Научная статья на тему 'Феномен улично-криминальной субкультуры "А. У. Е. " среди молодежи в Республике Татарстан'

Феномен улично-криминальной субкультуры "А. У. Е. " среди молодежи в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
517
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СУБКУЛЬТУРА / МАСКУЛИННОСТЬ / КСЕНОФОБИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / YOUNG PEOPLE / SUBCULTURE / MASCULINITY / XENOPHOBIA / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванов А. В., Козлов В. Е.

Статья посвящена улично-криминальной субкультуре «А.У.Е.» в социальных сетях и городском пространстве. Цель исследования это комплексный анализ уголовно-арестантских стереотипов коллективного характера, имеющих место в среде представителей «улично-дворовой» молодежи Республики Татарстан. Феномен «А.У.Е.» рассматривается через структуру финансово-властных отношений, которая решает социальные проблемы молодежи. Исследование проводилось с помощью сочетания количественных и качественных методов, таких, как мониторинг сетевых ресурсов с идеологией «А.У.Е.» в плане количественных изменений последователей данной идеологии и глубинное интервью. В статье показана динамика вовлечения молодежи в идеологию «А.У.Е.» в социальных сетях в РТ, а также рассмотрены популярные уголовно-арестантские идеологемы и социальные практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Иванов А. В., Козлов В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF A STREET CRIMINAL SUBCULTURE "A. U. E." AMONG YOUTH IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The article is devoted to street-yard subculture in social networks and urban space. The study was conducted using a combination of quantitative and qualitative methods. The phenomenon is considered as a structure of financial and power relations, which solves the social problems of young people it is financial and legal assistance to convicts from the "Street", the creation of youth financial institutions "community" and the system of material and physical mutual assistance.

Текст научной работы на тему «Феномен улично-криминальной субкультуры "А. У. Е. " среди молодежи в Республике Татарстан»

УДК 316.48

ФЕНОМЕН УЛИЧНО-КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

«А.У.Е.» СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

А.В. Иванов, В.Е. Козлов

Аннотация. Статья посвящена улично-криминальной субкультуре «А.У.Е.» в социальных сетях и городском пространстве. Цель исследования - это комплексный анализ уголовно-арестантских стереотипов коллективного характера, имеющих место в среде представителей «улично-дворовой» молодежи Республики Татарстан. Феномен «А.У.Е.» рассматривается через структуру финансово-властных отношений, которая решает социальные проблемы молодежи. Исследование проводилось с помощью сочетания количественных и качественных методов, таких, как мониторинг сетевых ресурсов с идеологией «А.У.Е.» в плане количественных изменений последователей данной идеологии и глубинное интервью. В статье показана динамика вовлечения молодежи в идеологию «А.У.Е.» в социальных сетях в РТ, а также рассмотрены популярные уголовно-арестантские идеологемы и социальные практики.

Ключевые слова: молодежь, субкультура, маскулинность, ксенофобия, социальные сети.

THE PHENOMENON OF A STREET CRIMINAL SUBCULTURE

"A. U. E." AMONG YOUTH IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

A. Ivanov, V. Kozlov

Abstract. The article is devoted to street-yard subculture in social networks and urban space. The study was conducted using a combination of quantitative and qualitative methods. The phenomenon is considered as a structure of financial and power relations, which solves the social problems of young people - it is financial and legal assistance to convicts from the "Street", the creation of youth financial institutions - "community" and the system of material and physical mutual assistance.

Keywords: young people, subculture, masculinity, xenophobia, social networks.

Современная российская молодежь сталкивается в виртуальном пространстве и в реальной жизни с различными

антиобщественными проектами, деструктивными субкультурами и идеологиями. Такой деструктивной площадкой является прежде всего в социальных сетях идеология «А.У.Е.».

Понятие «А.У.Е.» расшифровывается как «арестантский уклад един» или «арестантское уголовное единство». Это субкультура, пропагандирующая блатной образ жизни, культивирующая определенный кодекс хулигана, основывается на ненависти к

правоохранительным органам. Однако во всем этом, прежде всего в социальных сетях, присутствует определенная стилизация.

Преступные и антиобщественные группировки молодежи возникают в процессе криминализации обычных дворовых и уличных компаний, привнесения в них идеологии криминального мира [5].

Основанием для написания статьи стало пилотное исследование данного феномена, проведенное авторами с апреля по октябрь 2018 года на территории Республики Татарстан. Целью проведенного исследования являлся комплексный анализ уголовно-арестантских стереотипов коллективного характера, имеющих место в среде

представителей улично-дворовой молодежи Республики Татарстан, а также их динамика.

Исследование проводилось с помощью сочетания количественных и качественных методов, таких, как мониторинг сообществ «А.У.Е.» «Вконтакте» в плане количественных изменений последователей данной идеологии и глубинное интервью с участниками движения. Общее количество групп в социальной сети «Вконтакте», которые инструментально подвергались мониторингу было пятнадцать. Было проведено двадцать интервью с участниками и активистами движения «А.У.Е.». Территориальное распределение интервью - это города Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Буинск. Возраст участников «А.У.Е.» сообществ от 12 - 13 лет до 25 - 30 лет, есть и более старшие участники.

В названии сообществ в социальных сетях присутствует аббревиатура «А.У.Е.», помимо этого используются такие лексемы как «ба(о)сота», «бродяга», «хулиган», «шпана», «парни», «пацаны», «бандиты», «вор». Исследуемые группы «Вконтакте» имеют численность от двухсот тысяч и до двух тысяч подписчиков и меньше.

Самая многочисленная группа «ЖАУЕЖ» Молодежное движение» - это 233 тысячи

аккаунтов [1]. В этом сообществе только с Казани на октябрь 2018 года было 2231 пользователь, с Набережных Челнов 222, с Зеленодольска 51, с Нижнекамска 163, с Альметьевска 137, с Лениногорска 31. Небольшие города Татарстана также среди молодежи имеют своих сторонников данной идеологии в виртуальном пространстве.

В данном сообществе лидирует Казань - 2231 пользователей. На примере данного города видно, что мужчин в этом сообществе значительно больше - 1922 пользователя, относительно женщин - 309. До 18 лет участниками группы являются 734 пользователя, от 18 до 25 лет 1107 пользователя, старше 25 лет - 635. Данный ресурс имеет ссылку на альтернативную площадку «Честь и достоинство» [4], где подписчиков 163780. Именно сюда произошел переход большинства пользователей с ресурса «ЖАУЕЖ Молодежное движение», который оказался заблокированным по решению суда. Однако через анонимайзеры доступ возможен. Активность мы наблюдаем на обеих площадках.

Группа «АУЕ Атмосфера Уличного Единства» с численностью 97482 пользователей тоже заблокирована [2]. Однако сообщения внутри группы активно публикуются. Внутри группы есть ссылка на не заблокированное сообщество «Духом не упадешь, силой взять не смогут» [3].

И так с большинством заблокированных ресурсов «А.У.Е.» на территории РФ, с помощью анонимайзеров они «видны» пользователям. Данные ресурсы сохранили свою жизнеспособность и занимаются активной пропагандой «А.У.Е.» идеологии.

Вовлечение молодежи в идеологию «А.У.Е.» происходит через улично-школьное общение и социальные сети, прежде всего «Вконтакте». Подросток узнает об идеологии «А.У.Е.» через улично-дворовые маскулинные практики во время коллективного времяпровождения от старших товарищей.

Из интервью: «Ну это как бы во дворе там, когда ты общаешься постоянно, постоянно на улице трешься, когда особенно по малолетке, лет 15 - 14, молодых ребят начинают к этому как-то приобщать, рассказывать им, подтягивать так сказать. И ты волей-неволей в это втягиваешься, начинаешь жить постоянно с пацанами, постоянно время проводить, ходить там на какие-то драки, стычки, какие-то конфликты. И уже они становятся тебе ближе чем семья, начинаешь жить «на улице» уже грубо говоря. Поэтому и понятие такое, то что ты «живешь на улице» (муж., 21 год, г. Казань).

Понятия «Улица» и «А.У.Е.» не полностью совпадают в понимании респондентов. Подросток может разделять идеи «А.У.Е. », но «Улица» еще должна принять человека. Есть определенные критерии и «Улица» как коллективное маскулинное начало решает подходит ли человек.

Из интервью: «Знаешь, человек не сразу идет к нам в улицу. То есть нет такого: «Ребят, привет! Я хочу к вам подтянуться!». К человеку присматриваешься, его подтягивают, первое время за ним присматриваешь, смотришь его повадки, так сказать разные задания даешь, смотришь как человек справляется. Выдерживает он или нет» (муж., 20 лет, г. Казань).

Самое главное пришедший «должен быть не «лох» (муж., 19 лет, г. Казань). Этот же респондент отделяет школьную молодежь, которая начиталась про «А.У.Е.» в интернете и насмотрелась сериалов от «настоящей Улицы». Физическая сила не является главным критерием вхождения в «Улицу».

Из интервью: «Ты можешь быть человеком незаурядным, и при этом физически не сильным, но при этом если ты обладаешь качествами общения людского и как бы вообще, понимаешь, что это тебе надо, то тебя примут» (муж., 22 года, г. Казань). Вот именно умение «общения людского» понимается прежде всего как «задавить базаром».

Прежде всего, это имеет отношение к субкультурам, которым отказывают в маскулинности. Из интервью: « ...и вот мы, пацаны, отдыхаем во дворе, там ты идешь весь такой татуированный там, с причесочкой модной, естественно мы до тебя до...емся, потому что ты, ну, по тебе видно там, что ты ничего не ответишь и ничего не сделаешь. Можно там с тебя стрясти денег» (муж., 21 год, г. Казань).

В уличных маскулинных субкультурах важное значение играют внешние маркеры определения «своего пацана» и «лоха». «Правильный пацан» должен себя показать, знать когда приходить и что говорить другим пацанам.

Из интервью: «...пацана же сразу видно, если он уличный, то видно по его походке, по его манерам, как он себя ведет, он уверенно себя ведет, он не оглядывается, он не переживает, он уверенно идет просто гордо подняв голову, это его район, он что хочет тут, то и делает. Он тут хозяин» (муж., 21 год, г. Казань). Для этого «нужно жить правильно», то есть не совершать поступки, которые могут разрушить авторитет «пацана».

Из интервью: «Неприемлемо своих сдавать, неприемлемо мусорам идти писать в какой-то ситуации заявление, или обращаться за помощью к органам, это неприемлемо» (муж., 21 год, г. Казань).

Субкультура «А.У.Е.» не является только уличной маскулинной практикой или виртуальным времяпровождением, она имеет тесные коммуникации с тюремной жизнью и материально её поддерживает. Система сборов денег на общак и грев обычно носит еженедельный характер.

Из интервью: «Ну минималка есть там 300, 1000, 500 рублей минималка, в зависимости от возраста, кто постарше, побольше кидают, потому что уже, обосновались, уже есть заработки, ну если школьник, да, он за неделю больше 300 и не накопит же» (муж., 21 год, г. Казань).

Сбор денег по всей видимости носит массовый характер. Присутствует абсолютная непрозрачность сбора денег для рядовых ауешников и доставки их заключенным «старшими».

Внутренняя жизнь в «А.У.Е.» сообществе жестко регламентируется, существуют правила общения внутри своего коллектива и с теми, кто не с «Улицы», свой досуг. Для «А.У.Е.» сообществ характерна высокая степень коллективизма. Используется понятие «Семья», которая интерпретируется как близкий круг пацанов с которыми происходит общение или расширительное толкование, где «Семья» это вся «моя Улица». Очень часть используется понятие в уличной субкультуре «я с ними живу», под этим понимается уличное братство «А.У.Е.».

Схематически представителей «А.У.Е.» субкультуры можно представить в следующем виде:

1. «виртуальные ауешники» - внешний концентр в субкультуре, которые в ходе заражения криминальной идеологией могут «уходить » на Улицу;

2. «пацаны с улицы» (потенциально могут перейти в третью категорию) разделяются на несколько возрастных групп: молодые, старшие, древние. Возрастные рамки четко не определены;

3. «пацан сидевший» - это молодой человек, прибывший в колонию, уже индуцированный идеологией «А.У.Е.» и вернувшийся на свою Улицу после окончания заключения.

Отдельно можно выделить группу судимых, которые отрицательно относятся к «А.У.Е.» и не отождествляют ее с воровскими понятиями.

Из интервью: «Интервьюер: Насколько мне известно, улица имеет непосредственное отношение к ауе, к сидельцам...

Респондент: Нет, вы путаете, вообще на зоне, так скажем, ауешников не очень любят, то есть, если вы даже посмотрите историю зон, пацанов с братвы никогда не уважали, по моим источникам, так скажем, это редкий случай как бы, когда так было, ну по крайней мере, в современных исправительных учреждениях к пацанам, так скажем с улицы, относятся нейтрально» (муж., 22 года, г. Казань).

«Пацаны с улицы» в основном отрицательно относятся к теме «А.У.Е.» в социальных сетях. «Виртуальные ауешники» вызывают острую неприязнь у «пацанов с улицы». Для данной уличной субкультуры характерна острая неприязнь к другим молодежным субкультурам и молодым людям, которые не могут за себя физически постоять.

Из интервью: «Идет какой-нибудь там чушпан, ну его грех не у ..бать просто. Длинные волосы, зализанный весь, ну типо рокеры что-ли, что-нибудь такое. ...как у...бешь, так за...бись, аж на душе легче становится» (муж., 20 лет, г. Казань).

Неготовность понять «чужого» в «А.У.Е.» субкультуре выражается в отрицании мужественности у других молодежных субкультур или у молодого человека, когда в его внешнем виде присутствуют феминные черты. Любой внешний вид без явных признаков маскулинности у молодого человека вызывает раздражение в «А.У.Е.» сообществе, также как и «фитнес-парни» или «качки».

Вопросы совместного досуга «пацанов с улицы» решаются в дворовом пространстве и носят обеднённый характер. Из интервью: «Мы постоянно как время проводим, на улице сидим. Пивка попить там, поговорить там, о том о сем, покурить, семки погрызть. Досуг, какой досуг, че мы в кино пойдем или в музей толпой? С пацанами можно так потрещать там на улице по разговорам» (муж., 21 год, г. Казань).

Город «А.У.Е.» - сообществами делится на «дворы» (это может быть не только двор, но и часть микрорайона), внутри двора распадается на «падики» (подьезды). Дворы между собой могут враждовать или заключать союзы. Проводятся «сходки», где решаются как финансовые вопросы - это сбор денег для «пацанов» со двора, которые находятся в колонии, так и для кассы взаимопомощи, а также разрешаются внутридворовые и околодворовые конфликты. Какой-то политической идеологии или программы нет. Достаточно высокая степень

враждебности к государству проявляется через ненависть к правоохранительным органам.

Итак, субкультура «А.У.Е.» становится фактором взаимной криминализации в улично-дворовом пространстве среди подростков. В российских городах благодаря феномену «А.У.Е.» начинает выстраиваться параллельная структура финансово-властных отношений, которая решает «социальные проблемы» молодежи - это финансово-правовая помощь осужденным с «Улицы», создание молодежных финансовых институтов - «общак» (наподобие «общаков» уголовного мира) и система материально-физической взаимовыручки.

Но самое главное, в данных сообществах закладываются, прежде всего, следующие деструктивные мировоззренческие установки -

это ксенофобия и ненависть к другим социальным группам, которые не похожи на «А.У.Е.» представителей. Им обычно отказывают в мускулинности, «честности», для них создается ниша «чушпана», «лоха», который, по сути, не является человеком и его можно обидеть, унизить, ограбить и даже убить. Создается ситуация социального неравенства и жесткой иерархии, где есть «правильные пацаны», а среднестатистический горожанин превращается в «лоха», «фраера». Социальное дно в таком обществе «чушпаны», «черти комнатные», которые не могут постоять за себя. Такая философия обычно приводит к позиции самоутверждения за счет слабого, путем его унижения, чтобы испытать чувство превосходства.

Литература:

1. ЖАУЕЖ Молодежное движение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/pacanskiy.okrug

2. АУЕ Атмосфера Уличного Единства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/vk_aye

3. Духом не упадешь, силой взять не смогут [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/acab_2017 ACAB

4. Честь и достоинство [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://vk.com/mensfri

5. Шпак С.В. Криминальная субкультура молодежи в современном российском обществе: тенденции формирования и распространения: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / С.В. Шпак. -Краснодар. - 2012. - С. 8.

Сведения об авторах:

Иванов Андрей Валерьевич (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент кафедры конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета.

Козлов Вадим Евгеньевич (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

A. Ivanov (Kazan, Russia), Candidate of Historical Sciences, associate professor at the Department of Conflict Management of the Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Kazan (Volga state) Federal University.

V. Kozlov (Kazan, Russia), Candidate of Historical Sciences, Director "Institute of pedagogy, psychology and social problems", e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.