Научная статья на тему 'ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ТЬЮТОРА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ТЬЮТОРА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ЗАДАЧИ ТЬЮТОРА / МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журунтаева Сауле Байкешевна, Власенко Светлана Викторовна, Чемоданова Галина Иосифовна

В статье рассматриваются содержание этапов и последовательность реализации план-программы тьюторского сопровождения педагогов в системе повышения квалификации, котороая включает помимо организации курсовой подготовки педагогов, различные формы взаимодействия преподавателя-тьютора; интерактивные методы обучения на занятиях в рамках курсовой подготовки, способствующие профессиональному развитию педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журунтаева Сауле Байкешевна, Власенко Светлана Викторовна, Чемоданова Галина Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ТЬЮТОРА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

УДК 374.7

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ТЬЮТОРА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Журунтаева С.Б., Власенко С.В.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан) Чемоданова Г.И.

Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева (г. Петропавловск, Республика Казахстан),

Аннотация. В статье рассматриваются содержание этапов и последовательность реализации план-программы тьюторского сопровождения педагогов в системе повышения квалификации, котороая включает помимо организации курсовой подготовки педагогов, различные формы взаимодействия преподавателя-тьютора; интерактивные методы обучения на занятиях в рамках курсовой подготовки, способствующие профессиональному развитию педагогов.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, повышение квалификации педагогов, задачи тьютора, модель тьюторского сопровождения.

На всём протяжении сопровождения педагога в системе повышения квалификации тьютор особое внимание уделяет авторским предложениям, альтернативным решениям и ходам, которые предлагает педагог. Каждое предложение фиксируется, обсуждается реалистичность его выполнения, а главное, насколько значимо для автора получить подобный опыт.

Рассматриваемая нами позиция тьютора основана на современном понимании реализации принципа индивидуализации через тьюторское сопровождение (Т.М. Ковалева [1]). В основе разработки вариантов тьюторского сопровождения мы взяли идеи Е.А. Александровой, которая выделяет три блока на основании готовности и потребности педагога во взаимодействии с тьютором. Первые два блока автор называет «опека», «забота», «защита» и «наставничество [2].

На наш взгляд, уровень «наставничества» позволяет осуществлять совместную деятельность педагогов - участников образовательного процесса, способными к самостоятельной самообразовательной деятельности. В деятельности тьютора преобладают задачи наблюдения, анализ ситуации, консультирования. Учитель при помощи тьютора может разработать и реализовать собственную индивидуальную образовательную программу.

Описанная последовательность действий тьютора в сопровождении педагогов в системе повышения квалификации предполагает активизацию видов деятельности на разных этапах (аналитической, диагностической, проектирующей, организационной, информационной, коммуникативной, оценочной, рефлексивной и др.). На основании вышеизложенного разработана план-программа тьюторского сопровождения педагогов в системе повышения квалификации, которая приведена в таблице 1.

Тьюторское сопровождение педагогов в системе повышения квалификации связано с внедрением технологий открытого образования в практику традиционной школы. Очевидно, что если учебное заведение не готово к ведению такого рода работы и не заинтересовано в серьезном изменении форм и методов обучения, усилия одного специалиста окажутся напрасными. Более того, не найдя путей свободного использования полученных знаний, педагог рискует оказаться в некой культурной изоляции, т.к. в его образовательной траектории уже произошли качественные изменения по направлению к личностно-ориентированной педагогике, и работать, не основываясь на присвоенном содержании профессиональной деятельности невозможно [3].

Предлагаемая план-программа тьюторского сопровождения педагогов в системе повышения квалификации включает помимо организации курсовой подготовки педагогов, различные формы

взаимодействия преподавателя-тьютора; интерактивные методы обучения на занятиях в рамках курсовой подготовки, способствующие профессиональному развитию педагогов.

На данном этапе необходимо организовать тьюторское сопровождение проектной деятельности педагогов; обеспечить освоение необходимых исследовательских умений педагогов, направленных на развитие самостоятельного вариативного поиска решения значимых для педагогов проблем, требующих экспериментирования и проявления настойчивости в получении результата.

Тьютор на основе данных диагностики, собеседования с педагогами, на этапе формирующего эксперимента осуществляет предварительное целеполагание и отбор содержания для педагогов, участвующих в проекте, разрабатывает рабочую программу в логике индивидуализации, учебно-методическое обеспечение. Тьютор организует проектирование деятельности педагога на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса, создает педагогу возможности для выбора, выступая, в качестве консультанта. Результатом работы становится индивидуальная образовательная программа на определенный период времени (год). С помощью тьютора педагог проектирует общий образовательный процесс, в ходе которого каждый педагог реализует ИОП через технологию обучения в глобальной информационной сети (через программу Moodle, индивидуально-ориентированную систему обучения, вебинары, коуч занятия и в консалтинговый период: мастер классы и т.д.).

Таблица 1

План-программа тьюторского сопровождения педагогов в системе повышения квалификации

№ Этап Содержание этапов Форма проведения Задачи тьютора

1 Аналитичес диагностика и анализ Входное Отобрать на основе данных

кий состояния педагогов анкетирование и содержание образования для

«на входе» тестирование организации курсовой подготовки данной группы педагогов

2 Целеполаган - помощь педагогу в -мозговой штурм -Провести предварительное

ие определении целей в процессе целеполагание на основе данных

собственной целеполагания; диагностики, собеседования с

деятельности и -разработка учителями;

выдвижение целей рабочей -разрабатывает рабочую

курсовой подготовки программы программу в логике индивидуализации, осуществляет учебно-методическое обеспечение

3 Планирован -помощь педагогам в -деловая игра подбирает дидактический

ие составлении плана «План индиви- материал, содержание

повышения дуального контрольных срезов, эталона

квалификации и плана сопровождения в контроля, «организационных

самообразования процессе повышения квалификации» материалов» по содержанию курсов в логике индивидуализации

4 Организация тьютор организует Тренинги, программирует общий

образовател курсовую подготовку лекции, образовательный процесс;

ьной педагогов, процесс практические алгоритмизирует

деятельност самообразования, занятия, индивидуальную

и индивидуальные консультации консультации образовательную деятельность; организует коллективные занятия

5 Тьютор в процессе Кейс-стади, -создать вариативные ситуации, в

Организация повышения интерактив которых разрушается

творческой квалификации «Шесть шляп стереотипность мышления

деятельност включает педагогов в мышления»,

и различные виды диалоговое

творческой деятельности обучение, проектная деятельность

6 Организация исследовате льской деятельност и В рамках курсовой подготовки педагоги выполняют мини-исследования; консультация тьютора по темам педагогического исследования в профессиональной деятельности Индивидуальные и групповые консультации, мини- исследования, эссе; круглый стол (интерактивный метод «Идеал») Круглый стол (интерактивный метод «Идеал») - помощь педагогам в выборе темы исследовательской работы через осознание собственного профессионального интереса; -организует встречу педагогов с научными консультантами. организует встречу педагогов с научными консультантами.

7 Организация проектной деятельност и педагогов -разработка проекта в рамках курсовой подготовки практическое занятие Проблемно- развивающее обучение -помочь в прояснении позиции педагогов по следующим вопросам: какова Ваша проектная идея? в чём смысл проекта? какую проблему своим проектом Вы решаете? кому еще, кроме Вас, это нужно? что Вы хотите получить в результате реализации своей идеи?

8 Организация рефлексивно й деятельност и педагогов организация рефлексии педагогов по поводу их деятельности в процессе повышения квалификации консультировани е по предмету, оценка процесса и результата; анкетирование, ранжирование; интерактивный метод «Четырехранный алмаз»; выходное тестирование и анкетирование -организует рефлексивное действие педагога по сопоставлению полученных результатов с целями индивидуальных и общих коллективных занятий, выявляются индивидуальные и общие продукты деятельности, фиксируются и классифицируются применяемые виды и способы деятельности, а также их эффективность

9 Дальнейшее профессион альное развитие -определение перспектив профессионального развития Прогнозирование профессионально го развития. Предметом тьюторских консультаций становятся профессиональн ые предпочтения и ожидания педагогов -помочь педагогу разработать индивидуальную образовательную программу с учетом профессиональных интересов (ориентиров). с учетом профессиональных интересов (ориентиров). программу самосовершенствование

Тьютор организует рефлексивное действие педагога по сопоставлению полученных результатов с целями индивидуальных и общих коллективных занятий, выявляются индивидуальные и общие продукты деятельности, фиксируются и классифицируются применяемые виды и способы деятельности, а также их эффективность.

Методами реализации эффективной подготовки педагогов к проектной деятельности являются: традиционные (лекции, беседы, дискуссии и т.д.); интерактивные (деловая игра, ролевая

игра, создание творческих проектов и их защита, создание педагогических ситуаций, мозговой штурм и т.д.). Под руководством тьютора каждым педагогом была разработана индивидуальная образовательная программа. Примерный вариант представлен в таблице 2.

Под «тьюторским сопровождением проектной деятельности педагогов в системе повышения квалификации» мы понимаем «особый тип педагогического сопровождения, при котором педагог достигает дидактической цели через детальную разработку проблемы, завершающейся реальным, осязаемым практическим результатом, выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с тренером ЦПМ.

Тьюторское сопровождение проектной деятельности педагогов в системе повышения квалификации:

- представляет собой многоуровневую систему проектировочных типов деятельности, состоящую из двух циклов проектирования. Каждый цикл, в свою очередь, содержит ряд фаз и этапов проектирования;

- должно осуществляться на основе общедидактических принципов (научности, индивидуализации учебной деятельности, сознательности и активности, наглядности, системности, последовательности и др.) и системы специфических принципов, которые коррелируют с общедидактическими [4].

- включает организационно-управленческие, дидактические, психолого-педагогические условия, определяющие содержание и формы взаимодействия тьютора с педагогами в процессе сопровождения проектной деятельности в системе повышения квалификации.

Модель тьюторского сопровождения проектной деятельности педагогов в системе повышения квалификации, представленная целевым, содержательным, технологическим и аналитическим компонентами, проявила себя на практике как законченное интегративное образование, демонстрирующее, с одной стороны, в каждом компоненте проявлений элементы, не присущие другим составляющим, но, с другой стороны, логически между собой жестко связанные:

а) целевой компонент модели ориентирует педагога на конструктивную, неформализованную работу для создания объективного образовательного запроса к системе повышения квалификации посредством установления соответствия между требованиями педагога к процессу повышения квалификации на формирование профессиональных компетенций и личностными факторами; б) содержательный компонент модели объективизирует уровни владения основными профессиональными компетенциями у педагогов посредством разработки проектов; г) технологический компонент модели, это, по сути, механизм включения в образовательный процесс педагога - на приемлемых для него условиях: обучение в группе, где все обучающиеся имеют схожий уровень владения проектной деятельностью, испытывают потребность в схожих профессиональных знаниях и их объемах.

Под руководством тьютора каждым педагогом была разработана индивидуальная образовательная программа. Примерный вариант представлен в таблице 2.

Таблица 2

Индивидуальная образовательная программа участника проекта_

Ф.И.О. I.Цель II. Содержание программы:

№ п / п Изучение теории (информационный источник, формы и средства) Выполнение самост., практич. заданий Сроки Тьюторский час (вебинары, коучинги, практич. занятия, тренинги Рецензия тьюто ра Мастер класс Сроки о о -е т р о И Результат

Примечание: [разработано автором] Учебная деятельность учителя направлена на создание такой индивидуальной образовательной программы, согласованной с другими участниками курса повышения

квалификации, моделирование и проживание учебного и рефлексивного процессов. Кроме этого, тьюторы планируют мероприятия по развитию и саморазвитию педагога, которые можно оформлять в виде таблицы 3.

Тьюторское сопровождение позволило изучить отношения участников опытно-экспериментальной деятельности по организации образовательного процесса на основе ИОП как по вертикали (преподаватель-тьютор и педагог в системе повышения квалификации), так и по горизонтали (педагог-педагог) в процессе взаимодействия в системе повышения квалификации. В результате реализации разработанного комплекса педагогических условий произошло общее повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Таблица 3

Мероприятия по развитию и саморазвитию учителя__

Способность учителя к саморазвитию ФИО учителя Стимулирующие факторы Препятствующие факторы Система мер

1.Активное саморазвитие

2.Не сложившееся саморазвитие, зависящее от условий

З.Остановившееся саморазвитие

Таким образом, эффективность тьюторского сопровождения педагогов в системе повышения квалификации зависит от реализации педагогических условий тьюторского сопровождения педагогов в системе повышения квалификации, от включения педагогов в деятельность, направленную на развитие всех компонентов профессиональной компетентности. Целенаправленная работа в этом направлении привела к изменениям в потребности педагогов в тьюторской помощи преподавателей института повышения квалификации-тьюторов, что подтверждается специально выполненным статистическим анализом эмпирических данных.

Библиографический список

1. Рысбаева А.К. Методология развития успешности деятельности как категории педагогики. Автореф. на соискание д.п.н. Алматы, 2004. - 53с.

2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников.// Школьные технологии - М.: НИИ школ. технологий, 2016. - 335с.

3. Чернова Е.И. Тьюторство как форма психолого-педагогического сопровождения детей // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. - № 8-4. С. 165-167.

4. Сорокина Н.В. Развитие института «тьюторства» в процессе реализации дистанционного обучения // В сборнике: Информационно-коммуникационные технологии в реальном и виртуальном образовательном пространстве. /Материалы Международной научно-практической видеоконференции. - 2015. - С. 85-88.

Журунтаева Сауле Байкешевна, магистрант специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: Saule.zhuruntaeva@mail.ru

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук., доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Чемоданова Галина Иосифовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и психология», Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева (Республика Казахстан, г. Петропавловск) e-mail: galina_chem@mail.ru

Дата поступления статьи 01.03.2021

© С.Б.Журантаева, С.В. Власенко. Г.И. Чемоданова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.