[методика преподавания русского языка]
В. И. Аннушкин, С. В. Меньшенина
ПОСЛЕДНИЕ ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ РУССКОЙ РИТОРИКИ:
1997-2012 гг.
VLADIMIR I. ANNUSHKIN, SVETLANA V. MENSHENINA THE LAST FIFTEEN YEARS OF RUSSIAN RHETORIC: 1997-2012
В статье авторы анализируют состояние современной отечественной риторики за последние пятнадцать лет, обобщают опыт различных риторических школ и научно-методологических подходов к риторическому образованию, намечают перспективы работы Риторической ассоциации.
Ключевые слова: возрождение риторики, классические традиции, риторическое образование, методологические школы, Риторическая ассоциация.
In this article authors analyze the state of modern Russian rhetoric for last fifteen years. Authors generalize experience of different rhetoric schools and science and methodological approaches to rhetorical education. Authors plan a perspective of development of Rhetorical association.
Keywords: revival of rhetoric, classical traditions, rhetorical education, methodological schools, Rhetorical association.
Возрождение риторики в России в конце 80-х годов прошлого столетия было вызвано изменением социально-политической ситуации: перестройка, гласность, возможность «свободно говорить» в эпоху демократических преобразований требовали нового содержания и стиля общественной речи. Долгое отсутствие риторики как науки и дисциплины в школе и вузе, в системе непрерывного и дополнительного образования не могло не сказаться на речевой картине общества: активизация демократических институтов, переход к рыночной экономике незамедлительно обозначили риторическую некомпетентность публичных политиков, представителей деловой сферы, журналистики и разных «речевых» профессий.
В новый для нашей страны период стала ясной и очевидной необходимость риторического образования как освоения природы убедительной и эффективной речи. Почему же «15-летие»? Пятнадцать лет назад в конце января 1997 года на Первой Международной конференции по риторике была организована Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики. В Совет Риторической ассоциации вошли известные учёные, долгое время разрабатывавшие проблемы не только риторики, но и культуры речи, стилистики, всего многообразия русской речи, которая требует совершенствования для оптимальной организации всей общественно-культурной жизни страны. Среди организаторов Ассоциации были Ю. В. Рождественский, Т. А. Ладыженская,
шк
Владимир Иванович Аннушкин
Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, председатель Российской риторической ассоциации
Светлана Витальевна Меньшенина
Кандидат педагогических наук, доцент, докторант Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина ► menshen@yandex.ru
О. Б. Сиротинина, Н. М. Шанский, А. П. Сковородников, И. П. Лысакова, Т. В. Матвеева, А. А. Волков, И. А. Стернин, Н. А. Ипполитова, С. А. Минеева, А. К. Михальская, Т. В. Шмелёва и другие известные учёные. С тех пор ежегодно конец января — начало февраля для риторов России — время проведения очередной Международной научной конференции по риторике. Последняя XVI Международная конференция по риторике состоялась в Санкт-Петербургском Горном университете на кафедре русского языка и литературы 1-3 февраля 2012 года. Сегодня не только уместно подвести итоги, но и наметить перспективы будущего развития риторики как науки и искусства эффективной и целесообразной речи. Следует сказать и о проблемах риторического образования в нашей стране, которые ясно обозначены в решении Санкт-Петербургской конференции.
Конечно, науке и искусству риторики — более двух с половиной тысячи лет, и сегодня справедливо говорить лишь о продолжении традиции, однако именно сохранение классической основы риторической культуры позволяет творчески развивать и решать проблемы современной риторики, обращённой к сегодняшней общественно-речевой практике.
В настоящее время риторическое образование является одним из наиболее перспективных и значимых среди современных лингво-дидактических направлений, имеющих целью формирование и воспитание хорошей и грамотной речи различного контингента учащихся. Это утверждение обосновывается следующим: риторика — классическая дисциплина, накопившая колоссальный опыт формирования личности на основе проверенных временем приёмов преподавания эффективной и выразительной речи; риторика — фундаментальная научная дисциплина, «предметом» которой, согласно классическому отечественному учебнику, является «речь»1, её наиболее действенные и целесообразные модели; наконец, риторика решает вопросы формирования компетентной личности, поскольку последнее возможно только в условиях владения и воздействия этически ориентированным, доказательным и искусным словом.
В пределах научной статьи можно только суммировать существующие сегодня научно-методологические подходы к риторическому образованию, предварив такое описание ссылкой на классический античный, отечественный и зарубежный опыт, посвятив основное внимание новаторскому опыту учёных и педагогов, которые заняты разработкой и преподаванием предмета риторики в России, восстановлением и утверждением этого предмета на ниве отечественного образования.
Преамбулой к рассмотрению современного отечественного опыта должно быть краткое обобщение следующих исторических и современных методологических подходов к риторическому образованию.
1. Античная методология, аккумулирующая опыт преподавания риторики в греческих и римских «риторических школах», как и индивидуальный опыт преподавания риторики отдельными выдающимися риторами (Сократ в изложении Платона, Цицерон, Квинтилиан).
2. Методология русской классической риторической школы, зафиксированная в до-ломоносовских рукописных риториках, освоенная и развитая М. В. Ломоносовым, продолженная классиками русской риторической школы М. М. Сперанским, А. Ф. Мерзляковым, Н. Ф. Кошанским и многими другими (см. описание и публикации текстов)2.
3. Методология современных зарубежных школ, среди которых целесообразно сказать, по крайней мере, о следующих:
3.1. Американская школа риторики, наиболее влиятельная с точки зрения содержания и стиля преподавания в современных моделях риторического образования. Риторика в совокупности речекоммуникационных дисциплин является не только основной филологической дисциплиной в США, но воплощает американский образ и стиль жизни, который при прочности американской идеологии основывается на состязательности аргументативных суждений, встроенных во всю совокупность современных массово-информационных отношений. Эта модель эффективна для американской жизни, но не может
слепо заимствоваться другими национальными идеологиями и культурами.
3.2. Японская теория языкового существования, представляющая собой опыт рационального построения жизни общества через оптимально организованные коммуникативные связи всех его членов. Сущность данной теории заключается в рассмотрении действий каждого члена общества с точки зрения эффективности речи и трудовой нагрузки. В японской послевоенной культуре создан особый тип языковой личности, эффективно и грамотно выстраивающей свое речевое взаимодействие в обществе, хотя именно этот тип поведения страдает механистичностью и автоматизированностью речевых поступков.
3.3. Существует авторитетное и влиятельное Международное общество истории риторики (The International Society for the History of Rhetoric), основанное в 1978 году, проводящее раз в два года международные конференции (биенале) в различных странах мира (две последние были в Болонье в 2010 году и в Чикаго в 2012 году), куда входят учёные не только США и Европы, славянских стран, но и Китая, Южной Кореи и др.
4. Методологические концепции и подходы современных российских учёных, которым и посвящена настоящая статья.
Каждый из кратко характеризуемых ниже подходов будет содержать своё рациональное зерно, причём все описываемые научные концепции и методики обучения взаимопроникают друг в друга хотя бы потому, что авторы этих концепций и методик хорошо знакомы друг с другом, часто полемизируют и совместно ищут наиболее эффективные пути исследования и преподавания риторики. Для авторов статьи было довольно сложно дать названия этим научно-педагогическим «риторическим школам», поскольку всякое именование грешит ограниченностью. Целесообразнее всего в таком описании пойти по пути называния имён создателей и наиболее активных последователей данной школы, добавлением служить будет «география» данной школы, т. е. её местонахождение, что в условиях нашей страны оказывается немаловажным, поскольку некоторые методологические подходы успешно
реализовали себя именно на региональном уровне и их опыт неплохо бы предложить к использованию в других регионах. Итак:
1. Характеризуя современные российские риторические школы и направления, сложившиеся с начала возрождения риторики, необходимо сказать об исследованиях Московской филологической школы, начатых еще в начале 70-х годов. Речь идёт о научных трудах по риторике заведующего кафедрой сравнительно-исторического языкознания МГУ им. М. В. Ломоносова Ю. В. Рождественского, которому принадлежит роль восстановителя риторики в России и основателя её современной теории. Ю. В. Рождественский, опираясь на учение В. В. Виноградова, возродил классические риторические понятия, отразил новый взгляд на речь в современных условиях развития общества, а именно — в период развития массовой коммуникации как нового рода словесности, поставил перед русистами задачу изучать этот влиятельный вид речи и, что особенно важно, в реальной педагогической практике разрабатывал методику преподавания риторики.
Риторика начала вписываться в широкий контекст общей филологии, становясь необходимой частью современной русистики, «центральной дисциплиной» для новой философии языка3. Следуя классической традиции, Ю. В. Рождественский видел область риторики много шире, нежели только искусство публичного монолога, как принято было понимать риторику в античности или как её упрощённо понимают некоторые современные учёные. В этом отношении закономерным стало его совершенно справедливое утверждение о необходимости изучения не только текстов художественной литературы, но и всех родов речи: и деловой прозы, и научной, и разговорно-бытовой, и журнальной, и текстов массовой коммуникации, поскольку именно прозаические речи являются определяющими в общественной практике современного человека. Это, в свою очередь, обозначило задачу исследования частных риторик, для того чтобы обеспечить эффективное общение в разных сферах речевого взаимодействия.
Задачи риторики сформулированы у Ю. В. Рождественского следующим образом: «Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу. Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам. Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции. Обе задачи должны опираться на культуру речи данного об-щества»4. Ценными предложениями явились рекомендации Ю. В. Рождественского относительно подготовки и «самовоспитания» оратора. Прежде всего, необходимо знание правил риторической деятельности. Кроме того, условием формирования оратора является талант — «особая языковая одаренность»5. Избегая искусственных условий, поскольку так не может формироваться ритор, необходимо тренировать свои способности в реальной риторической практике, убедительно представляя собственную точку зрения: «... в обществе всякий интерес встречается с противоборствующим интересом. Поэтому всякое ораторское действие — это борьба за утверждение собственной точки зрения»6. Таким образом, путь к ораторскому мастерству: от образца (устного и письменного) и его анализа — к риторической теории, далее — к регулярной собственной ораторской деятельности.
Идеи риторики Ю. В. Рождественского получили дальнейшее развитие в научных трудах его последователей (на кафедре защищено более двух десятков диссертаций по отечественной и иностранным риторикам), кафедрой продолжает руководить А. А. Волков, автор фундаментальных учебников и монографий «Основы русской риторики», «Курс русской риторики», «Теория риторической аргументация»7.
2. Московская педагогическая школа риторики, представленная трудами учёных, работающих на кафедре риторики и культуры речи, учителями Московского государственного педаго-
гического университета под руководством проф. Т. А. Ладыженской (в настоящее время кафедрой руководит проф. О. Ю. Князева). Коллективом учёных создан не только комплекс учебных пособий для школ с 1-го по 11-й класс, но разработаны учебные комплексы по риторике для вузов с оригинальной концепцией педагогической риторики (см. работы Н. А. Ипполитовой, М. Р. Савовой, З. С. Смелковой и мн. др.).8
Школьная риторика представлена также учебником «Основы риторики: мысль и слово» А. К. Михальской, который признан сообществом преподавателей и учителей риторики как один из наиболее полных и эффективных для ведения преподавания риторики9. Он охватывает весь курс отечественной риторики с опорой на классическую аристотелевскую и ломоносовскую теорию, сочетая ясно и структурированно изложенные научные знания с разнообразными видами заданий и упражнений, закрепляющих полученные сведения.
3. Пермская школа риторики диалога. Большая роль в распространении риторики как науки и учебной дисциплины принадлежит Западно-Уральскому учебно-научному центру в Перми, который уже более двадцати лет возглавляет С. А. Минеева. Учёные, педагоги-экспериментаторы ЗУУНЦ развивают идеи риторики диалога, чему посвящаются ежегодные научно-практические конференции. Пермской риторической школе принадлежит идея риторизации учебного процесса, которая заключается в совершенствовании и развитии образовательного процесса в целом, преподавании любой учебной дисциплины средствами риторической деятельности участников процесса10.
4. Красноярская школа культуры речи. Её основателем является проф., зав. кафедрой общего языкознания и риторики А. П. Сковородников. Данное научно-педагогическое направление разрабатывает риторику, в основном, как нормативную стилистическую и культурно-речевую дисциплину. Трудами учёных Красноярского ГУ (ныне Сибирского Федерального университета) создан ряд весомых изданий и разработок, которые положены в основу научного понимания
таких важнейших современных предметов, как «культура речи», выразительные средства язы-ка11. Ежегодно проводятся научные форумы, объединяющие учёных, преподавателей и учителей риторики, стилистики, культуры речи, регулярно издаётся сборник «Речевое общение», готовится к выходу «Эффективная речь».
5. Воронежская школа речевого воздействия под руководством И. А. Стернина исследует проблемы эффективной речи в публичной сфере, в межличностном общении, а также в рекламном тексте. Учёными данного направления созданы труды в области делового общения, ориентированные на широкий круг людей, их отличает практическая направленность, которая отчасти противопоставлена теоретическим изысканиям в области риторики12. Группой учёных и преподавателей создан Центр коммуникативных исследований Воронежского университета, где регулярно проводятся курсы риторики и делового общения. Другое направление школы связано с разработкой учебников и пособий по культуре речи для учащихся с 1-го по 11-й класс и внедрением этого предмета в школьную практику преподавания.
6. Санкт-Петербургская школа академической риторики, представленная трудами кафедры русского языка Санкт-Петербургского Горного университета (зав. каф. Д. А. Щукина). Коллективом кафедры создан комплекс пособий по русскому языку и культуре речи, исследуются проблемы академической риторики, в частности, ведётся повышение квалификации научно-педагогических кадров по теме «Современные подходы к разработке и реализации образовательных модулей и академическая риторика как основа профессиональной деятельности преподавателя технического вуза».
7. Саратовская школа жанроведения и стилистики, начинавшая складываться в 70-е годы как научное направление изучения стилистики разговорной речи под руководством О. Б. Сиротининой. Основные направления в деятельности этой группы учёных: исследования стилистики русской речи (см. сборники «Вопросы стилистики») — ср. коллективную монографию «Хорошая речь»13, жанроведения (см. сборники
«Жанры речи»), оригинальное направление в науке представляют исследования элитарного типа речевой культуры (см. работы Т. В. Кочетковой).
Далее мы вынуждены только перечислить имеющиеся научно-педагогические школы и направления, каждое из которых достойно отдельного подробного, в том числе, библиографического, описания.
8. Петербургская театральная школа. Основателем, пожалуй, следует считать известного педагога З. В. Савкову. В рамках данной школы достаточно самостоятельно работает О. И. Марченко, выпустившая ряд монографий и учебников по риторике.
9. Екатеринбургская школа речеведе-ния. Основатели — проф. Н. А. Купина и проф. Т. В. Матвеева.
10. Астраханская школа политической риторики. Здесь активно трудятся написавшие диссертации по современной политической речи И. Ю. Чистякова и О. Н. Паршина, исследованиями педагогической риторики и речи учителя занимается Т. И. Вострикова.
11. Ярославская школа риторики СМИ и педагогической риторики, работающая под руководством проф. Л. Г. Антоновой.
12. Волгоградская школа деловой риторики (см. исследования риторики деловой речи Т. В. Анисимовой, Е. Г. Гимпельсон).
13. Алтайская школа коммуникативисти-ки, где интенсивно создаются труды по риторике в составе коммуникативных дисциплин в вузовском и школьном филологическом образовании (А. А. Чувакин).
14. Сочинская школа лингвориторики (А. А. Ворожбитова), регулярно выпускающая научные руды, проводящая конференции и школы риторики.
Сделанный краткий обзор далеко не исчерпывает панораму риторических исследований в нашей стране. В настоящее время Риторическая ассоциация России насчитывает более 400 членов и имеет 17 региональных отделений.
В Решении конференции 2012 года был одобрен ряд инициативных проектов членов Риторической Ассоциации, в частности: в настоя-
щее время готовится словарь «Эффективная речь» в Красноярском отделении под руководством А. П. Сковородникова; члены Ассоциации наконец приступили к подготовке изданий классиков русской риторики («Риторика» Н. Ф. Кошанского, изд. В. И. Аннушкин, А. А. Волков, Л. Е. Макарова; риторики петровского времени, в частности «О риторической силе» Софрония Лихуда 1698 года и «Риторики» Михаила Усачёва 1698 года, авт. В. И. Аннушкин, М. Г. Мамонтова; планируется 4-е издание «Теории риторики» Ю. В. Рождественского, под ред. В. И. Аннушкина).
Расширяются международные связи Риторической ассоциации: налажены контакты с Международным обществом истории риторики; организованы связи с ведущими китайскими вузами, с вузами Румынии, с кафедрой риторики Софийского университета; иностранные аспиранты защищают диссертации по риторике в вузах России (в частности, в Гос.ИРЯ имени А. С. Пушкина защищены диссертации по риторике коллегами из Китая, Вьетнама, Афганистана).
Успешно развиваются существующие научно-педагогические центры преподавания риторики, в которых ведётся эффективное преподавание риторики, культуры речи, проводятся разнообразные тренинги и семинары по культурно-речевой тематике (Риторический Центр «Златоуст» в Международном фонде славянской письменности и культуры в Москве, курсы риторики и делового общения Центра коммуникативных исследований Воронежского университета, дистанционные курсы риторики диалога НП «ЗУУНЦ» (Пермь), ряд курсов в Санкт-Петербурге и др.).
В то же время члены Риторической ассоциации с тревогой отмечают, что вокруг преподавания риторики, ставшего популярным и иногда «популистским», собирается много недостаточно профессиональных и подготовленных кадров, которые низким уровнем преподавания дискредитируют саму идею возрождения и утверждения риторики.
Преподавание риторики вызывает большой интерес у школьных учителей и педагогической общественности в целом, следствием чего стало создание экспериментальных площадок
в различных городах (например, в пермских школах и т. д.).
Очередная XVII Международная конференцию по риторике состоится 30 января — 1 февраля 2013 года в Государственном институте русского языка имени А. С. Пушкина на базе кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации. Тема конференции «Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Зеленецкий К. П., Кошанский Н. Ф. (издание анонимное). Теория словесности. Курс гимназический Год 1-й. Риторика // Сост.-ред. И. И. Давыдов. СПб., 1851. С. 1.
2 Аннушкин В. И. 1) Русская риторика: исторический аспект. М., 2003; 2) История русской риторики. Хрестоматия. М., 2002.
3 Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М., 2003. С. 90.
4 Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 2003. С. 3.
5 Там же. С. 48.
6 Там же.
7 Волков А. А. 1) Основы риторики. М., 2003; 2) Курс русской риторики. Пособие для духовных учебных заведений. М., 2009; 3) Теория риторической аргументации. М., 2009.
8 См., напр.: Риторика. 10 класс / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 2005; Риторика. 11 класс / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 2004; Общая риторика / Под ред. Н. А. Ип-политовой. М., 2012; Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя. М., 2010.
9 Михальская А. К. Основы риторики. М., 2005.
10 Минеева С. А. 1) Риторика диалога: в моделях и обобщениях (дидактические материалы) / При участии Л. В. Горбач и А. В. Горбач. Пермь, 2005; 2) Риторика диалога: теоретические основания и модели. Пермь, 2007.
11 Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник / Под общ. руководством Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. М., 2003; Энциклопедический словарь-справочник: Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / Под ред. А. П. Сковородникова. М., 2009.
12 Стернин И. А. Практическая риторика. М., 2007.
13 Сиротинина О. Б., Кормилицына М. А. Хорошая речь. Коллективная монография. М., 2009.