Научная статья на тему 'Опыт организации исследовательской деятельности школьников при изучении краеведения'

Опыт организации исследовательской деятельности школьников при изучении краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосяго Екатерина Михайловна

Представлен опыт внедрения элементов исследовательской деятельности школьников в элективный курс по краеведению Брянского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации исследовательской деятельности школьников при изучении краеведения»

Краеведение:опыт регионов

Опыт организации исследовательской деятельности школьников при изучении краеведения

Мосяго

Екатерина Михайловна,

учитель географии МОУ «Злынковская СОШ № 1», г. Злынка Брянской области

Представлен опыт внедрения элементов исследовательской деятельности школьников в элективный курс по краеведению Брянского региона.

Учебно-исследовательская деятельность школьников - в истинном понимании её сущности и назначения - должна способствовать развитию личности учащегося, приобретению им общеучебных или специальных умений и навыков, которые образованный человек в дальнейшем сможет самостоятельно применять в жизни. Она призвана повысить активность ребёнка при встрече с интересным для него объектом, доступным для исследования своими силами, и развить его мышление в ходе поиска путей достижения желаемого.

Школьное краеведение как нельзя лучше помогает достичь этих целей, так как легче и интереснее всего изучать то, что можно увидеть собственными глазами и что связано с личным опытом. Краеведческому материалу нетрудно придать яркую эмоциональную окраску. Эмоции активизируют мышление и обогащают человека. В такой момент важно помочь ученику, научить его «строить мостик» от чувственного восприятия к практической мыслительной деятельности. Процесс сбора разнообразного краеведческого материала помогает развивать наблюдательность и формировать поисково-исследовательские навыки, а детальное изучение своей местности (маленького города, района, деревни и т.п.) даёт важное ощущение практической ценности получаемых знаний и приобретаемых умений, так как они могут пригодиться в повседневной жизни.

На практике вышеперечисленные положения можно реализовать по-разному.

Представим свой опыт.

Элективный курс «География Брянской области и своей местности» предлагается для изучения учащимся 9-х классов и направлен на расширение и углубление краеведческих знаний и общегеографических умений школьников. Несмотря на небольшое количество плановых занятий, он включает в себя учебные практикумы, способствующие обучению детей приёмам учебно-исследовательской деятельности по двум направлениям: • полевые исследования;

Мосяго Екатерина Михайловна

• работа с архивными материалами и социологические исследования.

За период изучения элективного курса учениками собирается и анализируется материал, который в дальнейшем может использоваться как дополнение к постоянно обновляющимся учебным пособиям, специально разработанным мной для изучения географического краеведения в нашей школе. Создающиеся учебные и методические пособия оформляются на электронных носителях. Для этого ежегодно я стараюсь организовать работу инициативной группы помощников из числа учащихся 10-11-х классов для совместной реализации школьного проекта «Географическая медиатека», назначение которого -перевод лучших ученических творческих работ и авторских учебно-методических материалов по географии в электронный вид. Итогом совместного труда является создание для непосредственного использования на элективных занятиях и на уроках по географическому краеведению в 6-9-х классах:

• варианта учебника по географии Брянской области;

• электронных версий рабочих тетрадей для учителя и для учащихся 8-9-х классов «География Брянской области»;

• вспомогательного справочного атласа со встроенной ви-деотекой для учащихся;

• мини-справочника «Географическая характеристика природы Злынковского района» в виде электронной презентации;

• подборки материалов о родном городе «Моя провинциальная Злынка».

В ходе работы учащиеся обращаются за консультациями к учителям истории, литературы и информатики.

Существует определенная вариативность основных этапов реализации исследовательской деятельности учащихся, в зависимости от того - выбрали они исследования в полевых условиях или на основе архивных материалов и социологических опросов.

Этапы работы учащихся, выбравших исследования в полевых условиях

1-й этап. Постановка проблемы

«Школьникам среднего звена необходимо изучать свою местность на уроках географии, но ни в одном учебнике нет описания природы нашего района. Нужно собрать материал для выпуска своего небольшого учебника!»

Работа учащихся

Обдумывают, интересно ли изучать: • особенности рельефа и геологического строения;

Краеведение: опыт регионов

• сезонные изменения метеорологических условий и внутренних вод;

• почвы, растительный и животный мир;

• влияние природных условий на жизнь населения и влияние человека на природу.

Примечание: в течение учебного года с каждой учебной группой работа проводится только по одному из перечисленных направлений (по выбору), в последующие годы планируется продолжение исследований.

Итог

Формируется группа учащихся, которые заинтересовались проблемой и хотят проводить полевые исследования. Определяются цель и задачи исследования.

Прммечанме: в данную группу учитель рекомендует войти детям, которые хотели бы в дальнейшем получить профессию, связанную с работой в полевых условиях (эколог, агроном и т.п.).

2-й этап. Изучение теории по проблеме

Работа учащихся

Школьники знакомятся с природой Брянской области по разным источникам (учебники, атлас Брянской области, дополнительная литература и др.).

Итог

Идет расширение и углубление знаний учащихся по вопросам:

• особенности физико-географического положения Брянской области и его влияние на природу;

• хозяйственная оценка природных условий и природных ресурсов Брянской области;

• охрана и преобразование природы на территории Брянской области.

3-й этап. Отбор методик, необходимых для работы

Работа учащихся

Под руководством учителя дети знакомятся с методиками, применяемыми для сбора и обработки данных в геологии, геоморфологии, почвоведении, метеорологии, гидрологии и др. -в зависимости от выбранного направления исследований.

Выбираются конкретные методики исследований, которые доступны для применения школьниками, изучаются приёмы учебно-исследовательской деятельности, правила пользования приборами и оборудованием, проводится беседа по технике безопасности, распределяются обязанности между членами группы.

Мосяго Екатерина Михайловна

4-й этап. Сбор материала

Работа учащихся

Выполняют практические задания на местности. Заполняется полевой дневник группы, собираются коллекции, гербарии и т.п.

5-й этап. Анализ и обобщение

Работа учащихся

Проводится первичная и статистическая обработка собранных материалов, оформляются результаты проведенного исследования письменно. Составляются тезисы по результатам проведенной работы.

6-й этап. Формулирование выводов

Работа учащихся

Дети сравнивают полученные данные о природе своей местности с аналогичными показателями по Брянской области, делают выводы о сходстве и отличиях и их причинах, о специфических чертах природы нашего района. Заканчивается подготовка к выступлению на заключительной учебно-практической конференции.

7-й этап. Практический выход итогов работы

Работа учащихся

Выступают на заключительной учебно-практической конференции; определяют, что полезного для себя узнали и чему научились в процессе работы над проблемой. Итоги работы, оформленные письменно, передаются для дальнейшей электронной обработки.

Этапы деятельности учащихся, выбравших работу с архивными материалами и социологические исследования

1-й этап. Постановка проблемы

«Ученикам среднего звена необходимо изучать свою местность на уроках географии, но ни в одном учебнике нет описания населения и хозяйства нашего района. Нужно собрать материал для выпуска своего небольшого учебника!»

Работа учащихся

Выбирают что наиболее интересно:

Краеведение:опыт регионов

• работа с архивными материалами историко-географи-ческого содержания в школьном музее, в библиотеке и в редакции районной газеты;

• проведение социологических исследований.

Формируется творческая группа; определяются цель и задачи исследования.

Прммечанме: в данную группу учитель рекомендует войти учащимся, которые хотели бы в дальнейшем получить профессию, связанную с работой, подразумевающей общение с людьми (журналист, социальный работник и т.п.)

2-й этап. Изучение теории по проблеме

Работа учащихся

Школьники знакомятся с историей заселения и освоения территории Брянской области, с общей характеристикой населения и хозяйства; выясняют, какие сведения можно найти по указанным вопросам о нашем районе и о своём населённом пункте в учебниках и атласе Брянской области.

Идет расширение и углубление знаний учащихся по вопросам:

• историко-географические этапы заселения и освоения территории Брянской области;

• особенности экономико-географического положения и природно-географического положения Брянской области и их влияние на хозяйство;

• общая характеристика населения Брянской области;

• общая характеристика хозяйства Брянской области.

3-й этап. Отбор методик, необходимых для работы

Работа учащихся

Консультируются у учителя истории и учителя литературы, как правильно организовать работу по изучению историко-географических архивных материалов и библиотечного фонда; как грамотно оформить результаты исследования в письменном виде. В редакции районной газеты получают информацию о том, как правильно провести социологический опрос населения и о грамотном использовании в работе фотоматериалов.

Учащимися приобретаются дополнительные знания о стилях и культуре письменной речи, о правилах ведения диалога; распределяются обязанности между членами группы.

4-й этап. Сбор материалов

Работа учащихся

Выбравшие это направление работы:

Мосяго Екатерина Михайловна

• изучают материалы школьного народного музея, работают в школьной и районной библиотеках;

• беседуют с работниками редакции газеты «Знамя» и с местными старожилами, проводят анкетирование разновозрастных социологических групп населения.

Накапливается материал о своём городе и районе по вопросам:

• местные топонимы;

• интересные историко-географические сведения;

• история герба нашего города;

• старинные ремёсла и отрасли хозяйства (деревянная резьба, спичечное производство и др.);

• знаменитые земляки;

• современная экономико-географическая характеристика нашего города.

5-й этап. Анализ и обобщение, формулирование выводов

Работа учащихся

Участниками группы готовится доклад, выбирается основной докладчик для выступления на заключительной учебно-практической конференции. Обновляется содержание информационной папки «Моя провинциальная Злынка».

6-й этап. Практический выход

Работа учащихся

Выступают на заключительной учебно-практической конференции; определяют, что полезного для себя узнали и чему научились в процессе работы над проблемой.

Исследовательская деятельность сложна и многогранна. В условиях маленькой общеобразовательной школы, весьма стеснённой в средствах и возможностях, не всегда удаётся реализовать каждую интересную идею, почерпнутую из передового опыта работы в данной области. Предложенный мною вариант достаточно прост в организационном и методическом планах, почти не требует финансовых затрат, но положительный результат даёт непременно. Помимо накопления ценного материала о своём населённом пункте, он позволяет проводить профориентационную работу с учащимися, полнее устанавливать межпредметные связи, дает возможности для саморазвития и самовыражения личности. И/R

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.