Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ТУРКМЕНИСТАНЕ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ТУРКМЕНИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / LEGISLATIVE MAINTENANCE / ФОТОЭНЕРГЕТИКА / RENEWED POWER / PHOTOPOWER

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Пенджиев А.М., Пенжиев А.А.

В статье приводятся результаты аналитического обзора законодательного обеспечения возобновляемой энергетики в мире и возможности применения в Туркменистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW DEVELOPMENT MAINTENANCE OF RENEWED POWER IN TURKMENISTAN

In article results of the state-of-the-art review of legislative maintenance of renewed power in the world and application possibility in Turkmenistan are resulted.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ТУРКМЕНИСТАНЕ»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

LEGISLATIVE BASIS

Статья поступила в редакцию 15.95.10. Ред. рег. № 783 The article has entered in publishing office 15.95.10. Ed. reg. No. 783

УДК 621.383; 621.472

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ТУРКМЕНИСТАНЕ

А.М. Пенджиев, А.А. Пенжиев

Туркменский политехнический институт Туркменистан, 744032, Ашхабат-32, м. Бекрова, Солнечный 4/1 Тел.: (312)37-09-50, e-mail: ampenjiev@rambler.ru

Заключение совета рецензентов: 05.06.10 Заключение совета экспертов: 15.06.10 Принято к публикации: 25.06.10

В статье приводятся результаты аналитического обзора законодательного обеспечения возобновляемой энергетики в мире и возможности применения в Туркменистане.

Ключевые слова: возобновляемая энергетика, законодательное обеспечение, фотоэнергетика.

LAW DEVELOPMENT MAINTENANCE OF RENEWED POWER IN TURKMENISTAN

A.M. Penjiyev, A.A. Penjiyev

Turkmen Polytechnical Institute Solar 4/1, m. Bekrova, Ashabad-32, 744032, Turkmenistan Tel.: (312) 37-09-50, e-mail: ampenjiev@rambler.ru

Referred: 05.06.10 Expertise: 15.06.10 Accepted: 25.06.10

In article results of the state-of-the-art review of legislative maintenance of renewed power in the world and application possibility in Turkmenistan are resulted.

Keywords: renewed power, legislative maintenance, photopower.

Глобальные выгоды. В конце ХХ столетия мировое потребление первичных энергетических ресурсов составило 11 млрд тонн нефтяного эквивалента (т.н.э.), а доля используемых возобновляемых энергоресурсов (ВИЭ) не превышала 20% (биомасса -12%, гидроэнергия - 6, солнечная, ветровая и другие возобновляемые энергоресурсы - менее 2). При сохранении существующих темпов роста и традиционных способов потребления энергии мировое энергопотребление достигнет к 2050 г. 25 млрд т.н.э., что приведет к катастрофическим последствиям: истощению природных ресурсов и потеплению климата. Другая оценка, с учетом энергосбережения и использования ВИЭ, дает цифру 15 млрд т.н.э. в 2050 г. В первом случае углеводородное топливо будет играть доминирующую роль в будущем производстве энергии в мире, а темпы роста потребления энергии превысят темпы роста населения, доля возобновляемых энергоресурсов увеличится до 22% к 2050 г. В этом

случае эмиссия диоксида углерода увеличится с 6 Гт в 1990 г. до 9,5 Гт в 2050 г., а рост температуры составит 1-2 градуса.

Локальные выгоды. Туркменистан обладает более 40 млн га пастбищных угодий в аридной зоне горных регионов, на которых содержится более 17 млн голов овец, коз, крупнорогатого скота, верблюдов. Пастбищные технологии выращивания животных вследствие использования природных кормовых ресурсов являются наиболее рентабельными и позволяют обеспечивать население Туркменистана отечественными мясными продуктами, а также сырьем для легкой промышленности (шерсть, кожаные изделия и т.д.).

Социально-экономические аспекты. Важнейшим средством интенсификации производства пастбищных комплексов и улучшения социально-экономических условий жизни сельских товаропроизводителей (удаленных от энергосистемы) является

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 6 (86) 2010

© Scientific Technical Centre «TATA», 2010

возобновляемая энергетика. При наличии ресурсов с помощью этих экологически чистых источников энергии можно решать локальные проблемы энергообеспечения в Туркменистане в пустынных районах, в которых проживают животноводы, буровики, железнодорожники и т. д.

Энергообеспечение пустынных территорий осуществляется за счет дизельных и бензиновых электростанций, привозного керосина и газа в баллонах, древесного топлива. Большая часть животноводческих хозяйств не имеет современных средств энергоснабжения. Указанная категория людей является потенциальным потребителем солнечной и других возобновляемых источников энергии. Развитие гелиоэнергети-ки на пустынных территориях позволит решить ряд социальных проблем улучшения качества жизни населения, ускорить развитие пастбищного животноводства и сельского хозяйства, устойчивое развитие экономики, развитие малого бизнеса и создание новых рабочих мест в регионах Туркменистана и содействие выполнению Национальной программы освоения пустынных территорий Центральных Каракумов.

Электроэнергия и жидкое топливо имеют первостепенное значение для жизни человечества, так как эти два источника энергии с учетом КПД представляют собой свободную энергию, которую можно превратить в работу.

Владение ресурсами свободной энергии позволяет ликвидировать нищету, голод и войны, дать возможность получить образование и обеспечить достойные условия жизни гражданам Туркменистана и 2 миллиардам жителей развивающихся стран, которые не имеют сегодня доступа к электроэнергии.

Работы туркменских и других ученых мира показали, что существует жесткая связь между денежными и энергетическими единицами и деньги эквивалентны возможности распоряжаться определенным количеством свободной энергии или эквивалентным количеством электроэнергии и топлива.

Человечеству не грозит энергетический кризис, связанный с истощением запасов нефти, газа, угля и урана, если оно освоит технологии использования солнечной энергии и сможет найти оптимальное сочетание использования возобновляемых и истощаемых ресурсов. В этом случае будут решены проблемы загрязнения среды обитания выбросами электростанций и транспорта, обеспечения качественными продуктами питания, получения образования, медицинской помощи, увеличения продолжительности и качества жизни.

Руководящие принципы, использованные в законодательстве, содержатся в Национальном плане действий по охране окружающей среды (НПДООС), где определены направления и задачи природоохранной политики Туркменистана, составлен план долгосрочных мероприятий. Главное направление дальнейшего развития Туркменистана базируется на комплексном решении экономических и социальных

программ в сочетании с бережным отношением к природе.

Экологическая стратегия. Новой тенденцией развития туркменской и мировой энергетики является увеличение доли децентрализованного производства электрической и тепловой энергии экологически чистыми электростанциями. Число крупных экологически опасных электростанций будет сокращаться. Эта тенденция объясняется, с одной стороны, изменением климата и необходимостью выполнения Ки-отского протокола по снижению выбросов парниковых газов, с другой стороны, децентрализация поставок топлива и энергии увеличивает энергетическую безопасность регионов и страны в целом [1]. Туркменистан ратифицировал Конвенцию ООН об изменении климата и Конвенцию по борьбе с опустыниванием. Начиная с 1996 г. ведется интенсивная работа по реализации Национальной программы освоения пустынных территорий в Центральных Каракумах, в том числе строительство гелиотехнических установок в пустыне. Кроме того, распределенное и бестопливное производство энергии с использованием местных энергоресурсов снижает затраты и риски стран-импортеров нефти и увеличивает экспортный потенциал стран-экспортеров топливно-энергетических ресурсов. По достигнутым результатам в гелиоэнергетике технический потенциал низкопотенциальной гелиотехники в Туркменистане имеет эквивалент 1,4-109 т у.т. в год, при этом сокращение выбросов СО2 составляет 3,4 Пг.

Либерализация рынка электроэнергии приведет к подключению к энергосистеме миллионов малых независимых производителей энергии. Управление потоками энергии при наличии миллионов производителей и потребителей возможно только с помощью инфокоммукационных технологий и средств электронной коммерции. Поэтому проблемы развития информационных технологий и технологий солнечной энергетики тесно связаны и прогресс в каждой из этих двух областей техники будет способствовать развитию другой.

На пути развития рынка возобновляемых источников энергии существуют психологический, экономический, технологический, законодательный и информационный барьеры. Экономические барьеры связаны с относительно высокой удельной стоимостью оборудования возобновляемой энергетики. Внутренний российский рынок возобновляемых энергоресурсов не развивается из-за низкого платежеспособного спроса и отсутствия законодательства, защищающего права независимых производителей экологически чистой энергии.

Технологические барьеры могут быть преодолены с помощью новых энергетических технологий, которые при их освоении промышленностью повышают конкурентоспособность возобновляемой энергетики на рынке энергоресурсов и способствуют снижению экономических барьеров.

Законодательный барьер связан с отсутствием законодательных и нормативных актов и экономических регуляторов, обеспечивающих свободную поставку и продажу электроэнергии в энергосистему малыми и независимыми производителями энергии, а также отсутствием рынка и конкуренции между производителями электроэнергии.

Сохранение единой энергетической системы в качестве монополии с контрольным пакетом акций у государства и создание регулируемого рынка производителей и потребителей энергии является необходимым условием. Регулирование объема продаж и перетоков энергии позволит обеспечить потребности в энергии в пиковые часы, сохранить стабильность энергосистемы и снизить потери в сетях [2-4].

Ведущие ученые и специалисты по возобновляемой энергетике Стребков Д.С. и Сорокин Н.Т. предлагают при подготовке законов, актов и правил присоединения частных малых энергетических установок к энергосистеме шире использовать опыт Европейских стран и США [1, 2, 5, 6], в которых:

- существуют государственные программы создания пилотных демонстрационных установок;

- поощряются совместные предприятия и сотрудничество между электрическими компаниями и фирмами, производящими энергетические установки;

- существуют налоговые скидки и субсидии на процентную ставку при покупке в кредит и в лизинг;

- осуществляется постоянная поддержка научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР), региональных и международных проектов, разработка стандартов по инженерным вопросам, безопасности, сертификации и гарантиям;

- организовано обучение и стажировка специалистов всех уровней в рамках образования по возобновляемой энергетике;

- привлекается частный капитал через субсидии, специальные цены на электроэнергию, умеренные ставки амортизационных отчислений, создание специальных фондов на развитие чистой энергетики;

- законодательно стимулируются предприятия промышленности в расширении производства энергетического оборудования, использовании новых технологий и создании новых рабочих мест;

- стимулируется развитие рынка солнечного электричества. Например, при строительстве здания в стоимость здания должна быть включена стоимость солнечных энергоустановок;

- активно обсуждается вопрос о включении социальных затрат в стоимость электроэнергии как в топливной, так и в возобновляемой энергетике.

Государственная поддержка развития возобновляемой энергетики заключается не в увеличении расходов бюджетных средств, а в создании благоприятных условий производителям и потребителям оборудования, использующим возобновляемые источники энергии.

Одним из путей преодоления финансовых барьеров является введение налога на эмиссию двуокиси углерода и выбросов энергетических установок и создание специального фонда развития энергетики, который используется для модернизации и реконструкции топливных электростанций с целью снижения выбросов, для поддержки НИОКР и демонстрационных проектов по возобновляемым источникам энергии, а также для привлечения частных инвестиций на приобретение оборудования возобновляемой энергетики и присоединения к энергосистеме за счет закупки продаваемой частными малыми энергетическими установками энергии по цене в 2-3 раза выше, чем цена электроэнергии в энергосистеме [3-5, 7-10].

Директивами Европейского Союза по стимулированию использования возобновляемых источников энергии доля ВИЭ в потреблении энергии в странах ЕЭС к 2010 г. должна возрасти до 12%, а установленная мощность солнечных фотоэнергетических систем за этот период должна увеличиться до 3 ГВт (ЕС White Paper, 1997).

Прогноз мирового производства электроэнергии от возобновляемых источников энергии на 2040 г. составит 29 808 ТВт-ч (82% от прогнозируемого мирового объема потребления электроэнергии 36 346 ТВт-ч). Основными возобновляемыми энергоресурсами в 2040 г. (93%) будут солнечная энергия, биомасса, гидроэнергия и ветровая энергия (Photovoltaic in the world. Status and Future Trends. Stefan Novak, Chairman IEA PVPS. Seminar in PV Research & Technological Development in European Union New Member and Candidate States. Warsaw, Poland 15 Nov. 2004).

Законодательными инициативами Европейского Союза по развитию рынка ВИЭ в Европе:

- вводятся ежегодные квоты местным энергетическим компаниям на производство электроэнергии от возобновляемых источников энергии в размере 215% от общего объема продаж электроэнергии. Если энергокомпания по каким-то причинам не производит и не продает электроэнергию от ВИЭ, она должна покупать зеленые сертификаты;

- каждая энергокомпания обязана покупать электроэнергию у владельцев генераторов, использующих ВИЭ по фиксированной цене в течение 20 лет;

- не требуется никакого разрешения частному владельцу для покупки, установки и включения в энергосистему электрического генератора, использующего возобновляемые источники энергии;

- каждому потребителю электроэнергии и владельцу электрического генератора, использующего ВИЭ, предоставляется право свободного выбора энергокомпании, которой он продает или у которой он покупает электроэнергию;

- владельцу электрического генератора, использующего ВИЭ, при покупке и установке дается грант в размере 5 Евро/Вт, но не более 40-75% от стоимости генератора;

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 6 (86) 2010

© Scientific Technical Centre «TATA», 2010

- поощряется дешевыми кредитными ставками и налоговыми льготами участие третьей стороны в финансировании затрат на покупку оборудования, использующего ВИЭ, его монтаж и эксплуатацию;

- общий размер грантов и тарифов рассчитывается таким образом, что владельцу компенсируются все расходы по покупке и обслуживанию электрического генератора, использующего ВИЭ, и гарантируется в течение 20 лет прибыль в размере 200-300% от банковского процента по вкладу в объеме израсходованных средств;

- средства для стимулирования развития рынка ВИЭ берутся из специального фонда, управляемого государством, за счет отчислений от тарифов на электроэнергию и продажи зеленых сертификатов;

- тариф на электроэнергию для населения складывается из следующих компонентов (на примере Германии - табл. 1).

Таблица 1

Тариф на электроэнергию в Германии

Table 1

The tariff for the electric power in Germany

Компонент % Евроцентов/кВтч

1. Производство и распределение электрической энергии (остается в энергокомпании) 59,6 10,25

2. Экологический налог 11,6 2,0

3. Отчисления на ВИЭ 2,5 0,43

4. Лицензия 10,4 1,8

5. Отчисления в фонд когенерационных установок 1,5 0,26

6. НДС 13,8 2,37

Всего: 100 17,2

Эффективность тарифного стимулирования очень высока. В Германии введение тарифного регулирования в 2000 г. привело к увеличению годового объема производства, продаж и использования солнечных фотоэлектрических систем почти в 20 раз с 12 МВт в

1999 г. до 200 МВт в 2004 г., в том числе 45 МВт в

2000 г., 90 - в 2001 г., 90 - в 2002 г. и 130 - в 2003 г.

В Люксембурге рост составил за 2 года в 25 раз со 100 кВт в 2001 г. до 2500 в 2003 г., во Франции рост с 1,8 МВт в 2002 г. до 3,4 в 2003 г. Государство не затрачивает никаких бюджетных средств на развитие рынка.

Туркменские граждане хранят деньги дома, и вложение неработающих финансовых средств в покупку экологически чистой микроэлектростанции с возвратом и приумножением капитала за счет продажи собственной электроэнергии по заранее определенной цене в течение 20 лет работы установки может оказаться более привлекательной операцией, чем вложение средств в сомнительные фонды и частные

банки. С учетом инфляции в Туркменистане прибыль 15-20% годовых устроила бы наших граждан и привлекла бы иностранный капитал.

Роль государства сводится к гарантированию правил игры на финансовом рынке энергоресурсов и страхованию рисков. Что выигрывает государство? Оно оживляет неработающий частный капитал, создает тысячи новых рабочих мест, улучшает климат и экологию городов за счет снижения выбросов СО2 на 0,16 Мт/МВт-ч и замещения грязных электростанций экологически чистыми, оно сохраняет ископаемое топливо для следующих поколений, повышает энергетическую безопасность страны за счет рассредоточенного бестопливного производства энергии. Государство улучшает материальное благополучие и физическое здоровье своих граждан.

Выигрывает и сетевая компания. У нее уменьшаются потери на передачу энергии и пиковая нагрузка на электростанции. Финансовые механизмы реализации новых энергетических технологий включают лизинг, льготное кредитование, налоговые льготы и региональные субсидии.

Учитывая опыт законодательства по развитию солнечной энергии в странах ЕЭС, при подготовке предложений по законодательному обеспечению развития солнечной энергетике в Туркменистане сочли целесообразным в статье представить закон, принятый в Греции в 2006 г. [1-6, 8-11].

Перевод части Б закона о развитии возобновляемых источников энергии в Греции, принятого парламентом Греции в 2006 г.

1. Оплата счетов за электроэнергию, генерированную установками, использующими возобновляемые источники энергии, или высокоэффективными когенерационными или гибридными станциями.

Энергия, генерированная установками, использующими ВИЭ, или высокоэффективными когенера-ционными и гибридными станциями, производителями и полученная энергосистемой в соответствии со статьями 9, 10 и 12, должна быть оценена на месячной базе следующим образом.

а. Оценка должна быть сделана в Евро за МВт-час электроэнергии, полученной сетью или энергосистемой, включая сеть на островах, которые не подключены к материковой энергосистеме.

б. Цена за электроэнергию, соответствующую предыдущим параграфам, должна быть назначена на основе данных табл. 2.

Цены в табл. 2, касающиеся автопроизводителей, применяются только к установкам, использующим ВИЭ, и высокоэффективной генерации тепла и электричества с установленной мощностью до 35 МВт, и увеличение количества электроэнергии, полученной энергосистемой, должно составлять 20% от полного производства энергии на этих установках за год.

Таблица 2

Цена на электроэнергию

Table 2

The price for the electric power

Производство электроэнергии Цена на электроэнергию, евро/МВт-ч

объединенная энергосистема острова, не соединенные с энергосистемой

(а) Ветровая энергия 73 84,6

(Ь) Ветровая энергия от морских ветровых ферм 90

(с) Гидравлическая энергия от малых гидроэлектрических установок с установленной мощностью до 15 МВт 73 84,6

(ф Солнечная энергия в фотоэлектрических установках с установленной мощностью, равной или меньшей 100 кВт пик, которые будут установлены в законной собственности 450 500

(е) Солнечная энергия в фотоэлектрических установках с установленной мощностью более 100 кВт пик 400 450

(!) Солнечная энергия в установках, использующих другую технологию, отличающуюся от фотоэлектрической, с установленной мощностью до 5 МВт 250 270

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Солнечная энергия в установках, использующих другую технологию, отличающуюся от фотоэлектрической, с установленной мощностью более 5 МВт пик 230 250

(ф Геотермальная энергия, биомасса, газы со свалок и установок биологической переработки и биогазы 73 84,6

(1) Остальные ВИЭ 73 84,6

(]) Высокоэффективная когенерация тепла и электричества 73 84,6

Таблица 3

Мировой солнечный энергетический рынок

Table 3

The world solar power market

Параметр 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Производство солнечных фотоэлектрических модулей, ГВт 1,2 1,7 2,4 3,4 5,0 7,6 10,4

Средняя мировая цена продаж модулей, долл. США/Вт 3,25 3,70 4,30 4,50 4,50 4,25 4,00

Средняя мировая цена установленной мощности модулей, долл. США/Вт 7,25 7,50 7,91 7,93 7,76 7,35 6,94

Годовой доход, млрд долл. 8 12 19 27 39 56 72

Прибыль до уплаты налогов, млрд долл. 1,2 2,7 5,7 8,9 14,1 20,5 27,2

Источник: Michael Rogol/ Solar Annual 2006, www.photon-consulting.com

2. Оплата стоимости электричества, произведенного в установках, подсоединенных к низковольтной сети, должна производиться каждые 4 месяца.

Первая часть программы закончится 31 декабря 2020 г. установкой фотоэлектрических станций общей мощностью 500 МВт пик на материковой терри-

тории Греции и 200 МВт пик на островных территориях, не соединенных с энергосистемой Греции.

В свете комплексного решения проблемы в государственном масштабе следует рассмотреть нижеперечисленные аспекты.

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 6 (86) 2010

© Scientific Technical Centre «TATA», 2010

Основные требования солнечной фотоэнергетики к отраслям и сферам народного хозяйства Туркменистана

Требования к науке

Необходимо разработать дешевую технологию изготовления солнечного кремния и солнечных элементов, позволяющую снизить цену СЭ, достигающую к настоящему времени 3 долл. США/Вт, не менее чем в 5 раз. Снижение цены солнечных элементов приведет к пропорциональному удешевлению солнечных электростанций с 7 долл. США/Вт до 2 долл. США/Вт. Это позволит расширить область использования солнечных электростанций и батарей в ближайшее время и даст мощный толчок к развитию отрасли в Туркменистане.

Изучить конъюнктуру рынка сбыта солнечных электростанций и батарей в стране.

Требования к промышленности, транспорту и другим отраслям экономики

Необходимо освоить производство технологического оборудования по производству элементов и модулей солнечных электростанций, в том числе:

- автоматизированных линий по производству солнечных элементов;

- автоматизированных линий по сборке плоских солнечных фотоэлектрических модулей (СФМ). Соответствующим отраслям промышленности Туркменистана освоить существующую технологию получения солнечного кремния из местного сырья -кварцевого песка Каракумов.

Требования к подготовке кадров

Необходимо организовать курсы повышения квалификации по специальностям:

- технология изготовления солнечных элементов;

- управление автоматизированной линией по производству солнечных элементов;

- управление автоматизированной линией по сборке солнечных модулей.

Требования по совершенствованию системы управления солнечной фотоэнергетикой

Необходимо создать научно-производственное объединение «Фотон» в г. Ашхабаде в составе:

- научно-исследовательского центра в г. Ашхабаде;

- завода по производству солнечных элементов, модулей и СЭС;

- специального проектно-конструкторского и технологического бюро (СПКТБ).

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие предложения по государственной поддержке развития солнечной энергетики в Туркменистане:

1. Установление государственных целей по использованию солнечной энергии в виде вводимой мощности к 2015, 2020 и 2025 г.

2. Разработка государственного закона и целевой программы использования солнечной энергии или нескольких программ по видам возобновляемых источников энергии до 2020 г. со 100% финансированием демонстрационных проектов.

3. Образование органа исполнительной власти (Агентство, Центр, институт солнечной энергии), имеющего филиалы во всех регионах Туркменистана и отвечающего за достижение государственных целей и выполнение программ по использованию возобновляемых источников энергии.

4. Поощрение создания совместных предприятий и развития сотрудничества между электрическими компаниями и фирмами, производящими энергетические установки.

5. Разработка технического регламента на оборудование, стандартизация и сертификация оборудования, организация статистической отчетности.

6. Установление обязательности применения солнечной энергии при проектировании и строительстве зданий с включением стоимости оборудования в стоимость строительства (1-3%).

7. Включение социальных затрат в стоимость электроэнергии как в топливной, так и в возобновляемой энергетике. Образование фонда развития солнечной энергетики за счет отчисления от инвестиционной составляющей тарифов на электрическую и тепловую энергию.

8. Установление недискриминационного и бесплатного подключения к электрическим и тепловым сетям солнечного энергетического оборудования, принадлежащего частным владельцам.

9. Установление механизмов стимулирования использования солнечной энергии с использованием опыта Греции и других стран-членов ЕЭС с обязательным включением двух пунктов:

а) возмещение покупателям солнечного энергетического оборудования 40-60% капитальных затрат на приобретение и установку оборудования;

б) оплата электрической энергии, проданной сетевой компании частным владельцем солнечного энергетического оборудования, по цене $ 0,72/кВт-ч (50 евроцентов/кВт-ч) в течение 20 лет.

10. Отмена дискриминационных ограничений и разрешений на экспорт солнечных элементов, солнечных модулей как товаров двойного назначения.

11. Отмена таможенных пошлин на импорт технологического оборудования и комплектующих для производства солнечных элементов.

12. Создание завода по производству солнечных батарей с годовой мощностью 2 МВт и годовым объемом выпуска продукции, равным 14 млн долл. США. Объем капитальных вложений в строительство завода по производству солнечных батарей составит 8 млн долл. США.

13. Годовая выработка электроэнергии солнечными фотоэлектрическими станциями и батареями, планируемыми к выпуску заводом, составит 6 ГВтч. Себестоимость выработки 1 кВтч электроэнергии составит 0,20 доллара США.

14. Создание завода по производству солнечных батарей позволит за 2010-2030 гг. полностью удовлетворить потребности страны: в солнечных водоподъемных комплексах, для электроснабжения населенных пунктов отгонных пастбищ, в электропитании станций катодной защиты подземных сооружений, в электропитании речного и морского навигационного оборудования и др.

Список литературы

1. Стребков Д. С. Основные направления повышения энергетической безопасности // Глобальная безопасность. 2006. № 1. С. 108-109.

2. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Основные условия и факторы развития фотоэнергетики в Туркменистане // Альтернативная энергетика и экология -ШЛББ. 2007. № 2 (46). С. 71-20.

3. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Водоснабжение в пустыне Каракумы с использованием солнечной фотоэлектрической станции // Мелиорация и водное хозяйство. 2007. № 2. С. 50-51.

4. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б. Д. Расчетная себестоимость возобновляемых источников энергии // Международный научно-практический журнал «Проблемы освоения пустынь». 2006. № 1. С. 46-48.

5. Безруких П.П., Стребков Д.С. Возобновляемая энергетика: стратегия, ресурсы, технологии. М.: Изд. ВИЭСХ, 2005. С. 5-10.

6. Стратегические цели Европейского союза в отношении возобновляемых источников энергии // Энергетическая политика Украины. № 9, сентябрь 2005 г. С. 47-50.

7. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Энергосбережение пустынных пастбищ Туркменистана // Международный научно-практический журнал «Проблемы освоения пустынь». 2006. № 3. С. 56-59 .

8. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Расчет себестоимости возобновляемых источников энергии в Туркменистане // Наука и техника в Туркменистане. 2007. № 1. С 56-60 (туркм. яз.).

9. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б. Д. Перспективы использования возобновляемых источников энергии в Туркменистане // Альтернативная энергетика и экология - ШАБЕ. 2007. № 9. С. 65-74.

10. Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Планирование развития фотоэнергетики в Туркменистане // Экологическое планирование и управление. 2007. № 4. С. 63-70.

11. Пенджиев А.М. Приоритеты использования возобновляемых источников энергии в Туркменистане и некоторых странах мира // Экономика золотого века. 2007. № 3, 4.

12. Стребков Д.С., Мамедсахатов Б.Д., Пенджиев А.М. Перспективы развития солнечной фотоэнергетики в Среднеазиатском регионе. В кн. Сб. научных трудов и инженерных разработок. Перспективные результаты фундаментальных исследований. Материалы 7-й специальной выставки-конференции «Изделия двойного назначения-2006», 16-19 октября. Москва. С. 112-118.

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 6 (86) 2010

© Scientific Technical Centre «TATA», 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.