризиса, быстрее обеспечить возврат экономики в привычный ритм, восстановить деловую активность и улучшить экономическую ситуацию в стране в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE RUSSIAN ECONOMY AND DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS TO STIMULATE ECONOMIC ACTIVITY AND MITIGATE NEGATIVE CONSEQUENCES FOR BUSINESSES AND THE POPULATION

March 11, 2020 the world health organization has announced that the spread of the coronavirus has reached the stage of a pandemic, as it affects most countries and all continents. In March 2020, the decline in demand and consumption in the leading countries of the world began to develop into an acute system failure, which had a very negative impact on the economies of most countries and the world economy as a whole. The economy of our country was affected simultaneously by two strong negative factors - a sharp drop in world oil prices and long holidays and bans on the work of many companies, announced first by the Federal authorities, and then by the authorities of most regions for a period of April 30, and then extended until may 31, 2020 in connection with measures to combat the spread of coronavirus infection. Small and medium-sized businesses are particularly affected in this situation, as well as household incomes are falling sharply, and consequently, consumption and aggregate demand for products and services are decreasing. In this situation, the Russian authorities have adopted and are implementing a number of government measures aimed at supporting small and medium-sized businesses, certain categories of citizens, and the economy as a whole. But state policy measures during the coronavirus pandemic should be much more extensive than is currently being done in the Russian Federation and should not be limited to financial instruments. The author of this article reviews and analyzes the proposed support measures, gives his recommendations for stimulating economic activity and mitigating negative consequences for business and the population. These recommendations and proposals are designed to preserve the potential of small and medium-sized businesses, provide entrepreneurs with not only short-term support, but also conditions for successful resumption of activities in the long term. All this will help to smooth out the consequences of the crisis, quickly ensure the return of the economy to its usual rhythm, restore business activity and improve the economic situation in the country as a whole.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И СМЯГЧЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ БИЗНЕСА И НАСЕЛЕНИЯ»

Balashov Aleksey Mikhailovich ANALYSIS OF THE IMPACT ..

economic sceinces

УДК 334

DOI: 10.26140/knz4-2020-0903-0027 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И СМЯГЧЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ БИЗНЕСА И НАСЕЛЕНИЯ

© 2020

SPIN-код: 9134-1087

AuthorlD: 783211

ORCID: 0000-0002-4264-2592

Балашов Алексей Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования Новосибирский государственный педагогический университет (630083, Россия, Новосибирск, Вилюйская, 28, e-mail: [email protected])

Аннотация. 11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила, что распространение коро-навируса достигло стадии пандемии, так как затрагивает большинство стран и все континенты. В марте 2020 г. падение спроса и потребления в ведущих странах мира стали перерастать в острый системный сбой, что крайне негативно повлияло на экономики большинства стран и мировую экономику в целом. На экономику нашей страны подействовали одновременно два сильных негативных фактора - это резкое падение мировых цен на нефть и длительные каникулы и запреты на работу многих компаний, объявленные вначале федеральными властями, а затем, властями большинства регионов сроком до 30 апреля, а затем продленные до 31 мая 2020 года в связи с мерами борьбы с распространением инфекции короновируса. Особенно страдает в этой ситуации малый и средний бизнес, а также резко снижаются доходы домохозяйств, и соответственно, уменьшается потребление и совокупный спрос на продукцию и услуги. В этой ситуации российскими властями приняты и реализуются ряд государственным мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, отдельных категорий граждан и экономики в целом. Но меры госполитики в период пандемии короновируса должны быть гораздо более объемны, чем это делается в настоящее время в РФ и не должны ограничиваться только финансовыми инструментами. Автор данной статьи рассматривает и анализирует предлагаемые меры поддержки, дает свои рекомендации по стимулированию экономической активности и смягчению негативных последствий для бизнеса и населения. Данные рекомендации и предложения призваны сохранить потенциал малого и среднего бизнеса, обеспечить предпринимателям не только сиюминутную поддержку, но и условия для успешного возобновления деятельности в долгосрочной перспективе. Все это поможет сгладить последствия кризиса, быстрее обеспечить возврат экономики в привычный ритм, восстановить деловую активность и улучшить экономическую ситуацию в стране в целом.

Ключевые слова: домохозяйства, малый и средний бизнес, пандемия коронавируса, меры государственной поддержки, регионы, рекомендации, сотрудничество, экономическая ситуация.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE RUSSIAN ECONOMY AND DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS TO STIMULATE ECONOMIC ACTIVITY AND MITIGATE NEGATIVE CONSEQUENCES FOR BUSINESSES

AND THE POPULATION

© 2020

Balashov Aleksey Mikhailovich, candidate of economic sciences, associate Professor of the Department information systems and digital education Novosibirsk State Pedagogical University (630083, Russia, Novosibirsk, Viluyskaja, 28, e-mail: [email protected])

Abstract. March 11, 2020 the world health organization has announced that the spread of the coronavirus has reached the stage of a pandemic, as it affects most countries and all continents. In March 2020, the decline in demand and consumption in the leading countries of the world began to develop into an acute system failure, which had a very negative impact on the economies of most countries and the world economy as a whole. The economy of our country was affected simultaneously by two strong negative factors - a sharp drop in world oil prices and long holidays and bans on the work of many companies, announced first by the Federal authorities, and then by the authorities of most regions for a period of April 30, and then extended until may 31, 2020 in connection with measures to combat the spread of coronavirus infection. Small and medium-sized businesses are particularly affected in this situation, as well as household incomes are falling sharply, and consequently, consumption and aggregate demand for products and services are decreasing. In this situation, the Russian authorities have adopted and are implementing a number of government measures aimed at supporting small and medium-sized businesses, certain categories of citizens, and the economy as a whole. But state policy measures during the coronavirus pandemic should be much more extensive than is currently being done in the Russian Federation and should not be limited to financial instruments. The author of this article reviews and analyzes the proposed support measures, gives his recommendations for stimulating economic activity and mitigating negative consequences for business and the population. These recommendations and proposals are designed to preserve the potential of small and medium-sized businesses, provide entrepreneurs with not only short-term support, but also conditions for successful resumption of activities in the long term. All this will help to smooth out the consequences of the crisis, quickly ensure the return of the economy to its usual rhythm, restore business activity and improve the economic situation in the country as a whole.

Keywords: households, small and medium-sized businesses, the coronavirus pandemic, government support measures, regions, recommendations, cooperation, economic situation.

ВВЕДЕНИЕ.

В начале декабря 2019 года в китайской провинции Ухань впервые был обнаружен первый случай заболевания новой инфекцией COVШ-l9, а в конце декабря 2019 года муниципальное правительство Ухани сделало первое публичное заявление: из 27 заболевших 7 находились в тяжелом состоянии, а у остальных состояние было стабильным и контролируемым, поэтому

большинство китайцев особо не обращали внимания на ситуацию в Ухани до второй половины января 2020 года. Только спустя 50 дней после первого выявленного случая вспышка заболевания в Китае стала очевидной, и в частности, 21 января 2020 года в прямом эфире телеканала CCTV News Чжун Наньшань заявил, что новая коронавирусная инфекция передается от человека к человеку [1]. Тогда же были обнаружены первые случаи

118

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

экономические науки

Балашов Алексей Михайлович АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ ...

заболевания в Таиланде и Японии, а 31 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила новую эпидемию китайского коронавируса «чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение» (Public Health Emergency of International Concern — PHElC), [2]. Начало весны принесло нам резкое расширение географии распространения инфекции короновируса и 11 марта 2020 г. ВОЗ объявила, что распространение корона-вируса достигло стадии пандемии, так как затрагивает большинство стран и все континенты. Все это крайне негативно влияет на мировую экономику. Поднебесная почувствовала это первой, там были введены жесткие карантинные меры. Из-за этого в начале весны в Китае катастрофически сократилось производство, упал спрос на сырье и готовую продукцию. Италия и некоторые другие европейские страны тоже оказались закрыты на карантин, во многих странах отменены важнейшие деловые мероприятия, в частности, в Швейцарии отменен Женевский автосалон, в ведущих странах мира произошло резкое ослабление экономической активности из-за введенных карантинных мероприятий. В целом, в марте 2020 г. сокращение спроса и потребления в ведущих странах мира стали перерастать в острый системный сбой, в «совокупный шок предложения, вызванный мерами по сдерживанию распространения инфекции с ограниченным спросом и мобильностью» [3].

Возможные последствия оцениваются по-разному: от полностью негативных сценариев до относительно взвешенных прогнозов [4,5]. Экономист-аналитик Джесси Коломбо, который предсказал мировой экономический кризис 2008-2009 годов, сообщил, что пандемия опасна для мировой экономики не сама по себе, а как триггер глубокого системного кризиса, так как «мы уже в самом конце цикла, и хотя коронавирус — это всего пара дополнительных ударов кулаком, но мы уже и так шли к рецессии до того, как услышали о нем» [6].

Цель данной статьи - рассмотрение и анализ последствий распространения эпидемии короновируса для экономики страны и разработка предложений по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, домохозяйств и экономической активности в целом.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ С ОБОСНОВАНИЕМ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

В современной экономической науке чередование деловых циклов рассматривает волновая теория выдающегося русского экономиста Н.Д. Кондратьева, который предположил наличие длинных конъюктурных волн в развитии общества и тем самым определил развитие мировой экономики, как процесс неравномерный и цикличный [7,8]. Данная теория была выдвинута в начале ХХ века и подвергалась сомнению многими учеными, пока вслед за депрессиями 1880 и 1929 гг. не последовал период рецессий, терзавших мировую экономику между 1975 и 1992 гг. и мировой финансовый кризис 2008-2009 гг.

В принципе, волновую теорию Н.Д. Кондратьева подтверждает и настоящий кризис в мировой экономике, который начал развиваться на фоне пандемии коро-новируса в 2020 году, который по ущербу для мировой экономики уже сравнивают с финансовым кризисом 2008-2009 годов и Великой депрессией 1929-1932 годов. В 2007-2008 годах американский фондовый рынок упал на 57%. А во время Великой депрессии рынок упал приблизительно на 80%. За февраль-март 2020 года произошло значительное падение ранка американских акций, которое составило порядка 35%. Кроме этого, произошло сильное падение мировых цен на нефть, которые в марте 2020 года упали ниже 30 долларов за баррель. Но в апреле 2020 года американский фондовый рынок начал снова расти, но поводов для оптимизма пока мало. Вполне возможно, это временный рост, точнее коррек-

ция вверх на фоне падения. Несмотря на то, что американский фондовый рынок сейчас «заливают» деньгами, на нем ожидается новое падение до «второго дна», т.е. еще более сильное снижение американских ценных бумаг. По прошлому опыту известно, что часто в разгар кризиса ценные бумаги начинают расти на 15-20 процентов, а затем снова падают еще больше. И так может происходить неоднократно. Сравнить, как фондовый рынок двигался в кризис 2008-2009 годах и до какого этапа дошел на данный момент, возможно по индексу S&P 500, который является показателем движения курсов акций 500 ведущих американских корпораций, представленных в определенных пропорциях [9]. Как видно из графиков индекса S&P 500, движения американского фондового рынка во время настоящего кризиса подтверждают третий постулат технического анализа о том, что «история повторяется». Кроме этого, произошло сильное падение мировых цен на нефть, которые в марте 2020 года упали ниже 30 долларов за баррель, а в апреле вообще опускались в моменте ниже 20 долларов за баррель.

Для Российской Федерации один из самых негативных факторов данного кризиса - это резкое падение мировых цен на нефть из-за значительного уменьшения мирового потребления и особенно, после разрыва сделки России с ОПЕК. Сделка «ОПЕК+» во многом была обречена задолго до событий в Вене 6 марта [10]. История с эпидемией коронавируса только ускорила этот процесс, интересы сторон расходились и раньше, причем все более. Тем не менее сокращение добычи нефти по соглашению ОПЕК+ было для России выгодно. Первые два года координации добычи принесли значительные плюсы российскому бюджету и российским нефтяникам, но постепенно основные выгоды от сделки стала получать американская индустрия по добыче сланцевой нефти.

Начальный этап данного кризиса в России, связанный с подешевевшей нефтью, уронил рубль более 80 рублей за доллар, что более чем на 30% ниже по сравнению с курсом января этого года. В тоже время накопленные резервы (денег и опыта прошлых кризисов) позволили нашим финансовым властям избежать больших потрясений на финансовом рынке и при необходимости проводились валютные интервенции. При сегодняшних ценах на нефть и стабилизации рубля на уровне 70 - 75 рублей за доллар можно ожидать увеличения инфляции примерно на пару процентных пункта, а учитывая вклад плодоовощной инфляции, рост потребительских цен может составить порядка пяти процентов на конец этого года [10].

Пока из мер по стабилизации курса рубля Центробанк только остановил покупку валюты в рамках бюджетного правила и расширил механизмы предоставления валютной и рублевой ликвидности, а Минфин прекратил размещение новых ОФЗ (скорее с целью поддержки долгового рынка) и пообещал начать конвертировать часть средств ФНБ в рубли — возможно, это будет два-три миллиарда долларов в месяц, то есть размер месячного дефицита при цене на нефть 30 долларов за баррель [10].

Еще одним негативным фактором для российской экономики являются длительные каникулы и запреты на работу многих компаний, объявленные вначале федеральными властями, а затем, властями большинства регионов сроком до 30 апреля, а затем продленные до 31 мая 2020 года в связи с мерами борьбы с распространением инфекции короновируса. Особенно страдает в этой ситуации малый и средний бизнес, а также резко снижаются доходы домохозяйств, и соответственно, уменьшается потребление и совокупный спрос на продукцию и услуги. Например, поданным мониторинга, которые представил бизнес-омбудсмен Борис Титов, более половины опрошенных малых и средних предпринимателей остановили свою деятельность [11].

В этой ситуации очень многое будет зависеть от грамотных действий властей по преодолению последствий

Balashov Aleksey Mikhailovich economic

ANALYSIS OF THE IMPACT ... sceinces

эпидемии короновируса и снижения деловой активности из-за мер самоизоляции, которые существенно ограничили работу многих предприятий и организаций. В частности, президент Владимир Путин обратил внимание на необходимость составления понятного и четкого перечня организаций, работа которых оказалась ограничена из-за распространения инфекции короновируса. Глава российского государства подчеркнул, что нужно создать условия для возвращения бизнеса и производства к нормальному режиму работы. Кроме этого, по мнению президента хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» Михаила Дмитриева, увеличение бюджетных расходов, на два-три процента ВВП, и по тем направлениям, которые дают значительный мультипликатор на ВВП, может сгладить последствия кризиса и улучшить экономическую ситуацию и при этом не будет нести значительных инфляционных рисков [10]. В связи с этим необходимо предусмотреть реализацию комплекса следующих мер:

Во-первых, продолжать осуществлять все те меры поддержки, которые предложили президент и правительство и которые уже осуществляются федеральными и региональными властями. И в частности, очень нужную меру, которую предложил президент в мае этого года по полному освобождению от налогов и страховых взносов за второй квартал малых и средних предпринимателей. Воспользоваться данной мерой поддержки смогут индивидуальные предприниматели, компании малого и среднего бизнеса и социально-ориентированные НКО, в целом по РФ более полутора миллионов компаний, которые пострадали от эпидемии коронови-руса [12].

Во-вторых, начать реализовывать предложения лидера Торгово-промышленной палаты (ТТП) РФ Сергея Катырина. Он предлагает уменьшить ставку НДФЛ для физических лиц с 13 процентов до 6,5 % до конца этого года [13]. Еще одним предложением главы ТИП России является выплата фиксированного пособия отправленным в вынужденный отпуск сотрудникам компаний из-за падения оборота компании более чем в два раза. Данное пособие должно выплачиваться за счет средств федерального бюджета и в размер его должен составлять от 50 до 80 процентов от средней зарплаты за последние полгода. Это уменьшит снижение доходов населения и позволит поддержать спрос на продукцию и услуги. Кроме этого, Сергей Катырин предлагает ввести на время эпидемии короновируса запрет на повышение финансового обременения предпринимателей [13].

Во-третьих, необходимо дополнительно поддержать 22 отрасли российской экономики, которые признаны как падающие. Для этого, как предлагают первый заместитель председателя правительства РФ А.Р. Белоусов, председатель Счётной палаты РФ А.Л. Кудрин и академик МГУ А.А. Аузан, надо создать централизованный государственный фонд, куда сосредоточить налоговые поступления за 2019 год от компаний, которые собираемся поддерживать, и открыть субсчета на каждую фирму, что сейчас не является сложным [14]. И далее, каждая компания из данного списка сможет получит ссуду из этого фонда сроком на три года за счет уплаченных ею средств в качестве налогов 2019 года. Расчеты экономистов показывают, что месяцев на шесть антикризисного финансирования этих денег хватит [14], т.е. это позволит компаниям выплатить зарплату работникам и рассчитаться по другим обязательствам за время вынужденного простоя из-за государственных мер по борьбе с инфекцией короновируса , а также поможет компаниям пережить наиболее острую фазу кризиса. Но, в тоже время, данная система не позволит получить государственные средства тем компаниям, которые за 2019 год не заплатили налоги, и, таким образом, будет стимулировать добросовестных налогоплательщиков.

В-четвертых, необходимо быстрее начать осуществлять программу новой индустриализации РФ, ко-120

торая сейчас разрабатывается Минпромторгом [15]. Программа включает 10 приоритетных направлений: авиастроение, судостроение, станкостроение, автомобилестроение, сельскохозяйственная промышленность, энергомашиностроение, электронная промышленность, медицина, фармацевтика, переработка и утилизация отходов. На реализацию этих целей в 2020-2024 годах планируется потратить порядка трех триллионов рублей и в результате реализации в продукции каждой из упомянутых отраслей увеличить долю отечественных компонентов до 75 процентов. Еще одна цель данного проекта - увеличить долю компаний, которые внедряют систематически инновации, до 50 % от общего числа.

В-пятых, наряду с уже принятым властями решением о приостановлении начислений пени за просрочку по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в период самоизоляции и до конца 2020 года, необходимо предусмотреть дополнительные меры по снижению финансовой нагрузки по оплате ЖКУ для населения. Оптимальнее пойти на такой решительный шаг, как амнистия по платежам за ЖКУ для населения и малого бизнеса, т.е. как списание всех задолженностей по ЖКУ по март 2020 года включительно. Это можно сделать не сразу, а в течении всего 2020 года и для тех плательщиков, кто регулярно, начиная с апреля 2020 года будет оплачивать текущие начисления по ЖКУ. Это окажет существенную помощь населению и малым предпринимателям с целью частичной компенсации выпадающих доходов, позволит освободиться от просроченной задолженности, снизить дальнейшие неплатежи в этой сфере и будет стимулировать к дальнейшему своевременному выполнению обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг. В тоже время, государство должно принять меры по частичной компенсации выпадающих доходов операторам жилищно-коммунальных услуг, управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям. Средства для этого у государства имеются, в частности в ФНБ. Но помощь надо оказывать тем компаниям данного сектора, которые готовы инвестировать средства в модернизацию [14]. Кризис - это удачное время для модернизации и технологического обновления, и государство должно стимулировать этот процесс.

В-шестых, на уровне регионов должны разработать свои, дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса и населения, и меры по стимулированию платежеспособного спроса. В частности, некоторые регионы собираются запустить механизмы, которые стимулирующие арендодателей на время пересмотреть ставки по арендной плате для малого бизнеса. Кроме этого, для малых предпринимателей предусмотреть помощь по оплате кредитов, не только предоставление отсрочек по платежам, но и субсидирование части выплат по кредитам. Это снизит текущую кредитную нагрузку на малый бизнес, резко уменьшит количество разорившихся компаний и уменьшит просроченную кредитную задолженность.

Например, правительство Новосибирской области продолжает реализовывать меры финансовой поддержки предпринимателей в условиях ограничений из-за борьбы с распространением инфекции коронавируса. В середине апреля в регионе состоялся заочный круглый стол, на котором руководители города и области совместно с аналитиками оценили эффективность принимаемых мер, которые направлены на уменьшение последствий для экономии региона пандемии короно-вируса. Число заболевших в Новосибирской области относительно невелико, а данные соцопросов показывают, что 44 процента жителей города беспокоит главным образом, риски значительного уменьшения доходов и риск остаться без работы, а распространение эпидемии тревожит существенно меньшее количество респондентов.

В настоящий момент для поддержки новосибирских предпринимателей доступно суммарно более трёх миллиардов рублей - эту сумму составляют средства Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

экономические науки

Балашов Алексей Михайлович

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ ...

Гарантийного фонда Новосибирской области и Фонда микрофинансирования Новосибирской области, которые формировались начиная с 2009 года за счет регионального и федерального бюджетов, и они могут быть использованы для предоставления господдержки малым и средним предпринимателям в условиях действующих ограничений в связи с мерами по борьбе с распространением коронавируса» [16]. По сведениям минэкономразвития Новосибирской области на сегодня более тысячи бизнесменов среднего и малого звена получили отсрочки по исполнению обязательств по кредитам сроком на полгода, а ещё более 300 малых и средних предпринимателей региона взяли займы на льготных условиях и беспроцентные кредиты для сохранения зарплат сотрудников [16].

Кроме этого, 18 мая текущего года губернатор Новосибирской области Андрей Травников озвучил еще 4 новые меры поддержки новосибирским компаниям, которые пострадали от распространения инфекции корона-вируса [17]. Первое - это перенос сроков платежей налога на имущество для компаний, которые ранее не попали в постановление правительства РФ №409. Условием для данной меры помощи является сохранение не менее 90% рабочих мест. Второе - сроки оплаты налога на имущество за первый и второй кварталы 2020 года для владельцев торговых центров и офисных помещений площадью более 3 тысяч квадратных метров продлеваются в том случае, если собственники таких помещений, которые предоставляют отсрочку или снижение платежей арендаторам. Третье - освободить от арендной платы те компании, которые использовали имущество, находящееся в собственности Новосибирской области. Четвертое - предполагается упростить процедуру получения мер поддержки от правительства НСО и исключить требование об отсутствии задолженностей у компании по налогам из обязательных критериев для получения помощи. Останутся только два необходимых критерия - сохранение зарплаты сотрудникам и штата компании в размере 90% .

В-седьмых, на уровне федерального законодательства необходимо пересмотреть соотношение по налоговым поступлениям, которые остаются в бюджетах регионов и соответственно, уменьшить величину налогов, отправляемых в федеральный бюджет, хотя бы на время ограничительных мер из-за борьбы с распространением короновирусной инфекции. Это даст дополнительные средства регионам и позволит им более эффективно осуществлять необходимые меры поддержки.

В-восьмых, наиболее эффективный способ борьбы со снижением деловой активности и падением платежеспособного спроса - это снятие ограничений на деятельность компаний и постепенное возвращение к нормальной жизни в регионах, где ситуация с распространением эпидемии короновируса не является критичной. Начало этому процессу уже положено, т.к. президент Владимир Путин объявил, что «учитывая устойчивое снижение угрозы эпидемии коронавируса, считаю необходимым единый государственный экзамен провести по всей стране: он начнется 29 июня» [18]. При этом, российский лидер упомянул о необходимости обеспечить максимальную безопасность для учащихся во время проведения экзамена и строгое соблюдение всех санитарных требований.

В тех регионах, где количество заболевших инфекцией короновируса незначительное и имеется тенденция к снижению, необходимо быстрее снимать ограничительные меры и переходить ко второму, а затем и к третьему этапу снятия ограничений. Например, в Новосибирской области вслед за промышленным производством, строительством, сельхозпредприятиями и сферой обслуживания, которые в настоящее время уже работают [19], необходимо постепенно разрешать работать при соблюдении мер предосторожности предприятиям общественного питания, торговли, сферы обслуживания, городским

продовольственным и промышленным рынкам, культурным учреждениям и другим организациям, которые могут обеспечить соблюдение мер предосторожности и отсутствие скученности людей.

Во многих странах мира тоже в настоящее время происходит постепенное снятие ограничений и возобновление экономической деятельности, в частности Китай восстанавливается и увеличивает потребление, постепенно растет мировой спрос на энергоносители, сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию и услуги. Мировые цены на нефть продолжили постепенный рост во второй половине мая на фоне признаков восстановления экономической активности и выполнения условий нового соглашения о сокращении добычи нефти.

ОБСУЖДЕНИЕ.

Таким образом, реализация комплекса предложенных мер по оказанию помощи компаниям, домохозяй-ствам и экономике в целом, развитие государственных финансовых механизмов для поддержки малого и среднего бизнеса должны уменьшить последствия эпидемии, остановить резкое снижения доходов населения, повысить уверенность в своих силах среди предпринимателей и стимулировать их к сохранению рабочих мест и своей деятельности, особенно в российских регионах. Какие бы сценарии ни рассматривали эксперты, все они сходятся во мнении, что в период борьбы с пандемией существенно возростает роль государства в управлении [1,20,21]. Помимо экстренных мер, принимаемых непосредственно по ходу развития пандемии, требуются решения и меры, которые ориентированы на долгосрочный период и призваны смягчить негативные последствия для экономики. Все это поможет сгладить последствия кризиса, быстрее обеспечить возврат экономики в привычный ритм, восстановить деловую активность и улучшить экономическую ситуацию в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Е Симэн, Шерешева М.Ю. Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19.//Государственное управление. Электронный вестник. 2020. Апрель. №79. С.25- 48.

2. Statement on the second meeting of the Emergency Committee convened by the WHO Director-General under the International Health Regulations (IHR) (2005) regarding the outbreak of novel coronavirus (2019-nCoV) // World Health Organization (WHO) [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/news-room/detail/30-01-2020-statement-on-the-second-meeting-of-the-international-health-regulations-(2005)-emergency-committee-regarding-the-outbreak-of-novel-coronavirus-(2019-ncov) (дата обращения: 21.03.2020).

3. Bénassy-Quéré A,, Marimon R,, Pisani-Ferry J., Reichlin L., Schoenmaker D., Weder di Mauro B. COVID-19: Europe needs a catastrophe relief plan // VOX CEPR Policy Portal [Электронный ресурс]. URL: https://voxeu.org/article/covid-19-europe-needs-catastrophe-relief-plan (дата обращения: 21.03.2020).

4. Ayittey F.K., Ayittey M.K., Chiwero N.B., Kamasah J.S., Dzuvor C. Economic Impacts of Wuhan 2019-Ncov On China and the World// Journal ofMedical Virology. 2020. № 92. P. 473-475. DOIhttps://doi.org/10.1002/ jmv.25706. (дата обращения: 21.05.2020).

5. Gralinski L.E., Menachery V.D. Return of the Coronavirus: 2019-nCoV. // Viruses. 2020. Vol. 12. № 2. DOI: https://doi.org/10.3390/ v12020135 (дата обращения: 17.05.2020).

6. Hall P. Analyst who predicted 2008 global financial crash warns another one is on the way — and not just because of coronavirus // Independent [Электронный ресурс]. URL: https://www.independent. co.uk/news/world/americas/financial-crisis-2008-coronavirus-donald-trump-economy-stocks-a9392881.html (дата обращения: 21.03.2020).

7. Кондратьев H. Д., Опарин Д. И. Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждение в Институте экономики. — 1-е изд. — М., 1928. - 287 с.

8. Меньшиков С. М., Клименко Л. А. Длинные волны в экономике: Когда общество меняет кожу. — 2-е изд. — М., ЛЕНАНД, 2014.- 288 с.

9. Осведомлен — значит вооружен. Как будет развиваться нынешний кризис // [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5e9464be9a7947a7d1a39918?utm_refen. yandex.com (дата обращения 14.04.2020 г.).

10. Ивантер А., Кудияров С., Обухова Е. Кризис, к которому мы готовы.// Эксперт. 2020. № 12 (1156). С.13-21.

11. Ульянов Н. Время повернуть дышло.// Эксперт. 2020. № 17 (1160). С.32-35.

12. Путин предложил списать пострадавшему бизнесу квартальные налоги // [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/12Fnews (дата обращения 12.05.2020 г.).

13. Главный российский налог предложили снизить до 6,5% // [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/economics/2020/05/13/

Balashov Aleksey Mikhailovich

ANALYSIS OF THE IMPACT ...

economic sceinces

gttps%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom%3Dspecial&utm_

source=YandexZenSpecial (дата обращения 14.05.2020 г.).

14. Декан экономфака МГУ заявил об угрозе усиления госкапитализма из-за COVID-19 // [Электронный ресурс]. URL: https://www. rbc.ru/society/10/04/2020/5e902e8b9a79479dc4a%2F%2Fzen.yandex. com%2F%3Ffrom%3Dspecial&utm_source=YandexZenSpecial (дата обращения 12.04.2020).

15. Амбициозный план! Минпромторг подготовил программу новой индустриализации. Каковы её недостатки? Наталья Вербицкая // [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/ turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.gosrf.ru%2Fambiczioznyj-plan-minpromtorg-podgotovil-programmu-novoj-industrializaczii-kakovy-eyo-nedostatki%2F&promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen. yandex.com (дата обращения 15.04.2020).

16. Полторы тысячи новосибирских предпринимателей получили региональную финансовую поддержку // [Электронный ресурс]. URL: https://sibkray.ru/news/2/935452/?utm_source=yxnews&utm_medi-um=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения 15.05.2020).

17. По поручению губернатора экономика НСО получит новые меры поддержки // [Электронный ресурс]. URL: https://nsk.aif.ru/ money/po_porucheniyu_gubernatora_ekonomika_nso_poluchit_novye_ mery_podderzhki?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения 22.05.2020).

18. Путин назвал точную дату выхода России из карантина // [Электронный ресурс]. URL:httsource=YandexZenSpecial (дата обращения 23.05.2020).

19. Травников разъяснил, кому еще нельзя работать в Новосибирской области //[Электронный ресурс]. URL: https://nsknews. info/materials/travnikov-razyasnil-komu-eshchye-nelzya-rabotat-v-novosi-birskoy-oblasti/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения 23 мая 2020 г.).

20. Mohan D. What will be the economic consequences of COVID-19 for India and the world? // JGU Digital Archive [Электронный ресурс]. URL: http://dspace.jgu.edu.in:80he%20World.pdf (дата обращения: 21.04.2020);

21. Tianqing Zhang, Shuying Zhong. The Way to Resolve the SMEs' Outbreak Crisis // Jiangxi Daily. 2020. Vol. 010. DOI: http://dx.doi. org/10.28490/n.cnki.njxrb.2020.001013 (дата обращения: 04.05.2020).

Статья поступила в редакцию 28.05.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

122

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.