Научная статья на тему 'Гражданско-правовые основы оказания возмездных услуг обладателем свидетельства частного пилота'

Гражданско-правовые основы оказания возмездных услуг обладателем свидетельства частного пилота Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ВОЗДУШНОЕ ПРАВО / ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС / АВИАЦИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ / CIVIL AVIATION / AIR LAW / AVIATION CODE / GENERAL AVIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хлопушин Дмитрий Сергеевич

.На протяжении последних десяти лет в Российской Федерации шел активный рост парка сверхлегких и легких воздушных судов, находящихся в частной собственности и выполняющих полеты в личных целях. В сложившихся условиях вполне закономерным процессом развития явилась тенденция на привлечение легких воздушных судов для выполнения полетов, связанных с извлечением прибыли. Как следствие, возникла потребность в пилотах, выполняющих полеты, прежде всего, на легких воздушных судах, связанных с коммерческой составляющей и получением прибыли, но не являющейся коммерческой воздушной перевозкой или авиационной работой по своей правовой природе. В связи с изложенным, возник правовой вопрос о правомерности привлечения обладателей свидетельства частного пилота в указанной категории полетов как основной массы специалистов из числа авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, способных выполнять полеты на легких воздушных судах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil-legal basiсs for providing paid services by the owner of a private pilot's certificate

Over the past ten years, the Russian Federation has been actively growing its fleet of ultralight and light aircraft that are privately owned and fly for personal purposes. In the current conditions, the trend towards attracting light aircraft to perform flights related to profit-making has become quite a natural development process. As a result, there is a need for pilots who perform flights, primarily on light aircraft, related to the commercial component and profit, but is not a commercial air transport or aviation work by its legal nature. In connection with the above, there was a legal question of the legality of attracting owners of a private pilot's certificate in this category of flights as the main mass of specialists from among the aviation personnel of the civil aviation of the Russian Federation, able to fly light aircraft.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовые основы оказания возмездных услуг обладателем свидетельства частного пилота»

УДК 340

Хлопушин Дмитрий Сергеевич

аспирант кафедры гражданского права, международного частного права и гражданского процесса, Российский университет транспорта (МИИТ) khlopushin@yandex.ru Dmitry S. Hlopushin

Graduate Student, Department of Civil Law, Private International Law and civil process, Russian University of Transport (MIIT) khlopushin@yandex.ru

Гражданско-правовые основы оказания возмездных услуг обладателем свидетельства частного пилота

Civil-legal basks for providing paid services by the owner of a private

pilot's certificate

Аннотация: На протяжении последних десяти лет в Российской Федерации шел активный рост парка сверхлегких и легких воздушных судов, находящихся в частной собственности и выполняющих полеты в личных целях.

В сложившихся условиях вполне закономерным процессом развития явилась тенденция на привлечение легких воздушных судов для выполнения полетов, связанных с извлечением прибыли.

Как следствие, возникла потребность в пилотах, выполняющих полеты, прежде всего, на легких воздушных судах, связанных с коммерческой составляющей и получением прибыли, но не являющейся коммерческой воздушной перевозкой или авиационной работой по своей правовой природе.

В связи с изложенным, возник правовой вопрос правомерности привлечения обладателей свидетельства частного пилота в указанной категории полетов как основной массы специалистов из числа авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, способных выполнять полеты на легких воздушных судах.

Ключевые слова: гражданская авиация, воздушное право, Воздушный кодекс, авиация общего назначения.

Annotation: Over the past ten years, the Russian Federation has been actively growing its fleet of ultralight and light aircraft that are privately owned and fly for personal purposes.

In the current conditions, the trend towards attracting light aircraft to perform flights related to profit-making has become quite a natural development process.

As a result, there is a need for pilots who perform flights, primarily on light aircraft, related to the commercial component and profit, but is not a commercial air transport or aviation work by its legal nature.

In connection with the above, there was a legal question of the legality of attracting owners of a private pilot's certificate in this category of flights as the main mass of specialists from among the aviation personnel of the civil aviation of the Russian Federation, able to fly light aircraft.

Key words: civil aviation, air law, Aviation Code, general aviation.

После распада советского союза и кризисов, связанных с переходным периодом становления современного российского государства, в Российской Федерации сложилась ситуация острого дефицита пилотов.

В последние годы на регулярной основе поднимается вопрос о нехватки пилотов гражданской авиации для работы на регулярных пассажирских перевозках в авиакомпаниях Российской Федерации [2].

Общая ситуация дефицита квалифицированного авиационного персонала и пилотов, в частности, в условиях кратного сокращения количества выпускаемых специалистов как государственными, так и частными организациями по подготовке авиационного персонала, а также в условиях оттока квалифицированных кадров [1] за пределы Российской Федерации для работы в иностранных авиакомпаниях, где из-за разницы курса валют оплата труда находится на более высоком уровне, нежели в отечественных авиакомпаниях.

В данных условиях говорить о полном удовлетворении потребности авиационной отрасли в квалифицированных членах летного экипажа невозможно, и особенно остро ситуация складывается в гражданской авиации, выполняющей полеты на легких воздушных судах, которая по объективным причинам является менее привлекательными для большинства специалистов.

Образовавшийся дефицит в настоящее время заполняется лицами, обладающими свидетельствами частного пилота, правовой статус которых не для всех в полной мере очевиден.

Необходимо сделать ремарку касательно того, почему именно обладатели свидетельств частного пилота восполняют потребность в пилотах легких воздушных судов.

Суть проблемы заключается в том, что срок подготовки частного пилота значительно короче, чем срок подготовки обладателя свидетельства коммерческого пилота, при этом для получения свидетельства коммерческого пилота требуется прохождение подготовки по программам подготовки частных пилотов и, по своей сути, свидетельство коммерческого пилота является логическим продолжением роста квалификации пилота.

Так для получения свидетельства частного пилота требуется не менее 35 часов налета, тогда как для получения свидетельства коммерческого пилота требуется не менее 150 часов налета.

При этом, в связи с тем, что первоначальная подготовка пилотов как до уровня свидетельства частного пилота, так и до уровня свидетельства коммерческого пилота осуществляется на легких воздушных судах, и с точки зрения уровня подготовки и требований к подготовке, необходимой для обеспечения требований безопасности полетов, лицо, прошедшее подготовку и получившее свидетельство частного пилота, может безопасно и профессионально управлять легким воздушным судном, о чем собственно и говорит выданное свидетельство частного пилота.

Негативным фактором, влияющим на полноценное понимание правового статуса обладателя свидетельства частного пилота, с обывательской точки зрения, является ранее применяемое наименование в отношении данной категории пилотов - «пилот-любитель».

Однако в настоящее время воздушным законодательством Российской Федерации, в частности Федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 № 147 [6] (далее - ФАП 147), введено понятие «свидетельства частного пилота», и установлены требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции в соответствии с обладаемым свидетельством.

При этом Воздушный кодекс Российской Федерации в статье 52 не устанавливает для обладателей свидетельства частного пилота каких-либо преференций или ограничений и определяет лиц, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала, как авиационный персонал [9].

Таким образом, для определения правового статуса обладателя свидетельства частного пилота нам необходимо обратится к ФАП 147.

В частности требования к обладателю свидетельства частного пилота, равно как и пределы полномочий лица, обладающего указанным свидетельством, установлены в главе III ФАП 147.

Мы не будем вдаваться в подробности предъявляемых требований, которые заключаются в требованиях к знаниям и практическим навыкам обладателя свидетельства частного пилота, мы остановимся лишь на

пункте 3.2 ФАП 147, а именно на правомочности обладателя свидетельства частного пилота.

Так в соответствии с пунктом 3.2. ФАП 147 обладатель свидетельства частного пилота при условии соблюдения общих требований к авиационному персоналу, а также при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может осуществлять функции командира или второго пилота воздушного судна соответствующего вида и типа (класса), не занятого в коммерческих воздушных перевозках. Частный пилот также может осуществлять оперативное техническое (предполетное) обслуживание воздушного судна, на котором он выполняет полеты.

Таким образом, мы видим в пункте 3.2 установленное ограничение в отношении обладателей свидетельства частного пилота, а именно прямой запрет на выполнение полетов в целях коммерческой воздушной перевозки.

Необходимо отметить, что в соответствии с обязательствами, взятыми Российской Федерацией в рамках Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго, 12.07.1944) как правопреемника СССР, национальное воздушное законодательство стремится к единообразию с международной практикой регулирования и в первой степени в рамках требований к авиационному персоналу их правами и обязанностям [4].

Так в рамках реализации положений Чикагской конвенции 1944 года в формате международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организацией гражданской авиации издано Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации «Выдача свидетельств авиационному персоналу» (далее - Приложение 1).

По аналогии с ФАП 147, являющегося, по сути, инкорпорацией Приложения 1 в отечественное воздушное законодательство, раздел 2.3. устанавливает требования и ограничения, применяемые к обладателями свидетельства частного пилота (private pilot) [3].

Для целей настоящей статьи наиболее интересным будет являться пункт 2.3.2.1. Приложения 1 в части установления ограничения по правомочности выполнения пилотом-обладателем свидетельства частного пилота функций командира или второго пилота воздушного судна, но не за плату соответствующего типа, не выполняющего полеты с целью получения доходов.

Таким образом, Приложение 1 устанавливает ограничение на выполнение обладателем свидетельства частного пилота полетов, связанных с получением оплаты за выполняемые им функции, то есть полетов, которые по своей цели считаются коммерческими.

Однако в связи с тем, что Приложение 1 не является частью Чикагской конвенции 1944 года, а также в связи с тем, что Российская Федерация не ратифицировала отдельно указанный акт, прямое применение его положений в порядке части 4 статьи 15 Конституции

Российской Федерации [5] и статьи 3 Воздушного кодекса Российской Федерации не представляется возможным.

В связи с чем можно прийти к выводу о том, что в рамках действующего воздушного законодательства Российской Федерации лица, обладающие свидетельством частного пилота, вправе осуществлять функции командира воздушного судна или второго пилота на воздушном судне, соответствующего обладаемым квалификационным отметкам, в любых целях, применяемых в гражданской авиации, за исключением коммерческих воздушных перевозок.

В иных работах нами был рассмотрен термин «коммерческая воздушная перевозка» и был сделан вывод о четком определении критериев коммерческой воздушной перевозки и обязательных признаков, дающих возможность оценки цели полета.

Таким образом, для целей настоящей статьи мы рассмотрим возможность осуществления функций командира воздушного судна обладателем свидетельства частного пилота в полетах, выполняемых в целях авиационных работ или в целях авиации общего назначения за плату.

Так, говоря о полетах в целях выполнения авиационных работ, мы на основании статьи 115 Воздушного кодекса Российской Федерации можем прийти к выводу о гражданско-правовой природе возмездной услуги, в рамках которой подрядчик (эксплуатант) обязуется выполнить для заказчика авиационные работы в порядке, в сроки, в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором. Заказчик обязуется предоставить предусмотренный договором объем авиационных работ в установленные сроки и оплатить авиационные работы.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, вправе осуществлять свою деятельность по выполнению авиационных работ на основании выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.

Таким документом в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской

от 23.12.2009 № 249 (далее - ФАП 249) [7], является сертификат эксплуатанта, подтверждающий право на выполнение авиационных работ.

При этом ФАП 249 не установлено ограничений на выполнение полетов в целях выполнения авиационных работ лицами, обладающими свидетельствами частного пилота.

В связи с вышеизложенным, остался не рассмотренным вопрос правомерности выполнения лицом, обладающим свидетельством частного пилота, полетов, не являющихся коммерческой воздушной перевозкой или авиационной работой, и, как следствие, в соответствии с пунктом 3 статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации, полетов в целях авиации общего назначения, в частности, выполнения таких полетов возмездно.

Исходя из рассмотренного выше воздушного законодательства Российской Федерации, нами не выявлено ограничения на выполнение полетов на возмездной основе, не являющихся коммерческой воздушной перевозкой. Для полноты рассмотрения проблематики гражданского-правового регулирования рассматриваемого вопроса обратимся к Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Так оказание услуг по пилотированию воздушного судна при выполнении полетов в целях авиации общего назначения регулируется, по нашему мнению, в рамках статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации [8], а именно в рамках регулирования договорных отношений возмездного оказания услуг.

Необходимо сделать ремарку, что правоотношения между эксплуатантом и обладателем свидетельства частного пилота при выполнении полетов на авиационных работах регулируются также и трудовым законодательством в случае заключения трудового договора [10].

Описываемые правоотношения не попадают под ограничения части 2 статьи 779, а именно услуги по пилотированию воздушного судна лицом, обладающим свидетельством частного пилота, не попадают под понятия услуг, оказываемых по договорам, предусмотренными главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, мы можем прийти к выводу, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации лица, обладающие свидетельствами частного пилота правомочны осуществлять функции в соответствии с обладаемыми квалификационными отметками командира воздушного судна или второго пилота, в том числе и за плату, за исключением полетов, выполняемых в целях коммерческой перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов П. «Они только злят»: почему пилоты массово уезжают из России // Русская служба Би-би-си. 11.08.2017. URL: https://www.bbc.com/russian/features-40593216 (дата обращения 11.03.2020)

2. Волобуев А. Нелетная подготовка: авиакомпании ждет кадровый голод //Известия. 09.12.2019. URL: https://iz.ru/951472/aleksandr-volobuev/neletnaia-podgotovka-aviakompanii-zhdet-kadrovyi-golod (дата обращения 11.03.2020)

3. «Выдача свидетельств авиационному персоналу». Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации // Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта.

https://www.favt.ru/public/pup/2018/%D0%94%D0%BE%D0%BF%D0%BE% D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1 %8C%D0%BD %D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0 %B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B/1 %20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B B%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%201%20%D0% BA%20%D0%A7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D1%81%D0%BA% D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0 %BD%D1 %86%D0%B8%D0%B8%20(%D1%81 %20%D0%BF%D0%BE%D0 %BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20 %D0%B4%D0%BE%20%E2%84%96174).pdf (дата обращения 11.03.2020)

4. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 7 декабря 1944 г.) // Справочная система Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.03.2020)

5. Конституция Российской Федерации. // Справочная система Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.03.2020 г.)

6. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» // Справочная система Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.03.2020)

7. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 249 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации» // Справочная система Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 08.03.2020)

8. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая» // Справочная система Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.03.2020)

9. Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» // Справочная система Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.03.2020)

10. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» // Справочная система Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.03.2020)

REFERENCES

1. Aksenov P. "They only get angry": why pilots leave Russia // Russian BBC Service. 11.08.2017. URL: https://www.bbc.com/russian/features-40593216 (date of request 11.03.2020)

2. Volobuev A. Non-Flight training: airlines are waiting for a personnel famine // Izvestia. 09.12.2019. URL: https://iz.ru/951472/aleksandr-

volobuev/neletnaia-podgotovka-aviakompanii-zhdet-kadrovyi-golod (date of request 11.03.2020)

3. "Personnel Licensing". Annex 1 to the Convention on International Civil Aviation // Official website of Federal Air Transport Agency. https://www.favt.ru/public/pup/2018/%D0%94%D0%BE%D0%BF%D0%BE% D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD %D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0 %B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B/1 %20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B B%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%201%20%D0% BA%20%D0%A7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D1%81%D0%BA% D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0 %BD%D1 %86%D0%B8%D0%B8%20(%D1%81 %20%D0%BF%D0%BE%D0 %BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20 %D0%B4%D0%BE%20%E2%84%96174).pdf (date of request 11.03.2020)

4. Convention on International Civil Aviation (Chicago, December 7, 1944) // Reference system Consultant Plus // URL: http://www.consultant.ru (date of request 11.03.2020)

5. Constitution of the Russian Federation. // Reference system Consultant Plus // URL: http://www.consultant.ru (date of request 11.03.2020 8.)

6. Order of the Ministry of transport of the Russian Federation, September 12, 2008 № 147 "About the approval of Federal aviation rules "Requirements to members of the crew of aircraft, specialists in aircraft maintenance and flight support staff (flight controllers) of civil aviation" // Reference system Consultant Plus // URL: http://www.consultant.ru (date of request 11.03.2020)

7. Order of the Ministry of transport of the Russian Federation, December 23, 2009 № 249 "About the approval of Federal aviation rules "Requirements to carrying out obligatory certification of physical persons , legal entities performing aviation works. The procedure for certification" // Reference system Consultant Plus // URL: http://www.consultant.ru (date of request 11.03.2020)

8. Federal law, January 26, 1996 № 14 "Civil code of the Russian Federation. Part two" // Reference system Consultant Plus // URL: http://www.consultant.ru (date of request 11.03.2020 8.)

9. Federal law, March 19, 1997 № 60 "Air code of the Russian Federation" // Reference system Consultant Plus // URL: http://www.consultant.ru (date of request 11.03.2020 8.)

10. Federal law, December 30, 2001 № 197 "Labor code of the Russian Federation" // Reference system Consultant Plus // URL: http://www.consultant.ru (date of request 11.03.2020 8.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.