Научная статья на тему 'Проблемы развития культуры насилия в интернет-пространстве'

Проблемы развития культуры насилия в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
546
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА НАСИЛИЯ / VIOLENCE CULTURE / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / INTERNET SPACE / ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНТЕНТ / DESTRUCTIVE CONTENT / ВОПРОСЫ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ / ISSUES OF MEDIA SAFETY / КУЛЬТУРА КОЛУМБАЙНЕРОВ / ФЕНОМЕН А.У.Е. / A.U.E PHENOMENON / COLUMBINERS' CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Щетинина Елизавета Витальевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития деструктивных молодежных сообществ в виртуальном пространстве. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводится в научный оборот понятие культуры насилия, отражены основные черты данного феномена. На основании проведенного анализа молодежных субкультур, активно функционирующих в социальных сообществах в интернете, показано развитие современных молодежных движений, пропагандирующих культуру насилия, на примере таких культурных феноменов, как колумбайнеры и А.У.Е. В статье продемонстрированы каналы и механизмы развития и популяризации сообществ культуры насилия в молодежной среде, а также показаны потенциальные и реальные угрозы со стороны данных сообществ в направлении как психологической безопасности, так и общественной безопасности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF VIOLENCE CULTURE DEVELOPMENT IN THE INTERNET

The paper is devoted to the topical issue of the destructive youth communities development in the virtual space. The article sums up the new material on the issue, introduces the notion ‘violence culture’, outlines this phenomenon. Analysing the youth subcultures which are active in the social internet communities, the author shows the development of today’s youth movements popularizing the violence culture on the examples of such cultural phenomena as ‘columbiners’ and A.U.E. The article demonstrates the ways and mechanisms of the development and popularization of the violence culture communities among youth and shows the potential and real threats from these communities in the sphere of psychological safety and security in general.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития культуры насилия в интернет-пространстве»

References

1. Ob utverzhdenii Strategii patrioticheskogo vospitaniya grazhdan v Sverdlovskoi oblasti do 2020 goda, available at: http://docs.cntd.ru/document/412308867.

2. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Sverdlovskoi oblasti do 2025 goda, available at: http://docs.cntd.ru/document/446498752.

3. Batrakova I. S., Tryapitsyn A. V. Tsennostnye aspekty ispol'zovaniya master-klassa v povy-shenii kvalifikatsii uchitelei, available at: http://www.emissia.org/offline/2011/1665.htm.

4. Potashnik M. M. Upravlenie professional'nym rostom uchitelya v sovremennoi shkole , Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2010, 448 p. (In Russian)

5. Prokopishina N. A. Vestnik Donskogo gos. agrarn. un-ta, 2014, no. 4-2 (14), pp. 101-109. (In Russian)

6. Russkikh G. A. Metodist, 2002, no. 1, pp. 38-40. (In Russian)

7. Khurtova T. V. Formy professional'nogo obucheniya pedagogov : master-klassy, tekhnolog-icheskie priemy , Volgograd: Uchitel', 2008, 76 p. (In Russian)

8. Kopoteva G. L., Logvinova I. M., Vagner I. V. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestven-nykh nauk, 2014, no. 10, pp. 349-358. (In Russian)

9. Ovchinnikova O. A. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii, 2016, no. 43, pp. 78-80. (In Russian)

10. Ogonovskaya I. S. Vospitanie detei kak strategicheskii obshchenatsional'nyi prioritet : os-novnye napravleniya, formy i sredstva realizatsii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda, Ekaterinburg: OOO «Periodika», 2017, 252 p. (In Russian)

Мурзина Ирина Яковлевна, директор Института образовательных стратегий, доктор культурологии, профессор, г. Екатеринбург, e-mail: ekb-ural@yandex.ru

Mursina I. Ya., director, Institute of educational strategies, Doctor of sciences (Culturology), professor (RF, Ekaterinburg), e-mail: ekb-ural@yandex.ru

Сведения для цитирования: Щетинина, Е. В. Проблемы развития культуры насилия в интернет-пространстве [Текст] / Е. В. Щетинина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 127-130.

УДК 004.05+316.3/4 ББК 73

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ НАСИЛИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Е. В. Щетинина

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития деструктивных молодежных сообществ в виртуальном пространстве. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводится в научный оборот понятие культуры насилия, отражены основные черты данного феномена.

На основании проведенного анализа молодежных субкультур, активно функционирующих в социальных сообществах в интернете, показано развитие современных молодежных движений, пропагандирующих культуру насилия, на примере таких культурных феноменов, как колумбайнеры и А.У.Е.

В статье продемонстрированы каналы и механизмы развития и популяризации сообществ культуры насилия в молодежной среде, а также показаны потенциальные и реальные угрозы со стороны данных сообществ в направлении как психологической безопасности, так и общественной безопасности в целом.

Ключевые слова: культура насилия, интернет-пространство, деструктивный контент, вопросы медиабезопасности, культура колумбайнеров, феномен А.У.Е.

В настоящее время существенной проблемой в обеспечении общественной безопасности становятся объективно немотивированные вспышки насилия в подростковой среде. Они носят разнообразный характер: массовые драки, насилие одного субъекта по отношению к группе, насилие со стороны группы над одним субъектом, межиндивидуальное насилие и т. п.

Известно, что подростки подвержены формированию установок на агрессивное поведение, дополнительную опасность для них несут:

1) возможность целенаправленной пропаганды экстремального поведения в интернете;

2) разжигание агрессии посредством экстремистских лозунгов;

3) политизация социально-экономических проблем;

4) романтизация образов «отрицательных героев» (Эрик Харрис, Дилан Клиболд, Филипп Лис, лидеры экстремистских и террористических организаций и др.);

5) навязывание подросткам идей, пропагандирующих насилие в качестве социальной нормы, путем погружения их в деструктивные интернет-сообщества.

Ряд социальных и политических организаций занимается сегодня целенаправленным формированием «культуры насилия» в подростковой среде.

«Культура насилия» характеризуется следующими чертами:

- насилие рассматривается как не просто допустимый, но поощряемый и самоценный вид деятельности;

- культ силы, лидерства (вождизма), авторитарного характера;

- культ группы, сплоченности, единства (пренебрежение мнением члена группы);

- любые проявления инаковости, несогласия, слабости воспринимаются в качестве причины для применения насилия.

- публичные проявление агрессивности рассматриваются как желательные;

- цель насилия может иметь вторичную значимость;

- размер общественного ущерба не имеет значения.

Проведенное специалистами «Киберла-боратории по вопросам медиабезопасности»1 в 2017 г. исследование популярных аккаунтов

1 «Киберлаборатория по вопросам медиабезопас-ности» была организована в марте 2017 г. на базе АНО «Центр культурно-религиоведческих исследований, социально-политических технологий и образовательных программ» при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области.

и сообществ, пропагандирующих суицидальные идеи в социальной сети «ВКонтакт»2, зафиксировало процессы их трансформации в группы, занимающиеся изучением механизмов кодирования информации, движения, популяризирующие идеи сатанизма (публикация специфической символики и др.) и сообщества, пропагандирующие «культуру насилия» (публикации шок-контента, сцен насилия и др.), в том числе в расчете на подростковую аудиторию (развитие таких субкультур, как «колумбайнеры» и «А.УЕ.»).

Если вербовка в радикальные организации отличается индивидуальным подходом, то главной чертой деструктивных интернет-сообществ является их массовость (процесс обретает «вирусный характер»). Объекты вовлечения либо сами присоединяются к данным сообществам исходя из социально-психологических установок (мода, интересы, проблемы и др.), либо оказываются в зоне внимания кураторов сообществ благодаря размещению на своих страницах соответствующего контента (цитаты, мотиваторы и др.), либо приглашаются в данные сообщества друзьями.

Таким образом, после попадания в эти группы молодые люди уже оказываются внутри системного процесса манипулированием сознанием и поведением.

Мониторинг сообществ, активно популяризирующих идеи насилия среди подростков, позволил зафиксировать в июне — июле 2017 г. их активизацию: динамика прироста сообществ в этот период составляла в среднем от 30 до 90 и более человек за сутки. Уточним, что данные сообщества открыто функционировали с 2008 г. (с появлением и развитием социальных сетей), но ранее активно не занимались открытой саморекламой и не были нацелены на подростков.

В настоящее время «культура насилия» становится все более привлекательной для подростков . Этому способствует в том числе и активное развитие маркетинговых технологий данных сообществ. Например, «челлендж» — озвучивание (подборка в комментариях музыкального сопровождения) участниками сообществ контента, опубликованного администраторами. Зачастую данный контент содержит сцены убийств, терактов, пыток и др. Отметим, что подобный механизм позволяет не только вовлечь участника

2 Более подробно с докладом «Каналы и механизмы пропаганды суицидального поведения в сети Интернет» можно ознакомится здесь: http://resurs-center.ru/ analiticheskiy-doklad-kanaly-i-mehanizmy-propagandy-

suicidalnogo-povedeniya-sredi-podrostkov-v-seti.

сообщества в данную группу, но и увлечь его той или иной тематикой, связанной с элементом насилия (подборка музыки требует неоднократного просмотра ролика).

Дополнительным механизмом закрепления подростков в данных сообществах становится предоставление им возможности бесплатно оформить свою «аватарку» — собственную фотографию в социальной сети, которая одновременно является рекламой интернет-сообщества и позволяет участнику выразить солидаризацию с идеями данного сообщества.

Настораживающей тенденцией 2017 года является то, что во многих сообществах, посвященных идеям «культуры насилия» (шок-контенту, «хоррору» и др.), стали активно распространятся видео- и фотоматериалы, посвященные массовым школьным дракам, насилию и издевательству над одноклассниками, оскорблению учителей и др.), где в качестве зачинщиков, «палачей» и участников выступают сами подростки. Отметим, что направленность большинства групп связана не только с распространением идей «культуры насилия», но и с популяризацией псевдоисламской террористической культуры, о чем свидетельствует, например, демонстрация сцен казней, организованных запрещенной в РФ террористической организацией ИГИЛ.

Аналогичным образом в данных сообществах происходит солидаризация с представителями националистических течений (например, «Белый сектор»), что делает потенциально возможным всплеск насилия по признаку расовой неприязни с трансляцией издевательств и пыток в онлайн-режиме (при поддержке администрации данных групп и их участников).

Таким образом, анализ деятельности социальных сообществ в интернете показал увеличение количества групп, популяризирующих идеи «культуры насилия» среди молодежи. Следует отметить, что параллельно с данными сообществами в настоящее время активно развиваются и такие субкультуры, как А.УЕ.3 (трактуется как «арестантский уклад един», равно как «арестант-ско-уркаганское единство») и колумбайнеры, которые также популяризируют идеи насилия и агрессии по отношению к другим (учителям, одноклассникам, правоохранительным органам).

После событий в школе «Колумбайн» в 1999 г. в подростковой среде (вначале в США, а затем

и в других странах, включая Россию) начинает формироваться субкультура поклонников Эрика Харриса и Дилана Клиболда (колумбайне-ры). Представители колумбайнеров стремятся воссоздать внешний образ и поведение своих лидеров; оправдывают их действия и формируют мифологию, связанную с событием в школе «Колумбайн». Основные мотивы мифологии:

1) преступление было возмездием «элитарным» группировкам в школе и отмщением за всех непопулярных в школе учеников4;

2) преступление было бунтом подростков против несправедливого мира5;

3) «дело колумбайнеров должно быть продолжено»6;

4) подобные акции — быстрое решение всех подростковых проблем и отмщение всему несправедливому миру (при мгновенном обретении популярности и «социальной значимости»).

Наиболее радикальные сторонники субкультуры колумбайнеров осуществили впоследствии ряд насильственных акций. Отметим, что всплеск подобных актов в мире наблюдается с 2013 г. (только в США в период 2013-2015 гг. произошло более десяти подобных инцидентов, в которых подростки прямо воссоздавали детали стрельбы в школе «Колумбайн» либо адаптировали модель этого происшествия).

Существует крупное международное сообщество (аналоги которого активно функционируют в отечественном интернете), посвященное массовым убийствам, серийным убийцам и похожим преступлениям; оно называется TCC — True Crime Community. Среди участников этого сообщества популярны не только преступники «Колумбайна», но и убийцы, такие как Чарльз Мэнсон или Джеффри Дамер (убил 17 человек с 1978 по 1991 гг.), из современников — Адам Лэнза, Джохар Царнаев и Дилан Руф, фанаты которого называют себя руфизами (roofies).

3 О развитии культуры А.УЕ. специалисты киберлаборатории подробно писали в аналитическом докладе «Молодежная субкультура А.УЕ. как феномен современной культуры» (Челябинск, 2017).

4 Подростки, расстрелявшие своих сверстников в школе «Колумбайн», говорили, что они спасают людей этой бойней, но в их дневниках нашли слова о ненависти к человечеству и вообще ко всему в этом мире.

5 Организаторы массовых расстрелов, которые испытывают ненависть к человечеству, чувствуют ее часто именно к своему окружению. В «Колумбайне», к примеру, преступники считали то положение дел в школах, из-за которого они оказались в самом низу социальной лестницы, примером несправедливого устройства всего мира. При этом один из убийц в «Колумбайне» — Эрик Харрис — задумывался о том, чтобы направить самолеты на Нью-Йорк, еще за несколько лет до 11 сентября 2001 г

6 Акции, подобные «Колумбайну», в среде их поклонников считаются поступком не только благородным, но и необходимым и оправданным в качестве средства защиты своей чести и достоинства.

Поклонники колумбайнеров постепенно прочно вошли в группу ТСС. Ее участники восхищаются прежде всего Диланом, трагическим депрессивным мальчиком 7.

В рунете движение колумбайнеров стало активно развиваться после ряда нападений в школах России (Пермь, Бурятия, Челябинск). Подражать фигурам данной субкультуры становится модным, о чем свидетельствует появление многочисленных «мотиваторов» с призывами к солидаризации с идеями движения, смена собственных имен на имена лидеров (Эрик Харрис, Джеффри Дамер и др.), появление тематических сообществ.

Параллельно с движением колумбайнеров в интернет-пространстве развивается субкультура А. У. Е. Она получила широкую огласку в отечественных СМИ за последние полтора года. В настоящее время можно утверждать, что феномен А. У. Е. представляет молодежную полукриминальную сетевую структуру, отдельные элементы которой (вплоть до конкретных «ячеек» и даже отдельных исполнителей) могут существовать

автономно (и даже не догадываться о существовании друг друга). Данная субкультура активно развивается на просторах социальных сетей и представляет феномен «толпы без лидера».

Отметим, что в отличие от движения ко-лумбайнеров, сторонники А.У.Е. в достаточно мягкой версии пропагандируют идеи насилия, самосуда, нетерпимости в отношении с правоохранительными органами, что в дальнейшем может вылиться в акты агрессии со стороны молодежи к представителям государственной власти, а также использоваться в качестве механизма-агрессора на различных акциях, связанных с протестными движениями.

Таким образом, проведенный анализ развития феномена «культуры насилия» в интернете показал планомерный рост числа данных сообществ в молодежной среде, что потенциально несет угрозы как со стороны психологической безопасности самих подростков, так и со стороны общества (перенос виртуальных идей насилия на реальную жизнь) в целом.

For citation: Schetinina, E. V. Problems of violence culture development in the Internet [Text] / E. V. Schetinina // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 127-130.

PROBLEMS OF VIOLENCE CULTURE DEVELOPMENT IN THE INTERNET

E. V. Schetinina

The paper is devoted to the topical issue of the destructive youth communities development in the virtual space. The article sums up the new material on the issue, introduces the notion 'violence culture', outlines this phenomenon.

Analysing the youth subcultures which are active in the social internet communities, the author shows the development of today's youth movements popularizing the violence culture on the examples of such cultural phenomena as 'columbiners' and A.U.E.

The article demonstrates the ways and mechanisms of the development and popularization of the violence culture communities among youth and shows the potential and real threats from these communities in the sphere of psychological safety and security in general.

Key words: violence culture, internet space, destructive content, issues of media safety, columbiners' culture, A.U.E phenomenon.

Щетинина Елизавета Витальевна, руководитель АНО «Центр культурно-религиоведческих исследований, социально-политических технологий и образовательных программ», куратор проекта «Киберлаборатория по во-просам медиабезопас-ности», г. Челябинск, e-mail: schetininaev@ya.ru.

Schetinina E. V., head, Centre of the cultural and religious research, social and political technologies and educational programmes, Chelyabinsk, e-mail: schetininaev@ya.ru

7 Анализ данных сообществ провел журналист Дейв Каллен, десять лет расследовавший обстоятельства массового убийства в школе «Колумбайн». Подробнее см. в его интервью: https://meduza.io/feature/2018/01/19/povtoryaya-imya-ubiytsy-mydelaem-iz-nego-zvezdu.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.