ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
LEGISLATIVE BASIS
Статья поступила в редакцию 05.12.2011. Ред. рег. № 1154 The article has entered in publishing office 05.12.11. Ed. reg. No. 1154
УДК 621.383; 621.472
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ
А.М. Пенджиев, А.А. Пенжиев
Туркменский политехнический институт Туркменистан, 744025, Ашхабад, ул. Б.Аннанова, д. 1 Тел.: +(99312)37-09-50, e-mail: ampenjiev@rambler.ru
Заключение совета рецензентов: 10.12.11 Заключение совета экспертов: 15.12.11 Принято к публикации: 18.12.11
В статье приводятся результаты аналитического обзора законодательного обеспечения возобновляемой энергетики в мире и возможности применения в Центральной Азии.
Ключевые слова: возобновляемая энергетика, законодательное обеспечение Центральной Азии, фотоэнергетика.
LEGISLATIVE MAINTENANCE OF DEVELOPMENT OF RENEWED POWER
IN CENTRAL ASIA
A.M. Penjiyev, A.A. Penjiyev
Turkmen Polytechnical Institute 1, B. Annanov str., Ashabad, 744025, Turkmenistan Tel.:+ (99312) 37-09-50, e-mail: ampenjiev@rambler.ru
Referred: 10.12.11 Expertise: 15.12.11 Accepted: 18.12.11
In article results of the state-of-the-art review of legislative maintenance of renewed power in the world and application possibility in the Central Asia are discussed.
Keywords: renewed power, legislative maintenance of the Central Asia, photopower.
Актуальность проблемы
В выступлении на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2011 г. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подчеркнул: «Приоритетным направлением международного сотрудничества Туркменистана является экологическая сфера.
...В Туркменистане в настоящее время готовится масштабный документ - Национальная стратегия по изменению климата. Туркменистан предлагает создать специализированную структуру - Межрегиональный центр ООН по решению проблем, связанных с изменением климата. Готовы предоставить для его работы всю необходимую инфраструктуру в столице Туркменистана - Ашхабаде.
Важнейший вопрос, выходящий далеко за региональные рамки - экология Каспийского моря. В этой связи выступаем с предложением об организации Каспийского экологического форума в качестве постоянно действующего органа для рассмотрения вопросов охраны окружающей среды в Каспийском бассейне.» [Газета «Нейтральный Туркменистан» 24.09.20011 г.].
Наличие уникальных запасов углеводородного сырья в Центральной Азии не является препятствием для развития использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Большие ресурсы энергоносителей позволяют не делать стратегических ошибок в выборе оптимальных технологий и направлений развития ВИЭ и создать с учетом опыта западных стран, Китая и Японии собственные инновационные технологии и
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (104) 2011
© Scientific Technical Centre «TATA», 2011
крупномасштабные проекты использования ВИЭ. Опыт Чехии, которая за 2009-2010 гг. ввела в эксплуатацию солнечные электростанции (СЭС) мощностью 1,952 ГВт, показывает, что ни размеры страны, ни климат, ни отсутствие технологий не является препятствием для развития солнечной энергетики. Необходимые условия - это грамотное законодательство по стимулированию использования бестопливной энергетики и создание собственного производства компонентов СЭС. Масштабное развитие использования ВИЭ должно базироваться на оригинальных инновационных отечественных технологиях.
В Центральной Азии с идентичными климатическими особенностями и географическим положением многие экологические вопросы можно решать в рамках партнерства стран региона и международных организаций.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем в комплексном решении экономических и социальных программ в сочетании с бережным отношением к природе законодательно подтвердить возможности использования возобновляемой энергии для снижения выбросов в окружающую среду.
Природоохранная политика в Центральной Азии
Схожесть природных, экологических и социально-экономических условий стран Центральной Азии является объективно существующим стимулом для объединения усилий стран Центральной Азии (ЦА) в области осуществления природоохранной политики и обеспечения устойчивого развития субрегиона.
Анализ современного состояния природоохранной политики, осуществляемой странами Центральной Азии, показывает, что созданы все условия для дальнейшей консолидации политической и институциональной основы субрегионального сотрудничества.
Целый ряд политических заявлений, сделанных этими государствами, зафиксировал принятие ими обязательств по полному сотрудничеству в этой области на региональном уровне. Кроме того, они свидетельствуют о приверженности стран субрегиона принципам устойчивого развития, что отражено в Нукусской декларации государств Центральной Азии и международных организаций по проблемам устойчивого развития бассейна Аральского моря (1995 г.) и в Ашхабадской декларации президентов государств Центральной Азии (1999 г.).
В Алмаатинской декларации глав государств Центральной Азии (1997 г.) и Ташкентской декларации о специальной программе ООН для государств Центральной Азии (1998 г.) выражено желание расширять природоохранное сотрудничество с компетентными организациями и агентствами [1, 2].
Все страны Центральной Азии присоединились к природоохранным конвенциям ООН, являющимся в глобальном масштабе гарантом сохранения окружающей среды, предупреждения экологических катастроф. В их числе:
- рамочная конвенция ООН об изменении климата;
- конвенция о биологическом разнообразии;
- Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой;
- конвенция по борьбе с опустыниванием;
- Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
- конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных;
- Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды и здоровья населения.
Сотрудничество стран Центральной Азии в решении наиболее острых проблем региона ярко выразилось в период разработки Программ бассейна Аральского моря (ПБАМ). Программ охватывает четыре приоритетных направления:
- стабилизация экологической ситуации в бассейне Аральского моря;
- восстановление кризисной зоны вокруг Аральского моря;
- совершенствование управления международными водами в бассейне Аральского моря;
- укрепление потенциала региональных органов по планированию и выполнению ПБАМ.
Необходимость решения проблемы Аральского моря привела к созданию специальных институтов в лице Международного фонда спасения Арала (МФСА), включающего в себя Правление и Исполком МФСА, Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (МКУР) и их научно-информационные центры (НИЦ). Деятельность МФСА, которая финансируется государствами Центральной Азии, была существенно подкреплена внешней финансовой помощью через проекты Программ развития ООН и Глобального экологического фонда (ГЭФ) [1, 2].
Кроме того, каждой страной субрегиона разработан Национальный план действий по охране окружающей среды (НПДООС), а с целью региональной интеграции и координации деятельности в этой сфере был разработан Региональный план действий по охране окружающей среды (РПДООС), который одобрен и в настоящее время внедряется и координируется Межгосударственной комиссией по устойчивому развитию [1-7].
Определяющими факторами эффективности природоохранной политики являются:
- управление и регулирование вопросов охраны окружающей среды;
- совершенство законодательства в области охраны окружающей среды;
- эффективность экономических методов и механизмов управления охраной окружающей среды.
Общим и наиболее важным для стран Центральной Азии является то, что президенты и правитель-
ства всех пяти стран поддерживают и реализуют политику, обеспечивающую экологическую безопасность. Кроме разработанных национальных планов действия по охране окружающей среды, приняты и успешно действуют законы, обеспечивающие реализацию природоохранной политики. При этом экономические механизмы управления охраной окружающей среды в основном сходны.
Кроме того, во всех странах созданы специальные комиссии, которые контролируют выполнение конвенций и программ ООН по вопросам охраны окружающей среды [1, 2, 7].
Законодательство в области охраны окружающей среды
В настоящее время во всех странах Центрально-азиатского региона уже существует законодательная база, которая в основном обеспечивает эффективное управление охраной природы.
В настоящее время в Казахстане действуют более 20 законов об охране окружающей среды. Казахстаном ратифицировано 19 международных конвенций в области охраны окружающей среды, которые также имеют законодательную силу. Была разработана Концепция реформирования экологического законодательства с максимальным его приближением к международным стандартам. Вступает в силу Экологический кодекс Казахстана [1, 4].
В национальном законодательстве Кыргызстана за последние 10 лет создана новая нормативная правовая база в области охраны среды и рационального природопользования.
В Законе об охране окружающей среды констатируется, что природа и ее компоненты являются национальным достоянием, одним основных факторов устойчивого социально-экономического развития страны. В Законе об охране атмосферного воздуха отмечается, что атмосферный воздух представляет собой жизненно важный компонент природы, обеспечивающий естественную среду обитания человека и других живых организмов на Земле, и подлежит государственной охране. Закон об экологической экспертизе направлен на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и предусматривает обеспечение экологической безопасности. Государственная политика в области обращения с твердыми отходами производства и потребления определена в Законе об отходах производства и потребления [1, 6].
Во всех законах и кодексах Кыргызстана, связанных с охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов, четко определены пути и методы действия министерств и ведомств-природопользователей и подчеркнута ответственность [1, 6].
В Таджикистане создана относительно развитая природоохранная законодательная база. За годы независимости в республике было принято около 70
законодательных и нормативных актов, постановлений правительства в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, в том числе 16 законов.
Ключевое место в иерархии законодательных актов в области регулирования природопользования и защиты окружающей среды занимает Закон Республики Таджикистан об охране природы. Он устанавливает правовые рамки недопущения разрушения естественных экологических систем и наступления необратимых изменений в окружающей природной среде, соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, экологического нормирования ее качества и т.д. [1, 3].
В Туркменистане еще в первые годы независимого развития была создана законодательная база, которая обеспечивает эффективное управление охраной природы.
Основным законодательным актом в области охраны природы и рационального природопользования является Закон об охране природы Туркменистана, который закрепил юридическую основу для экологической экспертизы, определил экологические меры, нормативно-техническое и метрологическое обеспечение, экологические требования к хозяйственной и иной деятельности. Законом предусмотрены государственные меры при чрезвычайных экологических ситуациях, контроль в области охраны природы, право граждан на благоприятную для жизни окружающую среду и ответственность за нарушение природоохранного законодательства.
Создание правовой основы продолжается: с 2005 по 2011 год приняты Кодексы Туркменистана о земле, воде, недрах, рыболовстве и многие другие [1, 7].
В Узбекистане эффективному проведению реформ способствует хорошая правовая база.
Были внесены изменения и дополнения, усиливающие законы и постановления об охране природы, о воде и водопользовании, о сертификации продуктов и услуг, о недрах, о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы, об охране и использовании животного и растительного мира [1, 5].
Глобальные выгоды
В конце ХХ столетия мировое потребление первичных энергетических ресурсов составило 11 млрд тонн нефтяного эквивалента (т н.э.), а доля используемых возобновляемых энергоресурсов не превышала 20% (биомасса - 12%, гидроэнергия - 6, солнечная, ветровая и другие возобновляемые энергоресурсы - менее 2). При сохранении существующих темпов роста и традиционных способов потребления энергии мировое энергопотребление достигнет к 2050 г. 25 млрд т н.э., что приведет к катастрофическим последствиям: истощению природных ресурсов и потеплению климата. Другая оценка, с учетом энергосбережения и использования ВИЭ, дает цифру 15 млрд т н.э. в 2050 г. В первом случае углеводо-
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (104) 2011
© Scientific Technical Centre «TATA», 2011
родное топливо будет играть доминирующую роль в будущем производстве энергии в мире, а темпы роста потребления энергии превысят темпы роста населения, доля возобновляемых энергоресурсов увеличится до 22% к 2050 г. В этом случае эмиссия диоксида углерода увеличится с 6 Гт в 1990 г. до 9,5 Гт в 2050 г., а рост температуры составит 1-2 градуса.
Локальные выгоды
Центрально-азиатские страны обладают большими пастбищными угодьями в аридной зоне горных регионов, на которых содержится значительное количество овец, коз, крупнорогатого скота, лошадей, верблюдов. Пастбищные технологии выращивания животных вследствие использования природных кормовых ресурсов являются наиболее рентабельными и позволяют обеспечивать население Центральной Азии мясными продуктами, а также сырьем для легкой промышленности (шерстью, кожей и т.д.).
Социально-экономические аспекты
Важнейшим средством интенсификации производства пастбищных комплексов и улучшения социально-экономических условий жизни сельских товаропроизводителей (удаленных от энергосистемы) является возобновляемая энергетика. При наличии ресурсов с помощью этих экологически чистых источников энергии можно решать локальные проблемы энергообеспечения в Центральной Азии в пустынях, степях, горных районах, где проживают животноводы, буровики, железнодорожники и т. д.
Энергообеспечение этих территорий осуществляется за счет дизельных и бензиновых электростанций, привозного керосина и газа в баллонах, древесного топлива. Большая часть животноводческих хозяйств не имеет современных средств энергоснабжения. Указанная категория людей является потенциальным потребителем солнечной и других возобновляемых источников энергии. Развитие гелиоэнергетики на этих территориях позволит решить ряд социальных проблем улучшения качества жизни населения, ускорить развитие пастбищного животноводства и сельского хозяйства, обеспечить устойчивое развитие экономики, развитие малого бизнеса и создание новых рабочих мест в Центрально-азиатском регионе и будет содействовать выполнению Национальных программ освоения пустынных, степных, горных территорий Центральной Азии [1, 2].
Электроэнергия и жидкое топливо имеют первостепенное значение для жизни человечества, так как эти два источника энергии с учетом КПД представляют собой свободную энергию, которую можно превратить в работу.
Владение ресурсами свободной энергии позволяет ликвидировать нищету, голод и войны, дать возможность получить образование и обеспечить достойные условия жизни гражданам Центральной
Азии и 2 миллиардам жителей развивающихся стран, которые не имеют сегодня доступа к электроэнергии.
Работы центрально-азиатских и других ученых мира показали, что существует жесткая связь между денежными и энергетическими единицами, деньги эквивалентны возможности распоряжаться определенным количеством свободной энергии или эквивалентным количеством электроэнергии и топлива.
Человечеству не грозит энергетический кризис, связанный с истощением запасов нефти, газа, угля и урана, если оно освоит технологии использования солнечной энергии и сможет найти оптимальное сочетание использования возобновляемых и истощаемых ресурсов. В этом случае будут решены проблемы загрязнения среды обитания выбросами электростанций и транспорта, обеспечения качественными продуктами питания, получения образования, медицинской помощи, увеличения продолжительности и качества жизни.
Руководящие принципы, использованные в законодательстве, содержатся в Национальном плане действий по охране окружающей среды (НПДООС), где определены направления и задачи природоохранной политики ЦА, составлен план долгосрочных мероприятий. Главное направление дальнейшего развития ЦА базируется на комплексном решении экономических и социальных программ в сочетании с бережным отношением к природе [1, 2].
Экологическая стратегия
Новой тенденцией развития центрально-азиат-ской и мировой энергетики является увеличение доли децентрализованного производства электрической и тепловой энергии экологически чистыми электростанциями. Число крупных экологически опасных электростанций будет сокращаться. Эта тенденция объясняется, с одной стороны, изменением климата и необходимостью выполнения Киотского протокола по снижению выбросов парниковых газов, с другой стороны, децентрализация поставок топлива и энергии увеличивает энергетическую безопасность регионов и страны в целом [2, 8]. Центрально-азиатские страны ратифицировали Конвенцию ООН об изменении климата и Конвенцию по борьбе с опустыниванием и др. Начиная с 1991 г. ведется интенсивная работа по реализации национальных программ освоения пустынных, степных, горных территорий в Центральной Азии, в том числе строительство гелиотехнических установок на этой территории. Кроме того, распределенное и бестопливное производство энергии с использованием местных энергоресурсов снижает затраты и риски стран-импортеров нефти и увеличивает экспортный потенциал стран-экспортеров топливно-энергетических ресурсов. По изученным результатам энергетический потенциал ВИЭ на территории ЦА имеет огромный эквивалент, выраженный в тоннах условного топлива (т у.т.) в год, он составляет по ви-
дам источников: в Туркменистане технический потенциал энергии солнца 1,4-109 т у.т. в год, потенциал энергии ветра - 640-109 кВт-ч в год; анализ изученности геотермальных вод показывает, что суммарная теплоэнергетическая производительность - 2,5 млн т у.т. в год; в Кыргызстане среднегодовая энергия солнца - 41,6 млрд т у.т.; ветровая - 4,3 млн т у.т.; геотермальная - 20,9 млн т у .т.; гидроэнергия МГЭС - 1,72 млн т у .т.; биогаза - 1,21 млн т у.т. Общий потенциал ресурсов оценивается (в год): ветровой - 400 млн кВт; геотермальной - 613 млн ГДж; гидроэнергии - 162,7 млрд кВт-ч; горючего биогаза - 1610 млн м3. В Таджикистане технический потенциал гидроресурсов составляет 144 млрд кВт-ч в год; в Узбекистане потенциал ВИЭ оценивается в млн т у.т. (млн кВт-ч/год): солнечная - 95-103 (800-106); ветровая - 3,2 (25,8-103); геотермальная - 50,3-104 (409,0-108); гидроресурсы 14,5 (114-103); биомасса хлопчатника - 3,3 (27-103) [1-7].
Либерализация рынка электроэнергии приведет к подключению к энергосистеме миллионов малых независимых производителей энергии. Управление потоками энергии при наличии миллионов производителей и потребителей возможно только с помощью инфокоммукационных технологий и средств электронной коммерции. Поэтому проблемы развития информационных технологий и технологий солнечной энергетики тесно связаны и прогресс в каждой из этих двух областей техники будет способствовать развитию другой.
На пути развития рынка возобновляемых источников энергии существуют психологический, экономический, технологический, законодательный и информационный барьеры.
Экономические барьеры связаны с относительно высокой удельной стоимостью оборудования возобновляемой энергетики. Внутренний центрально-азиатский рынок возобновляемых энергоресурсов не развивается из-за низкого платежеспособного спроса и отсутствия законодательства, защищающего права независимых производителей экологически чистой энергии.
Технологические барьеры могут быть преодолены с помощью инновационных энергетических технологий, которые при их освоении промышленностью повышают конкурентоспособность возобновляемой энергетики на рынке энергоресурсов и способствуют снижению экономических барьеров.
Законодательный барьер связан с отсутствием законодательных и нормативных актов и экономических регуляторов, обеспечивающих свободную поставку и продажу электроэнергии в энергосистему малыми и независимыми производителями энергии, а также отсутствием рынка и конкуренции между производителями электроэнергии.
Сохранение единой энергетической системы в качестве монополии с контрольным пакетом акций у государства и создание регулируемого рынка производителей и потребителей энергии является необхо-
димым условием. Регулирование объема продаж и перетоков энергии позволит обеспечить потребности в энергии в пиковые часы, сохранить стабильность энергосистемы и снизить потери в сетях [8-11].
Ведущие ученые и специалисты по возобновляемой энергетике Д.С. Огребков и Н.Т. Сорокин предлагают при подготовке законов, актов и правил присоединения частных малых энергетических установок к энергосистеме шире использовать опыт европейских стран и США [8, 9, 12, 13], в которых:
- существуют государственные программы создания пилотных демонстрационных установок;
- поощряются совместные предприятия и сотрудничество между электрическими компаниями и фирмами, производящими энергетические установки;
- существуют налоговые скидки и субсидии на процентную ставку при покупке в кредит и в лизинг;
- осуществляется постоянная поддержка научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР), региональных и международных проектов, разработка стандартов по инженерным вопросам, безопасности, сертификации и гарантиям;
- организовано обучение и стажировка специалистов всех уровней в рамках образования по возобновляемой энергетике;
- привлекается частный капитал через субсидии, специальные цены на электроэнергию, умеренные ставки амортизационных отчислений, создание специальных фондов на развитие чистой энергетики;
- законодательно стимулируются предприятия промышленности в расширении производства энергетического оборудования, использовании новых технологий и создании новых рабочих мест;
- стимулируется развитие рынка солнечного электричества. Например, при строительстве здания в стоимость здания должна быть включена стоимость солнечных энергоустановок;
- активно обсуждается вопрос о включении социальных затрат в стоимость электроэнергии как в топливной, так и в возобновляемой энергетике.
Государственная поддержка развития возобновляемой энергетики заключается не в увеличении расходов бюджетных средств, а в создании благоприятных условий производителям и потребителям оборудования, использующим возобновляемые источники энергии. Одним из путей преодоления финансовых барьеров является введение налога на эмиссию двуокиси углерода и выбросов энергетических установок. И создание специального фонда развития энергетики, который используется для модернизации и реконструкции топливных электростанций с целью снижения выбросов, для поддержки НИОКР и демонстрационных проектов по возобновляемым источникам энергии, а также для привлечения частных инвестиций на приобретение оборудования возобновляемой энергетики и присоединения к энергосистеме за счет закупки продаваемой частными малыми энергетическими установками энергии по цене в 2-3 раза выше, чем цена электроэнергии в энергосистеме [9-11, 13-16].
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (104) 2011
© Scientific Technical Centre «TATA», 2011
Директивами Европейского Союза по стимулированию использования возобновляемых источников энергии доля ВИЭ в потреблении энергии в странах ЕЭС к 2015 г. должна возрасти более чем на 12%, а установленная мощность солнечных фотоэнергетических систем за этот период должна увеличиться более чем на 3 ГВт (ЕС White Paper, 1997).
Прогноз мирового производства электроэнергии от возобновляемых источников энергии на 2040 г. составит 29 808 ТВт-ч (82% от прогнозируемого мирового объема потребления электроэнергии 36 346 ТВт-ч). Основными возобновляемыми энергоресурсами в 2040 г. (93%) будут солнечная энергия, биомасса, гидроэнергия и ветровая энергия (Photovoltaic in the world. Status and Future Trends. Stefan Novak, Chairman IEA PVPS. Seminar in PV Research & Technological Development in European Union New Member and Candidate States. Warsaw, Poland 15 Nov. 2004).
Законодательными инициативами Европейского Союза по развитию рынка ВИЭ в Европе:
- вводятся ежегодные квоты местным энергетическим компаниям на производство электроэнергии от возобновляемых источников энергии в размере 215% от общего объема продаж электроэнергии. Если энергокомпания по каким-то причинам не производит и не продает электроэнергию от ВИЭ, она должна покупать зеленые сертификаты;
- каждая энергокомпания обязана покупать электроэнергию у владельцев генераторов, использующих ВИЭ, по фиксированной цене в течение 20 лет;
- не требуется никакого разрешения частному владельцу для покупки, установки и включения в энергосистему электрического генератора, использующего возобновляемые источники энергии;
- каждому потребителю электроэнергии и владельцу электрического генератора, использующего ВИЭ, предоставляется право свободного выбора энергокомпании, которой он продает или у которой он покупает электроэнергию;
- владельцу электрического генератора, использующего ВИЭ, при покупке и установке дается грант в размере 5 Евро/Вт, но не более 40-75% от стоимости генератора;
- поощряется дешевыми кредитными ставками и налоговыми льготами участие третьей стороны в финансировании затрат на покупку оборудования, использующего ВИЭ, его монтаж и эксплуатацию;
- общий размер грантов и тарифов рассчитывается таким образом, что владельцу компенсируются все расходы по покупке и обслуживанию электрического генератора, использующего ВИЭ, и гарантируется в течение 20 лет прибыль в размере 200-300% от банковского процента по вкладу в объеме израсходованных средств;
- средства для стимулирования развития рынка ВИЭ берутся из специального фонда, управляемого государством, за счет отчислений от тарифов на электроэнергию и продажи зеленых сертификатов;
- тариф на электроэнергию для населения складывается из следующих компонентов (на примере Германии - табл. 1).
Таблица 1 Table 1
Тариф на электроэнергию в Германии The tariff for the electric power in Germany
Компонент % Евроцентов/кВт ч
1. Производство и распределение электрической энергии (остается в энергокомпании) 59,6 10,25
2. Экологический налог 11,6 2,0
3. Отчисления на ВИЭ 2,5 0,43
4. Лицензия 10,4 1,8
5. Отчисления в фонд когенерационных установок 1,5 0,26
6. НДС 13,8 2,37
Всего 100 17,2
Эффективность тарифного стимулирования очень высока. В Германии введение тарифного регулирования в 2000 г. привело к увеличению годового объема производства, продаж и использования солнечных фотоэлектрических систем почти в 20 раз с 12 МВт в 1999 г. до 200 МВт в 2004 г., в том числе 45 МВт в 2000 г., 90 - в 2001 г., 90 - в 2002 г. и 130 -в 2003 г.
В Люксембурге рост составил за 2 года в 25 раз со 100 кВт в 2001 г. до 2500 в 2003 г., во Франции рост с 1,8 МВт в 2002 г. до 3,4 в 2003 г. Государство не затрачивает никаких бюджетных средств на развитие рынка.
Многие граждане хранят деньги дома, и вложение неработающих финансовых средств в покупку экологически чистой микроэлектростанции с возвратом и приумножением капитала за счет продажи
собственной электроэнергии по заранее определенной цене в течение 20 лет работы установки может оказаться более привлекательной операцией, чем вложение средств в сомнительные фонды и частные банки. С учетом инфляции в ЦА прибыль 15-20% годовых устроила бы граждан и привлекла бы иностранный капитал.
Роль государства сводится к гарантированию правил игры на финансовом рынке энергоресурсов и страхованию рисков. Что выигрывает государство? Оно оживляет неработающий частный капитал, создает тысячи новых рабочих мест, улучшает климат и экологию городов за счет снижения выбросов СО2 на 0,16 Мт/МВт-ч и замещения грязных электростанций экологически чистыми, оно сохраняет ископаемое топливо для следующих поколений, повышает энергетическую безопасность страны за счет рассредоточенного бестопливного производства энергии. Государство улучшает материальное благополучие и физическое здоровье своих граждан.
Выигрывает и сетевая компания. У нее уменьшаются потери на передачу энергии и пиковая нагрузка на электростанции. Финансовые механизмы реализации новых энергетических технологий включают лизинг, льготное кредитование, налоговые льготы и региональные субсидии.
Учитывая опыт законодательства по развитию солнечной энергии в странах ЕЭС, при подготовке
предложений по законодательному обеспечению развития солнечной энергетики в центрально-азиатских странах будет целесообразным представить закон, принятый в Греции в 2006 г. [9-14, 16-19].
Перевод части D закона о развитии возобновляемых источников энергии в Греции, принятого парламентом Греции в 2006 г.
1. Оплата счетов за электроэнергию, генерированную установками, использующими возобновляемые источники энергии, или высокоэффективными когенерационными или гибридными станциями.
Энергия, генерированная установками, использующими ВИЭ, или высокоэффективными когенера-ционными и гибридными станциями, производителями и полученная энергосистемой в соответствии со статьями 9, 10 и 12, должна быть оценена на месячной базе следующим образом.
А. Оценка должна быть сделана в Евро за МВт-час электроэнергии, полученной сетью или энергосистемой, включая сеть на островах, которые не подключены к материковой энергосистеме.
Б. Цена за электроэнергию, соответствующую предыдущим параграфам, должна быть назначена на основе данных табл. 2.
Цена на электроэнергию The price for the electric power
Таблица 2 Table 2
Производство электроэнергии Цена на электроэнергию, евро/МВт-ч
объединенная энергосистема острова, не соединенные с энергосистемой
(а) Ветровая энергия 73 84,6
(Ь) Ветровая энергия от морских ветровых ферм 90
(с) Гидравлическая энергия от малых гидроэлектрических установок с установленной мощностью до 15 МВт 73 84,6
(ф Солнечная энергия в фотоэлектрических установках с установленной мощностью, равной или меньшей 100 кВт пик, которые будут установлены в законной собственности 450 500
(е) Солнечная энергия в фотоэлектрических установках с установленной мощностью более 100 кВт пик 400 450
(!) Солнечная энергия в установках, использующих другую технологию, отличающуюся от фотоэлектрической, с установленной мощностью до 5 МВт 250 270
Солнечная энергия в установках, использующих другую технологию, отличающуюся от фотоэлектрической, с установленной мощностью более 5 МВт пик 230 250
ф) Геотермальная энергия, биомасса, газы со свалок и установок биологической переработки и биогазы 73 84,6
(1) Остальные ВИЭ 73 84,6
(]) Высокоэффективная когенерация тепла и электричества 73 84,6
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (104) 2011
© Scientific Technical Centre «TATA», 2011
Таблица 3
Мировой солнечный энергетический рынок
Table 3
The world solar power market
Показатель/год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Объем производства, ГВт 1,7 2,6 4,0 6,1 10,2 15,1 20,5
Рост производства, % 44 58 53 54 69 48 36
Средняя цена модулей, долл./Вт 3,7 4,3 4,1 3,8 3,7 3,5 3,3
Средняя цена установленной мощности, долл./Вт 7,1 7,8 7,5 7,0 6,6 6,2 5,9
Годовой объем продаж, млрд долл. 12 20 30 43 67 94 121
Прибыль до уплаты налогов, млрд долл. 3 7 11 16 26 38 50
Рост прибыли, % 111 133 56 50 65 47 31
Источник: Photon Consulting www.photon-consultins.com
Цены в табл. 2, касающиеся автопроизводителей, применяются только к установкам, использующим ВИЭ, и высокоэффективной генерации тепла и электричества с установленной мощностью до 35 МВт, и увеличение количества электроэнергии, полученной энергосистемой, должно составлять 20% от полного производства энергии на этих установках за год.
2. Оплата стоимости электричества, произведенного в установках, подсоединенных к низковольтной сети, должна производиться каждые 4 месяца.
Первая часть программы закончится 31 декабря 2020 г. установкой фотоэлектрических станций общей мощностью 500 МВт пик на материковой территории Греции и 200 МВт пик на островных территориях, не соединенных с энергосистемой Греции.
В свете комплексного решения проблемы в государственном масштабе следует рассмотреть ниже перечисленные аспекты.
Основные требования солнечной фотоэнергетики к отраслям и сферам хозяйств Центральной Азии
Требования к науке
Необходимо разработать дешевую технологию изготовления солнечного кремния и солнечных элементов, позволяющую снизить цену СЭ, достигающую к настоящему времени 3 долл. США/Вт, не менее чем в 5 раз. Снижение цены солнечных элементов приведет к пропорциональному удешевлению солнечных электростанций с 7 долл. США/Вт до 2 долл. США/Вт. Это позволит расширить область использования солнечных электростанций и батарей в ближайшее время и даст мощный толчок к развитию отрасли в Центральной Азии.
Изучить конъюнктуру рынка сбыта солнечных электростанций и батарей.
Требования к промышленности, транспорту и другим отраслям экономики
Необходимо освоить производство инновационно-технологического оборудования по производству элементов и модулей солнечных электростанций, в том числе:
- автоматизированных линий по производству солнечных элементов;
- автоматизированных линий по сборке плоских солнечных фотоэлектрических модулей (СФМ) и др.
Соответствующим отраслям промышленности ЦА освоить существующую технологию получения солнечного кремния из местного сырья - кварцевого песка Каракумов, Кызылкумов, горных пород и других месторождений.
Требования к подготовке кадров
Необходимо в вузах ввести учебные программы по климатическому изменению экологии, организовать курсы повышения квалификации по специальностям:
- технология изготовления солнечных элементов;
- управление автоматизированной линией по производству солнечных элементов;
- управление автоматизированной линией по сборке солнечных модулей;
- экологическая дипломатия; подготовить юристов-экологов.
Требования по совершенствованию системы управления солнечной фотоэнергетикой
Необходимо создать научно-производственное объединение в странах ЦА в составе:
- научно-исследовательского центра;
- завода по производству солнечных элементов, модулей и СЭС;
- специального проектно-конструкторского и технологического бюро (СПКТБ) и др. подразделений.
Заключение
На основании проведенного научно-исследовательского анализа предлагаем сделать следующие предложения по государственной поддержке развития возобновляемой энергетики в Центральной Азии:
- Принимая во внимание важность переговоров, которые ведутся на международном уровне по вопросам изменения климата, охраны биоразнообразия, водных ресурсов, возобновляемых источников энергии, целесообразно ввести в учебную программу комплексное изучение экологии, науку экологической дипломатии и подготовку юристов-экологов.
- Установление государственных целей по использованию солнечной энергии в виде вводимой мощности к 2015, 2020 и 2025 г.
- Разработка государственного закона и целевой программы использования солнечной энергии или нескольких программ по видам возобновляемых источников энергии до 2020 г. со 100% финансированием демонстрационных проектов.
- Образование органа исполнительной власти (агентство, центр, институт солнечной энергии), имеющего филиалы во всех регионах ЦА и отвечающего за достижение государственных целей и выполнение программ по использованию возобновляемых источников энергии.
- Поощрение создания совместных предприятий и развития сотрудничества между электрическими компаниями и фирмами, производящими энергетические установки.
- Разработка технического регламента на оборудование, стандартизация и сертификация оборудования, организация статистической отчетности.
- Установление обязательности применения солнечной энергии при проектировании и строительстве зданий с включением стоимости оборудования в стоимость строительства (1-3%).
- Включение социальных затрат в стоимость электроэнергии как в топливной, так и в возобновляемой энергетике. Образование фонда развития солнечной энергетики за счет отчисления от инвестиционной составляющей тарифов на электрическую и тепловую энергию.
- Установление недискриминационного и бесплатного подключения к электрическим и тепловым сетям солнечного энергетического оборудования, принадлежащего частным владельцам.
- Установление механизмов стимулирования использования солнечной энергии с использованием опыта Греции и других стран-членов ЕЭС с обязательным включением двух пунктов:
а) возмещение покупателям солнечного энергетического оборудования 40-60% капитальных затрат на приобретение и установку оборудования;
б) оплата электрической энергии, проданной сетевой компании частным владельцем солнечного энергетического оборудования, по цене $ 0,72/кВт-ч (50 евроцентов/кВт-ч) в течение 20 лет.
- Отмена дискриминационных ограничений и разрешений на экспорт солнечных элементов, солнечных модулей как товаров двойного назначения.
- Отмена таможенных пошлин на импорт технологического оборудования и комплектующих для производства солнечных элементов.
- Создание завода по производству солнечных батарей с годовой мощностью 2 МВт и годовым объемом выпуска продукции, равным 14 млн долл. США. Объем капитальных вложений в строительство завода по производству солнечных батарей составит 8 млн долл. США.
Годовая выработка электроэнергии солнечными фотоэлектрическими станциями и батареями, планируемыми к выпуску заводом, составит 6 ГВтч. Себестоимость выработки 1 кВтч электроэнергии составит 0,20 доллара США.
Создание завода по производству солнечных батарей позволит за 2010-2030 гг. полностью удовлетворить потребности стран: в солнечных водоподъемных комплексах, для электроснабжения населенных пунктов отгонных пастбищ, в электропитании станций катодной защиты подземных сооружений, в электропитании речного и морского навигационного оборудования и др.
Список литературы
1. Интегрированная оценка состояния окружающей среды Центральной Азии. Ашхабад, 2007.
2. Глобальное экологическое обозрение (ГЭО) по Центральной Азии (19972-2002 гг.). Ашхабад, 2001.
3. Государственная программа Республики Таджикистан на период 1998-2008 гг. Душанбе, 1997.
4. Национальный план действий по охране окружающей среды и устойчивому развития Республики Казахстан. Алматы, 1998.
5. Национальный доклад о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов в Республике Узбекистан. Ташкент, 1998.
6. Национальный доклад о состоянии окружающей среды Кыргызстан. Бишкек, 2000.
7. Национальный план действий по охране окружающей среды Туркменистана. Ашхабад, 2002.
8. Стребков Д.С. Основные направления повышения энергетической безопасности // Глобальная безопасность. 2006. № 1. С. 108-109.
9. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б. Д. Основные условия и факторы развития фотоэнергетики в Туркменистане // Альтернативная энергетика и экология -ШАБЕ. 2007. № 2 (46). С. 71-20.
10. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Водоснабжение в пустыне Каракумы с использованием солнечной фотоэлектрической станции // Мелиорация и водное хозяйство. 2007. № 2. С. 50-51.
11. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б. Д. Расчетная себестоимость возобновляемых источников энергии // Проблемы освоения пустынь. 2006. № 1. С. 46-48.
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (104) 2011
© Scientific Technical Centre «TATA», 2011
12. Безруких П.П., Стребков Д. С. Возобновляемая энергетика: стратегия, ресурсы, технологии. М.: Изд. ВИЭСХ, 2005. С. 5-10.
13. Стратегические цели Европейского союза в отношении возобновляемых источников энергии // Энергетическая политика Украины. 2005. № 9. С. 47-50.
14. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Энергосбережение пустынных пастбищ Туркменистана // Проблемы освоения пустынь. 2006. № 3. С. 56-59.
15. Пенджиев А.М., Пенжиев А.А. Законодательное обеспечение развития возобновляемой энергетики в Туркменистане // Альтернативная энергетика и экология - ШАБЕ. 2010. № 6. С 88-94.
16. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Перспективы использования возобновляемых источников энергии в Туркменистане // Альтернативная энергетика и экология - ШАБЕ. 2007. № 9. С. 65-74.
17. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б. Д. Планирование развития фотоэнергетики в Туркменистане // Экологическое планирование и управление. 2007. № 4. С. 63-70.
18. Пенджиев А. М. Приоритеты использования возобновляемых источников энергии в Туркменистане и некоторых странах мира // Экономика золотого века. 2007. № 3, 4.
19. Стребков Д. С., Мамедсахатов Б. Д., Пенджиев А.М. Перспективы развития солнечной фотоэнергетики в Среднеазиатском регионе. В кн. Сб. научных трудов и инженерных разработок. Перспективные результаты фундаментальных исследований. Материалы 7-й специальной выставки-конференции «Изделия двойного назначения-2006», 16-19 октября. Москва. С. 112-118.