Краеведение:опыт регионов
Опыт организации исследовательской деятельности школьников при изучении краеведения
Мосяго
Екатерина Михайловна,
учитель географии МОУ «Злынковская СОШ № 1», г. Злынка Брянской области
Представлен опыт внедрения элементов исследовательской деятельности школьников в элективный курс по краеведению Брянского региона.
Учебно-исследовательская деятельность школьников - в истинном понимании её сущности и назначения - должна способствовать развитию личности учащегося, приобретению им общеучебных или специальных умений и навыков, которые образованный человек в дальнейшем сможет самостоятельно применять в жизни. Она призвана повысить активность ребёнка при встрече с интересным для него объектом, доступным для исследования своими силами, и развить его мышление в ходе поиска путей достижения желаемого.
Школьное краеведение как нельзя лучше помогает достичь этих целей, так как легче и интереснее всего изучать то, что можно увидеть собственными глазами и что связано с личным опытом. Краеведческому материалу нетрудно придать яркую эмоциональную окраску. Эмоции активизируют мышление и обогащают человека. В такой момент важно помочь ученику, научить его «строить мостик» от чувственного восприятия к практической мыслительной деятельности. Процесс сбора разнообразного краеведческого материала помогает развивать наблюдательность и формировать поисково-исследовательские навыки, а детальное изучение своей местности (маленького города, района, деревни и т.п.) даёт важное ощущение практической ценности получаемых знаний и приобретаемых умений, так как они могут пригодиться в повседневной жизни.
На практике вышеперечисленные положения можно реализовать по-разному.
Представим свой опыт.
Элективный курс «География Брянской области и своей местности» предлагается для изучения учащимся 9-х классов и направлен на расширение и углубление краеведческих знаний и общегеографических умений школьников. Несмотря на небольшое количество плановых занятий, он включает в себя учебные практикумы, способствующие обучению детей приёмам учебно-исследовательской деятельности по двум направлениям: • полевые исследования;
Мосяго Екатерина Михайловна
• работа с архивными материалами и социологические исследования.
За период изучения элективного курса учениками собирается и анализируется материал, который в дальнейшем может использоваться как дополнение к постоянно обновляющимся учебным пособиям, специально разработанным мной для изучения географического краеведения в нашей школе. Создающиеся учебные и методические пособия оформляются на электронных носителях. Для этого ежегодно я стараюсь организовать работу инициативной группы помощников из числа учащихся 10-11-х классов для совместной реализации школьного проекта «Географическая медиатека», назначение которого -перевод лучших ученических творческих работ и авторских учебно-методических материалов по географии в электронный вид. Итогом совместного труда является создание для непосредственного использования на элективных занятиях и на уроках по географическому краеведению в 6-9-х классах:
• варианта учебника по географии Брянской области;
• электронных версий рабочих тетрадей для учителя и для учащихся 8-9-х классов «География Брянской области»;
• вспомогательного справочного атласа со встроенной ви-деотекой для учащихся;
• мини-справочника «Географическая характеристика природы Злынковского района» в виде электронной презентации;
• подборки материалов о родном городе «Моя провинциальная Злынка».
В ходе работы учащиеся обращаются за консультациями к учителям истории, литературы и информатики.
Существует определенная вариативность основных этапов реализации исследовательской деятельности учащихся, в зависимости от того - выбрали они исследования в полевых условиях или на основе архивных материалов и социологических опросов.
Этапы работы учащихся, выбравших исследования в полевых условиях
1-й этап. Постановка проблемы
«Школьникам среднего звена необходимо изучать свою местность на уроках географии, но ни в одном учебнике нет описания природы нашего района. Нужно собрать материал для выпуска своего небольшого учебника!»
Работа учащихся
Обдумывают, интересно ли изучать: • особенности рельефа и геологического строения;
Краеведение: опыт регионов
• сезонные изменения метеорологических условий и внутренних вод;
• почвы, растительный и животный мир;
• влияние природных условий на жизнь населения и влияние человека на природу.
Примечание: в течение учебного года с каждой учебной группой работа проводится только по одному из перечисленных направлений (по выбору), в последующие годы планируется продолжение исследований.
Итог
Формируется группа учащихся, которые заинтересовались проблемой и хотят проводить полевые исследования. Определяются цель и задачи исследования.
Прммечанме: в данную группу учитель рекомендует войти детям, которые хотели бы в дальнейшем получить профессию, связанную с работой в полевых условиях (эколог, агроном и т.п.).
2-й этап. Изучение теории по проблеме
Работа учащихся
Школьники знакомятся с природой Брянской области по разным источникам (учебники, атлас Брянской области, дополнительная литература и др.).
Итог
Идет расширение и углубление знаний учащихся по вопросам:
• особенности физико-географического положения Брянской области и его влияние на природу;
• хозяйственная оценка природных условий и природных ресурсов Брянской области;
• охрана и преобразование природы на территории Брянской области.
3-й этап. Отбор методик, необходимых для работы
Работа учащихся
Под руководством учителя дети знакомятся с методиками, применяемыми для сбора и обработки данных в геологии, геоморфологии, почвоведении, метеорологии, гидрологии и др. -в зависимости от выбранного направления исследований.
Выбираются конкретные методики исследований, которые доступны для применения школьниками, изучаются приёмы учебно-исследовательской деятельности, правила пользования приборами и оборудованием, проводится беседа по технике безопасности, распределяются обязанности между членами группы.
Мосяго Екатерина Михайловна
4-й этап. Сбор материала
Работа учащихся
Выполняют практические задания на местности. Заполняется полевой дневник группы, собираются коллекции, гербарии и т.п.
5-й этап. Анализ и обобщение
Работа учащихся
Проводится первичная и статистическая обработка собранных материалов, оформляются результаты проведенного исследования письменно. Составляются тезисы по результатам проведенной работы.
6-й этап. Формулирование выводов
Работа учащихся
Дети сравнивают полученные данные о природе своей местности с аналогичными показателями по Брянской области, делают выводы о сходстве и отличиях и их причинах, о специфических чертах природы нашего района. Заканчивается подготовка к выступлению на заключительной учебно-практической конференции.
7-й этап. Практический выход итогов работы
Работа учащихся
Выступают на заключительной учебно-практической конференции; определяют, что полезного для себя узнали и чему научились в процессе работы над проблемой. Итоги работы, оформленные письменно, передаются для дальнейшей электронной обработки.
Этапы деятельности учащихся, выбравших работу с архивными материалами и социологические исследования
1-й этап. Постановка проблемы
«Ученикам среднего звена необходимо изучать свою местность на уроках географии, но ни в одном учебнике нет описания населения и хозяйства нашего района. Нужно собрать материал для выпуска своего небольшого учебника!»
Работа учащихся
Выбирают что наиболее интересно:
Краеведение:опыт регионов
• работа с архивными материалами историко-географи-ческого содержания в школьном музее, в библиотеке и в редакции районной газеты;
• проведение социологических исследований.
Формируется творческая группа; определяются цель и задачи исследования.
Прммечанме: в данную группу учитель рекомендует войти учащимся, которые хотели бы в дальнейшем получить профессию, связанную с работой, подразумевающей общение с людьми (журналист, социальный работник и т.п.)
2-й этап. Изучение теории по проблеме
Работа учащихся
Школьники знакомятся с историей заселения и освоения территории Брянской области, с общей характеристикой населения и хозяйства; выясняют, какие сведения можно найти по указанным вопросам о нашем районе и о своём населённом пункте в учебниках и атласе Брянской области.
Идет расширение и углубление знаний учащихся по вопросам:
• историко-географические этапы заселения и освоения территории Брянской области;
• особенности экономико-географического положения и природно-географического положения Брянской области и их влияние на хозяйство;
• общая характеристика населения Брянской области;
• общая характеристика хозяйства Брянской области.
3-й этап. Отбор методик, необходимых для работы
Работа учащихся
Консультируются у учителя истории и учителя литературы, как правильно организовать работу по изучению историко-географических архивных материалов и библиотечного фонда; как грамотно оформить результаты исследования в письменном виде. В редакции районной газеты получают информацию о том, как правильно провести социологический опрос населения и о грамотном использовании в работе фотоматериалов.
Учащимися приобретаются дополнительные знания о стилях и культуре письменной речи, о правилах ведения диалога; распределяются обязанности между членами группы.
4-й этап. Сбор материалов
Работа учащихся
Выбравшие это направление работы:
Мосяго Екатерина Михайловна
• изучают материалы школьного народного музея, работают в школьной и районной библиотеках;
• беседуют с работниками редакции газеты «Знамя» и с местными старожилами, проводят анкетирование разновозрастных социологических групп населения.
Накапливается материал о своём городе и районе по вопросам:
• местные топонимы;
• интересные историко-географические сведения;
• история герба нашего города;
• старинные ремёсла и отрасли хозяйства (деревянная резьба, спичечное производство и др.);
• знаменитые земляки;
• современная экономико-географическая характеристика нашего города.
5-й этап. Анализ и обобщение, формулирование выводов
Работа учащихся
Участниками группы готовится доклад, выбирается основной докладчик для выступления на заключительной учебно-практической конференции. Обновляется содержание информационной папки «Моя провинциальная Злынка».
6-й этап. Практический выход
Работа учащихся
Выступают на заключительной учебно-практической конференции; определяют, что полезного для себя узнали и чему научились в процессе работы над проблемой.
Исследовательская деятельность сложна и многогранна. В условиях маленькой общеобразовательной школы, весьма стеснённой в средствах и возможностях, не всегда удаётся реализовать каждую интересную идею, почерпнутую из передового опыта работы в данной области. Предложенный мною вариант достаточно прост в организационном и методическом планах, почти не требует финансовых затрат, но положительный результат даёт непременно. Помимо накопления ценного материала о своём населённом пункте, он позволяет проводить профориентационную работу с учащимися, полнее устанавливать межпредметные связи, дает возможности для саморазвития и самовыражения личности. И/R