Научная статья на тему 'ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ВОЗДУШНОМ ПРАВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ВОЗДУШНОМ ПРАВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воздушный кодекс / воздушное право / федеральный закон / air code / air law / federal law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.И. Руш, А.С. Кубрикова

В статье предпринята попытка проанализировать последние изменения в Воздушном кодексе Российской Федерации, которые должны обеспечить устойчивое и бесперебойное функционирование транспортного комплекса и поддержку бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECENT CHANGES IN AIR LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article attempts to analyze the latest changes in the Air Code of the Russian Federation, which should ensure the stable and uninterrupted functioning of the transport complex and business support.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ВОЗДУШНОМ ПРАВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 347.82

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ВОЗДУШНОМ ПРАВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.И. Руш, А.С. Кубрикова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: arawuu2@gmail.com

В статье предпринята попытка проанализировать последние изменения в Воздушном кодексе Российской Федерации, которые должны обеспечить устойчивое и бесперебойное функционирование транспортного комплекса и поддержку бизнеса.

Ключевые слова: воздушный кодекс, воздушное право, федеральный закон.

RECENT CHANGES IN AIR LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION

A.I. Rusch, A.S. Kubrikova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: arawuu2@gmail.com

The article attempts to analyze the latest changes in the Air Code of the Russian Federation, which should ensure the stable and uninterrupted functioning of the transport complex and business support.

Keywords: air code, air law, federal law.

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушной среде различных материальных объектов, а также другая деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Воздушное пространство над государственной территорией уже давно рассматривается и признается международным правом как составная часть территории каждого государства. Согласно этому суверенное воздушное пространство, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем, принадлежит территориальному суверену так же, как его сухопутная территория, т. е. оно им владеет, распоряжается и пользуется. С этой точки зрения государство выступает как собственник своего воздушного пространства, которым оно может распоряжаться по своему усмотрению.

Федеральный закон от 14 марта 2022 года № 56 - ФЗ «О внесении изменений в воздушный кодекс Российской Федерации (далее - РФ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вне существенные изменения в реализации воздушного права. В условиях санкций закон призван обеспечить устойчивое и бесперебойное функционирование транспортного комплекса и поддержку бизнеса.

Российская Федерация до введения санкций занимала лидирующие позиции по протяженности воздушных трасс, включающий трассы для внутренней деятельности и международной деятельности. Новые поправки позволят сохранить лидирующие позиции.

Изменения были внесены в первый абзац пункта 3 статьи 8 ВК РФ, после слов «авиационные работы,» были дополнены словами «заправку гражданских судов

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

авиационными горюче - смазочными материалами и обработку специальными жидкостями,». Также, была добавлена статья 8.2. ВК РФ «Сертификационные центры и испытательные лаборатории», в первом пункте которой сказано, что проведение обязательной сертификации осуществляется с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий.

Внесена статья 36 ВК РФ «Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов».

В Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 31 - ФЗ «О государственной регистрации на воздушные суда и сделок с ними» были внесены следующие изменения:

1) В статье 12 слова «месячный срок» были заменены словами «десятидневный срок»;

2) Заявления и документы на воздушные суда должны подаваться в форме документов на бумажном носителе, посредством личного обращения, либо в форме электронных документов подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

В статью 1 Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 488 - ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» внесены следующие изменения:

1) деятельность юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2, 2.1 и 3 данного пункта авиационной техники, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов нетиповой конструкции, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, а также светосигнального и метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов. Действие требований, установленных настоящим подпунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;

2) в абзаце первом пункта 3 слова «разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники» исключить, слова «гражданских воздушных судов» заменить словами «подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ»;

3) в абзаце четвертом пункта 4 слова «федеральными авиационными правилами» заменить словами «нормами летной годности, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), и обязательны для применения федеральными органами исполнительной власти, а также юридическими и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов», дополнить предложением следующего содержания: «Указанные нормы летной годности не подлежат государственной регистрации»;

4) в абзаце первом пункта 8 слова «пункт 1» было заменено словами «абзац первый пункта 1».

Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие:

1) особенности исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды иностранных воздушных судов, используемых для полетов лицами, указанными в пункте 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационных двигателей и договоров финансовой аренды (лизинга) транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

2) особенности государственной регистрации предназначенных для выполнения полетов гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и особенности государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

Отдельные полномочия Правительства Российской Федерации, указанные в части 1 настоящей статьи, могут быть возложены Правительством Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах.

Все изменения в Воздушный кодекс РФ являются целесообразными для поддержания политической, экономической, а также социальной стабильности государства, в сферах связанными с воздушными перевозками и эксплуатацией воздушных судов. Для развития воздушного законодательства, последние изменения играют положительную роль, хотя их эффективность можно оценить через некоторое время.

Библиографические ссылки

1. Коврижных, Е. Н. Гибкое использование воздушного пространства (FUA) / Е. Н. Коврижных, Н. С. Бойко, С. В. Аверин // Российская цивилизация в эпоху глобальной эволюции: обеспечение безопасности и поиск путей решения проблем в условиях меняющегося миропорядка : Материалы I Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, Армавир, 15-16 октября 2021 года / Кубанский государственный технологический университет Армавирский механико-технологический институт Кафедра гуманитарных дисциплин. - Армавир: ООО «Редакция газеты «Армавирский собеседник» (Армавирская типография), 2021. - С. 247-251. - EDN RSSERW.

2. "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.03.2022)

3. Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 56 - ФЗ «О внесении изменений в воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

4. Артюшина, С. Е. Использование воздушного пространства России: экономический аспект / С. Е. Артюшина // Актуальные вопросы развития современного общества : сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах, Курск, 18 апреля 2014 года. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2014. - С. 53-58. - EDN SZKOWF.

© Руш А.И., Кубрикова А.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.