Научная статья на тему 'Последователи идеологии А. У. Е. В Республике Татарстан: факторы и акторы негативной социализации'

Последователи идеологии А. У. Е. В Республике Татарстан: факторы и акторы негативной социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СУБКУЛЬТУРА / ГРУППОВОЙ СТЕРЕОТИП / ПАТТЕРН / КСЕНОФОБИЯ / ДЕПРИВАЦИЯ / НЕГАТИВНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / STUDYING YOUTH / SUBCULTURE / GROUP STEREOTYPE / PATTERN / XENOPHOBIA / DEPRIVATION / NEGATIVE CONSOLIDATION / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов А. В., Козлов В. Е., Бурмистрова Ю. Ю.

Основанием для написания статьи стало пилотное исследование феномена А.У.Е., проведенное авторами с апреля по октябрь 2018 года на территории Республики Татарстан. Целью данного исследования являлся анализ групповых стереотипов и паттернов, доминирующих в уголовно-арестантской субкультуре, распространенной в среде «улично-дворовой» молодежи Республики Татарстан. В статье рассмотрены социально-психологические характеристики участников субкультуры А.У.Е. в Республике Татарстан. Охарактеризованы социальные факторы и психологические мотивы агрессии участников данного движения по отношению к государственным институтам, а также аут-группам, в том числе, генерализованной социальной группе обществу. Выявлены целевые группы молодежи, которые могут являться объектом деструктивного воздействия идеологии А.У.Е. Ранней профилактикой вовлечения в улично-криминальные субкультуры является информационно-просветительская работа со «значимыми близкими» (родителями, родственниками, педагогами), раскрывающая факторы и механизмы индоктринации подростков, расширение перечня культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий для учащихся в рамках образовательного учреждения, мониторинг сетевого пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Followers of the ideology of "A. U. E." in the Republic of Tatarstan: socio-psychological portrait

The reason for the writing the article was the pioneer research of the phenomenon “A.U.E.”, conducted by the authors from the April till October, 2018 on the territory of the Republic of Tatarstan.The purpose of the study is to analyze criminal stereotypes of a collective nature that take place among representatives of street and yard youth of the Republic of Tatarstan. The article deals with the socio-psychological characteristics of the participants of criminal movements in the Republic of Tatarstan, namely the collective "portrait" of a supporter of the criminal movement. The degree of hostility of the participants of this movement towards the state is determined. Target youth groups which can be the object of destructive influence of criminal ideology are revealed. The early preventive activities of the involvement of studying youth into street crime groupings is the informative and pedagogical work with “meaningful dearest and nearest people” (i.e. parents, relatives, pedagogues), revealing the factors and mechanisms of studying youth indocritination, enlargement of the list of culture-pedagogical and health activities for the studying youth within the educational institution, monitoring of set environment.

Текст научной работы на тему «Последователи идеологии А. У. Е. В Республике Татарстан: факторы и акторы негативной социализации»

УДК 159.99

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ИДЕОЛОГИИ А.У.Е. В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ФАКТОРЫ И АКТОРЫ НЕГАТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

А.В. Иванов, В.Е. Козлов, Ю.Ю. Бурмистрова1

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31376

Аннотация. Основанием для написания статьи стало пилотное исследование феномена А.У.Е., проведенное авторами с апреля по октябрь 2018 года на территории Республики Татарстан. Целью данного исследования являлся анализ групповых стереотипов и паттернов, доминирующих в уголовно-арестантской субкультуре, распространенной в среде «улично-дворовой» молодежи Республики Татарстан. В статье рассмотрены социально-психологические характеристики участников субкультуры А.У.Е. в Республике Татарстан. Охарактеризованы социальные факторы и психологические мотивы агрессии участников данного движения по отношению к государственным институтам, а также аут-группам, в том числе, генерализованной социальной группе - обществу. Выявлены целевые группы молодежи, которые могут являться объектом деструктивного воздействия идеологии А.У.Е. Ранней профилактикой вовлечения в улично-криминальные субкультуры является информационно-просветительская работа со «значимыми близкими» (родителями, родственниками, педагогами), раскрывающая факторы и механизмы индоктринации подростков, расширение перечня культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий для учащихся в рамках образовательного учреждения, мониторинг сетевого пространства.

Ключевые слова: молодежь, субкультура, групповой стереотип, паттерн, ксенофобия, депривация, негативная консолидация, социальные сети.

FOLLOWERS OF THE IDEOLOGY OF "A. U. E." IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN: SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT

A. Ivanov, V. Kozlov, Y. Burmistrova

Abstract. The reason for the writing the article was the pioneer research of the phenomenon "A.U.E.", conducted by the authors from the April till October, 2018 on the territory of the Republic of Tatarstan.The purpose of the study is to analyze criminal stereotypes of a collective nature that take place among representatives of street and yard youth of the Republic of Tatarstan. The article deals with the socio-psychological characteristics of the participants of criminal movements in the Republic of Tatarstan, namely the collective "portrait" of a supporter of the criminal movement. The degree of hostility of the participants of this movement towards the state is determined. Target youth groups which can be the object of destructive influence of criminal ideology are revealed. The early preventive activities of the involvement of studying youth into street crime groupings is the informative and pedagogical work with "meaningful dearest and nearest people" (i.e. parents, relatives, pedagogues), revealing the factors and mechanisms of studying youth indocritination, enlargement of the list of culture-pedagogical and health activities for the studying youth within the educational institution, monitoring of set environment.

Keywords: studying youth, subculture, group stereotype, pattern, xenophobia, deprivation, negative consolidation, social networks.

В современной России взрывное распространение криминальной субкультуры в среде молодежи достигло угрожающих размеров и создает угрозу для стабильного социально-экономического развития страны [5]. Прежде всего, речь идет о молодежной субкультуре А.У.Е. (расшифровывается как «арестантский уклад един» или «арестантское уголовное единство»), которая возникла в результате криминализации улично-дворовых кампаний [3]. Можно констатировать усиление влияния криминального мира на маскулинные молодежные сообщества улично-дворового

профиля. Однако молодежную субкультуру А.У.Е. нельзя представлять слепком традиционной субкультуры уголовного мира [1].

Важным социальным рубежом для подростка является время окончания 9 класса школы. Перед большинством учащихся встает вопрос о дальнейшем профессиональном самоопределении - идти дальше в колледж, техникум или в 10 класс и дальше в вуз, а также вопрос, связанный с дальнейшей социализацией в своей возрастной группе. Именно в это время подростки чувствуют наибольшую социальную и психологическую уязвимость, особенно те, кто

хотел, но в силу различных обстоятельств не смог продолжить среднее образование.

Жизнь подростка проходит в рамках трёх ключевых площадок времяпровождения: дом, школа, улица. Именно «Улица» является тем пространством, где криминальные маскулинные практики могут становиться частью подростковой жизни, вовлекать его в улично-дворовые сообщества или противопоставлять его данным субкультурным группам. Понятие «Улица» используется как самими участниками движения, так и конкурирующими молодежными субкультурами, прежде всего так называемыми «правыми» (или национал-социалистами).

Основу философии субкультуры А.У.Е. составляют мифологемы об истоках движения (креационистский миф), а также неписанный кодекс поведения, содержащий набор императивных «коллективных представлений» в виде идеальной личностной модели - образа «настоящего пацана» и одобряемых паттернах внутригруппового поведения, среди которых: взаимовыручка, приоритет групповых интересов над личными, презрение и агрессия по отношению к другим социальным и субкультурным группам, контроль над территорией, выраженный формулой «смотреть за районом» и др.

Из интервью: «Это пошло издревне, из 90-х же это все пошло. Потому что люди были безработные, учиться никто не хотел в 90-ые годы. И дети просто слонялись по улицам. Просто туда-сюда ходили, и так постепенно появилось это движение - «уличные». Понятие -пацаны. Пацаны - это молодые ребята, которые постоянно тусят на улице, которые следят за порядком у себя на районе, чтобы там не было никаких инцидентов. Чтобы никто никого там не воровал, не обижал, не убивал...» (муж., 21 год, г. Казань).

Как видим, для молодежной улично-криминальной субкультуры характерно сочетание агрессивных коллективистских ценностей для регуляции жизни пространства двора и противопоставление себя традиционным общечеловеческим нормам жизни [2]. Следует обратить внимание на вопросы мобильности и быстрого сбора для решения уличных конфликтов или совершения криминальных действий.

В социально-психологическом типе «Улица» (участник А.У.Е. сообщества) можно условно выделить две категории: «Пацан сидевший» и «Пацан с Улицы».

«Пацан сидевший» - это молодой человек, прибывший в колонию, уже индуцированный

идеологией А.У.Е. и вернувшийся на свою «Улицу» после окончания заключения.

Вторая категория - это «Пацаны с Улицы» (потенциально могут перейти в первую категорию), которые разделяются на несколько возрастных групп: молодые, старшие, древние. Возрастные рамки четко не определены.

«Древними» являются участники старше сорока лет, обязательно с судимостью. Часть респондентов понимают, что «древние» это отдельная каста, которая мало связана с уличным движением; они решают финансовые вопросы.

«Пацаны с Улицы» стараются в большинстве своем дистанцироваться от А.У.Е. темы в социальных сетях, однако считать, что они полностью игнорируют эту часть виртуальной субкультуры было бы ошибочно. Анализ личных страниц «Пацанов с Улицы» по г. Казани показал, что они подписаны обычно на паблики улично-криминальной тематики или создают свои закрытые сообщества в соцсетях, где общаются с представителями своей улицы.

«Пацаны с Улицы» стараются соблюдать определенную анонимность и не афишировать, с какого они района перед человеком, не посвященным в уличные субкультурные традиции, тем более говорить об этом с представителем правоохранительных органов. Из интервью: <Нам нельзя просто так представляться без причины, даже если это типа интервью. Вот если тебя спросили пацаны с другой группировки, то можно представиться и своим позвонить, а так перед каждым встречным нельзя. А то свои ещё накажут» (муж., 18 лет, г. Казань).

Один из респондентов достаточно ёмко определил «правила пацана» с улицы. Из интервью: «У своих воровать нельзя... Ну, пить, курить, наркоту, я уже сказал (нельзя). Все должны в общак скидываться каждый месяц. Если отработал что-то у кого-то, тоже должен часть деньжат подкинуть в общак. Ещё если нож достал или ствол на разборке, если не применишь, то тебя потом будут искать и гасить» (муж., 18 лет, г. Казань).

Однако полного запрета на алкоголь и табак в А.У.Е группах нет, можно говорить о факультативном характере блокирования данных привычек.

Отношение к татуировкам неворовской тематики нейтральное, если говорить о «блатных» татуировках, то большинство респондентов указывают, что их должны накалывать только те, кто имеет судимость. Отношение к спорту носит несистематический

характер (турник, футбол) или коллективные походы в «качалку».

«Пацан с Улицы» - это подросток или молодой человек, который ищет психологическую защиту и физическую поддержку в маскулинном сообществе, где коллективизм и групповое взаимодействие снимают проблему уязвимости собственной персоны. Одни подростки вступают в А.У.Е сообщества, покупая там место и благорасположение финансовыми

подношениями, но они в иерархии находятся в самом низу. Для других уличное пространство - это способ самоутвердиться, прежде всего над слабыми ровесниками или младшими по возрасту. Общей сквозной темой в интервью большинства респондентов является то, что они свою силу и могущество чувствуют только в своем «пацановском сообществе». Отсутствие физической поддержки и плеча товарища в случае уличных конфликтов вызывает у «пацана с улицы» желание мобилизовать представителей своего А.У.Е сообщества. На индивидуальную агрессию такой ауешник способен, если перед ним заведомо слабая жертва, которая с помощью диалога и специальных «пацановских вопросов» делается виноватой перед глазами агрессора, и тогда снимается барьер, что он нападает по «беспределу».

Внешним концентром субкультуры А.У.Е являются «виртуальные ауешники», которые в ходе заражения криминальной идеологией могут «уходить» на Улицу. Это обычно школьники 12 - 16 лет, которые в рамках дворового пространства сталкивались с субкультурой А.У.Е. Здесь нет жесткой градации, что это подростки прежде всего из неблагополучных семей. Важное значение приобретает ситуация, когда семья по каким либо причинам выключена из социализации ребенка, и он предоставлен сам себе, отсутствует контроль над досугом.

Для «виртуального ауешника» важное значение приобретает видео и фотоконтент пацановско-хулиганской тематики. Его нельзя упрощать и сводить только к иллюстрациям дорогих машин, красивых девушек, оружия, пород бойцовских собак и прочих атрибутов «успешности» криминальной жизни [4]. Распространены образы, ориентированные на эмоциональный отклик широкой аудитории, например, образ матери, которая ждет бродягу-сына и др. То есть воздействие на участников тематических групп и заинтересовавшихся происходит с использованием целого набора

психологических инструментов.

Итак, субкультура А.У.Е становится фактором взаимной криминализации в улично-дворовом пространстве. В Республике Татарстан в городах благодаря феномену А.У.Е. начинает выстраиваться параллельная структура финансово-властных отношений, которая решает социальные проблемы молодежи - это финансово-правовая помощь осужденным с «Улицы», создание молодежных финансовых институтов - «общак» (наподобие «общаков» уголовного мира) и система материально-физической взаимовыручки.

Но самое главное, в данных сообществах закладываются социально деструктивные мировоззренческие установки, затрудняющие последующую эффективную социализацию:

Во-первых, ярко выраженная ненависть к государственным институтам через пропаганду вражды к правоохранительным органам. Подготовка через демотиваторы в социальных сетях к открытому сопротивлению и нападению на сотрудников ОВД.

Во-вторых, блокирование механизмов созидания и самореализации в этом «непацановском мире», с которого можно только «поиметь». Другими словами, создание образа закрытой субкультуры А.У.Е. «для своих», а отсюда философия агрессивной отстраненности, что приводит к потребительскому отношению к обществу («западло работать», «поиметь свой кэш» не прикладывая труда и прочее).

Трансляция криминальных идеалов происходит в рамках коллективного общения в уличном пространстве, а в виртуальном пространстве через соответствующий криминальный фото и видеоконтент [4].

В данном случае А.У.Е. субкультуру в Республике Татарстан можно понимать как инструмент преступных группировок для рекрутирования молодежи в криминальные процессы в качестве «пехоты», которую можно использовать для силовых акций.

Важное значение имеет ранняя профилактика вовлечения подростков в улично-криминальные сообщества. Эта работа должна вестись по нескольким направлениям.

Во-первых, это информационно-

просветительская работа в рамках образовательного учреждения с родителями о механизмах вовлечения в молодежные деструктивные сообщества. Работа с семьей подразумевает формирование и развитие открытых и доверительных отношений в детско-родительских коммуникациях.

Во-вторых, в рамках образовательного учреждения расширение перечня культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий для учащихся - это различного рода кружки, спортивные секции, экскурсии, походы и прочее. Прежде всего, это занятия спортом с повышенным риском, активный туризм, что позволит переключить внимание молодежи, находящейся в группе риска на социально приемлемую деятельность.

В-третьих, активное использование в работе с семьями, в которых подростки стали участниками

улично-криминальных сообществ, возможностей общественных организаций.

Таким образом, негативная социализация подростков, рассмотренная на примере идеологии А.У.Е., является актуальной научной и прикладной проблемой, позволяющей более глубоко изучить механизмы формирования ценностных императивов референтной возрастной группы, а также выявить динамику изменения роли различных социальных институтов в современном культурно-сложном обществе.

1. ЖАУЕЖ Атмосфера Уличного Единства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/vk_aye

2. ЖАУЕЖ Молодежное движение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/pacanskiy.okrug

3. Иванов А.В., Козлов В.Е. Феномен улично-криминальной субкультуры «А.У.Е.» среди молодежи в Республике Татарстан / А.В. Иванов, В.Е. Козлов //

Казанский педагогический журнал. - 2019. - С. 205-208.

4. Катин В.И. Криминальный романтизм как явление культуры современной России: автореф. дис. ... канд. культурол. наук / В.И. Катин. - Саратов, 2017. -С. 14.

5. Шпак С.В. Криминальная субкультура молодежи в современном российском обществе: тенденции формирования и распространения: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / С.В. Шпак. -Краснодар. - 2012. - С. 10.

Сведения об авторах:

Иванов Андрей Валерьевич (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент кафедры конфликтологии, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, Казанский федеральный университет, e-mail: berserk2004@yandex.ru

Козлов Вадим Евгеньевич (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: info@ippisp.ru

Бурмистрова Юлиана Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Казанский юридический институт МВД России, e-mail: volna_a74@mail.ru

Data about the authors:

A. Ivanov (Kazan, Russia), Candidate of Historical Sciences, associate professor of the Department of Conflict Management, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Kazan (Volga state) Federal University, e-mail: berserk2004@yandex.ru

V. Kozlov (Kazan, Russia), Candidate of Historical Sciences, Director "Institute of pedagogy, psychology and social problems", e-mail: info@ippisp.ru

Y. Burmistrova (Kazan, Russia), Candidate of Sociological Sciences, associate professor of the Department of state and legal disciplines, Kazan law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, email: volna_a74@mail.ru

22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

DOI: 10.34772/KPJ.2019.137.6.012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.