Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ АЭРОСЪЕМОЧНЫХ РАБОТ С ПОМОЩЬЮ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ АЭРОСЪЕМОЧНЫХ РАБОТ С ПОМОЩЬЮ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ ВОЗДУШНОЕ СУДНО / ВОЗДУШНАЯ СЪЕМКА / АВИАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / СЕРТИФИКАТ ЭКСПЛУАТАНТА / АВИАЦИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ / МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ / ФСБ / UNMANNED AERIAL VEHICLE / AERIAL PHOTOGRAPHY / AVIATION OPERATIONS / EXPLOITANT CERTIFICATE / GENERAL AVIATION / MINISTRY OF DE FENSE / FSS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерин Василий Васильевич, Рада Артем Олегович, Кузнецов Александр Дмитриевич

В статье проводится анализ и дается правовая оценка проведения аэросъёмочных работ с помощью беспилотных воздушных судов. Авторы выделяют недостатки правового регулирования получения сертификата на выполнение авиационных работ и свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения для регулирования процесса аэросъемки с помощью беспилотных воздушных судов, а также соблюдения требований к сохранности информации, составляющей государственную тайну, включая согласование выполнения аэросъемки от Министерства обороны РФ и Федеральной службы безопасности РФ. Выводы, отмеченные в статье, могут быть использованы для дальнейшего совершенствования законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ерин Василий Васильевич, Рада Артем Олегович, Кузнецов Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of aerial filming using unmanned aircraft

The article analyzes and provides a legal assessment of aerial photography using unmanned aerial vehicles. The authors highlight the shortcomings of legal regulation of obtaining a certificate for performance of aviation operations and the certificate of the operator of General aviation regulation of aerial photography process using unmanned aerial vehicles, also compliance with the requirements for the safety of secret information, including approval to perform aerial photography from the Ministry of defense and the Federal security service of the Russian Federation. The conclusions, noted in the article, can be used to further improve the legislation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ АЭРОСЪЕМОЧНЫХ РАБОТ С ПОМОЩЬЮ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ АЭРОСЪЕМОЧНЫХ РАБОТ С ПОМОЩЬЮ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

ЕРИН Василий Васильевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса Юридического института Кемеровского государственного университета (Кемерово, Россия). E-mail: erin1982@yandex.ru;

РАДА Артем Олегович,

директор Института цифры Кемеровского государственного университета (Кемерово, Россия). E-mail: radaartem@mail.ru;

КУЗНЕЦОВ Александр Дмитриевич,

директор центра компьютерного инжиниринга Кемеровского государственного университета (Кемерово, Россия). E-mail: adkuz@inbox.ru

Краткая аннотация: В статье проводится анализ и дается правовая оценка проведения аэросъёмочных работ с помощью беспилотных воздушных судов. Авторы выделяют недостатки правового регулирования получения сертификата на выполнение авиационных работ и свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения для регулирования процесса аэросъемки с помощью беспилотных воздушных судов, а также соблюдения требований к сохранности информации, составляющей государственную тайну, включая согласование выполнения аэросъемки от Министерства обороны РФ и Федеральной службы безопасности РФ. Выводы, отмеченные в статье, могут быть использованы для дальнейшего совершенствования законодательства.

Abstract: The article analyzes and provides a legal assessment of aerial photography using unmanned aerial vehicles. The authors highlight the shortcomings of legal regulation of obtaining a certificate for performance of aviation operations and the certificate of the operator of General aviation regulation of aerial photography process using unmanned aerial vehicles, also compliance with the requirements for the safety of secret information, including approval to perform aerial photography from the Ministry of defense and the Federal security service of the Russian Federation. The conclusions, noted in the article, can be used to further improve the legislation.

Ключевые слова: беспилотный воздушное судно, воздушная съемка, авиационные работы, сертификат эксплуатанта, авиация общего назначения, Министерство обороны, ФСБ.

Keywords: unmanned aerial vehicle, aerial photography, aviation operations, exploitant certificate, general aviation, Ministry of defense, FSS.

Ранее в предыдущих статьях были рассмотрены правовые аспекты использования беспилотных летательных аппаратов при заготовке древесины [1] и для мониторинга эндогенных пожаров при открытой добыче угля [2]. В настоящей статье речь пойдет о правовых аспектах использования беспилотных летательных аппаратов или беспилотных воздушных судов (далее - БВС) при проведении аэросъемочных работ.

В соответствии с ГОСТ Р 54265-2010 Воздушный транспорт. Авиационные работы. Классификация [3] под аэросъемочными работами понимаются работы, которые выполняются «на малых и больших высотах с выдерживанием постоянной высоты полета по барометрическому высотомеру с воздушного судна, оборудованного аэросъемочной аппаратурой, различных видов съемок для геологического картирования, дистанционного зондирования земли, контроля состояния окружающей среды и других целей». Аэросъемочные работы также являются одним из видов авиационных работ, которые в соответствии со ст.114 Воздушного кодекса РФ [4] (далее - ВозК РФ) могут выполняться с использованием гражданских воздушных судов в различных сферах: сельское хозяйство, охрана окружающей среды, поиск и оказание медицинской помощи и т.д. Аэросъемочные полеты наряду с аэрофотосъемочными и поисково-съемочными входят в состав воздушных съемок, которые совместно с авиационно-химическими работами, лесоавиационными работами, строительно-монтажными и погрузочно-разгрузочными работами, работами с целью оказания медицинской помощи, летными проверками наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации являются видами авиационных работ [5]. Принимая во внимание, что БВС яв-

ляется в соответствии с действующим законодательством воздушным судном (ст. 32 ВозК РФ), и контролируется «внешним пилотом», соответственно авиационные работы, в том числе аэросъемочные, могут также выполняться с помощью БВС. Однако, выполнение авиационных работ возможно лишь с учетом соблюдения определенных требований. Законодатель в соответствии со ст. 8 ВозК РФ установил процедуру обязательной сертификации физических и юридических лиц, выполняющих авиационные работы [6]. Для получения сертификата заявитель прикладывает следующее: документы о государственной регистрации или документы, удостоверяющие личность, свидетельство о регистрации гражданских воздушных судов, сертификаты летной годности, документы, подтверждающие страхование в соответствии со ст. 131, 132 и 135 ВозК РФ, руководство по производству полетов, сертификаты (свидетельства) членов экипажей воздушных судов и лиц инженерно-технического персонала с квалификационными отметками, подтверждающими право эксплуатации заявленных воздушных судов. Принимая во внимание классификацию БВС по максимальной взлетной массе, при анализе предъявляемых требований можно прийти к выводу о том, что ряд необходимых для сертификации документов заявитель представить не сможет. Так, например, государственной регистрации подлежит БВС максимальной взлетной массой более 30 кг (ст. 33 ВозК РФ), БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг подлежит только учету, в соответствии с Правилами учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенных в РФ или произведенных в РФ [7]. В соответствии с п. 18 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сер-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 12(180)

тификации юридических и физических лиц, выполняющих авиационные работы [8], к заявлению о сертификации, в том числе, должны быть приложены копии документов:

1) свидетельств о регистрации гражданских воздушных судов;

2) сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам) воздушных судов;

3) сертификатов (свидетельств) членов экипажей воздушных судов и лиц инженерно-технического персонала с квалификационными отметками, подтверждающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении заявленных видов работ.

Однако применительно к БВС максимальной взлетной массой до 30 кг заявитель не сможет представить вышеуказанные документы, так как их наличие у заявителя в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 33, п. 2.1. ст. 8, п. 1 ст. 53 ВозК РФ не предусмотрено.

Еще одним положением, вызывающим вопросы, является предоставление сертификата (свидетельства) членов экипажа воздушных судов и лиц и инженерно-технического персонала с квалификационными отметками, подтверждающими право эксплуатации воздушных судов при выполнении заявленных видов работ. Порядок проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнить функции членов экипажа гражданских воздушных судов, распространяется только для БВС с максимальной взлетной массой более 30 кг [9]. При этом стоит отметить еще один факт, в соответствии с вышеуказанными правилами кандидатам, прошедшим проверку, выдается свидетельство установленного образца. Формы таких свидетельств установлены федеральными авиационными правилами «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации» [10]. Однако, такая форма свидетельства как свидетельство внешнего пилота БВС в вышеуказанных авиационных правилах отсутствует. В связи с тем, что действующим законодательством (ст. 57 ВозК РФ) для внешнего пилота наличие свидетельства является обязательным, данный пробел также необходимо устранить и утвердить форму свидетельства внешнего пилота.

В соответствии со ст. 21 ВозК РФ гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения. По мнению авторов комментария к ВозК РФ [11] авиация общего назначения может использоваться на безвозмездной основе для авиационной деятельности, в том числе проведения аэрофотосъемки. Если придерживаться мнения авторов комментария, то в соответствии с нормами действующего законодательства для использования воздушных судов в целях авиации общего назначения необходимо получить сви-

детельство эксплуатанта авиации общего назначения [12]. Однако вышеуказанные правила не распространяются на физических и юридических лиц, использующих легкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения либо сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения, речи о БВС нет. Соответственно можно предположить, что вышеуказанные федеральные авиационные правила распространяются на все БВС. Однако в ходе анализа требований для получения свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения было выявлено, что заявителю необходимо представить копии документов, идентичных для получения сертификата эксплуатанта (п. 5 федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических и юридических лиц, выполняющих авиационные работы»). Соответственно, заявитель может столкнуться с теми же вопросами, касающимися представления документов, которые были рассмотрены нами ранее.

На основании вышеизложенного, необходимо внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты, касающихся правового регулирования получения сертификата эксплуатанта для выполнения авиационных работ или свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения для лиц, планирующих выполнение авиационных работ с помощью БВС. При этом стоит отметить следующее, законодатель предусмотрел классификацию БВС по максимальной взлетной массе: до 0,25 кг, 0,25 - 30 кг и более 30 кг, однако, например, при анализе выпускаемых БВС отечественного производства (Группа компаний «Геоскан» г. Санкт-Петербург, Группа компаний «Беспилотные системы»г. Ижевск, Группа компаний «ZALA AERO» г. Ижевск) можно увидеть, что большая часть производимых моделей БВС имеет максимальную взлетную массу до 30 кг, а качественные характеристики выполняемых работ достаточно обширны и соответствуют высокому уровню. В связи с этим, полагаем целесообразным предусмотреть путем внесения соответствующих изменений в нормы действующего законодательства возможность получения в упрощенном порядке сертификатов (свидетельств) для выполнения авиационных работ с помощью БВС максимальной взлетной массой до 30 кг.

Следующим вопросом, с которым может столкнуться владелец БВС при выполнении аэросъемочных работ, является необходимость получения дополнительных разрешений. В открытых источниках упоминается о необходимости получения разрешения Генерального штаба России, штаба округа и территориального управления ФСБ России на аэрофотосъемочные работы и контрольные просмотры снятых материалов для исключения возможных кадров, содержащих информацию составляющую государственную тайну [13]. Скорее всего, речь идет об инструкциях с грифами «Для служебного пользования» или «Секретно», которые определяют полномочия и порядок совершения действия со стороны вышеуказанных государственных органов. Косвенно,

подтверждение данной информации можно найти в перечне сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России [14]. Однако в соответствии с п.2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается [15]. Таким образом данная ситуация ставит в сложное положение законодателя. С одной стороны, вопросы государственной тайны необходимо держать в секрете, с другой - развитие научно-технического прогресса и его масштабность достигли такого уровня, что небольшой БВС массой 5-6 кг может спокойно, не привлекая внимания, выполнить аэрофотосъемку как в черте населенного пункта, так и за его пределами. Зарубежный опыт показывает возможность решения вышеуказанной проблемы. Например, в Индии для проведения аэрофотосъемки в соответствии с п. 13.2. Требований генерального директората гражданской авиации от 27.08.2018 № 05-13/2014-ЛЕй vol.IV [16] требуется разрешение генерального директората гражданской авиации, утвержденное Министерством обороны Индии. В Сингапуре для выполнения аэрофотосъемки с помощью БВС помимо разрешения оператора необходимо получить следующие документы: Библиография:

1. от Управления гражданской авиации Сингапура.

- разрешение на деятельность. В Сингапуре выделяют 2 класса деятельности с помощью БВС. Разрешение на деятельность 1 класса требуется в целях, которые не являются любительскими или осуществляются вне населенных пунктов, или если общая масса БВС, включая полезную нагрузку, превышает 7 кг. Разрешение на деятельность класса 2 требуется при любительском использовании или в научно-исследовательских целях при следующих условиях:

а) рабочая высота более 200 футов (около 60 м.) над уровнем моря;

б) в пределах 5 км. от гражданского/военного аэродрома;

в) в пределах любой запретной или опасной зоны.

2. от Управления полиции Сингапура - разрешение на аэрофотосъемку. [17].

На основании вышеизложенного, полагаем целесообразным разработать и утвердить упрощенный порядок получения разрешения на проведение аэросъемочных работ с обязательным контролем со стороны Министерства обороны России и ФСБ России, который будет находиться в открытых источниках информации без каких-либо специальных грифов.

1. В.В. Ерин, А.О. Рада, А.Д. Кузнецов Правовые аспекты использования беспилотных летательных аппаратов при заготовке древесины// Аграрное и земельное право. 2019. № 2 (170).

2. В.В. Ерин, В.А. Латохин, А.Д. Кузнецов Правовые аспекты использования беспилотных летательных аппаратов для мониторинга эндогенных пожаров при открытой добыче угля // Аграрное и земельное право. 2019. № 5 (173).

3. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.12.2010 № 1071-ст «Об утверждении национального стандарта»// СПС «КонсультантПлюс».

4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Российская газета, № 59060, 26.03.1997.

5. Приказ Министерства транспорта РФ от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации// Российская газета, № 169, 10.09.2009.

6. Приказ Министерства транспорта РФ от 23.12.2009 № 249 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических и юридических лиц, выполняющих авиационные работы» // СПС «КонсультантПлюс».

/.Постановление Правительства от 25.05.2019 № 658 «Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации»// URL:http://www.pravo.gov.ru, 30.05.2019 (дата обращения: 20.08.2019).

8. Приказ Министерства транспорта РФ от 13.03.2013 № 86 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации юридических и физических лиц, выполняющих авиационные работы» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Постановление Правительства РФ от 06.08.2013 № 670 «Об утверждении правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации» // URL:http://www.pravo.gov.ru, 08.08.2013 (дата обращения: 20.08.2019).

10. Приказ Министерства транспорта РФ от 10.02.2014 № 32 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации» // Российская газета, № 44, 25.02.2014.

11. Комментарий к Воздушному кодексу РФ (постатейный) / В.Г. Ермошкин, С.И. Коровин, А.Н. Петров и др.; под ред. А.И. Травникова. М.: Деловой мир, 2009, 536 с.

12. Приказ Министерства транспорта РФ от 18.06.2003 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения» // СПС «КонсультантПлюс».

13. Анастасия Степанова. Какие документы нужны владельцу дрона? Где их получить? Что важно знать перед покупкой?// https://tass.ru/obschestvo/6376723 (дата обращения: 20.08.2019)

14. Письмо Федеральной службы геодезии и картографии России от 25.03.1996 № 3-02-670//СПС «КонсультантПлюс»

15. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СПС «КонсультантПлюс»

16. Требования генерального директората гражданской авиации Индии от 27.08.2018 № 05-13/2014-ДЕ0 vol.IV // http://dgca.nic.in/cars/D3X-X1.pdf (дата обращения: 20.08.2019).

17. Закон об аэронавигации Сингапура в ред. от 15.07.2019 // https://www.caas.gov.sg/docs/default-source/pdf/air-navigation-order.pdf (дата обращения: 20.08.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.