Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ'

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
186
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ФОТОЭНЕРГЕТИКА / СОЛНЕЧНАЯ / SOLAR / ВЕТРОВАЯ / WIND / ГЕОТЕРМАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ / GEOTHERMAL ENERGY / ЭНЕРГИЯ БИОМАССЫ / ENERGY OF BIOMASS / RENEWED POWER / PHOTOPOWER

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Пенджиев А.М.

В статье рассматривается концепция решения энергетических, экономических, экологических, социальных вопросов и возможности смягчения изменения климата на основе ВИЭ, а также анализируются ресурсы, выгоды, цели и задачи на научно-методических основах в области ВИЭ для реализации государственных программ энергообеспечения Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of development of renewed power in Central Asian region

In article the concept the decision of power, economic, ecological, social questions and possibility of softening of change of a climate on the basis of renewed power (ВИЭ) is considered, and also resulted resources, benefits, the purposes and problems on scientifically-methodical bases in the field of renewed power (ВИЭ) for realisation of government programs of power supply of the Central Asia.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ»

Статья поступила в редакцию 25.05.12. Ред. рег. № 1347

The article has entered in publishing office 25.05.12. Ed. reg. No. 1347

УДК 620.383; 621.472

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ

А.М. Пенджиев

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт Туркменистан, 744032, Ашхабат-32, м. Бекрова, Солнечный 4/1 Тел.: +(99312)37-09-50, e-mail: ampenjiev@rambler.ru

Заключение совета рецензентов: 10.06.12 Заключение совета экспертов: 20.06.12 Принято к публикации: 03.07.12

В статье рассматривается концепция решения энергетических, экономических, экологических, социальных вопросов и возможности смягчения изменения климата на основе ВИЭ, а также анализируются ресурсы, выгоды, цели и задачи на научно-методических основах в области ВИЭ для реализации государственных программ энергообеспечения Центральной Азии.

Ключевые слова: концепция, возобновляемая энергетика, фотоэнергетика, солнечная, ветровая, геотермальная энергия, энергия биомассы.

CONCEPT OF DEVELOPMENT OF RENEWED POWER IN CENTRAL ASIAN REGION

A.M. Penjiyev

Turkmen State Institute of Architecture and Construction Solar 4/1, m. Bekrova, Ashabad-32, 744032, Turkmenistan Tel.:+ (99312) 37-09-50, e-mail: ampenjiev@rambler.ru

Referred: 10.06.12 Expertise: 20.06.12 Accepted: 03.07.12

In article the concept the decision of power, economic, ecological, social questions and possibility of softening of change of a climate on the basis of renewed power (BH3) is considered, and also resulted resources, benefits, the purposes and problems on scientifically-methodical bases in the field of renewed power (BH3) for realisation of government programs of power supply of the Central Asia.

Keywords: concept, renewed power, photopower, solar, wind, geothermal energy, energy of biomass.

I. Общие положения Введение

Актуальность проблемы. Одним из актуальных направлений международных отношений, находящегося на стыке таких важных сфер взаимодействия, как энергобезопасность и энергосбережение, экология и охрана окружающей среды в условиях глобального изменения климата, является сотрудничество в области развития возобновляемой энергетики. Актуализация экологических вопросов в энергетической сфере и связанных с ними задач эффективного международного взаимодействия в немалой степени вызваны глобальными изменениями, в том числе и климатическими [1-9].

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердыму-хамедов в своем выступлении на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2011 г. назвал среди приоритетных направлений международного

сотрудничества экологическую сферу и сообщил, что в Туркменистане в настоящее время готовится масштабный документ - Национальная стратегия по изменению климата, которая согласуется с политикой устойчивого развития мирового сообщества, Целями Тысячелетия, сохранения экосистем Земли. В этой связи Глава Туркменистана выдвинул предложение создать специализированную структуру -Межрегиональный центр ООН по решению проблем, связанных с изменением климата, и выразил готовность предоставить для его работы всю необходимую инфраструктуру в столице Туркменистана -Ашхабаде [1].

Энергетическая безопасность любого государства может быть обеспечена при наличии новых энергетических технологий, законодательства по стимулированию их использования, привлекательной инвестиционной и налоговой политики для развития новых отраслей промышленности и производства

новых материалов. Сегодня энергетическая безопасность - важнейшая составляющая национальной безопасности.

Важнейшим источником увеличения мирового энергетического потенциала, создания ресурсов, а также повышения энергетической безопасности являются следующие основные направления:

1. Бестопливное производство энергии на электростанциях, использующих возобновляемые источники энергии;

2. Распределенное производство энергии миллионами малых независимых производителей энергии, присоединенных к общей энергосистеме;

3. Создание защищенных местных, региональных и глобальной энергосистем с заменой воздушных линий электропередачи на подземные резонансные волноводные системы электроснабжения;

4. Создание региональных глобальных солнечных энергосистем с круглосуточным производством электроэнергии;

5. Создание высокочастотного бесконтактного электрического транспорта с волноводными беспроводными системами электроснабжения [2-10].

Исходя из вышеизложенной актуальности проблемы, составлена концепция развития возобновляе-

мой энергетики в Центрально-азиатском регионе, основной целью которой является решение энергетических, экономических, экологических, социальных задач и возможности смягчения изменения климата на основе ВИЭ. Вот на эти вопросы сделан упор концепции.

Национальные условия и особенности Центрально-азиатского региона

Краткие сведения о субрегионе и его природоохранные условия и политика. Под субрегионом Центральной Азии (ЦА) подразумевается территория площадью около 4 млн кв. км, расположенная на стыке Европы и Азии, между 35-55° северной широты и 48-87° восточной долготы. В административно-политическом отношении здесь с 1991 года расположены новые суверенные государства - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан с населением 59 млн человек. По строению поверхности 4/5 территории характеризуется равнинами, 1/5 часть занимает горы. Пустыни и полупустыни занимают 80% территории Туркменистана, 70% -Узбекистана и 60% - Казахстана. На рис. 1 представлена рельефная карта ЦА [11-14].

Рис. 1. Рельефная карта Центральной Азии Fig. 1. Relief map Central Asia

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 08 (112) 2012

© Scientific Technical Centre «TATA», 2012

Климат характеризуется высокими летними температурами воздуха, достигающими в абсолютных значениях +50 °С, среднеиюльские температуры колеблются в пределах +28 °С на севере и 32 °С на юге, абсолютный минимум температуры достигает -40 °С на севере и -26 °С на юге. Количество атмосферных осадков составляет 100-200 мм.

От общей площади Центральной Азии около 159 млн га (2004 г.) составляют угодья, из которых пастбища занимают 82-97% и более 9 млн га - орошаемые земли.

Основными отраслями промышленности стран Центральной Азии являются электроэнергетика, нефтяная, газовая, нефтеперерабатывающая, угольная, химическая, машиностроительная, легкая, пищевая и производство стройматериалов.

Общая мощность генерирующих источников Центральной Азии - более 40 тыс. МВт. Электроэнергии производится в год более 150 млрд кВтч [12-18].

Основными источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты энергетики, горнодобывающих и нефтегазовых отраслей, строй-индустрия, черная и цветная металлургия, транспорт и коммунальное хозяйство.

В горах, окаймляющих Центральную Азию с юга и юго-востока, наблюдается смена высотных пустынно-полупустынного, степного, лугово-степного, горнолесного, альпийского и нивального ландшафтного разнообразия. В горных территориях Центральной Азии формируется подавляющая часть водных и гидроэнергетических ресурсов.

Горы оказывают определенное влияние на атмосферные возмущения и большей части равнинных территорий. Прежде всего, в горах атмосферные осадки во много раз превышают соответствующие суммы осадков на равнинах. Здесь среднегодовое количество осадков достигает 500-700 мм. Горные территории, играя исключительно важную роль в постранственно-временном распределении водных ресурсов, являются областью аккумулирования осадков, образования ледников и вечных снегов, которые служат единственным возобновляемым ресурсом пресных вод. В то же время горы Центральной Азии представляют большую опасность проявлением стихийных природных бедствий: землетрясений, обвалов, снежных лавин, селей и т.д., которые могут серьезным образом осложнить социально-экономические условия не только жителей гор, но и всех густонаселенных предгорных и пустынных равнин. Хотя горы составляют менее 20% территории Центральной Азии, их экосистемы служат своеобразным хранилищем многообразия видов флоры и фауны и являются гарантом сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия.

Основные черты природы Центральной Азии характеризуются аридными ландшафтами. Даже в пределах высокогорий наблюдаются типичные признаки процессов опустынивания [14-18].

Природоохранные мероприятия в государствах Центральной Азии охватили все основные экологические проблемы нашего времени, придавая большое значение способам размещения в порядке приоритетности. Некоторые из этих мер уже реализованы, большинство все еще находятся в стадии осуществления. Однако развитие национальной экономики, ее реструктуризация и крайняя необходимость решения экологических проблем требуют постановки новых политических целей и задач по определению приоритетов в области защиты окружающей среды, выбора наиболее эффективных путей их достижения. Вследствие этого во всех странах субрегиона были приняты законы об окружающей среде, а в национальных энергетических программах на период до 2030 г. предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды от воздействия объектов энергетики. В частности, политика энергосбережения, использования возобновляемых источников энергии, снижение загрязнения окружающей среды тепловыми электростанциями и котельными посредством усовершенствования процесса сгорания и перехода на более чистые виды топлива, а также другие меры, предусмотренные указанными программами.

Новые объекты энергетики в странах Центральной Азии должны строиться только на основе тщательного изучения спроса, наличия производственных мощностей, видов топлива и его поставок, а также приемлемости, надежности и безопасности с точки зрения экологии [14-18].

Законодательство в области охраны окружающей среды. В настоящее время во всех странах Центрально-азиатского региона уже существует детальная база, которая в основном обеспечивает эффективное управление охраной природы.

В законах об охране окружающей среды констатируется, что природа и ее компоненты являются национальным достоянием, одним из основных факторов устойчивого социально-экономического развития страны. В законе об охране атмосферного воздуха отмечается, что атмосферный воздух представляет собой жизненно важный компонент природы, обеспечивающий естественную среду обитания человека и других живых организмов на Земле, и подлежит государственной охране. Закон об экологической экспертизе направлен на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и предусматривает обеспечение экологической безопасности. Государственная политика в области обращения с твердыми отходами производства и потребления определена в законе об отходах производства и потребления [12-18].

Во всех законах и кодексах Центральной Азии, связанных с охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов, четко определены пути и методы действия министерств и ведомств-природопользователей и подчеркнута их ответственность [12-18].

II. Потенциал развития энергетики в Центральной Азии

Во всех странах Центральной Азии разработаны программы действия по дальнейшему развитию энергетики. Топливно-энергетическая карта региона представлена на рис. 2 [12-18].

В Казахстане в 1999 г. Была принята «Программа развития электроэнергетики до 2030 г.», в Кыргызстане - «Национальная энергетическая программа на период до 2005 г.», в Таджикистане - «Программа развития отраслевого топливно-энергетического комплекса на период 2005-2010 гг.».

Указанными программами предусматривается строительство в Казахстане крупных ветроэнергетических станций (ВЭС) суммарной мощностью 520 МВт, перспективной ГРЭС в Кыргызстане мощностью 1200 МВт на базе использования углей Кавак-ского буроугольного бассейна (Кавакская ГРЭС), в Таджикистане ведется строительство Рагунской ГЭС, Санктудинской ГЭС-1 и Санктудинской ГЭС-2. В Туркменистане в 2004 г. введены в действие второй энергоблок на Сейдинской ТЭЦ мощностью 80 МВт, газотурбинные установки на Абаданской ГЭС мощностью 123 МВт и Балканабатской ГЭС мощностью 126,4 МВт и многие др. [12-18].

Рис. 2. Карта топливно-энергетической промышленности Центральной Азии [21] Fig. 2. A card of the fuel and energy industry of Central Asia [21]

Воздействие на окружающую среду. В общем объеме хозяйственной деятельности сектор энергетики является наиболее весомым источником эмиссии парниковых газов (ПГ) во всех станах мира. Не являются исключением и страны центральной Азии. Например, энергетический сектор в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане является основным источником выбросов в атмосферу загрязняющих веществ

- золы, оксидов серы и азота, окиси углерода. Значительные объемы этого загрязнения объясняются, во-первых, использованием в энергетике низкокачественных углей как основного вида топлива, во-вторых

- слабой оснащенностью теплоэлектростанций и котельных системами очистки отходящих газов.

По выбросам парниковых газов на единицу ВВП и на душу населения Казахстан занимает лидирую-

щее место в мире и находится на 3-м месте по абсолютной величине среди стран СНГ после России и Украины. В 1990 г. предприятиями энергосектора Казахстана выброшено в атмосферу около 2,3 млн т загрязняющих веществ, что составило 35% от их общего количества. Общий объем выбросов парниковых газов в Центральной Азии оценивался на уровне 345 миллионов тонн эквивалента углекислого газа в 1990 году. На душу населения в Казахстане выбросов парниковых газов производится порядка 16 тонн в год. На выпуск продукции (на один доллар США) в атмосферу на территории РК выбрасывается примерно 3,8 кг углекислых газов, что является весьма высоким показателем.

Негативное влияние деятельности предприятий энергетического комплекса на окружающую среду в

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 08 (112) 2012

© Scientific Technical Centre «TATA», 2012

Таджикистане за последнее десятилетие значительно уменьшилось. Эмиссия парниковых газов в результате вынужденного резкого уменьшения использования органических видов топлива за этот период сократилось более чем в 10 раз.

Анализ показывает, что доля гидроэнергетики в Таджикистане, с точки зрения загрязнения окружающей среды и влияния на климат, не должна быть не менее 70%. При более низком показателе эмиссия парниковых газов в республике превысит уровень 1990-1991 гг. - 22 тыс. т в год [11-18].

Общий объем выбросов вредных веществ от крупных предприятий энергетического комплекса стран Центральной Азии составил более 3 млн т, в том числе по Казахстану более 2,3 млн т. По Туркменистану этот показатель в 2004 г. составлял 17308,423 т, причем в сравнении с 2003 г. он уменьшился на 4,1%, тогда как объем вырабатываемой электроэнергии увеличился на 10,5%. Это произошло благодаря вводу в эксплуатацию в газотурбинных генераторов [5, 12-18].

Характерной для Узбекистана является проблема воздействия на окружающую среду сжигаемого в топках ТЭС и ТЭЦ угля. С каждым годом ухудшается качество угля, повышается его зольность. Так, в соответствии с ГОСТ 8098-89 «Угли средней Азии для пылевидного сжигания» должен использоваться уголь с сухой зольностью в 25% (или рабочей 15%), согласно данным Новоангренской ТЭС, фактическая сухая зольность в 2004-2005 гг. составила 42,57% (рабочая - 26,4) [5, 11-18].

Потенциал альтернативных источников ЦА. По своему географическому положению Центральная Азия исключительна богата ветровыми ресурсами. По оценочным данным, плотность ветрового потенциала в среднем по странам субрегиона составляет примерно 10 МВт/кв. км. Так, в Казахстане наиболее изучен ветропотенциал в Джунгарских воротах и Шелекском коридоре Алматинской области. Средногодовая скорость ветра на высоте 10 м в Джунгарских воротах составила 7,5 м/с, в Шелек-ском коридоре - 5,8 м/с. В настоящее время на станции «Дружба» в Джунгарских воротах компанией «Алматыавтоматика» смонтирована первая в Казахстане ветроустоновка мощностью 500 кВт. В Казахстане программой развития электроэнергетики до 2030 г. предусматривается строительство крупных ветроэнергетических станций (ВЭС) суммарной мощностью 520 МВт. Возможная годовая выработка электроэнергии на этих ВЭС может составить 1-1,5 млрд кВтч [12-18].

Практическое использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Центральной Азии в настоящее время незначительно, и, например, в энергобалансе Кыргызстана они составляют лишь 0,15%, причем установленная мощность солнечных коллекторов составляет 1300 кВт, ветроагрегатов - 25 кВт, микроГЭС - 1000 кВт. Использование ветровой энергии в субрегионе предполагается посредством

эксплуатации ветроэнергетических установок малой мощности (1-5 кВт), эффективно работающих в условиях ветрового потока в 3-5 м/с, характерного для долинных районов [5, 12-18].

В Узбекистане реализацию экономического потенциала ветровой энергии рекомендуется осуществлять на базе серийно изготовляемых ветроэлектро-установок с единичной мощностью 60-250 кВт для электроснабжения удаленных потребителей - населенных пунктов, водоподъемных насосных станций для орошения и мелиорации; геологоразведочных партий и т.д. [12-18].

В Кыргызстане на базе делового проекта «Кун» создан Центр проблем использования возобновляемых источников энергии. Кроме того, по данной проблеме работают КНТЦ «Энергия» и институт автоматики Национальной Академии наук Кыргызстана. В настоящее время наиболее подготовленными для субрегиона направлениями по использованию ВИЭ являются: отопление и горячее водоснабжение за счет солнечной энергии посредством установки солнечных коллекторов для нагрева воды, сушки сельскохозяйственной продукции и установки воздушных отопительных систем. Оценка возможностей ВИЭ показывает, что с 1 кв. м поверхности солнечного коллектора можно получить в год 5700 МДж тепловой энергии [5, 12-19].

Потенциал возобновляемых источников энергии Таджикистана, по оценкам ученых, составляет 5199,8 млн т у. т (таблица).

Ресурсы возобновляемых источников энергии Таджикистана Resources of renewed energy sources of Tajikistan

Ресурсы Потенциал

валовой технический экономический

Гидроэнергия, общая 179,2 107,4 107,4

в т.ч. малая 62,7 20,3 20,3

Солнечная энергия 4790,6 3,92 1,49

Энергия биомассы 4,25 4,25 1,12

Энергия ветра 163 10,12 5,06

Геотермальная энергия 0,045 0,045 0,045

Всего (без крупных ГЭС) 5199,795 38,635 28,015

Казахстан обладает значительными ресурсами возобновляемой энергии в виде гидро-, солнечной, ветровой и термальной энергии. Технический потенциал гидроэнергии оценивается в 170 млрд кВт-ч, а экономический - в 27 млрд кВт-ч в год. Технический потенциал ветровой энергии - более 1 000 млрд кВт-ч из имеющегося теоретического потенциала в

14 098 млрд кВтч (теоретическая мощность составляет 7 466 600 МВт (7 466 ГВт при имеющихся в РК 18 ГВт генерирующих мощностей в настоящее время), а экономический - 336 млрд кВтч в год (при собственном потреблении порядка 80 млрд кВт ч), но, помимо малой доли гидроэнергии (12%) в энергетическом балансе республики эти ресурсы до настоящего времени в полной мере не используются.

Согласно Программе развития электроэнергетики Казахстана до 2030 г., общий объем необходимых инвестиций для удовлетворения прогнозируемого спроса в секторе электроэнергетики РК может составить 12 миллиардов долларов США. Предполагается, что 500-520 МВт от общего объема новых мощностей к 2015 г. будет составлять ветроэнергетика и дополнительно 1750 МВт к 2024 г.

Энергетическая отрасль Казахстана потребляет значительное количество первичных энергоресурсов, преимущественно в виде угля, вызывая значительное загрязнение окружающей среды, в том числе парниковыми газами (ПГ). Поэтому для улучшения экологического положения и сокращения выбросов ПГ была выполнена детальная оценка ветрового потенциала на 10 площадках, включая Джунгарские ворота и Шелекский коридор. Результаты измерений показали, что ветровая энергетика, особенно для отдаленных мест с хорошими ветровыми условиями, могла бы уже сейчас являться эффективным источником электрической энергии. Преимуществом ветровых электрических станций является более короткий период строительства по сравнению с гидро- или тепловыми электрическими станциями.

88% генерирующих мощностей РК составляют тепловые электрические станции (угольные 67%), расположенные рядом с промышленными центрами и городами. При устаревших системах очистки дымовых газов эти предприятия создают значительное загрязнение атмосферы городов.

В Национальном Плане Действий по охране окружающей среды (НПДООС) проект строительства ВЭС определен как одна из приоритетных мер по сокращению выбросов ПГ в Казахстане. Общий эффект в сокращении ПГ от пилотной ВЭС мощностью 100 МВт составит 3 млн 738 тыс. тонн двуокиси углерода (СО2) за 20 лет.

При вводе 500 МВт мощности ветровых электрических станций с годовым производством порядка 1,7 млрд кВтч сокращение выбросов СО2 составит 1,7 млн тонн, двуокиси серы - 10 тыс. тонн, оксидов азота - 5 тыс. тонн и летучей золы - 10 тыс. тонн в сравнении с таким же количеством электрической энергии, произведенной на тепловых угольных электрических станциях.

В Узбекистане развитие фотоэнергетики предполагалось осуществить путем организации промышленного производства кремниевых солнечных элементов с годовой производственной мощностью 1 МВт на основе использования технологии и оборудования фирмы «Spire» США: «Spi-line TM 500 c 500

к^» и создания технологической базы по изготовлению фотоэлектрических модулей. Технологическая линия этой фирмы обеспечивает 90%-й выход годных солнечных элементов с КПД не менее 18%, а годных фотоэлектрических модулей - 95% [5, 11-18].

Для стран субрегиона важным источником энергии может стать биомасса - остатки растительного происхождения, отходы животноводства, бытовые отходы, донные осадки сточных вод, из которой можно получать биогаз. Расчеты показывают, что переработка годового объема отходов сельского хозяйства на биогаз может дать объем энергии, эквивалентный 14-15 млн т у.т., или 10,32 млн т мазута.

Практика показывает, что использование установки, производящей 15 куб. м биогаза в сутки (продуктивность установки - 1 т навоза в течение 4 месяцев работы), обеспечивает отопление помещения в 60 кв. м и возможность приготовления пищи на семью из 4-5 человек.

Во всех странах Центральной Азии разработаны программы действий по дальнейшему развитию электроэнергетики до 2030 г. [12-18].

Оценивая выбросы в атмосферу от энергетического сектора экономики государств Центральной Азии, необходимо отметить возможность сокращения их за счет малой гидроэнергетики. Так, например, работа только одной малой ГЭС мощностью 1 МВт и производительностью 6000 МВт/ч будет способствовать уменьшению выбросов углекислого газа электростанциями, работающими на топливе, примерно 5000 т в год, не считая других вредных выбросов в окружающую среду в результате использования топлива в производстве электроэнергии, транспортировке, хранении, сжигании и т. д. [15, 16, 19-23].

Единство экологических проблем в Центральной Азии привело к активации регионального сотрудничества между странами региона, для которых переход к экологически безопасному и устойчивому развитию является приоритетным

Десятилетний опыт независимого развития государств Центральной Азии показал, что разрозненные усилия отдельных секторов, стран или международных организаций не привели к ожидаемым результатам и не решили острых проблем в области охраны окружающей среды и развития субрегиона. Требуется иной подход, основаны на долговременных и собственных для стран процессах, с вовлечением заинтересованных сторон и широкой общественности, с интеграцией в международной региональные программы и соглашения, с опорой на накопленный мировой опыт и собственный потенциал [14-16, 19-23].

Таким образом, одной из задач в области охраны окружающей среды является предотвращение загрязнения нашей экосистемы и снижения антропогенного воздействия на климат путем использования, по мере возможности, приоритетных направлений, выгодных как странам Центральной Азии, так и инвесторам. Это использование экологически чистых

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 08 (112) 2012

© Scientific Technical Centre «TATA», 2012

нетрадиционных возобновляемых источников энергии (энергия солнца, ветра, геотермальных вод и т.д.), а также проведение мероприятий, направленных на экономию энергоресурсов (внедрение счетчиков учета газа, воды для бытовых потребителей, децентрализация отопительных систем).

В настоящий период возникает острая необходимость в изучении энергетического потенциала возобновляемых источников энергии. В рамках МКУР при координации ОДЛ и НИЦ региональной сетью экспертов подготовлен оценочный доклад по возобновляемым источникам энергии как одной из важнейших проблем Центральной Азии [12-18].

Энергетическая стратегия Центральной Азии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главной целью энергетической стратегии Центральной Азии является определение путей и формирование условий безопасного, эффективного и устойчивого функционирования энергетического сектора страны, а также формирование рациональной системы взаимоотношений между топливно-энергетическим комплексом (ТЭК), потребителями и государством. Высшим приоритетом является «Национальная стратегия по экономическому возрождению и реформированию на период до 2030 года», где энергетической стратегией Центрально-азиатского региона на период до 2030 г. определено максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и имеющегося научно-технического и экономического потенциала ТЭК для повышения качества жизни населения страны [1-18].

Достижение главной цели энергетической стратегии стран требует решения ряда взаимосвязанных задач, включающих в себя:

- обеспечение взаимодействия энергетического сектора с экономикой страны в интересах населения;

- обеспечение энергетической безопасности Центральной Азии;

- повышение эффективности использования энергии на основе энергосберегающих технологий и оптимизации структуры энергогенерирующих мощностей;

- определение направлений, масштабов и структуры развития ТЭК и его секторов;

- экономическую оценку и поддержку развития сырьевой энергетической базы страны;

- поддержку научно-технического и организационного потенциала ТЭК;

- повышение экономической эффективности инновационных преобразований в сферах энергопроизводства, энергообразования и энергоиспользования;

- использование энергетического фактора как экономико-политического инструмента межрегиональной интеграции внутри стран и защиты его геополитических интересов;

- формирование механизмов государственного воздействия на функционирование энергетического сектора [1, 12-18].

По сути широкое использование возобновляемых источников энергии соответствует высшим приоритетам и задачам энергетической стратегии Центральной Азии.

К примеру, во многом энергетическая безопасность формируется на региональном уровне. Степень обеспеченности регионов собственными топливно-энергетическими ресурсами является одним из основных показателей восприимчивости регионов к угрозам энергетической безопасности. Освоение и использование местных и энергетических ресурсов (гидроэнергетика малых рек, небольшие месторождения углеводородных топлив и др.), а также использование других, в первую очередь возобновляемых энергетических ресурсов (солнечная, ветровая, геотермальная энергия, энергия биомассы) позволяет многие регионы перевести на энергообеспечение за счет ВИЭ, обеспечив их энергетическую независимость [1-8, 12, 13, 19-27]. Для более широкого развития производства местных топливно-энергетических ресурсов и использования возможностей возобновляемой энергетики необходимо законодательное регламентирование следующих вопросов:

- реализации права граждан любого региона ЦА на стабильное обеспечение их необходимым количеством энергетических ресурсов;

- обеспечения устойчивого тепло- и электроснабжения населения, проживающего в децентрализованных регионах, в первую очередь в районах пустынь Каракумы, Кызылкумы, степях и горах, труднодоступных и сельских территориях ЦА;

- обеспечения промышленности, сельского хозяйства, систем транспорта, связи и специальной техники автономными источниками энергии;

- устранения экологической опасности производства энергетических ресурсов, приведения ее показателей в стране до приемлемого уровня, установленного в мире;

- демонополизации энергоснабжения и энергообеспечения регионов и населения страны;

- сокращения потерь и постепенного замещения традиционных видов энергетических ресурсов возобновляемыми источниками энергии;

- обеспечения конкурентоспособности и экономической эффективности участия Центральной Азии в мировом производстве оборудования и установок возобновляемой энергетики, в том числе малой и нетрадиционной.

Обеспечение энергоснабжения удаленных районов ЦА, не подключенных к сетям энергосистем. В районы пустынь Каракумы, Кызылкумы, горные и другие отдаленные районы ежегодно завозится большое количество жидкого топлива (дизельного топлива, мазута), газа, угля. В связи с увеличением транспортных расходов стоимость топлива удваивается. На завоз топлива тратится более половины бюджета этих территорий. Нехватка топлива зачастую ставит под угрозу жизнь людей.

Особенностью современного состояния научно-технических разработок и практического использования ВИЭ является пока еще более высокая стоимость получаемой энергии (тепловой и электрической) по сравнению с энергией, получаемой на крупных традиционных электростанциях. Тем не менее, в Центральной Азии имеются обширные районы, где по экономическим, экологическим и социальным условиям целесообразно приоритетное развитие возобновляемой энергетики, в том числе нетрадиционной и малой. К ним относятся:

- зоны децентрализованного энергоснабжения с низкой плотностью населения, в первую очередь районы пустынь, степей и гор;

- зоны централизованного энергоснабжения с большим дефицитом мощности и значительными материальными потерями из-за частых отключений потребителей энергии;

- города и места массового отдыха и лечения населения со сложной экологической обстановкой, что обусловлено вредными выбросами в атмосферу от промышленных и городских котельных;

- зоны с проблемами обеспечения энергией индивидуального жилья, фермерских хозяйств, мест сезонной работы, садово-огородных участков.

В некоторых областях Центральной Азии использование ВИЭ имеет крупные научные результаты, соответствующие мировому уровню. Выявлены большие потенциальные возможности использования этих источников энергии в решении энергетических и экологических проблем уже в ближайшем будущем. Вместе с тем ощущается недостаток публикаций обобщающего характера и рекомендаций по реализации разработок и развитию возобновляемой энергетики. Предлагаемая программа должна восполнить этот недостаток и будет способствовать развитию возобновляемой энергетики и окажет сокращение выбросов в биосферу Центральной Азии [6-11].

Использование ВИЭ. В поставленной задаче должны быть изложены научно-технические основы использования возобновляемых источников энергии. Разработаны современные методики расчета валового, технического, экологического и экономического потенциалов ВИЭ и определены объемы необходимой для этого информации о природных и климатических условиях. На основе данных методик получены оценки ресурсов ВИЭ в Центральной Азии. Для некоторых регионов Центральной Азии, обладающих значительными ресурсами определенных видов ВИЭ, проведены расчеты эффективности использования технологии и установок возобновляемой энергетики. Рассматриваются некоторые социально-экологические аспекты использования этих источников энергии и потребности населения в них [1-5, 17].

Создание методик имеет своей целью определение возможностей конкретных регионов ЦА в целом по использованию возобновляемых источников энергии. Выявление регионов с преимущественным

использованием ВИЭ будет способствовать эффективному планированию развития возобновляемой энергетики.

Конечной целью концепции является оценка распределения возобновляемых энергетических ресурсов на научно-методических основах в этой области для реализации государственных программ энергообеспечения Центрально-азиатских стран.

Экологическая стратегия. Новой тенденцией развития Центральной Азии и мировой энергетики является увеличение доли децентрализованного производства электрической и тепловой энергии экологически чистыми электростанциями. Число крупных экологически опасных электростанций будет сокращаться. Эта тенденция объясняется, с одной стороны, изменением климата и необходимостью выполнения Киотского протокола по снижению выбросов парниковых газов, с другой стороны, децентрализация поставок топлива и энергии увеличивает энергетическую безопасность регионов ЦА стран в целом [12, 13].

III. Платформа стратегического партнерства и выгоды от развития возобновляемой энергетики в Центральной Азии

В ранее опубликованных статьях приводились результаты аналитического обзора в рамках международного сотрудничества в эффективности управления, регулирования экономических методов, механизмов и законодательной базы в области природоохранной политики, на основе использования возобновляемых источников энергии в Центральной Азии (ЦА) [19, 22-23, 25-27].

Подготовку комплексного регионального климатического плана (КРКП) следует начать с глубокого анализа текущей ситуации (современные проблемы развития, основные задачи, нынешняя политика, регулятивная и институциональная база, ключевые игроки в регионе и т.д.). С учетом высказанных ранее рекомендаций о необходимости участия как можно большего числа заинтересованных сторон в подготовке КРКП следует проработать организационную структуру процесса и создать сеть партнеров еще на самых ранних этапах. В состав участников должны непременно входить представители национального правительства, региональных органов власти, НПО и частного сектора. Как уже упоминалось, у каждой из этих групп могут быть свои уникальные интересы и свое видение задач КРКП, например: создание рабочих мест в экологических отраслях; обеспечение всеобщего доступа к электроэнергии, особенно бедных слоев населения; снижение выбросов парниковых газов до нулевой отметки для соответствия поставленным национальным целям и т.д. Более того, тенденции нескольких существующих региональных планов развития необходимо будет перенаправить в единое русло[11, 14-19, 2223, 28].

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 08 (112) 2012

© Scientific Technical Centre «TATA», 2012

КРКП будет эффективным только в том случае, если в его основе будут четко сформулированные, научно обоснованные меры, которые будут претворяться в жизнь в течение длительного периода - достаточного, чтобы положительные результаты принятия этих мер смогли изменить ситуацию. Создание платформы стратегического партнерства (ПСП) даст возможность всем заинтересованным сторонам высказать свое мнение и прийти к единому решению в отношении основных задач КРКП. Благодаря этому в КРКП не останутся без внимания вопросы, важные для кого-то из участников процесса. Это также даст возможность сторонам, участвующим в разработке плана, правильно оценить свои возможности для его осуществления и подкорректировать соответственным образом подходы и механизмы реализации решений.

Региональный план. Подготовка комплексного регионального климатического плана (КРКП) должна основываться на трех ключевых блоках (платформах):

• Платформа стратегического партнерства

(ПСП). Этот блок помогает выявить сходные интересы между всеми партнерами. Основные подходы к созданию партнерства описаны в справочнике ПРООН «Разработка комплексного регионального климатического плана: основы стратегического партнерства»;

Блок-схема ПСП представлена на рис. 3.

Определение целей

_V_

Определение основных за интересованных сторон в регионе

V

Определение инструментов и критериев для принятия решений

V

Развитие диалога и укрепление сотрудничества

Рис. 3. Схема платформы стратегического партнерства

в Центральной Азии Fig. 3. The scheme of the platform of strategic partnership in Сеп^а! Asia

• Платформа климатического профиля и климатической стратегии (ПКПИКС). В рамках этого блока региональные органы власти должны определить средне- и долгосрочные цели по смягчению последствий изменения климата и адаптации, которые бы дополняли задачи регионального развития и охраны окружающей среды, а также определить стратегию достижения этих целей. Этот подход подробно описан в двух справочниках: «Разработка сценариев изменений климата и карт уязвимости» и

«Оценка технологических потребностей», а также в ряде технических документов (например, «Энергетика и выбросы парниковых газов»).

• Регулятивная и инвестиционная платформа (РИП). Этот блок должен помочь региональным органам власти определить необходимые регулятивные инструменты и источники финансирования для реализации перечня мер в области изменения климата, подготовленного в рамках блока ПКПИКС. Справочник ПРООН «Регулятивные механизмы и инвестиции для реализации климатической стратегии» подготовлен в помощь региональным властям в выполнении этих задач.

Климатический план. Климатические планы должны разрабатываться при совместном участии всех заинтересованных сторон. Национальный план развития Центрально-азиатских стран должен составляться для отдельных отраслей экономики, поэтому региональные власти впоследствии вынуждены адаптировать их и преобразовывать с учетом особенностей своих регионов. Реализация отраслевой политики на региональном уровне требует принятия во внимание интересов всех отраслей и подведомственных административно-территориальных единиц. Таким образом, активное участие всех игроков, включая государство, бизнес-сообщество, общественные организации и международных партнеров, на всех уровнях: национальном, региональном и местном - будет предпосылкой для успешной подготовки и осуществления комплексного климатического плана [12-23, 27, 28].

ПСП поможет заинтересованным сторонам договориться о критериях эффективности КРКП, позволит им отслеживать выполнение плана и вмешиваться в критические моменты, чтобы поменять стратегию в соответствии с изменившейся ситуацией [19, 21-23, 27].

Последний из предложенных ПСП в Центральной Азии представлен на схеме шагов - развитие диалога и укрепление сотрудничества и направлен на выполнение двух главных условий успешной реализации КРКП:

- наличие политической поддержки: путем голосования правительство региона должно принять решение о присоединении к разработке КРКП и возложении ответственности за контроль над процессом на выбранный региональный орган исполнительной власти;

- четкая организационная структура: должна быть создана команда, ответственная за разработку, осуществление и контроль над выполнением предлагаемых КРКП мер [19, 21-23].

Глобальные выгоды. В конце ХХ столетия мировое потребление первичных энергетических ресурсов составило 11 млрд тонн нефтяного эквивалента (т н.э.), а доля используемых возобновляемых энергоресурсов (ВИЭ) не превышала 20% (биомасса - 12%, гидроэнергия - 6, солнечная, ветровая и другие возобновляемые энергоресурсы - менее 2). При сохра-

нении существующих темпов роста и традиционных способов потребления энергии мировое энергопотребление достигнет к 2050 г. 25 млрд т н.э., что приведет к катастрофическим последствиям: истощению природных ресурсов и потеплению климата. Другая оценка, с учетом энергосбережения и использования ВИЭ, дает цифру 15 млрд т н.э. в 2050 г. В первом случае углеводородное топливо будет играть доминирующую роль в будущем производстве энергии в мире, а темпы роста потребления энергии превысят темпы роста населения, доля возобновляемых энергоресурсов увеличится до 22% к 2050 г. В этом случае эмиссия диоксида углерода увеличится с 6 Гт в 1990 г. до 9,5 Гт в 2050 г., а рост температуры составит 1-2 градуса [2-5, 14-18].

Локальные выгоды. Площадь Центральной Азии около 159 млн га (2004 г.), угодья, из которых пастбища занимают 82-97% и более 9 млн га - орошаемые земли.

Пастбищные технологии выращивания животных вследствие использования природных кормовых ресурсов являются наиболее рентабельными и позволяют обеспечивать население Центральной Азии отечественными мясными продуктами, а также сырьем для легкой промышленности (шерсть, кожаные изделия и т.д.) [1-5, 14-17].

В целом следует отметить выгоды от использования технологий ВИЭ в ЦА: они могут обеспечить до 70% теплоснабжения сельского населения; покрыть потребности горячего водоснабжения до 90%; теплоснабжение всех малоэнергоемких потребителей, расположенных в децентрализованной зоне; обеспечить 30% сельских жителей бытовым газом; удобрить порядка 1,3 млн га пахотных земель экологически чистым органическим удобрением на 10-15%; поднять урожайность полей; покрыть порядка 10% потребности в электрической энергии сельского населения.

Социально-экономические аспекты. Важнейшим средством интенсификации производства пастбищных комплексов и улучшения социально-экономических условий жизни сельских товаропроизводителей (удаленных от энергосистемы) является возобновляемая энергетика. При наличии ресурсов с помощью этих экологически чистых источников энергии можно решать локальные проблемы энергообеспечения в Центральной Азии в пустынных, степных, горных районах, в которых проживают животноводы, буровики, железнодорожники и т.д.

Энергообеспечение пустынных, горных, степных территорий осуществляется за счет дизельных и бензиновых электростанций, привозного керосина и газа в баллонах, древесного топлива. Большая часть животноводческих хозяйств не имеет современных средств энергоснабжения. Указанная категория людей является потенциальным потребителем солнечной и других возобновляемых источников энергии. Развитие гелиоэнергетики на пустынных территориях позволит решить ряд социальных проблем улуч-

шения качества жизни населения, ускорить развитие пастбищного животноводства и сельского хозяйства, устойчивое развитие экономики, развитие малого бизнеса и создание новых рабочих мест в регионах Центральной Азии и содействие выполнению Региональной программы освоения этих территорий Центральной Азии [17, 26].

Электроэнергия и жидкое топливо имеют первостепенное значение для жизни человечества, так как эти два источника энергии с учетом КПД представляют собой свободную энергию, которую можно превратить в работу.

Владение ресурсами свободной энергии позволяет ликвидировать нищету, голод и войны, дать возможность получить образование и обеспечить достойные условия жизни гражданам Центральной Азии и 2 миллиардам жителей развивающихся стран, которые не имеют сегодня доступа к электроэнергии.

Работы Центральноазиатских и других ученых мира показали, что существует жесткая связь между денежными и энергетическими единицами, и деньги эквивалентны возможности распоряжаться определенным количеством свободной энергии или эквивалентным количеством электроэнергии и топлива.

Человечеству не грозит энергетический кризис, связанный с истощением запасов нефти, газа, угля и урана, если оно освоит технологии использования солнечной энергии и сможет найти оптимальное сочетание использования возобновляемых и истощаемых ресурсов. В этом случае будут решены проблемы загрязнения среды обитания выбросами электростанций и транспорта, обеспечения качественными продуктами питания, получения образования, медицинской помощи, увеличения продолжительности и качества жизни.

Руководящие принципы, использованные в законодательстве, содержатся в Региональном плане действий по охране окружающей среды (РПДООС), где определены направления и задачи природоохранной политики Центральной Азии, составлен план долгосрочных мероприятий. Главное направление дальнейшего развития региона базируется на комплексном решении экономических и социальных программ в сочетании с бережным отношением к природе [14-18, 23].

IV. Задачи научно-исследовательских работ по ВИЭ в Центральной Азии

Поставленная задача НИР включает пять направлений в соответствии с видами возобновляемых источников энергии: 1) солнечная энергия; 2) ветровая энергия; 3) гидравлическая энергия; 4) геотермальная энергия; 5) энергия биомассы.

В первом направлении НИР должен быть дан анализ научно-технических основ использования солнечной энергии. Представлена формализованная методика определения ресурсов солнечной энергии в регионах ЦА и объемов их экономического исполь-

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 08 (112) 2012

© Scientific Technical Centre «TATA», 2012

зования, которая включает: расчеты общего прихода солнечной энергии на территорию регионов; определение целесообразности по хозяйственным и экологическим соображениям суммы площадей для использования энергии солнечного излучения в электрическую и тепловую при современном уровне развития науки и техники; определение экономически и экологически целесообразного количества использования солнечной энергии в регионе в конкуренции с традиционными видами топлива и энергии.

Анализ научно-технических основ должен включать: определение характеристик поступления солнечной энергии в регионы ЦА и определение ее потоков на различно ориентированные поверхности; представление энергетических, эксплуатационных и экономических параметров солнечных тепловых коллекторов; исследование физических, эксплуатационных характеристик фотоэлектрических солнечных батарей, как обычных плоских, так и с концентраторами солнечного излучения.

Во втором направлении НИР должны быть изложены научно-технические основы использования ветровой энергии, а также представлена методика определения ресурсов ветровой энергии в регионах ЦА и объемов их экономического использования.

Анализ научно-технических основ должен включать: определение характеристик ветровой энергии как стохастических параметров случайного процесса; представление энергетических, эксплуатационных и экономических параметров ветроэлектрических установок в условиях статического распределения поступления ветровой энергии; обоснование некоторых требований к применению ветроэлектрических установок, накладываемых социально-экологическими условиями их использования и потребностью населения в этих энергоустановках.

На основе проведения анализа должна быть разработана формализованная методика определения потенциалов ветровой энергии для различных регионов ЦА, которая включает: расчет общего прихода ветровой энергии на территорию регионов; определение целесообразной по хозяйственным и экологическим соображениям площади территорий для использования энергии ветра, а также возможностей производства электрической энергии на ветроэлектрических установках при современном уровне развития инновационных технологий; определение количества экономически и экологически целесообразного использования ветровой энергии в регионе в конкуренции с традиционными видами топлива и энергии.

В третьем направлении НИР должна быть представлена методика расчета основных категорий энергетического потенциала малой гидроэнергетики для отдельных экономически самостоятельных регионов ЦА, функционирующего в условиях развивающихся рыночных отношений и роста значимости социально-экономических факторов. При этом возникает необходимость учета возможностей существования

децентрализованного энергоснабжения, разных форм собственности и источников финансирования. Дать рекомендации по оценке эколого-экономического потенциала гидравлической энергии в регионе ЦА.

Малую гидроэнергетику возможно использовать в горных условиях ЦА. В качестве примера применения методик проведены расчеты категорий потенциала малой гидроэнергетики для некоторых характерных регионов. В расчетах учтены современные требования социально-экономического и экологического характера. Представлены объекты малой гидроэнергетики в горных районах ЦА.

В четвертом направлении НИР должны быть рассмотрены виды и запасы геотермальной энергии в конкретных регионах ЦА, методы их оценки, теплоэнергетических потенциалов и особенности технологии извлечения из недр земной коры. Особое внимание уделено прогнозным ресурсам и эксплуатационным запасам термальных вод и парогидротерм, месторождений, которые являются первоочередными объектами разработки и эксплуатации в ближайшие 5-10 лет. Рассмотрена спецификация использования термальных вод и парогидротерм в качестве теплоносителя для теплоснабжении тепличных хозяйств, которые являются энергоемким сельскохозяйственным сооружением, а также определено влияние различных факторов на эффективность и экономичность использования геотермальной энергии для других целей.

В пятом направлении НИР должна быть изложена методика оценки валового, технического и экономического потенциала энергии, заключенной в биомассе лесов. В пустыне Каракумы, Кызылкум, степях и горах ЦА древесина и энергетическая растительность имеют сложившуюся систему инвентаризации. Необходимо оценивать лесные ресурсы в энергетических единицах. Кроме того, целесообразно иметь возможность определить энергетическую ценность различных фракций лесных, степных биоценозов (стволовая древесина, крона, корни, валежник, сухостой и т.д.). В связи с этим, а также учитывая многообразие технологий заготовки, переработки и производства новых видов топлива из древесной биомассы лесных биоценозов, методика должна позволять дифференцированно, т.е. пофракционно, определять объемные и энергетические показатели растительной биомассы с учетом имеющихся технологических возможностей ее заготовки и использования. На основе методик должны получены оценки потенциала регионов ЦА - пустынь, степей и гор [1, 13-18, 20-22, 25-28].

Основные требования солнечной фотоэнергетики к отраслям и сферам хозяйства Центральной Азии

Требования к науке

Необходимо разработать дешевую технологию изготовления солнечного кремния и солнечных элементов, позволяющую снизить цену СЭ, достигаю-

щую к настоящему времени 3 долл. США/Вт, не менее чем в 5 раз. Снижение цены солнечных элементов приведет к пропорциональному удешевлению солнечных электростанций с 7 долл. США/Вт до 2 долл. США/Вт. Это позволит расширить область использования солнечных электростанций и батарей в ближайшее время и даст мощный толчок к развитию отрасли стран Центральной Азии [2, 8, 10, 12-13, 20, 24-28].

Изучить конъюнктуру рынка сбыта солнечных электростанций и батарей в странах.

Требования к промышленности, транспорту и другим отраслям экономики

Необходимо освоить производство технологического оборудования по производству элементов и модулей солнечных электростанций, в том числе:

- автоматизированных линий по производству солнечных элементов;

-автоматизированных линий по сборке плоских солнечных фотоэлектрических модулей (СФМ). Соответствующим отраслям промышленности ЦА освоить существующую технологию получения солнечного кремния из местного сырья - кварца.

Требования к подготовке кадров

Необходимо организовать курсы повышения квалификации по специальностям:

- технология изготовления солнечных элементов;

- управление автоматизированной линией по производству солнечных элементов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- управление автоматизированной линией по сборке солнечных модулей.

Требования по совершенствованию системы управления солнечной фотоэнергетикой

Необходимо создать научно-производственное объединение в ЦА составе:

- научно-исследовательского центра;

- завода по производству солнечных элементов, модулей и СЭС;

- специального проектно-конструкторского и технологического бюро (СПКТБ).

Предложения для реализации концепции

На основании проведенных аналитических исследований можно сделать следующие предложения по государственной поддержке развития солнечной энергетики в Центральной Азии [11-13, 20-22, 24-28]:

1. Установление государственных целей по использованию солнечной энергии в виде вводимой мощности к 2015, 2020, 2025 и 2030 г.

2. Разработка государственного закона и целевой программы использования солнечной энергии или нескольких программ по видам возобновляемых источников энергии до 2020 г. со 100%-м финансированием демонстрационных проектов.

3. Образование органа исполнительной власти (Агентство, Центр, институт солнечной энергии), имеющего филиалы во всех регионах ЦА и отвечающего за достижение государственных целей и

выполнение программ по использованию возобновляемых источников энергии.

4. Поощрение создания совместных предприятий и развития сотрудничества между электрическими компаниями и фирмами, производящими энергетические установки.

5. Разработка технического регламента на оборудование, стандартизация и сертификация оборудования, организация статистической отчетности.

6. Установление обязательности применения солнечной энергии при проектировании и строительстве зданий с включением стоимости оборудования в стоимость строительства (1-3%).

7. Включение социальных затрат в стоимость электроэнергии как в топливной, так и в возобновляемой энергетике. Образование фонда развития солнечной энергетики за счет отчисления от инвестиционной составляющей тарифов на электрическую и тепловую энергию.

8. Установление недискриминационного и бесплатного подключения к электрическим и тепловым сетям солнечного энергетического оборудования, принадлежащего частным владельцам.

9. Установление механизмов стимулирования использования солнечной энергии с использованием опыта Германии, Греции и других стран-членов ЕЭС с обязательным включением двух пунктов:

а) возмещение покупателям солнечного энергетического оборудования 40-60% капитальных затрат на приобретение и установку оборудования;

б) оплата электрической энергии, проданной сетевой компании частным владельцем солнечного энергетического оборудования, по цене $ 0,72/кВт-ч (50 евроцентов/кВтч) в течение 20 лет.

10. Отмена дискриминационных ограничений и разрешений на экспорт солнечных элементов, солнечных модулей как товаров двойного назначения.

11. Отмена таможенных пошлин на импорт технологического оборудования и комплектующих для производства солнечных элементов.

12. Создание завода по производству солнечных батарей с годовой мощностью 2 МВт и годовым объемом выпуска продукции, равным 14 млн долл. США. Объем капитальных вложений в строительство завода по производству солнечных батарей составит 8 млн долл. США.

13. Годовая выработка электроэнергии солнечными фотоэлектрическими станциями и батареями, планируемыми к выпуску заводом, составит 6 ГВт-ч. Себестоимость выработки 1 кВт-ч электроэнергии составит 0,20 доллара США.

14. Создание завода по производству солнечных батарей позволит за 2010-2030 гг. полностью удовлетворить потребности стран ЦА: в солнечных водоподъемных комплексах, для электроснабжения населенных пунктов отгонных пастбищ, в электропитании станций катодной защиты подземных сооружений, в электропитании речного и морского навигационного оборудования и др.

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 08 (112) 2012

© Scientific Technical Centre «TATA», 2012

Список литературы

1. Бердымухамедов Г.М. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том 1. А.: Туркменская государственная издательская служба, 2010.

2. Безруких П.П., Стребков Д.С. Возобновляемая энергетика: стратегия, ресурсы, технологии. М.: Изд. ВИЭСХ, 2005. С. 5-10.

3. Дурдыев А.М., Пенджиев А.М. Снижение энергетической антропогенной нагрузки на климатическую систему Туркменистана с помощью нетрадиционных источников энергии // Матер. межд. симп. по изменению климата. М., 2003.

4. Израэль Ю.А. Возможности сохранения (стабилизации) современного климата с помощью новых технологий // Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера». 2011. Т. 3, № 1. С. 1-5.

5. Жильцов В.Г. О возможности создания рынка возобновляемой электрической энергии центрально-азиатских государств. В кн.: Материалы международного научного симпозиума «возобновляемые источники энергии: проблемы и перспективы», г. Худ-жанд, 24-26 мая 2011 г. С. 55-59.

6. Капица С.П. Энергетика и экономика человечества // Альтернативная энергетика и экология -ШАБЕ. 2009. № 9. С. 10-12.

7. Лозановская И.Н., Орлов Д.С., Садовникова Л. К. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. М., 1998.

8. Николаев В.Г. Современный уровень и тенденции развития мировой и отечественной энергетики. Возобновляемые источники энергии. Курс лекций. МГУ, Географический факультет. М., 2010. С. 171-194.

9. Смирнов Б.М. Атмосфера Земли и энергетика. М.: Знание, 1979.

10. Стребков Д.С. Проблемы развития глобальной энергетики. Возобновляемые источники энергии. Курс лекций. МГУ, Географический факультет. М., 2010. С. 24-56.

11. Стребков Д.С., Мамедсахатов Б. Д., Пенджиев А.М. Перспективы развития солнечной фотоэнергетики в Среднеазиатском регионе. В кн. Сб. научных трудов и инженерных разработок. Перспективные результаты фундаментальных исследований. Материалы 7-й специальной выставки-конференции «Изделия двойного назначения-2006», 16-19 октября. Москва. С. 112-118.

12. Пенджиев А.М., Пенжиев А.А. Законодательное обеспечение развития возобновляемой энергетики в Центрально-азиатском регионе // Альтернативная энергетика и экология - ШАЕЕ. 2011. № 12. С 76-85.

13. Пенджиев А.М., Пенжиев А.А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивого развития на основе возобновляемой энергетики в Центральной Азии // Альтернативная энергетика и экология - ШАБЕ. 2012. № 1. С 139-156.

14. Интегрированная оценка состояния окружающей среды Центральной Азии. Ашхабад, 2007.

15. Глобальное экологическое обозрение (ГЭО) по Центральной Азии (19972-2002 гг.). Ашхабад, 2001.

16. Доклад о человеческом развитии 2007/2008. Борьба с изменением климата: человеческая солидарность в разделенном мире. ПРООН, 2007.

17. Контуры нового низкоуглеродного пути развития. Документ, подготовленный под руководством Янника Глемарека. ПРООН, 2009.

18. Национальный план действий по охране окружающей среды Туркменистана. Ашхабад, 2002.

19. Петров Г.Н., Ахмедов Х.М., Кабутов К., Каримов Х.С. Общая оценка ситуации в энергетике в мире и Таджикистане // Изв. АН РТ. 2009. № 2 (135). С. 101-111.

20. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Планирование развития фотоэнергетики в Туркменистане // Экологическое планирование и управление. 2007. № 4. С. 63-70.

21. Пенджиев А.М. Приоритеты использования возобновляемых источников энергии в Туркменистане и некоторых странах мира // Экономика золотого века. 2007. № 3, 4.

22. Пенджиев А.М. Концепция развития возобновляемой энергетики // Дияр. 2011. № 7. С. 20-21.

23. Федоров М.П., Окороков В.Р., Окороков Р.В. Тенденции развития мирового топливно-энергетического комплекса в посткризисный период // Академия энергетики. 2011. № 2 (40). С. 16-28.

24. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Основные условия и факторы развития фотоэнергетики в Туркменистане // Альтернативная энергетика и экология -ШАБЕ. 2007. № 2 (46). С. 71-20.

25. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б. Д. Расчетная себестоимость возобновляемых источников энергии // Проблемы освоения пустынь. 2006. № 1. С. 46-48.

26. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Энергосбережение пустынных пастбищ Туркменистана // Проблемы освоения пустынь. 2006. № 3. С. 56-59 .

27. Пенджиев А.М., Пенжиев А.А. Законодательное обеспечение развития возобновляемой энергетики в Туркменистане // Альтернативная энергетика и экология - ШАЕЕ. 2010. № 6. С 88-94.

28. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Перспективы использования возобновляемых источников энергии в Туркменистане // Альтернативная энергетика и экология - ШАЕЕ. 2007. № 9. С. 65-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.