УДК 347.232
Аблятипова Наталья Айдеровна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
Харук Алёна Юрьевна Магистрант
ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10212 ПОСЛЕДСТВИЯ НЕИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА О СНОСЕ И ПРИВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИЕ С УСТАНОВЛЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ
Ablyatipova Natal'ya Aiderovna,
PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of civil law disciplines
Russian University of Justice Kharuk Alena Yur'evna, Undergraduate Russian University of Justice
CONSEQUENCES OF NON-FULFILLMENT OF THE DECISION OF THE COURT OF DECISION AND MAINTENANCE IN ACCORDANCE WITH THE ESTABLISHED REQUIREMENTS OF THE
CUSTOMARY CONSTRUCTION
Аннотация
На сегодняшний день ввиду изменений в правовом регулировании вопросов о самовольных постройках появились специальные последствия неисполнения решения суда о сносе либо о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями самовольной постройки. В работе проведен анализ нововведений. Авторами рассмотрены и проанализированы поправки, принятые в законодательство в 2018 году. По итогам проведенного сравнительного анализа нововведений выявлены их положительные и отрицательные стороны.
Abstract
To date, due to changes in the legal regulation of unauthorized buildings, special consequences have arisen of non-execution of a court decision to demolish or demolish or align with the established requirements of unauthorized construction. The work analyzes the innovations. The authors reviewed and analyzed amendments to the legislation in 2018. According to the results of the comparative analysis of innovations, their positive and negative sides were revealed.
Ключевые слова: самовольная постройка, снос самовольной постройки, приведение в соответствие с установленными требованиями, решение суда.
Keywords: unauthorized construction, demolition of unauthorized construction, alignment with the established requirements, court decision.
Вступившие 4 августа 2018 года изменения в ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) были направлены на совершенствование законодательства о самовольных постройках. Так, Федеральным законом от 03.08.2018 года № 339-ф3 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» была закреплена альтернатива сносу самовольной постройки, а именно приведение её в соответствие с установленными требованиями [1].
В пояснительной записке к законопроекту №301924-7 подчеркивалось, что предполагается введение механизма приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в связи с тем, что большая часть таких построек является таковыми ввиду несоответствия требованиям застройки [2].
Таким образом, статья 222 ГК РФ теперь предусматривает два вида решений:
- о сносе;
- о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями [3].
Следует отметить, что отдельного решения от сноса о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями законодатель не предусмотрел. Очевидно, дабы не допустить противоречий на практике, это обусловлено тем, что в силу части 9 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) в случае, если возможно приведение объекта в соответствие с установленными требованиями, право выбора, сносить или приводить в соответствие принадлежит лицу, осуществившему самовольное строительство или, если такое лицо не установлено, правообладателю земельного участка [4].
Законодатель также установил и специальные
последствия неисполнения решения суда (и решения органа местного самоуправления) о сносе либо о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.
Рассмотрим последствия неисполнения вышеуказанных решений. Так, в случае если решение суда или органа местного самоуправления в отношении самовольного объекта не исполнено в установленный в таких решениях срок орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган:
- направляет уведомление об одностороннем отказе от договора аренды земельного участка или исполнения договора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (абзац 7 подпункта 1 пункта 2 статьи 45, а также пункт 4 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона №340-Ф3) [5], а если на земельном участке наряду с самовольной постройкой расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, обеспечивает раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка;
- принимает решение об изъятии земельного участка и принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного пользования земельным участком, а если на земельном участке наряду с самовольной постройкой расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, обеспечивает раздел исходного земельного участка в целях образования участка, на котором расположена только самовольная постройка (п. 6.1, 6.2 ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)) [6];
- обращается в суд с требованием об изъятии находящегося в частной собственности земельного участка и о его продаже с публичных торгов (п.2 ч.12 ст.55.32 ГрК РФ) - в течение 6 месяцев со дня истечения срока. Порядок отчуждения такого земельного участка установлен ст.54.1 ЗК РФ;
- если земельный участок, находящийся в частной собственности, расположен в границах территории общего пользования, обращается в суд с иском об изъятии земельного участка и о передачи его в государственную или муниципальную собственность (п.3 ч. 12 ст.55.32 ГрК РФ);
- если самовольная постройка создана или возведена на неделимом земельном участке, на котором расположены объекты капитального строительства, не являющиеся самовольными постройками, производит снос самостоятельно (п.3 ч.13 ст.55.32 ГрК РФ). Такое решение принимается в течение 2-х месяцев после истечения сроков (ч.14 ст.55.32 ГрК РФ).
Также, в ст.285 ГК РФ, посвященная изъятию земельного участка, используемого с нарушением законодательства, появилось одним из оснований такого изъятия как создание на нем самовольной постройки и невыполнение в ее отношении обязанностей по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями [7].
Тем не менее, данные нововведения, бесспорно, служат стимулом для выполнения требований законодательства лицами, осуществившими самовольное строительство на не принадлежащем им земельном участке. Следует отметить, что в отношении собственников земельных участков данная конфискационная норма может представляться несоразмерной. Кроме того, необходимо учитывать, что площадь всего изымаемого земельного участка может значительно превышать площадь его части, непосредственно занятой самовольной постройкой. Поэтому изъятие всего участка будет избыточной мерой, а его раздел, как было изложено выше, предусмотрен только в случае, если на данном земельном участке расположены иные объекты.
Между тем, исходя из анализа норм, возникает вопрос, может ли суд изначально указать в решении, что истец вправе осуществить снос либо снос или приведение в соответствие с установленными требованиями за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока (ч.3 ст.174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) [8]. Считаем, что, учитывая специальный порядок, установленный статьей 55.32 ГрК РФ, такие требования следует расценивать как преждевременные.
На практике также возникает вопрос относительно сроков исполнения решения о сносе или приведения в соответствие с установленными требованиями, если по истечении срока для сноса не будет представлена утвержденная проектная документация, необходимо ли это расценивать как неисполнение решения и в части приведения постройки в соответствие с установленными требованиями, и/или как следует поступать, если осуществление подготовки проектной документации вовсе не требуется по закону (ч.3 ст.48 ГрК РФ).
Кроме того, практике еще стоит выработать позицию относительно того, могут ли требования в порядке п.2 и 3 ч.12 ст.55.32 ГрК РФ рассматриваться, как изменение способа исполнения решения и возможен ли снос построен в порядке, установленном ст.107 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [9].
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что, несмотря на законодательное закрепление последствий неисполнения решения суда (и решения органа местного самоуправления) о сносе либо о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями, что должно служить стимулом для выполнения требований предписывающих лицу, возведшего самострой, остаются на практике вопросы, которые еще требуют законодательного урегулирования.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № З39-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Российская газета», № 172, 08.08.2018.
2. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 301924-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/57266547/ (дата обращения 18.04.2019).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от
03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2019)// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.
5. Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законода-
тельные акты Российской Федерации» // «Российская газета», N 171, 07.08.2018.
6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
7. Байтен Буркхардт. Практика в России. Самовольная постройка: новые подходы и изменения в правовом регулировании// [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.beiten-burkhardt.com/sites/default/files/downloads/Russia Pr actice Unauthorised structures August2018 RUS.P DF (дата обращения: 18.04.2019).
8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // «Парламентская газета», N 140-141, 27.07.2002.
9. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об исполнительном производстве» // «Парламентская газета», N 131, 10.10.2007.