Зубова Светлана Сергеевна
ТГ
Последовательность организации исследовательской деятельности
В статье представлен алгоритм включения учащихся в исследовательскую деятельность. Автор освещает специфику трех этапов ее ведения: организационно-подготовительного, технологического и презентационного.
Природа наделила человека способностью к исследованию. В стремительно меняющемся мире исследование рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность небольшой группы людей определенной профессии, а как необходимое условие существования. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Обучение ребенка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
История Туруханского района Красноярского края представляет собой большое поле для исследований, но, к сожалению, современные школьники не очень интересуются ею. Именно поэтому было создано научное общество «Краеведение»: приобщить детей к исследовательской деятельности и открыть родные места. Я руковожу этой секцией с 1995 года.
Коснемся трех этапов работы по ведению исследования: организационно-подготовительного, технологического и презентационного.
На организационно-подготовительном этапе педагог должен понять, какая именно тема интересует учащегося и насколько хорошо он умеет выражать свои мысли.
В краеведении лучше выбрать темы, связанные с частными вопросами. Например, «Исторические места Турухан-ска», «История улицы Свердлова и биографии её старожилов», «История Туруханского Свято-Троицкого монастыря», «История Туруханского края в названиях населенных пунктов и фамилиях старожилов», «Особенности речи местных жителей», «Карта Арктики»... и Туруханск» и др. В первых трёх работах рассматриваются историко-архитектурные памятники республиканского значения и памятники истории культуры местного значения. В последней работе рассматривается значение Туруханска как форпоста Арктического побережья Сибири.
Зубова
Светлана Сергеевна,
педагог дополнительного образования вышей категории, Туруханский районный Центр детско-юношеского творчества «Аист», с. Туруханск Красноярского края
Практика организации исследовательской деятельности
■И
Краеведение:опыт регионов
Иногда тема исследования оказывается на стыке дисциплин, например, литературы и краеведения. Например, «Поручик М. Шванвич (А. Швабрин) в Туруханской ссылке». При рассмотрении истории жизни прототипа литературного героя из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» внешность и характер ссыльного взяты из литературного произведения, а условия его пребывания, занятия и описание самого Туруханска проведены на основе материалов краевого архива. Другой пример: работа «Свои и чужие» ведется на стыке краеведения, социологии, этнографии, психологии, так как рассматривается отношение русского населения к коренным народам Севера. Работы «Быт и культура малых народов Севера» и «Шаманизм - религия малых народов Севера» требует обращения к этнографии.
Выбору темы может способствовать наличие источников, которые доступны школьнику. В поиске литературы помогает научный руководитель, но в значительной степени школьник должен делать это самостоятельно.
На данном этапе педагог включается в следующие виды работ:
1. Подбор материала для исследования по теме.
2. Помощь в формулировании цели и задач.
3. Ознакомление учащихся с научной методологией.
На технологическом этапе учащиеся составляют подробный план-карту: краткое описание работы, подбор материала, обоснование гипотез, написание текста, изготовление рисунков и т.п. Задачи педагога:
1. Помочь в оценке планов и ресурсов ученика.
2. Обучить нормам оформления текста (последовательность частей, стиль изложения, формулировка целей и задач и т.п.).
3. Поддержать и помочь «окультурить» первые шаги учащегося, сохранив при этом его, авторский подход к теме; помочь осознать, что ребенок пытается узнать нового о предмете и о себе.
Текст работы создается по принципу наращивания. Сначала учащийся придумывает план, затем пишет тезисы (на данном этапе мысли можно излагать без аргументации и заботы о «красоте» слога). Такой текст может сопровождаться прилагаемыми карточками с цитатами, примерами, библиографическими описаниями привлекаемых работ. Затем учащийся приступает к созданию связного текста, разворачивая основные положения, строя логические переходы, создавая справочный аппарат.
В процессе работы обязательно возникает необходимость возвращаться к уже написанному, чтобы исправить, дополнить, переформулировать что-то. При создании черновика лучше помещать на одной странице одну связную мысль,
Зубова Светлана Сергеевна
тг
а потом дописывать, добавлять, компоновать. Текст может дорабатываться несколько раз. Это не должно огорчать автора: долгая работа над текстом способствует только его совершенствованию.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Старшеклассники начинают написание работы с анализа литературы. Для детей среднего подросткового возраста это очень сложный вид деятельности - трудоемкий, времяёмкий, поэтому их работа начинается с проведения анкетирования, социологического опроса, натурного наблюдения, пробы интервью в близком окружении (семья, соседи, знакомые) -активного действия, которое им интересно и понятно. Хотя первая глава любой научной работы представляет реферат, но это совершенно не означает, что первым он и создается. Это касается и старшеклассников, и учащихся среднего возраста.
Презентационный этап - защита творческой работы. Задача педагога создать условия для демонстрации подростками результатов их творчества с коллективным обсуждением работы, оценкой коллегами - ровесниками и учителями. Например, это может быть конференция.
Мы выделяем следующие критерии оценивания творческой работы ученика: предметная компетентность (качество защиты, качество наглядного представления) и коммуникативная компетентность (умение участвовать в дискуссии).
До выхода на конференцию необходимо работать над докладом. Учащийся должен понять, что речь и письменный текст - не одно и то же. Есть два варианта подготовки: можно заранее написать доклад (3-5 страниц) «по мотивам» своего исследования, либо научиться кратко пересказывать свою работу. Очень часто до конференции учащийся выступает в тех организациях или учреждениях, где может быть практически использована работа (получаем отзыв) или развернуто обсуждение. Это является своеобразным тренингом, который дополняется коммуникативным тренингом.
Учебная работа исследовательского характера может воспитывать такие качества как готовность изменить представление, когда имеются веские доводы, вынуждающие его изменить.
Так, работая над темой «История Туруханского казачества», после знакомства с архивными материалами учащаяся осознала неоднозначность роли казачества при освоении Енисейского Севера и изменила свои первоначальные идеализированные представления о казачестве. С другой стороны, исследовательская работа может воспитывать способность не менять представления произвольно, без достаточных оснований.
Практика организации исследовательской деятельности
■И
Краеведение:опыт регионов
Несомненным результатом исследовательской деятельности для самого учащегося является:
• открытие объективно нового (например, коллективный проект «Улицы Туруханска» дал возможность собрать уникальные материалы);
• открытие субъективно нового (так, работа «Уникальный район» стала для автора важной вехой, т.к. он «переоткрыл» для себя место, в котором живет);
• умение построить свой индивидуальный образовательный маршрут.
Каждая краеведческая работа имеет практическое значение. Так, многие исследования наших учащихся запрошены архивом на постоянное хранение. По материалам работ созданы экспозиции в музее «Наши истоки» ЦДЮТ «Аист». Материалы работ востребованы краеведческим музеем, детской библиотекой, ассоциацией малых народов Севера.
Таким образом, работа по краеведению может стать для учащегося первым шагом на пути научного поиска, приобщить его к культуре исследования и расширить жизненный опыт. И/R