Научная статья на тему 'Вопросы понимания правовой природы легкого воздушного судна, выполняющего полеты в целях авиации общего назначения за плату, как объекта гражданского-правового оборота'

Вопросы понимания правовой природы легкого воздушного судна, выполняющего полеты в целях авиации общего назначения за плату, как объекта гражданского-правового оборота Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ВОЗДУШНОЕ ПРАВО / ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС / АВИАЦИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ / CIVIL AVIATION / AIR LAW / AVIATION CODE / GENERAL PURPOSE AVIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хлопушин Дмитрий Сергеевич

В настоящее время в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации превалируют легкие воздушные судна максимальной взлетной массой для самолетов 5700 кг и для вертолетов 3100 кг, которые, в большинстве своем, находятся во владении физических лиц и используются для удовлетворения собственных потребностей, не связанных с извлечением прибыли. Однако с ростом числа воздушных судов и с появлением такого сопутствующего фактора как удорожание стоимости владения, выражающегося в возросшей стоимости поддержания летной годности из-за падения курса национальной валюты и падения уровня реальных доходов населения, в российской авиации намечается тенденция роста числа легких и сверхлегких воздушных судов, вовлеченных в выполнение полетов в коммерческих целях. Вместе с тем существующие правовые коллизии и отсутствие единой правоприменительной практики регулирующих и контролирующих деятельность гражданской авиации органов существенно ограничивает коммерческое использование названной категории воздушных судов и негативно сказывается на развитии гражданской авиации в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF UNDERSTANDING THE LEGAL NATURE OF A LIGHT AIRCRAFT OPERATING FOR GENERAL AVIATION FOR A FEE, AS AN OBJECT OF CIVIL LAW TURNOVER

Currently, light aircrafts with a maximum take-off weight of 5. 5700 kg for planes and 3100 kg for helicopters prevail in the register of aircrafts in Russian Federation. Predominantly, they are in the possession of physical persons, being utilized for meeting own needs, not connected to profit-making. However, with the growing number of aircrafts and emergence of such contributing factor as rising costs for the possession, that is 6. reflected in increased costs for maintenance of airworthiness due to national currency devaluation and decreased level of real income of the population, a tendency of growth in the number of light and ultra-light aircrafts, involved in operation for commercial purposes, is coming up in Russian aviation. Nevertheless, the judicial contradictions and lack of unified law enforcement of civil aviation authorities 7. imply significant limitation on commercial use of the stated aircrafts category, while having negative influence on development of civil aviation in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Вопросы понимания правовой природы легкого воздушного судна, выполняющего полеты в целях авиации общего назначения за плату, как объекта гражданского-правового оборота»

Вопросы понимания правовой природы легкого воздушного судна, выполняющего полеты в целях авиации общего назначения за плату, как объекта гражданского-правового оборота

Хлопушин Дмитрий Сергеевич,

аспирант, кафедра «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс», Юридический институт, ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»

E-mail: khlopushin@yandex.ru

В настоящее время в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации превалируют легкие воздушные судна максимальной взлетной массой для самолетов 5700 кг и для вертолетов 3100 кг, которые, в большинстве своем, находятся во владении физических лиц и используются для удовлетворения собственных потребностей, не связанных с извлечением прибыли.

Однако с ростом числа воздушных судов и с появлением такого сопутствующего фактора как удорожание стоимости владения, выражающегося в возросшей стоимости поддержания летной годности из-за падения курса национальной валюты и падения уровня реальных доходов населения, в российской авиации намечается тенденция роста числа легких и сверхлегких воздушных судов, вовлеченных в выполнение полетов в коммерческих целях.

Вместе с тем существующие правовые коллизии и отсутствие единой правоприменительной практики регулирующих и контролирующих деятельность гражданской авиации органов существенно ограничивает коммерческое использование названной категории воздушных судов и негативно сказывается на развитии гражданской авиации в Российской Федерации.

Ключевые слова: гражданская авиация, воздушное право, Воздушный кодекс, авиация общего назначения.

На протяжении последних десяти лет в России с каждым годом возрастает количество воздушных судов внесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, и большинство из гражданских воздушных судов составляют частные легкие воздушные суда, выполняющее полеты в личных целях их владельцев.

Закономерным развитием института владения частными легкими воздушными судами является стремление минимизации стоимости владения или даже получения прибыли.

Принимая во внимание высокую стоимость владения воздушным судном в сравнении с другими объектами вещных прав, находящихся в гражданском обороте, а также падение реальных доходов населения и курса российской валюты, мы можем наблюдать тенденцию на коммерциализацию частной легкой авиации в попытках уменьшения личных расходов каждого владельца.

В настоящей статье мы опустим вопрос правомерности выполнения полетов в целях авиации общего назначения за плату и остановимся лишь на вопросе понимания правовой природы легкого воздушного судна, выполняющего полеты в целях авиации общего назначения за плату как объекта гражданского-правового оборота.

Итак, в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

В свою очередь, в целях рассмотрения проблематики статьи нам также необходимо обратиться к понятиям легкого воздушного судна и сверхлегкого воздушного судна, установленным пунктом 2 и 3 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Под легким воздушным судном понимается воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.

Под сверхлегким воздушным судном понимается воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасения.

Кроме того, в указанной статье 32 Воздушного кодекса Российской Федерации даются понятия пилотируемого и беспилотного воздушного судна, а также беспилотной авиационной системы.

С точки зрения гражданского права, воздушное судно относится в соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав, а именно к вещам.

При этом гражданское законодательство, а именно статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, также вносит свой вклад в классификацию воздушных судов, а именно вводит еще одну градацию воздушных судов, такую как подлежащие государственной регистрации.

В свою очередь, Воздушным кодексом Российской Федерации в рамках реализации положений статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации в статье 33 устанавливает круг воздушных судов, подлежащих государственной реги-страции,а именно:

- беспилотные воздушные суда, максимальной взлетной массой более 30 килограмм;

- пилотируемые гражданские воздушные судна максимальной массой конструкции более 115 килограммов.

Будучи вещью, воздушное судно, подлежащее государственной регистрации, исходя из названных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации, отнесено к категории недвижимых вещей.

Несомненно, юридическая фикция отнесение воздушного судна, как вещи, явно относящейся по своей природе к движимым вещам, к вещам недвижимым вводит дополнительные ограничения на гражданско-правовой оборот воздушных судов, при этом обеспечивая наиболее полную защиту права собственности со стороны государства путем осуществления государственной регистрации права собственности.

Однако в последнее время широко обсуждается вопрос об исключении упоминания воздушного судна как объекта недвижимости, подлежащего государственной регистрации из положений Гражданского кодекса Российской Федерации.

Противниками регистрации прав собственности и иных вещных прав на воздушные суда приводятся доводы об избыточности данной процедуры, устанавливающей необоснованные препятствия для гражданского правового оборота вещей.

На наш взгляд, действительно существуют определенные препятствия для свободы гражданского оборота воздушных судов в Российской Федерации, но они, прежде всего, связаны с администрированием процедуры регистрации вещных прав.

Так в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 170 регистрация вещных прав на воздушные суда осуществляется только в центральном аппарате Федерального агентства воздушного транспорта в городе Москве.

Учитывая географические особенности Российской Федерации, установление возможности

осуществления регистрационных действий исключительно в одном месте накладывает необоснованные административные барьеры на оборот воздушных судов.

При этом, сторонники выведения воздушных судов из объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации, не приводят иной аргументации, кроме затруднительности проведения процедуры регистрации вещных прав и отсутствия подобной практики отнесения воздушных судов к недвижимым вещам в странах с развитой гражданской авиацией, не учитывая при этом различия в англо-саксонской и романо-германских правовых системах, в связи с чем перевод оказания государственной услуги по государственной регистрации вещных прав на воздушные суда в электронный вид или передача этой государственной услуги в территориальные управления Федерального агентства воздушного транспорта, на наш взгляд, устранит административные барьеры и закроет дискуссию о необходимости отмены регистрации вещных прав на воздушные суда.

Таким образом, на основании изложенного, мы можем прийти к выводу о том, что легкое воздушное судно является недвижимой вещью, права на которую подлежат государственной регистрации и которое подлежит внесению в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, приобретая национальную принадлежность.

Приступим к рассмотрению критериев отнесения легкого воздушного судна к гражданской авиации, выполняющей полеты в целях авиации общего назначения.

В воздушном законодательстве существует системное непонимание термина «авиация общего назначения», вытекающего из пункта 3 статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации, а именно как гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Собственно, непонимание значения термина «авиация общего назначения» привело к появлению нормативных правовых актов, содержащих в тексте положения, дающие представление о том, что авиация общего назначения является отельным видом авиации или, в другом понимании, подтипом гражданской авиации.

Так, например, Министерством транспорта Российской Федерации приказом от 18.06.2003 № 147 утверждены федеральные авиационные правила «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля р деятельности эксплуатантов общего назначения», Д которые по своей сути устанавливают требования Ч

т

к владельцам воздушных судов, по своей макси- К мальной взлетной массе превосходящие сверх- ё легкие и легкие воздушные судна, в части порядка у эксплуатации и поддержания летной годности как А

к источникам повышенной опасности с более высокими рисками, нежели рисками, возникающими при полетах сверхлегких и легких воздушных судов.

При этом, в сравнительном анализе приказов Министерства транспорта Российской Федерации, регулирующих выдачу сертификата эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок и сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ мы не увидим использования понятия «эксплуатант коммерческой перевозки» или эксплуатант авиационных работ».

На наш взгляд, понимание термина «авиация общего назначения» как вида авиации или разрешенного использования воздушного судна, как это было сделано в отношении единичных экземпляров воздушных судов, приводит к искусственному созданию отдельной правовой категории эксплуатации воздушных судов без должных правовых оснований.

Исходя из анализа положений статьи 20 Воздушного кодекса Российской Федерации, следует, что в Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Таким образом, принимая во внимание сравнительно полное определение критериев коммерческой воздушной перевозки и авиационной работы, являющихся целью полета, и четкое определение видов авиации в Российской Федерации, мы можем прийти к выводу, что понятие «авиация общего назначение» является не чем иным как целью полета, который не попадает под критерии коммерческой воздушной перевозки или полета в целях выполнения авиационных работ.

В связи с изложенным, мы можем сделать вывод, что по своей правовой природе как объекта гражданских-правовых отношений легкое воздушное судно, выполняющее полеты в целях авиации общего назначения за плату, является недвижимой вещью, права на которую подлежат государственной регистрации, подлежащей внесению в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Исходя из проведенного анализа, нами не было выявлено ограничений или указаний на критерии разрешенного использования легких воздушных судов, выражающегося в ограничении на выполнение коммерческих воздушных перевозок или авиационных работ, за исключением не всегда корректного использования в нормативных правовых актах термина «авиация общего назначения» в понимании термина, обозначающего вид гражданской авиации.

Таким образом, легкое воздушное судно как объект гражданских правовых отношений может быть использовано без каких-либо правовых ограду ничений, не связанных с порядком допуска к экс-2 плуатации и использованием указанной категории воздушных судов в целях получения прибыли, еЗ находится в рамках действующего законодатель-Ц ства.

Литература

1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая» // Справочная система Консультант Плюс // URL: http://www.consultant. ru (дата обращения 04.03.2020)

2. Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» // Справочная система Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.03.2020)

3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № 118 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения» // Справочная система Консультант Плюс // URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 08.03.2020)

4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения» // Справочная система Консультант Плюс // URL: http://www. consultant.ru (дата обращения 08.03.2020)

5. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 249 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации» // Справочная система Консультант Плюс // URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 08.03.2020)

6. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 170 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» // Справочная система Консультант Плюс // URL: http://www. consultant.ru (дата обращения 08.03.2020)

7. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 августа 2015 г. № 246 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил» // Справочная система Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 08.03.2020)

8. Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации // Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта. https://www.favt.ru/opendata-table?id=2500 (дата обращения 08.03.2020)

ISSUES OF UNDERSTANDING THE LEGAL NATURE OF A LIGHT AIRCRAFT OPERATING FOR GENERAL AVIATION FOR A FEE, AS AN OBJECT OF CIVIL LAW TURNOVER

Khlopushin D.S.

Russian University of Transport (MIIT)

Currently, light aircrafts with a maximum take-off weight of 5700 kg for planes and 3100 kg for helicopters prevail in the register of aircrafts in Russian Federation. Predominantly, they are in the possession of physical persons, being utilized for meeting own needs, not connected to profit-making. However, with the growing number of aircrafts and emergence of such contributing factor as rising costs for the possession, that is reflected in increased costs for maintenance of airworthiness due to national currency devaluation and decreased level of real income of the population, a tendency of growth in the number of light and ultra-light aircrafts, involved in operation for commercial purposes, is coming up in Russian aviation. Nevertheless, the judicial contradictions and lack of unified law enforcement of civil aviation authorities imply significant limitation on commercial use of the stated aircrafts category, while having negative influence on development of civil aviation in Russian Federation.

Keywords: civil aviation, air law, Aviation Code, general purpose aviation.

References

1. Federal law No. 51-FZ of November 30, 1994 " Civil code of the Russian Federation. Part one " // reference system Consultant Plus // URL: http://www.consultant.ru (accessed 04.03.2020)

2. Federal law of March 19, 1997 No. 60-FZ "Air code of the Russian Federation" // Reference system Consultant Plus // URL: http://www.consultant.ru (accessed 04.03.2020)

3. Order of the Ministry of transport of the Russian Federation of April 17, 2003 No. 118 "on approval of Federal aviation rules" Regulations on the procedure for admission to operation of single copies of General aviation aircraft " // Reference system Consultant Plus // URL: http://www.consultant.ru (accessed 08.03.2020)

4. Order of the Ministry of transport of the Russian Federation of June 18, 2003 No. 147 "on approval of Federal aviation regulations" General aviation Operators. Requirements for General aviation operators, registration and control procedures for General aviation operators " // reference system Consultant Plus // URL: http://www.consultant.ru (accessed 08.03.2020)

5. Order of the Ministry of transport of the Russian Federation of December 23, 2009 No. 249 "on approval of Federal aviation regulations" Requirements for mandatory certification of individuals and legal entities performing aviation work. Certification procedure" // reference system Consultant Plus // URL: http:// www.consultant.ru (accessed 08.03.2020)

6. Order of the Ministry of transport of the Russian Federation of may 6, 2013 No. 170 "on approval of the Administrative regulations of the Federal air transport Agency for providing state services for state registration of rights to aircraft and transactions with them" // Reference system Consultant Plus // URL: http://w-ww.consultant.ru (accessed 08.03.2020)

7. Order of the Ministry of transport of the Russian Federation No. 246 dated August 13, 2015 "on approval of Federal aviation regulations" requirements For legal entities and individual entrepreneurs engaged in commercial air transportation. Form and procedure for issuing a document confirming the compliance of legal entities and individual entrepreneurs engaged in commercial air transport with the requirements of the Federal aviation regulations" // reference system Consultant Plus // URL: http:// www.consultant.ru (accessed 08.03.2020)

8. State register of civil aircraft of the Russian Federation // Official website of the Federal air transport Agency. https://www.favt.ru/ opendata-table?id=2500 (accessed 08.03.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.