Статья поступила в редакцию 18.04.12. Ред. рег. № 1287 The article has entered in publishing office 18.04.12. Ed. reg. No. 1287
УДК 620.383; 621.472
ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ СМЯГЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ВИЭ
А.М. Пенджиев
Туркменский политехнический институт Туркменистан, 744025, Ашхабад, ул. Б.Аннанова, д. 1 E-mail: [email protected]
Заключение совета рецензентов: 10.05.12 Заключение совета экспертов: 15.05.12 Принято к публикации: 20.05.12
В статье рассматриваются изменения климата в Центральной Азии и загрязнение окружающей среды, а также возможности смягчения последствий с помощью использования ВИЭ.
Ключевые слова: прогноз изменения климата, валовый, технический, экономический, экологический потенциал, солнечно-энергетические установки.
EFFECTS OF CLIMATE CHANGE IN CENTRAL ASIA AND POSSIBILITIES OF ITS SOFTENING ON THE BASIS OF RENEWED ENERGY
A.M. Penjiyev
Turkmen Polytechnic Institute 1 Annanov str., Ashabad, 744025, Turkmenistan E-mail: [email protected]
Referred: 10.05.12 Expertise: 15.05.12 Accepted: 20.05.12
The article deals with climate change in Central Asia and pollution, and mitigation opportunities through the use of renewable energy
Keywords: forecast of climate change, gross, technical, economic, ecological potential, solar-power installations.
Прогноз последствий изменения климата
Предстоящий юбилейный Саммит ООН призван стать своеобразной платформой в объединении усилий международного сообщества, направленных на восстановление климатического баланса на планете, решение важнейших вопросов современности, связанных с будущим всего человечества. Туркменистан подтвердил свое участие в сегменте высокого уровня конференции ООН «Рио+20», где основной темой дискуссий является устойчивое развитие в экономической и социальной сферах, а также в области охраны окружающей среды.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердыму-хамедов в своем выступлении на 66-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, подтверждая участие Туркменистана в Саммите «Рио+20», особо подчеркнул: «Мы рассматриваем его как этапное событие в процессе дальнейшего продвижения по пути реали-
зации целей устойчивого развития и намерены выступить на этом форуме с рядом конкретных предложений». (Газета «Нейтральный Туркменистан» от 26.03.2012 г.)
Представленная статья рассматривает глобальные и региональные условия по продвижению устойчивого развития и изменению климата в мире. Приводится карта «горячих» точек для установления возможности смягчения последствий загрязнения окружающей среды в Центральной Азии с использованием возобновляемых источников энергии, которая облегчит региональным руководителям разработку комплексного плана действий.
Прогноз изменения климата. Ближайшее десятилетие может стать критическим для будущего нашей планеты. Должны быть предприняты меры как в отношении смягчения изменений климата, так и адаптации к неизбежным последствиям, чтобы нам не пришлось столкнуться с необратимыми, катастрофиче-
Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 05-06 (109-110) 2012 © Научно-технический центр «TATA», 2012
скими трансформациями климата, влияние которых, по всей видимости, значительно изменит окружающую среду и нашу жизнь на этой планете [1-8].
По оценкам Доклада о человеческом развитии ПРООН за 2007/2008 г., стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, не допускающем катастрофических изменений климата, потребует снижения выбросов парниковых газов на 50% к 2050 году по сравнению с уровнем 1990 г. Для достижения этой глобальной цели Доклад рекомендует развитым странам сократить свои выбросы, по меньшей мере, на 80% к 2050 г. и на 20-30% к 2020 г. Для крупнейших стран-эмитентов с развивающейся экономикой рекомендуется достичь пика выбросов парниковых газов к 2020 г., а к 2050 г. - снизить выбросы на 20% [9, 10].
Цели по снижению выбросов. Цели по снижению выбросов могут быть достигнуты, если ежегодно, начиная с сегодняшнего дня, выбросы будут сокращаться примерно на 1,5%. Однако, если задержка в принятии мер займет 8-10 лет, то для достижения поставленных целей ежегодные сокращения объемов выбросов необходимо будет увеличить до 3% - это уровень, который, по мнению многих специалистов, не может быть достигнут при имеющихся технологических средствах.
Существуют и другие веские причины для того, чтобы уже сегодня обратиться к решению проблем, связанных с изменением климата. Многие инвестиции в инфраструктуру и решения в области планирования, связанные с развитием транспортного сектора и водоснабжением, проектированием зданий, планированием градостроительства и землепользованием, требуют больших временных затрат на разработку их концепции и реализацию. К концу этого столетия климатические условия могут кардинально измениться, и сегодняшние риски либо перестанут нести в себе угрозу, либо, наоборот, приведут к еще более масштабным негативным последствиям. Экстренная адаптация будет стоить намного дороже, чем осуществление предупредительной стратегии на самом раннем этапе. В регионах, где наводнения могут представлять реальную угрозу, осуществление планов защиты от них должно быть начато как можно раньше. По оценкам Николс и др. (2007), к 2070 г. в результате комплексного влияния роста численности населения, урбанизации, экономического развития подъема уровня моря 140 млн чел. и активы общей стоимостью до 35 000 млрд долл. США в больших городах по всему миру окажутся зависимыми от наличия защитной инфраструктуры от наводнений [1-5, 7].
Угроза изменения климата. Кроме того, изменение климата может угрожать возможности доступа к природным ресурсам. В отчете Центра Хэдли за 2007 г. содержатся прогнозы изменения температуры поверхности Земли в следующем десятилетии на основании глобальной климатической модели. В отчете говорится, что существует, по меньшей мере, 50%-я вероятность, что ежегодно в период с
2010 по 2014 г. рекорд среднегодовой температуры за весь период гидрометеорологических наблюдений, зафиксированный в 1998 году (14,54 °С), будет побит. После 2014 г. вероятность рекордно высоких среднегодовых температур еще больше увеличивается. По мере дальнейших изменений становятся все более вероятными их негативные последствия, такие как продолжительные и масштабные засухи [1-3, 7, 9, 10].
Последствия изменения климата. Последствия изменения климата могут обострить существующие экономические, политические и гуманитарные конфликты. Проблемы, связанные с нехваткой воды, могут усугубиться за счет увеличения численности населения в районах, испытывающих водный стресс, при одновременном уменьшении доступа населения к чистой питьевой воде. Это скажется на развитии орошаемого и неорошаемого земледелия, подборе выращиваемых культур, а также на производстве и международной торговле сельскохозяйственной продукцией. К 2020 г. до 75-250 млн чел. в Африке могут столкнуться с проблемой нехватки воды. Урожайность сельскохозяйственных культур в Восточной и Юго-Восточной Азии может увеличиться на 20%, но при этом в Центральной и Южной Азии она снизится почти на 30%. В соответствии с оценкой рисков, выполненной Немецким консультативным советом по глобальным изменениям (ЖВви), если не будут предприняты решительные меры, в ближайшие десятилетия многие сообщества не смогут естественным образом адаптироваться к изменениям климатических условий [9, 10].
По мере роста конкуренции за земельные и водные ресурсы становятся более частыми конфликты из-за доступа к ним на региональном и местном уровнях. Чтобы не пришлось бросаться из огня да в полымя, пытаясь загасить возникающие конфликты, региональным и местным властям уже сегодня необходимо начать принимать меры для решения проблем, связанных с изменением климата. Прогнозируемые кризисные ситуации в мире представлены на рис. 1.
Достижение амбициозных целей. Достижение этих амбициозных целей будет нелегким. Сегодня многие промышленно развитые страны испытывают трудности с выполнением «киотских» обязательств, предусматривающих коллективное снижение выбросов парниковых газов с 2008 по 2012 год на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 г. Поскольку выбросы развитых стран в 2007 г. были на 11% выше 1990 г., существует большой риск, что установленные Киот-ским протоколом обязательства так и не будут выполнены. Для того чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо разработать новую политику, новые виды сотрудничества, а также новые инструменты, которые бы помогли значительно повысить эффективность предпринимаемых усилий, направленных на решение проблемы изменения климата [10-13].
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 05-06 (109-110) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012
Рис. 1. Мировые климатические «горячие» точки по материалам WBGU, 2008. Fig. 1. World climatic "hot" points on materials WBGU, 2008.
Приоритетные направления международного сотрудничества. Учитывая вышеизложенную ситуацию в мире, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в своем выступлении на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2011 г. назвал среди приоритетных направлений международного сотрудничества экологическую сферу и сообщил, что в Туркменистане в настоящее время готовится масштабный документ - Национальная стратегия по изменению климата, которая согласуется с политикой устойчивого развития мирового сообщества, Целями Тысячелетия, сохранением экосистем Земли. В этой связи глава Туркменистана выдвинул предложение создать специализированную структуру - Межрегиональный центр ООН по решению проблем, связанных с изменением климата, и выразил готовность предоставить для его работы всю необходимую инфраструктуру в столице Туркменистана - Ашхабаде [Газета «Нейтральный Туркменистан» 24.09.20011 г.].
Разработка комплексного регионального климатического плана в Центральной Азии
Для облегчения долгосрочного планирования администрации Центральной Азии (ЦА) и других ре-
гионов могут разработать комплексный региональный климатический план (КРКП). Цель таких планов - определить приоритетные меры по адаптации и смягчению изменения климата, выбранные на основании оценки физических и экономических последствий будущих изменений. Несмотря на долгосрочные задачи, эти КРКП будут указывать также на дополнительные краткосрочные и среднесрочные социально-экономические выгоды решения вопросов изменения климата. Эти планы также помогут определить беспроигрышные меры адаптации, такие как управление рисками стихийных бедствий и совершенствование чрезвычайного реагирования, а также эффективные меры по смягчению изменения климата, не требующие затрат или даже приносящие прибыль (например, производство энергоэффективных приборов или энергосбережения в зданиях и сельхо-зобъектах). Если рекомендованные меры будут отвечать основным целям развития регионов и муниципалитетов, таким как предоставление основных услуг населению, повышение энергетической и продовольственной безопасности, обеспечение занятости населения и др., то такой подход поможет региональным властям обеспечить общественную поддержку предпринимаемых действий, направленных на противодействие изменению климата [9-19].
Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 05-06 (109-110) 2012 © Научно-технический центр «TATA», 2012
Региональный план. Подготовка комплексного регионального климатического плана (КРКП) должна основываться на трех ключевых блоках (платформах):
- Платформа стратегического партнерства
(ПСП). Этот блок помогает выявить сходные интересы между всеми партнерами. Основные подходы к созданию партнерства описаны в справочнике ПРООН «Разработка комплексного регионального климатического плана: основы стратегического партнерства».
- Платформа климатического профиля и климатической стратегии (ПКПИКС). В рамках этого
блока региональные органы власти должны определить средне- и долгосрочные цели по смягчению последствий изменения климата и адаптации, которые бы дополняли задачи регионального развития и охраны окружающей среды, а также определить стратегию достижения этих целей. Этот подход подробно описан в двух справочниках: «Разработка сценариев изменений климата и карт уязвимости» и «Оценка технологических потребностей», а также в ряде технических документов (например, «Энергетика и выбросы парниковых газов»).
Блок-схема методологии и процесса разработки КРКП представлена на рис. 2.
Рис. 2. Блок-схема методологии и процесса разработки КРКП Fig. 2. Block diagram of methodology and process of working out of Complex Regional Climate Plan(CRCP)
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 05-06 (109-110) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012
- Регулятивная и инвестиционная платформа
(РИП). Этот блок должен помочь региональным органам власти определить необходимые регулятивные инструменты и источники финансирования для реализации перечня мер в области изменения климата, подготовленного в рамках блока ПКПИКС. Справочник ПРООН «Регулятивные механизмы и инвестиции для реализации климатической стратегии» подготовлен в помощь региональным властям в выполнении этих задач.
Климатический план. Климатические планы должны разрабатываться при совместном участии всех заинтересованных сторон. Национальные планы развития Центрально-азиатских стран составляются для отдельных отраслей экономики, поэтому региональные власти впоследствии вынуждены адаптировать их и преобразовывать с учетом особенностей своих регионов. Реализация отраслевой политики на региональном уровне требует принятия во внимание интересов всех отраслей и подведомственных административно-территориальных единиц. Таким образом, активное участие всех игроков, включая государство, бизнес-сообщество, общественные организации и международных партнеров, на всех уровнях: национальном, региональном и местном - будет предпосылкой для успешной подготовки и осуществления комплексного климатического плана [11-19].
При осуществлении региональной стратегии в области изменения климата важно избегать дублирования работ. В противном случае это может создать дополнительную нагрузку для чиновников национального, регионального и местного уровней и привести к
конкуренции между исполнителями, проблемам согласования действий, непродуктивным решениям и неэффективному использованию ресурсов. Поэтому следует укреплять уже существующую институциональную структуру, а также механизмы управления и координации усилий, действующие в регионах. Региональным органам власти, отвечающим за вопросы развития, следует заранее ознакомиться с механизмом КРКП, чтобы своевременно включить его в традиционный процесс планирования [1, 2, 9-13].
Наиболее распространенным механизмом взаимодействия по вопросам изменения климата между министерствами и ведомствами на национальном уровне является межведомственная комиссия, в чьи функции, как правило, входит координация всей деятельности в этой области в стране. Поэтому первым шагом при подготовке климатического плана должно стать создание межсекторного Руководящего комитета КРКП. Этот Руководящий комитет может состоять из выбранных региональных и местных чиновников, которые будут следить за подготовкой и контролировать осуществление запланированных мер. В состав Руководящего комитета могут быть включены представители академических кругов. Дополнительную поддержку работе комитета могут оказать проектная команда и технический комитет. Сходная ор-
ганизационная структура координационных комитетов на национальном и региональном уровнях может облегчить взаимодействие между различными уровнями принятия решений [1, 2, 9-13].
В дополнение к государственным органам участие всех ключевых социально-экономических игроков (частных инвесторов, профсоюзов, НПО, доноров и т.д.) имеет первостепенное значение. Вовлечь их можно, создав Региональный координационный комитет по изменению климата (РККИК). РККИК может действовать как открытый форум для содействия диалогу и координации действий всех участников, а также как площадка для совместной разработки КРКП государственными органами и гражданским обществом. При этом должна быть четко обозначена консультативная роль РККИК, которую следует разделять с функциями Руководящего комитета, задача которого - формировать национальную политику в области климата, а также с функциями самих региональных властей [1, 2, 9-13].
Последняя, но не менее важная задача - создать рабочие группы (РГ), внимание которых будет направлено на решение ключевых задач, связанных с проблемой изменения климата. РГ могут стать эффективным механизмом расширения полномочий местных властей и усиления многостороннего управления процессом развития. Главное направление работы этих групп должно быть определено в соответствии с основными задачами региона. Например, группы могут быть тематическими (здравоохранение, гендерное равенство), географическими и охватывать различные административные единицы или ландшафтные зоны (муниципалитеты, районы, прибрежные территории) или отраслевыми (здания, транспорт, сельское хозяйство). Если руководство региона (префекты, губернаторы и т.д.) не избираются, а назначаются, то РГ могут также способствовать политическому диалогу между невыборными и выборными чиновниками (мэрами и администраторами), а также другими государственными и негосударственными органами. В некоторых случаях целесообразно создание специальной группы методологической поддержки [1, 2, 9-13].
В задачи РГ входит: подготовка карты климатических рисков, оценка имеющихся у региона возможностей, потребностей и ресурсов (климатический профиль) для того, чтобы разработать соответствующую стратегию низкоуглеродного и устойчивого к климатическим изменениям развития, а также определить потенциальные инвестиционные проекты.
Поддержка мер по смягчению изменений климата со стороны региональных органов власти может в значительной степени способствовать региональному развитию. К таким мерам относятся: введение новых строительных кодексов и новой системы городской планировки для того, чтобы избежать заселения подверженных затоплению районов, диверсификация сельскохозяйственных и несельскохозяйственных культур, выбор между плотной и неплотной городской застройкой и т. д.
Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 05-06 (109-110) 2012 © Научно-технический центр «TATA», 2012
Приоритетные меры по смягчению изменений климата. Приоритетные меры по смягчению изменений климата и адаптации должны быть реализованы в виде набора оптимальных регулятивных инструментов и взаимосвязанных проектов [1, 2, 9-13].
У региональных органов власти имеется широкий выбор регулятивных и финансовых инструментов для успешной реализации мер, направленных на смягчение изменений климата и адаптацию в различных секторах. Лучше всего это проиллюстрировать на примере ветровой энергетики и других ВИЭ. Хотя это быстро развивающаяся отрасль, без посторонней помощи она развиваться не может, как не может самостоятельно снизить связанные с ней издержки. Превратить энергию ветра в основной источник энергии смогли только те страны, которые создали благоприятную среду для ее распространения, а именно: провели комплексную государственную политику в этой области, разработали инструменты для преодоления связанных с ветровой энергетикой побочных эффектов (шум и споры о привлекательности ветровых установок для ландшафта), создали общественное мнение в поддержку возобновляемой энергетике, продемонстрировали приверженность выбранному направлению и открыли доступ к финансированию проектов в этой сфере. Политика в таких странах и регионах сконцентрирована не только на снижении затрат и увеличении доходности, но также и на минимизации рисков. Поэтому для разработки успешного проекта в области ветровой энергетики необходим целый ряд сопутствующих мероприятий, таких как проведение оценки ветрового потенциала территории, подготовка стандартов для ветровых турбин, разработка образцов контрактов, повышение квалификации местных инженеров и техников, предоставление информации, определение разрешительных и лицензионных правил, модификация платы за подсоединение к сети и разработка финансовых стимулов в виде подпитывающих тарифов, налоговых льгот или сертификатов для производителей возобновляемой энергии. В конечном итоге наиболее приемлемые и регулятивные меры, направленные на поддержку ветровой энергии (или других возобновляемых источников энергии), будут зависеть от специфики ведения бизнеса в каждом регионе [9-13, 20-23].
Наряду с регулятивными может быть использован еще более широкий спектр финансовых механизмов. В 2008 г. ЮНЕП составил список из более чем 50 различных международных источников финансирования, предназначенных для управления изменением климата и доступных для развивающихся стран и регионов. Существуют также многообразные рыночные механизмы торговли квотами на выброс парниковых газов, которые запущены к настоящему времени на 60 различных рынках. Это разнообразие, с одной стороны, обеспечивает возможность выбора, но с другой стороны, может привести к путанице. Более того, есть несколько условий для допуска к
углеродному финансированию, включая наличие соответствующей институциональной инфраструктуры для сертификации полученных снижений выбросов и законодательства в отношении собственности на них. Таким образом, может возникнуть необходимость в оценке различных финансовых ресурсов и установлении очередности их использования для инвестирования в низкоуглеродные технологии. На начальном этапе, вероятно, потребуются бюджетные средства для того, чтобы сформировать законодательную и институциональную базу запуска для регулирования углеродного рынка, создать соответствующую инфраструктуру или устранить возможные риски. Затем уже благоприятная среда поможет привлечь частные и другие инвестиции, в том числе углеродное финансирование [1, 2, 9-13, 20-24].
В некоторых случаях приходится объединять различные финансовые инструменты, чтобы обеспечить больший объем прибыли для прямых инвесторов. Если продолжить пример ветровой энергетики, то доходы от продажи энергии и углеродное финансирование могут быть недостаточными, чтобы ветрогенерирую-щие установки оказались более конкурентоспособными по сравнению с традиционными электростанциями, работающими на угле. Дополнительные доходы, такие как МЧР или льготные тарифы, могут склонить чашу весов рентабельности в пользу более крупных инвестиций в ветровую энергию [9-13].
Приоритетные меры. После того как приоритетные меры по смягчению изменений климата и адаптации, включая технологические и нетехнологические подходы, в стране/регионе определены, следующим шагом должна стать их трансформация в набор оптимальных регулятивных инструментов и ряд последовательных проектов. Руководителям на местном, региональном и национальном уровнях необходимо будет:
- понять специфику работы отдельных секторов/рынков, чтобы подготовить перечень наиболее приемлемых регулятивных мер в области изменения климата и различных финансовых инструментов;
- преобразовать регулятивные меры в комплекс инициатив по смягчению изменений климата и адаптации, предусматривающих:
- определение и установление очередности А) проектов по совершенствованию законодательства и укреплению институционального потенциала и
Б) отдельных инвестиционных проектов;
- обеспечение каждого инвестиционного проекта наиболее доступными источниками финансирования (ОПР, рыночные механизмы, такие как МЧР и др.);
- разработку необходимой документации и требований, которые будут уникальными для каждого источника финансирования;
- если выбранные регулятивные инструменты увеличат давление на кого-то из заинтересованных сторон, таких как государственные бюджеты или индивидуальные потребители, то - уменьшение это-
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 05-06 (109-110) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012
го давления за счет разработки инновационных финансовых инструментов.
Для оказания помощи региональным властям в определении оптимальных действий, направленных на смягчение и адаптацию, ПРООН разработала платформу стратегического партнерства (ПСП). Задача ПСП - помочь местным властям:
- Определить для каждого сектора/рынка оптимальные регулятивные меры.
- Определить источники финансирования для законодательных инициатив, проектов в области наращивания потенциала и инвестиционных проектов.
- Получить доступ к финансированию (ОПР, ква-зи-ОПР, рыночные инструменты) за счет оказания технической помощи в разработке проектной документации и соблюдении соответствующих требований.
- Определить, с учетом местных обстоятельств, другие инновационные инструменты, которые могут быть использованы для возмещения стоимости действий, направленных на смягчение изменения климата и адаптацию.
Применение подхода ПСП поможет регионам разработать финансовую стратегию, согласованную с местным законодательством [1, 2, 9-13].
Многие регионы мира уже активно внедряют инновационные чистые энергетические технологии и/или мобилизуют ресурсы для финансирования подобных мер. В октябре 2008 года на первом Всемирном саммите региональных правительств по вопросам изменения климата, состоявшемся в регионе Бретань, г. Сен-Мало (Франция), была запущена инициатива, возглавляемая Сетью региональных правительств для устойчивого развития (т^48Б). Около 100 регионов из 65 стран и 5 континентов участвовали в этом саммите, на котором были представлены региональные инициативы в области изменения климата (см. http://www.worldsummitof regioms.org.) [1, 2, 9-13].
Декларация Сен-Мало выступает за признание за региональными властями законодательных и исполнительных функций в отношении ряда климатически-зависимых секторов и секторов, оказывающих антропогенное воздействие на климат. Стороны, подписавшие Декларацию, взяли на себя обязательство активно участвовать в будущих международных мероприятиях по изменению климата в соответствии с принципом общей, но дифференцированной ответственности и имеющимися возможностями. Ряд договоренностей по установлению партнерских отношений с регионами-побратимами создаст инструмент для обмена информацией и лучшим опытом по противодействию изменениям климата [1, 2, 9-13].
В 2008 г. в Калифорнии состоялся Глобальный климатический саммит губернаторов, в котором приняли участие представители региональных органов власти Китая, Индии, США, Канады, Мексики, Бразилии и Индонезии. Участники встречи подписали совместную декларацию о создании партнерства в
таких отраслях, как лесное хозяйство, производство цемента, черная металлургия, алюминиевая промышленность, электроэнергетика и транспорт. Они также договорились сфокусировать научно-исследовательскую деятельность и деятельность в области развития на повышении энергоэффективности и распространении низкоуглеродных и возобновляемых источников энергии. Обмен опыта по этим направлениям уже начался.
В декабре 2008 г. на Конференции сторон РКИК ООН в Познани региональные правительства представили свое Заявление о действиях, получившее также поддержку Климатической группы (The Climate Group). В заявлении указывались новые обязательства, которые приняли на себя регионы - от установленных целевых показателей в области энергоэффективности и возобновляемой энергетики до совместных проектов с регионами развивающихся стран в области энергетики, чистого транспорта, землепользования, осуществляемых, в том числе, при содействии ПРООН и Всемирного саммита региональных правительств по вопросам изменения климата и Глобального климатического саммита губернаторов в качестве площадок для взаимодействия [1, 2, 9-13].
Потенциал ВИЭ в сокращении выбросов в атмосферу Центральной Азии
Актуальность задачи. Приведенная на рис. 1 карта, подготовленная WBGU, иллюстрирует возможные социальные последствия изменения климата для различных регионов мира. Красные «горячие» точки показывают регионы, для которых особенно велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций, связанных с изменением климата. Это области, где риски политических и социальных кризисов, а также увеличения миграционных потоков будут возрастать в результате целого набора факторов, таких как длительные засухи и недостаток воды, высокие темпы прироста населения, подъем уровня моря, засоление сельскохозяйственных земель и неурожаи, новые конфликты за доступ к водным и энергетическим ресурсам, а также неспособность находить дипломатическое решение проблем. Это подчеркивает важность эффективного управления изменением климата для обеспечения политики безопасности и в Центральной Азии [1-13, 20-29].
Инициативы президента Туркменистана Г.М. Бердымухамедова в области энергосбережения, экологии и по другим аспектам безопасной жизнедеятельности человечества имеют глубоко научное и практическое обоснование под эгидой «Мир через развитие».
Научные исследования последних лет позволяют сделать вывод, что текущее резкое изменение климата и образование парниковых газов вызвано, наряду с другими возможными факторами, и результатами антропогенной деятельности. Поэтому международ-
Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 05-06 (109-110) 2012 © Научно-технический центр «TATA», 2012
ным сообществом предпринимаются меры по снижению вредных выбросов в атмосферу, энергосбережению и применению так называемых «зеленых технологий». Большинство промышленно развитых стран сегодня имеют государственные программы по разработке усовершенствованного оборудования, использующего альтернативные, в том числе и возобновляемые источники энергии (ВИЭ), крупные компании организуют производство этого оборудования, создают установки под ключ и обеспечивают их сервисное обслуживание. Наибольшее распространение сегодня имеют установки, использующие солнечную энергию, энергию биомассы, энергию ветра, геотермальную энергию, энергию волн и морей [8, 11-16, 26-30].
Очевидно, что чем дольше мы будем полагаться исключительно на естественную адаптацию планеты к изменениям климата, тем меньше она будет готова справиться с возрастающей вероятностью резких климатических изменений и связанных с этим социальных и политических конфликтов. Усиление политической нестабильности будет особенно заметно на местном уровне. Поэтому особенно важно обеспечить участие регионов в разработке и осуществлении адаптационных решений и добиться включения вопросов адаптации к изменениям климата в повестку дня региональных и местных органов власти, а также местных сообществ.
Для успешного осуществления мер, направленных на противодействие изменениям климата, необходимо будет значительно увеличить объемы помощи, предоставляемой развивающимся странам для целей их развития, а также передаваемых им технологий и инвестиций. Хотя вклад этих стран в накопленную к настоящему времени концентрацию двуокиси углерода и других парниковых газов в атмосфере был небольшим, они наиболее уязвимы для последствий изменения климата из-за зависимости основных видов их экономической деятельности (сельское хозяйство, рыболовство) от климатических условий. Кроме того, они меньше других стран будут способны справиться с климатической проблемой, что превращает ее в проблему неравенства и незащищенности [9, 18, 30].
Краткие сведения о субрегионе. Под субрегионом Центральной Азии (ЦА) подразумевается территория площадью около 4 млн кв. км, расположенная на стыке Европы и Азии, между 35-55° северной широты и 48-87° восточной долготы. В административно-политическом отношении здесь с 1991 г. расположены новые суверенные государства - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан с населением 59 млн человек. По строению поверхности 4/5 территории характеризуются равнинами, 1/5 часть занимают горы. Пустыни и полупустыни занимают 80% территории Туркменистана, 70% -Узбекистана и 60% - Казахстана [9-10, 18, 19].
Климат характеризуется высокими летними температурами воздуха, достигающими в абсолютных
значениях +50 °С, среднеиюльские температуры колеблются в пределах +28 °С на севере и 32 °С на юге, абсолютный минимум температуры достигает -40 °С на севере и -26 °С на юге. Количество атмосферных осадков составляет 100-200 мм.
От общей площади Центральной Азии около 159 млн га (2004 г.) составляют угодья, из которых пастбища занимают 82-97 и более 9 млн га - орошаемые земли.
Основными отраслями промышленности стран Центральной Азии является электроэнергетика, нефтяная, газовая, нефтеперерабатывающая, угольная, химическая, машиностроительная, легкая, пищевая и производство стройматериалов.
Общая мощность генерирующих источников Центральной Азии - более 40 тыс. МВт. В том числе электроэнергии производится в год более 150 млрд кВт ч [9, 10, 18-23].
Основными источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты энергетики, горнодобывающих и нефтегазовых отраслей, строй-индустрия, черная и цветная металлургия, транспорт и коммунальное хозяйство.
В горах, окаймляющих Центральную Азию с юга и юго-востока, наблюдается смена высотных пустынно-полупустынного, степного, лугово-степного, горнолесного, альпийского и нивального ландшафтного разнообразия. В горных территориях Центральной Азии формируется подавляющая часть водных и гидроэнергетических ресурсов [9, 10, 18-23].
Природоохранная политика Центральной Азии. Схожесть природных, экологических и социально-экономических условий стран Центральной Азии является объективно существующим стимулом для объединения усилий стран ЦА в области осуществления природоохранной политики и обеспечения устойчивого развития субрегиона.
Анализ современного состояния природоохранной политики, осуществляемой странами Центральной Азии, показывает, что созданы все условия для дальнейшей консолидации политической и институциональной основы субрегионального сотрудничества.
Каждой страной субрегиона разработан Национальный план действий по охране окружающей среды (НПДООС), а с целью региональной интеграции и координации деятельности в этой сфере был разработан Региональный план действий по охране окружающей среды (РПДООС), который одобрен и в настоящее время внедряется и координируется Межгосударственной комиссией по устойчивому развитию (МКУР) [9, 10, 18-23].
Определяющими факторами эффективности природоохранной политики являются:
- управление и регулирование вопросов охраны окружающей среды;
- совершенство законодательства в области охраны окружающей среды;
- эффективность экономических методов и механизмов управления охраной окружающей среды.
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 05-06 (109-110) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012
Потенциал ВИЭ в Центральной Азии. Потенциал возобновляемых источников энергии в Центральной Азии чрезвычайно велик. Валовой теоретический энергетический потенциал солнечной энергии в южных районах СНГ оценивается в 651-109 тонн условного топлива (т у.т.) в год. Энергетический потенциал ВИЭ на территории Туркменистана составляет по видам источников: технический потенциал низкопотенциальной энергии Солнца 4-1015 кДж, или примерный эквивалент 1,4-109 т у.т. в год; потенциал энергии ветра - 640-109 кВт-ч в год; тепло Земли; энергия биомассы; энергия малых рек - тре-
буется проведение исследований для получения новейших данных [9, 18, 23].
В Кыргызстане среднегодовой потенциал ВИЭ составляет в т у.т.: солнечная - 41,6 млрд; ветровая -4,3 млн; геотермальная - 20,9 млн; гидроэнергия МГЭС - 1,72 млн; биогаза - 1,21 млн. Общий потенциал ресурсов оценивается в год: ветровой - 400 млн кВт; геотермальной - 613 млн ГДж; гидроэнергии -162,7 млрд кВт-ч.; горючего биогаза - 1610 млн м3 [9, 18, 25].
Потенциал возобновляемых источников энергии в Таджикистане представлен в таблице [9, 18, 19].
Ресурсы возобновляемых источников энергии Таджикистана, млн т у. т. Resources of renewed energy sources of Tajikistan, million tce
Ресурсы Потенциал
валовой технический экономический
Гидроэнергия, общая 179,2 107,4 107,4
в т.ч. малая 62,7 20,3 20,3
Солнечная энергия 4790,6 3,92 1,49
Энергия биомассы 4,25 4,25 1,12
Энергия ветра 163 10,12 5,06
Геотермальная энергия 0,045 0,045 0,045
Всего (без крупных ГЭС) 5199,795 38,635 28,015
Казахстан обладает значительными ресурсами возобновляемой энергии в виде, солнечной, ветровой, термальной и гидроэнергии. Технический потенциал гидроэнергии оценивается в 170 млрд кВт-ч, а экономический - в 27 млрд кВт-ч в год. Технический потенциал ветровой энергии - более 1 000 млрд кВт-ч из имеющегося теоретического потенциала в 14 098 млрд кВт-ч (теоретическая мощность составляет 7 466 600 МВт (7 466 ГВт при имеющихся в РК 18 ГВт генерирующих мощностей в настоящее время), а экономический - 336 млрд кВт-ч в год (при собственном потреблении порядка 80 млрд кВт-ч), но, помимо малой доли гидроэнергии (12%) в энергетическом балансе республики, эти ресурсы до настоящего времени в полной мере не используются [9, 18, 20].
В Узбекистане потенциал ВИЭ оценивается, млн т у.т. в год (млн кВт-ч/год): солнечная - 95-103 (800-106); ветровая - 3,2 (25,8-103); геотермальная - 50,3-104 (409,0-108); гидроресурсы - 14,5 (114-103); биомасса растения хлопчатника - 3,3 (27-103) [9, 18, 22].
Как видно из вышеизложенных данных, Центральная Азия исключительна богата возобновляемыми энергетическими ресурсами и экологический потенциал очень велик.
Заключение
Окно наших возможностей смягчить последствия изменения климата и адаптироваться к ним постепенно закрывается. Значит, уже в течение ближайших лет необходимо добиться принятия более масштабных усилий, направленных на противодействие климатическим измененниям, на всех уровнях принятия решений. Следующее десятилетие может стать критическим для будущего нашей планеты. Время, необходимое для стабилизации концентраций СО2 в атмосфере, по данным источника Atmospheris Stabilization and the Timing of Carbon Mitigation, представлено на рис. 3.
В течение этого времени должны быть приняты радикальные меры как в отношении смягчения, так и адаптации к изменениям климата, при которых выживание человечества будет поставлено под вопрос.
Вряд ли получится обеспечить намеченное снижение выбросов СО2 на 50% к 2050 году, если мы будем придерживаться той же политики, что и сейчас. Для того чтобы оставаться в рамках углеродного бюджета и стабилизировать выбросы парниковых газов, необходимо кардинально изменить существующую парадигму социально-экономического развития и развития мировой энергетики.
Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 05-06 (109-110) 2012 © Научно-технический центр «TATA», 2012
Уровень СО в атмосфере
Отсрочка, лет
Рис. 3. Время, необходимое для стабилизации
концентраций СО2 в атмосфере по данным источника Atmospheris Stabilization and the Timing of Carbon Mitigation Fig. 3.Time required to stabilize CO2 concentrations in the atmosphere according to Atmospheris Stabilization and the Timing of Carbon Mitigation
Смена парадигмы потребует переноса существенного объема государственных и частных инвестиций с ископаемых видов топлива на более устойчивые и дружественные климату источники энергии.
Хотя новые источники финансирования снижения выбросов парниковых газов и привлекают значительно больший объем ресурсов, ясно, что развивающимся странам нужна дополнительная помощь, чтобы получить реальные выгоды. Зачастую существующие рыночные правила не позволяют привлечь прямые инвестиции в низко-углеродные проекты и проекты в области устойчивого землепользования. Для того чтобы такие механизмы, как МЧР, достигали одновременно целей устойчивого развития и рентабельного снижения выбросов, в дальнейшем необходимо будет учитывать специфические условия развивающихся стран в рыночных и инновационных финансовых механизмах. Кроме того, развивающимся странам нужна будет поддержка в создании благоприятной среды (например, государственной политики, институциональной базы, человеческого капитала) на всех уровнях, чтобы эти страны могли лучше использовать новые источники финансирования для получения доступа к чистым энергетическим услугам.
Потенциал многих из этих инструментов может быть также усилен за счет их правильного сочетания и использования в правильной последовательности. Например, дополнительные углеродные доходы, полученные для проектов МЧР в сфере ветровой энергетики, недостаточны, чтобы значительно изменить их рентабельность. В этом случае использование «подпитывающих» тарифов в сочетании с углеродными доходами может в корне изменить ситуацию. Другой пример - введение новых строительных кодексов с более жесткими требованиями в отношении энергетической эффективности и климатической устойчивости объектов. Такие требования будет намного легче осуществить, если они будут сопровождаться беспроцентными кредитами. Поэтому важно, чтобы руководители на местном и национальном уровнях учитывали различные подходы и меры в комплексных климатических стратегиях.
Долговременная политика энергообеспечения стран ЦА должна включать в себя максимальное и рациональное использование всех видов энергоресурсов с учетом применения высокоэффективных технологий преобразования энергии, энергоснабжения, снижения энергоемкости продукции и охраны окружающей среды.
Имеется ряд проблем и препятствий, которые сдерживают широкое использование ВИЭ: отсутствие местного производства элементов и устройств для преобразования возобновляемых источников энергии в тепловую или электрическую энергию, отсутствие инфраструктуры для распространения и обслуживания таких установок, слабая информированность и заинтересованность населения в области возобновляемой энергетики.
Таким образом, Туркменистан, опираясь на свой позитивный опыт международной деятельности и будучи твердо приверженным взятым на себя обязательствам как нейтрального государства, оказывает конструктивное влияние на региональное и глобальное развитие в качестве надежного и ответственного партнера. Международное сотрудничество Туркменистана в области экологии и охраны окружающей среды в условиях глобального изменения климата, реализация приоритетов стратегии энергобезопасности, которые определены и осуществляются под руководством президента Гурбангулы Бердымухаме-дова, сопровождается плодотворным политико-дипломатическим диалогом, выдвижением конкретных инициатив и предложений на уровне ООН и других международных организаций. Данная стратегия способствует поиску и выработке эффективных форм взаимодействия и консолидации усилий международного сообщества [13, 24, 30].
Список литературы
1. Дурдыев А.М., Пенджиев А.М. Снижение энергетической антропогенной нагрузки на климатическую систему Туркменистана с помощью нетрадиционных источников энергии. Матер. межд. симп. по изменению климата. М., 2003.
2. Израэль Ю.А. Возможности сохранения (стабилизации) современного климата с помощью новых технологий // Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера». 2011. Т. 3, № 1. С. 1-5.
3. Козлов В.Б. Энергетика и природа. М.: Мысль, 1982.
4. Капица С.П. Энергетика и экономика человечества // Альтернативная энергетика и экология -ШАБЕ. 2009. № 9. С. 10-12.
5. Лозановская И.Н., Орлов Д.С., Садовникова Л.К. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. М., 1998.
6. Николаев В.Г. Современный уровень и тенденции развития мировой и отечественной энергетики. Возобновляемые источники энергии. Курс лекций. МГУ, Географический факультет. М., 2010. С. 171-194.
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 05-06 (109-110) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012
7. Смирнов Б.М. Атмосфера Земли и энергетика. М.: Знание, 1979.
8. Стребков Д.С. Проблемы развития глобальной энергетики. Возобновляемые источники энергии. Курс лекций. МГУ, Географический факультет. М., 2010. С. 24-56.
9. Доклад о человеческом развитии 2007/2008. Борьба с изменением климата: человеческая солидарность в разделенном мире. ПРООН, 2007.
10. Интегрированная оценка состояния окружающей среды Центральной Азии. Ашхабад, 2007.
11. Пенджиев А.М., Пенжиев А.А. Законодательное обеспечение развития возобновляемой энергетики в Туркменистане // Альтернативная энергетика и экология - ШАБЕ. 2010. № 6. С 88-94.
12. Пенджиев А.М., Пенжиев А.А. Законодательное обеспечение развития возобновляемой энергетики в центрально-азиатском регионе // Альтернативная энергетика и экология - ШАБЕ. 2011. № 11. С 76-85.
13. Пенджиев А.М., Пенжиев А.А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивого развития на основе возобновляемой энергетики в Центральной Азии // Альтернативная энергетика и экология - 181АЕЕ. 2012. № 1. С 139-156.
14. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Перспективы использования возобновляемых источников энергии в Туркменистане // Альтернативная энергетика и экология - ШАЕЕ. 2007. № 9. С. 65-74.
15. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Планирование развития фотоэнергетики в Туркменистане // Экологическое планирование и управление. 2007. № 4. С. 63-70.
16. Пенджиев А.М. Приоритеты использования возобновляемых источников энергии в Туркменистане и некоторых странах мира // Экономика золотого века. 2007. № 3, 4.
17. Федоров М.П., Окороков В.Р., Окороков Р.В. Тенденции развития мирового топливно-энергетического комплекса в посткризисный период // Академия энергетики. 2011. № 2 (40). С. 16-28.
18. Глобальная экологическое обозрение (ГЭО) по Центральной Азии (19972-2002 гг.) Ашхабад, 2001.
19. Государственная программа Республики Таджикистана на период 1998-2008 года. Душанбе, 1997.
20. Контуры нового низкоуглеродного пути развития. Документ, подготовленный под руководством Янника Глемарека. ПРООН, 2009.
21. Национальный план действий по охране окружающей среды и устойчивому развития Республики Казахстан. Алматы, 1998.
22. Национальный доклад о состоянии окружающей среды Кыргызстана. Бишкек, 2000.
23. Национальный план действий по охране окружающей среды Туркменистана. Ашхабад, 2002.
24. Национальный доклад о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов в Республике Узбекистан. Ташкент, 1998.
25. Безруких П.П., Стребков Д.С. Возобновляемая энергетика: стратегия, ресурсы, технологии. М.: Изд. ВИЭСХ, 2005. С. 5-10.
26. Стребков Д.С., Мамедсахатов Б.Д., Пенджиев А.М. Перспективы развития солнечной фотоэнергетики в Среднеазиатском регионе. В кн. Сб. научных трудов и инженерных разработок. Перспективные результаты фундаментальных исследований. Материалы 7-й специальной выставки-конференции «Изделия двойного назначения-2006», 16-19 октября. Москва. С. 112-118.
27. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б. Д. Основные условия и факторы развития фотоэнергетики в Туркменистане // Альтернативная энергетика и экология -ШАЕЕ. 2007. № 2 (46). С. 71-20.
28. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Расчетная себестоимость возобновляемых источников энергии // Проблемы освоения пустынь. 2006. № 1. С. 46-48.
29. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Энергосбережение пустынных пастбищ Туркменистана // Проблемы освоения пустынь. 2006. № 3. С. 56-59.
30. Бердымухамедов Г.М. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том 1. Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2010.
Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 05-06 (109-110) 2012 © Научно-технический центр «TATA», 2012