УДК 001 Т. В. Шарманова, учитель истории
МАОУ СОШ № 43, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В статье описана методика подготовки и написания научно-исследовательской работы со старшеклассницей, анализируется опыт участия во Всероссийском конкурсе юношеских работ им. В. И. Вернадского. Автор исходит из тезиса, что исследовательское обучение представляет собой особый подход, который основан на естественном стремлении человека к изучению окружающего мира и главная цель которого заключается в формировании у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы познания в любой сфере человеческой деятельности.
Ключевые слова: театральное искусство, образовательные стандарты, научно-исследовательская работа, творчество.
Модернизация отечественного образования ориентирует учебные заведения всех уровней на работу, главным показателем результативности которой выступает мера овладения обучающимися определенным комплексом компетенций. Федеральные государственные стандарты нового поколения определяют понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию компетентности.
Системно-деятельностный подход в условиях ФГОС — это не только действенный метод, способствующий развитию у обучающихся умения самостоятельно получать новые знания, обрабатывать информацию, делать выводы, но и прекрасная возможность определить способность учащихся проводить научные исследования и выступать перед обширной аудиторией. Существенным подспорьем в его реализации является внеурочная деятельность школьников, которая, согласно стандарту, объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач развития, воспитания и социализации учащихся. Применительно к старшей школе главной це-
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров лью воспитания и социализации обучающихся стандарт обозначает формирование культуры самоопределения.
Основной проблемой для педагогов в условиях введения ФГОС для старшей школы является следующая: как организовать внеурочную деятельность с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей и интересов старшеклассника, а также условий его жизнедеятельности, чтобы результатом ее стало формирование культуры самоопределения?
Одним из путей организации внеурочной деятельности старшеклассников для многих учителей стало проведение научно-исследовательской работы со школьниками. Это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления человека к самостоятельному познанию окружающего мира; главная его цель — формирование у учащегося готовности и способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой науки и культуры.
Как правило, увлеченные творческой научно-поисковой работой старшеклассники осознанно подходят к выбору данного типа деятельности, поскольку проблема профориентации и социализации для них особенно актуальна. В современном мире успех в профессиональном плане во многом зависит от способности
человека определять ближайшие и дальние перспективы, умения ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Для правильного выбора профессии необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Перечисленные качества учащийся с успехом может приобрести, выполняя научно-исследовательскую работу. Как правило, старшеклассники часто выбирают темы, которые так или иначе связаны с поступлением в высшее учебное заведение по выбранной специальности.
Рассмотрим основные этапы научно-исследовательской работы со старшеклассниками на примере работы Ксении Востровой, ученицы МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска, на тему «Роль Камерного театра в культурной жизни молодежи Челябинска». Для этого определим основные этапы исследования: 1) подготовительный; 2) исследовательский; 3) этап создания (написания) работы; 4) оформительский; 5) презентационный; 6) рефлексивный [1].
Подготовительный этап включает в себя выбор темы и определение ее актуальности. Выбор темы является одним из наиболее важных и трудных моментов, поскольку точная формулировка способствует правильному изложению содержания. Началу любого исследования дает проблема — категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
Практика показывает, что приоритетными следует считать темы, связанные с региональной проблематикой и основанные на использовании местных источников (рассказы старожилов, архивные данные, музейные коллекции, принадлежащие гражданам предметы-артефакты и т. д.). Краеведение предоставляет молодому человеку наиболее полный комплекс оригинальных материалов, позволяет говорить о вещах близких и зачастую «осязаемых», дает шанс найти что-то свое, внеси в изучение вопроса собственные умозаключения. Исследования по краеведению, этнографии, топонимике принимаются не только на школьном уровне, но и на региональном, всероссийском, международном.
Как помочь школьнику определить актуальность темы? Для этого целесообразно предложить проанализировать роль изучаемого объекта. Чтобы определить степень актуальности — представить современный или будущий мир без изучаемого объекта, или, наоборот, предположить, что может измениться при успешном освещении и развитии данной темы.
Ксения Вострова остановила свой выбор на Челябинском драматическом камерном театре. Девушку заинтересовали причины непопулярности театра среди ее сверстников.
Актуальность своей работы Ксения определила следующим образом: «Актуальность темы исследования определяется интенсивным процессом дифференциации досуговой и развлекательной сферы городской культуры, в ко -торой свое место занял современный театр. Нам кажется актуальным определить роль и значение театра в структуре потребностей подрастающего поколения. Важно проанализировать, какое место занимает театр в общей системе культурно-познавательных мероприятий, посещаемых молодежью. Мы стремились понять, имеет ли значение театр в процессе становления личности молодого человека. Молодое поколение в соответствии со своими социокультурными потребностями время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая субкультура, влияющая на становление личности. Достаточно часто неформальные молодежные группы оказывают негативное влияние на личность подростка. По нашему мнению, театр может стать альтернативой деструктивным формам досуга молодежи».
Исследовательский этап начался с изучения литературы о Камерном театре, а именно сведений из энциклопедий и справочников, монографий и научных статей, журнальных и газетных публикаций. Далее были изучены доступные Интернет-ресурсы.
Важной частью работы является консультация учащегося со специалистами в изучаемой области. Это могут быть работники архивов, музеев, библиотек, краеведы, узкие специалисты, научные сотрудники и др. В процессе исследования нам предстояло познакомиться с известными людьми разных профессий, взять у них интервью, а для этого научиться грамотно формулировать вопросы, записывать и анализировать полученную информацию.
В частности, Ксения подготовила вопросы для театрального критика, культуролога, доктора исторических наук Сергея Сергеевича Загребина, который занимается изучением театрального искусства и истории Челябинского государственного драматического театра [2-4]. Также она побеседовала с заведующей литературной частью театра Ириной Юрьевной Камоцкой и режиссером Олегом Хаповым, ко -торый пригласил девушку с друзьями на премьеру спектакля «Тихий шорох уходящих шагов»
и любезно предоставил возможность заглянуть в театральное закулисье, сделать фотографии.
Этап создания работы начался с написания введения, в котором обозначены цели и задачи, гипотеза, объект и предмет исследования, его новизна; перечислены использованные исследовательские методы, приведено библиографическое описание. Цель исследования была поставлена следующая: определить место Камерного театра в культурно-познавательном досуге молодежи Челябинска. Данная цель определила постановку следующих задач: 1) определить роль театра в современном мире; 2) изучить специфику театральной жизни Челябинска; 3) исследовать историю Челябинского государственного камерного театра; 4) определить место Камерного театра в досуге молодежи (по материалам социологического исследования).
Результаты социологического опроса, проведенного автором исследования, показали, что «в настоящее время театр стал уступать место киноискусству. Между тем он способствует нравственному просвещению и воспитанию человека, поскольку актеры устанавливают непосредственный контакт со зрителем, с помощью чего достигается больший эффект сопереживания. Поэтому для молодежи очень важен театр как духовно-нравственный наставник. В городе Челябинске представлены театры всех видов. Молодые люди Челябинска в среднем посещают театр один раз в год. Челябинский камерный театр не имеет большой популярности в молодежной среде. Однако у него есть свой культурный зритель, безусловно, получающий эмоционально-нравственный импульс». Тезисы работы можно найти на сайте Челябинского драматического камерного театра [5].
Оформительский этап начался с изучения требований конкурса, на который планировалось представить работу. Мы собирались участвовать в региональных конкурсах («Шаг в будущее», «Интеллектуалы ХХ! века») и во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского является дистанционно-очной комплексной образовательной программой, формой сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учащихся, учителей и ученых из разных регионов России и стран мира. Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. Конкурс проводится в два тура. Для
участия в первом туре принимаются работы проблемного характера, включающие этапы методически корректной исследовательской работы, обработки, анализа и интерпретации собранного материала, а также обзор литературы по выбранной теме. Тематика исследований, представляемых на конкурс, не ограничена. Авторы работ, получивших положительную оценку, а также их руководители приглашаются на второй тур конкурса — Юношеские чтения им. В. И. Вернадского. Программа чтений предусматривает очную экспертизу исследовательских работ в стендовой и устной форме, методическую работу с научными руководителями, лекции ведущих ученых, знакомство с научными музеями Москвы, коммуникационную программу «Взаимодействие» и др. [6].
Педагог с многолетним опытом участия во Всероссийских конкурсах (одна из немногих в Челябинске) Марина Сергеевна Салмина, учитель МАОУ СОШ № 59, почетный работник Министерства образования Российской Федерации, историк, краевед, с удовольствием поделилась с нами тонкостями подготовки к стендовой защите, показала лучшие стенды своих учеников.
В 2016 г. стендовая защита работ учащихся проходила в научной библиотеке Московского государственного университета. Доброжелательные независимые эксперты были заинтересованы работами старшеклассников. Следует отметить, что внимание было проявлено к каждому участнику, жюри отметило сильные стороны представленных работ грамотами в разных номинациях. Так, Ксения Вострова получила сразу несколько наград: диплом I степени, грамоты «За неравнодушие и увлеченность», «За изучение социально важных объектов» и «Лучшая работа по мнению комиссии учащихся». Следует отметить тех людей, благодаря помощи которых, в том числе материальной, стало возможным участие в конкурсе. Огромную поддержку десятикласснице оказали ее родители и директор МАОУ СОШ № 43 Галина Владимировна Валова.
Итак, раннее приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения, позволяющей наиболее полно выявлять как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности у каждого учащегося, поскольку, по словам Л. Паскаля, «доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим». Исследовательская работа открывает новую форму общения с учениками, их родителями, общественностью,
с интересными людьми. Такой вид деятельности способствует формированию ключевых компетенций учащихся в полном объеме и максимально удовлетворяет требованиям ФГОС, подготавливая школьников к осознанному выбору будущей профессии.
Итог проведенного исследования подвела сама Ксения: «Работа над научным исследованием открылась для меня как совершенно новый вид деятельности. Изначально, приступая к работе, я задавалась целью добавить немного разнообразия в свои школьные занятия и сделать вклад в саморазвитие, к тому же я понимала, что данная работа могла принести значительную пользу в моем дальнейшем обучении. Но я совсем не подозревала, что научно-исследовательская деятельность может подарить настолько незабываемый опыт. Самой интересной частью научно-исследовательской работы для меня стал сам процесс. С момента выбора темы исследования до последнего слова на защите я чувствовала, как умственно и духовно развиваюсь, получаю новые знания и умения, как формируется новый научный мир внутри меня. Это личностное развитие сыграло важную роль для меня в научно-исследовательской деятельности. Однако, если признаться честно, были и такие моменты, когда хотелось остановиться на половине пути и не продолжать работу. Но сейчас, оглядываясь на проделанный путь, я понимаю: как хорошо, что нашлись силы преодолеть себя и уверенно идти дальше. После завершения работы мы с научным руководителем подали заявку на участие во Всерос-
Библиографический список
сийском конкурсе исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Через некоторое время нам пришло приглашение на очную защиту, которая проводится в Москве. Нельзя передать словами все те впечатления, которые я получила от этого конкурса, но можно сказать одно: они останутся со мной навсегда. На защите царила очень доброжелательная атмосфера. Все участники относились друг к другу не как к соперникам, а скорее как к научным коллегам. Но больше всего меня удивило чуткое внимание самих организаторов конкурса абсолютно к каждому участнику чтений. Каждый юный исследователь почувствовал себя полноправным членом научного сообщества. В целом научно-исследовательская деятельность позволила мне расширить свои познания, приобрести бесценный опыт и познакомиться со многими удивительными творческими людьми».
Практический пример работы над научным исследованием старшеклассницы подтвердил тезис о том, что исследовательское обучение способствует подготовке школьника к самостоятельному и творческому поиску новых способов познания в любой сфере человеческой деятельности, в том числе в науке и культуре. В данном виде обучения компетентностный подход нацелен не на большую информированность учащихся, а на способность самостоятельно решать проблемные задачи. Исследовательское обучение дает практико-ориентированные знания, позволяет научиться чему-то полезному и мотивирует школьника к дальнейшему самоопределению и социализации.
1. Шарманова, Т. В. Научно-исследовательская деятельность по истории как способ формирования ключевых компетенций в соответствии с ФГОС [Текст] / Т. В. Шарманова // Преподавание истории в школе. — 201б. — № 1. — С. 38-40.
2. Загребин, С. С. Театр мечты [Текст] / С. С. Загребин. — Челябинск, 1997. — 160 с.
3. Загребин, С. С. Массовая культура и современный театральный процесс [Текст] / С. С. Загребин // Вопросы культурологии. — 2008. — № 7. — С. 67-70.
4. Загребин, С. С. Современный российский театр : Проблема художественного позиционирования в условиях либерального общества и рыночной экономики [Текст] / С. С. Загребин // Социум и власть. — 2008. — № 3. — С. 123-126.
5. Челябинский драматический камерный театр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kamerata.ru/
6. Конкурс им. В. И. Вернадского [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vernadsky.
тЮ/