Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журантаева Сауле Байкешевна, Власенко Светлана Викторовна, Чемоданова Галина Иосифовна

Методологическую основу исследования определил системный, индивидуальный, личностно-деятельностный методологические подходы, которые позволили изучить тьюторское сопровождение педагогов в системе повышения квалификации. В статье рассматриваются методологические основы тьюторского сопровождения деятельности педагогов в системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журантаева Сауле Байкешевна, Власенко Светлана Викторовна, Чемоданова Галина Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

УДК 374.7

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Журантаева С.Б., Власенко С.В. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан) Чемоданова Г.И.

Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева (г. Петропавловск, Республика Казахстан)

Аннотация. Методологическую основу исследования определил системный, индивидуальный, личностно-деятельностный методологические подходы, которые позволили изучить тьюторское сопровождение педагогов в системе повышения квалификации. В статье рассматриваются методологические основы тьюторского сопровождения деятельности педагогов в системе повышения квалификации.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, повышение квалификации педагогов, методологические подходы.

Современные тенденции образования предопределяют развитие образования, как процесса, связанного с инноватикой. Изменение цели обучения в школе и вузе обусловливает необходимость внедрения педагогических инноваций не только в педагогический процесс образовательных учреждений, но в образовательный процесс системы повышения квалификации педагогов. Важнейшей инновационной ветвью в образовании является включение в процесс обучения не учителя, а тьютора.

Одно из приоритетных направлений развития современного образования - развитие человеческого потенциала. Анализ образовательной ситуации показывает, что рекомендации государственного уровня и социальный заказ вступает в противоречие с существующей традиционной педагогической практикой, организованной без учета индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Поэтому закономерным является изменение педагогической деятельности и возникает необходимость в качественно новой подготовке педагога в системе повышения квалификации к реализации обучения с учетом компетентностного, личностно-ориентированного, индивидуального подходов.

На этапе возникновения интеллектуально-культурной, информационной цивилизации XXI века предполагаются новые подходы к системе повышения квалификации педагогов. В современных условиях актуализируется осознание того, что устойчивое развитие общества, новые стратегические ориентиры в экономике, политике, необходимость освоения людьми новых социальных ролей с учетом открытости общества, его быстрой информатизации и динамичности -все это кардинально изменило требования к образованию [1; 2]. Любое реформирование системы образования в первую очередь касается системы повышения квалификации педагогов.

Методологическую основу исследования определил системный, индивидуальный, личностно-деятельностный методологические подходы, которые позволили изучить тьюторское сопровождение педагогов в системе повышения квалификации.

Практика показывает, что наиболее продуктивными способами взаимодействия специалистов учреждений повышения квалификации с педагогами являются активные формы, при этом необходимое условие - опора на профессиональный опыт последних, выявление потребностей в профессиональном развитии и определение его приоритетных направлений.

На наш взгляд, к задачам системы повышения квалификации, наряду с выше перечисленным, можно отнести определение и уточнение образовательных потребностей педагогов; оказание помощи каждому учителю в построении индивидуальной образовательной траектории профессионального роста; обеспечение тьюторского сопровождения; организацию плодотворных педагогических взаимодействий.

Важно создать такую систему образования, которая не только вооружала бы знаниями обучающегося, но и способствовала формированию творческой и инициативной личности, обладающей фундаментальными качествами и способностями, ориентированной на свое непрерывное самообразование и саморазвитие, полагают З.А. Исаева, Р.У. Накимбекова [3].

В настоящее время проблема использования новых форм и методов в системе повышения квалификации педагогов довольно актуальна. Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности педагогов к выполнению управленческих, организаторских, обучающих и воспитательных функций. Оно предусматривает освоение новых общетеоретических и социально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Повышение квалификации одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель повышения квалификации педагогов состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требованиями к их личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования [4, С.63].

В современных условиях обществу требуются специалисты, способные к творческой самореализации, гибкому мышлению, понимающие тенденции развития государства в целом. Им необходимы системное видение задач профессиональной деятельности, умение выдвигать цели и стремление к высоким результатам труда. Этому способствует высокопрофессиональная работа педагогов. В связи с чем, огромное значение следует уделять повышению квалификации педагогических кадров.

Современный педагог должен обладать широкими общими и специальными знаниями, способный принимать решения и нести за них ответственность, быстро реагировать на изменения в технике и науке, соответствующие требованиям новых технологий, которые сегодня повседневно внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Также, ему необходимы социально-психологическая компетентность, аксиологические устремления, идеалы, ценности, человеческие и гуманные побуждения, аналитическое мышление, высокий уровень культуры, знание законов межличностного общения, самоорганизация и саморегулирование [5, с.101-104].

Учитывая растущий спрос общества на высококвалифицированных педагогические кадры, система образования начала осуществлять многовекторное развитие профессиональной подготовки учителей. Оно должно совершенствоваться на основе научно-обоснованной сравнительно-педагогической характеристики современного состояния и тенденций развития государственной политики в области педагогического образования, диалектической взаимосвязи теоретических и педагогических направлений профессиональной подготовки учителей с философией и психологией; систем непрерывного педагогического образования за рубежом.

Современная ситуация в системе образования обусловлена социально-экономическими потребностями общества и разработкой нормативно-правовых документов, отражающих образовательную политику правительства. В нормативно-правовой базе закреплены положения о смене парадигмы образования, необходимости организации личностно-ориентированного обучения, повышения квалификации педагогов на основе личностно-ориентированного подхода.

Обновление содержания должно происходить при качественном кадровом сопровождении, и это значит, что должна быть пересмотрена система повышения квалификации педагогов. Необходимо вести систематическую исследовательскую работу в области образования, в рамках которой должны изучаться различные методики преподавания и эффективность альтернативных подходов к обучению.

Методологической основой организации является теория о целостном педагогическом процессе, теория личности, теория компетентностного образования. На основании теории о целостности педагогического процесса взаимодействие педагогических коллективов системы «преподаватель института повышения квалификации - педагоги» рассматривают как целостную систему взаимодействия «педагоги - педагоги», так как целостность в данном случае определяется единством цели и результата.

В ходе изучения проблемы также были определены основные методологические принципы повышения квалификации педагогов РК: гуманизм, фундаментальность, интегративность, универсальность, непрерывность и преемственность этапов и ступеней педагогического образования, гибкость и вариативность содержания, технологий образовательного процесса, адаптивность, всеобщность, - которые могут служить основополагающим диалектическим методом нашего исследования. Принцип системности среди методологических законов и принципов, используемых при исследовании в педагогической науке, занимает одно из центральных мест.

Изучение психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований свидетельствует о многообразии подходов к решению проблемы повышения квалификации педагогов, которая в настоящее время активно решается с позиций системного, личностно-деятельностного. индивидуального и других подходов.

В организации научного исследования проблемы повышения квалификации педагогов одним из основных является системный подход, позволяющий выявить свойства и существенные характеристики изучаемых явлений и предметов. Определение сущности целей, содержания, методов, форм, средств, материально-технической базы каждого компонента системы непрерывного педагогического образования осуществляется на основе именно системного подхода. Проблема системности получила достаточно полное отражение в работах философов А.Н.Аверьянова, В.Г.Афанасьева, В.П.Кузьмина, Л.Н. Науменко и др., анализирует О.С. Анисимов основы методологического мышления [6].

Таким образом, роль использования системного принципа заключается в необходимости понимания предмета исследования и субъекта противоречия, познание которого дает нам возможность рационально выразить в логике понятий развитие системы повышения квалификации в непрерывном движении.

Методологическое обеспечение исследования, как полагает В.В. Краевский, указывает на необходимость сочетания системы теоретических знаний с организацией системы педагогической деятельности. Специальная научная деятельность, направленная на совершенствование теории непрерывного педагогического образования - показатель формирования методологического обеспечения исследования [7, с.55-58].

В нашем исследовании мы используем в качестве методологического основания исследования процесса повышения квалификации педагогов процессуальный подход, который рассматривает повышение квалификации педагогов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и предусматривает объединение целей, ресурсов, сроков, руководства, управления и исполнения. Качество и результативность образования зависят от уровня педагогической квалификации, профессиональной компетентности, инициативы и творчества кадров», отмечается в Концепции развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Казахстан [8, с.4].

Таким образом, совершенствование процесса повышения квалификации педагогов требует создания соответствующих условий для развития профессиональной компетентности, которая представляет собой интегральное качество личности, выражающее способность и готовность специалиста эффективно выполнять профессиональную деятельность. Профессиональная компетентность - одно из системообразующих качеств современного специалиста, к проблеме понимания которой в условиях модернизации образовательного процесса интерес заметно повысился.

В процессе становления системы повышения квалификации апробируются различные модели повышения квалификации, основополагающим принципом данного процесса является

принцип личностного развития взрослых людей. То есть, по сути, реализуется личностно-ориентированное образование, которое способствует овладению педагогами технологией процесса развития, механизмами профессиональных действий и профессиональным мышлением. Педагоги приобретают способности действовать, осваивать технологии, использовать интеллектуальные средства самоорганизации деятельности.

Под влиянием изменения парадигмы образования, ведущих образовательных идей, кардинально изменяется место и роль системы повышения квалификации педагогов. Концептуальное образование активно на протяжении всей жизни человека, осуществляется непрерывное педагогическое образование, включающее базовое высшее и профессиональное, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров.

Система повышения квалификации - совокупность подразделений, представляющих различные организационно-правовые формы, органы управления, научно-исследовательские учреждения, информационные службы, реализующие дополнительные профессионально-образовательные программы. Вышеобозначенные организационные формы повышения квалификации: самообразование учителей; методические объединения, кафедры, центры образовательного учреждения; разовые, цикличные формы (курсы, семинары, конференции); повышение квалификации в системе институтов повышения квалификации. При таком многообразии организационных форм повышения квалификации, каждый педагог имеет право и возможность выстраивать собственную стратегию профессионального роста. Вместе с тем, необходимо внедрять современных формы повышения квалификации: организация проектной деятельности, коучинг, модерация, сопровождение, тьюторство, которые основаны на принципах субъектной ориентации, опережающего характера, гибкости, вариативности, преемственности, учета изменяющихся требований к системе образования и профессиональной деятельности учителя. Тьюторское сопровождение — это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и переходах по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления, анализирует проблему тьюторства А.Г. Чернявская [9].

Таким образом, мы видим, что тьюторская деятельность в своей основной части является совместной деятельностью преподавателя института повышения квалификации и педагогов по выстраиванию и реализации траектории его профессионального совершенствования.

Позиция тьютора зависит от этапа освоения способа деятельности слушателя, в соответствии с чем выделяют три этапа деятельности тьютора в системе повышения квалификации педагогов, приведенные в таблице 1.

Таблица 1.

Этапы деятельности тьютора в системе повышения квалификации

Действия тьютора Действия слушателей ПК Взаимодействие

1-ый этап

Тьюторская консультация Задачи - способствовать выявлению вопроса; определению интереса, на основе которого и будет строиться дальнейшая работа Результаты: Предварительное формирование «карты возможностей» слушателя. Прояснение, кто и что будет делать Тема: «Работа с образом будущего. Индивидуальная история» Прояснение ожиданий слушателя, представлений о взаимодействии с тьютором, прояснение вопроса, с чем связано образование для него, с каким шагом, куда? Помощь в соотнесении «карты возможностей» и «карты желаемых проб»

2-ой этап - Работа с содержанием курса

По необходимости - презентация «зон возможного взаимодействия» Определение зон взаимодействия с тьютором Запуск «Портфолио», как способ проявления индивидуальной истории; Рефлексия движения

слушателя к намеченному результату

Тьютор дистанцируется, его задача на данном этапе - мобильное реагирование на ситуацию, работа с соответствующими проблемами. Слушатель работает с предметным содержанием Совместный поиск научного консультанта, консультация психолога, построение карты реализации задач слушателя

Предварительное проектирование результата Пробы и локальные события; Движение к результатам Выработка коррекционных мер движения к результатам

3-ий этап - рефлексивный

Организация «образовательного события» (локальных событий) Проявление себя в деятельности Фиксация успеха

Позиция тьютора на данном этапе-организатор рефлексии Защита игровой работы; Анализ результатов деятельности Проектирование следующего шага

Таким образом, возникла новая позиция и в работе методических служб институтов повышения квалификации педагогических работников - позиция тьютора, деятельность которого направлена на сопровождение профессионального развития педагогов. Слушатель курсов учится самостоятельно, а тьютор помогает ему, технологически организуя особые пространства совместной деятельности. Обучение происходит на основе и с включением в содержание обучения реального опыта слушателей курсов повышения квалификации. Обучение носит сетевой, распределенный характер.

Библиографический список

1. Акиншина И.Б. Развитие тьюторства в рамках студенческого самоуправления в высшей школе Германии // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал, 2012. - № 5. - ШЬ;^^.8с1епсе-еёиса1юп.щ/105-6967 (дата обращения: 20.09.2012).

2. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников.// Школьные технологии - М.: НИИ школ. технологий, 2010. - 335с.

3.Исаева З.А., Накимбекова Р.У. Проблемы фундаментализации высшего профессионального образования / Университетское образование и общество в третьем тысячелетии: материалы XXX международной научно-методической конференции. Часть 2. -Алматы: ^азак университету 2000. - С. 7-9.

4.Каплунович Т.А., Александрова М.В., Тращенкова С.А. Проектирование этапов повышения квалификации педагога в контексте карьерного развития// Человек и образование, 2012. - № 4 (33). - С.10-14.

5.Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: Учебно-методическое пособие. - М.: Университетская книга; Логос. - 256 с.

6. Уварова Н.М. Об условиях успешной институализации тьюторства // Администратор образования, 2012. - № 17. - С. 90-91.

7.Бендова Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования: Автореф. дис. ...канд. пед. н. — М., 2006. —23с.

8. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 256 с.

9.Серебровская Т.Б. Тьюторство в контексте модернизации высшей школы // Вестник Оренбургского государственного университета, 2011. - № 124. - С. 13-18. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16350719 (дата обращения: 20.09.2012).

Журантаева Сауле Байкешевна, магистрант специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: Saule.zhuruntaeva@mail.ru

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Чемоданова Галина Иосифовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и психология» Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева (Республика Казахстан, г. Петропавловск) e-mail: galina_chem@mail.ru

Дата поступления статьи: 29.09.2020

© Журантаева С.Б., Власенко С.В., Чемоданова Г.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.